Ныне светло празднует тварь, принимая новое небо - Деву. Родилась на земле Дева - одушевленный чертог Царя небесного. Произошла на свет Отроковица, сияющая светлее солнечных лучей. Из бесплодной воссиял Младенец - священнейший храм девства. Кто не поспешит на праздник? Кто не принесет праздничных даров, приятных Деве? Самый лучший дар у тех, которые ведут девственную жизнь, есть непорочность, у супругов - воздержание, у богатых - щедрость, у бедных - благодарность, у начальников - кротость, у царей - правосудие, у священников - преподобие, у всех справедливость во всем. А когда принесены такие дары и с ними соединено празднование; то приидите - взыграем от радости, воспоем благодарственные песни, вместе с Давидом, возрадуемся Господеви, воскликнем Богу Спасителю нашему (Пс.94:1). Творцу всего устроен храм для принятия Его; Создателю-Слову приготовлен гостеприимный дом; для Солнца правды распростерто светлое облако; одевающему небо облаками сделана основа Боготканной одежды; соединяющему с временами времена и лета показан брачный чертог. Ликуйте, девы, ибо ныне день рождения Девы. Взыграйте, матери, ибо Дева есть плод матери. Бесплодные жены будьте благодушны, взирая на Ту, которая прежде была бесплодною, а потом родила божественного Младенца. И отроковицы да не оставляют ликования, празднуя рождение Той, которая одна есть венец и царица отроковиц. Вострубите трубою на холмех, возгласите на высоких, проповедите во Иерусалиме, как заповедуется нам чрез Осию (5:8). Да возрадуется Давид -Богоотец; да возвеселится Исаия - главный между пророками; первый, потому что из чресл его, сообразно с клятвенным обещанием, происходить Царица, от которой плод его Бог обещал посадить на престоле его (Пс.131:11); последний - потому что исполнилось пророчество его: изыдет жезл из корене Иессеова, и цвет от корене его взыдет (Ис.11:1). Дева есть жезл, из которого происшел вечный цвет - неискусобрачный Христос. Но для чего я определяю тому или другому радоваться, а не выражаю радости кратким словом? Да возрадуется небо свыше, и облацы да кропят правду: да прозябнет земля, и да прорастить милость, и правда да прозябнет вкупе (Ис.45:9).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/928/...

Книга десятая Мне хотелось бы, как я уже прежде сказал, пророчества против одной страны или одного царя изъяснять в одних и тех же книгах и не разъединять мысли читателя. Но что делать с обширностью [содержания], которое если не разделять на части, то оно будет превышать пределы тома, и с тем, что чрезмерное нагромождение обременительно как для автора, так и для читателя? Посему после речи против Египта и оплакивания его и против царя египетского, о мышце которого, не обвязанной и не получившей исцеления, мы сказали в конце девятой книги, мы переходим к началу десятой книги, – [к пророчеству] против того же фараона, который сравнивается с царем ассирийским и о котором, после обширного пророчества, поднимается плач, и затем против всего Египта. При истолковании сего ты, девственница Христова Евстохия, воздвигни с Моисеем руки, чтобы наша победа была плодом твоих молитв. Ибо это зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от милующего Бога ( Рим. 9:16 ), который говорит к пророку: разшири уста твоя и исполню я ( Пс. 80:11 ), тогда как пророк отвечает: уста моя отверзох, и привлекох дух ( Пс. 118:131 ), который, идеже хощет, дышет ( Ин. 3:8 ). А идеже Дух Господень, ту свобода ( 1Кор. 3:17 ), каковую свободу даровал нам Господь и обладанием которой тщетно хвастались иудеи, говоря: семя Авраамле есмы, и никомуже работахом николиже ( Ин. 8:33 ), между тем как они подчинялись многим порокам и грехам и не знали оного изречения: имже бо кто побежден бывает, сему и работен есть ( 2Петр. 2:19 ). Глава XXXI Ueз.XXXI:1–18 . И было в одиннадцатом году, в третьем месяце, в один [день] месяца, было ко мне слово Господне, говорящее: сын человеческий! скажи фараону, царю египетскому, и народу его: кому ты уподобился в величии твоем? Вот Ассур, как кедр (или кипарис) на Ливане с прекрасными ветвями, и с тенистою листвою, и высокий ростом и между густою листвою (или среди облаков) возвышалась вершина его. Воды питали его, бездна возвышала его, реки ее текли вокруг корней его и протоки свои она направляла ко всем деревам страны.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Се преславное достоинство, и описание, достойное удивления! «Книга родства Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамля». Кто спросит, как называется книга Евангелия от Матфея? Ответствуем: книга родства Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамля. Почему же написал «родства», а не рождества? Ибо имя родства взимается в пространнейшем смысле, нежели имя рождения. Родство заключает не токмо родство, но и деяния, и бытие, и жизнь, и смерть. И как Пророк Моисей написав: «сия книга бытия человеча» ( Быт.5:1 ), показал сим, что им написанная книга, Пятокнижие, содержит и бытие и деяния, и жизнь тогда бывших человеков: так и Евангелист Матфей, предначав: «книга родства Иисуса Христа», показал сим, что сложенное им Евангелие содержит и бытие, и жизнь, и чудеса, и учение, и страдание, и смерть, и все касательно Иисуса Христа. Слово же Иисус на Еврейском диалекте значит Спасителя, и для того наречен Он Иисусом, что есть Спаситель мира: слово же Христос значит Помазанника. Ибо Иисус, яко человек, был помазан не вещественным елеем, якоже были помазаны священники и цари, но Святым Духом, якоже о Нем пророчествовал Исаия, говоря: «Дух Господень на Мне, егоже ради помаза Мя» ( Ис.61:1 ). Сыном же, то есть отраслию, Давида и Авраама назвал Иисуса Христа, ибо самым делом от них произошла Всесвятая Богородица, от которой Христос восприяв плоть, вочеловечился. Предположил же Давида Аврааму: ибо Давид был ближе к Иисусу Христу и славнее Авраама, и поскольку предсказали Пророки, яко Он от семени Давидова воплотится, а паче сам Давид показал, яко клятвою подтвердил ему Бог, что от плода чрева его взыдет на величественный небесный престол: «клятся Господь Давиду истиною, и не отвержется ея: от плода чрева твоего посажду на престоле твоем» ( Пс.131:11 ). Поелику же так описал Евангелист в святом своем Евангелии, как и все, тщательно повествующие о каком-либо человеке, начинают прежде от сего, прародителей, потом, показывая его рождество, описывают и все прочее: сего для, во-первых, по порядку описывает прародителей Иисуса Христа, начиная от Авраама и продолжая:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Скачать epub pdf В доме Божием мы предлагаем вашему вниманию слова Псалмопевца: уготовах светильник помазанному моему. Враги его облеку студом: на нем же процветет святыня моя ( Пс.131:17.18 ). Кто сказал это? Что это за светильник, приготовленный для помазанника своего сказавшим? Кто суть враги сего помазанника, которых он посрамит посредством сего светильника? Что это за святыня, которая процветет на сем помазаннике? Из всех сих слов ясны и понятны только следующие два: помазанному моему. Ибо здесь должно разуметь не другого кого, как Иисуса Христа, Господа и Спасителя нашего. И так, вникая в сии слова, мы находим, что их сказал Бог Отец. Бог Отец, т. е. Лице – Бог Отец, говорит устами Пророка: уготовах светильник помазанному моему. Нет нужды доказывать Христианам, что Сын Божий есть вместе и Его помазанник. Итак, нашедши говорящее лице, посмотрим, кто был светильник, уготованный Богом Отцем для Сына Помазанника? Сам Господь говорит об Иоанне Крестителе: он бе светильник горя и светя, вы же восхотесте возрадоватися в час светения его ( Ин. 5:35 ). И так, Он назвал Иоанна светильником, возженным от Источника света, чтобы он свидетельствовал о Истине. Ибо люди находились тогда в такой слепоте и столь слабое имели внутреннее око, что не иначе могли узреть Солнце правды, как только при помощи светильника. Но, если у кого око сердца было светло; тот узрел бы Его гораздо скорее, и не требовал бы светильника для Его указания. Ибо Господь, сказавши о сем светильнике: вы же восхотесте возрадоватися в час светения его, прибавляет: аз же имам свидетельство более Иоаннова. И так сей светильник возжен для слабых во время ночи. Как же возжен? Отец говорит Помазаннику – Сыну своему об Иоанне: се аз посылаю Ангела моего пред лицем твоим, иже уготовит путь твой пред тобою ( Мал.3:1 ; Мф.11:10 ). Так Он приготовил светильник Помазаннику своему! Как же он посрамил врагов Его посредством сего светильника? Наперед заметьте, что сей светильник, как я сказал, возжен от Источника света. Сам Иоанн свидетельствует о сем: от исполнения его мы прияхом ( Ин.1:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Псалом 88 Разума Ефама Исраильтянина. С Евр.: «Учение Ефама, Езрахита». «В настоящем псалме, – говорит св. Афан., – предрекает пророк рождение Христа от семени Давидова, царство Его и спасительное страдание, какое претерпел за нас». По бл. Феодориту, в сем псалме Евреи, жившие в Вавилонском плену, видя, что они «стали пленниками, принуждены жить в чужой стране, а царственный город (Иерусалим) опустел, и царство угасло, напоминают Богу всяческих о Его обетованиях, и выставляют на среду то патр. Авраама, то сына и внука его, напоминая Богу о заветах, а иногда и блажен. Давида и бывшие ему обетования». С 1 до 39 стиха певец воспевает милости Божии к дому Давидову, обетования ему данные; с 39 ст. до конца жалуется на уничижение сего дома и молит о его восстановлении. Сходен с 131 псалмом. 2 . Милости Твоя, Господи, во век воспою, по св. Афан., разумеются «милости, коими разрушены начала и власти и самая держава диавола, а мы освобождены от греха. В род и род возвещу истину Твою. Истина есть Сын, Которого от рода в род носят в устах своих святые». По бл. Феод. – под истиною разумеется «истина данных Давиду обетований». 3 . В век милость созиждется. Созиждется, т.е. «будет устроена и воздвигнута милость Божия, именно – спасение и благодать, даруемая Христом» (Св. Афан.). По бл. Феодориту, «возрастет милость Божия. Ты, Господи, (говорят молящиеся) изрек Давиду, что будешь возращать, а не умалять милость». На небесех уготовится истина Твоя. Т.е. истина Твоих обетований вечна, тверда, ибо определена к исполнению на небе, где все неизменно, непреложно. С Евр.: «Ибо говорю: на век основана милость, на небесах утвердил Ты истину Твою когда сказал»: 4 . Завещах завет избранным Моим, т.е. Аврааму и Иакову; ибо им дал обетование о Христе ( Быт. 22:18, 28:14 ). Кляхся Давиду рабу Моему, т.е. когда сказал: Иже будет от чрева твоего, и уготовлю царство Его: Той созиждет дом имени Моему, и управлю престол Его до века. Аз буду Ему во Отца, и Той будет ми в Сына ( 2Цар. 7:12–14 )» (Св. Афан. Сн. 1Пар. 17:11 . Пс. 131:11 ; Ис. 9:7 ; Лк. 1:32 ). С Евр.: «Я поставил завет с избранным Моим, клялся Давиду, рабу Моему».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Слово IV на Рождество Господне Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 25, 2000 15 июля, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 25, 2000 1 1. Хотя, возлюбленные, Божественная благость всегда разнообразно и в различной степени (ср. Евр 1:1) заботилась о человеческом роде, и милостиво уделяла обильнейшие дары Своего Провидения всем прошлым векам, но в последние времена (ср. 1 Пет 1:20) она превзошла все привычное изобилие [Своей] милости, когда во Христе Само Милосердие ко грешникам, Сама Истина к заблуждающимся, Сама Жизнь сошла к мертвым. Потому что Слово сие, совечное и равное Родителю, восприняло нашу смиренную человеческую природу в единство Своего Божества, и Тот же Самый Бог, родившийся от Бога, родился от человека как Человек. Это было обещано от самого устроения мира, и всегда предвозвещалось многими знамениями — и в делах, и в словах. Но сколь [малую] часть человечества спасли бы те прообразы и сокровенные таинства, если бы Христос Своим Пришествием не исполнил все эти отдаленные и таинственные обещания! И то, что тогда помогло отдельным верующим, [как] должное свершиться, теперь, уже свершившись, помогло бесчисленным верным. Итак, теперь нас ведут к вере уже не знамения и образы, но Евангельская история, которая нас утвердила. Мы верим и поклоняемся тому, что совершилось, ведь пророческие свидетельства обращены к нашему наставлению, чтобы мы не имели никакого сомнения в том, что, как мы уже знаем, было предсказано в стольких пророчествах. Ведь и Аврааму Господь сказал: благословятся в семени твоем все народы (Быт 22:18). И Давид воспевает обетование Бога духом пророческим, говоря: Клялся Господь Давиду в истине, и не отречется ее: “от плода чрева твоего посажу на престоле твоем” (Пс 131:11). И Сам Господь говорит через Исаию: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог (Мф 1:23). И опять: произойдет отрасль от корня Иессеева, и цветок взойдет от корня его (Ис 11:1) 2 . В отрасли этой предсказана, без сомнения, блаженная Дева Мария, Которая рождена от корня Иессеева и Давидова, и [Которая], получив от Святого Духа силу плодородия, Своим материнским чревом, но девственным рождением родила новый Цветок человеческой плоти.

http://pravmir.ru/slovo-iv-na-rozhdestvo...

Разделы портала «Азбука веры» Творчество — 1) Божественная деятельность, связанная с творением мира и попечением о нём; 2) разумно-свободная деятельность, направленная на создание чего-либо качественного нового. Кто обладает способностью к творчеству? В особом, исключительном понимании способность к творчеству свойственна только Богу . Только Он обладает нетварной, присущей Ему по природе от вечности творческой силой; только Он способен творить всё, что ни пожелает ( Пс.131:11 ), каким хочет образом и из ничего ( 2Мак.7:28 ); только Он в силах творить вне зависимости от каких-либо внешних влияний, условий и обстоятельств ( Пс.88:9 ); наконец, только Он, творя, никогда не совершает просчётов и ошибок и заранее, вплоть до мельчайших деталей, знает итоговый результат ( Деян.15:18 ). Творческая способность Бога проявилась в создании мира и проявляется до сих пор в делах Промысла и (в частности) Спасения . В  Символе веры славянское слово «творец» — перевод греческого ποιητης [ пойэтэс ] (делатель, изготовитель, творец, создатель, стихотворец, поэт). Процесс создания мира есть процесс творческий, художественный в самом глубоком смысле этого слова. Из Божьих созданий способностью к творчеству наделены ангелы и люди. Важнейшей характеристикой богоподобия является наличие творческого начала в человеке. Некоторыми современными мыслителями творческие способности ангелов ставятся под сомнение. Как правило, одним из центральных аргументов, используемых для «доказательства» и объяснения этой гипотезы, служит библейское утверждение, что ангелы суть служебные духи ( Евр.1:14 ). Смысл аргументации сводится к тому, что коль скоро они должны служить, то творческая инициатива и, следовательно, творческая деятельность им ни к чему. В действительности же это объяснение противоречит очевидному. Священное Писание , а в ещё большей степени Священное Предание предоставляет нам массу возможностей убедиться в обратном. Творчество ангелов проявляется в соучастии их в Промысле Божьем о мире. Способствуя реализации Божьего замысла они употребляют свои творческие силы в деле выбора наилучших возможностей для угождения Богу и осуществления тех обязательств, которые (свободно и охотно) принимают от Господа (см.: подробнее: Способны ли Ангелы к творческой деятельности? ).

http://azbyka.ru/tvorchestvo

     Как остановить истерику у ребенка, воспитать в детях кротость, терпение? Какого рода послушание следует взращивать в семье – мужу, жене, детям? На эти и другие вопросы отвечает протоиерей Валериан Кречетов, настоятель храмов Покрова Богородицы и Новомучеников и Исповедников Российских в с. Акулово Московской области. – Гнев – самая, пожалуй, распространенная болезнь современных людей, в том числе детей. Как ее лечить, отец Валериан, подскажите? – Во-первых, Сам Господь Иисус Христос говорит ученикам Своим: «…научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29). То есть Господь отмечает кротость как одну из добродетелей, свойственную Божественному естеству. «Сыне Давидов» – так именует Священное Писание Иисуса Христа. Ибо еще Ветхий Завет говорит: «Помяни, Господи, Давида и всю кротость его» (Пс. 131:1). «На кого воззрю, только на кроткого и смиренного» (Ис. 66:2). Все эти слова в Священном Писании свидетельствуют: кротость – это то, чему прежде всего нужно учиться у Самого Господа. Человек кроткий – тихий, умиротворенный; гневливый – раздраженный, озлобленный. Одному человеку было некое видение – он оказался у врат преисподней. И услышал, как дьявол выгоняет своих сатрапов на работу, приказывает, чтобы побольше человеческих душ уловили. «Забирайте оружие». И все бросились разбирать оружие, начался гвалт, шум, крик, драки. Там же царит злоба, в аду-то. Тогда дьявол зарычал, как тысяча львов: «Стоять, сам буду выдавать оружие! Тебе какое?» – спрашивает. Тот отвечает: «Гнев». «Гнев, гнев», – все требовали гнева. Потом все – гнев кончился. Очень интересный момент: божественные свойства – беспредельны. А дьявольские – ограничены. Даже их злоба имеет границы. Когда гнев кончился, вся эта бесовская рать загундосила: с пьянством к ребенку не подойдешь, еще с какими-то грехами, которые он не понимает. А разгневаться, раздражиться может каждый – от ребенка до старика. Больше того – даже в одиночестве человек иногда начинает раздражаться, гневаться – сам на себя. Какую-нибудь вещь потерял, или что-то не получается у него…

http://pravoslavie.ru/136181.html

Псалом 130 Смирение и сыновняя любовь – основание надежды на Бога. Песнь степеней или восхождений (см. Пс.119 ). 1. Господи, не вознесеся сердце мое, ниже вознесостеся очи мои: ниже ходих в великих, ниже в дивных паче мене. Псалмопевец проникнут глубоким убеждением, что для очищения его беззаконий нужны не столько жертвы и кропление крови, что полагалось по Закону, сколько смирение, глубокое до сокрушения сердца и самоуничижения: ибо существенная «жертва Богу – дух сокрушен сердца сокрушенного и смиренного Бог не презрит» ( Пс.50:19 ). В таком сознании псалмопевец и исповедует чистосердечно свое глубокое смирение. – «Господи, взывает псалмопевец, мое сердце не возносилось – не было надменным; не возносились и очи мои, – не смотрел я гордо, с презрением на других, как бы не желая и замечать их просьб или расположения ко мне. Ниже ходих в великих, – не поступал я так, как будто я кто-то великий, а другие все меньше и не достойнее меня... ниже в дивных, паче мене, – не выдавал я себя как бы за кого-то дивного – чрезвычайного, кому нужно удивляться, пред кем все должны страшиться (ср. Деян.8:9–11 ). – Нет, разумеется, я был совершенно чужд презренной гордости и постыдного самомнения, я был смиренномудрым (ст. 2). 2–3. Аще не смиренномудрствовах, но вознесох душу мою, яко отдоенное на матерь свою, тако воздаси на душу мою. Да уповает Израиль на Господа от ныне и до века. Аще не смиренномудрствовах, правильнее – не мудрствовал ли я во смирении? – да, разумеется (ст. 1 и Пс.131:1 ). Но вознесох душу мою, яко отдоенное на матерь свою, – а так как я возносил, т. е. обращал в молитве к Тебе, Господи, душу мою, также, яко отдоенное, или, как дитя, только что отнятое от груди, самое нежное, обращается к матери своей, т. е. с самой искренней любовью и преданностью, исключающими всякую гордость: то и Ты, Господи, тако воздаси на душу мою, – также с любовью матери обрати взор свой на мою душу, т. е. как на грудное дитя, с чистым сердцем, и не презри ее в ее смирении. – «Да уповает Израиль на Господа отныне и во век!» Читать далее Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста/составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906./1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Иисус Христос Пророчества об Иисусе Христе 25 Все, что предсказано было о Спасителе Господе нашем Иисусе Христе, все точно исполнилось. Предсказано было, что Христос от Девы неискусобрачной родится: Се Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил ( Ис.7:14 ). И было так: родился Христос от Девы ( Мф.1:18–23 ; Лк.1:26 ). Предсказано было, что от колена Иудова и во граде Вифлееме родится Спаситель: И ты, Вифлееме, земля Иудова ничим же меньше во владыках Иудовых. Из тебя произойдет Тот, Который должен быть Владыкою во Израиле ( Мих.5:2 ). Так и было. От колена Иудова возсиял Господь наш ( Евр.7:14 ). В Вифлееме иудейском родился Иисус Христос ( Мф.2:1 ; Лк.2:4 ). Предсказано было, что Иисус Христос от семени Давидова родится ( 2Цар.7:12 ; Ис.11:1 ; Пс.131:11 ), и было так. От семени [племени] Давидова родился Христос по плоти, отчего и назывался сыном Давидовым ( Мф.9:27 , Мф.20:30 , Мф.22:42 ). Предречено было, что к рождшемуся Христу придут с дарами на поклон: И поклонятся Ему все цари; все народы будут Ему служить и от золота Аравии дары принесут Ему ( Пс.71:10–11,15 ) – и было так. Пришли ко Младенцу Христу три премудрые царя с востока и, пав на землю, поклонились Ему и принесли дары: злато, ливан и смирну ( Мф.2:11 ). Не умолчано и то в Священном Писании , что при рождении Христа Спасителя будут избиты младенцы в том месте, где родился Господь, и что вопль матерей будет слышен в окрестных местах: голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание. Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет ( Иер.31:15 ) – и сбылось так. После рождения Спасителя избиены были по повелению Ирода младенцы в Вифлееме, где родился Христос, и во всех пределах его ( Мф.2:16 ). Предвозвещено было бегство во Египет и возвращение Христово из Египта: Из Египта вызвал сына Моего ( Ос.11:1 ). И было так: бежали родители Господа с божественным Младенцем в Египет от убийцы Ирода, но по смерти его возвратились оттуда. Обещал Господь послать ангела (предвозвестника) Своего пред лицом Христа: Вот Я посылаю ангела Моего, и он приготовит путь пред Тобою, сказал Господь Христу, Сыну Своему ( Мал.3:1 ). И было так: послан был пред лицем Господним Иоанн Предтеча, о котором писано было пророком ( Мф.3:1–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010