Собеседование 30 на псалом 118 Статья 3-я Пс.118:132 .  Призри на меня и помилуй меня, как поступаешь с любящими имя Твое. 1. Блаженный Давид имеет обычай, – братие, пользоваться разнообразными способами для выражения того, что он пророчески воспевает. Так и в этом псалме одни и те же мысли об одних и тех же предметах он выражает многими способами. Его целью является удаление от греха и отвращение ко злу, а с другой сто­роны – соблюдение и сохранение заповедей Божиих, а также – обличе­ние беззаконных, отвращение от них и молитва о помощи и милости Божией: вот главные и общие мысли его в этом псалме. Этому отве­чает и настоящее выражение: «призри на меня и помилуй меня». Иногда Бог призирает в гневе, как сказано у пророка Аввакума: «воззрел, и в трепет привел народы» ( Авв.3:6 ); а когда призирает на любящих Его, то дарует милость и спасение. Вот об этом-то и просил пророк, почему и прибавил: «как поступаешь с любящими имя Твое». Значит, он просит о том, чтобы удостоиться божественной милости не просто, но так, как обыкновенно, говорит, Ты даешь милость тем, кто Тебя любит. «Как поступаешь с любящими имя Твое», сказал он, что значит: я прошу одина­кового с ними приговора себе. " Стопы мои направь по слову Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие» ( Пс.118:133 ). Когда мы обнару­живаем усердие, а Бог доставляет помощь и направляет наш путь, то сила греха не имеет значения. Итак, когда Бог направляет нас на пути Свои и мы оказываем усердие, то не имеет над нами силы ни грех, ни беззаконие. В другом псалме Господь обещает боящемуся Его: «не убоишься ужаса... ночи, стрелы, летящей днем, бедствия, постигающего ночью» ( Пс.90:5–6 ); все это – беззаконие. «Избавь меня от клеветы человеческой, и со храню заповеди Твои " ( Пс.118:134 ). Как известно, много искушений Давид потерпел от людей, от Саула и других. Так и в следующем псалме он гово­рит: «Господи, избавь душу мою от уст... неправедных и от языка льстивого. Что дастся тебе или что прибав ится тебе при языке льстивом?» ( Пс.119:2–3 ). И опять в другом псалме: «сыны человеческ ие! Зубы их – оружие и стрелы, и язык их – острый меч» ( Пс.56:5 ). Итак, об избавлении от них молится пророк. И Владыка Хри­стос, с одной стороны, тех, кто терпит поношения и клевету, на­звал счастливыми и блаженными ( Мф.5:10–11 ), а с другой сто­роны – научил молиться, чтобы не впасть в напасть ( Мф.26:41 ). С евангельским законом совпадает и молитва пророка. А святой Афанасий, раскрывая смысл этих слов, клеветой человеческой назы­вает дерзкие и безумные мысли еретиков и беззаконников. Итак, братие, следуя этому отцу, будем и мы избегать всякой ереси, равно как и тех, которые ныне у нас распространяются, т. е. ересей иконоборцев, павликиан и манихеев; и если кому из нас скажут: «пойдем с нами», пусть он уклонит ногу свою и удалится, по приточному слову ( Притч.1:11, 15 ), и не будет ходить вместе с ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

1) Хвалю тебя, возлюбленный Маркеллин, за изволение твое о Христе; потому что и настоящее искушение, в котором много страдал ты, переносишь благодушно, и не оставляешь ученых занятий. Ибо, спросив подателя письма, как проводишь ты время после болезни, узнал я, что занимаешься и всем божественным Писанием, гораздо же чаще читаешь книгу Псалмов и стараешься уразуметь смысл, заключающийся в каждом псалме. За это-то и одобряю тебя ныне, потому что и сам имею великую любовь к той же книге, как и ко всему Писанию. С таковою-то любовью встретил я однажды трудолюбивого некоего старца, и намереваюсь написать тебе, что этот старец поведал мне о Псалтири, держа ее в руках. Речь его сколько основательна, столько же не чужда и некоторого красноречия. Именно же, говорил он так: 2) «Всяко Писание, т.е. и ветхозаветное и новозаветное, какое имеем мы у себя, сын мой, по написанному, богодухновенно, и полезно есть ко учению» ( 2Тим.3:16 ); книга же Псалмов для внимательных заключает в себе нечто достойное особенного примечания. Каждая книга выполняет собственное свое назначение; и излагаются например: в Пятокнижии – происхождение мира, деяния патриархов, исшествие израильтян из Египта, и чиноположение скинии и священства; в Троекнижии – разделение земли по жребиям, деяния Судей и родословие Давида; в книгах Царств и Паралипоменон – деяния Царей; в книге Ездры – окончание плена, возвращение народа и построение храма и города; книги пророческие, пророчествуя о пришествии Спасителя, заключают в себе напоминания о заповедях, укоризны преступающим их, также пророчества язычникам. Книга же Псалмов, подобно саду, заключая в себе насаждения всех других книг, со сладкопением передает излагаемое в них, и воспевая о том, показывает опять и свои особенности. 3) Изложенное в книге Бытия книга Псалмов воспевает в псалме 18: «небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь» ( Пс.18:2 ), и 23: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней. Той на морях основал ю есть» ( Пс.23:1–2 ). А изложенное в книгах Исхода, Числ, Второзакония передает в прекрасных песнопениях в псалмах 77 и 113, говоря: «во исходе Израилеве от Египта, дому Иаковля из людей варвар, бысть Иудея святыня Его, Израиль область Его» ( Пс.113:1–2 ). То же воспевает и в псалме 104, говоря: «посла Моисея раба Своего, Аарона, егоже избра Себе; положи в них словеса знамений своих, и чудес своих в земли Хамове; Посла тму и помрачи, и преогорчиша словеса Его; Преложи воды их в кровь, и измори рыбы их; Воскипе земля их жабами в сокровищницах царей их; Рече, и приидоша песии мухи, и скнипы во вся пределы их» ( Пс.104:26–31 ). И вообще можно находить, что о сем написан весь этот псалом, а также и 105. О священстве же и о скинии в исходе скинии в псалме 28 возвещает: «принесите Господеви сынове Божии, принесите Господеви сыны овни, принесите Господеви славу и честь» ( Пс.28:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Isihij_Ierusal...

иером. Ювеналий (Медведский) Часть вторая Рассуждение 3. О создании мира §1. Бог, будучи Сам в Себе преблагим, благоволил благость Свою и вне себя излить, а именно, произвел из небытия в бытие весьма многие существа и снабдил оные, по премудрости Своей, приличными каждой вещи добротами. Сие внешнее Божие действие, состоящее в произведении всех вещей из небытия в бытие, зовется созиданием, или сотворением мира. Отделение 1. О сотворении всего вообще §2. Творить, или созидать, хотя собственно значит что-нибудь из небытия в бытие производить как из ничего, так и из приготовленного в первый день вещества; однако несобственно берется за Промысл: послеши Духа Твоего, и созиждутся ( Пс. 103:30 ), за возобновление: сердце чисто созижди во мне, Боже ( Пс. 50:12 ), за наведение праведного наказания: зиждай злая ( Ис. 45:7 ) и за произведение чудных дел ( Иез. 12:11 ). А миром называются все вообще сотворенные вещи. Глава 2. О побудительной вине и конце сотворения §5. Вина побудительная к созданию мира не что иное есть, как собственная Божия неограниченная благость. Ибо как Бог, будучи от самой вечности пресовершен, в тварях никакой нужды иметь для Себя не мог ( Деян. 17:25 ), то остается заключить, что Он создал мир пресвободно, не по принуждению, ниже по какой для Себя нужде, но по единому Своему хотению. Бог наш на небеси и на земли вся, елика восхоте, сотвори ( Пс. 113:11 ). А отсюда явствует, что и намерение, и конец в сотворении от Бога полагается единственно тот, дабы все твари, а паче одушевленные и разумные, сделать благости Своей причастными, т. е. сообщить им совершенства, Своих совершенств образ имеющие, сколько они вместить могли, почему создание мира может назваться прелиянием благости Божией. А как отсюда необходимо проистекает слава Божия, которая состоит в том, что Его совершенства, открыты будучи тварям, от них познаются и проповедуются, то будет близкий конец – польза твари ( Быт 1:26 ; Исх 45:18 ; Пс. 113:24 ), а последний – слава Божия ( Пс. 18:1 ; Прит. 16:4 ). Глава 3. О том, из чего и как мир от Бога создан

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Скачать epub pdf Часть вторая Пс.4:4. Удиви Господь преподобного Своего. По Злат., сделал удивительным, знаменитым, известным. Ст.5. Гневаетесь и не согрешайте. По Феодор., вы гневаетесь! Это отдельная мысль: негодуете, видя, что восстающие на вас благоденствуют; но не согрешайте, не увеличивайте зла злом, покушаясь уверить и других, будто бы то все происходит без порядка и управления. По Исидору, гневайтесь, но не греховным гневом – не из мщения за мнимые оскорбления, но когда идет дело или о славе Божией, или об исправлении ближнего, или когда должно наказать за обидимых. Пс.7:14. Стрелы своя сгораемыми содела. По общему мнению Василия Вел., Афан. и Феодор., под сгораемыми разумеются люди, воспламененные страстию, а душу сожигает, говорит св. Василий, плотская любовь, любострастие, гнев и пр. Пс.9:22. Призиравши во благовремениих, в скорбех, то есть когда особенно нужна помощь. Евр.4:16. Ст.25. Раздражи Господа грешный, по множеству гнева своего не взыщет. То есть думая, что Бог строго не взыщет, как сказано в Ст.34, так же объясняет сию мысль Феодорит. Ст.26. Отъемлются судьбы Твоя от лица его. Не помнит Твоих заповедей и Твой промысл. Ст.31. Преклонится и падет. По Феодор. и Иерон., изъясняется так: сильный хотя восторжествует над всеми, но и сам не избежит челюстей смерти и, подобно другим, сойдет в могилу. Ст.35. Видиши, яко ты болезнь и ярость смотряеши. Ты видишь жестокую скорбь, которую наносят ближним нечестивые; Ты все видишь и в Твоей воле как нечестивый – он не избежит суда Твоего, так и нищему Ты покровитель. Ст.36. Взыщется грех его и не обрящется: то есть нечестивый не устоит – погибнет. Пс.15:6. Господь часть достояния моего и чаши моея: то есть мое достояние не имеет особенных определенных границ. Бог – мое достояние и часть чаши моей, Он мой удел. Он Сам устроил мне достояние, и жребий мой пал на царские места, то есть самые лучшие. Афан. и Феодор. разумели Церковь , яко достояние Господа Иисуса Христа. Пс.17:12. Положи тму закрое свой, окрест Его селения Его, темна вода...

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Ternovs...

Глава 1 Первый день творения Быт.1:1 . В начале Как у святых Отцов, так и во всей последующей истолковательной литературе существуют два главных типических толкования данного слова. По господствующему мнению одних – это простое хронологическое указание «на начало творения видимых вещей» ( Ефрем Сирин ), т. е. всего того, история постепенного образования чего излагается непосредственно далее. По аллегорическому же толкованию других (Феоф. Ант., Ориген , Амвросий, Августин и пр.), слово «в начале» имеет здесь индивидуальный смысл, заключая в себе прикровенное указание на предвечное рождение от Отца второй Ипостаси Святой Троицы – Сына Божия, в Котором и через Которого было совершено все творение ( Ин. 1:3 ; Кол. 1:16 ). Относящиеся сюда библейские параллели дают право объединять оба этих толкования, т. е. как находить здесь указание на мысль о совечном Отцу рождении Сына или Логоса и об идеальном создании в Нем мира ( Ин. 1:1–3, 10, 8:25 ; Пс. 83:3 ; 1Пет. 1:20 ; Кол. 1:16 ; Откр. 3:14 ), так и еще с большим правом видеть здесь прямое указание на внешнее осуществление предвечных планов божественного Мироздания в начале времени или, точнее, вместе с самим этим временем ( Пс. 101:26, 83:12–13, 135:5–6, 145:6 ; Евр. 1:10 ; Притч. 8:22–23 ; Ис. 64:4, 41:4 ; Сир. 18:1 ; и пр.). сотворил Бог – здесь употреблено слово бара, которое по общему верованию как Иудеев, так и христиан, равно как и по всему последующему библейскому употреблению, преимущественно служит выражением идеи божественного делания ( Быт. 1:1, 2:3–4 ; Ис. 40:28, 43:1 ; Пс. 148:5 ; Исх. 34:10 ; Чис. 16:30 ; Иер. 31:22 ; Мал. 2:10 и др.), имеет значение творческой деятельности или создания из ничего ( Чис. 16:30 ; Ис. 45:7 ; Пс. 101:26 ; Евр. 3:4, 11:3 ; 2Мак. 7:28 и др.). Этим самым, следовательно, опровергаются все материалистические гипотезы о мире как самобытной сущности, и пантеистические – о нем как об эманации или истечении божества и устанавливается взгляд на него как на дело рук Творца, воззвавшего весь мир из небытия к бытию волей и силой Своего божественного всемогущества.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Сей день, егоже сотвори Господь: возрадуемся и возвеселимся в онь». ( Пс.117:24 ) Заимствуем слова из псалма, который в ветхозаветной Церкви обыкновенно возглашаем был в великие праздники, и в особенности на пасхальной вечери. Поэтому не сомневаемся сказать, что он возглашен был и на последней вечери, которую Господь совершил с Своими учениками: ибо и тогда они воспевше изыдоша в гору Елеонску ( Мф.26:30 ). В этом песнопении ветхозаветный псалмопевец прославляет и призывает весь народ к прославлению Бога за Его великие благодеяния, и в особенности за избавление от многочисленных врагов: но его речь, исторгаясь иногда из тесноты времен прошедшего и настоящего, подобно проблескам молнии, вдруг озаряет пред собою чудным светом отдаленную будущность. Бог Господь и явился нам ( Пс.117:27 ), восклицает он в восторге, и приветствует Грядущего: благословен грядый во имя Господне ( Пс.117:26 ). Он видит и врагов у чаемого Избавителя: но видит и торжество Его над врагами, и чудится судьбам Божиим. Камень, говорит он, его же небрегоша зиждущий, сей бысть во главу угла ( Пс.117:21 ). По смущенному положению учеников на последней вечери, можем предполагать, что слова псаломской песни, хотя и торжественные, грустно отзывались в душе их. Но Церковь новозаветная справедливо могла приложить и прилагает к своей пасхе сии торжественные слова псалмопевца: сей день, егоже сотвори Господь: возрадуемся и возвеселимся в онь. День воскресения Христова в таком свете открывает нам лице Воскресшего Господа и собственную нашу судьбу, что мы, действительно, как бы вступаем в начало нового мироздания, и не можем не торжествовать и не радоваться. Что же открывает нам день воскресения Христова о Самом Воскресшем? Воскресение Господа нашего торжественно открыло, что Он есть воистину Сын Божий. Святой Апостол Павел проповедуемое им евангелие называет благовестием о Иисусе Христе, нареченнем Сыне Божием в силе, по духу святыни, из воскресения от мертвых ( Рим.1:1–4 ). Итак, воскресение от мертвых во всей силе являет нам, в Воскресшем Сына Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

В Пс.16 псалмопевец, невинно преследуемый жестокими врагами, в сознании своей правоты и невинности, усердно молит милостивого, правосудного Бога – защитить его от нападений и замыслов злобных и кровожадных гонителей, низложив их праведным судом своим, а верного раба Своего утвердить на пути добродетели к достижению им полного блаженства. – По свидетельству надписания, как и по своему содержанию и характеру, молитва эта бесспорно принадлежит Давиду. По изображению положения псалмопевца, с сознанием своей невинности жалующегося на своих гонителей, и по характеристике врагов, особенно главного вождя их, уподобляемого кровожадному льву, выжидающему в засаде своей добычи, она сходна с Пс.7 (ср. ст. 2–6 с 7:4–5, 9–10; ст. 8–12 с 7:2–3, 6; ст. 13 с 7:7:13); и надобно полагать, что она, подобно атому последнему, относится ко времени Саулова гонения и, вероятно, написана была по случаю возобновления Саулом своего преследования ( 1Цар.26:2 ), несмотря на то, что Давид пощадою своего гонителя в пещере Эн-Гадди ( – 24:4–8) доказал свою правоту и невинность перед ним ( – ст. 18) и очевидным образом засвидетельствовал, что он охранял себя от путей притеснителя ( Пс.16:4 ), т. е. действовал в отношении к врагу своему не по чувству злобы и мщения (ср. 1Цар.24:20 ), а милостиво, по чувству любви и снисхождения, воздавая добром за зло ( – ст. 18–19; ср. св. Афанасий, бл. Феодорит и Евф. Зигабен). Но так как невинно гонимый Давид был прообразом невинно страдавшего за грехи мира Христа Спасителя (ср. Пс.21 ), то псалом этот может быть понимаем также в пророчественно-прообразовательном смысле, как молитва к небесному Отцу страждущего Христа Спасителя (Евсевий и Августин). Христианская православная Церковь с древних времён употребляет его в богослужении так называемого 3-го часа, показывая тем, что она понимает его в смысле пророчественного предызображения воспоминаемых, между прочим, на этом часе страданий Христа Спасителя на суде у Пилата (Нов. скриж. ч. I, гл. 13, 94 и учит. известие при служебнике), где с одной стороны признана была совершенная невинность Христа Спасителя ( Ин.18:38; 19:4, 6, 12 ; Мф.22:18–19:24 ), а с другой – обнаружилась жестокость врагов Его, настойчиво добивавшихся осуждения Его на распятие ( Мф.27:20–23, 25 и Ин.19:6, 7, 12:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Пн Проект документа «Про життя людини з моменту зачаття» 24 червня 2019 р. 15:02 Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, а также публикуется с целью дискуссии на  официальном сайте   Межсоборного присутствия , на интернет-портале «Приходы» ( http://mnenie.prichod.ru ) и в  официальном блоге  Межсоборного присутствия. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим. Проект документа создан комиссией Межсоборного присутствия по вопросам богословия и богословского образования во исполнение поручения президиума Межсоборного присутствия от 17 июля 2017 года. Комментарии к проекту документа собираются аппаратом Межсоборного присутствия до 30 сентября сего года. О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия 1. Священное Писание о начале человеческой жизни Священное Писание рассматривает жизнь как благой дар Благого Бога. Из всех живых существ человек обладает величайшим достоинством: о нем говорится как о вершине творения (Быт. 1-2), он создан по образу и подобию Божию (Быт. 1.26-31, 5.1, 9.6; Прем. 2.23), наделен Духом Божиим (Быт. 2:7, Ис. 42:5, 57.16, Иов 27:3, 32:8). Только человеку творение дано во владение (Быт. 1:28-31, 9:1-7); он имеет стремление к Богу, который является Господом жизни (2 Макк. 14:46). В Ветхом Завете признается существование человека с момента зачатия (напр., Быт. 25:22). Библейские тексты говорят о важных духовных событиях, которые совершались в жизни святых царя Давида, пророка Исаии и Иеремии «от утробы», указывая на то, что во время внутриутробного развития благодать Божия действует на человека. Нерожденные дети уже известны Богу и любимы Им: Самсон (Суд. 13:5-7, 16:17), Давид (Пс. 21:9-10), Соломон (Прем. 7:1-6), Иов (Иов 10), Исайя (Ис. 49:1,5), Иеремия (Иер. 1:4-5; Сир. 49:9), весь народ (Ис. 44:2, 24; 46:3; Пс. 71:6; Пс. 138). В 138-м псалме говорится о том, что Бог обращает свой любящий взгляд на человека, подчеркивается начало человеческого существа от зачатия: «Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои, в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс. 138:13-16).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5459451...

С.И. Остроумов Тексты „И возвратился Моисей к Господу и сказал: о, Господи, народ сей сделал великий грех, сделал себе золотого бога! Прости им грех их. А если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал». ( Исх. 32:31–32 ). „Нищие всегда будут среди земли; потому Я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему и нищему твоему в земле твоей». ( Втор. 15:11 ). „Не заграждай рта волу, когда он молотит». ( Втор. 25:14 ). „Блажен, кто помышляет о бедном и нищем! В день бедствия избавит его Господь». ( Пс. 40:2 ). „Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба: он всякий день милует и взаймы дает, и потомство его в благословение будет». ( Пс. 36:25–26 ). „Добрый человек милует и взаймы дает; он расточил, роздал нищим; правда его пребывает во веки; рог его вознесется во славе». ( Пс. 111:5 и Пс. 111:9 ). „Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко». ( Притч. 12:10 ). „Милосердый будет благословляем, потому что дает бедному от хлеба своего». ( Притч. 22:9 ). „Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая; чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». (Мф, 6:3–4). Иоанн „сказал им: у кого две одежды, тот дай неимущему; у кого есть пища, делай тоже». ( Лк. 3:11 ). „Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд». ( Лк. 6:36 ). „Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители». ( Лк. 16:9 ). „Потому узнают все, что вы – Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». ( Ин. 13:35 ). „Нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. Трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слово Господа Иисуса; ибо Он Сам сказал: блаженнее давать, нежели принимать». ( Деян. 20:34–35 ). „Суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится на суде». ( Иак. 2:13 ). „Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях». ( Иак. 1:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

Собеседование 26 на псалом 106 Пс.106:1 .  Аллилуиа 1. Много раз мы указывали, что ветхий завет есть тень нового. Не менее легко убедиться в этом и из настоящего псалма. И он с одной стороны предрекает освобождение иудеев, а с другой – пред­сказывает спасение всех людей. В сто четвертом псалме были изображены обетования, данные Богом патриархам, и дары, получен­ные потомками их; в следующем за ним псалме помимо благодея­ний описана и неблагодарность иудеев, и постигшие из-за нее бед­ствия. А настоящий псалом предсказывает освобождение от плена по неизреченному человеколюбию Божию. Но так как и те псалмы в образах сени говорили о том, что принадлежит нам, то и в этом псалме поищем предсказаний о нашем спасении, потому что суще­ственное в пророчестве относится больше к нам, чем к тем. «Исповедайтесь Господу, ибо Он благ, ибо во век милость Его» ( Пс.106:1 ). Опять пророческое слово повелевает прославлять благодетеля Бога; повод же к прославлению находит в Его человеколюбии. Ко­нечно, говорит, так могли бы только люди, избежавшие бедствий благо­даря исключительно милости Божией, без всякого содействия со своей стороны. И такая милость для достигших чего-нибудь временного не продолжительна, для удостоившихся же вечных благ она вечна. А между тем сказано: «вечною милостью помилую тебя» ( Ис.54:8 ); (сказано это) о Том, Который творит милость в тысячах любящих Его и уготовляет им, «не видел того глаз, не слышало ухо» ( 1Кор.2:9 ); «благ» и «милость» здесь, конечно, синонимы. «( Так) пусть скажут избавленные Господом, которых Он избавил от руки врага» ( Пс.106:2 ). По­казав в предшествующем псалме, где было сказано: " разгневал ся в ярости Господь на народ Свой, и возгнушался наследием Своим» ( Пс.105:40 ), отвержение народа иудейского, здесь пророк го­ворит о призвании язычников со всей вселенной, собираемых и исторгаемых Спасителем из рук диавола для святой Своей Церкви. Напрасно, конечно, ожидают иудеи, что они, собравшись из рассеяния между язычниками, будут сами по себе обитать в Иудее. За истек­шую тысячу лет со времени пленения их в Вавилоне этого не слу­чилось, призвание же язычников совершилось на деле.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010