Собеседование 30 на псалом 118 Статья 3-я Пс.118:132 .  Призри на меня и помилуй меня, как поступаешь с любящими имя Твое. 1. Блаженный Давид имеет обычай, – братие, пользоваться разнообразными способами для выражения того, что он пророчески воспевает. Так и в этом псалме одни и те же мысли об одних и тех же предметах он выражает многими способами. Его целью является удаление от греха и отвращение ко злу, а с другой сто­роны – соблюдение и сохранение заповедей Божиих, а также – обличе­ние беззаконных, отвращение от них и молитва о помощи и милости Божией: вот главные и общие мысли его в этом псалме. Этому отве­чает и настоящее выражение: «призри на меня и помилуй меня». Иногда Бог призирает в гневе, как сказано у пророка Аввакума: «воззрел, и в трепет привел народы» ( Авв.3:6 ); а когда призирает на любящих Его, то дарует милость и спасение. Вот об этом-то и просил пророк, почему и прибавил: «как поступаешь с любящими имя Твое». Значит, он просит о том, чтобы удостоиться божественной милости не просто, но так, как обыкновенно, говорит, Ты даешь милость тем, кто Тебя любит. «Как поступаешь с любящими имя Твое», сказал он, что значит: я прошу одина­кового с ними приговора себе. " Стопы мои направь по слову Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие» ( Пс.118:133 ). Когда мы обнару­живаем усердие, а Бог доставляет помощь и направляет наш путь, то сила греха не имеет значения. Итак, когда Бог направляет нас на пути Свои и мы оказываем усердие, то не имеет над нами силы ни грех, ни беззаконие. В другом псалме Господь обещает боящемуся Его: «не убоишься ужаса... ночи, стрелы, летящей днем, бедствия, постигающего ночью» ( Пс.90:5–6 ); все это – беззаконие. «Избавь меня от клеветы человеческой, и со храню заповеди Твои " ( Пс.118:134 ). Как известно, много искушений Давид потерпел от людей, от Саула и других. Так и в следующем псалме он гово­рит: «Господи, избавь душу мою от уст... неправедных и от языка льстивого. Что дастся тебе или что прибав ится тебе при языке льстивом?» ( Пс.119:2–3 ). И опять в другом псалме: «сыны человеческ ие! Зубы их – оружие и стрелы, и язык их – острый меч» ( Пс.56:5 ). Итак, об избавлении от них молится пророк. И Владыка Хри­стос, с одной стороны, тех, кто терпит поношения и клевету, на­звал счастливыми и блаженными ( Мф.5:10–11 ), а с другой сто­роны – научил молиться, чтобы не впасть в напасть ( Мф.26:41 ). С евангельским законом совпадает и молитва пророка. А святой Афанасий, раскрывая смысл этих слов, клеветой человеческой назы­вает дерзкие и безумные мысли еретиков и беззаконников. Итак, братие, следуя этому отцу, будем и мы избегать всякой ереси, равно как и тех, которые ныне у нас распространяются, т. е. ересей иконоборцев, павликиан и манихеев; и если кому из нас скажут: «пойдем с нами», пусть он уклонит ногу свою и удалится, по приточному слову ( Притч.1:11, 15 ), и не будет ходить вместе с ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

С.А. Степанцов Некоторые наблюдения над экзегезой «Песней восхождения» у Августина: к вопросу об особенностях августиновского толковательного метода Источник Как известно, Аврелий Августин выступил автором первого на латинском Западе систематического учебника христианской герменевтики – трактата «О христианском учении» 1 . Метод толкования Священного Писания , описанный им главным образом во второй и третьей книгах этого сочинения, представляет собой, с одной стороны, сложный синтез античных и раннехристианских герменевтических идей, а с другой – отражение проповеднической практики самого Августина. Даже на примере только толкований 406–407 годов, которыми нам больше всего приходилось специально заниматься 2 , особенно толкований на «Песни восхождения», можно было бы показать, что теория Августина в целом соответствует его практике. Почти все процедуры толкования, описанные во второй и третьей книге трактата «О христианском учении», применяются в толковании на ту или иную «Песнь восхождения», на Первое Послание или Евангелие Иоанна. При этом проступают сильные и слабые (с точки зрения современного историко-критического метода) стороны этого метода. Так, Августин принимает во внимание разночтения, образовавшиеся в разных переводах на латинский. Примером этого может служить то, что он приводит оба варианта перевода греческого ρημικος в Пс.119:4 , именно: uastatoribus и desolatoriis; и хотя разницы в смысле эти варианты не дают (как показывает и сам проповедник – En. ps. 119.5, CSEL 95/3, p. 46), привести их он все-таки считает нужным. Любопытно заметить, что оба латинских эквивалента соответствуют одному и тому же греческому слову, которое само не соответствует слову, теперь читающемуся в еврейском (масоретском) тексте, где речь идет об углях дроковых. Бывает, что толкователь не только учитывает разночтения, но и использует их для построения толкования. Это можно наблюдать в случае с вариантами 1Ин.3:4 peccatum/peccata и λει–soluit/μ μολογε–non confitetur, которые мы рассматривали в другом исследовании 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

протоиерей Василий Жмакин Борьба продолжается В то время, когда святитель Иннокентий доживал свои последние дни в Пензе, в Петербурге борьба между мистицизмом и православием обострялась все более и более. Ссылка святителя Иннокентия, хотя и замаскированная, ожесточила не только тех людей, мнения которых он поддерживал, но вооружила против Голицына и тех, кто был до того совершенно непричастен к борьбе. Князь Голицын был крайне возбужден делом епископа Иннокентия и изливал свою ненависть не только на него, но и на тех, кто ходатайствовал за него перед Государем, и до известной степени достиг своей цели. Он всевозможными способами преследовал заступавшихся за святителя Иннокентия лиц и особенно сильно нападал на князя П.С. Мещерского, служившего, к несчастью, в его ведомстве и занимавшего пост обер-прокурора Синода. Голицын прежде всего стал обходить князя следовавшими ему по положению наградами и повышениями. Князь П.С. Мещерский, находившийся в постоянной переписке со святителем Иннокентием, в одном из писем откровенно высказался о неблаговолении к себе князя Голицына. «Господь Иисус Христос ,– написал архиерей в ответ, утешая князя,– да укрепит Вас на пути своем, конечно, узком и тесном. Мирские отличия, которыми почтены все окружающие Вас, вопреки общему желанию, Вас не достигли. Что нужды? Правда, едва ли не я тому причиной, ибо Вы весьма много принимали во мне участия. Мой любезнейший! Обратите и это во благо души Вашей! Терпение как твердыня укрепит Вас перед Господом – в благодарности и за эти небесные милости, и за земные немилости или неблаговоление. О, князь! Будем молиться, чтобы Господь всех вразумил не разделяться, но в любви идти к Нему, чтобы великие и мудрые с низкими и глупыми – с нами, соединясь и сердцем, и духом, все творили к славе Господа нашего Иисуса Христа». Нерасположение министра духовных дел к князю П.С. Мещерскому выражалось не в одном только обхождении его наградами. Здесь могли иметь место и придирки по службе, и критическое отношение к умственным и нравственным качествам подчиненного, и др. Одно из писем святителя Иннокентия проливает некоторый свет на характер отношения Голицына к гонимому им князю: «Не только мы, грешники, прикованные к земле и совсем земляные, но и пророк Давид жаловался то на плоть свою: нет исцеления в плоты моей ( Пс.37:4 ); то на мир: весь день поносили меня враги мои ( Пс.101:9 ); то на всех врагов совокупно: увы мне, ибо пребывание мое здесь продолжительно ( Пс.119:5 ). Да и что говорить о подражателях, о крестоносцах-учениках, если Сам Подвигоположник, Крестоносец-Учитель, молился: да минует Меня наша сия ( Мф.26:39 ),– чаша искушений, скорбей, трудностей, от коих Он тужил и сетовал душой.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

Слово 30. Послание о примирении к бывшему митрополиту Даниилу, уже изверженному Все мы, повинующиеся без сомнения и без лицемерия спасительным заповедям Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, имеем от Него заповедь и твердое завещанье – иметь между собою мир, без которого не дозволено нам приносить Ему никакого дара, то есть, никакой жертвы и словесного приношения. Этому Он учит нас ясно, говоря: Аще принесеши дар твой ко олтарю, и ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя, остави ту дар твой пред олтарем, то есть, он ли тебя, или ты его чем-либо оскорбил, и вы имеете между собою друг против друга какое-нибудь праведное или неправедное неудовольствие, – остави ту дар твой пред олтарем, и шед первее примирися с братом твоим и прочее, известное всякому ( Мф.5:23–24 ). Это заповедует воплотившийся Бог Слово, как Владыка, всем, вообще, верующим в Него. Не то же ли самое завещает нам и праотец Его, называемый в божественном писании богоотцем, ясно говоря так: С ненавидящими мира бых мирен ( Пс.119:6 )? Также и бывший много лет спустя после него юноша Вениамин (здесь разумеется апостол Павел), к которому Св. Иоанн Златоуст относит слово богоотца Давида: тамо Вениамин юнейший во ужасе ( Пс.67:28 ), который пришел в ужас и от иудейства переменился в благовестника Христова, сделавшись из страшного гонителя славным проповедником и горячим последователем Того, Которого дотоле гнал, – крепко завещает всем верующим, говоря: Мир имейте и святыню со всеми, ихже кроме никтоже узрит Господа ( Евр. 12:14 ); и опять он же: Аще возможно, еже от вас, со всеми человеки мир имейте ( Рим. 12:18 ). Повинуясь этому учению и подобному сему, и я, наименьший брат ваш, как благочестивый христианин и от благочестивых происходящий родителей, который ради этого самого благочестия, много раз подвизался и подъял беды, как ведает всеведущее Око, – счел справедливым чрез ходатая – человека, расположенного ко мне, узнать о твоей святости, преосвященнейший владыко и отче, господине Данииле, какова мысль твоя о мне, грешном, и из твоего ответа я понял, что святая душа твоя еще недугует против меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/nr...

Введение в Ветхий Завет Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 8, 1996 23 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 8, 1996 Псалтирь, Притчи Соломона, книга Екклесисаста, или Проповедника, Песнь песней Соломона, книги Премудрости Соломона и Иисуса, сына Сирахова Псалмы В Израиле, как и в соседствующих культурах Египта, Месопотамии и Ханаана, изначально существовали многочисленные формы песенного поэтического творчества. Некоторые из этих произведений включались в текст исторических книг (начиная с “морской песни” Моисея в Исх 15, “песни источника” в Числ 21:17–18, победной песни Деборы в Суд 5, плача Давида о Сауле и Ионафане в 2 Цар 1 и т. д. и вплоть до похвалы Иуде и Симону Маккавеям в 1 Мак 3:3–9 и 14:4–15); то же самое наблюдается и в Новом Завете, — вспомним Песнь Богородицы, Благословен грядый… и Ныне отпущаеши. Многие тексты пророческих книг также относятся к различным литературным формам песен. Существовали древние собрания песен, от которых сохранились только названия и некоторые фрагменты: “книга браней Господних” (Числ 21:14) и “книга Праведного” (Нав 10:13; 2 Цар 1:18). Но всю полноту шедевров религиозной лирики Израиля сохранила для нас Псалтирь. Названия Псалтирь ( от греч. yalt»rion — название струнного музыкального инструмента, на котором аккомпанировали песням-псалмам) — это сборник из ста пятидесяти псалмов (в русской Библии — из 151 псалма. — Пер. ). В еврейской Библии нумерация псалмов с 10 по 148 на единицу опережает греческий и латинский переводы, в которых объединены Пс 9 и Пс 10, а также Пс 114 и Пс 115, а Пс 116 и Пс 147 каждый разделены на два 1 . По-еврейски Псалтирь называется tehillim, что означает ‘хвалы’, ‘гимны’; однако это название, строго говоря, подходит только к первой части псалмов. В названиях, которыми снабжено большинство псалмов, это определение встречается только в Пс 145/146. Чаще всего в этих названиях встречается слово mismor, которое подразумевает аккомпанемент и самым точным образом переводится словом псалом. Многие из этих “псалмов” обозначаются также как [ir ‘песня’, и с этого же обозначения начинается без всяких дополнений каждая из “песней восхождения” (Пс 119/120–133/134). Другие названия встречаются реже, и подчас их трудно объяснить. Литературные жанры

http://pravmir.ru/vvedenie-v-vetxij-zave...

Псалом 119 Под названием «песнь восхождения» или с греч. «песнь степеней» известна целая серия псалмов, начиная с 120 и кончая 133. Большинство из этих псалмов написано или во время плена вавилонского или вскоре после него. Название свое они получили потому, что обыкновенно эти псалмы в послепленное время пелись левитами, стоявшими в два ряда на ступенях храма в то время, когда первосвященник в золотом сосуде нес в храм воду из Силоамского источника, т. е. «песни степеней» пелись на ступенях храма. Еврейское название «песнь восхождения» изъясняют в смысле указания, что псалмы с таким надписанием пелись или евреями при возвращении из плена, т. е. из Вавилона, расположенного в равнине, при подъеме их на горы иудейские, или вообще пилигримами, подходящими и поднимающимися на Сионскую гору в большие годовые священные праздники еврейского народа. Пс.119 можно считать написанным во время плена, пред его окончанием, когда евреи полны были ожиданиями возвращения на родину. На пребывание в плену указывает 5 ст. Когда я взывал к Господу, Он выслушивал мою молитву. Избавь меня и теперь от лукавого врага (1–2). Что лукавство может принести врагу? Только стрелы Сильного и угли дрока (3–4). Мне тяжело жить среди чужих. Я мирен, но чтобы я ни заговорил, моя речь вызывает враждебные действия с их стороны (5–7). Пс.119:1 .  К Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня. Утешением для пленного еврея служили воспоминания о тех многочисленных милостях, которые Господь оказывал евреям в моменты их бедствий, если они обращались к Нему с молитвой. Это вселяет в него уверенность, что и в настоящем положении его молитва к Господу будет услышана. Пс.119:2 .  Господи! избавь душу мою от уст лживых, от языка лукавого. «Устами лживыми» и «языком лукавым» называются языческие народы, окружающие евреев. Они лживы и лукавы потому, что не могли сочувствовать евреям в их мечтах о возвращении на родину, так как в этом могли видеть угрозу распадения своей сильной монархии, а потому в сношениях с евреями могли быть недоверчивыми и фальшивыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Псалом 128 Многие боролись с Израилем, но не одолели его: Господь уничтожал врагов, как сорную траву. Песнь степеней или восхождении (см. Пс.119 ). 1–4. Множицею брашася со мною от юности моея, да речет убо Израиль: множицею брашася со мною от юности моея, ибо не премогоша мя. На хребте моем делаша грешницы, продолжиша беззаконие свое. Господь праведен ссече выя грешников. При воспоминании своей продолжительной исторической жизни и при обозрении всех дивных дел промысла Божия в течение оной, пусть народ Израильский, с глубоким чувством благодарности к Богу, скажет: «Да, многократно боролись со мною и многие враги, – от юности моей, т. е. с первых лет собственно народной жизни, – многократно, ибо не могли одолеть меня, т. е. хотя и возобновляли борьбу много и много раз, но не преодолели окончательно... На хребте моем делаша грешницы, – порабощали меня, заставляли меня работать как вьючное животное: продолжали беззаконие свое, – с таким насилием продолжительно держали в тяжком рабстве... «Но Господь праведен, – Он не терпел безнаказанно такого беззакония – насилия, – Он посекал выи тех грешников, кои налагали столь тяжелое ярмо рабства на шеи Его народа, т. е. за это и Он мечом истреблял поработителей его. 5–8. Да постыдятся и возвратятся вспять вси ненавидящии Сиона: да будут яко трава на здех, яже прежде восторжения изсше: еюже не исполни руки своея жняй, и недра своего рукояти собираяй: и не реша мимоходяищи: благословение Господне на вы, благословихом вы во имя Господне. Все ненавидящие Сион и враждебно нападающие на него да постыдятся – не одолеют его! и – возвратятся вспять, – в сознании своего совершенного бессилия, пусть со стыдом и позором возвратятся обратно в свою неприятельскую землю! – в сознании, что Сион, как город Божий, свят и необорим... ( Пс.45 ; Пс.121:3,6–7 ). – Враги Сиона да будут как трава на здех – на кровлях зданий, которая прежде восторжения, – прежде, чем ее исторгнуть – вырвут, засыхает, т. е. ещё стоя на кровле и на корне. Ею, этой травой, жнец не наполняет своей руки, и не наполняет недра своего – своей пазухи – тот, кто собирает рукояти, т. е. кто вяжет снопы, – так, как наполняет свою пазуху тот, кто собирает колосья зрелой пшеницы: ибо такая трава, засыхающая еще на корню, быстро превращается в прах, и с кровлей, где она стояла, быстро сносится ветром и бесследно разносится во все стороны... И проходящии мимо тех зданий, где росла та трава, не скажут: благословение Господне на вас или благословляем мы вас во имя Господне; наоборот, прах, в который превратилась та трава, есть видимый образ проклятия тех домов, кои были покрыты оным...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Псалом 127 Кто боится Бога, того Бог благословляет от Сиона благоденствием. Песнь степеней или восхождений (см. Пс.119 ). 1–2. Блажени вси боящиися Господа, ходящии, в путех Его: труды плодов твоих снеси: блажен ecu, и добро тебе будет. Блажен всякий боящийся Господа, ходящии по путям Его, – живущий по указанию заповедей Его Закона. – Труды плодов твоих снеси, правильнее – ты, боящийся Бога, будешь есть плоды, приобретаемые трудами твоих рук: т. е. всякие труды твои будут увенчаны благословением Господним за твою богобоязненность (ст. 5–7). – «Блажен ты, и благо тебе будете!» – ибо, если, по обетованию заповеди Божией, за почитание отца и матери по плоти, почитающему их сыну благо будет и он долголетен будет на земли ( Исх.20:12 ); то тем более долголетен и блажен будет тот, кто чтит Бога, небесного Отца, и с сыновнею любовью исполняет Его волю, откровенную в Его заповедях. 3–5. Жена твоя яко лоза плодовита в странах дому твоего: сынове твои яко новосаждения масличная окрест трапезы твоея. Се, тако благословится человек бояйся Господа. Благословение Божие за богобоязненность человека выразится, главным образом, в размножении и благоденствии семейства его. – «Жена твоя, говорит псалмопевец человеку богобоязненному, как плодовитая лоза в странах дому твоего, или – между четырьмя стенами твоего дома: т. е. как плодовитая виноградная лоза, постепенно разрастаясь около дома, охватывает его со всех сторон и, куда ни направится взор хозяина, его всюду радуют кисти винограда; так и в благословенном доме, свою мать со всех сторон окружают дети и веселят взор отца, обещая ему в будущем еще большие и большие радости. ( Пс.126:3–5 ). Особенно отрадно родителям видеть всех детей вместе и около себя. – «Сыновья твои, говорит псалмопевец, как новосаждения масличная, или – молодые ветви масличного дерева – когда все они около трапезы твоей здоровы, нежны, радостны... «Так благословится человек, боящийся Господа!» – 6–7. Благословит тя Господь от Сиона, и узриши благая Иерусалима вся дни живота твоего, и узриши сыны сынов твоих: мир на Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Псалом 129 Только Господь очищает беззакония, по великой милости своей. Песнь степеней или восхождений (см. Пс.119 ). 1–3. Из глубины воззвах к Тебе, Господи: Господи, услыши глас мой. Да будут уши Твои внемлюще гласу моления моего. Аще беззакония назриши Господи, Господи, кто постоит? Яко у тебе очищение есть. – «Господи, я взываю к Тебе из глубины своей души, – моя молитва не из уст только, но от сердца, ибо вся душа моя проникнута сознанием своей греховности и чувством покаяния: а потому услышь, Господи, голос мой, – помилуй и спаси столь искренно кающегося. – Да будут уши Твои внемлюще – внимательны ко гласу моего моления, и – выслушают это моление, идущее из глубины моей души. – Аще беззакония назриши, Господи, – если Ты, Господи, будешь внимательно надзирать – замечать беззакония, а потом обличать их на своем суде; то, Господи, кто постоит? – разумеется, обличаемый Твоим всеведением, судимый по всей строгости Твоей нелицеприятной правды, никто на Твоем суде не устоит, т. е. всякий будет обличен, опровергнуть, осужден на погибель (ср. Пс.1:5–6 ). Но у Тебя очищение есть, – только Ты можешь, если пожелаешь, очистить – простить прегрешения. Господь очищать беззакония и по молитве каждого кающегося отдельно, и по молитвам священников, и по ходатайству первосвященника за весь народ: ибо, по закону Моисея, для этой цели были установлены особые жертвы, обряды кропления и очищения кровлю и пр. (см. Лев.4,5,16:2 и сл. Исх.30:10 ; Евр.9:6–7 ). 4–6. Имене ради Твоего потерпех Тя, Господи, потерпе душа моя в слово Твое: упова душа моя на Господа. От стражи утренния до нощи, от стражи утренния да уповает Израиль на Господа: яко у Господа милость, и многое у Него избавление: и Той избавит Израиля от всех беззаконий его. Имени ради Твоего, или – во славу имени Твоего, Господи, я терпел – ожидал от Тебя очищения своих грехов. Терпела – ожидала и душа моя в слово Твое или по слову Твоему, – сохраняя верность Твоему закону. – Уповала душа моя на Господа, – в той уверенности, что Он, верный Закону своему и по милости своей, услышит молитвенный вопль кающегося из глубины сердца и очистит это сердце... От стражи утренней до нощи, от стражи утренней, т. е. с утра, когда возжигалась одна жертва, и до нощи, точнее – до вечера, когда возжигалась другая жертва на всю ночь, и затем, опять до стражи утренней, следовательно, постоянно, и днем и ночью, «да уповает Израиль на Господа», – что Господь слышит молитвы и днем, и ночью. – «Ибо у Господа милость и многое у Него избавление, иначе – по великой милости своей, Господь дарует многое избавление, (т. е. многих, много раз и от многих беззаконий Он очищает. «И Он избавит Израильский народ от всех беззаконий его», особенно – по ходатайству первосвященника за него (ст. 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Псалом 119 По молитве подается помощь от Господа скитальцу вне отечества. Песнь степеней, или – восхождений. Как отдельные израильтяне, вообще по влечению своего благочестивого сердца или по нарочитому обету, так все колена народа Израильского, обязательно по Закону, должны были посещать единственный свой храм единому истинному Богу и – от времени до времени – шествовать в Иерусалим ( Исх.23:17; 34:23 ). Такое путешествие и называлось восхождением, потому что Иерусалим стоял на высокой горе и окружен был многими горами ( Пс.83:1–3, 6–8 ). И вот, путешествуя из разных мест своей земли или возвращаясь из чужих, даже и отдаленных стран, и восходя с восторженным!, настроением в древний град Давида и во святой храм, Израильтяне выражали свои чувства в этих «псалмах восхождения» ( ; ср. ; ср. Мф.20:18 ; Мк.10:33 ; Лк.18:31; 19:28 ). 1–2. Ко Господу, внегда скорбити ми, воззвах, и услыша мя. Господи, избави душу мою от устен неправедных и от языка льстива. – «Когда я скорбел, то воззвал ко Господу – в молитве, и Он услышал меня». Так говорит псалмопевец, находившийся вне родной Обетованной земли, пребывавший там долго, притом среди людей коварных, а потому и скорбевший… (ст. 5–7). Но Господь услышал его молитву. – А молился он так: Господи, избавь душу от уст неправедных, или от людей лживых, и от языка льстивого, который лестью – ложью только прикрывает злобу, которая в душе и готова вот-вот вырваться наружу и проявиться в открытой вражде (ст. 6–7). 3–4. Что дастся тебе, или что приложится тебе к языку льстиву? Стрелы Сильнаго изощрены, со угльми пустынными. Храня в душе мир даже с коварными людьми, между которыми долго пребывал (ст. 6), Псалмопевец недоумевает и даже негодует... – «Что дано будете тебе, обращается он с недоумением к коварному, что будет еще прибавлено тебе к языку льстиву или за коварство твоего языка» – И отвечает: «изощренные стрелы Сильного и угли пустынные...» То есть: за твои коварные слова, которые губительны как стрелы и падают обвинениями на голову, как горящие угли, тебе угрожает лютая казнь. Господь, как Сильный и страшный исполин-ратоборец, поразит тебя Своими острыми стрелами – молниями, и, в прибавление к тому, повержет на тебя опустошительные – раскаленные угли, которые все превращают в прах и пепел, – так, как это было сделано некогда в долине Сиддим над проклятыми городами, Содомом и Гоморрой. ( Быт.19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010