Исповедание веры называется также Символом веры или кратким изложением веры.     33. Как разделяется Символ веры?    Символ веры разделяется на двенадцать членов.     Пояснения:    I. Символ православной веры был составлен и объявлен на Первом и Втором Вселенских Соборах. На Первом Вселенском Соборе, состоявшемся в 325 г. в Никее, были приняты и объявлены I, II, III, IV, V, VI, VII члены и первая половина VIII члена; на Втором Вселенском Соборе, состоявшемся в 381 г. в Царьграде (Константинополе), были приняты вторая половина VIII члена и IX, X, XI и XII члены. Поэтому этот Символ веры и получил название Никеоцареградского. Этот Символ был составлен на основании Священного Предания и Священного Писания.    II. Член Символа называется по-гречески «догма», то есть «учение Церкви». О первом члене Символа Веры     34. Как читается первый член Символа веры?    Первый член Символа веры читается так: «Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым».     35. Что мы исповедуем первым членом Символа веры?    Первым членом Символа веры мы исповедуем, что есть только один Бог, Который является Творцом всего во вселенной. а) О Боге и Его свойствах     36. Кто есть Бог?    Бог — Творец и Господь неба и земли.     37. Можем мы видеть Бога?    Бога мы не можем видеть, потому что Бог есть дух, не имеющий тела.     Пояснение:    Иисус Христос сказал: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин.4:24).     38. Какие свойства Божии, кроме Его невидимости, мы должны помнить?    Кроме невидимости Бога мы должны еще помнить, что Бог есть дух:    1) вечный и совершенный;    2) вездесущий и всеведущий;    3) премудрый и всемогущий;    4) пресвятой и справедливый;    5) всеблагой и всемилосердный.     39. Что значит: Бог — вечен?    Бог вечен — это значит, что Бог всегда был, есть и будет (Пс.89:2—3).     40. Что значит: Бог — совершенен?    Бог совершенен — это значит, что Он обладает всеми добрыми свойствами в бесконечной мере, и никто не может с Ним равняться (Пс.144:3).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

21 Владычественным началом души принято именовать ум вместе со свободной волей. 22 В «Патрологии» Миня схолия, относящаяся к католическому изданию Нового времени: «Послушай это, Лютер, со своими слепыми последователями!» 23 В церковнославянском: во вся дни обета своего. 24 Ср.: «Пастырь Ерма». Подобия. V, 3. 25 Недаром преп. Иоанн Лествичник называет сребролюбие «предсказателем старости» ( Преп. Иоанн Лествичник . Райская лествица. 16, 2). 26 Опрощение или простота есть идеал духовной жизни и одна из добродетелей по учению христианскому, и даже по учению отдельных языческих философов, таких как Марк Аврелий ( Марк Аврелий . К самому себе. V, 9, 1), Плотин (см.: Плотин. Эннеады. VI, 9, 11). В церковной письменности эта тема занимает также важное место (см.: «Пастырь Ерма». Видения. I, 2—3; III, 8—9; Заповеди. 2; Подобия. IX, 15, 24, 3; Климент Александрийский. Строматы. II, 12, 55 и т. д.). Некоторым образом данная добродетель соответствует известному свойству Самого Бога — Божественной простоте. 27 Здесь — неподзаконному, то есть неиудею. 28 Имеется в виду, что давать в долг и оказывать милость в Священном Писании является взаимозаменимым повелением. 29 То есть небесполезно для богатых оказывать помощь нуждающимся, и в этом заключается гораздо более значительная польза по сравнению с земной выгодой. 30 Ростовщичество; взимание процентовс данных взаймы денег. 31 Цитата не идентифицируется. 32 Латинский перевод: «О рассеянностивнимания или неуместной озабоченности». 33 Ср.: «Пастырь Ерма». Подобия. I. 34 То есть без избытка. 35 Речь идет о выкупе других людей из долгового рабства. 36 Ср.: «Пастырь Ерма». Подобия. I. 37 Речь идет, скорее всего, о кремне. Физиолог. 37//Physiologus (redactio prima)/Ed. F. Sbordone, Physiologus. Romë Dante Alighieri-Albrighi, Segati, 1936 (repr. Hildesheim: Olms, 1976). Р. 1—145. (Cod: 10,567: Nat. Hist.). 38 Пс. — Климент Римский. Письма о девстве. II, 8—13. 39 Преп. Нил Анкирский. О восьми лукавых духах. 4—5//PG. T. 79. Col. 1145—1164. 40

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

33. Ум твой да будет всегда занят Божественными Писаниями. Дверь твоя пусть будет заперта не железными запорами, но заграждена краеугольным камнем (в трезвении возглашаемым именем Господа Иисуса). 34. Чудным делается лице монаха в молитве, и следы бывшего у него от сего веселия духовного приводят в веселие все множество монахов. 35. Монах, небрегущий о чреве и не любящий винопития, делается равно-Ангельным. 36. Неописанная красота – сияющее в душе монаха девство, самое же гнусное лицо у него по осквернении девства. 37. Всего хуже для монаха – падение в грех; он у него поедает все добро, как огнь солому. 38. Монах, поправший мир, делается собеседником Христу; а опутавшийся мирскими делами не угоден бывает Воеводе – Христу. 39. Монах не сребролюбивый – самый верный проповедник Царствия Небесного, а недугующий сребролюбием – человек злосчастно погибший. 40. Украшение молодому монаху целомудрие, обладающее неомраченным девством. 41. Драгоценность для монаха – послушание: кто приобрел его, тот услышан будет Господом. 42. Слово благо да отрыгает монах, и устами своими да глаголет Словеса Вышнего. 43. Монах да воспримет на себя произвольный голод, чтобы смирить земное тело, и возвысить небожительницу-душу. 44. Монах да вещает словеса истины, и ложь да будет изгнана из уст его. 45. Слыша жесткое слово, не приходи в запальчивость, но смирись; потому что, став посредником мира, примешь верную награду за мир, и наречешься сыном Вышнего. 46. Лев страшен диким ослам; таков да будет и монах для похотных помыслов. 47. Монах, разрешающий не во время пост, то же что подкапывающий основание столпа (в котором живет). 48. Что вихорь, поднимающий пыль на равнине, то и горделивый монах, возбуждающий страстные движения в монастыре. 49. Ангел на земле – добрый монах, не уязвленный стрелами сластолюбия. 50. Не вдавайся в гордыню, чтоб не пасть страшным падением. Подражай смиренномудрию Павла, чтоб сделаться и сонаследником ему. 51. Избери себе в образец Моисееву кротость, чтоб Бог претворил каменное сердце твое в озеро водное, и ты, испытав благотворность сего, мог хвалебно возглашать: «на воде покойне воспита мя Господь» ( Пс. 22, 2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Таковой непрестанный добрый подвиг веры, вседушное понуждение себя к делу христову ( Флп. 2:30 ) g.) , – образует христианский навык, 32 a.) и когда долгим деятельным обучением в различении добра и зла, так обучены будут внутренние чувства, что при ощущении любви к Закону Божию и ненависти ко всякому пути неправды 33 b.) , христианин дальним взором выну будет зреть пред собою Бога 34 c.) – a.) в сердце гореть желанием 35 , b.) быть един дух с Господем 36 ; c.) то отсель происходит христианское благочестие 37 , d.) которое составляя совершенство одной и той же христианской добродетели 38 ; есть такое благоговейное и в Боге погруженное расположение сердца, по которому христианин непрестанно одушевляясь в чувствованиях своих чувствованиями И. Христа 39 a.) , в делах и жизни своей примером и жизнью И. Христа 40 b.) , единственным и началом и концом всей деятельности своей имеет Бога и славу Божию во Иисусе Христе. Когда христианское благочестие обращается в постоянный навык, в постоянное пребывание и хождение с Богом так, что Христианин непрестанно и помышляет о духовном 41 c .) и живет и ходит духом ( Рим. 8:4 ) и производит плоды духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, кротость, воздержание и соделавшись совершенно свободным по отношению к Закону, с любовию и услаждением исполняет Закон Божий, тогда происходит христианская святость, которая составляет верх христианского совершенства или совершенное Богоподобие: святи будите, яко аз свят есмь ( 1Пет. 1:16 ) ( 1Сол. 1:3, 6 ). Хотя настоящая жизнь есть более возрастание, нежели созрение в добре ( 1Ин. 3:2, 6 ), более стремление вперед и приближение к цели, нежели предел для достижения цели, а посему здесь не смотря на действие святой благодати Божией до полной сообразности с законом Божием бесконечно обширным ( Пс. 118:20 ) или до совершенного Богоподобия ( Еф. 3:18 ) и самые совершенные не достигают ( Флп. 3:18 ); и впрочем все христиане по мере веры ( Рим. 13:3 ) и дарования Христова ( Еф. 4:7 ) на три каждому разделил Бог ( Рим. 12:3 ) все без исключения должны быть не только по внешнему образу ( Мф. 5:20 ), но и в собственном смысле благочестивыми и святыми. Сего непременно требует от всякого Христианина I .) обязанность к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

30) Молись Богу, проливая слезы пред Его благодатию; тогда молитва Твоя будет «яко кадило» ( Пс. 140:2 ) пред Ним. 31) Пока не пренебрежет кто страхом Божиим, дотоле он не согрешит. Хочешь ли не грешить? Храни страх Божий. 32) Всегда пред очами имей Господа, потому что Он спасает уповающих на Него. 33) Пой, возлюбленный, духом пой и умом: «Коль сладка гортани моему словеса Твоя: паче меда устом моим» ( Пс. 118:103 ). 34) Страх Божий в сердце твоем да будет тем же, чем оружие в руках воина: им отражай в смиренномудрии искушения, какие наводит на тебя диавол; да истончатся, как прах, враги твои от лица твоего. Будь смел; потому что не потерпишь поражения, имея такое оружие. 35) Страх Божий да будет всегда пред очами твоими, и грех не возобладает тобою. Не говори: «сегодня согрешу, а завтра покаюсь». Ибо о завтрашнем дне ничего нет у тебя верного. Будем сегодня каяться, а о завтрашнем дне попечется Господь. 36) Иной сидит праздно, а как скоро слышит призывающего на молитву, берется за дело; но ты, возлюбленный, не будь нерадив к службе Божией, чтоб просветилось око ума твоего. 37) Всем сердцем своим веруй в Господа, и во всякое время обретешь благодать Его. Если в Нем пребываешь, то не погубишь мзды своей. 38) Водолейные трубы употребляются в дело во время пожара, и слезы – во время искушений. Вода угашает пламень, а слезы во время молитвы угашают злые вожделения. 39) Уповающий на Господа подобен человеку, который, когда несся с высоты, встретил вервь, висящую высоко над землею, и ухватившись за нее повис на ней, и вися непрестанно вопиет ко Господу о помощи, зная, что если ослабеет и выпустит вервь из обеих рук, то упадет и разобьется до смерти. 40) Всякий день будем просить у Господа слез сокрушения, чтобы, когда станем плакать о грехах своих, процвела душа наша, избавившись от греховной засухи. 41) При всегдашнем памятовании о Господе удаляются от души гнусные страсти, как злодеи при приближении военачальника; чрез это же устрояется Св. Духу чистое жилище. Но где нет памятования о Боге, там господствует мрак и зловоние, там совершается всякое негодное дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

32 Ad Marcellam К Марцелле 33 Ad Paulam К Павле 34 Ad Marcellam de aliquot locis Psalmi CXXVI К Марцелле о некоторых выражениях Пс.126 36 Ad Damasum papam rescriptum К Дамасу, папе Римскому, ответное 384/387 37 Ad Marcellam de Commentariis Rheticii in Canticum Canticorum К Марцелле о Толкованиях Ретиция на Песнь песней 384 38 Ad eamdem Marcellam de aegrotatione Blaesillae К пей же о болезни Блезиллы 39 Ad Paulam super obitu Blaesillae filiae К Павле о смерти ее дочери Блезиллы 40 Ad Marcellam de Onaso К Марцелле об Оназе 41 Ad eamdem Marcellam contra Montani haeretici dogmata К ней же против учения еретика Монтана 42 Ad eamdem Marcellam contra Novatianos haereticos К ней же против еретиковновациан 43 Ad eamdem Marcellam К ней же 385 44 Ad eamdem Marcellam de muneribus К ней же о подарках 45 Ad Asellam К Азелле 383 46 Paulae et Eustochii ad Marcellam de Sanctis locis [От лица] Павлы и Евстохии к Марцелле о Святых местах 386 47 Ad Desiderium К Дезидерию 394 48 Ad Pammachium pro libris contra Iovinianum К Паммахию в защиту своих книг против Иовиниана 49 Ad eumdem Pammachium К нему же 50 Ad Domnionem К Домнио 52 Ad Nepotianum de vita clericorum et monachorum К Непоциану о жизни клириков и монахов 397 53 Ad Paulinum de studio Scripturarum К Павлину об усердии к изучению Свящ. Писания 394 54 Ad Furiam de viduitate servanda К Фурии о хранении вдовства 395 55 Ad Amandum presbyterum К Аманду пресвитеру 57 Ad Pammachium de optimo genere interpretandi К Паммахию о наилучшем методе перевода 396 58 Ad Paulinum К Павлину 395 59 Ad Marcellam de quibusdam quaestionibus Novi Testamenti К Марцелле о некоторых вопросах из Нового Завета 395/397 60 Ad Heliodorum. Epitaphium Nepotiani К Гелиодору. Надгробное слово Непоциану 61 Ad Vigilantium К Вигилянцию 62 Ad Tranquillinum К Транквиллину 63 Ad Theophilum К Феофилу, епископу Александрийскому 64 Ad Fabiolam de veste sacerdotali К Фабиоле о священнической одежде 65 Ad Principiam virginem, sive explanatio Psalmi XLIV К девственнице Принципии, или истолкование Пс.44

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Что же сделало возможным практику поклонения Христу в иудеохристианских кругах I века? Ключевым текстом для развития ранней христологии стал Пс. 109:1: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих», цитируемый в Новом Завете около двадцати раз . Хотя в литературе межзаветного периода этот псалом и имел мессианское прочтение, он не понимался как описание буквального включения мессианского царя в Божественную власть над всей вселенной . Очевидно, что ключевую роль в таком новом экзегетическом прочтении мессианского псалма сыграла традиция отождествления мессии с этим Господом, восходящая к самому Иисусу (Мк. 12:35-37), и визионерский опыт мистических откровений первых христиан . Согласно новозаветным текстам, вознесенный Христос воссел на престол одесную Бога (Мк. 14:62, Деян. 2:34-36, Рим. 8:34, Кол. 3:1, Евр. 1:3, 8:1, 10:12, 12:2, Отк. 3:21, 5:6, 7:17, 22:3) и получил всеобъемлющую власть над всем сущим, включая не только мир земной, но и небесный (Мат. 28:18, 11:27, Эф. 1:10,22, Кол. 1:20, Фил. 2:10, Евр. 1:2). Особое внимание обращает на себя беспрецедентное для иудейской традиции эпохи Второго Храма утверждение, что Христу подчинились все чины ангелов (1 Кор. 15:24-28, Эф. 1:20,21, 1 Пет. 3:22) . Такое возвышенное положение влечет за собой культовое поклонение Христу всех земных и небесных созданий (Ин. 5:21-23, Евр. 1:6, Фил. 2:10, 11 , Отк. 5:8-14, Посл. Полик. Смирн. к Фил. 2:1). Примечательно, что в межзаветной литературе эпохи Второго Храма не найти примера поклонения ангельскому созданию другими ангелами .    Чтобы увидеть всю новизну и смысл подобных утверждений, важно отметить, что, согласно ветхозаветной и межзаветной традиции, только Яхве имеет право, как монарх, восседать на небесном престоле (Пс. 102:19-22, Ис. 6:1, 1 Ен. 14:18), все остальные ангелы, включая архангелов, могут лишь стоять как слуги, выражая тем самым свое подчиненное положение (Дан. 7:10; 4Q530 2.18; 1 Ен. 14:22; 39:12; 40:1; 47:3; 60:2; 2 Ен. 21:1; 2 Вар. 21:6; 48:10; 4 Ездра 8:21; Зав. Адам. 2-9; Тов. 12:15; Зав. Авр. 7:11; 8:1, 9:7-8; ср. также Луки 1:19). Небесный престол — ключевой монотеистический символ Божественной суверенной власти над вселенной в библейской и околобиблейской литературе того периода (3 Цар. 22:19, Сир. 2:7, 1 Ен. 9:4, 2 Ен. 20:3, 2 Вар. 21:6, Апок. Авр. 18:3) . Примечательно, что на небесном престоле также восседает Премудрость, внутренне присущая Богу (1 Енох 84:2-3, Прем. Сол. 9:4, 10), а согласно Таргуму на нем восседает Мемра, принимая молитвы Израиля (Тарг. Псев-Ионаф. к Втор. 4:7). Таким образом, новозаветные тексты говорят на языке иудаизма Второго Храма, что Христос участвует в Божественной власти и разделяет славу Бога.

http://bogoslov.ru/article/6025041

20. Писание содержит следующие четыре предмета: заповеди, догматы, угрозы и обетования. 21. Останавливают похотение воздержание и труд, а иссушают безмолвное уединение и Божественная любовь. 22. Не уязвляй брата загадочными подозрительными словами; ибо и сам ты, если случится, не перенесешь подобного. 23. Останавливают гнев великодушие и незлобие, а уничтожают его любовь и сострадание (снисхождение). 24. Кому дано ведение, дан свет умный; но кто, получив, обесчестит его, тот увидит тьму. 25. Соблюдение заповедей рождает бесстрастие; бесстрастие же души блюдет ведение. 26. Переведи чувственное на умное созерцание, и возведешь чувство выше чувственного. 27. Женщина символизирует душу, занимающуюся аскетической практикой; благодаря сочетанию с ней ум рождает добродетель. 28. Исследование словес Божиих научает разуму Божию того, кто взыскивает сего истинно, благоговейно и ревностно. 29. Что есть свет для зрящих и для зримого, то Бог для мыслящих и для мысленного. 30. Чувственная твердь означает твердь веры, на которой, подобно светилам, сияют все Святые. 31. Иерусалим есть над-небесный, – ведение бестелесного; ибо в нем созерцается видение мира. 32. Не неради о деятельной жизни; иначе умалится и ведение; и тогда, по причине наставшего чрез то глада, спустишься в Египет ( Быт. 26, 1. 2 ). 33. Свобода духовная есть освобождение от страстей: чего никто не улучает без благодати Христовой. 34. Земля обетованная есть Царство Небесное, которого достойными нас делают бесстрастие и ведение. 35. Египет духовный есть омрачение страстей, в которое никто не спускается, если прежде не подпадет гладу. 36. Наполняй ухо свое духовными словесами, и ум свой отдалишь от нечистых помыслов. 37. Благ и премудр по естеству один Бог; но бывает таковым по причастию и ум, если поревнует о том. 38. Удерживай чрево, сон, гнев и язык; – «и не преткнет о камень ногу твою» ( Пс. 90, 12 ). 39. Подвизайся полюбить одинаково всякого человека, и за раз отгонишь все страсти. 40. Зрение чувственного обще уму и чувству; ведение же умного (духовного) есть принадлежность одного ума.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

22. Заключи чувства посредством безмолвного уединения, и подвергай строгому суду помыслы восстающие в сердце. 23. О печальных оскорблениях помыслы встречай не злопамятно, а к любосластным относись враждебно. 24. Безмолвное уединение, молитва , любовь и воздержание, – се четвероконная колесница, возводящая ум на небеса. 25. Изможди плоть пощением и бдением, и отгонишь мучительный сластолюбный помысел. 26. «Как тает воск от лица огня» ( Пс. 67, 3 ), так нечистый помысел от страха Божия. 27. Большое зло для разумной души – долго пребывать в срамной страсти. 28. Переноси терпеливо удары печальных и душераздирательных случайностей; ибо таковыми очистить тебя хочет Божие промышление. 29. Бросив имущество и отрекшись от мipa, отрекись наконец и от худых помыслов. 30. Подобающее уму дело – всегда поучаться в словесах Божиих. 31. Как дело Божие управлять мipoм, так дело души править телом. 32. С какой надеждою сретим Христа мы, даже доныне рабствующие плотским сластям. 33. Истребляют похоть злострадание и печаль, произвольные ли или Промыслом посылаемые. 34. Сребролюбие есть пища страстей, поскольку оно поддерживает и растит всеобъемлющую самоугодливую похоть. 35. Печаль рождает оскудение удовольствия, (или удовлетворения сластолюбия); удовольствие же соплетено со всякой страстью. 36. Какой мерою отмеряешь ты телу своему, соразмерно с тою возмерится тебе и от Бога ( Мф. 7, 2 ). 37. Дела Божественных судеб бывают воздаянием за дела, содеянные посредством тела. 38. Добродетель и ведение рождают бессмертие; оскудение же их сделалось матерью смерти. 39. Печаль по Богу отъемлет похоть; похоти же отъятие есть воскресение души. 40. Бесстрастие есть неподвижность души на худое; но ее невозможно улучить, без благодати Христовой. 41. Христос есть Спаситель души и тела, и последующий стопам Его освобождается от всего худого. 42. Если хочешь улучить спасение, отрекись от плотских сластей, и восприми воздержание, любовь и молитву. 43. Бесстрастью свойственно истинное рассуждение, по коему все делается правою мерою.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

23. Опечальных оскорблениях помыслы встречай не злопятно, а к любострастным относись враждебно. 24. Безмолвное уединение, молитва, любовь и воздержание, - се четвероконная колесница, возводящая ум на небеса. 25. Изможди плоть пощением и бдением, и отгонишь мучительный сластолюбивый помысл. 26. Как тает воск от лица огня (Пс. 67, 3), так нечистый помысл от страха Божия. 27. Большое зло для разумной души - долго пребывать в срамной страсти. 28. Переноси терпеливо удары печальных и душераздирательных случайностей; ибо таковыми очистить тебя хочет Божие промышление. 29. Бросив имущество и отрекшись от мира, отрекись наконец и от худых помыслов. 30. Подобающее уму дело - всегда поучаться в словесах Божиих. 31. Как дело Божие управлять миром, так дело души править телом. 32. С какой надеждою сретим Христа мы, даже до ныне рабствующие плотским сластям. 33. Истребляют похоть злострадание и печаль, произвольные ли или Промыслом посылаемые. 34. Сребролюбие есть пища страстей, поколику оно поддерживает и ростит всеобъемлющую самоугодливую похоть. 35. Печаль рождает оскудение удовольствия, (или удовлетворения сластолюбия); удовольствие же соплетено со всякой страстью. 36. Какою мерою отмеряешь ты телу своему, соразмерно с тою возмерится тебе и от Бога (Мф. 7, 2). 37. Дела Божественных судеб бывают воздаянием за дела, содеянные посредством тела. 38. Добродетель и ведение рождают безсмертие; оскудение же их соделалось матерью смерти. 39. Печаль по Богу отъемлет похоть; похоти же отъятие есть воскресение души. 40. Безстрастие есть неподвижность души на худое; но ее невозможно улучить без благодати Христовой. 41. Христос есть Спаситель души и тела, и последующий топам Его освобождается от всего худого. 42. Если хочешь улучить спасение, отрекись от плотских сластей, и восприими воздержание, любовь и молитву. 43. Безстрастию свойственно истинное разсуждение, по коему все делается правою мерою. 44. Господь наш и Бог есть Иисус Христос; и ум последующий Ему во тьме не пребудет. 45. Собери ум твой и наблюдай за помыслами, и которые найдешь страстными воюй против них.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/549/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010