Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЛАГОДАРЕНИЕ [греч. εχαριστα], выражение хвалы и прославления Бога, Подателя всех благ; вид христ. молитвы. В Свящ. Писании Б.- глубинный религ. ответ твари Богу, с благоговейным трепетом созерцающей Его величие и славу. Евр. слово  , переводимое, как правило, рус. «Б.», имеет характер благодарного исповедания. Указанное религ. состояние выражает также слово «благословение», евр.  : на благословение Бога, дающего Своему творению жизнь и спасение, отвечает благословение человека, «восхищенного всемогуществом и щедростью Божией и воздающего благодарение Творцу (Дан 3. 90; ср.: Пс 67. 20, 27; Неем 9. 5 сл.; 1 Пар 29. 10 сл.)» (Словарь библейского богословия/Ред. К. Леон-Дюфур. К.; М., 1998. Стб. 51). В основе Б. в Свящ. Писании лежит встреча человека с Богом, исполняющая его благодатью и раскрывающаяся со всей полнотой во Христе. В ветхозаветном понимании благодарить Бога - значит провозглашать Его чудеса и свидетельствовать о Его делах. Такое Б. воссылает Богу все творение (Пс 148-150; см. ст.: Хвалитные псалмы и стихиры ). Закон ВЗ предписывал приносить Богу «жертву мирную» благодарения (      ), или, по переводу LXX, «жертву спасительную хвалы» (θυσα ανσεως σωτηρου - Лев 7. 11-15, ср.: Ам 4. 5). Как ответ на благодеяния Божии, Б. проходит через весь ВЗ, начиная с древнейших текстов - таких, как песнь Моисея (Исх 15. 1-21), песнь Деворы (Суд 5),- и постоянно встречается в более поздних книгах (Ис 12; 25; 42. 10 сл.; Иер 20. 13; Дан 3. 26-45, 51-90; 1 Пар 16. 8 сл.; 29. 10-19; Неем 9. 5-37; Тов 13. 1-8; Иф 16. 1-17; Сир 51. 1-12), особенно в псалмах (ср.: Пс 29; 39; 114; 123 и др.). “Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних”. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. Л. 202 об.) “Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних”. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. Л. 202 об.) С полнотой Откровения в НЗ Б. приобретает большую глубину. Вслед за ветхозаветным преданием христ.

http://pravenc.ru/text/149305.html

Беседа 57 на псалом 147 123 Пс.147:1 .  Аллилуия. Аггея и Захарии. Вос хвали, Иерусалим, Господа, хвали Бога твоего, Сион! Побуждение жителей Иерусалима к благодарности Господу за дарованную безопасность, – умножение населения и мир с соседями... – «И лучшею пшеницею насыщает тебя» ( Пс.147:3 ). – Промыслительная деятельность Господа простирается на всю вселенную, в которой быстро исполняются Его повеления, как это показы­вают различные воздушные явления. – Цель, с какою указывает псалмопевец на проявление божественного всемогущества в этих явлениях природы. – «Возвещает слово Свое Иакову» ( Пс.147:8 ). – Но если Господь не открыл воли Своей прочим народам, то почему Он называет их? – А если они знали, что должно делать, то почему сказано: «не сделал Он сего ни одному (еще) народу» ( Пс.147:9 )? – Объяснение псалма в переносном смысле – о вышнем Иерусалиме и христианской Церкви, ее распространение и произведенной христианством перемене в жизни человечества. 1. Не к городу пророк обращает речь, а к жителям его. Как поступает он во всей книге, так поступает и здесь. Он часто увещевает и советует благодарить Бога за благодеяния и надеяться не на здание и не на крепость стен, а на Его промышление. Положив это в основание, он продолжает: «ибо Он укрепил запоры ворот твоих, благословил сынов твоих (жить) в тебе» ( Пс.147:2 ). Что значит: «укрепил запоры»? Поставил, говорит, тебя в безопасности, сделал непобедимым. «Благословил сынов твоих», т.е. весьма умножил их. Это – один вид благодеяния; а другой выражен словом: «в тебе». Смысл слов его сле­дующий: Он умножил их не в рассеянии, не в разделении, но собрав их «в тебе». Далее показывает еще другой вид промышления и говорит: «утверждает в пределах твоих мир и лучшею пшеницею насыщает тебя» ( Пс.147:3 ). Можно быть и безопасным и многочисленным, и вместе с тем вести войну. Но здесь он таким выражением показы­вает, что они были свободны и от этой опасности, что не только город был свободен от нападения, но и самые отда­ленные пределы их. Видишь ли, сколько исчисляет он бла­годеяний? Первое и важнейшее из всех выражено словами: «Бога твоего». Этими словами он выразил следующее: Он при­близил тебя к Себе, сделал тебя Своим наследником и, будучи общим Владыкою всех, стал твоим по преимуществу; это – первое и главное из всех благ. Второе благодеяние со­стоит в том, что Он поставил город в безопасности. Третье – в том, что Он умножил их. Четвертое – в том, что Он избавил от войн и смятений не один только город, но и весь народ, и притом не однажды, не дважды, и не трижды делал это, но делает постоянно, так как не ска­зал: утверждающий, но: «утверждает». Если же и случались войны, то не потому, чтобы Бог оставлял их, но потому, что они сами отступали от Него; а Его постоянным делом было – ограж­дать, доставлять безопасность, избавлять от всякого смятения и войны.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДУША [греч. ψυχ], вместе с телом образует состав человека (см. статьи Дихотомизм , Антропология ), будучи при этом самостоятельным началом; Д. человека заключает образ Божий (по мнению одних отцов Церкви; по мнению других - образ Божий заключен во всем человеке, т. е. в его Д. и теле) и возможность богоподобия, к-рые получает как дар Божий вместе с бытием; Д. человека бессмертна (некоторые древнецерковные писатели полагали, что Д. смертна; см. статьи: Бессмертие , Воскресение мертвых ). Ветхий Завет Синодальный перевод использует слово «Д.» для передачи древнеевр.  . Множество контекстуальных значений, в к-рых   используется в корпусе древнеевр. текстов, соответствует неск. основным: 1) горло, шея; 2) дыхание; 3) желание; 4) Д. как субъект желаний и эмоциональных состояний; 5) жизнь, жизненная сила; 6) человек, живое существо. Кроме того, слово   в нек-рых контекстах может принимать значения различных местоимений. 1. Горло, шея. Древнеевр. слово   так же как и соответствующие ему термины в др. семит. языках, может употребляться для обозначения горла или шеи (ср.: аккад.   угарит.   араб.  ), что отчасти отражено и в синодальном переводе. Так, напр., в Книге прор. Исаии говорится, что «преисподняя расширилась и без меры раскрыла пасть свою» (   - Ис 5. 14). Тот же образ встречается и в Книге прор. Аввакума, где, по-видимому, слово   употреблено в том же значении: «Надменный человек, как бродящее вино, не успокаивается, так что расширяет душу свою (  ), как ад» (Авв 2. 5). На основании этого значения могут быть поняты также слова о воде, достигающей «до души»: «Спаси меня, Боже, ибо воды дошли до души (  ) [моей]» (Пс 68. 2 (МТ 69. 1); ср.: 123(124). 4-5), «Объяли меня воды до души (  ) моей...» (Иона 2. 6), о мече, угрожающем ей: «...о, Господи Боже! Неужели Ты обольщал только народ сей и Иерусалим, говоря: «мир будет у вас»; а между тем меч доходит до души (  )?» (Иер 4. 10), или сопоставления Д. с разными частями тела: «Стеснили оковами ноги его; в железо вошла душа его» (Пс 104(105). 18; ср.: Пс 102(103). 1); «Все труды человека - для рта его, а душа его не насыщается» (Еккл 6. 7; ср.: Притч 3. 22; 1 Цар 2. 33). Кроме того, в этом смысле Д. может «насыщаться» (Ис 58. 11; Втор 23. 24(25); Притч 6. 30 - букв.- наполняться), быть «тощей» (Ис 29. 8 - букв.- пустой), ей может «опротиветь пища» (Числ 21. 5; ср.: Пс 77(78). 18).

http://pravenc.ru/text/180712.html

Пасха. Воскресение Христово. Остался 21 день 7.1 Чтобы уметь жить, нужно научиться умирать... 1. «Совершите же теперь самое дело, дабы, чего усердно желали, то и исполнено было…» (2Кор. 8:11). [FILE_ID_86] Как решить вопрос о жизни и смерти Чтобы решить вопрос о жизни и смерти, нужно: Приложить такие же усилия, какие прилагает человек, пытающийся вынырнуть, а ему при этом не хватает воздуха. Дорожить временем так, как человек, узнавший о своей смертельной болезни, которому надо еще успеть так много сделать. Стремиться избавиться от неведения так, как человек, которого мучает тяжелый кошмар, и он изо всех сил старается проснуться. 2. «Наше же жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа…» (Флп. 3:20). Разговор двух рыбо к Маленькая рыбка спрашивает у своей мамы: «Как спастись от рыбацких сетей? Нырнуть поглубже?» – «Не успеть, – отвечает мама. –Сеть слишком быстро опускается на дно». – «Может, через нее можно перепрыгнуть, выскочив из воды?» – не теряет надежды молодая рыбка. «Там тебя чайки склюют», – объясняет мама. «Как же тогда спастись?» – «Лучше всего стараться избегать тех мест, где рыбаки забрасывают свои сети», – вздохнув, ответила мама. 3. «Истощилась в печали жизнь моя…» (Пс. 30:11). Печально Печально, когда мы держимся за родителей, а они нас оставляют, Печально, когда мы держимся за страсти, а они нас убивают, Печально, когда мы держимся за жизнь, а она нас покидает. 1. «…Для чего бы вам лучше не терпеть лишения?» (1Кор. 6:7). Предоставь другим Предоставь другим понимать – и сам все поймешь, Предоставь другим познавать – и сам все узнаешь, Предоставь другим быть счастливыми – и счастье само тебя найдет, Предоставь другим быть мудрыми – и Истина никогда не расстанется с тобой. 5. «Помощь наша - в имени Господа…» (Пс. 123:8). Путь Тот, кто вышел в путь и тут же вернулся назад, познает и трудности дороги, и разочарование от недосягаемости цели. Тот, кто остановился на полпути, лучше того, кто вообще не вышел в путь. Тот, кто немного не дошел до цели,

http://isihazm.ru/?id=136

Обращение Блаженнейшего митрополита Владимира ко всем верным чадам Украинской Православной Церкви с призывом усилить молитвы о ниспослании дождя и даровании прохлады 10 августа 2010 г. 17:30 Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир обратился к архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Украинской Православной Церкви с призывом усилить молитвы о ниспослании дождя и даровании прохлады. Чувством глубокой обеспокоенности отзывается в сердцах миллионов людей жара, которая в течение долгого времени продолжается в нашей стране и братской России. Высокая температура стала причиной ухудшения состояния здоровья многих людей, гибели тысяч гектаров урожая. Жара вызвала лесные пожары, которые сейчас бушуют в европейской части Российской Федерации. Тысячи наших братьев и сестер потеряли свое жилье, хозяйство и оказались под открытым небом. Есть свидетельства о лесных пожарах и на Украине. Государственная власть делает все, чтобы предотвратить появление новых вспышек огня. Стихия наводит ужас, а иногда и отчаяние. В эти дни обращаемся к каждому верующему словами Священного Писания: «Помощь наша — в имени Господа, сотворившего небо и землю» (Пс. 123:8), «... укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его» (Еф. 6:10). Призываю архипастырей и пастырей усилить свои молитвы и обратиться ко всем верным чадам Украинской Православной Церкви, чтобы и они просили милосердного Господа послать нам долгожданную прохладу, чтобы Он укротил стихию и чтобы огонь снова ласково освещал и согревал наши дома, а не уничтожал их, оставляя людей без кровли и насущного хлеба. Каждый, кто имеет возможность, пусть окажет помощь пострадавшим — финансово, материально или просто поддержкой и добрым словом. Верим, что наша совместная молитва приклонит Божие милосердие к нашей стране и ее боголюбивому народу и «Господь даст благо, и земля наша даст плод свой» (Пс. 84:13). +Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины, Предстоятель Украинской Православной Церкви Официальный сайт УПЦ / Перевод Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1241351.ht...

Обухово. Церковь Воскресения Христова в Липове. Воскресенская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Построена в 1806 г., каменная. Престолов три: в холодном храме в честь Воскресения Христова, в теплом в честь Покрова Божией Матери и Препод. Макария Унженского. При церкви состоят два священника, диакон и три дьячка. Двое из причта пользуются казенными квартирами, прочие имеют свои дома. Церковной земли во владении причта усадебной 4 дес. 500 саж., пахатной 51 дес. 1100 саж. и сенокосной 15 дес. 1100 саж. В приходе 46 деревень, в расстоянии от церкви до 13 в.; прихожан 2152 м. п. и 2470 ж. Село Липово от г. Вятки в 140 в. Ближайшия села: Колобово в 6 в., Ижевское в 9 в. и Пижанка в 20 в. Церкви и приходы в Вятской епархии (по клировым ведомостям 1872 г.)//Вятские Епархиальные ведомости, 1873 г., отдел духовно-литературный, 9) Село Липово – Воскресенская церковь, каменная, построена в 1806 г.; расстоянием от г. Вятки в 140 в., от уездного города в 56 в., от благоч. в 20 в.; часовня Рыбинская, Николаевская; причта по штату положено: 2 св., 1 диак., 2 псал.; квартиры для причта казенные, кроме псал. Ашихмина, который имеет свой дом и получает квартирное пособие по 12 р. в год; земли: усад. 8 д. 500 с., пах. 51 дес. 1100 с., сен. 16 д. 1680 с., неудоб. 7 д. 420 с., под церк. площ. 4 д. 140 с.; братский денежный доход: 1 св. 372 р. 33 к., пс. 124 р. 11 к., 2 св. 369 р. 93 к., пс. 123 р. 31 к., диак. 247 р. 42 к., содержание от казны 931 р. на весь причт; руги соб. на весь причт до 20 п. ржи и 50 п. овса; прихожан: правосл. рус. 2231 м. п., 2377 ж. п.; приход состоит из 36 сел., расст. 1 – 7 вер. Село расположено на правом возвышенном берегу реки Пижмы, на другом берегу которой находится лес, принадлежащий удельному ведомству. При церкви имеется одноклассная церк.-прих. школа; в приходе школ нет. Главным занятием прихожан служит, при малоземельи, отхожий промысел – плотничество. Медиц. пунк. – больница в селе Пижанке в 12 вер.; вол. правл. Водозерское в 6 вер.; пар. прист. в слободе Кукарке в 20 вер.; ж. д. ст. Котельнич в 100 вер. Село стоит на проселке из Водозерского волостного правления в Пачинское правление. В церкви имеются древние печатные книги. изд. в XVII и XVIII столетии, именно: два престольных евангелия 1711 и 1744 г., апостол 1697 г., двенадцать месячных миней 1705 года, типикон 1713 г., триодь постная 1678 г., триодь цветная 1680 г., ирмолог 1759 года, служебник 1668 года и некоторые другие. Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание (с картой Вятской губернии). Вятка, 1912 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=34321

Круглыжи. Церковь иконы Божией Матери " Знамение " . Знаменская церковь. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: " Знамение " иконы Божией Матери , Рождества Иоанна Предтечи , Модеста, архиепископа Иерусалимского Год постройки:Между 1797 и 1800. Год утраты:1936 Адрес: Кировская область, Свечинский район, с.Круглыжи Координаты: 58.498977, 47.655527 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Проезд:Автодорога Киров-Котельнич-Свеча. Из Свечи выезд на север, через с. Октябрьское. От Свечи примерно 30км. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Источник - клировая ведомость за 1915г.: " Престолов 3: главный в холодном храме в честь Знамения Божией Матери; в приделе теплой церкви правый во имя Рождества Иоанна Крестителя и левый во имя святителя Модеста, архиепископа Иерусалимского " . Построена в 1797 г., каменная. Престолов три: в холодном храме во имя Знамения Божией Матери, в теплом в честь Рождества Св. Иоанна Предтечи и Святителя Модеста. Духовенства при церкви три священника, диакон, псаломщик и четыре причетника. Двое из церковнослужителей проживают в наемных квартирах, у прочих свои дома. Во владении причта 33 дес. церковной земли. Приход простирается на 15 в. от церкви; в нем 169 селений; прихожан 5164 м. п. и 5636 ж. Село Круглыжское от г. Вятки в 121 в. Ближайшия села: Верхокуринское в 10 в., Балахнинское в 12 в. и Ацвежское в 15 в. Церкви и приходы в Вятской епархии (по клировым ведомостям 1872 г.)//Вятские Епархиальные ведомости, 1873 г., отдел духовно-литературный, 9) Село Круглыж (Матюги) – Знаменская церковь, каменная, построена в 1779 г.; расстоянием от г. Вятки в 121 вер., от уездного города в 52 вер., от благоч. в 40 вер.; причта по штату положено: 4 св., 1 д., 4 пс.; квартиры для причта казенные, кроме псал. Дьячкова, имеющего свой дом; земли: усад. 9 д, 1920 с., пах. 63 д. 216 с., сен. и лесн. 69 д. 1370 с.; братский денежныи доход – по общей кружке: св. 348 р. 24 к., диак. 232 р. 16 к., пс. 116 р. 8 к., по частной кружке: 1 св. 123 р. 75 к., пс. 41 р. 25 к., 2 св. 122 р. 13 к, пс. 40 р. 71 к, 3 св. 116 р. 91 к., пс. 38 р. 97 к., диак. 80 р. 62 к.; руги собир. на весь причт до 25 п. ржи, 40 п. ячм. и 150 п. овса; прихожан: правосл. рус. 3986 м. п., 4051 ж. п.; приход состоит из 97 селений, расст. 1 – 14 вер.

http://sobory.ru/article/?object=35219

[Греч. Μανουλ Θηβαος], доместик, визант. мелург периода калофонического пения (не позднее 2-й пол. XIV в.). Ему принадлежат стихи непорочнов на погребение мирян и монахов (в т. ч. «Князи погнаша мя туне» (Пс 118. 161) на 4-й плагальный (8-й) глас (Ath. Iver. 973. Fol. 203v - 226, нач. XV в.; 974. Fol. 238-243v, 1-я пол. XV в.; 1120. Fol. 453-459, 1458 г. (письма Мануила Хрисафа ); БАН. РАИК. 154. Л. 168 об., 1430 г.; Ath. Doch. 315. Fol. 198-209v, 210-217, рубеж XVI и XVII вв.; 357. Fol. 168-193v, нач. XVII в.), стихи антифона на полиелее в дни памяти святых «Господа, аллилуия. Блажен муж» на 4-й глас с ремаркой «городское» (πολτικον) или «фессалоникийское» - «Правда Его пребывает», «В век века», «Воссия во тьме свет правым», «Блажен муж щедря и дая», «Щедря и дая», «Устроит словеса своя на суде», «Грешник узрит и прогневается» (Пс 111. 3б, 4а, 5а, 10а) и «Веков, аминь» (Ath. Cutl. 457. Fol. 144, 2-я пол. XIV в.; Athen. Bibl. Nat. 899. Fol. 90, кон. XIV в.; 2406. Fol. 129, 1453 г.; Ath. Iver. 985. Fol. 91-98, 1425 г.; 974. Fol. 153-164; 949. Fol. 74-76v, рубеж XVII и XVIII вв.; 1250. Fol. 147-147v, ок. 1770 г.; БАН. РАИК. 154. Л. 123v - 124v; Ath. Konstamon. 86. Fol. 179v - 184v, 1-я пол. XV в.,- рукопись фессалоникийской певч. традиции; Ath. Philoth. 122. Fol. 123-130v, 1-я пол. XV в.; РНБ. Греч. 126. Л. 105-106, 2-я пол. XV в.; 130. Л. 150, нач. XVIII в.; 711. Л. 113 об.- 114, XVIII в.; 132. Л. 178 об., посл. треть XVIII в.; Ydra. Iliou. 597(33). Fol. 148-148v, кон. XVII в.; Lesb. Leim. 238. Fol. 145-145v; 459. Fol. 138, обе рукописи - ок. 1700 г.; 8. Fol. 85v, кон. XVIII в.; Ath. Xeropot. 307. Fol. 175v - 179, 1767-1770 гг.; транскрипция хартофилакса Хурмузия в нотации Нового метода: S. Sepulcri. 704. Fol. 137-138, 1819 г.), стихира первомч. архидиак. Стефану (27 дек.) «Первый в мученицех» на 2-й плагальный (6-й) глас (РНБ. Греч. 126. Л. 249 об.-251; Sinait. gr. 1438. Fol. 150-157v, 1660 г.; Ath. Iver. 991. Fol. 108-109, 1670 г.; транскрипция Хурмузия: S. Sepulcri. 730. Fol. 99-102v), 2 версии калофонического стиха «Работайте Господеви со страхом» (Пс 2. 11) на 4-й плагальный глас (Ath. Konstamon. 86. Fol. 89v - 91, 93-94), стихи полиелея «Кукума» «Раби Господа» на 1-й глас, «поющегося в Фессалонике и в Константинополе» (Ath. Iver. 973. Fol. 131-145v), аллилуиарий на литургии (Ath. Cutl. 457. Fol. 199v - 202). Имя М. Ф. включено в каталог мелургов в рукописи нач. XIX в. Ath. Xeropot. 318 (Fol. 140-143).

http://pravenc.ru/text/2561924.html

Bibl. Nat. 2622. Fol. 276-278v); «Антифоны, поемые восьмого ноября на Собор бесплотных и на Рождество Христово, мелос Ифика: 2-й плагальный глас: «Рече Господь Господеви моему»») (Ibid. 2401. Fol. 145v - 147v); «Другие антифоны архистратигам: 2-й плагальный глас: «Слава в вышних Богу»» (Ibid. 2458. Fol. 123-123v); «Другие антифоны бесплотным: 2-й плагальный глас: «Слава в вышних Богу»») (Ath. Cutl. 457. Fol. 145v - 148); «Антифон, поемый архистратигам: 2-й плагальный глас: «Слава в вышних Богу»» (Athen. Bibl. Nat. 2622. Fol. 274-274v). Структуру этого песнопения составляют 2 элемента: стихи псалмов и присоединенные к каждому стиху гимнографические тексты, посвященные ангелам. Со временем мелодическое и текстовое содержание псалмовых стихов стало варьироваться. В зависимости от праздника использовались стихи Пс 148-150 или Пс 109. Важной особенностью этого песнопения является отсутствие обычного для др. подобных произведений припева «Аллилуия», место которого занимают упомянутые соответствующие дню памяти архангелов внепсалмовые тексты. Анализ рукописной традиции за 4 столетия показывает, что общая структура и последовательность соответствующих внепсалмовых текстов оставались стабильными в течение длительного времени, а состав псалмовых стихов менялся, эволюционируя в каждом случае при «выборе» стихов из псалмов. Антифоны Никифора Ифика на Собор бесплотных сил, 2-й плагальный (6-й) глас в Аколуфии. Кон. XIV в. (Athen. Bibl. Nat. 899. Fol. 94v — 95) Антифоны Никифора Ифика на Собор бесплотных сил, 2-й плагальный (6-й) глас в Аколуфии. Кон. XIV в. (Athen. Bibl. Nat. 899. Fol. 94v — 95) Напр., в XV в. это песнопение было переписано в кодексе Athen. Bibl. Nat. 2401 в измененном виде: с теми же внепсалмовыми текстами использовались стихи из Пс 109: «Антифоны, поющиеся 8 ноября на Собор бесплотных сил и на Христово Рождество, мелос Ифика: глас 2-й плагальный: «Рече Господь Господеви моему»». Использование стихов Пс 109 объясняется тем, что они по смыслу соответствуют празднику Рождества Христова.

http://pravenc.ru/text/2565536.html

С именем ревнителя перешел пророк Илия и в историю. Самая речь пророка ст. 10, повторенная после ст. 14, есть вопрос к Богу: какие меры или средства могут быть применены к вероломному Израилю? Не предрешая этого вопроса, пророк, однако, мог желать быстрой и решительной кары. Ответом Божьим на слова и думы пророка служит, во-первых, особый характер богоявления, ст. 11–12, а затем повеление Божие о поставлении двух царей и пророка для совершения суда Божия над Израилем. Богоявление пророка Илии на Хориве, ст. 11–12, близко напоминает некогда имевшее здесь же Богоявление Моисею ( Исх.33:18–19,22,34:6 ) – тоже по поводу нарушения завета Израилем при Синае ( Исх.32:1 ). Что касается самого характера богоявления, то из того, что Иегова явился не в вихре и буре (ср. Ис.17:13,40:24 ), не в землетрясении (ср. Ис.24:18 ), не во всепоедающем огне (ср. Ис.66:15 ) – обычных грозных стихийных силах карающей, гневающейся силы Божией (ср. Пс.17:8–18 ; Ис.29:5–6 ), а в веянии тихого ветра (ср. Иов.4:16 ; Пс.103:3 ), – пророк научался, что Иегова «за лучшее признал управлять родом человеческим с кротостью и долготерпением, хотя нетрудно Ему послать на нечестивых и молнии и громы, восколебать землю, мгновенно ископать для них ров и всех вконец истребить стремительными ветрами» (блаженный Феодорит, вопр. 59). Слову и там Господь в славянском и русском переводах стиха 12 нет ни в еврейском тексте, ни в принятом тексте LXX, однако во многих греческих кодексах они читаются ( κκε: Κριος в коддексах 19, 44, 52, 64, 74, 92, 106, 119, 120, 123, 158, 236, 213, 246, у Гольмеса; και εκει Κυριος – в коддексах 59, 108, 121, 134, 245, 247, ibid) и смысл текста они вполне выражают. Vulg. их, впрочем, также не имеет. В целом, данное богоявление имеет весьма важное значение для целого богословия Ветхого Завета, свидетельствуя, что, по учению Ветхого Завета, Бог есть не стихийная сила, а духовное нравственное начало, для которого стихийные явления суть лишь средства проявления, но действия которого всегда запечатлены высшим нравственным характером, и основным законом действования Божия в мире вообще и особенно к людям являются любовь и милосердие (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010