преподобный Ефрем Сирин Не трать всего времени жизни своей на попечение о теле своем; но когда тело алчет и требует пищи, рассуждай, что и душа имеет нужду в свойственной ей пище, и делается мертвою, как и тело, если оно не примет телесных снедей; потому что человек двойствен, состоит из души и тела. Посему Иисус сказал: ты приставник дома, давай душе, что душе свойственно; не тело только питай, но и душу не оставляй лишенною и алчущею. О таковой душе говорит апостол: Питающаяся пространно жива умерла (1Тим.5:6). Итак не попускай, чтобы душа умерла от голода, но питай ее словом Божиим псалмами, пениями и песнями духовными, чтением Священного Писания, постом и бдениями, слезами и милостынею, надеждою и помышлением о благах будущих, вечных и нетленных. Все сие и подобное сему есть пища и жизнь для души; посему и великий пророк сказал: да будут слезы мои мне хлеб день и нощь (Пс.41:4). О блаженная душа Давидова, вместилище Духа Святаго! Каждый день и каждую нощь проливал пророк Давид слезы; а мы, виновные в тысячах худых дел, не хотим и на один час прийти в сокрушение, и покаяться. О, какая радость бывает на небе, когда человек грешный прольет слезы на земле, отвергнет худой навык, возненавидит грех, и скажет: Неправду возненавидех и омерзих (Пс.118:163), и от всякого пути лукава возбраних ногам моим (101)! Не будь опрометчив, чтобы не сделаться ненавистным для всех; не допускай в себя высокомерия; не давай никогда покоя плоти своей, чтобы не сделалась она бременем душе твоей; не увлекайся пристрастием к хуле; не заграждай себе покаяния отчаянием. Смотри, чтобы отчаянный образ действования не совлек тебя с неба. Да не высказывает тайных дел твоих велеречие твое; да не унизит кого-нибудь твоя злоречивость; да не ослепляет разума твоего неразумие; да не омрачает благоразумия твоего глупость, да не возобладает над умом твоим безумие; да не изменит рассудка твоего нерассудительность; или и другое что запрещенное да не входит в сердце твое скрытно от ума, и да не уводит тебя пленником из небесного царства. Напротив того, трезвись, как написано, день и ночь поучаясь в заповедях Божиих (Пс.1:2), чтобы не нашел когда ума твоего праздным от сего поучения, и не посеял в нем плевел своих бедный и окаянный враг, далекий от всякой любви, потому что проводит он дни свои в суетных мечтах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/846/...

Светильник земли русской. Годы старческого подвига отца Серафима в поселке Вырица (1930–1949) Русская Голгофа (По материалам источников 26, 42, 60, 68, 114, 117, 118, 122, 124, 126, 163, 164, 196, 292, 263, 266, 271) «Предай Господу путь твой и уповай на Него» ( Пс.36:5 ).   Переезд отца Серафима в Вырицу – еще одно свидетельство особого Божия о нем Промысла, ограждавшего старца от опасностей вплоть до самой его кончины. Именно с начала 30-х по Петроградской епархии и всей стране прокатилась новая волна еще более жестоких репрессий. Относительное затишье, наступившее после провала обновленческой смуты и судебных процессов 1922–1923 годов, оказалось наповерку только временной передышкой. Уже в августе 1928 года властями были закрыты Высшие Богословские курсы и Богословско-Пастырское училище, созданные взамен упраздненных Духовных Академии и Семинарии и подготавливавшие клириков для Петроградской и ряда ближайших епархий. Руководитель Богословско-Пастырского училища архимандрит Гурий (Егоров) вскоре был арестован и осужден на пять лет. Так отец Серафим, еще будучи в Лавре, лишился одного из ближайших своих друзей и сподвижников. В начале 1930 года в заключении оказались сразу три выдающихся петроградских пастыря, профессоры-протоиереи – настоятель Николо-Богоявленского кафедрального собора Николай Кириллович Чуков, настоятель храма Михаила Архангела Михаил Павлович Чельцов и Николай Викторович Чепурин из Покровской церкви в Коломне. Вслед за ними – настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Павел Иоаннович Виноградов, настоятель Спасо-Преображенского собора протоиерей Михаил Владимирович Тихомиров и многие другие известные клирики Петроградской епархии. Гонители готовили еще один удар – на этот раз по обителям. Воистину Гефсиманской стала для монашествующих ночь на 18 февраля 1932 года. В народе ее так и назвали – святой ночью. В те страшные часы гонители арестовали более пятисот иноков. Это было почти все уцелевшее к тому времени в Петрограде монашество: более 40 иноков Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, 25 – из Свято-Троицкой Сергиевой пустыни, 12 – из Старо-Афонского подворья, 12 – из Феодоровского подворья, 10 – из Валаамского подворья, 8 – из киновии Александро-Невской Лавры, 5 – из Киевского подворья, 40 человек из братии Макариевской пустыни Тосненского района во главе с настоятелем обители схиепископом Макарием (Васильевым); более 100 инокинь Воскресенского Новодевичьего монастыря, 16 монахинь из Леушинского подворья, 6 – из Серафимо-Дивеевского подворья в Петергофе, а также множество настоятелей и монашествующих проживавших вне обителей, по причине их упразднения.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

О том, что есть покаяние     «Исповедайте… друг другу согрешения» (Иак. 5:16).    Брат мой грешник, когда ты хочешь покаяться и исповедоваться, тебе нужно совершить следующее приготовление. Знай, прежде всего, что покаяние, согласно божественному Иоанну Дамаскину, есть обращение от диавола к Богу, совершающееся с трудом и подвигом. Итак, и ты, возлюбленный мой, если хочешь покаяться как подобает, должен оставить диавола и дела диавольские и возвратиться к Богу и жизни по Богу, оставить грех, противный естеству, и вернуться к добродетели, свойственной естеству, возненавидеть зло столь сильно, чтобы и ты говорил с Давидом: «Неправду возненавидех и омерзих» (Пс. 118:163), и, напротив, возлюбить добро и заповеди Господни столь сильно, чтобы говорить с ним же: «Закон же Твой возлюбих» (Пс. 118:163) и ещё: «Сего ради возлюбих заповеди Твоя паче злата и топазия» (Пс. 118:127). Говоря кратко, Дух Святой, говоря через премудрого Сираха о том, что есть истинное покаяние, дает тебе такой совет: «Обратися… ко Господу и остави грехи… восходи к Вышнему и отвратися от неправды, и зело возненавиди мерзость» (Сир. 17:21, 23). Каково же истинное покаяние и плоды его, смотри в слове, помещенном в конце. О том, сколько есть составных частей покаяния    Знай, во-вторых, что составных частей покаяния три: сокрушение, исповедь и удовлетворение. О том, что есть сокрушение    И сокрушение есть скорбь и совершенная боль сердца, возникающая из-за того, что человек грехами своими огорчил Бога и преступил Его божественный закон. Свойственно же оно совершенным и сынам, так как происходит только от любви к Богу, то есть так кается сын только потому, что огорчил отца своего, а не потому, что должен лишиться отцовского наследства или быть изгнанным из дома своего отца. О том, что есть печаль    Кроме сокрушения, существует и терзание душевное, которое также есть скорбь и болезнь сердца несовершенная, возникающая не из-за того, что человек грехами своими огорчил Бога, но из-за того, что лишился божественной благодати, потерял рай и получил ад. Свойственно же оно несовершенным, то есть наемникам и рабам, поскольку происходит не от любви к Богу, но от страха и любви к самому себе, то есть так кается наемник из-за того, что потерял награду и рай из-за того, что боится наказания от своего хозяина. Итак, тебе, брат мой грешник, если ты хочешь стяжать в сердце своем это сокрушение и печаль, чтобы благодаря им твоя исповедь была угодна Богу, подобает сделать следующее.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

составитель К.В. Гриценко Ложь Если правитель слушает ложные речи, то и все служащие у него нечестивы. Притч. 29,12 Не выдумывай лжи на брата твоего, и не делай того же против друга. Сир.7,12 Не желай говорить какую бы то ни было ложь; ибо повторение её не послужит ко благу. Сир.7,13 Злой порок в человеке – ложь; в устах невежд она – всегда. Сир.20,24 Лучше вор, нежели постоянно говорящий ложь; но оба они наследуют погибель. Сир.20,25 Желудок принимает в себя всякую пищу, но пища пищи лучше: гортань отличает пищу из дичи, так разумное сердце – слова ложные. Сир.36,20–21 И сказал мне Господь: пророки пророчествуют ложное именем Моим; Я не посылал их и не давал им повеления, и не говорил им; они возвещают вам видения ложные и гадания, и пустое и мечты сердца своего. Иер.14,14 Отвергни от себя лживость уст, и лукавство языка удали от себя. Притч.4,29 Пророки твои провещали тебе пустое и ложное и не раскрывали твоего беззакония, чтоб отвратить твоё пленение, изрекали тебе откровения ложные и приведшие тебя к изгнанию. Иер.2,14 Если бы какой-либо ветреник выдумал ложь и сказал: «я буду проповедовать тебе о вине и сикере», то он и был бы угодным проповедником для этого народа. Мих.2,11 Кто говорит ложь, погибнет. Притч.19,9 Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, не спасется. Притч.19,5 Ложь говорит каждый своему ближнему; уста Льстивы, говорят от сердца притворного. Пс. 11,3 Если пророк, или священник, или народ скажет: «бремя от Господа», Я накажу того человека и дом его. Иер. 23,34 Но прошу вас, взгляните на меня; буду ли я говорить ложь пред лицем вашим? Иов.6,28 С самого рождения отступили нечестивые, от утробы матери заблуждаются, говоря ложь. Пс.57,4 Сыны человеческие – только суета; сыны мужей – ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты. Пс.61,10 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу. Еф.4,25 Ненавижу ложь и гнушаюсь ею; закон же Твой люблю. Пс.118:163 ..суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом. Прит.30,8 Безумствует всякий человек в своём знании, срамит себя всякий плавильщик истуканом своим, ибо выплавленное им есть ложь, и нет в нём духа. Иер.10,14 Я сказал в опрометчивости моей: всякий человек ложь. Пс.115,2 Богачи его исполнены неправды, и жители его говорят ложь, и язык их есть обман в устах их. Мих. 6,12 А этого слова: «бремя от Господа», впредь не употребляйте: ибо бременем будет такому человеку слово его, потому что вы извращаете слова живаго Бога, Господа Саваофа Бога нашего. Иер.23,35–36 Из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Деян.20,30 Читать далее Источник: Библейская симфония по книгам Ветхого и Нового Заветов/ред.-сост. Д. Гриценко, Е. С. Калугина - Москва : Даръ, 2007. - 480 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tsitaty...

Самодржавно у Драгутин беше честит и праведан владар. у дане чега и ми сведоци бисмо, вели Св. архиепископ Давило II, не беше код ни у неправде, гордости, ни грамзивости. благочестиви свагда поступаше по речи пророка: „Неправду омрзох и одвратна ми а закон заволех“ (Пс. 118, 163). Но путеви су неиспитани и нама мало времена после овога, Бог овако овом благочестивом Стефану Драгутину. Када са властелом по некаквом послу у жупи, под тврдим градом оч изненада падне с и сломи ногу Око тога се великаши и народ веома ожалосте и узбуде, а благочестиви овако у уму своме, и говораше: Ево видим, ваистину, да праведан Господ и да правду (Пс. 10, 7). Сагреших Ти, Господе, очисти ме; учиних опрости ми. прво не послушах заповести Твога божанског Писма, како Ти сам рече у Твоме светом Ко злостави оца или матер, нека умре (Изл. 21, 15; Мт. 15, 4). И опет: равно са Богом! Преступивши ове заповести, бедник погубих сама себе, подигох руку на свога, и ево су ове ране по заслузи .. . Но, Владико Христе, си нас саздао и знаш нашу, знаш природу нашу у си се обукао; Теби сагреших, и пред Тобом зло учиних (Пс. 50, 6). Опрости ми зато, и ме! ово и многе друге речи, са великом срца свога, Драгутин одмах посла посланике брату своме Милутину, и позва га да брзо на и Када ускоро стиже Милутин, благочестиви Драгутин предаде брату престо Српске државе, на сабору у Дежеви у жупи, близу града Раса), 1282. године. Том приликом, према животописцу архиепископу Данилу, рече брату своме: брате ево видиш: како учиних тако ми се врати, те више владати на престолу овом, силом узех своме. Ако бих и после овога остао на престолу тело бити наказано од Господа и неисказаним мукама. ево, по делима што их учиних, све ово на ме. Зато, да не бих за навек отпао од Царства зажелевши пролазну славу, ево ти, драги и брате, узми царску круну н седи на престолу свога, ми Бог тако заповеда, и у многолетном животу своме и брани отачаство наше од оних на нас. Господ Исус Христос нека те утврди и укрепи, и сила Духа Светога нека те закрили! … Од Владике Христа никада се не и закону божанскога Писма вредно се свога никако не него са сваком усрдно да ти се умноже године живота (Приче 4, 10). Ништа и убога не презири, да не пострадаш са оним неразумним богаташем. Од истине не Господ наш Христос каже у светом Свом: Ако у истини останете, истина вас сачувати и спасти 8, 31-32) … пак идем по судбама ми Бог одредио, да не бих прешао у векове Треба ми се предати страдашима и телесним исто онако као што сам учинио зло и оно што Богу угодно. И пошто све ово на нас, ми Те се у жалости сетисмо, Господе!

http://pravoslavie.ru/107995.html

«Почему ты стонал во сне, мой милый?» – спросила мать. «Мне приснилось, что меня задержали в армии еще на месяц, а я так хотел поскорее попасть домой. И мне было очень обидно». – «Сынок, твои обиды и желания остались во сне. Забудь все, ведь ты уже проснулся», – ласково сказала мать. 53. «…Ибо плоть желает противного духу…» (Галл. 5:17). Большая редкость Полный штиль на море, Совершенно ясное небо, Человек с постоянным и ровным характером, Сердце, не имеющее мирских желаний и мыслей, – Все это – большая редкость. 54. «Во тьме восходит свет правым…» (Пс. 111:4). В Добре дурному нет места Выгонять тьму из темной комнаты – пустые хлопоты, Но если распахнуть шторы и впустить в окно солнечный луч, то и из тесной комнаты тьма сразу исчезнет. С помощью лжи никогда не придешь к Истине, В Вечном Добре ничему дурному нет места. 55. «…Милость Твоя и истина Твоя да охраняют меня непрестанно…» (Пс. 39:12). Не бойся Хочешь получить мед? Не бойся укусов пчел. Хочешь любоваться розами? Не бойся их шипов. Хочешь быть счастливым? Не бойся быть добрым. Хочешь быть с Истиной? Не допускай дурных мыслей. 56. «Ненавижу ложь и гнушаюсь ею; закон же Твой люблю.» (Пс.118:163). Лживые помыслы Трухлявая древесина лишает бревно крепости, Гнилые нити лишают веревку прочности, Небольшая ложь лишает доверия к словам, Правда удаляется из сердца, когда в него проникают лживые помыслы. 57. «…Чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке…» (Тит. 2:12). Обучи свое сердце Как поле выталкивает на поверхность камни, Как море выбрасывает мертвых, Как горящий костер отгоняет диких зверей, Так и ты обучи свое сердце отгонять дурные мысли и желания. 58. «…Очистив сердца от порочной совести…» (Евр. 10:22). Плохая привычка и опасное заблуждение Разговаривать вслух с теми, кого нет рядом, – плохая привычка, Беседовать с ними, мысленно – опасное заблуждение. Представлять образы тех, кого нет рядом, – плохая привычка, Общаться с этими образами, мысленно – опасное заблуждение.

http://isihazm.ru/1/?id=127

Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва» Есть еще одно неприятное последствие: когда мы обманываем, то сами перестаем доверять другим людям, мы начинаем думать о других, что они тоже говорят неправду. В электричке человек просит деньги на лечение ребенка, а лжец про него подумает: «На очередную машину копит, обманщик». И отказывается помогать. Подозрительность ведет к равнодушию, безразличию к судьбе другого. Единственный выход — честно объяснить ситуацию. Пусть придется тщательно подбирать слова, признаться, что виноват. Нужно мужество, чтобы попросить прощения за дурные поступки, и решительность, чтобы их исправить. Один грех лжи способен уничтожить все наши труды над собой. Вспоминаю рассказ о сооружении корабля. Строители искали бревна для кормы. Подобрали крепкие, хорошие, только на одном заметили маленькую червоточину. Жаль было его выбрасывать, решили использовать в деле. Корабль построили. Несколько лет он плавал по морям, а потом в ясный день пошел ко дну. Когда под воду опустились водолазы, они обнаружили, что все дно судна проели черви. Так даже для самого добродетельного подвижника ложь становится смертельным грехом, разрушает его изнутри. Мы жалуемся, что в мире много обмана и несправедливости. Если хотим больше доверия и правды, то должны в первую очередь следить за собой. Необходимо быть внимательнее к тому, что говорим, возненавидеть ложь и возлюбить закон Божий (см. Пс. 118:163). В этом мы имеем верную помощницу — совесть. скрыть способы оплаты Комментарии Алексей 10 августа 2021, 21:31 Слава Богу за его милости для нас даруемые !!! Спасибо вам батюшка Климент !!! Прошу помолитесь за меня чтобы мне стать верным Божиим монахом . И да будет нам по воле Его !!! рБ Марина 25 августа 2019, 23:05 СПАСИ ГОСПОДИ ВЛАДЫКА ЗА СТАТЬЮ!!!ПОМОЩИ БОЖИЕЙ ВАМ В СЛУЖЕНИИ И В ТРУДАХ!!! Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru . Ваше имя: Ваш email: Введите число, напечатанное на картинке

http://pravoslavie.ru/123322.html

Афанасий (Дроздов), архиеп. Астраханский и Енотаевский 155 (1) Афанасий (Евтич , Ahacmacuje Jebmuч), иеромон. (ныне еп. Захолмский и Герцеговинский) 167 1 , 201 Афанасий Паросский (Парийский), иером., (прп.) 109 Афанасий Псалидас 105 6 , 106 сн. Афиногенов Д. E. 50 1 Балашеску Н. 173 Барн, сотрудник В. Прелипцеану 183 Бегунов Ю. К. 125 2 , 201 Беда Достопочтенный 52 Безобразов П. В. 65 3 Беллармино Р, кардинал 187 1 Белинский В. Г. 162 Бернард Клервоский (Bernard de Clair- vaux) 56, 57 (2) , 84, 221 2 Бибиков M. В. 49 4 , 50 6, 8 , 201 Богданович Д. (Богдановий) 116 5 , 117 1, 2, 6 , 118 1 , 120, 201, 202 Бородай Т. Ю. 86 сн. Бранкован Константин (Constantin Brincoveanu), рум. князь 146 (1) Брациотис Н. 182 Брациотис Π. ( Μπρατσιτης Π.) 175 1 , 181, 209 Бриллиантов А. И. 52 5 Брокгауз Ф. А. 50 2 Бронзов А. А. 203 Бруно, еп. Вюрцбургский (Гербиполенский) 129 (3) Брянцев Д. 63 сн. Булгаков С. Н., прот. 162 3 , 163 1 , 188 (1, 2) , 202 Бухарев А. М. (в мон. до расстрижения – Феодор) 151 Бюхнер Л. 171 (1) Валентин, гностик 23 Вал(ь)тон Бриан, еп. Честерский 134 Вамвас Н. 175 Варлаам Калабрийский, кардинал, еретик 66, 67, 68 3 , 69–71 Варнава (Пс.) 21 Варух, библ. 99, 121 4 , 127 Василий Великий , архиеп. Кесарийский (Каппадокийский) (Basile de Cesaree), свт. 36, 39 (2) , 40 (1) , 41 (1) , 42, 58, 116, 117, 121, 140 (4) , 202, 220 2 Василий Новый, архиеп. Патрский 50 Вдовиченко А. В. 218 3 Веллас В. 181 (4, 5) Велльгаузен Ю. 178 (2) , 179 Вениамин, бенедиктинец 128 Верещагин E. М. 113 2 , 202, 206 Веселинович С. М., прот. 194 Вигуру Ф. Г., катол. свящ. 160 сн., 202, 213 (2) Видакович М. 164 Вишняков Η. Π. 159 1 Виндельбанд В. (Windelband W.) 53 1 , 56 3 , 85 3 , 209 Виссарион Макрис, архим. 103 (3) Владимир (Василий) Всеволодович, Мономах, вел. князь киевский 121 1 Властов Г. 187 Власюк А. Π. 137 2 Вольтер Ф. – М. – А. 105 1, 6 , 106 (3) , 166 3 Вольф X. 165 (3) Воронцов В. В. 202 Врховац Р. 169 3 , 170 2, 3 , 202 Вук см. Караджич Вулгарис Е. см. Евгений Вулгарис Гавриил, архангел, библ. 22, 168

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

Мне неизвестны мотивы А.Будникова, которые подвигли его лгать и клеветать на К.Ю.Душенова, а через него на меня и других сотрудников пресс-службы Владыки Иоанна (Снычева). Бог ему в этом Судья! Сам Будников по-человечески вызывает у меня сожаление, а как лжец против Божией правды А.Будников, точнее, его ложь возбуждает во мне духовную, религиозную ненависть. Вслед за Святым Благоверным Царем Израиля и Псалмопевцем Давидом я говорю по этому поводу: « Повелениями Твоими (Господи!) я вразумлён, и потому ненавижу всякий путь лжи » (Пс. 118, 104), - или: « Вымыслы человеческие ненавижу , а закон Твой (Господи!) люблю » (Пс. 118, 113), - или: « Ненавижу ложь и гнушаюсь ею ; закон же Твой (Господи!) люблю » (Пс. 118, 163). Не только Еврейский Пророк Божий Захария, но и Сам Господь Бог в этом мне подражательный пример: « Вот дела, которые вы должны делать: говорите истину друг другу; по истине и миролюбно судите у ворот ваших. Никто из вас не мыслит в сердце своем зла против ближнего своего, и ложной клятвы не любите, ибо всё это Я ненавижу, говорит Господь » (Зах. 8, 17). Конечно такая духовная, совершенно законная с религиозной точки зрения, ненависть ко лжи, высказанной на суде священником Александром Будниковым, не может иметь никаких личных, и тем более, физических последствий в моем отношении к гражданину А.Будникову. Как свидетельствовал Апостол Павел Ефесянам: « Наша брань не против плоти и крови, но... против духов злобы поднебесной » (Еф. 6, 12). Ни сам я, ни кто другой по такому слову моему, не пойдет его дубасить и даже публично унижать перед его паствой. Но перед Богом я обязан открыто засвидетельствовать о его лжи. Этого в первую очередь требует моя христианская совесть! Это именно тот случай, когда: « Молчанием предается Бог! » Вместе с тем К.Ю.Душенов предъявлял суду документы, собственноручно подписанные Владыкой Иоанном (Снычевым), которые однозначно свидетельствуют об учреждении Владыкой такой пресс-службы под началом К.Ю.Душенова и о ее функционировании. Почему же судья К.М.Третьякова сочла возможным отвергнуть свидетельство покойного Владыки Иоанна (Снычева), устные, письменные и документальные свидетельства самого К.Ю.Душенова, свидетельства сотрудника пресс-службы Владыки Иоанна (Снычева), директора издательства «Царское Дело» С.И.Астахова, наконец, мои свидетельства, и в её приговоре процитировано непроверенное судьёю лжесвидетельство священника Александра Будникова как подлинное?

http://ruskline.ru/analitika/2010/05/25/...

из Евергетидского синаксаря; см., напр.: Arranz. Typicon. P. 210-211). Такая служба, несомненно, является комбинацией 2 типов П.: сначала кафедральной и затем монастырской, причем возникла эта комбинация, по всей видимости, в рамках кафедрального богослужения в К-поле (впосл. эта же служба, но в трансформированном виде попала в печатные венецианские Евхологии XVI-XVII вв., а из них перешла во мн. др. правосл. издания, не исключая (со времени патриарха Никона) и рус. Большой Требник, где чин этой службы озаглавлен как «Последование в различные литии и бдения молебнов» (гл. 79), на практике почти не употребляемое). П. также могла выступать фактически в качестве частной требы. Имп. Константин Багрянородный упоминает о совершении П. по желанию царя во Влахернах накануне праздника Успения Пресв. Богородицы ( Const. Porphyr. De cerim. II 9). В Деянии свт. Николая Мирликийского о коливе описываются «маленькая Паннихис (μικρν παννυχδα, в др. месте этого же текста - παραμικρν παννυχδαν) и [освящение] колива, и литургия» в честь свт. Николая ( Anrich G. Hagios Nikolaos: Der heilige Nikolaos in der griechischen Kirche. Lpz., 1913. Bd. 1. S. 368-369). Широкое распространение имела П. с заменой молебных песнопений заупокойными (но с сохранением Пс 90, 118 и 50 из обычных вариантов П.), совершавшаяся по усопшим: она засвидетельствована уже в приложении к Студийско-Алексиевскому уставу (см. выше), а также в Евергетидском и др. Типиконах. В груз. средневек. рукописях Евхология такая заупокойная П. излагается наряду с еще одним вариантом П. как частной требы - П. по живому человеку (см.: Кекелидзе. Литургические памятники. С. 118-119, 133-136, 162-163, 459, 468-470). О существовании иных вариантов П. свидетельствует набор молитв П. в южноитал. Евхологии X в. (Vat. gr. 1833), не совпадающих с молитвами к-польской кафедральной П. (Fol. 38v - 40). В качестве самостоятельной службы суточного круга вседневная монастырская П. была известна и на Руси - она упоминается в древнерус. рукописях XIII-XIV вв. «как служба, когда после вечерни поют канон», при этом в ней использованы молитвы из кафедральной к-польской П. ( Желтов. 2012. С. 447-449). В неск. рукописях XIV в. засвидетельствована также заупокойная версия П., причем именно она обозначена как «понахида» ( Он же. 2011). Закрепление термина «панихида» в рус. литургической традиции исключительно за заупокойной версией П. (что сохраняется до наст. времени) можно объяснить тем, что в первоначально принятом на Руси Студийско-Алексиевском уставе П. предписывалось совершать не ежедневно, а лишь в дни поминовений усопших в версии, соответствующей таким дням; с распространением на Руси, вероятно, со 2-й пол. XII в. практики визант. мон-рей XI-XII вв. ежедневно петь П. с гимнографическим каноном эта служба стала обозначаться лишь описательно, т. к. термин «панихида» уже был закреплен за заупокойным последованием.

http://pravenc.ru/text/2578823.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010