Иерусалимские уставы, начиная с древнейших, указывали «возвышать голос» на Пс 3 (в нек-рых указывалось возвышать голос на Пс 2), что, возможно, связано со студийской певч. практикой ( Скабалланович. Типикон. Вып. 2. С. 105). Это же указание присутствует и в старопечатных Типиконах XVII в. (Устав. М., 1610. Л. 6об.; Устав. М., 1634. Л. 4), но не отмечено в совр. Старопечатные Типиконы 1610 и 1641 гг. подробно описывают порядок пения «Б. м.» на воскресном всенощном бдении: из 1-й «славы» предписывается петь с припевом «аллилуия» лишь избранные стихи: Пс 1. 1a, 6b; 2. 2, 12; 3. 8a, 9b; «  », «    »; те же стихи зафиксированы в рукописных обиходах XVII в. (напр., МГУ. 774, нач. XVII в.) и печатном старообрядческом 1911 г. (Обиход. М., 1911). Во мн. певч. рукописях (XVI-XVII вв.) гласовые указания перед «Б. м.» не приводятся. Иногда «Б. м.» предваряется рубрикой: «Начинает первый лик высочайшим гласом светло». Певч. модель псалмодии «Б. м.» следующая: 1-е полустишие «Б. м.» и припев «аллилуия» исполняются на особый начальный напев; мелодия 2-го полустишия с припевом «аллилуия» является моделью для исполнения последующих избранных стихов 1-й «славы». Относительно 2-й и 3-й «славы» «Б. м.» Типиконы 1610 и 1641 гг. содержат лишь общее указание, что петь их следует «на глас дню». В рус. певч. рукописях XVI-XVII вв. нотируется, как правило, только 1-я «слава» «Б. м.». Встречаются рукописи, в к-рых нотированы все 3 «славы». Каждая из 3 «слав» распевается на индивидуальный напев, не зависящий от текущего гласа. В Обиходе 1911 г. избранные стихи 2-й «славы» (Пс 4. 2, 4) распеты путевым распевом на мелодию мелизматического типа. Припевов у этих стихов нет. «  » и «    » имеют речитативную мелодию, характерную для псалмодии, а в качестве припевов к ним приведены стихи из псалмов (Пс 4. 6, 7), распетые на ту же мелодию, что и стихи Пс 4. 2, 4. Затем трижды речитативно распевается «          », после каждого раза - избранный стих псалма (Пс 4. 9; 5. 3, 12) мелизматическим распевом. Приведен также и др. вариант («А инии на роспев поют»): «  », «    » и «          » распеты мелизматически по образцу избранных стихов, без припевов. То же повторяется и в 3-й «славе». Мелизматический стиль, отсутствие речитации в напеве стихов псалмов, возможно, говорят о том, что мелодия припева перешла на сами стихи из псалмов, а припевы исчезли из певч. практики. Это подтверждается и простотой мелодии «  » и «    », и обозначением «припев» перед следующими за ними стихами псалма (Обиход. М., 1911. Л. 7-10; Успенский. С. 44-45).

http://pravenc.ru/text/149353.html

Ты бесконечен, а наша жизнь измеряется несколькими пядьми. Афан. Ст.7. Образом ходит человек. По Афан. – как призрак; по Феод. – человек, как на картине. Мысль такая: человек на картине может быть облечен в богатые одежды и окружен сокровищами, но он ничем не пользуется; так настоящие блага мира бесполезны человеку. Ст.10. Не отверзохуст моих, яко Ты сотворил еси; Я не отвечал на поношение, потому что Ты так поступил. Ст.12. Истаял еси яко паучину душу его, то есть жизнь его так ненадежна, как паутина. Пс.40:11. И воздам им, не местию, а милостию. Ст.12. Восхотел мя еси, то есть благоволил ко мне. Пс.43:19. Уклонил еси стези наша от пути Твоего. То есть не ведешь нас прежним путем Твоего милосердия, путем, на котором являл нам милость и возвышал нас; но смирил еси нас. Пс.44:5. Иналяцы – напрягай, натягивай лук; наставит тя десница – не столп облачный, а сама десница Твоя будет руководить тебя. Вас. Вел. Смирна – горькое ароматическое растение – символ погребения; стакти – жидкость, выжимаемая из смирны, – символ сошествия во ад; касия – род коры древесной – знак страдания плотию на кресте. Вас. Вел. Тяжести слоновые – громадные дома, искусно убранные; по Афан.: храмы, дома украшенные чисто, наподобие слоновой кости, из которых пришли возвеселить тебя дщери Царские, воздали тебе Царскую честь. Пс.45:11. Упразднитеся – удалитесь ог житейских попечений, дайте спокойствие и свободу мысли. Вас. Вел., Афан. Алекс. Пс.46:10. Божии державнии: от Бога облеченные силою Царственною – апостолы и Его верующие. Пс.47:3. Благокоренным радованием всея земли – Господь, укореняющий твердо к радости всей земли Сионскую гору и Северную сторону города. Ст.4. Бог в тяжестех Его знаем есть; знаем в великих зданиях, храмах, потому что Он хранит их. Ст.11. По имени Твоему, хвала Твоя. По той мере, как Ты являешь свойства Твоего существа, силу и благость, возрастает хвала Твоя. Ст.13. Поведите в столпех; то есть на башнях Сиона возвестите чудеса Его. Ст.14. Положите сердца ваша в силу Его. Обратите внимание на силу Его и разделите, то есть раздельно размерьте дом Его. Афан. и Феод, сие объясняют о Церкви. Пс.48:5. Приклоню в притчу ухо мое.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Ternovs...

Евреи гордились своим законом, потому что он был возвещен при посредстве Ангелов. Апостол доказывает, что Христос превосходнее их, ибо «воссел одесную величия на высоте» ( Евр.1:3 ), т. е. одесную Бога, в то время как Ангелы «суть служебные духи» ( Евр.1:14 ). Прославление Христа выражается в наследовании Им славнейшего имени, чем у Ангелов. Эти имена Апостол приводит из ветхозаветных пророчеств. К Божеству Христа относится имя «Сына Божия» (Пс.2и 2Цар.7:14 ), «Первородного» ( Евр.1:6 ), Христос прямо именуется «Богом», престол, Которого «в век века», т. е. вечен ( Пс.44:7–8 ) и «Господом», сотворившим небо и землю, во власти Которого как одежду свернуть их, между тем как лета Его не кончатся ( Евр.1:10–12 , Пс.101:26 ). Из всех указанных имен, прилагаемых к Иисусу Христу, открывается Его Богоравное достоинство, в то время как об Ангелах сказано: «Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь» ( Евр.1:7 ; Пс.103:4 ) (в еврейском подлиннике это место читается так: «Ты творишь ветры Своими вестниками и пламень огня Своими слугами», и оно заключает ту мысль, что у Бога даже стихийные явления могут служить вестником, послом и слугой. Поэтому Ангелы суть не более как тварные, служебные силы у Бога), т. е. все они суть только «служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» ( Евр.1:14 ). Иисус Христос превосходит Ангелов не тем только, что Он Сын Божий и Бог, но и тем, что будучи Богом, Он стал совершенным человеком, которому «Бог покорил будущую вселенную» ( Евр.2:5 ), Который добровольно, искупления нашего ради подвергся уничижению и смерти, за что и Бог «славою и честию увенчал Его... все покорил под ноги Его» ( Евр.2:7–8 ; Пс.8:7 ) (слова: «не много Ты унизил его пред Ангелами» ( Евр.2:7 ), сказанные прор. Давидом ( Пс.8:7 ), пророчески указывали на Мессию, Который во время крестных страданий был унижен не только по сравнению с Ангелами, но и со всеми людьми ( Ис.53:3 ; Пс.21:7 ). Как Богочеловек, Он стал «вождем спасения», приводя в первоначальную славу и достоинство род человеческий ( Евр.2:3–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

4. Если же Он был настолько превосходнее Ангелов в отношении всего того, что я указал; то сколь превосходнейшее пред ними имя наследовал? То есть именно то, о котором сказал: дал Ему имя, которое выше всякаго имени (Флп.2:9). 5. Кому когда-либо из Ангелов сказал: Сын мой еси Ты (Пс.2:7)? Ибо хотя это и сказано было людям, как свидетельство о природе их, то есть что они суть сыны (Бога) не по природе, а по благодати, - однако же ни одному из Ангелов не сказано: Я буду Ему Отцом и Он будет Мне Сыном (2Цар.7:14). 6. И ни одному из людей не было возвещено: да поклонятся Ему Ангелы Божии (Пс.96:7), ибо если Ангелы и делаются товарищами людей, однако же люди никогда не приводили Ангелов в повиновение себе. 7. Ибо Ангелы не нетварны, но сотворил, говорит, Ангелов Своих духами и слуг Своих огненными пламенем (Пс.103:4). 8-9. О Сыне же Своем так говорит Бог: престол Твой во век века. Обрати внимание на то, что не назвал здесь плоть Его сотворенною, не потому, чтобы она не была создана, но чтобы творение по плоти Ариане не отнесли к творению Сына по естеству. Жезл, говорит, правоты Иуды, жезл царства Твоего и прочее, сказанное Давидом о Христе по плоти, Апостол привел здесь (Пс.44:7-8). 10. И: Ты, Господи, в начале землю основал, и небеса, - то есть твердь, которая создана после земли, - дело рук Твоих суть. 11-12. Здесь, как и в словах: они погибнут и прочее, - Апостол опять приводит изречение Давида (Пс.101:26-28). Если погибнут все творения, то следовательно погибнет и рай, который не имел погибнуть. Поэтому посредством рая, который не погиб, открывает, что вместе с нами (назначенными для блаженства в раю) обновятся и все твари (Рим.8:18-22), как учат одни, - а отнюдь не погибнут, как говорили другие. 13. К кому, говорит, из Ангелов сказал: седи одесную Меня, доколе положу врагов твоих под ноги Твои (Пс.109:1)? 14. Хотя, говорит, они суть духи, однако они необходимы, как посылаемые в конце (мира) на служение ради тех, кои имеют наследовать жизнь спасения.  Глава II 1. Посему особенно надлежит нам быть внимательными к словам, кои мы слышали от Сына, дабы не отпасть и нам, как прежний народ.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/897/...

Идолы как свидетели . Павел говорил: «Свидетель мне Бог» (напр., Рим.1:9 ; Флп.1:8 ), и идолы, исполнявшие функции богов, тоже служили свидетелями клятв, скреплявших договоры, заветов и религиозных обетов. Многие окружности из камней, найденные археологами, следует, по- видимому, понимать как символы божественных собраний свидетелей. Пророки обличали идолопоклонников, так как их свидетели «не видят и не разумеют» ( Ис.44:8–9 ). Помимо пророческих призывов отказаться от свидетельства идолов, отголоски такой точки зрения содержатся и в повествовательных местах Ветхого Завета. Иаков и Лаван сложили груду камней и дали ей название, означающее «свидетель» ( Быт.31:44–52 ). Исаия предсказывал, что в Египте будут жертвенник и столп Господу как «знамение и свидетельство» ( Ис.19:19–20 ). Жертвенник не для всесожжений, а для свидетельства о подобающем служении был поставлен на границе между коленами ( Нав.22:26–27, 34 ). Менее ясно религиозное значение других каменных свидетелей. Возможно, каменные глыбы, неизменные составные части ландшафта, играли роль немых свидетелей исторических событий и служили неподвижным материальным символом ненаписанной истории ( 1Цар.6:18 ). Мысль о камнях как о свидетелях вновь выразилась в словах Иисуса: «Если они умолкнут, то камни возопиют» ( Лк.19:40 ). Идолопоклонство как определенные действия . В жестикуляции при идолослужении выражались несомненные признаки подчинения и поклонения. Поклоны, приличествовавшие при молитве ( 3Цар.18:42 ; 2Пар.29:29 ), совершались и перед идолами ( 4Цар.5:18 ; Ис.44:15 ). (Еврейские понятия «поклона», «служения» и «поклонения» были почти взаимозаменяемыми и воспрещались в отношении идолов [ Исх.20:5 ]). В других случаях поклонение характеризуется словами «обратить глаза» или «возвести очи» к идолам ( Иез.18:6, 12, 15; 33:25 ) или к Богу ( Пс.120 ; Пс.122:1 ). Некоторые действия при поклонении характерны только для идолослужения, поскольку для них требуется какой-то конкретный предмет. К ним относятся целование Ваала или тельца ( 3Цар.19:18 ; Ос.13:2 ) или поцелуй собственной руки ( Иов.31:27 ). Под последним, возможно, понимается предоставление своей души божеству ( Пс.23:4 ), находящее художественное выражение в описаниях молящихся с рукой у рта или с простертой рукой. Резкое отличие поклонения Богу израильтян от практики их соседей заключалось в отсутствии какого бы то ни было образа над херувимами на ковчеге завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

д) живут в послушании Богу: Чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией ( 1Петр.4:2 ); е) пребывают исполненными послушания Богу: Приветствует вас Епафрас, подвизающийся за вас в молитвах, чтобы вы пребыли совершенны и исполнены всем, что угодно Богу ( Кол.4:12 ). Да усовершит Он вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его ( Евр.13:21 ); ж) не оставляют послушания Богу, но пребывают твердыми в оном: Едва не погубили меня на земле, но я не оставил повелений Твоих. Буду хранить закон Твой всегда, во веки и веки ( Пс.118:87,44 ); з) молятся, чтобы сохранить послушание Богу и быть сохраненными в нем: Наставь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить во истине Твоей ( Пс.85:11 ). Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты – Бог мой ( Пс.142:10 ). Да будет сердце мое непорочно в уставах Твоих, чтобы я не посрамился. Поддержи меня, и спасусь; и в уставы Твои буду вникать непрестанно. Утверди стопы мои в слове Твоем ( Пс.118:80,117,133 ); и) познают и понимают волю Божию: Не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия ( Еф.5:17 ). Не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его во всякой премудрости и разумении духовном ( Кол.1:9 ). Бог испытывает верных в послушании Ему: Народы некие оставил Господь, чтобы искушать ими израильтян, чтобы узнать, повинуются ли они заповедям Господним ( Суд.3:1,4 ). Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака, почему и получил его в предзнаменование ( Евр.11:17,19 ). Послушание Богу есть доказательство а) любви к Нему: Кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась ( 1Ин.2:5 ). Это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его ( 1Ин.5:3 ). Любовь состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его ( 2Ин.1:6 ). Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня ( Ин.14:15,21 ); б) познания Бога: Что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди ( 1Ин.2:3 ). Послушание Богу совершенное не ожидает наград: Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать ( Лк.17:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Когда Израиль вступил в обетованную землю, жившие на ней народы не просто оказались не на том месте в неподходящее время. Библейская история показывает, что для этих народов наступил день суда. В этом смысле они были, прежде всего, врагами Яхве, а затем уж Израиля. Но их конкретная роль всегда определялась верховной волей Бога. Населявшие Ханаан народы, как и великие империи библейских времен (Ассирия, Вавилон, Египет), могли использоваться Богом для наказания Израиля и суда над ним. Для описания победы Бога над этими врагами используются разные образы, но в основном это образ поддержки. Упор делается поочередно на разгроме врага Богом как Небесным Воителем и на разгроме врага Израилем с предпосылкой, что истинная победа на поле боя невозможна без Божьей помощи. Бог обещает идти с Израилем, сражаться за Израиль и давать ему победу ( Втор.20:4 ). Бог заставляет врага поворачиваться спиной и обращает его в бегство ( Исх.23:27 ), рассеивает его ( Чис.10:35 ) и посылает Израиль в погоню. С Богом во главе пятеро израильских воинов могут прогнать сотню, а сто могут прогнать тьму ( Лев.26:7–8 ). Когда Израиль находится в отчаянном положении, Бог избавляет его от руки врага и спасает от сильного противника ( Чис.10:9 ; Суд.8:34 ; 2Цар.22:18 ; Пс.17:18; 105:10 ). Бог обещает прогнать хананеев от лица Израиля ( Втор.32:21; 33:27 ), изгнать их из земли ( Втор.6:19 ). Израиль возвратит потерянное ( Втор.30:7 ) и получит земли своих врагов. Повторяющаяся тема, связанная с наследованием земли, – предоставление Богом Израилю «покоя» от его врагов ( Втор.12:10; 25:19 ; Нав.23:1 ). Мы часто читаем также, что Бог предает врагов в руки Израиля ( Втор.23:14 ), предает их для казни ( Нав.21:44 ; Суд.3:28 ; 1Цар.26:8 ; ср. Суд.16:23–24 ). Бог изображается сокрушающим голову врагов Своих ( Пс.67:22 ) или низлагающим их ( Пс.59:14; 107:14 ). Враги Соломона «будут лизать прах» ( Пс.71:9 ). Бог обращает врагов в мелкую пыль, и они становятся «как разлетающаяся плева» ( Ис.29:5 ). Враги Израиля исчезнут, как дым ( Пс.36:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Боже богов! Я знаю, что Ты не всегда будешь молчать, знаю, что Ты открыто придешь: «пред лицом Твоим «огонь поедающий, и вокруг Тебя сильная буря» ( Пс.49:3 ). Ты призовешь «свыше небо и землю, судить народ Свой» ( Пс.49:4 ). И вот пред столькими тысячами народа обнажатся все грехи мои, стольким сонмам ангелов открыты будут все беззакония мои, не только совершенные делом, но и самые помышления и слова мои. Пред столькими судьями я предстану, сколько меня опередили в добрых делах. Столько обличен буду свидетелями, сколько они наставляли меня полезными словами, и к подражанию моему себя самих представляли мне в примере добрыми делами. Господи мой, не знаю я, что сказать; не понимаю, как отвечать. Я еще не на этом грозном суде, а уже мучит меня совесть, терзают сердечные тайны, связывает сребролюбие, обвиняет гордость, пожирает зависть, сожигает похоть, опустошает роскошь, бесчестит объедение, низвергает пьянство, раздирает бесславие, обличает похищение, расточает несогласие, возмущает гнев, расслабляет покой, подавляет слабость, обольщает лицемерие, склоняет лесть, возносит благополучие, уязвляет бесчестие. Избавитель мой от рода гневливого: вот, с кем я жил от дня рождения моего, в чем я упражнялся и кому служил! Самые любимые занятия мои осуждают меня; что я хвалил, то меня опорочивает. Так это мои друзья, которыми я любовался, которым верил, с которыми жил, которым повиновался. Увы мне, Царю мой и Боже мой, «что я пребываю у Мосоха» ( Пс.119:5 ). Горе мне, что я обитал с живущими в Кидаре! И если святой Давид сильно возлюбил их, тем более я окаянный могу сказать о себе: «долго жила душа моя с ненавидящими мир!» ( Пс.119:6 ). Утверждение мое, Боже мой, «не оправдается пред» Тобою «никакая плоть» ( Рим. 3:20 ). Упования моего не полагаю на сынов человеческих. Кого Ты, если будешь судить без милосердия Твоего, найдешь праведным? И если Ты не встретишь нечестивого милостью, не будет прославляющего праведного. Ибо я, Спаситель мой, верю тому, что слышал, так как милосердие Твое ведет меня к покаянию. Мне сказали Твои сладчайшие уста: «никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец» ( Ин. 6:44 ) Мой Небесный. А так как Ты научил меня этому, и, как милостивый, наставил, то я всеми душевными силами, всем зрением ума, прошу Тебя, Всемогущий Отче! с возлюбленнейшим Сыном Твоим, и Тебя, вожделеннейший Сын! с прелюбезным призываю Утешителем: «привлеки меня, чтобы я радостно за Тобою шел «в приятное благоухание» ( Лев. 17:6 ) Тебе. 5. Отец призывается через Сына

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Пророк говорит: Он дан нам, разумеется всем, не только грешным, но и праведным; ибо Его явление необходимо для спасения всех, даже и таких благочестивых людей, как сам пророк Исаия, потому что все повинны перед Богом и должны бить примирены с Ним (гл.53:4–6; 64:6–8; Пс.48:8–11 ). Как Сын Богом данный, сей Младенец есть наследник праотеческих благословений и исполнитель божественных обетований: по праву наследия Ему принадлежит начальство или владычество. По сему праву Сын Божий получит «народы в наследие Себе и пределы земли во владение Себе» ( Пс.2:7–8 ). Велико и дело этого владычества, но оно будет на собственных плечах Его, а не на сотрудниках, помощниках или советниках Его; потому что помощь человеческая в деле спасения самих же людей от греха и вечной смерти невозможна, это возможно только для всесвятого и всемогущего Сына Божия. Но если и обыкновенные цари-герои в древности, совершая самолично подвиг завоевания и победы, ставили это себе в превосходную честь 20 : то тем большей чести достоин победитель всех народов – Еммануил, совершивший это дивное дело всемогущей десницей своей. Он с совершенным правом скажет о Себе: «Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною: и Я топтал их во гневе Моем, и попирал их в ярости Моей.. Я смотрел и не было помощника; дивился, что не было поддерживающего: но помогла Мне мышца Моя» ( Ис.51:5; 63:3,5 ; Пс.44:5 ). Соответственно чрезвычайной природе и превосходным свойствам характера, а также высокому назначению и разносторонней совершеннейшей деятельности Владыки – Спасителя Сына Божия, Ему дано будет несколько имен, из которых одно знаменательнее другого. Его имя –великого света Ангел или Вестник. В противоположность лукавым, низким, несбыточным советам союзных царей – врагов престола Давидова и царства Божия (гл. 7:2,5–7; 8:9–10; 28:8,14–22; 31:6), Сын Божий – обетованный потомок Давида будет Вестником великого совета. Этот совет есть предвечное определение воли Царя Небесного о низложении всякого царства лжи и зла, о просвещении человечества и спасении его от греха, проклятия и смерти (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

3–9. В изъяснение побуждения к прославлению Господа, псалмопевец изображает откровение величия и славы Его в страшной, сопровождающейся бурею грозе, которая, начинаясь над морем (ст. 3), с ужасающею силою разражается над Ливаном и Антиливаном (ст. 5–6), и проносясь к югу чрез всю Палестину, потрясает соседнюю с нею пустыню Кадеш (ст. 8), всюду производя к природе грозно-дивные, поражающие действия. В яростных порывах ветра и в оглушительных раскатах грома псалмопевец слышит вещающий людям глас Божий, а в разительных действиях этого грозного явления в природе созерцает силу всемогущего Творца и Правителя вселенной. Подобное же изображение грозы под образом раздающегося с небес гласа Божия – в Пс.17:14 и 16 и в кн. Иова 37:2–5. Основанием для него, без сомнения, послужило явление Господа и изречение Им Своего Закона на Синае среди громов и молний ( Исх.19:16–20; 20:1–18 ), а также совершение праведного суда Божия над первым развращенным миром чрез тучи потопа. На последнее событие есть прямое указание в 10 ст. псалма. г. Гласъ Гдень на водахъ, Бгъ славы возгрем, Гдь на водахъ многихъ. 3. Глас Господень над водами; Бог славы возгремел, Господь над водами многими. 3 . Выражение воды многи, при употреблении его в буквальном смысле, в св. П. обыкновенно означает море ( Пс.76:17 и 20; 92:4; 106:23; Ис. 23:3 ; Иез. 27:26 ; ср. Исх. 15:10 ), или же иногда большие реки ( Иер. 51:13 ; Апок. 17:1 ), и здесь, в прямом смысле, в отношении к грозе должно быть понимаемо в значении моря, над которым от испарений вод по преимуществу скопляются облака и образуются дождевые тучи ( Иов.38:9 ; 3Цар.8:44 ). По ближайшему сопоставлению с Ливаном, море это есть лежащее на западе от Палестины, а также простирающихся на севере ее Ливанских гор, – море Средиземное. Посему гласъ Гдень (евр. Иеговы) на водахъ, Бгъ (евр. эл=всемогущий) славы возгрем, Гдь на водахъ многихъ букв. зн., что изображаемая в псалме гроза и буря начинается на северо-западе Палестины над Средиземным морем и первые порывы вихря и удары грома, в которых Господь как бы вещает людям о своём могуществе и славе, раздаются над безбрежною ширью его водного пространства. Но в пророчественном смысл этот первый, слышимый в громе и буре над водами моря глас Божий ость предызображение нисшествия Св. Духа на Христа и чрез Него на верующих (см. выше в введ. к Пс.тропарь вел. освящ. воды в Богоявл.) и того действительного гласа Бога Отца (св. Ипполит, в сл. на Богоявл., Афан. и Вас. В., бл. Феодорит и Евф. Зигабен в толков.), который возгремел над водами многими, Своему свидетельствуяй Сыну (кан. на Богоявл. св. Косьмы Маиумского п. 4 ирмос), при крещении его на Иордане ( Мф.3:13–17 ; Мк. 1:9–11 ; Лк. 3:21–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010