Книга пятая Отделение первое. Ис.52:1 . Востани, востани, Сионе, облецыся во крепость твою, Сионе, и ты облецыся во славу твою, Иерусалиме, граде святый, ктому не приложит проити сквозе тя необрезанный и нечистый. Слыша здесь имена Сиона и Иерусалима, ты не думай, что ими обозначаются просто города, построенные из камней; напротив, пророческое слово указывает на собрание призванных чрез веру, или на Церковь из Иудеев и язычников. Говоря же: востани и повторяя это несколько раз, подает им весьма великое утешение. Подобно тому как, по слову всемудрого Павла, идеже бо умножися грех, преизбыточествова благодать ( Рим.5:20 ), так же точно, где велика горечь наказания, там и утешение равносильно бедствиям, даже гораздо преизобильнее скорбей. Повелел же облечься (Сиону) в крепость свою и сверх того в славу. Под крепостью не без основания можно разуметь деятельную силу, по которой душа каждого с юношеской бодростью устремляется к каким-либо предстоящим подвигам. Славою же его кто иной мог быть, кроме Господа славы, Который есть Христос? К Нему негде божественный Псалмопевец говорит: востани слава моя ( Пс.56:9 ), и опять в ином месте о всяком верующем в Него: яко похвала силы их ты еси ( Пс.88:18 ). А каким образом мы облечемся в славу и крепость самую, это изъяснил нам премудрый Павел, сказав опять: облецытеся Господем нашим Иисусом Христом, и плоти угодия не творите в похоти ( Рим.13:14 ) и кроме того еще: елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся ( Гал.3:27 ). Так и пророк Исаия, в виде женщины, многообразно украшенной, ввел лицо Церкви, говоря: да возрадуется душа моя о Господе: облече бо мя в ризу спасения и в одежду веселия ( Ис.61:10 ). Итак, Христос для всякого святого есть самое благолепнейшее облачение и одежда веселия духовного, сообщающая нам силу и славу. Святым же градом называет церковь : ибо освятилась она не чрез служение по закону (закон не сделал совершенным никого, Евр.7:19 ); но став сообразною Христу и общницей божественного Его естества, очевидно по причастию Святого Духа, в Котором мы и запечатлены в день искупления, омывшись от всякой нечистоты и избавившись от всякой скверны.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 22 дня Ареопаг оправдал архим. Ефрема Ватопедского   Отец Ефрем и о. Иосиф Ареопаг оправдал архим. Ефрема Ватопедского   Верховный суд Греции, называемый Ареопагом, отменил условный приговор игумену Ватопедского монастыря на Афоне Ефрему. Дело, по которому старец и ещё два человека были осуждены на 10 месяцев тюрьмы, будет пересмотрено. Приговор игумену Ефрему признан несправедливым, не имеющим под собой законных оснований. Обвинения игумена Ефрема, его помощника монаха Арсения были по крайне мере странными. Например, их приговорили за «оказание давление на правосудие посредством телефонных звонков» (перевод наш Святая Гора Афон). Такие формулировки вызывают удивление. Так, редседателя суда первой инстанции в северной области Родопи Марию Псалти обвиняют в затягивании дела. Она не выносила окончательного решения в течении нескольких месяцев, находясь под  «давлением телефонных звонков духовника». Будем надеяться, что голосование, проведенное нашим порталом, послужило к скорейшему освобождению о. Ефрема. Мы же и в дальнейшем будем оказывать «...давление на греческое правосудие посредством проведения опросов».   Результаты голосования         Друзья, суд не закончился, поэтому просим вас принять участие в голосовании в защиту старца Ефрема:   Перейти к Голосованию     Ватопедское дело Архимандрит Ефрем и Ватопедское дело Игумен Ефрем Ватопедский Архимандрит Ефрем Ватопедский. Подай руку Архимандрит Ефрем, Ватопед. Видео. Монашеское имущество Игумен афонского монастыря Дохиар архимандрит Григорий. Хоть мошна пуста, да душа чиста Комментарии Всего комментариев: 20 2012/06/16, 18:34:59 Поздравляем братья ! Слава Господу за всё !!! 2012/01/28, 12:47:31 «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу, о милости Твоей и истине Твоей. Да не когда рекут языцы: где есть Бог их? Бог же наш на небеси и на земли, вся елика восхоте, сотвори» (Пс. 113:9-11) Раб Божий Алексий, раба Божия Ирина, раба Божия Алла (Москва) 2012/01/26, 19:29:49

http://isihazm.ru/?id=384&sid=31&iid=944

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Сергий митрополит Московский и Коломенский, патриарший местоблюститель. Рождественское послание 1942 г. чадам Церкви в областях СССР, еще не освобожденных от немецкой оккупации Документы Русской Православной Церкви периода Великой Отечественной войны. Божиею милостию, патриарший местоблюститель Святой Православной Русской Церкви смиренный Сергий, митрополит Московский и Коломенский преосвященным архипастырям, пастырям и всем верным чадам святой нашей Церкви в областях СССР, еще не освобожденных от немецкой оккупации Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога и Отца и причастие Святаго Духа да будет с вами! Поклоняясь лежащему в яслях младенцу Христу, мы поем: «С нами Бог!» Он с нами не только как Творец со Своим созданием. Он Сам стал человеком, одним из нас; называет нас братьями и, как брат, готов болеть нашими болезнями и сострадает нам в немощах наших (Евр. 2, 11 — 12, 18). Вот почему так светло и радостно мы празднуем Христово Рождество, поздравляя друг друга, делясь взаимно нашей общей радостью. От имени всем нам родной матери-Русской Церкви посылаю рождественский привет и вам, возлюбленные о Христе братие и сестры, до сих пор «седящие во тьме и сени смертней» фашистского нашествия. Тяжек фашистский плен, но «с нами Бог!» Потерпите еще немного, уже меньше того, что вы терпели, «и снова свет воссияет на вы» (Ис. 9, 2). Улетит злая саранча, объедающая вашу землю. Сгинут насильники, пришедшие сделать вас на вашей же земле из хозяев своими рабами... Враги временно оторвали вас от родной страны и похваляются навсегда удержать вас в своих когтях. Но судьбы народов не во власти Гитлера. «Бог судия есть: сего смиряет и сего возносит» (Пс. 74, 8). «Услышим, что речет о нас Бог» (84, 9). А Он ощутительно склоняет весы своего правосудия не в пользу фашизма.

http://sedmitza.ru/lib/text/439931/

Непрерывность блаженства членов небесной Церкви изображается в ряде символов. Первый символ — это " светлая, как кристалл, чистая река воды жизни. Эта река, непрерывно истекающая от престола Бога и Агнца, символически изображает благодать Животворящего Духа, которая наполняет стогны св. города, то есть все множество его обитателей, " увеличившееся " , по псалмопевцу, " паче песка " (Пс. 138:18). Это — благодать и милость Божия, которая неистощимо будет изливаться всегда на жителей небесного града, наполняя сердца их неизреченным блаженством (ср. Ис. 35:9-10). Второй символ — это " древо жизни " , по подобию того, которое было некогда в земном раю, до грехопадения прародителей. " Древо жизни " в небесном Иерусалиме будет обладать особенными превосходнейшими качествами: оно двенадцать раз в году будет произращать плоды, и листья его будут служить для исцеления народов. Св. Андрей считает, что древо жизни знаменует Христа, разумеваемого в Духе и о Духе Святом: ибо в Нем Дух, и Он поклоняем в Духе и есть Податель Духа. Через Него же и двенадцать плодов апостольского лика даруют нам неоскудевающий плод Богоразумия. Листья древа жизни, то есть Христа, означают тончайшие, превысите и пресветлые разумения Божественных судеб, а плоды его — совершеннейшее знание, открываемое в будущем веке. Эти листья будут в исцеление, то есть очищение неведения народов, низших других в совершении добродетелей. Потому что " иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд " (1 Кор. 15:41), и " многие обители у Отца " (Ин. 14:2), для того чтобы по характеру дел одного удостоить меньшей, а другого — большей светлости. — " И ничего уже не будет проклятого " — всякое проклятие навсегда будет снято с обитателей этого небесного града, " но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему, и узрят лице Его, и имя Его будет на челах их " — сподобившиеся стать обитателями этого города узрят Бога лицом к лицу, " не в гаданиях, но, как свидетельствует великий Дионисий, в том самом виде, в коем был зрим святыми апостолами на горе Святой. Вместо золотой дщицы, которую носил древний первосвященник (Исх. 28:36), будут иметь начертание имени Божиего, и не на челах только, но и в сердцах, то есть твердую, непреложную и дерзновенную любовь к Нему. Ибо начертание на челе означает украшение дерзновения " (св. Андрей). " И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их, и будут царствовать во веки веков " — всеми этими чертами указывается на непрерывное и самое полное общение членов небесной Церкви с своим Владыкою, соединенное даже с лицезрением Его. Это и будет для них источником неиссякаемого блаженства (ср. Иез. 47:12) (ст. 1-5).

http://sedmitza.ru/lib/text/430727/

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 1, 2010 год НЕЗЕМНЫЕ СОЮЗНИКИ Христианство и светская наука смотрят на небесные тела одинаково: звезды — это очень красивые, но совершенно бездушные тела, не обладающие ни разумом, ни чувствами, ни свободной волей. Кажется, признать за ними все это — значит предать не только научный взгляд на вещи, но и единого Бога. Однако так ли это очевидно для библейских авторов, как и для нас? Являются ли звезды, с точки зрения ветхозаветных писателей, частью безличного космоса или живыми, даже разумными существами? Еврейское kukab— это необязательно звезда в нашем смысле, но любое небесное тело: комета, планета, метеорит и так далее. Небесные светила, согласно ветхозаветным текстам, — часть созданного Богом мира (Быт. 1, 16; Иов. 9, 7; Пс. 8, 4; Пс. 135, 9; Иер. 31, 35; Ам. 5, 8). Поэтому в Священном Писании решительно осуждается и прямое поклонение им как божественным существам (Вт. 4, 19; 4 Цар. 23, 5), и заигрывание с астральной символикой, связанной с тем или иным языческим культом (Исх. 20, 4; Ам. 5, 26; Ис. 3, 18). Неприемлема была для народа Божия и астрология (Ис. 47, 13; Иер. 27, 9). Однако отрицание за небесными светилами возможности выступать в качестве объектов религиозного поклонения совсем не исключает для библейских авторов различия в понимании природы звезд самих по себе. Являются ли звезды частью безличного космоса или живыми и даже разумными существами? Шестоднев и некоторые другие тексты говорят скорее в пользу первого (Быт. 1, 16-18; Пс. 135, 9; Ек. 12, 2; Ис. 13, 10). Но «материалистическое» понимание небесных светил не является в Священном Писании единственно допустимым. Некоторые библейские строки прямо говорят, что Солнце, Луна и звезды являются деятельными участниками богочеловеческой драмы священной истории. Сражающиеся звезды Книги Судей

http://old.aquaviva.ru/archive/2010/1/68...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 22 дня 3.3 Чем больше различных знаний, тем труднее понять главное 51. «Искуси меня, Господи, и испытай меня; расплавь внутренности мои и сердце мое…» (Пс. 25:2). Забвение Если только смотреть под ноги, не заметишь чарующую красоту гор, На городских улицах забываешь о красоте звездного неба, На дымной свалке трудно вспомнить запах сирени, В погоне за куском хлеба забываешь о своей душе. 52. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.» (Мф. 23:13). Злая собака и соседи Один человек часто прогуливался по улице со своей собакой, которая отличалась дурным нравом. Когда он по дороге заходил к соседям, его собака начинала злобно лаять и не успокаивалась, пока они вновь не выходили на улицу. Знакомым это порядком надоело, и в конце концов, они сказали хозяину собаки: «Слушай, если тебе хочется побыть вместе с нами, не приводи с собой своего пса. Он не дает нам даже спокойно поговорить. Или общайся с нами, или со своей собакой». 53. «Господи! Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твое» (Пс. 9:38). Идти прямо В горах идти прямо – значит идти по тропе, как бы она ни петляла, В жизни идти прямо – значит, выбиваясь из последних сил, всегда плыть против течения. Чем меньше несешь с собой груза, тем быстрее придешь к цели, Чем больше различных знаний, тем труднее понять главное. 54. «…Должно всегда молиться и не унывать…» (Лк. 18:1). Случай на моторной лодке Два друга плыли вдоль берега моря на моторной лодке. Внезапно мотор заглох. Чтобы они ни делали, он не заводился. Лодку начало сносить ветром и течением прямо на подводные камни. Погода быстро портилась. Друзья сели на весла, но, так как встречное течение было довольно сильным, лодка продвигалась вперед очень медленно. Один из гребцов постоянно бросал весла и оглядывался: не покажется ли причал? Это замедляло движение лодки, и его напарник сказал своему нетерпеливому товарищу: «Давай будем грести не останавливаясь, а то как бы не начался шторм. Тогда уж нам точно не выплыть». Друзья налегли на весла, и вскоре увидели свою пристань, к которой благополучно и причалили. Они были спасены.

http://isihazm.ru/1/?id=110

     Истинная целомудренная любовь, нежная и хрупкая, обладает сверхъестественной силой. Целомудрие является не только залогом благополучия семьи, но и основой крепкого государства. Публикуем беседу с протоиереем Валерианом Кречетовым, настоятелем храмов Покрова Богородицы и Новомучеников и Исповедников Российских в селе Акулово Московской области. От человека – намерение, от Бога – возможность – Отец Валериан, может ли современная семья жить по Евангелию? – Конечно, может. Суть духовной жизни состоит в том, что в основе ее лежит Бог, и все управляется Им. Понимаете? Человек, как сказал святитель Игнатий (Брянчанинов), это только орудие в руках Промысла Божия. Его самостоятельность учтена, но больше того, что человеку попущено, что в путях Промысла Божия для него установлено, он сделать не может. В сущности, ограниченность человека очевидна: мы не в состоянии поднять больше своих сил, не можем высоко подпрыгнуть. Человек – существо ограниченное. Безграничен, беспределен один Бог: «Яко Той рече и быша, Той повеле и создашася» (Пс. 32:9). «Не изнеможет у Бога всяк глагол» (Лк. 1:37). Если Господь сказал, дал заповеди так жить, значит, так жить не только можно, но и нужно. – Но в состоянии ли современная семья понести такой подвиг, когда все вокруг живут по-другому? – В состоянии – с помощью Божией. Как мой батюшка, Царство ему Небесное, говорил: только про Бога забыли. Как в этих обстоятельствах жить? Это ведает один Бог. От человека стремление, желание, а как это исполнить – Господь даст возможность. «Невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18:27). Во все времена были люди, которые старались жить с Богом. И жили, кажется, в неимоверных условиях – отец Арсений, про которого написана одноименная книга, владыка Афанасий Сахаров. Последний, скитаясь 30 лет по тюрьмам и ссылкам, старался не нарушать поста – по уставу. День семьи, любви и верности      А сейчас – храмы открываются, строятся. Да живи – кто тебе мешает в семье жить в любви и согласии? Кто тебе запрещает? Какой государственный закон? И нечего тут оправдываться! Кто тебе мешает ходить в воскресенье на службу? Другое дело, что когда ты стараешься жить по заповедям, по Евангелию, то тут же начинаются искушения. Потому что есть враг рода человеческого, и он независим даже от государственных законов. Какие государственные законы требуют, чтобы ты ел в пост скоромный торт на юбилей? Это непонятно чьи установления, неизвестно какого происхождения. Мирского – это да.

http://pravoslavie.ru/95209.html

Братия и отцы! Все мы, люди, имеем очи и уши, по не все видим и слышим; только у немногих благопослушные уши и видящие очи. Посему и Господь в Евангелии сказал: имеяй уши слышати, да слышит (Мф 13:9). О тех же, которые не слышат, говорит Пророк: даде им Бог дух умиления, очи не видети, и уши не слышати (Рим 11:8). Итак, будем слушать чтение Священного Писания внимательно, а не просто и как случится, дабы не подпасть прещению и гневу Божию, но, напротив, дабы мы могли сказать согласно с Писанием: наказание Господне отверзает уши мои (Ис 50:5). Кто так слушает, тот разумевает псалом Давидов, в котором сказано: радуйтеся праведнии о Господе (Пс 32:1). Таковый все вещи настоящей жизни считает за тень, которая бежит и не стоит, и вменяет вся уметы быти, да Христа приобрящет (Фил 3:8). Ибо мы слышим Господа, который говорит ученикам Своим: не оставлю вас сиры: прииду к вам. Еще мало, и мир ктому не увидит Мене, вы же увидите Мя: яко Аз живу, и вы живи будете (Ин 14:18-19). И еще говорит: Аз есмь лоза истинная, вы же рождие (15:15). И еще: вы друзи Мои есте, аще творите, елика Аз заповедаю вам. Нектому вас глаголю рабы, яко раб не весть, что творит Господь его; вас же рекох други, яко вся, яже слышах от Отца Моего, сказах вам (15:14-15). И еще: вы есте пребывше со Мною в напастех моих. И Аз завещаю вам завет вечный, да ясте и пиите во царствии Моем (Лк 22:28-30). Слыша это и подобное, боголюбивый человек не только радуется, но и утверждается ежедневно умирать за любовь Христову. Так жили все святые, и таковую показали к Богу любовь. Пророк Иеремия говорил: аз не утрудихся Тебе , Боже мой, последуяй, и дне человека не пожелах , Господи мой (Иер 17:16). Давид же говорит: что воздамы Господеви о всех, яже воздаде нам (Пс 115:3)? И Апостол Павел говорит: Яко нам даровася еже о Христе, не токмо еже в Него веровати, но еже по Нем страдати (Фил 1:29). Подобным образом и другие Апостолы, подвергшись биению за Христа, радовались и говорили, что сподобились потерпеть биение и бесчестие за имя Христово (Деян 5:41). И словом, каждый из святых говорил подобное, и показывал любовь, которую имел ко Христу.

http://bible.predanie.ru/prepodobnyj-feo...

Старец архимандрит Клеопа (Илие, 1912–1998) широко известен как великий духовник румынского монашества и наставник многих мирян, которые тысячами приходили к нему за духовной помощью. Предлагаем читателю фрагменты русской публикации его книги «Ценность души» , вышедшей в Издательстве Сретенского монастыря.      Манассия, ветхозаветный царь евреев, совершил столько грехов пред Богом, сколько вряд ли совершал кто-либо еще. В течение пятидесяти двух лет он силой заставлял народ поклоняться идолам и бесам, приказывая евреям отречься от Бога. И отреклись от Бога и он сам, и дети его, и вся его семья. А тех, кто не хотел поклоняться идолам и приносить жертву демонам, он сживал со свету в самых жестоких мучениях. Итак, этот царь совершил столько грехов, что и выразить этого невозможно. Но Пресвятой Бог, желая проявить глубину Своего милосердия и безграничную жалость к людям, привел Своими судьбами Манассию к покаянию. И как же? Этот царь, хоть и был очень плохим, но происходил из благого рода. Отец его, Езекия, царь, благоугодивший Богу, жил во времена пророка Исаии (см. 4 Цар. 18–20). Думаю, это он умолил Бога обратить своего сына, отторгнувшегося от Творца неба и земли. И как же Бог обратил его? А вот как. Видя злобу и неверие Манассии и таковое помрачение ума его — что он не только сам отошел от Бога, но и весь народ завел в погибель, принуждая его отречься от Бога, — Он, знающий, как привести к покаянию каждого, надел на него узду и затянул поводья, как сказано в Псалтири: «броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к Тебе» (Пс. 31, 9). Ибо если бы Бог оставил его так, то он никогда бы не покаялся сам Так произошло и с этим царем. Ибо если бы Бог оставил его так, то он никогда бы не покаялся сам. Но Бог послал из Вавилона бояр царя Асура с большим войском, и они захватили Иерусалим, а царя Манассию увели в рабство (см. 2 Пар. 33, 11). Связали они его и бросили в крошечную клетку, в которой он не мог даже распрямиться в полный рост. И прикована была голова его к ногам двумя медными цепями. И бросили его в эту клетку, где он не мог даже приподнять голову, но все время лежал неподвижно, свернутый калачиком.

http://pravoslavie.ru/100301.html

1:19). Закон Господень непорочен: обращает души; свидетельство Господне верно: умудряет младенцев; оправдания Господни правы:веселят сердце; заповедь Господня светла: просвещает очи сердечные (Пс 18:8-9). Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен (2 Тим 3:16-17). Поэтому благовествование Христово называется и есть сила Божия ко спасению всякому верующему (Рим. 1:16), так как вера от слышания, а слышание от слова Божия (Рим. 10:17), посредством которого веруем во Христа (Ин 17:20); таким образом, благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих (1 Кор 1:21). Поэтому всем христианам, которые хотят иметь истинную и живую веру, и ее до конца хранить, и так спастись, необходимо прилежное чтение или слушание Слова Божия. Как идущим по пути или делающим что-либо нужен свет чувственный, так идущим к вечной жизни и пребывающим в подвиге веры и благочестия нужен светильник слова Божия, чтобы не уклониться на путь нечестивых. И как тело каждый день укрепляется пищей, чтобы не ослабеть и, ослабев, не исчезнуть, так подобает каждый день укреплять душу духовной пищей слова Божия, чтобы ей, от голода истаяв, не ослабеть и не погибнуть. Слеп человек сам по себе, и потому требует просвещения; слаб, и потому нужно ему подкрепление; ленив и уныл, и потому потребно ему поощрение и утешение. А все это из слова Божия получается. Слово Божие предостерегает нас от многих козней дьявольских и прелестей мира, которые все стараются совратить душу с пути благочестия. Следовательно, заблуждаются те христиане, которые от этого Божественного правила удаляются и, подобно слепым или во тьме находящимся, ходят, пока, наконец, не впадут в ров погибели. Слово Божие, будучи самым истинным и совершенным правилом благочестия, как сказано, всем христианам нужно, но пастырям, то есть епископам и иереям, особенно: ибо они взяли ключ разумения (Лк 11:52), который и есть слово Божие, и тем должны как себе, так и другим отворять дверь ко Христу Живому Богу и источнику жизни, и вечному блаженству, смертью Его отверстому.

http://bible.predanie.ru/svjatitel-tihon...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010