Псалом 16 По надписанию в евр. и славянской Библиях этот псалом принадлежит Давиду и представляет в своем содержании молитву к Богу об избавлении от испытываемых им бедствий. Псалом написан во время гонений от Саула, на что указывает как исповедание Давидом своей невинности пред Богом ( Пс.16:1–4, 7 ), так и указание на нечестие ( Пс.16:9, 13 ) и ярость врагов, стремившихся лишить его жизни ( Пс.16:11, 12 ) и своими преследованиями Давида противящихся Божественному о нем определению ( Пс.16:4, 13 ). Услышь, Господи, мою молитву о помощи и спаси меня, праведного и в мыслях и в делах (1–4). Спаси меня, как зеницу от многочисленных, хитрых и сильных врагов (5–9). Они – всюду, и стремятся лишить меня жизни (10–12). Восстань, Господи, и низложи их, а я буду воспевать Тебя (13–15). Пс.16:1 .  Услышь, Господи, правду [мою], внемли воплю моему, прими мольбу из уст нелживых. «Правду мою» – мою справедливость, мою невинность пред Тобою и людьми в переживаемых бедствиях. Моя молитва «из уст нелживых», – она искренняя, нет в ней лжи и преувеличений. Пс.16:2 .  От Твоего лица суд мне да изыдет; да воззрят очи Твои на правоту. «Суд» – определение, решение. Произнеси, Господи, Свой суд надо мною и моими врагами, и, так как я незаслуженно страдаю, то своим приговором, осуждением моих врагов, дай возможность восторжествовать правде ( «да воззрят очи Твои на правоту»). Пс.16:3 .  Ты испытал сердце мое, посетил меня ночью, искусил меня и ничего не нашел; от мыслей моих не отступают уста мои. «Посетил меня ночью», ночь – символ бедствий; несмотря на испытываемые бедствия, Давид остался верен «правде», своему влечению и преданности Богу, и не отступал от Его заповедей. Его слова были верным выражением его мыслей, в нем не было лицемерия. Пс.16:4 .  В делах человеческих, по слову уст Твоих, я охранял себя от путей притеснителя. «В делах человеческих». Под делами человеческими, как обычно в Библии, разумеются привязанности человека к земному, к тому, что только в глазах людей имеет особенную ценность, напр., богатство, покровительство сильных и т. п. – «По слову уст Твоих» – согласно с Твоими заповедями «я охранял себя от путей притеснителя» – Давид в (своих) обыкновенных, житейских отношениях к людям зорко следил за собою, чтобы ни в чем не оказаться притеснителем своего ближнего. Такое отношение к ближнему было исключительным, так как на Востоке насилие было обыкновенным направлением жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Псалом 25 представляет как бы исповедь благочестивого псалмопевца пред Богом, в которой он, с полною готовностью подвергнуться самому строгому испытанию суда Божия (ст. 12), доказывает непорочность свою пред Богом и совершенную невиновность в общении с дурными, – лживыми, коварными, жестокими и корыстолюбивыми людьми (ст. 3–5 и 10–11), и свидетельствуя об особенной любви своей к дому Божию и к благоговейному, торжественному богослужению (ст. 6–8), молит Господа, в случае посещения гнева Его, не погубить его вместе с нечестивыми (ст. 9), чтобы, стоя твердо и безопасно па пути добродетели, он мог всенародно прославлять Его (ст. 12). В надписании псалом приписывается Давиду, и так как все черты изображения в нём псалмопевца совершенно соответствуют отличительным свойствам характера Давида и весь вообще псалом по мыслям и выражениям сходится с псалмами Давидовыми (ср. с Пс.5 и в частности ст. 1а с Пс.7:9 и 34:24; ст. 16 с Пс.24:2 , 20б и 21; ст. 2 с Пс.16:2–3; 138:1 и 23 и 7:10б; ст. 3 с 24:5 и 10; 100:1 и 3; ст. 4–5 с Пс.100:3–8 ; и 138:21–22 ст. 6–8 с Пс.22:66, 24:4–6, 27:2; 60:5 ; ст. 9–10; Пс.27:3 ; ст. 11 с Пс.17:21–24 и 24:21; ст. 12 с Пс 21:23 и 26; 34:18; 39:10), то нет никаких оснований сомневаться в том, что он действительно написан был Давидом. Принимая во внимание что исповедание псалмопевцем пред Богом своей непорочности и совершенной невиновности в единомыслии и общении с лживыми, коварными, готовыми на мздоимство и всякое злодеяние людьми даёт предполагать существование или распространение против него каких то обвинений, вызывавших его на подобные оправдания, а изображение им при этом своей любви к дому Божию и богослужению ведет к заключению, что все это происходило уже после устроения сионской скинии и введения в богослужение псалмопения (ст. 7–8 ср. 1Пар. 15:16 и 16:4–5), – можно с вероятностью предполагать, что псалом этот, подобно как и близко сходный с ним 5-й написан был пред восстанем Авессалома, когда тот с своими единомышленниками, с намерением возбудить в народе недовольство царём Давидом, старался распространять о нём разные невыгодные слухи, обвиняя его в неправосудии и жестокости, и особенно в том, что он окружил себя дурными, бесчестными, своекорыстными людьми, при которых нет возможности в самом справедливом деле добиться правосудия ( 2Цар.15:2–6 ср. 16:7–8). Слухи о распространении подобных плевел без сомнения доходили до Давида и возмущали его душу, но уповая, что Господь не попустит восторжествовать клеветникам, он не принимал против них никаких мер и только искал себе успокоения в частом посещении устроенной им Сионской скинии и в молитвенном исповедании души своей пред Богом 130 · Очень вероятно, что в одно из посещении скинии при подобных обстоятельствах и излился из души Давида рассматриваемый псалом.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

68 Пс.68:1 . В конец, о имущих изменитися, псалом Давиду. Псалом содержит в себе молитву, приносимую Спасителем от лица человечества, также причины, по которым нанесена Ему смерть крестная. Еще в ясных чертах описывает самое страдание, и бедствия, постигшие иудеев по страдании. Сверх же сего, изображает введение евангельского жития и учение о поклонении духом и истиною, чем и заключается псалом. А что вся молитва Спасителева приносится от лица человеческой природы, это Псалмопевец дает разуметь в конце псалма, когда говорит: «яко услыша убогия Господь и окованная Своя не уничижи» ( Пс.68:34 ). Пс.68:2 . Спаси Мя Боже, яко внидоша воды до души Моея. Поскольку приял на Себя грехи наши, «о нас болезнует» ( Ис. 53, 4 ), то справедливо и молится об избавлении от искушений, подобно потоку окруживших душу Его. Пс.68:3 . Углебох в тимении глубины, и несть постояния. Ибо сие потерпела человеческая природа, грехом вовлеченная в смерть, и даже в самый ад, который и называет здесь пророк «тимением глубины» и " глубинами морскими». Пс.68:4 . Утрудихся зовый, измолче гортань мой. А что и о чем взывал, ясно показал это в последующем, сказав: «да избавлюся от ненавидящих Мя, и от глубоких вод» ( Пс.68:15 ) и «да не потопит Мене буря водная» ( Пс.68:16 ) и прочее, что за сим присовокуплено. Ибо молится, как сказал я, о человеческой природе, чтобы сокрушена была держава смерти, потому что ад не затворяет зияющих на природу нашу уст, почему и говорит: «ниже сведет о Мне ровенник уст своих» ( Пс.68:16 ). Пс.68:5 . Умножишася паче влас главы Моея ненавидящии Мя туне, потому что многочисленны демоны, злоумышляющие на естество человеческое, и хотя никакой не потерпели от нас обиды, спешат предать нас смерти. Укрепишася врази Мои, изгонящии Мя неправедно. Показывает, что приговор на Него произнесен несправедливо. Пс.68:6 . Боже, Ты уведел еси безумие Мое. «Безумием» называет то, что у людей почитается буйством, и именно буйством проповеди о страдании Христовом. Ибо, по слову священного Апостола, крест Христов стал «иудеем соблазн», язычникам же «безумие» ( 1Кор. 1, 23 ). Посему говорит: Ты, Отче, «уведел еси» домостроительство крестное. И говорит это, потому что «послушлив был Отцу даже до смерти, смерти же крестныя» ( Фил. 2, 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Закон (Law) В образе закона выражаются ожидания Бога, связанные с нравственным и духовным поведением Израиля, и ориентиры, данные Богом Израилю, чтобы он мог жить той жизнью, которая была предназначена людям при сотворении. В Ветхом Завете закон обозначается, в основном, термином tora (переводимым обычно как «закон»). Точный смысл слова tora остается предметом ученых дискуссий, но, по общему согласию, в нем заложена идея о водительстве и наставлении. В одних случаях tora означает предписания, касающиеся нравственной, религиозной и гражданской жизни Израиля ( Исх.24:12 ). В других термин относится ко всему Пятикнижию ( Езд.7:6 ; Мф.22:40 ; Лк.16:16 ). В Ветхом Завете функциональными эквивалентами слова tora служат несколько других терминов. «Законы» означают различные конкретные предписания. Тот же смысл имеют выражения «слова Господни» ( Иер.36:8 ) и «слова завета» ( Исх.34:28 ; 4Цар.23:3 ). В новозаветный период «законом» мог уже называться весь Ветхий Завет ( Ин.10:34; 12:34 ; Гал.4:21–23 ). Пс.118 – классический пример библейских образов закона, и он может служить хорошим введением в тему. Первое, что стоит отметить, – многообразие конкретных слов для обозначения закона: откровения, повеления, уставы, заповеди, суды, пути, слово. Объединяет все эти термины заложенная в них предпосылка, что Бог дает закон в таком виде, чтобы люди могли строить свою жизнь на его основании. В эти основные термины вплетаются конкретные образы. Исполнение Божьего закона подобно хождению по стезе ( Пс.118:1, 35, 128 ), и на закон можно взирать ( Пс.118:6, 15 ). Он хранит жизнь человека ( Пс.118:9 ). Закон ассоциируется с радостью, утешением ( Пс.118:14, 24, 47, 70 и т. д.) и размышлением ( Пс.118:15, 23, 97 ). Закон – это советник ( Пс.118:24 ), песня ( Пс.118:54 ), предмет любви ( Пс.118:97, 127, 159 ) и светильник, освещающий путь ( Пс.118:105 ). В целом акцент делается на четырех мотивах: закон: 1) исходит от Бога, 2) дается для блага людей,

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Е.А. Авдеенко Кафизма XVII Псалом 118 (119) отличается от прочих количеством стихов и тем, что «всякий из 176 стихов говорит что-нибудь о законе Божьем, называя его разными именами» (ПсСвОт). Псалом составлен по 22 буквам еврейского алфавита, каждая из которых содержит 8 стихов. Пс.118:78             Да постыдятся (зло-)намеренные, ибо ложью оклеветали меня,                         я размышлял о повелениях Твоих. «Злонамеренные» зед – также: наглые; те, кто грешат не по неведению и не по ошибке ( Пс.19 /18:14). «Оклеветали» – по значению корня: искривили, извратили, накрутили, наковеркали. На праведника восстают те, кто сознательно и искусно пользуются ложью. «Размышлял» – действиям клеветников противопоставлено действие «размышления», «сетования», «беседы» (значения глагола сиах) со своим сердцем ( Пс.77 /76:4,7,13). Спорить с теми, кто лжет на праведника, – абсолютно бессмысленно 551 . О действиях «злонамеренных» говорит следующий стих: Пс.118:85             Выкопали мне (зло-)намеренные ямы,                         что не по Учению Твоему. Судилище над Иисусом происходило вопреки Закону (Учению-Торе), и не по неведению или ошибке, –        Христа засудили противозаконно и злонамеренно. Пс.118:86             Все заповеди Твои – истина;                         ложью – преследовали меня; помоги мне. Противопоставлены Божья «истина» (эмуна) и " ложь» (шекер) человеков 552 . Пс.118:95             Дожидали меня нечестивые, чтобы погубить меня,                         [но] я свидетельствами 553 Твоими проникался 554 . Сила «ждать» (кава) есть праведность как один из трех видов надежды (см. комм. к Пс.25 /24:20). Но и враг с такой же неотступностью «ждет» момента, чтобы праведника убить. Сила «ждать» Божьей правды будет крепче, если знать, как «ждет» нечестивый враг твоей смерти. Пс.118:119             [Как] изгарь Ты упразднил всех нечестивых земли,                         посему я возлюбил все свидетельства Твои. Испытание человека сравнивается в Писании с переплавкой; так происходит отделение чистого от примесей (см. Пс.11 /10:5; Пс.17 /16:3). «Изгарь» (окалина, шлак) – побочный продукт переплавки, от которого нужно тщательно выплавленный металл отчистить ( Притч.25:4 ). Пророк Исаия говорит Израилю:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Свадьба (Wedding) В Библии образ свадьбы встречается очень часто, но описаний самой церемонии сравнительно мало (тем не менее см. НЕВЕСТА, ЖЕНИХ ). Два очевидных исключения из правила – это две библейские эпиталамы (свадебных песни), Пс.44 и Песнь песней, с них мы и начнем рассматривать образ свадьбы в Библии. Две царские эпиталамы . Самые очевидные отличительные особенности свадьбы, описанной в Пс.44 , – бурная радость и богатство чувств. Поэт задает тон с самого начала, говоря: «Излилось из сердца моего слово благое» ( Пс.44:2 ). Пара находится в центре событий, и оба предстают во всей красе. Царь – «прекраснее сынов человеческих» ( Пс.44:3 ), он перепоясан мечом, «славою... и красотою» ( Пс.44:4 ). Он помазан «елеем радости», одежда его «как смирна и алой и касия» ( Пс.44:8–9 ). Невеста, в свою очередь, тоже нарядна, «одежда ее шита золотом» ( Пс.44:14 ); ее подводят к царю «в испещренной одежде... за нею ведутся... девы, подруги ее» ( Пс.44:15 ). Вся процессия входит в царский дворец «с веселием и ликованием» ( Пс.44:16 ). Свадебная церемония – главная тема Песни песней ( Песн.3:6–5:1 ), обрамленная лирическими признаниями в любви. Предвосхищая событие, невеста представляет прибытие жениха, и гиперболические образы ее фантазии указывают на нетерпение ( Песн.2:8–9 ). Когда жених действительно прибывает, это событие красочно описывается, и это описание роскоши царской обстановки становится метафорой эмоциональной полноты. Сексуальная связь как кульминация свадьбы описывается в образах восточного сада со специями и плодами, на который претендует возлюбленный ( Песн.4:9–5:1 ). Образы радости . Другие образы свадьбы, рассыпанные по тексту Библии, связаны с мотивами ликования и радости. Описывая захватывающий дух восход солнца, поэт в Пс.18:6 утверждает, что солнце «выходит, как жених из брачного чертога своего». В истории о том, как Иисус превратил воду в вино на свадебном пире ( Ин.2:1–11 ), свадьба – пышная церемония, которая развивается согласно определенному плану. О роскоши свадебных пиров и об их этикете свидетельствуют и притчи Иисуса о свадьбах: гостям рассылались формальные приглашения, готовился пир с вином и лучшей пищей, приходить следовало в специальной (вероятно, праздничной и официальной) свадебной одежде ( Мф.22:1–14 ; Лк.14:7–24 ). Организация свадьбы была обязанностью жениха ( Ин.2:9 ) и его отца ( Суд.14:3, 10 ; Мф.22:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

В.Ф. Федоров, М.И. Шишова А.Ф. Лосев. Имяславие Имяславие – одно из древнейших и характерных мистических движений православного Востока, заключающееся в особом почитании имени Божьего, в истолковании имени Божьего как необходимого, догматического условия религиозного учения, а также культа и мистического сознания в православии. I. История вопроса а) Современное имяславие коренится не только в первых столетиях христианства, но обнаруживается как характерная черта и в ряде древних религий, в первую очередь в религии Ветхого Завета. Так, в Ветхом Завете имя Божие является Его силой и энергией и неотделимо от самого Бога. Имя это вечно (Исх. 3:15); третья заповедь закона запрещает употреблять имя Божие напрасно (Исх. 20:7); строго запрещено осквернение имени Божьего (Лев. 18:21; 20:3; 22:1–2; 24:16); оно славно и страшно (Втор. 28:58–61); мы находим далее роскошное и обстоятельное описание Соломонова храма, дома имени Божьего (2 Пар. 2:1:3, 1.3; 4, 11; 5, 1. 13–14; 7, 1–3; 6, 2. 5–6–10. 34. 38; 7, 11. 16.20); но особенно восхваляется имя Божие в Псалмах. Оно величественно по всей земле (Пс. 8:2.10), оно защищает в беде (Пс. 20:2), побеждает колесницы и коней (Пс. 19:8–10), именем Божьим достигается искупление (Пс. 54:3; 116:4); поклоняется ему вся земля (Пс. 66:4; 44:6; 118:10–20); оно благословенно во веки веков (Пс. 72:18–19; 113:2); служение Богу – это служение Его имени (Пс. 68:5; 92:2; 103:1; 106:47; 114:9; 118:26–27; 134:1; 148:21; 149:13), оно великое и страшное (Пс. 99:3; 11:9) и т. д. На эту тему особенно важно исследование: W. Heitmüller. In Namen Jesu. Eine sprach – und religionsgeschichtliche Untersuchung zun Neuen Testament, Göttingen, 1903. Хотя книги Нового Завета представлены на греческом языке, однако понимать их следовало бы с учетом и древнееврейской традиции. И тогда обнаруживается, что и Новый Завет тоже полон мистики имени. В первую очередь вера в имя Божие – это заповедь. «А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа» (I Ин. 3:23; 5:13).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Псалом 85 Молитва Давиду. Смысл надписания ясен; об этом надписании мы говорили в введении. Молясь о себе самом, Давид учит как нужно молиться, находясь в нужде. Предсказывает же здесь и о призвании язычников. Некоторые же говорят, что эта молитва написана от лица Езекии. Пс.85:1 .  Приклони, Господи, ухо Твое, и услыши мя Как Бог приклоняет уши, сказано в псалме 16-м. Яко нищ и убог есмь аз Так как не имею достаточных сил против видимых и невидимых врагов и не могу противостоять им. Пс.85:2 .  Сохрани душу мою, яко преподобен есмь Спаси меня, потому что я посвящен или принесен Тебе, как сказано и в 15м псалме. Или же называет преподобным самого себя, как благочестивого в сравнении с нечестивыми его врагами. Спаси раба Твоего, Боже мой, уповающаго на Тя Спаси от угрожающей опасности единственно на Тебя только надеющегося. Пс.85:3 .  Помилуй мя, Господи, яко к Тебе воззову весь день Симмах перевел «всегда», вместо «весь день». Пс.85:4 .  Возвесели душу раба Твоего, яко к Тебг взях (вознес) душу мою. Избави от одержащей меня скорби. О словах: «взях душу мою», сказано в первом стихи псалма 24го. Пс.85:5 .  Яко Ты, Господи, благ и кроток и многомилостив всем призывающим Тя Вместо «кроток» Акила и Симмах перевели «милостив». Призывающим же Тя не просто, но призывающим от всего сердца. Ибо и в псалме 144-м, сказавши: «близ Господь всем призывающим Его», присовокупил: «всем призывающим Его в истине» т. е. всею душею. Пс.85:6 .  Внуши, Господи, молитву мою, и вонми гласу моления моего Эти слова изъяснены в начале псалма 16-го. Пс.85:7 .  В день скорби моея воззвах к Тебе, яко услышал мя еси Днем скорби назвал предстоявший день. О словах же: «яко услышал мя еси» сказано в том же 16м псалме Пс.85:8 .  Несть подобен Тебе, в бозех, Господи, и несть по делом Твоим Ибо «вси», говорит, «бози язычников бесове, Господь же небеса сотвори» ( Псал. 95:5 ). Ты истинный Бог, а они ложны. Этот стих кажется заимствован из слов Моисея: «кто подобен Тебе в бозех, Господи, кто подобен Тебе? Прославлен во святых, дивен в славе, творяй чудеса?» ( Исх. 15:11 ). Дела же Христа, не только творение и промышление о видимой и невидимой твари, но преобразование самой твари и разрушение тирана и умерщвление смерти смертно и уловление всего мира немногими бедными рыбарями; к этому можешь присоединить еще силу чудес. Ибо если другие и производили такие чудеса, но никто не мог собственною силою делать то, что делал Христос, и они совершали призыванием божественного имени.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Глава 16 1–6. Прибытие в пустыню Син. Ропот евреев. 7–36. Чудесное ниспослание израильтянам пищи: перепела и манна. Исх.16:1 .  И двинулись из Елима, и пришло всё общество сынов Израилевых в пустыню Син, что между Елимом и между Синаем, в пятнадцатый день второго месяца по выходе их из земли Египетской. Через месяц по выходе из Египта ( Чис. 33:3 ) евреи пришли в пустыню Син, не прямо из Елима, а из стана, бывшего при море ( Чис. 33:10–11 ). Исх.16:2 .  И возроптало все общество сынов Израилевых на Моисея и Аарона в пустыне, Исх.16:3 .  и сказали им сыны Израилевы: о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы всё собрание это уморить голодом. Ропот направлен против обоих братьев – их божественного посланничества: «вывели нас в пустыню» ( Исх. 3:10 ), а вместе с тем и против самого Всевышнего, призвавшего Моисея и Аарона. Кроме прихоти ( Пс. 77:18, 105:14 ), основанием для ропота является боязнь голодной смерти, более мучительной, чем смерть от египетских казней в состоянии полного материального довольства: «сидели у котлов мясных» ( Чис. 11:4–5 ). Исх.16:4 .  И сказал Господь Моисею: вот, Я одождю вам хлеб с неба, и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день, чтобы Мне испытать его, будет ли он поступать по закону Моему, или нет; Исх.16:5 .  а в шестой день пусть заготовляют, что принесут, и будет вдвое против того, по скольку собирают в прочие дни. Горестное воспоминание: «ели хлеб досыта» ( Исх.16:3 ) не должно иметь места. Дан будет хлеб с неба, т.е. манна ( Исх.16:15 , Пс. 77:24 ), в достаточном на каждый день количестве, и им будет напитан народ досыта ( Исх.16:8 , Пс. 77:25 ). Ежедневное собирание манны напоминало евреям о всецелой зависимости их существования от Бога ( Втор. 8:16–17 ) и в то же время приучало к точному исполнению требования не заготовлять ее на другой день, кроме субботы ( Исх.16:29 ). В этом отношении дарование манны является испытанием народа еврейского.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Бог – Промыслитель мира Общий Промысл Божий о мире «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» ( Иоан. 5:17 ). В этих словах Господа Иисуса Христа содержится истина постоянного промышления Божия о мире. Хотя Бог «почил в день седьмой от дел Своих» ( Быт. 2:2–3 ), однако не предоставил мир самому себе. Бог дает «всему жизнь и дыхание и все, – ибо мы Им живем и движемся и существуем» ( Деян. 17:25, 28 ). Сила Божия держит бытие мира и участвует во всех действиях сил сотворенных. Постоянство так называемых «законов природы» есть действие живой воли Божией, сами по себе они были бы бессильны и бездейственны. Все объято в мире Промыслом Божиим. Бог промышляет не только о великом и громадном, но и о малом, и, по-видимому, ничтожном, не только о небе и земле, ангеле и человеке, но и о малейших созданиях, птицах, травах, цветах, деревьях. Все Священное Писание наполнено мыслями о неусыпной промыслительной деятельности Божией. Божиим изволением стоит все необъятное пространство мира. Бог небо и землю наполняет (Иерем. 23:24). «Скроешь лице Твое " - и все придет в смятение ( Пс. 103:29 ). Промыслом Божиим живет растительный мир. Бог «покрывает небо облаками, приготовляет для земли дождь, произращает на горах траву (и злак на пользу человеку)» ( Пс. 146:8 ). Он не оставляет без Своей заботы полевых лилий, наделяя их и другие цветы изумляющей нас красотой ( Матф. 6:29 ). Промысл Божий распространяется на весь животный мир. «Очи всех уповают на Тебя, и Ты даешь им пищу их в свое время; открываешь руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению» ( Пс. 144: 15–16 ). Не оставляет Бог без Своего попечения и маленькой птички: «ни одна из них не упадет на землю без воли Отца Небесного» ( Матф. 10:29 ). Человек наиболее составляет предмет Божия Отеческого промышления на земле. Бог знает помышления каждого ( Пс. 138:2 ), чувствования ( Пс. 7:10 ), и даже вздохи (пс. 77:11), подает потребное всем, прежде чем у Него попросить о том ( Матф.6:32 ), и приклоняет ухо Свое к молитве просящего ( Пс. 85:1 ), исполняя просимое, если только оно проистекает из искренней и живой веры ( Матф. 17:20 ) и если согласно с благом просящего, заключающемся в искании Царствия Божия ( Матф. 6:33 ). Он направляет шаги человека, не знающего своего пути ( Притч. 20:24 ), он делает нищим и обогащает, унижает и возвышает, причиняет раны и Сам обвязывает их, поражает и врачует ( Иов.5:18 ). Любя праведных, Он щадит и грешных, «не до конца гневается, и не вовек негодует» ( Пс.102:8–9 ), но долготерпит, чтобы посредством Своей Благости привести их к покаянию ( Рим. 2:4 ). – Эта всеобъемлющая непрестанная деятельность Божия в мире выражена в Символе веры именованием Бога Отца «Вседержителем.»

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010