Скачать epub pdf Толкование на Апостол из посланий Апостола Павла к Римлянам, читаемый в четвертую неделю по Пятидесятнице (Рим.6:18–23) Свойства и доброту вещей мы наилучшим образом познаем из сравнения двух противоположностей. В физическом мире чтобы узнать, сколько полезен чистой воздух, стоит только сравнить его с зараженным: чтобы узнать, сколь приятен вид человека благообразного, стоит только противопоставить ему безобразного: чтобы уразуметь, сколь неоцененное благо есть здравие, стоит только снести оное с болезнью: в политическом кругу тогда ясно увидишь, сколь счастлив град благоуправляемый, когда рассмотришь бедствия худо управляемого: увидишь, сколь нужны произведения людей ученых и ремесленных, когда посмотришь на произведения людей неученых и никакого ремесла незнающих: увидишь, сколь полезна во градах промышленность, когда рассмотришь общества людей, не занимающихся торговлею. В нравственном мире для того, чтобы совершенно увериться, сколь великое благо есть добродетель, стоит только сравнить хищного с милосердым, трезвого с пьяным, воздержного с распутным. Зная сие Божественный Павел, по данной ему свыше мудрости и благодати, сравнивает ни одну какую-либо добродетель с одним каким грехом, но взяв их в общем смысле, а не в частности, сравнивает вообще добродетель со грехом, описывает их действия, и полагает пред очами всех пользу добродетели и вред происходящий от греха: чем самим убеждает слушателей удаляться греха и любить всем сердцем добродетель. Таковое сравнение заключается в ныне чтенном Апостоле из его послания, на который я теперь намерен предложить вам толкование, дабы вы, уразумев смысл оного, могли принести спасительные плоды добродетели. Рим.6:18 .  Братие, свобождшеся же от греха, поработистеся правде. Слово, правда, в Священном Писании означает не одну справедливость, но все вместе добродетели. «И верова Авраам Богу, и вменися ему в правду» ( Быт.15:6 ), говорит о Аврааме книга Бытия. «Возсияет во днех его правда» ( Пс.71:7 ). «Яко вся заповеди твоя правда» ( Пс.118:172 ), воспел Пророк Давид.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

И. «Поминай последняя твоя» (Сир.7:39) 1. Чаще размышляй о муке вечной и животе вечном (Из творений св. Тихона Задонского ) «Как вечное блаженство от временного благополучия, так и вечное злополучие от временного несколько познавается и ощущается. Нет такого великого в мире сем бедствия, которое бы не имело какого утешения и прохлаждения. Скучна нищета, но получаешь утешение от Христова имени и милости добрых людей; мучительна жестокая болезнь, но прохлаждается врачевством или другим чем. За великое бедствие и злополучие поставляется не только чести, имения, жены, детей лишиться, но и ввержену быть в темницу: однако ж тако бедствующий не без утешения, света и воздуха всем общего наслаждается, хотя и неравно, как свободные; пищей и питьем прохлаждается, скуку спящи забывает, посещением добрых людей утешается, надеждой свобождения питается; может быть, что ран и биения не терпит: когда неправедно страждет, надеждой небесной мзды увеселяется; когда праведно, – смиряется пред Богом и признает грех , кается, и тако надеждой милости Божия прохлаждается, говоря: «Благо мне, яко смирил мя еси, яко да научуся оправданиям Твоим» ( Пс.118:71 ). Сверх того, смерть все то кончит. Но коль тяжко, коль нестерпимо лишиться той славы, перед которой вся слава мира сего собранная, как гной! Лишиться зрения того прекрасного Лица, Которого красота, любезность и благоприятие, все сердце и дух весь в желание и любовь претворяет; Которого блаженные духи от начала насытиться не могут и вовеки без сытости насыщаться будут! Отринуться от Царя славы, Христа, Которого красота солнечное сияние превосходит, Которого сладости мало вкусив на горе, св. Петр возопил: «Добро нам зде быти» ( Мф.17:4 ). Удалиться от града оного прекрасного, Небесного Иерусалима, который не требует «солнца и луны, да светят в нем, слава бо Божия просвети его, и светилник его Агнец» ( Откр.21:23 ). Изгнаться от славной и сладкой оной Вечери, на которой от начала мира до конца звании и избраннии Божии пети, веселитися, и от радости восклицати будут! Отчуждиться любезного дружества блаженных духов и всех святых; сверх того причислиться темным и лукавым духам; заключену быть в темницу, света непричастную; страдать без ослабления в геенском огне, который жжет, но не сожигает, мучит, но не умерщвляет!

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Блаженство Кто, по Святому Писанию, блажен и благословен? Блаженный и единый сильный – Царь царствующих ( 1Тим.6:15 ). Господь Бог благословен ( Пс.67:20 ). И благословенно имя славы Его в век (Пс.71:19). Благословенна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего ( Лк.1:42,45 ). Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля Его, и о законе Его размышляет он день и ночь ( Пс.1:2 ). Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповедь Его ( Пс.111:1 ). Блаженны хранящие откровения Господа, всем сердцем ищущие Его ( Пс.118:2 ). Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его! Блажен ты, и благо тебе! Благословится человек, боящийся Господа; благословит тебя Господь с Сиона ( Пс.127:1,2,5 ). Блажен человек, который всегда пребывает в благоговении ( Притч.22:14 ). Кто вникнет в закон совершенный, в закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слышателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действовании ( Иак.1:25 ). Блажен читающий и слушающий слова пророчества сего и соблюдающий написанное в нем ( Откр.1:3 ). Если будешь слушать глас Господа Бога твоего, благословен ты в городе, и благословен на поле, благословен плод чрева твоего, и плод земли твоей, и плод скота твоего… Благословен ты при входе твоем и благословен ты при выходе твоем ( Втор.28:2–6 ) Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем ( Пс.118:1 ). Соблюдающий закон – блажен ( Притч.29:18 ). Блаженны ваши очи, что видят, и уши ваши, что слышат ( Мф.13:16 ). Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете ( Ин.13:17 ). Блаженны те, которые соблюдают заповеди Божии, чтобы иметь им право на древо жизни ( Откр.22:14 ). Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает ( Рим.14:22 ). Блажен человек, в чьем духе нет лукавства ( Пс.31:2 ). Блаженны все, уповающие на Бога ( Пс.2:12 , Пс.30:14 ). Блажен человек, который уповает на Бога ( Пс.33:9 ). Кто надеется на Господа, тот блажен ( Притч.16:20 ). Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его, сотворившего небо и землю, море и все, что в них ( Пс.145:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В.П. Быков VI. Сила сатаны (третья сила) (Существует ли сатана и бесы. – Планомерное опутывание человеческой души. (Исповедь спирита). – Ложь и обманы. – Обольщение. – Спиритизм и хлыстовство. – Спиритизм, духовники, святодуховцы, адвентисты, пятидесятники и др. – Спиритизм и сексуализм. – Спиритизм и масонство. – Спиритизм и самоубийства. – Конечные результаты увлечения спиритизмом. – ) Существуют ли сатана и бесы «Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим». Пс.118:71 Участие темных сил в спиритических сеансах допускали очень многие ученые исследователи спиритизма вне христианских воззрений на этот вопрос. И за это говорят: Необычайность и необъяснимость некоторых явлений, которые действительно находились вне возможности какой-либо подделки, затем всевозможные противоречия, шутки, насмешки, имеющие определенной целью подорвать у человека веру во все святое; предсказания, которые, большей частью, не сбываются, и в результате своем приводят человека к страшным последствиям отчаяния. Поразительные факты захватывания человеческих душ какой-то неотразимой силой, в виде гипноза тех лиц, которые подходили с самочинным и смелым желанием открыть обман в спиритизме и, как будто, по какой-то злой насмешке, оставались так навсегда, делались приверженцами этого учения, носителями его, даже апостолами. Таковыми можно назвать русского покойного профессора Бутлерова, затем Вагнера. За границей: Цельнера, Шейбнера, Вебера, Фехнера, Араго, Фарадея, Тиндаля, Шевроля, Фламмариона и друг. И почти всегда, после смерти, обнаруживалось, что они были, как будто жертвами спиритического гипноза. И хотя покойный Соловьев говорил, что достаточно быть au courant новейших исследований по гипнотизму и близких к нему предметов, чтобы объяснить чудеса спиритизма гипнозом и самогипнозом, но ведь в гипнотизме бывают моменты, когда у обыкновенных людей создается период просветления, но у указанных выше имен этого просветления никогда не было; наоборот, чем больше люди отдавались спиритизму и его какое-то ужасное упорство и , когда многие из друзей вышеназванных ученых выступали с попыткой вызвать в них это просветление, последние становились на почву ярой защиты этого учения, как например это делали покойный профессор Н. П. Вагнер.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/spiritiz...

Глава 2 Потом дается повеление с переменою обстоятельств изменить детям Пророка имена, и называвшегося не людие Мои называть – людие Мои, и именовавшуюся нелюбимою наименовать возлюбленною; потому что вы, говорит Бог , сподобившись спасения и возвратившись из Вавилона, будете судить Меня и вашу матерь, то есть, предков ваших, согрешивших предо Мною: Ос.2:2 . яко та не жена моя, и Аз не муж ея. Развод сделан, говорит он, по причине ею поданной. Подобное сему, как находим, сказано и у Исаии: и ныне дом Иудин и живущии во Иерусалиме, судите между Мною и виноградом Моим: занеже ждах да сотворит гроздие, сотвори же терние ( Ис. 5:3, 4 ). И здесь говорит Бог: Судитеся с материю своею, судитеся: яко та не жена Моя, и Аз не муж ея. И показывая, что не к гибели ее сделан этот развод, присовокупляет: И отвергу блужения ея от лица Моего, и любодейство ея от среды сосцу ея. Подобно сему сказанное блаженным Давидом: «благо мне, яко смирил мя еси, яко да научуся оправданием Твоим» ( Пс.118:71 ). И ее подвергая наказанию, обещает чрез это избавить от блуда и любодейства, даже не просто избавить, но с корнем исторгнуть из среды сосцов ее. Означает же лежащее под сосцами сердце, от которого исходят помышления злые, зависть, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, и тому подобное ( Мф.15:19 ). Посему Божие вразумление приносит великую пользу, избавляя вразумляемых от блужения. У Пророка же показываются и способы вразумления. Ос.2:3 . Яко да совлеку ю нагу, и поставлю ю якоже в день рождения ея. Днем же «рождения» называет пребывание в Египте. Оставлю ее лишенною Моего о ней промышления, сделаю, что будет в рабстве у Ассириян, как рабствовала Египтянам, сделаю, что уподоблю «земле безводной и пустыне». И убию оную жаждею. А под «жаждою» разумеет не только недостаток воды, но и лишение Божия попечения. И чад ее не удостою пощады, потому что родились от злочестивых, и в мерзости подражали отцам. Ибо блуждением называет здесь служение идолам. Но чтобы яснее обличить ее неблагодарность, представляет, будто бы говорит она, что ей надобно идти в след похотиков, то есть, идолов; от них, говорит она, получаю в обилии все необходимое. И поскольку не познала Подателя благ, то справедливо присовокупляет:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Ты назвала «мирским языком» злопамятство от оскорбленного самолюбия: можно назвать и просто гордость, ибо они имеют между собою мало различия, или больше согласия. От чего происходит гнев и ярость? Конечно от гордости; ибо тут нет и следа смирения: одно слово делает возмущение в сердце; у св. отцов найдешь всему причиною гордость. Ты думала, великое дело сделала: воспитала и просватала, да ещё из монастыря; за первое от Бога должно ожидать награды, а за второе вряд ли: вот же тебе и воздаяние – терпи! Она судьбой своей недовольна, потому, может быть, и скорбит на тебя; а тебе, должно себя укорять, а не её, что бывши в монастыре, вступила не в своё дело, сделалась свахою; пожалуй на меня скорби, что кормлю тебя сухариками; но мне хочется, чтобы ты нашла себя виновною, а не правою; тогда и злоба упразднится. Добре, что мы познаем свои страсти, но этого мало, надобно их исторгнуть; а какого это стоит труда? Но треба смирения, молитвы и Божией помощи: виждь смирение мое и труд мой, и остави вся грехи моя ( Пс.24:18 ), и паки: благо мне, яко смирил мя еси, яко да научуся оправданием (заповедям, повелениям, законоположениям) Твоим ( Пс.118:71 ). Везде нужно смирение. И св. Пророк говорит о себе: прежде даже не смиритимися, аз прегреших ( Пс.118:67 ) и: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит ( Пс.50:19 ), и: близ Господь сокрушённых сердцем, и смиренные духом спасет ( Пс.33:19 ), Хоть бы имели и великие исправления, а если не имеем сердца сокрушенна и смиренна, суетно наше делание. Когда будешь иметь сие уготование, то и покой будет с тобою: уготовихся и не смутихся ( Пс.118:60 ), уготовихся смирением, видя своё ничтожество, и не смутихся при нанесенном оскорблении; много есть подобных пластырей для исцеления наших душевных болезней, но оставлю тебе самой испытать оное. Ты говоришь: я всех люблю, и этим себя обольщаешь. Любишь до тех пор, пока тебя не копнут, какая же это любовь? Господь премилосердый да вразумит тебя, и укрепит в пути истинном, а не заблудном, и Он же силен простить твои грехи. Коего покрову поручая тебя, остаюсь недостойный твой богомолец многогрешный иеромонах Макарий.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Вы знаете, братие, что зло не от Бога: Бог зла не сотворил, – по сотворении было все добро зело. Зло появилось уже после грехопадения первых людей, когда они оказали непослушание Богу. Сами люди изменились к худшему, a вместе с этим произошла перемена и со всею тварью. Проклята земля в делах человека, и тварь, по слову Апостола Павла, покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, то есть человека ( Рим.8:20 ). Таким образом, зло было следствием греха первых людей и наказанием за грех . Но не смотря на это, зло не противоречит благости Божией и не ограничивает промысла Божия; наоборот, оно служит особым воспитательным средством для Промыслителя Бога: Господь употребляет его для призывания грешников к покаянию и обращению на путь истины, чтобы вразумить их и удержать от новых грехов. Известно, что несчастья, постигшие Давида, послужили ему на пользу. Сам он говорил об этом, обращаясь к Богу с молитвою: «прежде страдания моего я блуждал, а ныне слово Твое храню. Благо мне, что я страдаю, дабы научиться уставам Твоим» ( Пс.118:67,71 ). «Наказаниями или бедствиями», говорит св. Иоанн Златоуст , «посылаемыми на нас Богом в настоящей жизни, не мало облегчаются нам будущие мучения». Свидетельства на это можно привести из Писания. Павел (апостол), пиша к Коринфянам о блуднике, повелевает предать его во измождение плоти, да дух спасется в день Господа нашего Иисуса Христа ( 1Кор.5:5 ). «Видишь ли неизреченное человеколюбие и богатство благости? Видишь ли, как Бог употребляет все средства, чтобы мы, и согрешивши, потерпели наказание легче заслуженного, или даже избавились от него совершенно» (Пр. I. Богосл. Май. М. 1т. 571 стр.). Вместе с этим случающиеся с нами бедствия предохраняют нас от духовной гордости и научают смирению. На это указывает и апостол Павел, когда говорит о себе: «что бы я не превозносился чрезвычайностию откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтоб я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: довольно для тебя благодати Моей; ибо сила Моя совершается в немощи. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» ( 2Кор.12:7–9 ). Итак, несчастья, которые случаются с нами, явились по вине самого человека и попускаются Богом человеку для его же пользы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Разделы портала «Азбука веры» Псалтирь или Псалтырь (от греч. ψαλτριον (псалтирион) – струнный музыкальный инструмент) – книга, состоящая из 150 псалмов, входящая в состав Библии (связь между названием книги, как сборником псалмов (песней), и названием музыкального инструмента объясняется тем, что во времена Ветхого Завета пение псалмов сопровождалось игрой на музыкальных инструментах). Наименование Псалтири взято от музыкального струнного инструмента, с игрою на котором соединялось пение псалмов при ветхозаветном богослужении. Писателями псалмов, судя по надписаниям, были Моисей, Давид, Соломон, и многие другие; но так как 73 псалма надписываются именем Давида и многие из ненадписанных псалмов, вероятно, написаны им же, то и вся книга называется Псалтирью царя Давида. Содержание псалмов весьма разнообразно при одинаковой молитвенной (в смысле обращения человека к Богу) форме большинства из них: есть псалмы покаянные (например: Пс.6 , Пс.24 , Пс.37 , Пс.50 , Пс.129 , Пс.136 ), благодарственные (Псалом 17, Пс.29 ), хвалебные ( Пс.103 , Пс.145 ), просительные; есть кроме того псалмы и в собственном смысле учительные, например Пс.90 . Наряду с этим учительно-молитвенным содержанием псалмов во многих из них находятся и пророчества о будущих событиях, особенно об Иисусе Христе и Его Церкви, – таких псалмов насчитывается более двадцати ( Пс.2 , Пс.8 , Пс.15 , Пс.18 , Пс.21 , Пс.23 , Пс.39 , Пс.40 , Пс.44 , Пс.50 , Пс.67 , Пс.68 , Пс.71 , Пс.88 , Пс.96 , Пс.101 , Пс.109 , Пс.117 , Пс.118 , Пс.129 , Пс.131 , Пс.142 ). В Православной Церкви, по примеру ветхозаветной, Псалтирь более всех других священных книг употребляется при богослужении , причем для каждого богослужения применены особые псалмы, которые поются или читаются либо в целом виде (например, на шестопсалмии и часах ), либо по частям в так называемых прокимнах. Кроме того, за богослужением православной Церкви постоянно совершается рядовое чтение Псалтири. По Уставу церковному вся Псалтирь должна быть прочитана по порядку в течение седмицы, а во время Великого Поста – дважды за седмицу.

http://azbyka.ru/psaltir

С улыбкой… Один батюшка, распекая нерадивых пономарей, краснел и сердито бурчал на них. А глаза по-прежнему светились добротой и любовью. «Батюшка, — доверительно обратился к нему, — когда вы пытаетесь сердиться, то напоминаете ребенка. Того самого, про которого дети говорят «грозный, как жук навозный»». «Так ведь и пономари, как ребятишки малые!», — рассмеялся он в ответ. Люди незлобивые совершенно не умеют сердиться! Стихира Спевка на клиросе. Подошел настоятель храма: — Вы что, пропеть стихиру нормально не можете! — Батюшка, покажите нам, как это поется. Еще раз. И еще… Три раза показал им «чудо песнопения». — Батюшка! Вы же всякий раз пели по-другому??? — «Благо мне, яко смирил мя еси, яко да научуся оправданием Твоим» (Пс 118.71). Рукомойник Пришедшего ко мне в гости сильно беспокоили проблемы филаретовского раскола: «Как могут люди лишить кого-то Божией благодати? Что, значит « запретить в служении » , «извергнуть из сана»? Пока обдумывал богословский ответ, решил напоить гостя чаем. Но рукомойник «заурчал» — воду отключили. — Иди-ка сюда, раб Божий. Вот тебе рукомойник «запрещенный в служении». Ведь священник, это тоже некий «рукомойник». Через него омываются наши грехи в Таинстве Покаяния. Через него произливается нам благодать Божия в Евхаристии и других Таинствах. Источник благодати — Сам Господь Бог. А священник — лишь «краник», служащий на нашу потребу. Если же этот краник сломается, то может натворить большую беду. Его на какое-то время «отключают» ( «запрещают в служении»), чтобы исправить. Пример вразумил лучше «премудрости книжной». Прощаясь с гостем в дверях, увидели, как рабочие выносили из соседской квартиры сломанный рукомойник. — А этот рукомойник «извергли из сана». Он совсем испортился, сделался непотребным и не подлежит ремонту. Потому его заменили другим… Фотография — Батюшка, почитать ли Григория Распутина? Вот у покойного о. Николая, Залитского старца, висела фотография Царской Семьи вместе с Распутиным… — У одного известного батюшки я обратил внимание на большую дореволюционную фотографию, висевшую на стене келий. «Собор духовенства П-ской епархии» — величественные владыки, благообразные архимандриты, маститые протоиереи. Все вместе. А ведь прошло несколько лет, и как изменились они! Кто-то стал священномучеником, кто-то исповедником. Кто-то ушел в расколы. А кто-то вообще отрекся от Христа. Но, что удивительно, — хозяин кельи смотрел лишь на святых. Нечестия он не замечал — оно его не интересовало.

http://pravoslavie.ru/36830.html

Глава II. Три слова Обидимым, обидящим и скорбящим. Размышление о молитве и спасении. О благодушии Вся елико аще нанесено ти будет, прими за благо ( Сир.2:3 ), – говорит Писание, – ибо все пути Господни милость и истина взыскающим завета Его и свидания Его ( Пс.24:10 ). Любящим Бога... вся поспешествует во благое ( Рим.8:28 ). Иной скажет: как же притеснения, обиды служат во благо? Неужели и их должно считать милостью Божиею? Не приличнее ли их назвать гневом Господним. Иже не верует в Сына, не узрит живота, – сказано в Евангелии, – но гнев Божий пребывает на нем ( Ин.3:36 ). Для неверующих не только лишения, но и избытки временных благ служат гневом Божиим, потому что через них подается более случаев ко греху. Напротив же, для верующего все служит во благо: милость и истина Господня сретают его во всех путях, при изобилии и лишении временных благ; все ему приносит благо, подает спасение души. И что еще? Для усердно ищущих Божией правды злострадания в мире сем служат наибольшим благом, направляя их на путь истины. Благо мне, что я пострадал, – взывал пред Богом и пророк Давид, – прежде страдания моего я блуждал; а ныне слово Твое храню ( Пс.118:71, 67 ). Господь гордым противится – сказано в Писании – смиренным же дает благодать ( Иак. 4:6 ). Кто почитал себя землею и пеплом ( Быт.18: 27 )? Кто говорил: аз есмь червь, а не человек ( Пс.21:7 )? Кто взывал в сокрушении: окаянный и нечистый есмь аз ( Ис.6:5 )? Не те ли самые люди, которые приведены были в такое смирение многими злостраданиями и скорбями? И Сам Владыка твари, зрак раба приим ( Фил. 2:7 ), не для того ли был на земле умаленным паче всех сынов человеческих и потерпел все, что есть в мире уничиженного, чтобы подать нам спасение и вместе пример, как мы можем войти в славу Царствия Его? Возьмите иго Мое на себя, – говорит Он, – и научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем ( Мф.11:29 ). Кто сделается смиренным или, что то же, сокрушенным в сердце, – войдет в кротость, эту неволнуемую пристань духовную, тот найдет великий покой и мир душе своей: и обрящете покой душам вашим ( Мф.11:29 ). Итак, чтобы удостоиться Божией благодати и быть благодушным, нужно только быть кротким и смиренным. Как нет в мире никого беспокойнее и мятежнее человека гордого, так, напротив, нет спокойнее человека кроткого. Гордого тревожит все, всякое противное ему слово, всякий поступок ему неугодный выводит его из терпения; тогда как смиренный остается спокоен при всех злоключениях. И разные поношения и обиды самые сильные – ничто не выводит его из мирного состояния.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010