Собеседование 30 на псалом 118 Статья 3-я Пс.118:132 .  Призри на меня и помилуй меня, как поступаешь с любящими имя Твое. 1. Блаженный Давид имеет обычай, – братие, пользоваться разнообразными способами для выражения того, что он пророчески воспевает. Так и в этом псалме одни и те же мысли об одних и тех же предметах он выражает многими способами. Его целью является удаление от греха и отвращение ко злу, а с другой сто­роны – соблюдение и сохранение заповедей Божиих, а также – обличе­ние беззаконных, отвращение от них и молитва о помощи и милости Божией: вот главные и общие мысли его в этом псалме. Этому отве­чает и настоящее выражение: «призри на меня и помилуй меня». Иногда Бог призирает в гневе, как сказано у пророка Аввакума: «воззрел, и в трепет привел народы» ( Авв.3:6 ); а когда призирает на любящих Его, то дарует милость и спасение. Вот об этом-то и просил пророк, почему и прибавил: «как поступаешь с любящими имя Твое». Значит, он просит о том, чтобы удостоиться божественной милости не просто, но так, как обыкновенно, говорит, Ты даешь милость тем, кто Тебя любит. «Как поступаешь с любящими имя Твое», сказал он, что значит: я прошу одина­кового с ними приговора себе. " Стопы мои направь по слову Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие» ( Пс.118:133 ). Когда мы обнару­живаем усердие, а Бог доставляет помощь и направляет наш путь, то сила греха не имеет значения. Итак, когда Бог направляет нас на пути Свои и мы оказываем усердие, то не имеет над нами силы ни грех, ни беззаконие. В другом псалме Господь обещает боящемуся Его: «не убоишься ужаса... ночи, стрелы, летящей днем, бедствия, постигающего ночью» ( Пс.90:5–6 ); все это – беззаконие. «Избавь меня от клеветы человеческой, и со храню заповеди Твои " ( Пс.118:134 ). Как известно, много искушений Давид потерпел от людей, от Саула и других. Так и в следующем псалме он гово­рит: «Господи, избавь душу мою от уст... неправедных и от языка льстивого. Что дастся тебе или что прибав ится тебе при языке льстивом?» ( Пс.119:2–3 ). И опять в другом псалме: «сыны человеческ ие! Зубы их – оружие и стрелы, и язык их – острый меч» ( Пс.56:5 ). Итак, об избавлении от них молится пророк. И Владыка Хри­стос, с одной стороны, тех, кто терпит поношения и клевету, на­звал счастливыми и блаженными ( Мф.5:10–11 ), а с другой сто­роны – научил молиться, чтобы не впасть в напасть ( Мф.26:41 ). С евангельским законом совпадает и молитва пророка. А святой Афанасий, раскрывая смысл этих слов, клеветой человеческой назы­вает дерзкие и безумные мысли еретиков и беззаконников. Итак, братие, следуя этому отцу, будем и мы избегать всякой ереси, равно как и тех, которые ныне у нас распространяются, т. е. ересей иконоборцев, павликиан и манихеев; и если кому из нас скажут: «пойдем с нами», пусть он уклонит ногу свою и удалится, по приточному слову ( Притч.1:11, 15 ), и не будет ходить вместе с ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Иосиф Ватопедский О молитве     Иосиф Ватопедский О молитве И бысть внегда быти Ему на месте некоем молящуся, и яко преста, рече некий от ученик Его к Нему: Господи, научи ны молитися, якоже и Иоанн научи ученики своя (Лк. 11, 1).    Можно без преувеличения сказать, что молитва была первой обязанностью и завещанием для всех мыслящих существ, материальных и нематериальных, ангелов и людей, и этих последних как до, так и после падения. Самое видное место в нашем церковном богослужении принадлежит Псалмам царя и пророка Давида. Они содержат все виды молитвословий, так что всякий в любое время, находясь в разных условиях и имея различные нужды, может искать с их помощью милости Божией. Так иногда верующий восклицает: Из глубины воззвах к Тебе, Господи, Господи услыши глас мой! (Пс. 129, 2) Кроме этого Псалмопевец распределяет свои молитвы в двадцатичетырехчасовой последовательности, особо отмечая отдельные части суток: Седмерицею днем хвалих Тя о судьбах правды Твоея (Пс. 118, 164); и в другом месте: Во дни воззвах и в нощи пред Тобою (Пс. 87, 2) и: Полунощи востах исповедатися Тебе о судьбах правды Твоея (Пс. 118, 62), и в другом месте снова: Предварих в безгодии и воззвах: на словеса Твоя уповах. Предваристе очи мои ко утру, поучитися словесем Твоим (Пс. 118, 147-148), и опять: Вечер и заутра и полудне... и на всякое время благословлю Господа (ср. Пс. 54, 18; Пс. 33, 2). Нужно признать, что раньше Отцы наши много времени посвящали псалмам Давида и многие знали наизусть всю Псалтирь, так как она была основным богослужением. От древних Отцов Церковь переняла обычай заполнять часы дневных и ночных служб многими псалмами. Однако для уединенной молитвы Отцы придумали короткие односложные молитвы, так как они больше способствуют обращению внутрь себя и сосредоточению, в отличие от большого разнообразия псалмов и тропарей, которые поются на церковных собраниях. Так иногда они повторяли начало пятидесятого псалма: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое; иногда же повторяли слова мытаря: Боже, милостив буди мне грешному (Лк. 18, 13), а иногда говорили: «Аз убо, Госпо-ди, яко человек согреших, Ты же яко Бог помилуй мя»; иные же Отцы повторяли слова благоразумного разбойника: Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Си (Лк. 23, 42).

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=792

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Неофит Кипрский. Творения В собрание вошли: «О бедствиях в Кипрской стране», «Краткое слово о Богоотроковице Марии», «Слово на Всечестное и Божественное Рождество Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии», «Слово о некоем монахе из Палестине, который был обольщен бесами и бедственным образом пал». Сочинения Краткое слово о Богоотроковице Марии, когда, будучи в трехлетнем возрасте, Она была воздана Богу Ее родителями (и приведена) во Святая святых; (здесь же приводятся) и свидетельства Священного Писания, говорящие о Ней. Благослови, отче! 1. Когда установленная Богом Тайна (Воплощения Христова) начала приходить в исполнение, то вместе с этим долженствовало, чтобы и все имеющее послужить сему Таинству  , было исполнено святости, дабы Святейший над всеми и во Святых Почивающий, возобитав во Святой Скинии, исполнил пророчение: «Милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася; истина от земли возсия, и правда с небесе приниче. Ибо Господь — как Отец — даст благость — Слово Свое; и земля наша даст плод свой» (Пс. 84, 11–13), (т. е.) — Скинию Божиего Слова — Богоизбранную Марию. «Правда — пред Ним предыдет» (Пс. 84,14), взывая: «Уготовайте путь Господень» (Ис. 40,3.), и «положит в путь стопы Своя» (Пс. 84, 14). Потому что с тех пор, как оную прекрасную и сотворенную Богом и дарованную нам вещь — я имею в виду: быть по образу и подобию Божиему — мы омрачили, будучи обольщены змием, то, по всей логике, мы были преданы родственной нам земле и лишились оного образа Божиего в нас, а вместе с тем потеряли и бессмертие; и вместо святости мы скатились в грязь греха и стали рабствовать греху и беззаконию; и всякий вид беззакония покрыл весь мир, так что Давид мог сказать: «Несть до единаго». Ибо Господь, говорит он, «с небесе приниче на сыны человеческия, видети: аще есть разумеваяй, или взыскаяй Бога». [И увидел — что, нет никого, «ни единого»]  . Вместо же святости (на земле). Он увидел, что скорее — «вси уклонишася, вкупе непотребни быша» (Пс. 52, 3–4).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=698...

Беседа 1 На слова апостола: «Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену» (1Кор.7:2)Действенность Слова Божия. — Нужно уметь пользо­ваться его языком. — О совершении брака. — Сопровож­дающие его злоупотребления. — Участие демона в этих злоупотреблениях. — К чему служит учреждение брака. — Опровержение общественного заблуждения каса­тельно прелюбодеяния. — Наказание прелюбодейному су­пругу в настоящем и будущем мире.   1. И сегодня хочу я вести вас к источникам меда, — меда, который никогда не производит пресыщения. Таково свойство Павловых слов; и все, которые наполняют сердца свои из этих источников, говорят Духом Святым, или — лучше — всю сладость меда превосходит удовольствие, получаемое от божествен­ных изречений. Это выразил и пророк, сказав: «как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим» (Пс.118:103). И не только слаще меда, но и драгоценнее золота и вся­кого камня и чище всякого серебра удовольствие, получаемое от божественных изречений. «Слова Господни — слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное» (Пс.11:7). Поэтому и премудрый сказал: «есть много меду — нехорошо, почитать же подобает словеса славные» (Притч.25:27), по­тому что от первого часто рождается болезнь, которой не было, а последним мы можем освободиться и от того недуга, который был; притом мед, будучи сварен, портится, а божествен­ные изречения, когда переварятся, тогда делаются еще приятнее и полезнее как для тех, которые усвоили себе их, так и для многих других. И кто слишком много наслаждался тра­пезою чувственною, тот впоследствии, отрыгая от этого, делается неприятным имеющему с ним общение, а отрыгающий от духовного учения сообщает ближнему великое благовоние. Так Давид, постоянно насыщавшийся этою пищею, говорил: «излилось из сердца моего слово благое» (Пс.44:2), потому что можно отрыгать и злое слово. Как при трапезе чувственной от свойства яств за­висит и качество отрыжки, так точно по свойству изречений, какими питаются, производят и отрыжку многие из людей. На­пример, если ты пошел на зрелище и слушал блудные песни, то такие же слова ты непременно будешь изрыгать и пред ближним; если же ты, пришедши в церковь, участвовал в слу­шании духовных изречений, то и отрыгать будешь ими. Вот почему и пророк говорил: «излилось из сердца моего слово благое», показы­вая нам яства той трапезы, в которой он постоянно участво­вал. По тому же побуждению и Павел увещевает так: «никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе» (Еф.4:29). А какое, скажешь, слово гнило? Если узнаешь «благое», то узнаешь и «гнилое», потому что первое он выразил для различения второго. А какое слово «благо», об этом ты не имеешь нужды спрашивать у меня, потому что сам Павел объяснил нам его свойство. Сказав: «только доброе», он прибавил: «для назидания в вере», — выражая, что благо то слово, ко­торое назидает ближнего. Поэтому как назидающее слово — «благо», так разрушающее — гнило и негодно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3329...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Симеон Метафраст. Творения Преподобный Симеон Метафраст известен собранной им коллекцией житий, которые он литературно обработал и подверг исторической критике (насколько тогда было возможно). Кроме дополнений, внесенных Симеоном Метафрастом от себя, ради «полноты и силы» (здесь и далее — цит. Михаил Пселл) повествования и красоты речи, в житиях Симеона Метафраста есть элемент исторической критики: Симеон Метафраст устранял из древних сказаний то, что было написано в них «несправедливого», а также «ошибки в словах», вообще все, что могло вызывать «насмешки и даже презрение» читателей. В собрание творений Симеона Метафраста вошли: «Слово на Плачъ Пресвятыя Богородицы, когда Она объяла, принявъ со креста, Честное Тело Господа нашего Христа», «Житие Святого Григория Великого», «Житие и деяния Илариона Грузина», «Слово на преставление святого Иоанна Богослова», « Сочинения Слово на Плачъ Пресвятыя Богородицы, когда Она объяла, принявъ со креста, Честное Тело Господа нашего Христа. ( Переводъ и архимандрита Это — то, что образно представили тогда волхвы, изъ въ Вифлеемъ, принесли свои дары: не только золото, какъ Царю, и ливанъ — какъ Богу, но и смирну — какъ смертному, родившемуся тогда Тебе (Матф. 2, 11)  . Это — то которое имело пронзить Мое сердце, какъ предсказалъ Симеонъ (Лук. 2, 35). Это — тотъ огонь, который Ты пришелъ низвести на землю, какъ это Ты Самъ предсказалъ (Лук. 12, 49). Потому что более жгуче, чемъ огонь, для любящаго сердца Матери смерть единороднаго Сына Ея. Въ маломъ, чтобы не оказаться противоположными, даже Мне представляются слова (Лук. 1, 28–55). Потому что не только сейчасъ Господа нетъ со Мною, какъ Онъ Мне возвестилъ (Лук. 1, 28), но Ты, будучи бездыханнымъ и среди мертвыхъ, озаряеши сокровищницы ада, а Я, между темъ, вдыхаю воздухъ и пребываю среди живущихъ. И, однако, Я не понимаю: за какую вину Ты былъ Потому что добродетель Твоя, какъ говоритъ Аввакумъ, покрыла небеса (Авв. 3, 3); а ныне Ты лежишь не имея образа, Ты — Который прекраснее, паче (всехъ) сыновъ человеческихъ (Пс. 44, 3), и не имея славы, будешь преданъ земле, Ты — славу Котораго возвещаютъ небеса (Пс. 18, 2). И гробница, вырубленная въ камне принимаетъ Тебя, которую, какъ отсеченную безъ человеческихъ рукъ гору виделъ (Дан. 2, 34–35). Безстрастнымъ явилось здесь Рождество Твое, какъ и въ Купине Божественное Твое съ людьми (Исх. 3, 2–4), и на (Прекрасномъ) былъ какъ образъ представленъ злой умыселъ въ Тебя (Быт. 37, 11–28), какъ и смерти — въ Исааке (Быт. 22, 1–18). Итакъ, остается (неисполненной еще) тайна Твоего предъявленная въ (Матф. 12, 39–40; Лук. 11, 29–30).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Смертию смерть поправ Собрание работ о. Александра Меня, кратко и доступно объясняющих основы христианской веры и жизни. В книгу «Смертию смерть поправ» вошли следующие работы Меня: Кредо Введение в христианскую  жизнь (План к изучению «Символа веры» и основ Евангелия (в помощь катехизатору)) О проведении Великого Поста Приготовление к исповеди Ответ священнику N Проповедь 8.11.1986г. Смертию смерть поправ Кредо Основные жизненные принципы Христианства Вы просите меня изложить мое кредо. Хотя кредо каждого христианина и, разумеется, священника, уже выражено в Символе веры, Ваш вопрос вполне законный. Христианство неисчерпаемо. Уже в апостольское время мы находим целую гамму типов Христианства, дополняющих друг друга. Итак, если выразиться кратко, для меня вера, которую я исповедую, есть Христианство как динамическая сила, объемлющая все стороны жизни, открытая ко всему, что создал Бог в природе и человеке. Я воспринимаю его не столько как религию, которая существовала в течение двадцати столетий минувшего, а как Путь в грядущее. Оно имеет средоточие своей веры во Христе, Им измеряет и оценивает все (Откр. 1,8). Оно знает, что приход на землю Богочеловека не был односторонним божественным актом, а призывом к человеку ответить на любовь Божию (Откр. 3,20). Оно познает присутствие и действие Христа в Церкви, а также в жизни вообще, даже в самых простых, обыденных ее проявлениях (см. притчи Господни, в частности, МФ 6,28–29); знает, что достоинство личности, ценность жизни и творчества оправдываются тем, что человек является творением Божиим (Пс. 8); видит в вере не теоретическое убеждение, а доверие к Богу (Рим. 4,3); не требует ощутимых знамений (Мк. 8,11–12), памятуя о том, что творение–чудо (Пс. 18,2); Оно внимает Слову Божию, которое запечатлено в Писании, но остерегается буквально толковать каждую строчку Библии, особенно Ветхого Завета (Рим. 7,6);

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Современная практика православного благочестия, 1 Части 1-4 фундаментального труда Пестова. Книга писалась в 50-е гг., «бестселлер» православного самиздата. «В своем изложении мы старались затрагивать лишь те самые важнейшие, основные вопросы жизни человеческой, от правильного разрешения которых зависят, как нам кажется, спасение души человека, просветление его разума истиной и озарение сердца той красотой образа, которая была задумана для каждого человека в предвечном плане мироздания Господом Богом. Для кого предназначается эта работа? Она не апологетического характера, и содержание ее не рассчитано на неверующих людей. Можно думать, что и не для всех верующих будет близко ее содержание.Мы надеемся, что она будет интересна для тех христиан, которые причастны к «нищете духовной» (Мф. 5, 3) — видят в какой-то степени свои грехи, страсти, пристрастия и стремятся к самосовершенствованию; для тех, кто хотел бы для своей души осуществить в какой-то мере слова пророка Давида: «Обновляется, подобно орлу, юность твоя» (Пс. 102, 5): «обновляется» — т. е. душа очищается от греха и страстей и одевается в светлые одежды безгрешной юности; для тех, кто любит Господа (каждый в своей мере), хочет угождать Ему, хочет работать для Него, хочет посвятить Ему свою земную жизнь. Вот для них и предназначалась эта работа. Будем надеяться на то, что они найдут в ней те мысли (взятые нами из неисчерпаемой сокровищницы духовной литературы), которые помогут им идти к Царству Небесному, которое, по словам Господа, «внутрь вас есть» (Лк. 17, 21).«Кто может вместить, да вместит», — говорит Господь.» Николай Евграфович Пестов Современная практика православного благочестия Том первый Часть первая Основы христианской веры Да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна. Ин. 15,11 Предисловие Я сказал: вы боги. Ин. 10, 34; Пс. 81, 6 Прежде создания мира мы задуманы как полнота совершенства. Схиархимандрит Софроний

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

1 Эпитет «апостольский учитель» (διδσκαλος ποστολικος) появляется уже в Муч. Полик. 16. Климент Александрийский использует выражение «муж апостольский» (νρ ποστολικος. Стром. II, гл. 20, 118, 5, рус. пер. в переизд. 1996 г. на с. 172–173). Из контекста следует, что это словосочета­ние относится к Варнаве, ибо чуть выше неоднократно цитируется его По­слание. Это же выражение употребляется как вполне привычное о св. Игнатии Антиохийском в «Мученичестве Игнатия» (антиох. акты, 1). Тертуллиан отличает apostolici или apostolici viri от apostoli, употребляя первые выражения в смысле «ученик апостолов» (например, Прещ. 32: …ut primus ille episcopus aliquem ex apostolis uel apostolicis uiris, qui tamen cum apostolis perseuerauerit, habuerit auctorem et antecessorem; Adv. Marc. 4, 2: Denique nobis fidem ex apostolis Iohannes et Matheus insihuant, ex apostolicis Lucas et Marcus instaurant…). 6 Полный состав Иерусалимской рукописи: Синопсис Св. Писания Пс.- Иоанна Златоуста (лл. 1–38), Послание Варнавы (39–51), два Посла­ния св. Климента Римского (51 об.–75), еврейские названия книг Библии (76), Дидахэ (76–80), Послание Марии Кассаболийской к св. Игнатию (81–82), Послания св. Игнатия [пространная форма] (82–120) и объяснение ге­неалогии Христа (в виде заметок после подписи и даты). Рукопись датиро­вана 11 июня 5564 (=1056) г. 7 Του ν γοις πατρς μων Κλμεντος, πισκπου μης, α δο πρς Κορινθους, πιστολα, νυν πρωτον κδιδμεναι πλρεις, μετ προλεγομνων κα σημεισεων π Φιλοθου Βρυεννου. ν Κωνσταντινουπλει, 1875. VIII, 168, 188 p. 9 Tischendorf С. Bibliorum codex Sinaiticus Petropolitanus. Т. IV. Novum Testamentum Sinaiticum sive Novum Testamentum cum Epistula Barnabae et fragmentis Pastoris. Lipsiae, 1863. 11 Они перешли и в многочисленные послереволюционные репринты и переиздания, публикаторы которых зачастую и не подозревали об обна­ружении более исправных и полных рукописей. Даже в Брюсс. антол. количество глав в Посланиях Климента Римского продолжает считаться без всяких оговорок таким, каким оно было до открытия Филофея Вриенния, хотя предисловия П. Преображенского заменены новыми и до­бавлен перевод Дидахэ. Что же касается отечественных изданий, то в России сейчас святоотеческая литература переиздается главным образом репринтным способом. Это свидетельствует о том, что глубокий кризис отечественной церковной культуры и русских духовных школ, в котором они находились в последние десятилетия, еще не преодолен. Отдельные части перевода писаний мужей апостольских прот. П. Преображенского переиздавались, например, в виде брошюр с опущением даже приме­чаний переводчика, сочтенных, по-видимому, слишком сложными для читателя.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Клятва — 1) торжественное утверждение, уверение, подкрепленное упоминанием чего-нибудь священного, ценного, авторитетного, присяга; 2) заклятие, проклятие; 3) клятва церковная — отлучение от церковного общения. Клятва была принята в ветхозаветные времена и имела в виду призывание Бога в свидетели: Клятва пред Господом да будет между обоими , — заповедует Бог израильтянам через Моисея ( Исх.22:11 ). Утверждая завет с Авраамом, Авимелех говорит ему: поклянись мне здесь Богом…, И сказал Авраам: я клянусь… тут оба они клялись ( Быт.21:23-31 ). Давид пишет: клялся хранить праведные суды Твои, и исполню ( Пс.118:106 ). Примеры неразумных клятв: клятва Иеффая о своей дочери ( Суд.11 ), клятва Саула ( 1Цар.14:24 ), в Новом Завете – клятва Ирода ( Мф.14:6-7 ), апостола Петра ( Мф.26:72-74 ). Третья заповедь Ветхого Завета запрещала опрометчивые клятвы и ложные свидетельства. Иисус Христос пояснил, какой должна быть клятва в ( Мф.5:33-37 ) и ( Мф.23:16-22 ), то же и у апостола Иакова ( Иак.5:12 ). Запретил ли Христос клясться, и если да, то в чём (чем) и почему? Как известно, в дохристианские времена клятва составляла одну из традиционных форм договорных отношений между людьми. Так, Авимелех просил Авраама клятвенно пообещать, что не причинит зла ни ему самому, ни его сыну, ни его внуку, и будет хорошо поступать с той землей, на которой гостит. Авраам отнёсся к этому с пониманием и тут же выполнил просьбу, сказав: «Я клянусь» ( Быт.21:22-24 ). В другой раз Авраам сам требовал клятвы: от слуги. Содержание клятвенного заверения касалась предполагаемой женитьбы его наследника, будущего патриарха, Исаака. Причём, согласно замыслу, слуге предстояло поклясться не Кем иным, как Богом неба и земли ( Быт.24:2-3 ). Патриарх Иаков (родоначальник двенадцати колен Израиля ) просил перед смертью сына, Иосифа, чтобы тот клятвенно подтвердил, что похоронит его не на территории языческого Египта, но в гробнице отцов ( Быт.47:29-30 ). Таким образов, во времена Ветхого Завета клятва, сама по себе, не считалась чем-то богопротивным. Осуждению мог подвергнуться либо клянущийся непристойно, либо нарушивший клятву (без соответствующих извинительных причин).

http://azbyka.ru/klyatva

15. Сотрудник Братства св. Гурия. 14 марта 1910 года Избави мя от клеветы человеческия (Пс. 118:134.) (Слово на первой неделе поста 1910 г.). Возлюбл. братия. Мы уже слышали несколько поучений святых отцов о том, что постом мы должны приучать себя к смирению и терпению, что только терпение может воспитать нашу волю, а смирение приготовить души наши к восприятию благодати Божией. Но в чём ближайшим образом может выразиться это великое христианское чувство смирения? С таким вопросом обратился один юноша к опытному духовному старцу. Старец сказал: „иди на кладбище и хвали там тех покойников, чьи могилы тебе встретятся». Юноша послушался, потом вернулся к старцу. Старец спросил: „что тебе покойники отвечали?» Юноша сказал, что ответом их было только молчание. Тогда старец велел ему снова идти на кладбище и бранить покойников. Юноша исполнил и это приказание, и покойники опять ему ничего не ответили. Когда он вернулся к своему учителю и рассказал ему о том, старец дал ему заповедь: „вот и ты, брат мой, если хочешь испытать своё смирение, то никогда не обращай внимания, хвалят тебя или бранят. Что бы ни говорили о тебе, ты всегда молчи как покойник; и если сумеешь так в терпении и совершенно равнодушно переносить и брань и похвалу, тогда узнаешь, что действительно достиг ты смирения». Вот и помните, возлюбленные слушатели, это прекрасное нравоучение и ловите себя на всякой мысли горделивой, если вас будут хвалить, или на духе уныния, если вас будут злословить. Если мы неравнодушны ни к тому, ни к другому, значит, мы ещё дурные христиане, значит, не исполнили ещё заповеди великого апостола Иоанна: „не любите мира, ни того, что в мире» ( 1Ин. 2:15 ). Если мы – истинные, добрые христиане, мы должны помнить, что за терпеливое, незлобивое перенесение клеветы Сам Господь Своим последователям обещал даже блаженство; „блаженни есте, говорил Он, егда поносят вам и ижденут и рекут всяк зол глогол на вы лжуще Мене ради» ( Мф. 5:11 ) 58 . И вот, в уповании на эту заповедь Христову, мы должны жить на земле и работать и трудиться Христа ради, не обращая внимания на то, что о нас будут говорить и будут ли нас хвалить или бранить.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010