И тысячами других наставлений перепол­нена эта книга. Если ты впал в искушение, ты почерпнешь здесь обильное утешение; если согрешишь, найдешь здесь тысячи готовых лекарств; впадаешь ли в бедность или в какое несчастье, она ука­жет тебе многие пристани. Будешь ли ты праведным – и тогда извле­чешь из нее великую пользу; будешь ли грешником – отсюда полу­чишь утешение. Так, если ты, будучи праведным, терпишь бедствия, то (в утешение) услышишь: «ради Тебя нас умерщвляют каждый день, считают... за овец... закалаемых» ( Пс.43:23 ). «сие постигло нас, но мы не забыли Тебя» ( Пс.43:18 ). Если надмевают тебя твои подвиги, (псалмо­певец) напоминает тебе: »не вой ди в суд с рабом Твоим, ибо не оправдается пред Тобою никто из живущих» ( Пс.142:2 ). Если ты грешник и отчаиваешься в себе, ты тотчас услышишь возглашающего: " ныне, если голос Его услышите, не ожесточайте сердец ваших, как (было) тогда, когда прогневляли» ( Пс.94:7–8 ) – и тотчас восстанешь. Если глава твоя увен­чана диадемой, ты научишься здесь, что «не спасается царь многою силою и исполин не спасется множеством крепости своей» ( Пс.32:16 ), – и сохранишь скромность. Если ты богат и славен, опять услышишь: горе вам, «надеющиеся на силу свою и множеством богатства своего хвалящиеся» ( Пс.48:7 ), и: " человек – как трава, дни его, как полевой цветок, так и он отцветет» ( Пс.102:15 ) – и ничто земное не будешь почи­тать великим. Ведь, если прекраснейшее на земле – слава и власть – так ничтожно, то что другое из земного может быть достойно вни­мания? Но ты впал в уныние? Скажи: " Тобою поразим врагов наших, и именем Твоим уничтожим восстающих на нас» ( Пс.43:6 ). Но ты видишь благоденствующих не по заслугам? Послу­шай, что говорит (псалмопевец): «они, как трава, скоро засохнут, и, как зеленый злак, скоро отпадут» ( Пс.36:2 ). Или ты видишь, что и пра­ведные, и грешные терпят одинаковую участь? Посмотри, причина не одна и та же: «много, – говорит, – наказаний грешному» ( Пс.31:10 ), о правед­ных же совершенно иначе: «много скорбей у праведных, но от всех их избавит их Господь» ( Пс.33:20 ), и в другом месте: «смерть грешни­ков люта» ( Пс.33:22 ), но: «честна пред Господо м смерть преподобных Его» ( Пс.115:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

до хр. э.). Греческая версия, «Септуагинта», т. е. «Перевод семидесяти толковников». объединяет (9 — 10 и 114 - 115 номера оригинала, по зато разделяет надвое 116 и 147; таким образом, общее число псалмов оказывается одним и тем же. Как уже упоминалось, в этой статье принята православно-католическая нумерация, которой следовал Наум Гребнев; вдобавок так будет удобнее и проще русскому читателю, который пожелает сопоставить переложения Гребнева с общераспространенным русским переводом в Синодальой Библии. Различия в нумерации объясняются, вероятно, тем. что в древности строго зафиксированного разделения сборника на «главы» не существовало, что, кстати, подтверждается и рукописями; заголовками же снабжены не все псалмы. Отсюда возможность ошибок. Такой ошибкой следует полагать раздробление номеров 9—10 в оригинале: в совокупности они составляют алфавитный акростих.  «Книги» с I по IV (1—10, 41—71, 72—88, 89—105) завершаются особыми формулами благословения, обозначающими границу между «книгами». Есть достаточно доводов предполагать, что «книги» существовали первоначально в качестве отдельных сборников, а позже были сведены воедино. К числу доводов относится, в частности, то, что псалмы могут повторяться полностью или конгломератами стихов (например, пс. 13 из «книги» I=пс. 52 из «книги» II: или пс. 56. ст. 8-12 + пс. 59.ст 7-14, оба из «книги» II,=пс. 107 из «книги» V; или то, что заключительный стих последнего псалма «книги» II гласит: «Кончились молитвы Давида, сына Иессеева». Предполагается также, что две последние «книги», т. с. IV и V. составляют единый сборник и разделение их носит искусственный характер; оно может быть объяснено стремлением представить «Псалтирь» как некую параллель Учению ( " Тора), т. е. Пятикнижию; во всяком случае, в начале старинного «Толкования па псалмы» (Мидраш тенилим) говорится: «Моисей дал Израилю пять книг Учения, Давид дал Израилю пять книг псалмов». Чтобы понять, хотя бы приблизительно, как «сделаны» псалмы, разберем один из них — 22 (23 по нумерации оригинала). Начнем со звучания подлинника в произношении сегодняшних израильтян (как звучала еврейская речь две с половиной, а то и три тысячи лет назад, вопрос слишком сложный): 1. Йенова ро " u ло эхсар; 2. бин " от деше йарбицейни ал-мей менухот йенаналейни; 3. нафши йешовейв йанхейни бема " гелей-цедек лема " ан шмо; 4. гам ки-эйлех бегей цалмавет ло-ира ра  ки-ата имади шивтеха умиш " антеха нема йенахамуни; 5. та " арох лефанай шулхан негед цорерай  дишанта вашемен роши коси ревайа; 6. ах тов вахесед йирдефуни кол-йемей хайай  вешавти бевейт-йенова леорех йамим. (Транскрипция следует как еврейской графике и пунктуации — отсутствие прописных букв, отсутствие точек, — так и усвоенной современными изданиями разбивке на полустишия.) Перевод, целиком сосредоточенный на передаче смысла: Песня Давида 1. Бог — мой пастух, я не буду терпеть нужду.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

Пс.115:7 .  О Господи, аз раб Твой, аз раб Твой и сын рабыни Твоея Господи, говорит, я посвящен и предан Твоему владычеству, где два раза назвал себя рабом Божиим, чем показывает, что он именует себя рабом Божиим с удовольствием, и, по словам Златоуста, открывает и исповедует сие без всякого стыда. Притом сказав, что он сын рабы Божией, то есть матери своей, сим показывает, что он раб Божий от родителей; а упомянул имя матери своей, а не отца своего, безразлично. Или сказал это только потому, что дети рабынь были весьма дороги для господ их.(1) (1) Слова Златоуста: Не об общем говорит рабстве, но о таком, которое соединено с великою расположенностью и любовью, ибо он был воспламенен благожеланием, которое есть для него величайший венец и блистательнейший всякой диадемы; посему и Бог в величайшую похвалу поставляет сие, когда говорит: Моисей раб мой скончался. Евсевия: Дважды назвал себя рабом, дабы с естественным рабством, которым мы, будучи сыны рабы, т. е. природы, обязаны Создателю выразить и произвольное рабство, с каковым служат одни только праведники. Растерзал еси узы моя Пс.115:8 .  Тебе пожру (принесу) жертву хвалы, и (во) имя Господне призову. Пс.115:9 . Молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его». Пс.115:10 .  Во дворех дому Господня, посреде Тебе, Иерусалиме Ты, говорит, Господи, разорвал, или рассек узы грехов моих мечем покаяния.(1) Посему я принесу Тебе жертву хвалы и славословия, каковое есть порождение моего сердца. Где же принесу жертву сию? На жертвенник души моей. И призову имя Твое, Господи, чтобы оно содействовало мне в сей духовной жертве. Потому-то и опять говорит, что я исполню, по долгу своему, те обещания, которые я дал Тебе, Господи! Это сказал и выше и здесь для большего подтверждения слов своих сим повторением. Далее указывает и место, в котором воздаст обещания свои: это дворы дома Господня; так как скиния Моисеева имела различные дворы, и она тогда находилась в Иерусалиме.(2) (1) Златоуста: Какие это узы, как не грехи? Ибо каждый связывается узами своих грехов. Или в историческом значении разумеются здесь узы печали. Итак, есть и узы хорошие, которыми связываться есть дело хорошее. Так говорит о союзе любви, что она есть союз совершенства, и еще: узник Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Василий Петрович 16 июля 2013, 20:16 Елена М., читать Псалтирь на русском – не лучший вариант для изучения Писания. В церковнославянском тексте в Пс. 115 стоит слов «во изступлении», а в греческом варианте – слово, аналогичное нашему «в экстазе», т.е. в особом состоянии духа. Такое же состояние – «исступление» - было у ап. Иоанна, когда он писал Апокалипсис. Т.е. это состояние, когда нисходит Святой Дух, наставляющий на всякую истину. Слово «опрометчивость» употреблено здесь крайне неаккуратно на радость протестантам. Истиной в полном понимании этого слова является только Бог, а все остальное существует постольку-поскольку, т.е. является ложью. И человек тоже. Вспомните: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.» (Рим 7, 19), «нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного» (Рим 3, 12), «Без Меня е не можете делать ничего» (ин 15, 5), «Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 ин, 1, 8). Ольга 16 июля 2013, 15:00 Сергею: речь идет о современниках, которым грамота доступна, и которые тем не менее корчат из себя " Павлов препростых " (с) пртд. Андрей Кураев Михаил 26 ноября 2012, 11:28 Ежедневное чтение Библии и молитвы верующего духовно развивают русского человека (в домашних условиях), способствуют адекватному пониманию им мира, себя, других и, главное,... к Богопознанию. Они входят в понимание русской цивилизации. р.б.Сергий 4 октября 2012, 16:47 Отец Андрей,а как насчет того, чтоб умываться каждый день (омывать свою душу покаянием)?! Благоразумный разбойник и многие тысячи крещенных кровью мучеников для Вас - христиане с большой натяжкой?! Фарисеи очень хорошо Закон знали, даже исполняли его буквально, и что... - распяли ХРИСТА!!! Елена М 3 сентября 2012, 00:20 2012-09-02 11:31Андрей Самарец : " Это была цитата из текста святителя Игнатия Брянчанинова " Вы правы. То есть искажение смысла в псалме 115,2 не Ваших рук дело,прошу у Вас прощения. Но, при всем при этом, остаюсь при своем мнении - искажение имеет место.Да, безусловно, изучая Писание Божие необходимо быть внимательным и постараться как можно лучше вникнуть в смысл и содержание, но только после того, как вникнешь возможно вести соответствующий образ жизни, а не наоборот, ведь для того и читаешь, чтобы скорректировать свой образ жизни под тот, о котором написано в Старом и Новом Заветах, недостаточно ограничиться теорией. Это понятно и с этим я согласна.Вот, на мой взгляд, на сегодняшний день, в этом состоит беда избранного народа: одна половина считает, что достаточно только постоянно заниматься изучением (не участвуя деятельно в жизни народа), а другая половина всю тяжесть земной жизни везет на себе, расчитывая только на собственные силы, забывая о том, что без Божьей помощи человек ничего сделать не может.

http://pravoslavie.ru/55441.html

11. О законе Божием: 18, 118. 12. О суетности жизни: 38, 48, 89. 13. Об обязанностях правителей: 81, 100. 14. Пророческие псалмы: 2, 15, 21, 39, 44, 67, 71, 96, 109, 117. 15. Псалмы в честь Иерусалима и храма Иерусалимского: 14, 23, 67, 86, 131, 133, 134. 16. История народа Божия: 77, 105. 17. Псалмы о будущем Мессии, Господе Иисусе Христе: 2, 15, 21, 44, 68, 71, 109. 18. О лицах и событиях Ветхого Завета, прообразующих Новый Завет Господа Иисуса Христа и Его Церковь: 8, 18, 34, 39, 40, 67, 77, 96, 101, 108, 116, 117. 19. Хвалительные псалмы: 112, 113, 114, 115, 116, 117. Псалтирь. Репринтное издание Московской Патриархии, 1873 год Псалмы на разную потребу По советам и наставлениям преподобного Ефрема Сирина, святителя Афанасия Великого, преподобного Амвросия Оптинского и святителя Филарета Московского По советам и наставлениям святых отцов Церкви: преподобного Ефрема Сирина, святителя Афанасия Великого, преподобного Амвросия Оптинского, святителя Филарета Московского – в Псалтири можно выделить псалмы на разную потребу: 1. Чтобы уберечься от тяжких грехов: Пс. 18 2. Против нападений бесовских: Пс. 45, 67 3. При обвинениях и клевете, воздвигающихся на тебя: Пс. 4, 7, 36, 51 4. Когда видишь гордыню и злобу многих, когда нет у людей ничего святого: Пс. 11 5. Для смирения духа: Пс. 5, 27, 43, 54, 78, 79, 138 6. Когда враги продолжают искать твоей погибели: Пс. 34, 25, 42 7. В благодарность за победу над врагом: Пс. 17 8. Во время скорби и в несчастиях: Пс. 3, 12, 21, 68, 76, 82, 142 9. При унынии и в безотчетной скорби: Пс. 26, 90, 101 10. В защиту от врагов, в напастях, при кознях человеческих и вражьих: Пс. 3, 37, 2, 49, 53, 58, 90, 139 11. В о б стояниях, чтобы Господь услышал молитву твою: Пс. 16, 85, 87, 140 12. Когда просишь милости и щедрот у Бога: Пс.66 13. Если желаешь научиться, как должно приносить благодарение Господу: Пс. 28 14. Чтобы не скупиться и подавать милостыню: Пс. 40 15. Восхваляя Господа: Пс. 23, 88,92,95, 110, 112, 113, 114, 133, 138 16. В болезнях:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Пс. 138 5. Сокрушение о грехах, прошение к Богу о помиловании на Суде: Пс. 37 6. Желание верующего соединиться с Богом и упование на Него в несчастии: Пс. 41 7. Блаженство праведника и гибель нечестивых: Пс. 1 8. Свойства истинного праведника и наследника жизни вечной: Пс. 14 9. Бог прощает грехи смиренно исповедающим их пред Ним: Пс. 31 10. Не должно завидовать счастью грешников, взирать же подобает на конец беззаконных и праведных: Пс. 36 11. Особенная милость Божия к милостивым: Пс. 40 12. Блаженство пребывающих во храме Господнем: Пс. 83. 13. Прославление благости Господа к уповающим на Него: Пс. 90 14. Твердость верующего в гонениях и утешение покровительством Божиим: Пс. 26 15. Утешение праведника всегдашним хранением Божиим: Пс. 120 16. Воздыхание к отечеству Небесному: Пс. 136 17. Образец молитвы за царя: Пс. 19. 20 Молитвослов. Издание пятое. Москва. Синодальная типография, 1897 год. Псалмы, выражающие главную мысль В каждом псалме можно выделить главную мысль. Поэтому признаку все псалмы можно разделить на группы: 1. Прославление свойств Божиих: 8, 17, 18, 23, 28, 33, 44, 45, 46, 47, 49, 65, 75, 76, 92, 94, 95, 96, 98, 103, 110, 112, 113, 133, 138, 141, 144, 148, 150. 2. Благодарение Богу за благодеяния народу богоизбранному: 45, 47, 64, 65, 67, 75, 80, 84, 97, 104, 123, 125, 128, 134, 135, 149. 3. Благодарение Богу за благодеяния добрым: 22, 33, 35, 90, 99, 102, 111, 117, 120, 144, 145. 4. Прославление благости Божией в отношении к отдельным лицам: 9, 17, 21, 29, 39, 74, 102, 107, 115, 117, 137, 143. 5. Прошение у Бога прощения грехов: 6, 24, 31, 37, 50, 101, 129, 142. 6. Упование на Бога в смущении духа: 3, 12, 15, 21, 26, 30, 53, 55, 56, 60, 61, 68, 70, 76, 85, 87. 7. Обращение к Богу в глубокой скорби: 4, 5, 10, 27, 40, 54, 58, 63, 69, 108, 119, 136, 139, 140, 142. 8. Прошение о помощи Божией: 7, 16, 19, 25, 34, 43, 59, 66, 73, 78, 79, 82, 88, 93, 101, 121, 131, 143. 9. Желание посетить храм: 41, 42, 83. 10. Псалмы учительные о добре и зле: 1, 5, 7, 9, 10, 11, 13, 14, 16, 23, 24, 31, 33, 35, 36, 49, 51, 52, 57, 72, 83, 90, 91, 93, 111, 120, 124, 126, 127, 132.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Перевод: Видел я Господа пред собою всегда, ибо Он – справа от меня, чтобы я не поколебался ( Пс.15:8 ). Апостол мучеников: к римляном, зачало 99 , или ко евреем, зачало 330 . Апостол бессребреников: к коринфяном, зачало 153 . Аллилуиа (мучеников), глас 4: Воззваша праведнии, и Господь услыша их, и от всех скорбей их избави их. Перевод: Воззвали праведные – и Господь услышал их, и от всех скорбей их избавил их ( Пс.33:18 ). Стих: Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь. Перевод: Много скорбей у праведных – и от всех их избавит их Господь ( Пс.33:20 ). Аллилуиа (бессребреников), глас 2: Се что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе? Перевод: Вот, что так прекрасно или что так приятно – как только жить братьям вместе ( Пс.132:1 ) Служба священномученику Прокимен, глас 7: Восхвалятся преподобнии во славе,/и возрадуются на ложах своих. Перевод: Восхвалятся святые во славе/и возрадуются на ложах своих ( Пс.149:5 ). Стих: Воспойте Господеви песнь нову, хваление Его в церкви преподобных. Перевод: Воспойте Господу песнь новую, хвала Ему в собрании святых ( Пс.149:1 ). Апостол ко евреем, зачало 334 . Аллилуиа, глас 2: Священницы Твои облекутся в правду, и преподобнии Твои возрадуются. Перевод: Священники Твои облекутся в правду, и святые Твои радостью возрадуются ( Пс.131:9 ). Служба священномученикам Прокимен, глас 7: Честна пред Господем/смерть преподобных Его. Перевод: Драгоценна пред Господом/смерть святых Его ( Пс.115:6 ). Стих: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Перевод: Что воздам я Господу за всё, что Он воздал мне? ( Пс.115:3 ) Апостол ко евреем, зачало 318 , или к филипписием, зачало 246 . Аллилуиа, глас 2: Священницы Твои облекутся в правду, и преподобнии Твои возрадуются. Перевод: Священники Твои облекутся в правду, и святые Твои радостью возрадуются ( Пс.131:9 ). Служба преподобномученикам и исповедникам Прокимен, глас 7: Восхвалятся преподобнии во славе,/и возрадуются на ложах своих.

http://azbyka.ru/molitvoslov/prokimny-ap...

В лоне Пречистой Духом Святым Ты исткал Себе плоть, дабы все носящие плоть приобщились Духу Святому. Здесь Твоя мудрость и тайна Святого святых. Твоя плоть стала завесой Твоего Божества. Ибо не может человек увидеть Бога и остаться живым (Исх. 33:20). Но Ты явил «великую благочестия тайну»: показал Себя не только Ангелам, но и людям (срв. 1 Тим. 3:16). Своей десницей Ты держишь весь мир, «в Твоей руке душа всего живущего» (Иов. 12:10), и вот – Тебя держат ласковые руки Твоей Мамы. Ты одел небо облаками, а теперь самыми простыми пеленами одевают Тебя. Небо не вместит Беспредельного, и вот – Тебя полагают в ясли – кормушку для ягнят и телят, «потому что не было места в гостинице» (Лк. 2:7). Не ради земных дворцов пришел на землю Небесный Царь, а ради нас, призванных к Небесному, хотя и живущих на земле. Вечный, неподвластный времени, Ты вошел в нашу историю Вечный, неподвластный времени, Ты вошел в нашу историю. Потому о Вифлееме сказано: «Из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой Израиля и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (См. Мф. 2:6 и Мих. 5:2). Ты освятил время самой жизнью Твоей. История разделилась на «до» и «после» Твоего Рождения. «Воссияет во днех Твоих правда и множество мира, дондеже отымется луна» (Пс. 71:7). «Что же есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь Его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его» (Пс. 8:5-6). Я же не раз, огорченный неправдами мира, в исступлении моем говорил: «Всякий человек – ложь» (Пс. 115:2). Видя подлость и ложь, мы оскудеваем в любви и начинаем усматривать вокруг только лживое. Но как же нам трудно понять Тебя! – Ради человека Ты Сам стал человеком, и ради сынов человеческих ныне Ты – Человеческий Сын. Хотя Ты же предвечно – Сын Божий. Ты облекся в наши руки и ноги, в нашу плоть с ее пятерицею чувств. Нашу душу – ум, сердце, волю – Ты тоже воспринял. Своими ногами Ты поспешишь в храм, ибо должно пребывать Тебе в том, что принадлежит Отцу Твоему (Лк. 2:49). Своими ногами Ты исходишь всю ту землю, и именно поэтому мы ее называем Святой. Исходишь, потому что Тебе негде будет главы преклонить. А руками Ты будешь, как и мнимый Твой папа Иосиф, плотничать, мастерить столы и скамьи. Своими руками Ты прикоснешься колосьев пшеницы, радуясь наступлению времени жатвы. А чуть погодя Ты объявишь приближение новой жатвы, ибо нивы побелели, осталось только подготовить жнецов (Ин. 4:35-38).

http://pravoslavie.ru/143834.html

Пс.115:7 . о, Господи, аз раб твой, аз раб твой и сын рабыни твоея: растерзал еси узы моя. Пс.115:8 . Тебе пожру жертву хвалы, и во имя Господне призову. Муж святый не гордится тем, что всего себя Богу в жертву приносит, но признает долг рабства своего, и согласно заповеди Господней говорит: раб непотребен есмь, яко еже должен бых сотворити, сотворих ( Лк. 17:10 ). Что бо великое сделал я, воздав пред всеми людьми обеты моя? Еже бо должен бых сотворити, сотворих. Ибо аз раб Твой есмь, Господи, не токмо по праву искупления, но и по праву создания: и не токмо раб, но и сын рабыни Твоея: ибо и мать моя есть рабыня Твоя по двум оным причинам, то есть, по созданию и по искуплению. Упоминая о узах, научает, что он избавлен только от насилия врагов, которые держали его аки скованнаго по рукам и по ногам, а не от того благаго и легкаго ига, о котором упоминает Господь во Евангелии, призывая к Себе всех труждающихся и обремененных ( Мф. 11:28 ). Ибо Господь не совсем свобождает от ига сего, но отъемлет иго жестокое, да возложит иго благое; отъемлет бремя тяжкое, да возложит бремя легкое. Растерзал еси, глаголет, узы моя, то есть, избавил мя еси от рабства тяжчайшаго, и соделал еси рабом Твоим, Владыко, Которому работать то же есть, что царствовать: сего ради Тебе пожру жертву хвалы. Тебе глаголю, а не мерзким оным богам, которым служат сынове века сего, то есть, мамоне и чреву, честям и богатствам: и имя Господа моего, иже есть един истинный Бог, ныне и всегда призову. Пс.115:9 . Молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми его, Пс.115:10 . во дворех дому Господня, посреде тебе, Иерусалиме. Повторяет реченныя в стихе 5 слова, но к сему присовокупляет: во дворех дому Господня, посреде тебе Иерусалиме, дабы показать, как говорит Августин, что раб Божий должен приносить обеты свои Богу внутрь церкви, которая здесь чрез Иерусалим означается; ибо те, кои вне церкви сие делают, не суть сынове церкви. Почему справедливо пишет священномученик Киприан в книге о единстве церкви, что еретики хотя могут быть замучены, но не могут венчатися, и что смерть их не есть венец веры, но казнь за вероломство. Дворы дому Господня можно здесь прилично отнести и к чувственному Иерусалиму. Ибо как во времена Давидовы един был олтарь и жертвенник во Иерусалиме, где Бог единственно повелел Израильтянам иметь священныя собрания, дабы между верными всегда было взаимное сообщение для вящшаго успеха в благочестии, сего ради Пророк прилично сказал: обеты моя Господеви воздам во дворех дому Господня, посреде тебе, Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Патристические лекционарии (напр. Hieros. Patr. 8, XI в.; 133, 1582 г.; 135, XIV в.; Hieros. Crucis. 7, XII в. И др.) обычно приводят для чтения на службе Введения одно (или оба) из 2 слов свт. Георгия Никомидийского: «Хорошие оснований начатки - нынешнее торжество» (PG. 100. Col.1420) и «Сияния Божественных торжеств» (Combefis F.Novum Auctarium Graeco-Latinae Bibliothecae Patrum. P., 1648. T. 2. P. 1069; слова св.Георгия указаны также всеми студийскими Типиконами), а иногда и слово свт. Германа I Константинопольского «Вот и снова другое торжество» (PG. 98. Col. 309-320). Реже встречаются слова свт. Тарасия Константинопольского «Светло и чудесно нынешнее торжество» (PG.98.Col. 1481-1500) (именно это слово указано в московском первопечатном Типиконе 1610 г.) и Иоанна Гавра «Ныне словами» (Boissonade J.F. Anecdota graeca. P., 1831. Vol. 3.P. 71-111). Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы согласно Типикону Великой церкви (IX-X вв.) В ранней рукописи этого Типикона (Patm. gr. 266, IX-X вв.) отсутствуют особые указания относительно порядка совершения службы на Введение, отмечена лишь память события (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 26), то же находили и в Канонаре (Sinait. gr. 150, X-XI вв.- Там же. С. 203). Согласно 2 рукописям X-XI вв., служба на Введение пелась в храме Пресвятой Богородицы в Халкопратии (обычное место, наряду с Влахернским храмом, для служб на Богородичные праздники), куда утром в день праздника из храма Св. Софии направлялась лития с участием Патриарха. На утрене, (на Пс. 50), и на малом входе литургии пели тропарь 4-го гласа «Днесь благоволения Божия предображение» (греч. «Semeron tes eudokias Teou to prooimion» ); чтения на литургии: прокимен 3-го гласа (Лк 1. 46а-47), Евр. 9. 1-7, аллилуиарий (4-го плагального, т. е. 8-го, гласа), Лк 1. 39-50, 56; причастен - Пс. 115. 4 (Mateos. Typicon. T. 1. P. 110). В студийских Типиконах , использовавшихся в Византии до нач. XIII в., а на Руси до нач. XV в., праздничный цикл Введения уже состоит из 3 или 4 дней: предпразднства 20 ноября, собственно праздника 21 ноября, попразднства 22 (или 22-23) ноября. Разные редакции Студийского устава - Студийско-Алексиевский 1034 г. (отражает константинопольскую практику 1-й пол. XI в.), Евергетидский (практика константинопольского монашества кон. XI в.), Георгия Мтацминдели (практика афонского монашества сер. XI в.), Мессинский 1131 г. (южноиталийская (калабро-сицилийская) практика XII в.) Типиконы излагают порядок служб введенского цикла с некоторыми различиями (см.: Пентковский. Типикон. С. 296-298; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 319-323, 813; Кекелидзе. Литургические грузинские памятники. С. 241; Arranz. Typicon. P. 58-61).

http://sedmitza.ru/text/523982.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010