Псалом 31 есть постельная песнь о необходимости для грешников скорейшего раскаяния пред Богом, чтобы освободиться от тягостных мучений совести и страха наказания Божия, и получением прощения грехов достанут блаженства внутреннего мира и спокойствия души, и явления милости Божией. Псалмопевец прежде всего, на основании собственного опыта, изображает, как блаженно состояние человека, получившего от Бога прощение грехов (ст. 1–2), и как напротив тягостно предшествующее топу состояние грешника, терзаемого совестью в сознании себя под гневом Божиим (ст. 5–5), а затем убеждает согрешающих, чтобы они скорее обращались с покаянною молитвою к Господу (ст. 6), как всегдашнему его защитнику и милостивому вразумителю и спасителю всех прибегающих к Нему (ст. 7–8), а не упорствовали бы в своём удалении от Него (ст. 9), и повторяя кратко начальные мысли псалма о состоянии нечестивых и обращающихся к Господу (ст. 10), призывает всех правых сердцем радоваться о являемой им милости Божией (ст. 11). – Надписание приписывает псалом Давиду и, судя по содержанию, можно с полною уверенностью полагать, что он действительно написан был Давидом в исполнение данного им в 50 Пс.обещания научить беззаконных путям Божиим (ст. 15), вслед за получением от Бога прощения, когда он, собственным опытом изведав всю тяжесть пребывания во грехе под гневом Божиим, тем живее познал сладость благодатного оправдания своего Господом и примирения с своею совестью. Апостол Павел в посл. к Римл. также приписывает его Давиду и при этом, в восхвалении блаженного состояния прощённого Богом грешника, указывает нам пророчеетвенное предызображение благодатного оправдания человечества верою во Христа Спасителя без дел закона (4:6–9). Поэтому в Христианской Православной Церкви Пс.31 , с одной стороны, как песнь покаяния Давидова, издавна причисляется к покаянным псалмам (св. Григорий В. pss. septem.; ср. св. Иустина филос. разг. с Триф. гл. 141), – с другой, как песнь о благодатном оправдании, с древних времён назначен был для пения при совершении таинства крещения (св. Афанасий Алекс. в посл. к Маркелл.; ср. св. Еирилла Иерусал. Оглас. сл. 1:1 и бл. Симеона Солунского о св. таинств. гл. 35), в чине которого и доселе занимает место вслед за погружением крещаемого в воду.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Разделы портала «Азбука веры» ( 13  голосов:  4.7 из  5) О Царствии Божием, или О том, чего не было, но что должно было быть Изведи из темницы душу мою, исповедатися имени Твоему. Пс. 141:8 . Так молился пророк Давид. Конечно, говоря о темнице, он имел в виду себя и ту пещеру, где прятался от своих гонителей, но одновременно — и те страх и страдания, которые охватили душу его, преследуемого так беспощадно. Однако всякий раз, когда я читаю или слышу эти слова, мне кажется, что у нас, живущих современной суетной жизнью, другая темница — это бесчисленные дела и заботы, которые отгораживают нас от Бога стеной непроницаемой. И тогда вспоминается мне одна история, происшедшая на самом деле, в наше время, по соседству с нами… История о том, что было, и что должно было быть, и о том, чего не было, потому что было то, чего не должно было быть… Я выразилась не слишком ясно? Что ж, вообще-то неплохо, если мы воспринимаем жизнь как загадку, которую требуется разгадать. Хуже, когда всё в ней представляется предельно понятным и простым, словно задачка, решённая раз и навсегда. Определённо, такая “самодостаточность” — это болезнь нашего века. Большинства из нас. Не избежала этой печальной уверенности в себе и та, о которой я поведу рассказ, поверьте, отнюдь не фантастический. Всё так и было… или почти что так… Ну, знала-то моя героиня на самом деле немало. Что ни говори, а филологический факультет университета что-нибудь да значит. К тому же работала она в одной из богатейших библиотек столицы, так что возможностей для расширения кругозора было у нее предовольно. И она ими не пренебрегала, только, боюсь, не совсем правильно использовала… Вижу, что здесь я должна остановиться и прямо сказать, что очень ее люблю. Это добрейшей души человек, умница и оптимистка, несмотря на то, что жизнь ее была не слишком-то сладка. Бесконечная суета между домом, работой, детскими садиками, магазинами, школой, поликлиниками, болезни детей, собственные болезни, на которые не хватает времени, беспросветные нудные хозяйственные заботы, проблемы мужа и с мужем, нелады на работе, проблемы с детьми… — кому из замужних женщин не знакома эта гонка на выживание! У кого не бывало крушений на ее виражах! Бывали и у Анечки времена, когда жизнь становилась ей немила, вдруг потеряв и без этого едва различимый смысл. В одну из таких минут и послал ей Господь подругу, научившую ее вере в Бога. Та просто привела ее в церковь и сказала:

http://azbyka.ru/fiction/darovannyj-put/...

Беседа 51 на псалом 141 114 Пс.141:1–2 . В на учение. Давида, когда он в пещере молился. Гласом моим ко Господу воззвал я, гласом моим ко Господу помолился. Словами: «гласом» и «гласом» выражается твердое стремление, с каким псалмопевец взывал к Богу. – Двоякая польза скорбей. – Вследствие чего не­которыми во время тяжких бедствий овладевает от­чаяние или ропот? – Высокий пример бодрости духа во время величайших опасностей и – упования на Бога. – Усиление молитвы псалмопевца указанием на тяжкую свою скорбь и коварство врагов. – «Меня ждут праведники, доколе не воздашь мне» ( Пс.141:8 ). – Увещание – молиться и не унывать во время бедствий, как благотворно действую­щих на людей и другие твари. 1. Видишь ли, как пророк часто делает это, – начинает речь таким образом, и дважды повторяет здесь: «гласом» и «гласом»? Он делает это не напрасно, но чтобы посредством двукратного повторения внушить нам два действия, живое усердие и напряженное внимание, и, кроме того, чтобы мы взывали соб­ственным голосом. Не все ведь взывают «гласом», не все – к Богу, не все – собственным. А нужно, чтобы все это было вме­сте. Кто взывает против врагов, тот произносит голос не человека, а дикого зверя и змия. Кто беспечен и невнимателен к тому, что говорит, тот взывает не к Богу, но говорит тщетно и напрасно. Кто не возбуждает своей души, тот, хотя бы громко кричал, также не взывает. «Глас», как я и прежде часто говорил, означает не силу дыхания, а напряженное вни­мание. Но не так поступает пророк; он соединяет эти три обстоятельства и выражает, что он и взывает «гласом», и к Богу, и собственным голосом; потому и говорит дважды: «гла­сом моим» и «гласом моим». «Излию пред Ним моление мое, печаль мою пред Ним возвещу» ( Пс.141:3 ). Видишь ли душу, свободную от всего житейского? Не к людям прибегал он, не от них искал помощи, но – к помощи непреоборимой, содействию высшему. Далее, желая выразить напряженное внимание и пла­менное усердие, какое он имел, употребляет выражение: «излию», т.е. с великим обилием.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЫЧКОВСКО-СИНАЙСКАЯ ПСАЛТИРЬ [Бычковская, Синайская кириллическая] древнерус. рукопись XI в., Псалтирь с библейскими песнями , снабженная гадательными приписками, одна из 6 известных слав. Псалтирей XI в. (наряду со старослав. Синайской глаголическойи древнерус. толковыми Евгениевской и Чудовской, утраченной в наст. время Слуцкой, а также открытыми в 2000 г. Новгородскими церами1-й трети XI в.), превосходящая все остальные объемом сохранившегося текста; наиболее полный образец древнерус. редакции перевода Псалтири (характерными чертами данной редакции являются лексические особенности, приемы редактирования более древнего южнослав. текста, а также специфический набор чтений греч. текста). Состоит из 160 листов пергамена размером 17,5-18 ´ 14 см (листы местами подклеены фрагментами пергаменной греч. богослужебной (?) рукописи X-XI вв.), сохранилась в 3 фрагментах: РНБ. Q. п. I. 73 (8 листов - Бычковская псалтирь), Синай. Б-ка мон-ря вмц. Екатерины. Slav. 6/0 (135 листов) и Slav. 6/N (17 листов, обнаружены в 1975). Б.-С. П. содержит текст Пс 9. 7 - 17. 3 (Slav. 6/N. Л. 1-8 об.), 17. 18 - 105. 47 (Slav. 6/N. Л. 9-9 об.; Q. п. I. 73. Л. 1-8 об.; Slav. 6/0. Л. 1-100 об.), 111. 10 - 134. 13 (Slav. 6/0. Л. 101-124 об.), 141. 7-151. 7 (Slav. 6/0. Л. 125-133) и библейские песни 1-7 (Slav. 6/0. Л. 133-133 об.; Slav. 6/N. Л. 10-17 об.; Slav. 6/0. Л. 134-135 об.). Кодекс написан беглым, или «деловым», уставом 3 писцами, 2 из к-рых были основными: 1-й основной писал с начала до 6-й строки л. 13 части Slav. 6/0 включительно и далее листы 17-42 той же части, 2-й основной написал текст с л. 42 об. до конца, 3-м выполнен небольшой объем - со строки 7 л. 13 части Slav. 6/0 до л. 16 об. включительно. Оборот л. 60 части Slav. 6/0 первоначально не был заполнен, позднее древнерус. писец повторил на нем текст псалма 151. Гадательные приписки киноварью на верхних и нижних полях выполнены 1-м писцом и являются древнейшими в слав. традиции. Имеются также более поздние (в т. ч. южнослав.) маргиналии.

http://pravenc.ru/text/153747.html

Зиму 1828-го года я провел в монастыре преподобного Александра Свирского . Пред окнами моей келлии стояло древо, разоблаченное морозами, как скелет, разоблаченный смертью. Уединение изощряет чувства, изощряет мысль; круг действия их расширяется. Между тем море, о котором святой Иоанн Лествичник говорит, что ему непременно должно взволноваться, волновалось 101 . Обнаженное древо служило для меня утешением: оно утешало меня надеждою обновления души моей. «Гласом моим», гласом ума моего, гласом сердца моего, гласом тела моего болезнующего, гласом немощей моих, гласом падений моих «воззвах» ( Пс.141:2 ): «Господи, услыши молитву мою» ( Пс.142:1 ), «вонми молению моему» ( Пс.141:7 ), которое воссылаю Тебе из среды браней, потрясающих ум мой и сердце, из среды болезней, томящих и расслабляющих тело мое, из среды множества немощей, объемлющих все существование мое, из среды бесчисленных падений, которыми преисполнена жизнь моя. Услышавший Иону, молившегося во чреве кита, услышь меня, вопиющего из чрева беззаконий моих, из чрева адова. Из глубины, из бездны грехов, из бездны поползновений и искушений моих «воззвах Тебе, Господи!» Господи, услышь глас мой! «Изведи из темницы страстей душу мою», пролей в нее свет благодатный! ( Пс.141:8 ). Когда прольешь в нее этот свет, свет и светлый, и радостный, и животворный, тогда будет она «исповедатися имени Твоему» ( Пс.141:8 ). – Действует в душе исповедание, возбужденное благодатью, превышающее ум и потопляющее его в неизреченной сладости своей; он, сошедши в сердечную клеть, затворившись в ней невниманием ко всему чувственному, произносит имя Твое, поклоняется имени Твоему, питается именем Твоим, объемлет имя Твое и объемлется им. Имя Твое, Слове Божий и Боже, соделывает для него излишними все прочие слова! «Избави мя от гонящих мя» бесовских помыслов и начинаний, «яко укрепишася паче мене» ( Пс.141:7 ), паче произволения души моей, паче постижения ума моего! «Уны во мне дух мой, во мне смятеся сердце мое» ( Пс.142:4 ). «Объяша мя болезни смертныя, беды адовы обретоша мя» ( Пс.114:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Протоиерей Иоанн Бойко, клирик Введенского Обыденского храма на Теремках, родился в семье потомственного киевского священника Георгия Бойко, настоятеля Покровского храма в Новых Петровцах, где в 1943-м году, на Лютежском плацдарме, состоялось грандиозное сражение при форсировании советскими войсками Днепра и взятии Киева; его дедушка – известный протоиерей Михаил Бойко, участник Великой Отечественной войны, дошедший до Берлина, многолетний духовник киевского духовенства, почитаемый в народе пастырь († 2003); прадед – священник Павел Бойко († 1980), прошедший сталинские лагеря, благословивший сыновей добровольцами уйти на фронт. Это удивительная династия священнослужителей, о каждом из них можно писать книги. Портал «Православие. Ру» рассказывал и об отце Михаиле, и об отце Георгии. Когда мы попросили викария Северного викариатства Киева архиепископа Феодосия порекомендовать для беседы про Успенский пост священника, владыка указал на отца Иоанна, сказав при этом: «Не смотрите на его молодость... Не пожалеете». Мы встретились, пообщались и не пожалели. Киево-Печерская икона Успения Пресвятой Богородицы – Отче, ныне Успенский пост. Все три украинские лавры названы в честь этого великого события – Успения Пресвятой Богородицы. Как вы думаете, почему? Протоиерей Иоанн Бойко – Праздник Успения Пресвятой Богородицы является одним из двенадцати самых великих праздников Церкви. Это определяющий фактор особого почитания этого праздника во всем Православии. Если же говорить о лаврах, то монахи ищут покоя. Покоя не в смысле отдыха от дел насущных, а в первую очередь покоя от мирской, греховной суеты, мучающих каждого человека страстей. То есть покоя в Боге. Как учит нас святой апостол Павел: «Сам искушен быв, может и искушаемым помощи» (Евр. 2, 18). Посему каждый монашествующий на протяжении всей многовековой истории прибегает к помощи Божией, упокоившихся в Бозе угодников. И, конечно же, излюбленнейшей помощницей всех спасающихся является Пресвятая Богородица. Она, при содействии Божией благодати и Своем усердии, настолько очистила Свое сердце, что сподобилась стать Матерью Самого Бога. Поэтому не удивительно, что те, кто в уединении стремятся к вечности, помня, что «Пришлец аз есмь на земли» (Пс. 118, 19), и прося у Бога извести из темницы души их (ср. Пс. 141, 8), ищут предстательства у Той, которая знает, как бороть грех и в Боге упокоиться.

http://pravoslavie.ru/115242.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «ДА ИСПРАВИТСЯ МОЛИТВА МОЯ» [греч. Κατευθυνθτω [ προσευχ μου]; слав.     [    ], в старых изд.-      ], 2-й стих Пс 140 [LXX], используемый в христ. богослужении как самостоятельное песнопение. Пс 140, по содержанию связанный с межзаветной практикой совершения домашних молений во время вечерних жертвоприношений в иерусалимском храме ( Gerstenberger. 2001. P. 414), видимо, очень рано стал употребляться и христианами при совершении вечерней службы. К IV-V вв. Пс 140, исполняемый в той или иной форме, присутствовал в составе вечерни в большинстве христ. традиций Востока и Запада, нередко соединяясь с обрядами возжжения вечернего света и каждения (подробнее см. ст. «Господи, воззвах» ). В византийском богослужении слова «Д. и. м.» не только входят в состав псалмов «Господи, воззвах», исполняемых ежедневно, но и являются самостоятельным песнопением чина литургии Преждеосвященных Даров , исполняемым в форме прокимна (т. е. строка Пс 140. 2 поется с повторами со стихами Пс 140. 1, 3 и 4) в качестве заключительной части вечерни, предваряющей эту литургию (т. о., за вечерней в составе литургии Преждеосвященных Даров слова «Д. и. м.» звучат дважды). По мнению Г. Винклер, пение «Д. и. м.» в составе вечерни с литургией Преждеосвященных Даров имеет антиохийское происхождение ( Winkler. 1972). Среди палестинских источников «Д. и. м.» как отдельное песнопение встречается в «Правиле повседневных псалмопений св. Саввы» из рукописи Sinait. iber. 34 (не изд.); здесь оно установлено для вечера субботы; стихом к «Д. и. м.» служит один из 8 избранных стихов из Пс 140, 141 - в зависимости от гласа. Одно из наиболее ранних упоминаний об исполнении этого песнопения в К-поле в связи с совершением литургии Преждеосвященных Даров содержится в «Пасхальной хронике» под 615 г. (PG. 92. Col. 989). В Типиконе Великой ц . , отражающем практику к-польского кафедрального богослужения IX-XI вв., «Д. и. м.» прямо определяется как прокимен (напр.: Mateos. Typicon. Vol. 1. P. 254-255); лишь постепенно в ходе истории развития правосл. богослужения оно стало восприниматься как совершенно особое песнопение, сопровождаемое коленопреклонениями и каждением ( Alexopoulos. 2004. P. 210-221).

http://pravenc.ru/text/ Да исправится ...

669 По изъяснению свт. Афанасия и бл. Феодорита, разумеются Давид с 600 мужами, ушедшие в Филистимскую землю ( 1Цар. 27:2–6 ), и еврейский народ, удаленный в плен вавилонский, и вообще – в плен греха. М. б., вавилонские пленники и вообще иудеи рассеяния, находясь вдали от Иерусалимских святынь, любили воспевать этот псалом (Hoberg. Die Psalmen. S. 192). 673 Греч. π ψους – слав. с высоты, свысока; пользуемся переводом преосв. Порфирия. Принятое у блл. Феодорита и Иеронима (ab altitudine diei) и повторяемом преосв. Палладием понимание с высоты дня не принимается ныне ни протестантскими экзегетами-гебраистами (Hupfeld. Die Psalmen. Bd. 3. S. 69), ни католическими (Hoberg. Die Psalmen. S. 193, Anm.). И те, и другие относят слово высоты к 3 ст., а дня – к 4 ст. Так и еврейская акцентуация разделяет эти слова знаками препинания и помещает в разных стихах. Так же понимают и отцы Церкви – свтт. Афанасий, Григорий Нисский , Зигабен. 675 Слав. не убоюся соответствует ο φοβηθσομαι – минуск. (до 100), Феодорит, компл., альд. и Анфим; а ват., син., text. recept. – φοβηθσονται (без отрицания ο). На последнем чт. и в Слав. под строкой указано: «не: в некиих не имеется». 678 Близ меня, как шпионы и соглядатаи, греч. παροικσουσιν (ср. 5, 5, [где переведено] приселится, подселится). 679 Чтобы погубить меня; греч. πμειναν – букв. ожидали, слав. потерпеша (душу мою) (37, 13; 141, 8; 118, 95). 680 Греч. πρ οδενς [в гёттинг. πρ το μηθενς (μηδενς) без разночт.] – слав. ни о чесомже, букв. через ничто, т. е. ничтожными средствами: «нетрудно и крайне удобно Тебе отразить, низложить» (Феодорит). 681 Слав. отринеши соответствует σεις [от θω – – мн. минуск. (до 100), Феодорит, Зигабен, альд.; а ват., син., text. recept., Анфим и Николаид σσεις – спасешь. Контексту соответствует первое чт. более, чем второе. [Второе чт. соответствует масор. т., где подразумевается вопрос, ср. синод. пер.]. 683 Греч. γνων в значении наст. вр. «делами уверяюсь» (Феодорит), т. к. вижу, что враги мои уже погибли (14 ст.). 686 Слав. буд. вр. благоугожду соответствует εαρεστσω – минуск., Феодорит, компл. и альд., Анфим, Николаид и Пс. 114:8 ; а ват., син., text. recept., Фильд – неопределенное накл. εαρεστσαι, Вульг. ut placeam и евр. т. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

За смертью каждого человека, как мы уже сказали, следует, тотчас, частный Божий над ним суд, с определением ему заслуженной участи, и этому – смерть человека не только не мешает, а, напротив, всецело способствует. Ибо, что такое смерть человека, по отношению к душе его? Она, по изображению Писания, есть не что иное, как изведение из темницы ( Пс.141:8 ) или разрешение от уз тела души ( Флп.1:23 ), а также исход ( Лк.9:31 ; 2Пет.1:15 ; Евр.13:17 ) или отшествие ( 2Тим.4:6 ) ее из сего временного, удоборазрушимого жилища, и переселение в другой, нерукотворный вечный мир ( 2Кор.5:1 ), с сохранением при этом полной целостности своей духовной природы. Потому что, по слову Христову, тогда, как тело, в котором живет душа, может быть убито и умереть, душа быть убитою или умереть не может ( Мф.10:28 ), и Бог , назвавший Себя Богом Авраама, Исаака и Иакова, уже после смерти их, несть Бог мертвых, но Бог живых ( Мф.22:32 ), что и на самом деле подтвердилось фактом явления во время Преображения Господня, не только взятого живым на небо Илии, но и умершего, подобно другим, Моисея, которые беседовали с Ним об Его исходе ( Лк.9:30, 31 ). Кроме того, Христос же в Своей притче о состоянии по смерти душ богатого и Лазаря, изобразил сии души не только живыми, но и, всецело сохранившими при себе, как те способности и силы, которыми они обладали во время своего союза с телами, так и то доброе и злое, что тогда ими было приобретено при их посредстве ( Лк.16:22–31 ). А ап. Иоанн, в Откровении, свидетельствует, что он видел под жертвенником (небесным) души, убиенных за слово Божие, и слышал, как они громким голосом взывали ко Господу, говоря: «Доколе, Владыко святый и истинный, не судишь и не мстишь, живущим на земли, за кровь нашу» ( Откр. 6:9, 10 ), чего не могло бы быть, если бы они, по разлучении с своими телами, не сохранили прежнего своего полного сознания и такой же самодеятельности. И ап. Павел не иное мыслил о состоянии душ за гробом, когда о себе писал: желание имый разрешитися и со Христом быти ( Флп.1:23 ); так как подобное бытие души со Христом возможно только при сохранении ею самосознательного и личного бытия 183 .

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Пс.61:6 .  Обаче Богови повинися, душе моя, яко от Того терпение мое Опять повторяет здесь слово, сказанное им прежде, сказывая, чтоб повиновалась душа его, то есть он, Богу, так как Бог дает ему терпеть в скорбях. А это говорили Маккавеи в самих себе, возбуждая души свои к мужеству и благородному чувству. Союз: однакож, здесь излишен (1). (1) Слова Феодорита: Не оставляй, душа моя, служения Богу, но, укрепляясь подаваемою тебе от Него помощью, переноси приражения бедствий. Пс.61:7 .  Ибо той Бог мой и Спас мой, Заступник мой; не преселюся Не перейду, говорит, от служения и покорности Богу моему и спасителю и помощнику моему к служению и покорности смертному царю – Антиоху (1). (1) Того же: зная, что Еммануил есть истинный Бог и источник спасения, я не позволю себе переменить служение и перейти к другому владычеству (надо мною); ибо – не переселюсь поставлено вместо: не отложусь от одного к другому; не сделаюсь, говорит, переселенцем (от истины в заблуждение) и не буду рабом греха. Пс.61:8 .  О Бозе спасение мое и слава моя: Бог помощи моея, и упование мое на Бога в Боге, говорит, находится спасение мое и слава моя, а не в человеке. Или говорит, что в Боге спасение мое и слава моя, а не в чем-либо мирском. Бог помощник мой и упование мое. Таковыми именами называют Бога Маккавеи, от великого удовольствия в сердце их, радуясь и говоря открыто, чтоб побудить и других к произношению подобных слов (1). (1) Вел. Василия: Блажен, кто ни о чем высоком в жизни не радуется, но почитает своею славою Бога, и похвалою Христа. Феодорита: Вот опять пророческий ум довольно ясно показал нам три лица нераздельной и светоносной и присносущной Троицы, не называя их тремя Богами (прочь такая хула)! Ибо, как мы говорили многократно, именования Богом и Господом и царем и создателем и вседержителем поставляются в отношении к лицам. Пс.61:9 .  Уповайте на Него весь сонм людей, излияйте пред ним сердца ваша; яко Бог помощник наш Сердцами здесь называет моления и молитвы, как говорит Давид в другом месте: излию пред Ним моление мое ( Псал.141:3 ); потому что искренняя и чистая молитва должна быть воссылаема к Богу из глубины сердца. Излейте, сказал потому, что слово течет и выливается устами. Можно то же изречение понимать иначе, то есть, истощите пред Богом тайные ваши сердечные страсти посредством исповедания (1).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010