Беседа 46 на псалом 136 107 Пс.136:1 . Давида. Иеремиею. На реках Вавилонских, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе. Вавилонский плен пробудил в иудеях пламенную любовь к Иерусалиму и много способствовал их исправлению. – «Если забуду тебя, Иерусалим, да будет забыта десница моя» ( Пс.136:5 ). – Увещание жить так, чтобы не лишиться горнего Иерусалима. – Жажда мести со стороны пленных иудеев, мысль самого пророка и новозаветное учение об этом. 1. Велика любовь у этих людей к городу (Иерусалиму), великое желание – возвратиться туда. Пока они обладали благами, то постоянно были недовольны и дерзки; а когда лишились их, тогда стали желать их; для того Бог и лишил их, чтобы возбудить в них большее желание. Так и часто поступает Бог. Когда мы, наслаждаясь Его благами, не чувствуем этого, Он лишает нас их, чтобы мы вразумились лишением и опять старались приобрести их. Но почему они сидели при реках? Они были пленниками и находились в неприятельской стране; потому и жили вне стен и городов. «На вербах среди него мы повесили органы наши» ( Пс.136:2 ). Другой переводчик (Акила) го­ворит: «псалтири» ( κιθρας). Третий (Симмах): «лиры» ( λρας). Для чего они, отправляясь в плен, взяли с собою органы, которыми не могли пользо­ваться? Это устроено было Богом для того, чтобы и в чужой стране они имели памятники своего прежнего общественного устройства и тем более сокрушались, видя знаки тогдашнего богослужения. «Ибо там спрашивали нас пленившие нас о словах песней и у ведшие нас о пении: «воспойте нам (что-либо) из песней сионских!» ( Пс.136:3 ). Не мало пользы получили они и от того, что инопле­менники приставали к ним и желали слышать их песни. По­смотри и здесь, какое получали они исправление от плена. Те, которые вышли из надлежащих пределов, отступили от своего богопочтения и всеми способами попирали закон, на чу­жой земле вели себя так строго, что даже тогда, когда ино­племенники приставали к ним, угрожали, со всех сторон окружали их и желали послушать, даже и тогда они не скло­нились на их желание, но предпочли закон и строго сохра­нили его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Е.А. Авдеенко Кафизма XIX Псалом 136 (137) входит в богослужения пред Великим постом. Пс.136:1,2             На реках Вавилона, там мы сидели 586 и плакали,                         когда вспоминали о Сионе.                   На ивах посреди него                         повесили мы лиры 587 наши. Это песнь плача лишенных родины и богослужения. Пленные сидят под небом; вместо стен храма – ивы (арава). «Ива ручья» – одно из деревьев праздника кущей, когда полагалось жить в шатрах и «веселиться»; вспоминали об исходе из рабства ( Лев.23:40 ). Смысл жеста (повесить лиры на ветви) был двойной: 1) не будет ни богослужения, ни веселья праздника кущей; ибо как его праздновать, будучи в рабстве (ст.4)? 2) Повесим лиры, чтобы не играть для поработителей (сл. стих). Пс.136:3             Ибо просили там пленившие нас – слов песен,                         и притеснители 588 наши – веселья:                         «спойте нам из песни Сиона». Все, что связано с «весельем» праздника кущей, больно ранит. Возможно, просьба (требование) песен и веселья было глумлением. Пс.136:7             Помяни, Господи, сынам Едома день Иерусалима,                         (когда) они говорили: «испорожняйте, испорожняйте [все] в нем от основания. «Помяни сынам Едома» – почему не вавилонянам-пленителям? Этому есть два объяснения. Во-первых, «Едом» (Исав) – близнец Иакова-Израиля. При жизни близнецы примирились; однако в Псалме вавилоняне названы «сыны Едома». Среди идумеян царская власть зародилась намного раньше, чем в Израиле (в Израиле – только после Исхода и эпохи Судей). «Сыны Едома» можно понимать как мощное царство – языческое. Пленные израильтяне хотят иметь своих царей в своей земле, вместо этого над ними – чужой царь в земле чужой. Во-вторых, и это главное, слово «Едем» имело другое символическое значение. В Псалме 83/82:7–9 описана военная коалиция против Израиля, первыми среди ее участников упоминаются родственники (Едом, Измаил, Моав, Агаряне, Гевал, Аммон, Амалик), затем соседи (Филистимляне и жители Тира). К этой коалиции примкнули Ассирийцы, но объясняется, что они были «мышцей для сынов Лота», Моавитян и Аммонитян ( Пс.83 /82:9). Почему же первым в коалиции упомянут Едом? – От такого близкого, как тот, кто вместе с тобой лежал в утробе матери, – именно от него исходит самая беспощадная вражда. Фарисеи и предатель Иуда ( Пс.55 /54:12 сл.) пришли из самых глубин церковной жизни. Подобное можно увидеть во всей церковной истории (см. Пс.83 /32:7–9).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Псалом 136 Пс.136:1 . Давиду Иеремием. На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона: НАДПИСАНИЕ Такой надписи в Еврейском тексте нет, но приложена или от седмидесяти толковников, или от других. Однако псалом не Иеремиею сложен, как некоторые, судя по надписи, мнят, но Давидом, предвидевшим пленение Вавилонское, которое Иеремия уже после проповедывал и предсказал, что оно имеет продолжиться чрез седмьдесят лет. СОДЕРЖАНИЕ В нем содержится плач плененных Иудеев, желание возвратиться во отечество и предсказание казни, каковую имели понести Вавилоняне. Слова несчастных Иудеев, из Иерусалима в Вавилон отведенных, которые однако, как святый Златоуст замечает, не в самом столичном граде жительство имели, но, будучи осуждены в тяжкую работу, жили на полях и при брегах рек, отягченные трудами, иногда отдыхали и, воспоминая отечество, неутешно плакали. Глагол, седохом, означает продолжительное пленения время, так как бы сказано было, что народ не токмо исторжен был из недр любезнаго отечества, но и заключен во гробе. Указательное наречие тамо, представляет бедствие Иудеев, как бы теперь очам чтущих представляющееся. И хотя приятность мест, орошаемых водами, могла некоторым образом умягчить печаль; но Пророк говорит, что верные, доколе там жительствовали, в непрестанном плаче упражнялися. Сие яснее видно из воспоминания Сиона, которое показывает, что они не о земных пользах помышляли, но паче к Богослужению внимание свое обращали. Ибо как святилище на подобие знамения воздвигнуто было на горе Сионе, на которое мысленно взирая, питалися надеждою избавления, то хотя жили в стране приятной и веселой, но, воображая долговременный плен, не могли удержаться от слез, поскольку удалены были от храма и от обыкновеннаго служения Богу. Пс.136:2 . на вербиих посреде его обесихом органы нашя. Здесь верные Иудеи оплакивают лишение того удовольствия, которым наслаждаться предписано было Самим Богом во храме Его. Ибо известно, что Левитам для того препоручена была должность петь и играть на органах, дабы народ, слушая приятное согласие пения, мог лучше успевать в благочестивых упражнениях. На сей конец взяли с собою органы при отхождении в плен, хотя и не могли тамо их употреблять. И сие воспоследовало по усмотрению Божию, дабы Иудеи и в чужой земле имели памятники прежняго жительства, и дабы более уязвлялися печалию, видя пред очами знаки законнаго Богослужения. По сей причине вешали органы на ветвиях даже посреде самаго Вавилона, то есть, всенародно и пред очами Вавилонян повергали орудия веселия своего, дабы показать, что для них приятнее плач и слезы, нежели пение.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Изъяснение псалма 64-го. Пс.64:1 .  Начальнику хора. Псалом Давида для пения. «В конец, псалом Давиду, песнь Иеремиева и Иезекиилева, людий преселения, егда хотяху исходити». Сии слова: «песнь Иеремиева и Иезекиилева, людий преселения, егда хотяху исходити», – прилагаются в некоторых списках, но их нет в еврейском, нет у других переводчиков, даже у семидесяти в экзаплах. И кажется, надписание сие прибавил кто-нибудь, не вникнув в мысль псалма и не изучив истории. Ибо, во-первых, Иеремия не участвовал в плене, но, получив дозволение жить, где хочет, избрал пребывание в отечестве. Притом псалом сей приличен вовсе не отходящим в пленение, но живущим в плену. Будучи вдали от отечества и желая воспевать Бога, но воспящаемые законом делать сие (ибо разсуждали: «како воспоем песнь Господню на земли чуждей» ( Пс.136:4 ) в Вавилоне произнесли они, умоляя Бога: «Тебе подобает песнь, Боже, в Сионе, и Тебе воздастся молитва во Иерусалиме. Услыши молитву мою: к Тебе всяка плоть приидет». И все изречения псалма приличны живущим в Вавилоне. Желая возвращения, возносили они песнопение сие Богу. К предречению же о них присоединяется в псалме пророчество о спасении язычников. Пс.64:2 .  Тебе, Боже, принадлежит хвала на Сионе, и Тебе воздастся обет [в Иерусалиме]. «Тебе подобает песнь, Боже, в Сионе, и Тебе воздастся молитва моя во Иерусалиме». В этом городе повелел Ты возносить Тебе песнь, посему умоляю, чтобы там была возсылаема Тебе молитва. Пс.64:3 .  Ты слышишь молитву; к Тебе прибегает всякая плоть. «Услыши молитву мою». Приими моление мое и освободи меня от уз плена. «К Тебе всяка плоть приидет». Сие заключает в себе ясное предречение о Боговедении язычников. Теперь, говорит Пророк, умоляем о том, чтобы возвратиться и возносить песнь в освященном Тебе храме, а чрез несколько времени весь род человеческий, избавившись от прелести многобожия, притечет к Тебе, истинному Богу. Пс.64:4 .  Дела беззаконий превозмогают меня; Ты очистишь преступления наши. «Словеса беззаконник премогоша нас». Симмах переводит так: «слова беззаконных возобладали мною», то есть, принужден я быть в рабстве у людей злочестивых и живущих в беззаконии. Потом Пророк открывает причину рабства.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Псалом 136 Псалом Давиду (Иеремием). Сей псалом сказывается от лица находившихся в Вавилоне пленными левитов, т. е. диаконов и всего священнического племени и певцов, и он же предсказывает вышеупомянутым Иудеям, что имело с ними случиться, научая в то же время, какие они должны произносить слова и делать дела для преклонения оными Бога на милость. У евреев и он без надписи. (1) (1) Заметь, что по словам Евсевия, в некоторых списках на сем псалме находится надпись: Аггея и Захарии. А Феодорит замечает: некоторые отважившись на дерзкое дело, сделали на сем псалме надпись: чрез Иеремию. Но Иеремия не был отведен с пленниками в Вавилон, но проведши несколько времени в Иерусалиме, по принуждении от беззаконных Иудеев участвовал с ними в путешествии в Египет. Посему как он мог говорить: на реках Вавилонских там мы сидели? И Феофилакт Болгарский в предисловии толкования на Иону говорит: что богодухновенного Иеремию Вавилонский царь (Навуходоносор) удостоил чести, предложив ему избрать себе место жительства; и тогда, как всех других царей и начальствующих отвел в плен, ему одному отдал на произвол жить, где захочет. Пс.136:1 .  На реках вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона Евреи, как пленные, сидели и пребывали вне городов, т. е. на местах пустых; почему часто ходя на берега рек, там сидели уединенно и оплакивали плен и бедствие свое в молении. Как во время обладания благами и свободою они гордились и презирали их своими грехами; то посему и лишены были сих благ, чтоб опять пожелали их. Бог всегда так поступает с презрителями благ Его; и тех людей, которые не чувствуют и не знают своего благосостояния, лишает оных, чтобы, по словам Златоуста, привести их в чувство и в воспоминание об оных. (1) (1) Он так говорит: когда наслаждаясь благами Его, мы того не чувствуем, тогда Он поселяет в пустыню, где нет благ, чтобы вразумившись чрез лишение их, мы стали опять желать наслаждения ими. Феодорит: Находящиеся в печали обыкновенно занимают более уединенные места, и там оплакивают свое бедствие. Так и они, сидя на берегах рек (а под реками должно разуметь потоки Евфрата) и рассуждая об опустении своего главного града, проливали много слез, уподоблявшихся струям рек. А, по словам Никиты, Вавилоном названо то место, где слилась речь тех, которые говорили: подите, построим себе город и столп. Там то Бог снизшедши смешал языки; почему и место сие названо смешением (слияние) языков, и Вавилон есть место смешения не разговора только, но и правил и мыслей и самого ума, которому казалось, что он видел их.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Псалом 64 В молитве своей к Богу Давид исповедует Его как всемогущего и благого Промыслителя. 1. В конец, псалом, песнь Давиду, песне Иеремиева и Иезекиилева, людий преселения, егда хотяху исходити. Сей псалом, составленный Давидом, был назначен для пения в скинии при богослужении. Впоследствии он был в особенном употреблении у пророков Иеремии и Иезекииля, а также и у людей преселения – у всех Иудеев, переселенных в плен Вавилонский, – особенно, когда они искренно желали исходити – выходит из плена. Следовательно, псалом этот, под руководством великих пророков Иеремии и Иезекиля, был излюбленной молитвой пленников, как вполне выражавший их духовное настроение. И вот почему, когда Халдеи заставляли пленных Иудеев петь песни Сионские, то они отвечали: како воспоем песнь Господню на земли чуждей? ( Пс.136:3–4 ); ибо памятовали, что песнь Господу подобает петь в Сионе (ст. 2). 2–3. Тебе подобает песнь, Боже, в Сионе, и Тебе воздастся молитва во Иерусалим. Услыши молитву мою, к Тебе всяка плоть приидет. Обращаясь с молитвой к Иегове, как Богу единому истинному, Давид исповедует: Тебе подобает песнь, Боже, в Сионе, – здесь, на Сионе, как на святой горе, а не на каких либо иных горах и холмах, где поклонялись язычники своим мнимым богам, в их капищах, где иногда поклонялись им и израильтяне, увлекавшиеся идолопоклонством. На Сионе, во храме истинного Бога, должна возноситься радостная, хвалебная и громкая песнь Господу; здесь же, в Иерусалиме, должна воздаваться и молитва Ему. – В таком сознании и с чистой верой обращается сюда и сам Давид, в своей молитве: «услышь, Боже, молитву мою»! – Такая молитва полна отрадной уверенности, что сюда же, на Сионе, в последствии, приидет с молитвой и всякая плоть, – не израильтяне только, а и язычники разных стран, дотоле поклонявшиеся иным богам на иных местах, даже и обитатели отдаленных стран, Аравии, Ефиопии и других ( Пс.71:9–11 ). 4. Словеса беззаконник премогоша нас, и нечестия наша ты очистиши. Молитву свою Давид сопровождает признанием виновности своей и своего народа. – Слова беззаконников и, разумеется, соответственно им, беззаконные дела превозмогли нас, говорит Давид; иначе говоря, беззакония преобладают, в нашей мысли и жизни. Но Давид, при таком сознании, не теряет надежды на исправление порочной совести и жизни: «нечестия наши Ты, Господи, очистишь» – по молитве даря и народа во храме, на Сионе (ст. 2. 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Глава 47 1–5. Падение гордого Вавилона. 6–7. Ближайшая причина этого пренебрежения к народу Божию и непомерное высокомерие. 8–11. Внезапность гибели Вавилона и указание более глубоких причин его разложения. 12–15. Художественно-ироническое изображение полной беспомощности Вавилона ввиду надвигающихся на него бедствий. Настоящая глава является непосредственным продолжением предыдущей: в той говорилось о низвержении божества Вавилона, в этой идет речь о падении самого города. Но подобно тому, как в предшествующей главе божества Вавилона брались не столько сами по себе, сколько как символизация всего язычества, так и здесь город Вавилон – гордая столица мировой монархии – берется, очевидно, как тип всего древнего языческого мира, стоящего на пороге серьезной исторической катастрофы. Потому и здесь, также как и раньше, мы не должны проявлять к библейскому тексту всех требований придирчивой исторической критики, твердо помня, что мы в данном случае имеем дело не столько с конкретно-историческим, сколько с отвлеченно-типологическим пророчеством. Ис.47:1–3 . В образных чертах, вполне отвечающих восточным обычаям и нравам, описывается состояние крайнего позора и унижения, которому имеет вскоре подвергнуться гордый Вавилон, очевидно, при завоевании его Киром. Ис.47:1 . Сойди и сядь на прах, девица, дочь Вавилона; сиди на земле: пре­стола нет, дочь Халдеев, и вперед не будут назы­вать тебя нежною и роскошною. «Сойди и сядь в прах, девица, дочь Вавилона... дочь Халдеев». Город Вавилон в Библии нередко олицетворяется под видом знатной женщины, или царственной дочери, заслужившей за свое нечестие позор проклятия. «Дщи Вавилоня окаянная» -взывает в своем известном псалме еще Псалмопевец ( Пс.136:8 ). 59 . Впрочем, следует оговориться, что образ жены, или дочери, вообще, один из самых употребительных в Библии, для обозначения какой-либо нации, или ее центра; отсюда – «дщерь Сиона», «дочь Сидона», «дщи Иерусалима», «дочь Моава», и пр. и пр. ( Ис.1:8 ; Ис.23:12 ; 4Цар.19:21 ; Зах.9 и др.). Нисхождение с высоты и сидение во прахе, на языке Священного Писания, означает скорбь и позор, как это нам известно из истории Иова ( Иов.2:8 ) и из многих других примеров ( Втор.28:56 ; Иер.13:18 ; Иер.48 и пр.). Здесь оно особенно резко подчеркивает контраст в положении Вавилона, то сидевшего наверху могущества и славы, то спустившегося на самый низ, на придорожную пыль.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 8. О существовании Бога в вещах Поскольку истинно бесконечным является то, что находится везде и во всем, следует рассмотреть, свойственно ли это Богу. Относительно этого будет исследовано четыре [положения]: 1) во всем ли Бог; 2) везде ли Бог;3) везде ли [пребывает] Бог сущностью, силою и присутствием; 4) принадлежит ли [достоинство] вездесущия одному только Богу. Раздел 1. Действительно ли Бог во всем? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что Бог не во всем. Ибо то, что превыше всего, не может быть во всем. Но Бог – превыше всего, согласно сказанному в псалме: «Высок над всеми народами господь», и т. д. ( Пс. 112, 4 ). Следовательно, Бог не во всем. Возражение 2. Далее, что находится в чем-либо, то тем и содержится. Однако Бог не содержится в вещах, но скорее Сам их содержит Таким образом, не Бог в вещах, а, пожалуй, вещи – в Нем. Поэтому и Августин говорит, что «скорее вещи в Нем, нежели Он в каком-либо месте» 135 . Возражение 3. Далее, чем могущественнее действователь, тем обширнее его воздействие. Но Бог – наимогущественнейший из действователей. Поэтому-то Его воздействие и может простираться до самых удаленных от Него вещей; [отсюда] нет никакой необходимости в том, чтобы Он был во всех вещах. Возражение 4. Кроме того, ведь существуют и демоны. Но Бог не [может быть] в демонах, ибо «что общего у света со тьмою» ( 2Кор. 6, 14 ). Следовательно, Бог не во всем. Этому противоречит следующее: где действует вещь, там она и есть. Но Бог действует во всем, согласно сказанному: «Господи... все дела наши Ты устрояешь для нас» ( Ис. 26, 12 ). Следовательно, Бог во всем. Отвечаю: Бог – во всех вещах; не так, конечно, как [какая-то] часть их сущности или акциденция, но как действователь, [который] присутствует в том, в чем он действует. Ведь действователь должен быть соединен с тем, в чем он действует, [причем] в самый момент действия и посредством [некоторой] силы; в конце концов, еще в «Физике» VII было доказано, что движимое и движущее должны быть соединены вместе 136 . Затем, поскольку существование Бога суть то же, что и Его сущность, сотворенное сущее должно быть Его субстанциальным следствием; так и горение – это субстанциальное следствие огня. Далее, Бог обусловливает это следствие в вещах не только в момент приведения их к бытию, но и во все время их существования; так и свет в воздухе обусловливается солнцем во все то время, пока воздух освещен. Следовательно, сколь долго вещь существует, столь же долго, согласно модусу бытия, Бог и присутствует в ней. Но бытие суть самое сокровенное и субстанциально укорененное в каждой вещи, ибо оно является наиболее общей из всех формой, как это было показано выше (7, 1). Следовательно, необходимо, чтобы Бог находился во всех вещах, причем сокровеннейшим образом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Библия, изложенная для семейного чтения. Пленение Вавилонское и возвращение в отечество Пророк Ездра возвращается в Иерусалим Нельзя сказать, что евреям, переселенным из своего отечества в чужую землю, пришлось испытать немедленно непосильную тягость плена. Напротив, еще со времени первого взятия Иерусалима и начала переселения в Вавилон царь Навуходоносор, избрав нескольких знатных отроков иудейских, велел воспитывать их при своем дворе. Там их учили языку и халдейским наукам, чтобы они могли потом служить в царстве, помогая в сношениях с чужими, подвластными народами. Расселившиеся евреи образовали в разных местностях Халдеи процветавшие впоследствии колонии. Находясь под присмотром вавилонского правительства, но управляемые в то же время своими старейшинами, они могли сокрушаться только о потере своего отечества и своей независимости. Но, главное, свободу вероисповедания своего они сохранили, и хотя не было у них храма, где они могли бы совершать свои жертвоприношения, поддерживающие благочестивое настроение. Тем не менее внутреннее или душевное состояние улучшалось, исправляясь под гнетом испытаний, которым они были подвергнуты на чужбине. Постепенно покорялись они своему бедствию, сознавая в нем правосудную кару Божию. Они поддерживали в себе и оживляли свою веру в совместном чтении Священного Писания и в молитве, которой были посвящены определенные каждодневно часы. Таким образом воспевали они, собираясь на берегах Евфрата, известную песнь: «При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе; на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы. Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши — веселья: пропойте нам из песней Сионских. Как нам петь песнь Господню на земле чужой? Если я забуду тебя, Иерусалим, — забудь меня десница моя; прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего» и проч. (Пс. 136, 1–6). Но в отношении к царям Иудейским был жесток Навуходоносор, преемник же его был милостивее: он освободил из темницы Иехонию, пригласил обедать за столом его, определил содержание. А злополучный Седекия так и умер в темнице.

http://pravoslavie.ru/2912.html

ЗАКОН Творец закона – Бог (3:6, см. ЕВАНГЕЛИЕ , 334). Закон Божий – что есть Под именем закона Божия разумеются заповеди Божии, в которых Бог или повелевает, или запрещает нам что делать, как-то: «уклонися зла и сотвори благо» ( Пс. 33, 15 ) (2:7). Закон Божий есть в Библии , слове Божием (2:5, см. СЛОВО БОЖИЕ , 890). Закон Божий дан в раю, затем Моисею Евангелие принес Христос Закон Божий, хотя прародителям нашим АДАМУ и ЕВЕ в РАИ дан, и написан был на СЕРДЦАХ их, но потом МОИСЕЮ святому на горе Синайской, на двух скрижалях от Бога написанный, предан, и чрез него всем людям объявлен, якоже о том пишется в книге Исхода ( Исх. 32 и 34). ЕВАНГЕЛИЕ же ХРИСТОС Сын Божий от недр Отца Своего небеснаго на землю принесл и проповедал (2:7). Закон на сердцах прародителей написан был, а писанный был дан Моисеем (3:6, см. ЕВАНГЕЛИЕ, 335). Закон был вложен в душу при творении, затем на двух скрижалех. Человеколюбец Господь Бог наш, когда создал человека по образу Своему и по подобию, насадил в душе его закон, которым он мог все, что до должности его касается, знать и по тому поступать. Он по тому закону мог знать, в чем его состояла должность к Богу, Создателю своему, к себе и ближнему своему. Но по падении человеческом тот закон сей попортился, что едва малые следы его остались. Откуду воспоследовало, что люди вместо добра, зло избирали и тьмою неведения помрачены, пороки вместо добродетелей почитали. Чего ради милосердый Творец наш, по своей естественной благости, изобразил закон тот на двух скрижалех, которыя чрез Моисея, вернаго Своего раба, предал избранному Своему народу – Израилю, а по нем и всем народам и языкам (1:84–85). Закон и ПРОРОКИ были посланы для исправления человека Послан был к нему с небесе Божий «Закон»: но той обличал его только, и язвы его ему показывал, а не исцелял; смертию ему грозил, а не помогал. Посланы были «Пророки»: но и тии ничего не успели. Лежал бедный человеческий род неисцеленный: лежал ураненный, уязвленный, умученный, обезчещенный, обруганный от разбойника диавола! лежал «еле жив» ( Лк. 10, 30–32 ) (4:136).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010