Скачать epub pdf Октябрь Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 1: гл. 9–10 (Ин.1:14–18)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1899. Т. 3. 10. С. 145–160 (1-я пагин.). (Продолжение) —145— высоцыи к тебе преидут, и тебе будут раби, и в след тебе поидут связани узами ручными 2424 , и поклонятся тебе, и в тебе помолятся, яко в тебе Бог есть, и 2425 несть Бог разве тебе ( Ис.45:14 ). Вот говорят, что и Бог в нем есть, не отделяя плоть от Слова, и с другой стороны утверждают, что нет другого Бога кроме Него, объединяя со Словом носимое (Им), как собственное Его, то есть храм от Девы, ибо Един из обоих Христос. ( Ин.1:14 ). И вселися в ны. Для нашей пользы Евангелист подробно изъясняет сказанное им и яснее раскрывает смысл своего рассуждения. Поскольку сказал, что плотью стало Слово Бога, то, дабы кто по великому невежеству своему не предположил, что Оно вышло из собственной своей природы и превратилось в плоть, претерпев то, что было (для Него) невозможно, ибо Божество чуждо всякого изменения и превращения во что-либо другое, в отношении образа бытия, – весьма хорошо Евангелист тотчас же присоединил, что и обитало в нас, дабы, разумея два обозначаемые предмета – того, кто обитает, и то, в чем обитание, – ты не подумал, что Оно (Слово) превратилось в плоть, но Оно только обитало во плоти, пользуясь, как собственным телом, воспринятым от Святой Девы храмов. В Нем вселилась вся полнота Божества телесно ( Кол.2:9 ), как говорит Павел. Весьма, однако же благополезно утверждает, что обитало Слово в нас, открывая и здесь нам весьма глубокую тайну. Ведь все мы были во Христе, и общее —146— лицо человечества восходит к Его лицу 2426 , почему Он и назван последним Адамом , как обогащающий все к благополучию и славе общностью Своей природы (с людьми), подобно тому как и первый Адам – к тлению и бесславию ( 1Кор.15:47–49 ). Итак, во всех (нас) Слово обитало чрез Одного, дабы достоинство Одного нареченного (определенного) Сына Божия в силе по духу святыни ( Рим.1:4 ) переходило на все человечество, – таким образом и на нас благодаря Одному из нас простиралось сказанное: Аз рех: бози есте и сыны Вышняго вси ( Пс.81:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1. Самонадеянность Уклонения от христианской надежды выражаются в формах самонадеянности, малодушия, лжеупования, нетерпения и отчаяния В пример самонадеянного человека можно указать на того евангельского богача, который, полагаясь на свое богатство, считал свое положение прочным, обнадеженным, вместо того, чтобы надеяться на Бога. А иные люди, вместо Бога, надеются «на князи и на сыны человеческия», по выражению Псалмопевца, т. е. на великих и сильных земли; между тем «в них... несть спасения» ( Пс.145:3 ). А еще иные надеются на свои способности, на свою изобретательность, опытность, заслоняя ими помощь Божию. Таковая надежда осуждается следующими словами ап. Иакова: «Слышите ныне, глаголющии: днесь или утре пойдем во он град, и сотворим ту лето едино, и куплю деем и приобретение... Вместо еже бы глаголати вам: аще Господь восхощет, и живи будем, и сотворит сие или оно» ( Иак.4:13, 15 ). Таким образом, самонадеянность всегда есть противопоставление надежды на сей земной мир, на его тленные и преходящие блага и силы, надежде на Бога, Который один Неизменяем и Непреходящ. Имея это в виду, ап. Павел заповедует Тимофею: «Богатым в нынешнем веце запрещай не высокомудрствовати, ниже уповати на богатство погибающее, но на Бога жива, дающаго нам вся обильно в наслаждение» ( 1Тим.6:17 ). «Буди уповая всем сердцем на Бога, – говорит Премудрый, – о твоей же премудрости не возносися» ( Притч.3:5 ). Слово Божие так осуждает цель самонадеянности: «да не хвалится пре мудрый пре мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим» ( Иер.9:23–24 ; Иез.4:13–16 ; Притч.3:5 ) 14 . 14 Забудь свои добрые дела (Из творений св. Иоанна Златоустог о). «Если хочешь доказать великую добродетель, не высокомудрствуй, и тогда покажешь еще большую: не думай, что ты совершил уже что-нибудь, и ты все сделал. Господь гораздо лучше тебя знает твои заслуги. Если ты дашь чашу холодной воды, Он и сего не презрит. Если подашь одну полушку, если только вздохнешь, Он примет все сие с великой благосклонностью, и вспомнит, и определит за сие великие награды.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Дидим Александрийский Жизнь Дидим Александрийский уже при жизни стал легендарной личностью. Древние историки единогласно отзываются о нем как о «великом и мудром учителе» (Сократ. Церк. ист. 4, 23), «обогатившем себя мудростью всякого рода» (Созомен. Церк. ист. 3, 15). Он родился в Александрии около 313 г. и в возрасте четырех лет, едва начав осваивать грамоту, лишился зрения (Палладий. Лавсаик, 4). В юности он так «возжаждал наук и образования», что изучал формы букв, касаясь пальцами дощечки, на которой они были вырезаны, и посещал лекции знаменитых христианских учителей в Александрийском училище. Он в совершенстве изучил Священное Писание , а также поэзию, риторику, арифметику, геометрию, астрономию и философию (Созомен. Церк. ист. 3, 15). Палладий Еленопольский , лично знавший Дидима, свидетельствует о его святости и прозорливости. Однажды Дидиму было видение о кончине императора Юлиана Отступника, о чем он сообщил святому Афанасию; дата и час видения полностью совпали с временем гибели Юлиана. Палладий так говорит о Дидиме: «Он украсился такой благодатью духовного ведения, что на нем действительно исполнилось сказанное: «Господь умудряет слепцы» ( Пс.145:8 ). Книги Ветхого и Нового Заветов знал он все дословно, а догматы изучил так тщательно и учение, в них содержащееся, излагал так тонко и основательно, что ведением превзошел всех древних» (Палладий. Лавсаик, 4). Святой Афанасий Великий назначил Дидима начальником Александрийского огласительного училища. Феноменальная эрудиция и глубокое благочестие слепого учителя привлекали к нему многих современников. В числе его учеников были блаженные Иероним и Руфин, первый из которых восхваляет его ученость и свидетельствует о его влиянии на Востоке и на Западе (Посл. 50, 1; 84, 3), а второй называет его «пророком» и «мужем апостольским» (Апология 2, 25). Преподобный Антоний, посетивший Дидима в Александрии, сказал ему: «Не смущайся, Дидим, что лишился чувственного зрения, ибо у тебя не стало глаз, которыми смотрят комары и мошки; лучше радуйся, что имеешь глаза, которыми смотрят ангелы, которыми созерцается Бог и воспринимается свет Его» (Сократ. Церк. ист. 4, 25). Дидим умер в возрасте 85 лет в 398 г., пережив святого Афанасия и великих каппадокийцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Украинизация» Церкви из страха не спасёт нас от ненавидящих 28.03.2019 1412 Сергей Комаров о простой и важной истине: никакая мимикрия под «национальную церковь» не спасет Церковь от гонений безбожников. Гонители Церкви ненавидят ее не за «непатриотизм» на самом деле, хотя именно это они вменяют нам в вину. И не за духовную связь с православными России, хотя и эта наша черта не нравится украинским властям. И не за то даже, что мы не кричим с ними «слава нации!» Ненависть к Церкви имеет инфернальную природу, она до конца не объяснима по-человечески. Церковь ненавидят, потому что она несет Истину в мир лжи. Потому, что она сама есть «столп и утверждение истины» (1Тим.3,15). Ненавидят так, как и Христа, потому что Церковь есть «тело Христово» (1Кор.12,27). Перед такими людьми совершенно бесполезно расшаркиваться и раскланиваться – дескать, мы не русские никакие, это вам показалось, и Церковь наша к РПЦ не имеет никакого отношения, и вообще мы тоже за автокефалию, просто давайте не сейчас, а чуть позже… Господа – зачем это человекоугодие? «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения» (Пс.145,3). Надежда – только на Бога. А для того, чтобы иметь право надеяться на Бога, надо быть Ему верным во всем и до конца, и не участвовать ни в какой лжи. Понятно, что есть тонкости дипломатии, нюансы церковной политики. Сам апостол Павел писал: «Для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1Кор. 9, 22). Но, честно говоря, в наших экивоках и расшаркиваниях перед ненавистниками Церкви иногда чувствуется не миссионерский мотив, а элементарный… страх. И нам нужно понять наконец, что в нашей ситуации эти приемы не сработают. Бог хочет, чтоб мы просто были теми, кем должны быть. Чтоб мы ни перед кем не оправдывались и смело смотрели в глаза тем, кто считает нас своими врагами. Чтобы мы проповедовали Евангелие и называли черное черным, а белое – белым. Если уже и Церковь перестанет это делать, то какая нам цена как христианам?

http://ruskline.ru/video/2019/mart/29/uk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЛАЖЕННЫ [греч. μακαρισμο], в литургической терминологии так называются евангельские заповеди блаженств (Мф 5. 3-12); этим словом также могут называться тропари на Б.- припеваемые к евангельским стихам гимнографические тексты. Как самостоятельный богослужебный текст Б. начали использоваться в сиро-палестинском регионе. Первые сведения о них в составе служб суточного круга встречаются в палестинских монашеских памятниках - в древнейшем сохранившемся Часослове IX в. (Sinait. gr. 863) и др. В западносирийском (или сиро-антиохийском) обряде Б. считались одной из библейских песен . В Часослове IX в. (Sinait. gr. 863) с Б. (имеющих следующий порядок: стих «Μνσθητι μν, Κριε, ταν λθης ν τ βασιλε σου» (                ), евангельские заповеди блаженства, в конце - «Δξα» (      )) начинается служба «Ες τν μετληψιν» (На Причащение); после Б. следуют песнопения «Μνσθητι μν, λδβλθυοτεΑγιε, ταν λθης...» (          ), «Χορς πουρνιος...» (    ) и т. д.; служба завершается причащением Св. Таин и благодарственными молитвами ( Mateos. 54-55). Порядок этой службы очень близок к порядку службы изобразительных (τ τυπικ - уставная [служба]), к-рая присутствует в более поздних Часословах (в т. ч. и в совр.), но перед Б. в последовании изобразительных помещены Пс 102 и 145 (с них изобразительны и начинаются, хотя бывают исключения, напр. в будние дни Великого поста псалмы опускаются). В чинопоследовании иерусалимской литургии ап. Иакова есть элементы, сходные со службой «На Причащение», но Б. в нем нет: видимо, евангельские стихи были добавлены в чинопоследование не в самом Иерусалиме, а уже в рамках монашеской традиции в Палестине ( Пентковский, Йовчева. С. 33). Б. встречаются в служебных Псалтирях IX-XI вв. среди песнопений вечерни и утрени (Там же. С. 35); в Псалтири 862 г. из собрания еп. Порфирия (Успенского) Б. выписаны между песнью прор. Исаии (Ис 8. 9-10, 12b - 14a, 17b, 18a и 9. 1, 5a) и молитвой царя Манассии (в конце 2 Пар 36) ( Диаковский. С. 278-279). В нек-рых рукописях Псалтири (напр., в ГИМ. Хлуд. 129д, сер. IX в.) Б. приведены после Символа веры и «Отче наш» в составе последования под названием «Τυπικ τς γιωττης καθολικς κκλησας» ([То, что положено] по уставу святейшей соборной церкви). Они упоминаются также в Типиконе 1122 г. (Hieros. S. Crucis. 43) - памятнике, содержащем текст кафедрального богослужения в Иерусалиме (X в.), в описании служб на Неделю ваий (в качестве прибавления к 3-му и 6-му часам) и Великой пятницы (на утрене перед каноном ) ( Дмитриевский. Богослужение страстной и пасхальной седмиц во св. Иерусалиме IX-X вв. Каз., 1894. С. 26, 28, 138); в этом памятнике Б., вероятно, являются заимствованием из традиции палестинского монашества, т. к. в др. дни в последованиях служб суточного круга они не присутствуют.

http://pravenc.ru/text/блаженны.html

«Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7: 22–23). Чаще всего в этих словах православные стараются видеть указание на всяких антихристов как на противников Христовых. Сложно ведь представить себе, что человек верил во Христа, был аскетом (а иначе как изгонишь бесов?), творил чудеса и пророчествовал – словом, был истинным старцем, и вдруг Господь говорит ему, что знать его не знает! Да как так?! Может, это вовсе не о старцах, а о каких-то гадах ползучих? Ясное дело, о проклятых козлищах речь, не об овцах и тем более не о пастырях. Да вот только много ли известно таких нехороших людей, у которых исполнялись пророчества? Неужели речь о нострадамусах с вангами и иже с ними экстрасенсах да колдунах? Не припомню, чтобы они делали это именем Христовым. Да и через меня на исповеди ни разу к Чаше не проходил ни один такой человек. Я даже специально опрашивал своих собратьев-священников. Им таковые тоже неизвестны. И уж точно речь не о Гарри Гудини, Ури Геллере и Дэвиде Копперфильде. О ком же тогда? Тяжело верующему человеку принять тот факт, что наидостойнейшие из нас – по человеческим меркам – могут быть отвергнуты Господом на Суде. Ведь именно такие мерки я слышу от тех, кто являются поклонниками старцев людских: много молится, бесы ему повинуются, прозорлив, явный чудотворец. Не такой, как вы, о наёмники, получившие священный сан. Ну, разве что Литургию можете служить и Таинства совершать. Но гораздо лучше эти самые Таинства совершают, само собой, старцы, конечно же. Голос Христа должна узнавать паства и за Ним идти Лично меня обвинения в наёмничестве не оскорбляют, поскольку я себя считаю именно наёмником. Меня Христос нанял пасти Его овец, хоть я и сам овца из Его стада. Не я положил свою душу за них, но Сам Иисус Христос. Его голос должны узнавать овцы и за Ним идти, а вовсе не за мной, ибо я лишь слепец, худо-бедно старающийся следовать Божиему Закону. «Не надейтесь на князей, на сынов человеческих, в которых нет спасения» (Пс. 145: 3), – справедливо говорит Псалмопевец. Ведь даже Иоанн Предтеча весь обратился в глас вопиющего в пустыне, указывающий на Того, Кто пришел искупить род человеческий от рабства диаволу. «К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни», – сказал за всех нас апостол Петр даже тогда, когда не понял ни одного слова из беседы Христа о Хлебе Небесном (см.: Ин. 6: 26–69). И правда, есть ли хоть один человек, способный не быть лишь песком в основании дома? Кто, как не Христос, является камнем, надежным основанием дома нашей жизни?

http://pravoslavie.ru/107055.html

Примечания 1 Монастырь, расположенный на частной земле и, как правило, пользующийся почти полной независимостью от епархиального архиерея. — Прим. перев. 2 Эвбея — остров, расположенный на восточном побережье Греции, недалеко от Афин. — Прим, перев. 3 Преп. Иоанн Колов (V век) — знаменитый подвижник Египетского скита, память 9 ноября. — Прим. перев. 4 Кавсокаливия — один из самых древних и известных афонских скитов. Расположен на юго–западной оконечности Афонского полуострова, принадлежит Великой Лавре преподобного Афанасия Афонского. — Прим. перев. 5 Омония — центральная площадь Афин. — Прям, перев. 6 Триодь Цветная, Москва, 1992. С. 240. 7 Пентели — район, расположенный в пригороде Афин. — Прим. перев. 8 2 Кор. 12, 7. 9 Греческая национальная кухня использует больших съедобных улиток, по вкусу напоминающих морские мидии. Часто они называются виноградными улитками. — Прим. перев. 10 Из магнитофонной записи бесед отца Порфирия. 11 Ср.: Ин. 1, 9. 12 1 Ин. 4,19. 13 Каллисия — пригород Афин. — Прим. перев. 14 Храм в центре Афин. — Прим. перев. 15 род, расположенный на юге Греции, недалеко от Коринфа. — Прим. перев. 16 Монастырь близ Афин. — Прим. перев. 17 Согласно греческой богослужебной практике, после окончания Божественной литургии епископ или священник выходит из алтаря и раздает верующим антидор. — Прим, перев. 18 Матала — живописное место с песчаным пляжем и уникальными пещерами на острове Крит недалеко от города Айа Триада. Там с середины 1960–х до середины 1970–х годов проходили ежегодные съезды всех хиппи Европы. — Прим. перев. 19 Мф. 10, 36. 20 Мф. 6,20. 21 Пс. 145, 9. 22 Преподобный Нифонт († 1411), сподвижник и автор первого жития преподобного Максима Кавсокалива. Пещера святого находится близ скита Кавсокаливия. — Прим. перев. 23 Преподобный Нил Мироточивый (+ 1651). Келья и пещера святого Нила расположены на тропе между Великой Лаврой и скитом Кавсокаливия. — Прим. перев. 24 2 Кор. 11,29. 25 Свт. Иоанн Златоуст. Слово о совершенной благодати. PG 56, 281.33.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2417...

Разделы портала «Азбука веры» А.Н. Муратов На заре. Размышления над евангельскими событиями в стихотворном изложении В Избранное ( 2  голоса:  3.5 из  5) Оглавление Оригинал По благословению Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира Рекомендовано к публикации Издательским Советом Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От автора «Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.» Пс. 145:2 Я с детства знал, что есть над нами Бог, Что слово Божье душам служит связью, Хотя тогда прочесть ещё не мог, Евангелье, написанное вязью. И всё же, позже, взрослым стал когда, Благую весть урывками читал, Но, признаюсь, что даже и тогда, Значения всего не представлял. Величие Евангельского слова, Открылось в тишине душе моей, Когда стал перечитывать всё снова, В глуши лесов, уже на склоне дней. Открылась мне и ритмика в твореньях Святых отцов, Апостолов Христа, Утраченная в ранних изложеньях, Когда они лились из уст в уста. Тогда неодолимое желанье, Я ощутил в больной грехом душе: Помочь другим таким, как я, созданьям, Поведав то, что сам познал уже. Помочь живущим в грешной суете Быстрее встать на верную дорогу Не тратить жизнь, блуждая в темноте, Как прежде я, но обратиться к Богу. Однако же меня обуревали Сомнения: а в праве ли я, грешный, Писать о том, что понял сам едва ли Всё до конца, как надо бы, конечно? Не редко ведь намеренья благие Нам, грешникам, дорогу в ад мостят. Но разве лишь одни только святые Дела богоугодные творят? Я дал обет: остаток сил своих, Не расплескав, до самого конца, Потратить весь на задушевный стих О подвиге служения Христа. И теплится в душе моей надежда, Что смогут люди, наконец, понять: Так дальше жить нельзя, как жили прежде, Завет и жизнь Христа коль будут знать. Ведь даже в сей земной юдоли тесной А то, что человечество творит, Терзая Богом данный мир чудесный, Расплата неизбежно предстоит. д. Павлово Псковской обл., 2007г. Пролог He знаем мы, в каком случилось веке, В каком тысячелетии то было,

http://azbyka.ru/fiction/na-zare-razmysh...

С апостольских времен и доныне не прерывается цепь архиерейских рукоположений, а это значит, что Святой Дух, Иже везде сый и вся исполняяй , пребывает в жизни Церкви, наставляя Ее на истину и ведя народ Божий по пути спасения. Изволением Божиим сегодня в Таинстве хиротонии и ты был приобщен к сонму иерархов нашей Церкви. Отсюда, из этого храма, надлежит тебе во исполнение решения Священного Синода направиться в Уральскую епархию, дабы там, в пределах северо-западного Казахстана, укрепляясь Господом и могуществом силы Его (Еф. 6:10), с усердием потрудиться на пользу Святой Церкви. Пройдя школу различных послушаний, обретя пастырский и административный опыт, ныне через возложение на твою главу Евангелия и рук собратьев-архиереев ты сподобился получить благодать епископства. Дорожи этим даром, ниспосланным свыше от Самогó Бога, и прилагай максимум усилий к тому, чтобы, оправдывая оказанное тебе доверие, со тщанием возделывать ниву Христову. Великий Архиерей и Пастыреначальник призвал тебя к служению, которое сколь высоко, столь и ответственно. Именно Ему ты должен посвятить свои способности, дарования, да и всю жизнь даже до последнего издыхания . Ни одно служение не требует такой самоотдачи, как служение Господу. И люди это знают, а потому, взирая на жизнь архиерея, на его подвиги, либо укрепляются в вере, либо все более сомневаются. Кому много дано, с того много и спросится (см. Лк. 12:48), и более всего спросится с архиерея Божиего, вокруг которого собирается паства. Внемли моему слову и поверь, что нелегок епископский крест, но содействием Святого Духа ты сможешь его понести. Сможешь, если будешь возлагать упование не на князей и сынов человеческих (Пс. 145:3), как бывает от слабости, от неверия или, как я нередко говорю, от окамененного нечувствия (вечерняя молитва 7-я, свт. Иоанна Златоуста), а на Всемогущего Бога. Сможешь, если будешь трудиться не ради удовлетворения личных амбиций или ради личной пользы, а для пользы церковной. Сможешь, если будешь пламенеть любовью ко Христу. Сможешь, если исполнишься готовности по примеру евангельского доброго пастыря душу свою положить за словесных овец Его стада (см. Ин. 10:11).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6061371...

Беседа 55 на псалом 145 121 Пс.145:1–2 .  Аллилуия. Аггея и Захарии. Хвали, душа моя, Господа. Восхвалю Господа в жизни моей; буду петь Богу моему, пока существую. Что значит: «в коих нет спасения» ( Пс.145:3 )? – Нельзя полагаться на людей, особенно на началь­ников. – Совет псалмопевца потомкам Иакова – искать помощи у Бога отцов, избавляющего от таких бед­ствий, которые выше сил человека. – «И путь грешных погубит» ( Пс.145:9 ). 1. Пророк начинает этот псалом тем, чем кончил предыдущий, – хвалою и славословием. Это не мало способствует очищению души. «Хвалою» же, как я неоднократно говорил, он называет прославление посредством дел, как и Христос говорит: «да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф.5:16 ); также и Павел: «прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших» ( 1Кор.6:20 ). И как в предыду­щем псалме пророк говорил: «всякий день буду благословлять Тебя» ( Пс.144:2 ), так и здесь: «буду петь Богу моему, пока существую». По­том, опять желая сделать других людей участниками в сла­вословии, он начинает повествовать о человеколюбии Божием, горя и пламенея любовью, обозревая всю вселенную, приглашая всех в хор свой. Действительно, и это составляет великую хвалу и величайшую славу для Бога, когда Он призывает многих быть участниками Его спасения. «Не надейтесь ни на князей, ни на сынов человеческих, в коих нет спасения» ( Пс.145:3 ). Другой пе­реводчик (неизвестный, см. Ориг. Экз.) говорит: «на того, кто не может спасти» ( τω μ χοντι σωσαι). Пусть выслушают это увещание и совет те, которые надеются на человеческое покровительство, непрочное и неверное. Что зна­чит: «в коих нет спасения»? Они, говорит, не властны в своем собственном спасении, не могут покровительствовать даже самим себе; когда придет кончина, они будут лежать безгласнее камней. Это означают последующие слова: «выйдет дух его, и он возвратится в землю свою: в тот день погибнут все за мыслы его» ( Пс.145:4 ). Другой (неизвестный, см. Ориг. Экз.): «предположения его» ( προθσις). Смысл этих слов следующий: кто не может защитить самого себя, тот, как может спасать других? Нет ничего слабее и не­надежнее такой надежды. Это показывают сами дела. Павел, беседуя о надежде на Бога, сказал: «а надежда не постыжает» ( Рим.5:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010