Е.А. Авдеенко Кафизма III Пс.17:5             Объяли меня узы смертные,                         и потоки велиала напали 141 на меня. «Узы смертные» – также: «болезни» и «свита» (сонм) 142 . «Объяли… потоки». – Душа пророка – во аде, как говорил Иона: «объяли меня воды до души, бездна окружила» ( Ион.2:6 ). «Велиал» белийаал – также: «никчемный, никчемность», непригодность ни к чему. «Велиал» – «негодяй»; имя обозначает пустоту в библейском смысле слова: пустота, которая заполняется злом (в образе текучей жижи –»потока»). «Велиал» – имя нечистого 143 и смертоносного: «слово велиала излилось на него, и он слег – так, что уже не встать» ( Пс.41 /40:9). В Шеоле душа пророка встретилась с велиалом… Подобно Ионе, который вышел из чрева «большой рыбы», Давид приносит весть о грядущем Воскресении. Пс.17:41             И врагов моих Ты дал мне выю 144 ,                         и ненавидящих меня поверг. Тыл врага мы обозначаем как «спину» (LXXc: хребет); в еврейском языке – это задняя часть шеи ниже затылка, «выя» ореф. Именно она упоминается в выражении «жесткая выя», «народ жестоковыйный» – ам-кеше- ореф ( Исх.32:9 ). Это те, кто отказывается преклонить голову пред Яхве; они же суть те, чей взгляд «упорно» устремлен перед собой и вниз – предавшие себя одной этой своей земной жизни и земному интересу. Какое поражение терпят жестоковыйные, объясняется в 4 книге Царств; после взятия Самарии ассирийцами и краха Северного царства (Израиля) – «они (израильтяне) ожесточили выю свою – как [была] выя отцов их, которые не веровали в Господа, Бога их» ( 4Цар.17:14 ). В Псалме говорится, что жестоковыйные повернутся к врагам своим тылом. «Ненавидящих поверг» – корень глагола имеет значение «подавлять, приводить в молчание». В Новом Завете видим, как        Иисус привел в молчание – поверг жестоковыйных – иудеев, так что они не смели спрашивать Его ( Мф.22:46 ). Давид пророчески сопоставляет – противопоставляет тех, кто будет послушен Мессии, и тех, кто солжет Ему. Пс.17:42             Возопили, и не было спасающего,

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Псалом 34. Молитва о божественном заступлении и избавлении от злобных и неблагодарных врагов В Пс.34 невинно гонимый псалмопевец усердно молит Господа восстать во всеоружии Своей правды и могущества на его защиту и покарать его жестоких гонителей, которые за его дружбу и расположение воздают ему неблагодарностью, клеветою, злорадством и насмешкою, а его избавить из беспомощно-бедственного положения, за что обещается всенародно принести Ему благодарность и прославлять Его во все дни жизни своей. Эти главные мысля в различных выражениях три раза повторяются в псалме, который таким образом распадается на три части: 1–10, 11–18 и 19–28 ст., представляющие как бы три следующие одна за другою молитвы о защите и избавлении от врагов, из коих каждая заканчивается обетом благодарного прославления Господу. – В надписании псалом приписывается Давиду и, судя по изображению врагов и отношения к ним гонимого псалмопевца, а также по сходству всего вообще псалма с Давидовыми псалмами из времен Саулова гонения, нельзя сомневаться в том, что он воспет был Давидом, и именно во время Саулова гонения, тем более, что первые три ст. его, а также ст. 23 и 24, почти буквально сходятся с словами Давида в 1Цар.24:13 и 16, которыми он в своей речи с Саулом, после встречи с ним в пещере Эн-Гадди, призывал Господа стать судьей между ним и гонителем и на Него возлагал надежду отмщения и своего спасения 142 . На слова этого Пс.: м туне (ст. 19; – которые впрочем буквально сходно читаются и в Пс.68:5 ), указывал Иисус Христос, как на пророчество о беспричинной ненависти к Нему иудеев ( Ин.15:25 ), и так как вообще Давид в своих страданиях был прообразом Мессии, неблагодарно отвергнутого своим народом; то христианская православная церковь с древних времен, вместе с историческим отношением к преследуемому Давиду, усматривала в этом псалме пророческое предызображение ненавидимого и преследуемого иудеями Христа Спасителя, а также и верующих в Него (св. Афанасий и Кирилл александрийский , Исихий, бл. Августин, Евфимий Зигабен ; ср. толкование Псалтири Иоасафа Краковского и Иринея, архиепископа Псковского), и в этом именно смысле назначила его вместе с другим подобным же мессианским Пс.108 для чтения на 3-м часе в день воспоминания крестных страданий Христовых, – в великий пяток, а 1-й и 2-й ст. его употребляет в качестве прокимна и стиха к нему пред второй паремией на вечерни того же дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВОЛЯ [греч. θλημα, θλησις; лат. voluntas, velle], сила, неотъемлемо присущая природе разумного существа, благодаря к-рой оно стремится достигнуть желаемого. В Свящ. Писании понятие В. имело следующие основные смыслы: В. Божия, выражающаяся в промышлении о всем творении и приведении его ко спасению (Пс 32. 11; 39. 9; 142. 10; Ис 53. 10; Прем 9. 13; Мф 6. 10; 12. 50; 26. 39, 42; Мк 3. 35; 14. 36; Лк 11. 2; 22. 42; Ин 4. 34; 5. 30; 6. 38-40; Деян 13. 22 ; Рим 9. 19; 12. 2; Евр 10. 7, 9); В. как сила или свойство человеческой души (Пс 1. 2; Ис 58. 3; Дан 11. 3; 2 Петр 1. 21; Рим 8. 20; 1 Кор 7. 37). У отцов Церкви слово «В.» употреблялось преимущественно в библейском смысле, т. е. для обозначения заповедей и Промысла Божия ( Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 20; Ign. Eph. 1; Clem. Alex. Protrept. XII 120. 4-5 и др.): из послушания В. Отца Сын Божий стал человеком и претерпел страдания ( Meliton. Pasch. 551; Iust. Martyr. I Apol. 63; Clem. Alex. Paed. I 2. 4); В. наделен и человек. Для сщмч. Иринея , еп. Лионского, человеческая В. (θλησις) тождественна способности человеческой души к самоопределению (ατεξοσιος) (Fragmenta deperditorum operum. 5// Iren. Adv. haer. Vol. 2), а для Дидима Слепца она предшествует всякому действию (Fragm. in Ep. ad Rom. (in catenis). 5// Staab K. Pauluskommentar aus der griechischen Kirche aus Katenenhandschriften gesammelt. Münster, 1932). В ходе арианских споров категория В. стала ключевой в полемике свт. Афанасия I Великого с Арием (A. Dihle. P. 116). Последний ставил на один уровень такие действия Отца, как создание мира и рождение Сына, что приводило его к ложному заключению, что Сын сотворен подобно остальному миру. Свт. Афанасий, проводя различие между творением и рождением, привлекал с этой целью категорию В. Сотворение Отцом мира отличается от предвечного рождения Сына тем, что в 1-м задействована В. Отца, а 2-е осуществляется без участия Его В. ( Athanas. Alex. Or. contr. arian.//PG. 26. Col. 72). Свт. Григорий, еп. Нисский , рассматривал В. в связи с учением о стремлении человека к совершенству и полному познанию истины. Хотя совершенство и истина в своей полноте остаются для человека недостижимыми, его не оставляет неутолимое желание достигнуть их. Это желание есть самостоятельная волевая сила. В. для свт. Григория, т. о., является свободным движением (κνησις - Greg. Nyss. Quod non sint tres dei//PG. 45. Col. 128; Adv. Maced.//Ibid. Col. 1317; ατεξοσιος κνησις - In Eccl. 6//Ibid. 44. Col. 725).

http://pravenc.ru/text/155218.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 2  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 94. Царская утреня Ктиторские псалмы. Их смысл и современное использование Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! В продолжение начатой прошлый раз темы поговорим сегодня о так называемой Царской утрени. Сейчас под этим наименованием подразумевается чтение двух псалмов (19 и 20) с обычным началом, тропарями Кресту и краткой сугубой ектеньей с 4 прошениями. Всем этим у нас до сих пор предваряется Шестопсалмие, когда Утреня служится отдельно от вечерни. Давайте посмотрим, какова история данного предварения Утрени и в свете этой истории попробуем разобраться какое отношение оно к ней имеет? В начале XII века византийский император Иоанн Комнен за дарование ему победы над персами, скифами, далматами и другими народами и для постоянных молитв о себе и членах его семейства построил в Константинополе монастырь в честь Пантократора (Бога Вседержителя) и по праву ктитора дал ему устав, в котором завещал совершать каждую неделю панихиду. В данном случае, панихидой называется не заупокойное моление, а всеночная служба. Во исполнение данного повеления монахи этого монастыря создали особый чин царской панихиды о здравии императора, путем внесения в него нарочитых тропарей и канонов. Эта панихида начиналась с вечера после повечерия, а точнее в соединении с ним. Откройте чин малого повечерия и посмотрите. После обычного начала там читаются три псалма (50, 69, 142), к которым присоединяется вседневное славословие («Слава в вышних Богу»), такое же как на утрени. Ну, естественно, переделаное сообразно с темой вечернего богослужения, так что вместо слова «утро» стоит слово «нощь»: «На всяку нощь благословлю тя,… сподоби Господи, в нощь сию без греха сохранитися нам»… После прочтения этого славословия полагаются дневные каноны. И вот тут начинали петь два особых канона, запевами к которым служили последний стих 19 псалма и первый стих 20-го. Эти стихи звучат так: “Господи спаси царя и услыши ны, воньже аще день призовем тя” ( Пс. 19 ) и “Господи, силою Твоею возвеселится царь, и о спасении твоем возрадуется зело” ( Пс. 20 ). По 6ой песни канона читалось Евангелие.

http://azbyka.ru/video/94-carskaja-utren...

Закрыть itemscope itemtype="" > Святая Варвара: красавица, заточенная в башне 17.12.2012 1108 Время на чтение 5 минут Биография святой Варвары немного напоминает сказку о Рапунцель или Златовласке. Варвара родилась в знатной семье. Она рано потеряла мать, и отец, чтобы уберечь красавицу-дочь от посторонних взоров (а заодно и лишить общения с христианами, ведь сам он был язычник), выстроил замок, в одной из башен которого она должна была жить постоянно и выходить только с его разрешения. Только происходило это все наяву, в городе Илиополе (территория нынешней Сирии) при императоре Максимине (305-311 годы). Созерцая с высоты башни красоту Божиего мира, Варвара испытывала желание узнать его истинного Творца. Приставленные к ней воспитательницы говорили, что мир создан богами, которых почитает ее отец, но Варвара думала иначе: «Боги, которых почитает мой отец, сделаны руками человеческими. Как эти боги могли создать такое пресветлое небо и такую красоту земную? Един должен быть такой Бог, Которого создала не рука человеческая, но Сам Он, имеющий собственное бытие». Так святая Варвара училась от творений видимого мира познавать Творца, и на ней сбывались слова пророка «Поучихся во всех делех твоих, в творении руку твоею поучахся» (Пс. 142, 5). Святая Варвара (Фрагмент картины Рафаэля) Разумеется, о заточенной в башне красавице прослышали женихи. Когда Варвара подросла, они стали часто наведываться к Диоскору и просить ее руки, но Варвара была непреклонна. Отец давно мечтал выдать дочь замуж. Он даже решил выпустить ее из башни, надеясь, что общение с подругами изменит отношение к браку. Разумеется, выйдя на свободу, девушка общалась не только с теми, с кем бы хотел ее видеть отец. Джованни Антонио Больтраффио. Святая Варвара Однажды, когда Диоскор находился в длительном путешествии, Варвара познакомилась с местными христианками. Они рассказали девушке о Триедином Боге, неизреченном Божестве Иисуса Христа, Его воплощении от Пречистой Девы и Его вольном страдании и Воскресении.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/1...

Введение Помянух дни древние, и поучахся ( Пс.142:5 ). 1 . Великими и высоко знаменательными чертами запечатлена история православной церкви Христовой на Волыни. 1 Современная, по своему происхождению, первоначальному просвещению славян, еще от времен святых и равноапостольных Кирилла и Мефодия, она в течении многих веков жила и развивалась под влиянием самых разнообразных условий и обстоятельств религиозных, политических и гражданских. И чего она не пережила в это время? – И тяжелые смуты княжеских усобиц удельного времени, и жестокое иго татарское, и невыносимые преследования со стороны поляков, латинян и униатов. Мечом, кровью и терпением непоколебимым, почти непрестанно берегли наши предки свою национальность, свою родную православную веру, до новых светлых дней, воссиявших для западнорусского края в лице благополучно ныне царствующего, Богохранимого, великого государя, царя-освободителя нашего, императора Александра Николаевича. За то Господь милосердый никогда не переставал являть земле Волынской самые живые, ощутительные знаки своего Божественного благоволения и промышления во всех исторических её судьбах и положениях. Как и другие древнейшие и знаменитейшие области земли русской, и земля Волынская издревле славилась обилием даров духовных, открываемых то в прославлении чудотворных икон, то в явлении благодатных источников, то в подаянии высшей, небесной помощи в трудных обстоятельствах жизни и т.п. Взгляните на одни горы Почаевские. Там в Божественном величии, и доселе сияет чудесами дивная икона Божией Матери, и при ней цельбоносная стопа, от лет древних источающая благодатную воду всем с верою почерпающим оную. 2 Здесь же чудесным и страшным явлением своим Матерь Божия подала некогда свою пренебесную помощь обители Почаевской, во время брани Збаражской от нашествия и обложения татарского (1675 года) и т.п. 3 А сколько других благодатных и цельбоносных святых икон рассеяно на всем протяжении земли Волынской, каковы, например, чудотворная икона Божией Матери Зимнинской (в селе Зимном около Владимира-Волынского), святителя Николая в селе Западинцах (Старо-константиновского уезда), Спасителя Боремельского в местечке Боремле, (Дубенского уезда), Пресвятой Богородицы Житомирской (в городе Житомире), Тригорской (в Тригорском монастыре), Зогоровской (в Зогоровском монастыре), преподобного Онуфрия Любарского (в местечке Любаре Новоград-Волынского уезда) и прочее.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Беседа 52 на псалом 142 115 Пс.142:1Псалом Давида, когда его преследовал Авессалом, сын его. Господи! Услышь молитву мою, вонми молению моему во истине Твоей, услышь меня в правде Твоей. Молитва бывает прошением или обетом. – «Во истине Твоей». – С какою молитвою нужно обращаться к Богу и с каким душевным располо­жением? – Как нужно понимать: «услышь меня в правде Твоей»? – Благодетельность для грешника угрозы судом Божиим. – «Ибо враг преследовал душу мою» ( Пс.142:3 ). – Различные виды смирения и между ними – смирение от несчастий. – Живущие в грехах подобны находящимся во тьме. – Не малое утешение приносит знание раскрытых в Писании дел Божиих. – «Душа моя (стремится) к Тебе, как земля безводная» ( Пс.142:6 ). – Об указании какого пути просит псалмопевец? и в силу чего просит? «В землю правды» ( Пс.142:10 ). 1. Молитва бывает и словесным прошением, бывает и обетом. Поэтому один премудрый и предлагает такое уве­щание: «не повторяй слова в прошении твоем» ( Сир.7:14 ). Не то внушает и советует он, чтобы мы, прося и моля Бога, не повторяли дважды одного и того же, – нет, нам заповедано даже непрестанно молиться, – но чтобы мы не откладывали обе­тов, данных нами Богу, а спешили исполнить их. Потому и в другом месте говорится: «когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его» ( Еккл.5:3 ). Будущее неизвестно; или болезнь, или какие-нибудь неожиданно случившиеся занятия могут воспрепятствовать исполнению обета; также если придет смерть и воспрепятствует, ты не получишь прощения. Но здесь Псалмопевец говорит о прошении и молении, почему, объясняя это, он и продолжает: «во истине Твоей, услышь меня». Другой переводчик (Симмах) говорит: «в вере твоей» ( εν τη πστει). Третий (Акила): «в крепости твоей» ( εν τη βεβαιτητι). Т.е. услышь прошение и приведи его в исполнение, утверждая истиною Твоею; употреби силу к исполнению того, о чем я прошу. Посмотрим же, в чем со­стоит его прошение. У людей, когда кто-нибудь приносит про­шение, принимающие рассматривают его и, если оно справедливо и законно, выслушивают.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 134. О великолепии Теперь нам надлежит исследовать великолепие и противостоящие ему пороки. В отношении великолепия наличествует четыре пункта: 1) является ли великолепие добродетелью; 2) является ли оно особой добродетелью; 3) что является его материей; 4) является ли оно частью мужества. Раздел 1. Является ли великолепие добродетелью? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что великолепие не является добродетелью. В самом деле, нами уже было сказано ( ΙΙ– Ι, 65, 1) о том, что обладающий одной добродетелью обладает всеми. Но можно обладать другими добродетелями, не будучи при этом великолепным, поскольку, по словам философа, «щедрый человек отнюдь не всегда великолепен» 141 . Следовательно, великолепие не является добродетелью. Возражение 2. Далее, как сказано во второй [книге] «Этики», нравственная добродетель блюдёт середину 142 . Однако великолепие, похоже, не блюдёт середину, поскольку по своей величине оно превосходит щедрость. Но, как сказано в десятой [книге] «Метафизики», «большое» и «малое», будучи пределами, противолежат друг другу, а их серединой является «равное» 143 . Таким образом, великолепие блюдёт не середину, а предел. Следовательно, оно не является добродетелью. Возражение 3. Далее, добродетель не может быть противной естественной склонности, напротив, она совершенствует её. Но, согласно философу, «великолепный не щедр для самого себя» 144 , что противно естественной склонности заботиться о самом себе. Следовательно, великолепие не является добродетелью. Возражение 4. Кроме того, как говорит философ, «искусство – это некое правильное суждение о том, что надлежит сделать» 145 . Но великолепие, как явствует из самого его имени, связано с тем [великим], что надлежит сделать. Следовательно, оно, пожалуй, является искусством, а не добродетелью. Этому противоречит следующее: человеческая добродетель является причастностью божественной силе. Но великолепие причастно божественной силе, согласно сказанному [в Писании]: «Великолепие Твоё и сила Твоя – до облаков» 146 ( Пс. 107:5 ). Следовательно, великолепие – это добродетель.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Псалом 142 Написанный, согласно надписаниям греческой и латинской Библий, во время гонений от Авессалома, псалом представляет молитву к Богу о возможно скорой помощи и внутреннем просвещении гонимого писателя. Господи! Услышь меня и не входи в суд с рабом Твоим (1–2). Враг преследует меня; я теряю мужество и успокаиваюсь только размышлением о делах Твоих (3–5). Я жду от Тебя помощи, как жаждущая земля дождя. Даруй мне Твою милость и избавь от врагов (6–9). Научи меня исполнять Твою волю и истреби врагов моих (10–12). Пс.142:1 .  Господи! услышь молитву мою, внемли молению моему по истине Твоей; услышь меня по правде Твоей Пс.142:2 .  и не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих. «Внемли молению моему по истине Твоей; услышь меня по правде Твоей». Защити, Господи, меня, несправедливо преследуемого и накажи гонителей, как поступающих нечестиво, так как Ты, Господи, защитник правды. Пс.142:3 .  Враг преследует душу мою, втоптал в землю жизнь мою, принудил меня жить во тьме, как давно умерших, – «Втоптал в землю жизнь мою» – опасность угрожает мне смертью, нисхождением в землю, во гроб. Пс.142:5 .  Вспоминаю дни древние, размышляю о всех делах Твоих, рассуждаю о делах рук Твоих. «Вспоминаю дни древние, размышляю о всех делах Твоих, рассуждаю о делах рук Твоих». В тяжелых обстоятельствах преследований Давид вспоминал о необыкновенной милости, которую Господь оказывал в истории еврейского народа, размышлял, насколько позволяли обстоятельства, о всем, что Он делал, размышлял и о всем Его творении. Очевидно, эти размышления успокоительно действовали на Давида, так как открывали необыкновенную любовь Бога ко всему тварному, почему в следующих стихах Давид продолжает обращаться к Нему с молитвой о скорой помощи (6–7 ст.). Пс.142:8 .  Даруй мне рано услышать милость Твою, ибо я на Тебя уповаю. Укажи мне, [Господи,] путь, по которому мне идти, ибо к Тебе возношу я душу мою. Пс.142:9 .  Избавь меня, Господи, от врагов моих; к Тебе прибегаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Фома Аквинский (католический святой) Глава 1. Связь предстоящего рассуждения с предшествующим «Я размыслил обо всех делах Твоих, и стал размышлять о делах рук Твоих» (Пс., 142:5). Никакую вещь нельзя познать в совершенстве, не узнав ее деятельности. Ибо вид и способ деятельности позволяет определить меру и качество [внутренней] силы, а сила показывает природу вещи. В самом деле, естественная деятельность всякой вещи обусловлена тем, какой природой она актуально наделена. Деятельность вещи бывает двух видов, как учит Философ в XII книге Метафизики: есть деятельность, которая остается внутри самого деятеля и составляет его совершенство, когда он, например, ощущает, мыслит или хочет. А есть деятельность другого рода; она переходит на внешнюю вещь и составляет совершенство того, что создается деятелем, когда он, например, нагревает, режет или строит. 1 Богу подобают оба обозначенных вида деятельности. В самом деле, Бог мыслит, хочет, радуется и любит – это первый вид. Он также производит вещи в бытие, хранит их и управляет ими – это второй. Но поскольку деятельность первого вида есть совершенство деятеля, а второго – совершенство делаемого; и поскольку всякий деятель по природе первее сделанного и служит его причиной; постольку первый вид деятельности обусловливает второй и предшествует ему, как причина предшествует своему действию. Это очевидно в человеческих делах: замысел и воля строителя суть начало и условие строительства. Поэтому деятельность первого вида, будучи простым совершенством деятеля, заслуживает называться именно деятельностью, или даже действием. Вторая же, будучи совершенством сделанного, называется деланием; и вещи, производимые в бытие мастером в результате подобного действия, называются изделиями, или рукоделием. 2 О Божьей деятельности первого рода мы уже говорили в предыдущей книге, где шла речь о Божьем познании и воле. Д ля полноты рассмотрения Божьей истины нам теперь остается разобрать деятельность второго рода, а именно: как Бог создает вещи и правит ими.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010