Беседа 26 на псалом 115 78 Пс.115:1 .  Аллилуия. Я веровал, посему и говорил: я весьма смирился. Указание Псалмопевца и апостола Павла на веру, как на необходимое условие для того, чтобы понять и усвоить себе божественные обетования: чудные дела Божии выше человеческого разума. – Вет­хий и Новый Заветы происходят от одного и того же Духа Божия. – Благодать Духа необходима для того, чтобы иметь веру. – Но если Дух просвещает, то грешат ли те, которые не просвещены? – Живущим во времена Нового Завета вера нужна гораздо более, чем жившим в Ветхом Завете. – Мучительные недоумения человека, не имеющего веры, которая есть некоторый священный якорь. – Что значат слова: «в исступлении моем и: всякий человек лжив» ( Пс.115:2 )? Величие божественных благодеяний человеку и выражение с его стороны благодарности Богу. – Господь печется не только о жизни, но и о смерти праведников, которые умирают не случайно, а по особому соизволению Бо­жию. – Выражение Псалмопевцем величайшей преданно­сти и любви к Богу за избавление от скорбей. – «Жер­тва хвалы» ( Пс.115:8 ) и исполнение обетов. 1. Упоминая об этом изречении, блаженный Павел гово­рит: «имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим» ( 2Кор.4:13 ). Итак, необходимо прежде сказать, как апостол воспользовался этими словами, и о чем у него была речь: тогда будет ясно для нас и пророческое изречение. А с другой стороны, то учение самое лучшее, в котором не прерывают связи речи, не берут одну часть и не остана­вливаются на ней, но предлагают объяснение с самого начала. О чем же беседуя, Павел упомянул об этом пророческом изречении? О воскресении и наслаждении будущими благами, ко­торые превосходят всякое слово, ум и представление. Так как все это выше всякого слова и не может быть объяснено, но должно быть принимаемо верою, то, чтобы иудей не смущался и не считал себя обманутым как бы питаемый пустыми надеж­дами, апостол исправляет его неразумие и как бы так го­ворит: я требую не нового чего-нибудь, а древнего блага – веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Скачать epub pdf Март Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на пророка Михея [Мих.4:8 – 5:9]/Пер. И. П. Казанской); под ред. М. Д. Муретова//Богословский вестник 1894. Т. 1. 3. С. 115–130 (1-я пагин.). (Продолжение.) —115— о нём со свойственным Ему благородством или высказывая печаль о нём: о, Сион или Иерусалим – несчастная дщерь Моя! о жалкое и тёмное жилище Моих овец! непременно и против воли повергнешься ты пред врагами: придёт, непременно придёт на тебя, и не в продолжительном времени, господствующее над земными царствами и сильнейшее их царство, то есть, Вавилонское. Столпом мгляным и тёмным жилищем называет Сион или Иерусалим, так как всё в нём ходят как бы во тьме от того, что не хотят сделать закон Божий светильником и светом для себя и освещение им принять в душу свою; а не иначе, как только при этом условии и можно было идти безошибочным путём, удаляться от погибели, избегать греха и не подпадать встречающимся на сём пути бедствиям. Поэтому будем петь и мы, взывая ко Господу: просвети очи мои, да некогда усну в смерть. Да некогда речет враг мой: укрепихся на него ( Пс.12:4 ). Будучи освещены божественным светом и приняв в свою душу сияние вышней, исходящей от Бога, премудрости, мы будем недоступны для врагов; избавившись последствий божественного гнева, мы будем наслаждаться благом небесной радости и всеконечно благоденствовать во Христе. Ст. 9. 10. И ныне Вскую познала еси зло? не бе ли тебе 347 царя? или совет твой погибе, яко обыдоша тя болезни, аки рождающия? Болезнуй и мужайся, и приближайся дщи Сионя яко рождающая: зане ныне изыдеши из града, и вселишися на поли, и дойдеши Ва- —116— вилона: оттуду изимет тя, и оттуду избавит тя Господ Бог твой от руки враг твоих. Итак, придет, говорит, к тебе власть первая. Но в чём заключается причина, ради которой ты поражаешься столь ужасными бедствиями или тем, что обыкновенно причиняет бедствия, говорю, бедствиями войны? Ужели у тебя не было царя? ужели ты не позаботилась составить себе мудрый совет и рассмотреть дело наилучшим образом? Опять благородно поражает её и косвенно порицает как весьма неразумную и не уклоняющуюся от оскорбления Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Псалом 115 Сей псалом так же, как и предыдущие, надписывается словом Аллилуиа («хвалите Бога»), и его, по тесной связи с предшествующим, 114-м, псалмом, можно также признать как благодарственную песнь Господу Богу со стороны иудеев за избавление их из тех затруднительных обстоятельств, в которых находились они при построении второго храма Иерусалимского. Пс.115:1–2 Веровах, темже возглаголах: аз же смирихся зело. Аз же Рех во изступлении моем: всяк человек лож. Прежде всего пророк-псалмопевец говорит о твердости своей веры, которая заставляет его смело высказывать свои мысли. Веровах, темже возглаголах. Так как псалом сей имеет тесную связь с предыдущим псалмом, то и в кратких речениях первого стиха сего псалма можно усматривать некоторую связь с последними словами того (предыдущего) псалма и представить здесь такую речь: я верил тому, что буду благоугождать Господу в стране живых. Ибо я не телесными глазами видел ту страну, но, по замечанию блж. Феодорита, «вера указала мне оную» 6, с. 559). Согласно сему, и в другом псалме он говорит: «верую», что увижу «благая Господня на земли живых» (26:13). Получив от Бога такое предведение, что буду благоугождать Ему, я весьма смирился, говорит пророк, почитая себя недостойным сего великого дара и боясь, чтобы не возгордиться и не потерять столь великий дар. Аз же смирихся зело. Далее чистосердечно признается, что он, как человек, немало колебался мыслями и даже, быв в некотором умоисступлении, усомнился в Божием Промысле, но это было только мгновенное искушение. Потому что скоро пришел в себя, поверил Божиим обещаниям и, в сильном движении духа, сам в себе сказал, что всяк человек лож, а только один Бог истинен и верен. «Здесь слово исступление означает, – говорит св. Иоанн Златоуст , – некоторое изумление, состояние вне себя. Такое состояние бывает или по действию Божию, или вследствие чрезвычайных страданий. Таким образом, пророк здесь говорит об изступлении от великих бедствий, постигших его; томимый скорбию, взирая на природу человека, достойную сожаления, обнаруживающую во всем свою тленность и ничтожество, он сказал: всяк человек лож, т.е. человек ничто» с. 349].

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

   Ответ. «Вера, — по словам блаженного Павла, — есть уповаемых извещение, вещей обличение невидимых. В сей бо свидетелствовани быша древнии» (Евр. 11:1-2). Или так: Вера Православная, Кафолическая и Апостольская состоит в веровании сердцем и исповедании устами единого Триипостасного Бога, по учению того же Павла: «сердцем бо веруется в правду, усты же исповедуется во спасение» (Рим. 10:10). Кроме сего Православный Христианин должен за верное и несомненное принимать (VI Собор., прав. 28), что все члены Веры Кафолической и Православной Церкви преданы ей от Господа нашего Иисуса Христа чрез Его Апостолов, изъяснены и утверждены Вселенскими Соборами, и веровать в оные, как повелевает Апостол: «темже убо, братие, стойте и держите предания, имже научистеся или словом, или посланием нашим» (2 Фес. 2:15). И в другом месте: «хвалю же вы, братие, яко вся моя помните, и якоже предах вам, предания держите» (1 Кор. 11:2). Из чего видно, что члены Веры получают важность и твердость свою частию от Священного Писания, частию от Церковного предания и учения Соборов и Святых Отцев. Святой Дионисий, объясняя сие, говорит таким образом: “Сущность нашей Иерархии составляют данные Богом слова. Мы разумеем под сим как те драгоценнейшие слова, которые от Божественных наших Священносовершителей дарованы нам в Священных и Богословских книгах; так и те, которые от Священных оных мужей переняли наши Наставники чрез невещественное учение, сообщающееся непосредственно из ума в ум, подобно как в небесной Иерархии, хотя при содействии устного телесного слова, но однако ж менее вещественным образом, без писания” (Церк. Священнонач., гл. 1). Т.е. догматы суть двоякого рода: одни преданы письменно и содержатся в Богословских книгах Священного Писания; другие преданы устно Апостолами; и сии-то были объяснены Соборами и Святыми Отцами. На сих двоякого рода догматах основывается наша Вера, которую надлежит не только хранить в тайне сердца; но и устами возвещать, и исповедывать без страха и сомнения, как говорит Священный Псалмопевец: «Веровах, темже возглаголах,» и мы веруем, тем же и глаголем (Пс. 115:1; 2 Кор. 4:13).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Марк Мангано (протестант) Книга пророка Авдия. Гари Холл Исторический и культурный фон Немногочисленные намеки, которые мы находим в тексте этой небольшой книги, указывают на то, что Авдий проповедовал после падения Иерусалима в 587 году до н.э. (стихи 1014). Главное обвинение касается едомлян, которые воспользовались нашествием войск Вавилона на Иудею и Иерусалим и приняли участие в разорении города. Другие места из Библии также указывают на участие Едома в этом событии ( Пс.136:7 ; Иез.25:1214, 35:115 ). Ранний послепленный период, кажется, наилучшим образом соответствует контексту проповеди Авдия. Под «Едомом» подразумевается либо имя, данное Исаву после того, как он продал Иакову свое право первородства ( Быт.25:30, 36:1:8 ), либо земля едомлян и ее жители. Ветхий Завет также называет эту местность землей Сеир ( Быт.36:8 ). 1000 Северные границы Едома окаймляет долина Заред, глубокий каньон, растянувшийся на восток с южной оконечности Мертвого моря и на юг к проливу Акаба. В него входит долина Араба, расположенная прямо к югу от Мертвого моря. Эту землю отличают высокие утесы на востоке (до 1000 метров), глубокие каньоны, и плоские возвышенности на востоке, быстро превращающиеся в пустыню. В ветхозаветные времена так называемая Царская дорога, главный торговый путь между Египтом и Месопотамией, проходил через восточную сторону Едома. В наше время эта область знаменита, благодаря находящемуся на ней древнему городу Петре. У Израиля и Едома была богатая история конфликтов, войн и взаимных завоеваний. Исав переселился в Едом до того, как Иаков возвратился в Харан ( Быт.32:3 ), и его потомки населили эту землю. Едомляне отказали израильтянам пересечь их землю по Царской дороге, после исхода Израиля из Египта ( Чис.20:1421 ). Саул воевал с едомлянами, а Давид покорил и уничтожил многих из них, разместив на их земле военный гарнизон ( 2Цар.8:1314 ). Они доставляли немало хлопот Соломону, а во времена Иосафата Едом вступил в союз с аммонитянами и моавитянами, чтобы совершать набеги на Иудею.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Сказание о Мелхиседеке Подготовка текста М. Д. Каган-Тарковской, перевод и комментарии Р. Б. Тарковского Рассказа о Мелхиседеке, сыне Нира, в Библии нет. Мелхиседек – персонаж Ветхого Завета, о котором в Послании апостола Павла к евреям ( Евр. 7, 1–3 ) сказано мало и очень таинственно: «Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, которому и десятину отделил Авраам от всего, во-первых, по знамению имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира (ср. Быт. 14:18 ). Без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь сыну Божию, пребывает священником навсегда». В других местах Священного Писания имя Мелхиседека вспоминается тогда, когда речь идет о священниках-иереях «по чину Мелхиседекову» ( Пс. 109, 4 ; Евр. 5, 10; 7, 11, 15, 17:21 ). Эта таинственность, по мнению И. Я. Порфирьева , давала простор для создания различных апокрифических сказаний о Мелхиседеке. Ефрем Сирин и другие древние авторы отождествляли его с сыном Ноя Симом или видели в нем ангела. Секта еретиков-мелхиседекиян ставила его выше Христа (Порфирьев И. Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях. Казань, 1872. С. 115–120). Апокрифы, приводящие более подробные и мотивированные рассказы о Мелхиседеке, тем не менее ориентировались на библейские представления о нем и включали их непременным элементом в свои повествования (Яцимирский А. И. Библиографический обзор апокрифов в южнославянской и русской письменности. Пг., 1921. С. 100–111). Наиболее часто в древнерусских рукописях встречается рассказ о Мелхиседеке, приписанный Афанасию Александрийскому . В Прологе XV–XVI вв. он читается под 22 мая. В этом сказании Мелхиседек – сын эллинского царя Мелхила. Отец хотел принести его в жертву богам, разгневавшись на то, что Мелхиседек уверовал в Высшего Творца. По молитве Мелхиседека земля разверзлась и поглотила язычников, приносяших человеческие жертвы. Поскольку на земле не осталось никого из рода Мелхиседека, то, по слову Бога, он назван безродным. Семь лет скрывался Мелхиседек на горе Фавор, питаясь листьями и росой. Там его нашел Авраам, принес ему одежду, остриг ему волосы и ногти и получил от него благословение (Памятники старинной русской литературы, издаваемые гр. Кушелевым-Безбородко. СПб., 1862. Вып. 3. С. 22–23). Это сказание в XII в. слышал в Иерусалиме русский паломник игумен Даниил, которому показывали на горе Фавор пещеру Мелхиседека («Хождение» игумена Даниила//БЛДР, 4. С. 100–103:598). По другому сказанию Мелхиседек происходил от колена Хама, сына Ноя, и так угодил Богу, что тот перенес его в страну Иорданскую и сделал священником. Встретив Авраама, Мелхиседек благословил его хлебом и квасом (Обзор апокрифов о Мелхиседеке см.: Творогов О. В. Апокрифы о Мельхиседеке//Словарь книжников, 1. С. 62–63).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Псалом 115 Пс.115:1 . Аллилуиа. Веровах, темже возглаголах: аз же смирихся зело. Пс.115:2 . Аз же Рех во изступлении моем: всяк человек ложь. СОДЕРЖАНИЕ Сей псалом Евреи соединяют с предыдущим, но мы следуем разделению седмидесяти толковников. Впрочем, прилично положен он на ряду с предыдущим: ибо Пророк благодарит в нем Бога, и обещает воздать обеты за избавление от бедствий. Пророк, дабы яснее открыть Божию милость и чудное от бедствий избавление, паки повествует, коль в отчаянном находился он состоянии, и чистосердечно признается, что он, яко человек, много колебался мыслями, как сказано выше, и даже, быв в некоем умоизступлении, усумнился о Божием промысле, но сие было мгновенное только искушение. Ибо скоро пришел сам в себя, поверил Божиим обещаниям и в сильном движении духа сам в себе сказал, что всяк человек ложь, а един токмо Бог истинен и верен. Ибо верные рабы Божии хотя и часто падают, яко человеки подобострастные нам, но никогда основания веры не оставляют и Бога с намерением во лжи не обвиняют, но, сколько возможно, нечестивым мыслям противоборствуют, и наконец, совершенно на Божием слове успокоиваются. Глагол: рех, – который употребляет здесь Давид, означает твердое его в том удостоверение, так как и то, что вышереченное искушение не так поколебало душу его, чтоб он не противостал ему. Сего ради далее глаголет: Пс.115:3 . Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Здесь с удивлением восклицает, что он Божиими благодеяниями так обременен, что не находит себя равносильным возблагодарить за них. Ибо употребляя выразительный вопрос, показывает, что усердия в нем не недостает, но что силы ко изъявлению онаго не довлеют. Итак, признавая себя к возблагодарению безсильным, употребляет последнее средство, то есть, прославляет Божию милость, какими только может хвалами. Желал бы я, глаголет, исполнить долг мой с радостию, но обращая очи мои во все страны света, не обретаю, чем бы мог достойно возблагодарить Бога за все Его благодеяния. Пс.115:4 . Чашу спасения прииму и имя Господне призову:

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Введение в Ветхий Завет Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 8, 1996 23 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 8, 1996 Псалтирь, Притчи Соломона, книга Екклесисаста, или Проповедника, Песнь песней Соломона, книги Премудрости Соломона и Иисуса, сына Сирахова Псалмы В Израиле, как и в соседствующих культурах Египта, Месопотамии и Ханаана, изначально существовали многочисленные формы песенного поэтического творчества. Некоторые из этих произведений включались в текст исторических книг (начиная с “морской песни” Моисея в Исх 15, “песни источника” в Числ 21:17–18, победной песни Деборы в Суд 5, плача Давида о Сауле и Ионафане в 2 Цар 1 и т. д. и вплоть до похвалы Иуде и Симону Маккавеям в 1 Мак 3:3–9 и 14:4–15); то же самое наблюдается и в Новом Завете, — вспомним Песнь Богородицы, Благословен грядый… и Ныне отпущаеши. Многие тексты пророческих книг также относятся к различным литературным формам песен. Существовали древние собрания песен, от которых сохранились только названия и некоторые фрагменты: “книга браней Господних” (Числ 21:14) и “книга Праведного” (Нав 10:13; 2 Цар 1:18). Но всю полноту шедевров религиозной лирики Израиля сохранила для нас Псалтирь. Названия Псалтирь ( от греч. yalt»rion — название струнного музыкального инструмента, на котором аккомпанировали песням-псалмам) — это сборник из ста пятидесяти псалмов (в русской Библии — из 151 псалма. — Пер. ). В еврейской Библии нумерация псалмов с 10 по 148 на единицу опережает греческий и латинский переводы, в которых объединены Пс 9 и Пс 10, а также Пс 114 и Пс 115, а Пс 116 и Пс 147 каждый разделены на два 1 . По-еврейски Псалтирь называется tehillim, что означает ‘хвалы’, ‘гимны’; однако это название, строго говоря, подходит только к первой части псалмов. В названиях, которыми снабжено большинство псалмов, это определение встречается только в Пс 145/146. Чаще всего в этих названиях встречается слово mismor, которое подразумевает аккомпанемент и самым точным образом переводится словом псалом. Многие из этих “псалмов” обозначаются также как [ir ‘песня’, и с этого же обозначения начинается без всяких дополнений каждая из “песней восхождения” (Пс 119/120–133/134). Другие названия встречаются реже, и подчас их трудно объяснить. Литературные жанры

http://pravmir.ru/vvedenie-v-vetxij-zave...

Псалом 134 Пс.134:1 . Аллилуиа. Хвалите имя Господне, хвалите, раби Господа, Пс.134:2 . стоящии во храме Господни, во дворех дому Бога нашего. СОДЕРЖАНИЕ Два следующие псалма одного суть содержания: ибо Пророк возбуждает верных, так, как и в предыдущем, к хвалению Бога, что доказывает и самая надпись. Они прилично присовокупляются к степенным: ибо относятся к тем, кои возвратилися из плена во отечество, и при помощи Божией или взошли уже на степень совершенства, или не мало предуспели в восхождении. ТОЛКОВАНИЕ Сии два стиха, положенные в начале предыдущаго псалма, для того повторяются здесь, чтоб служили продолжением хвалы, предначатыя тамо. А дабы учение или увещание сие толь часто повторяемое, не возродило скуки, то памятовать должно, что Богу нет приятнейшей жертвы, как та, когда мы свидетельствуем пред Ним благодарность нашу, как видели мы в Пс. 49:14 , где сказано: пожри Богови жертву хвалы, и воздаждь Вышнему молитвы твоя. И паки во псалме 115: что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Чашу спасения прииму, и имя Господне призову ( Пс. 115:3–4 ). Имя дворов, или преддверий, полагается во множественном числе потому, что были два преддверия, одно особенное для священников, а другое общее для всего народа, которому закон запрещал входить во внутреннее святилище. Таким образом, псалом сей особенным некоторым образом относится к священникам, коих должность состояла в том, чтоб стоять во внутренности святилища и непосредственно служить Богу. Ибо хотя все есмы раби Господни, но наипаче суть те, которые особенно посвятили себя на служение Богу. Пс.134:3 . Хвалите Господа, яко благ Господь: пойте имени его, яко добро: Пс.134:4 . яко Иакова избра себе Господь, Израиля в достояние себе: Пророк приводит здесь три причины, коими убеждает народ хвалить Господа. Первая та, что Бог достоин всякия хвалы; вторая, что сие для человека добро и приятно; третия, что имеет долг хвалить Бога, Который паче всех других народов облагодетельствовал Израиля. Хвалите Господа, яко благ Господь: ибо всякое благо достойно похвалы, так как всякое зло достойно всякия хулы. Бог же так есть благ, что нет ничего лучше Его: притом един токмо всесовершенно благ, и нет никакого блага, которое бы не было сообщаемо по дару Его. Сия есть первая причина, чего ради Израиль должен хвалить Бога. За сею следует другая: пойте имени Его яко добро. Сии слова имеют двоякий разум: ибо или имя Божие благо есть, как в первом члене Сам Бог наречен благим; или пение, приносимое Богу, есть дело благое и приятное, так как вкушение сладкия пищи приятно потому, что пища сама по себе сладка и приятна. За сим следует третия причина, которая выводится от долга или от обязанности: яко Иакова избра Себе Господь, Израиля в достояние Себе. Ибо ежели Бог по единой милости Своей, а не по каким-либо заслугам избрал сынов Иаковлих в достояние Свое, то самая справедливость требует, чтоб Израильтяне больше других народов хвалили Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Беседа 52 на псалом 142 115 Пс.142:1Псалом Давида, когда его преследовал Авессалом, сын его. Господи! Услышь молитву мою, вонми молению моему во истине Твоей, услышь меня в правде Твоей. Молитва бывает прошением или обетом. – «Во истине Твоей». – С какою молитвою нужно обращаться к Богу и с каким душевным располо­жением? – Как нужно понимать: «услышь меня в правде Твоей»? – Благодетельность для грешника угрозы судом Божиим. – «Ибо враг преследовал душу мою» ( Пс.142:3 ). – Различные виды смирения и между ними – смирение от несчастий. – Живущие в грехах подобны находящимся во тьме. – Не малое утешение приносит знание раскрытых в Писании дел Божиих. – «Душа моя (стремится) к Тебе, как земля безводная» ( Пс.142:6 ). – Об указании какого пути просит псалмопевец? и в силу чего просит? «В землю правды» ( Пс.142:10 ). 1. Молитва бывает и словесным прошением, бывает и обетом. Поэтому один премудрый и предлагает такое уве­щание: «не повторяй слова в прошении твоем» ( Сир.7:14 ). Не то внушает и советует он, чтобы мы, прося и моля Бога, не повторяли дважды одного и того же, – нет, нам заповедано даже непрестанно молиться, – но чтобы мы не откладывали обе­тов, данных нами Богу, а спешили исполнить их. Потому и в другом месте говорится: «когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его» ( Еккл.5:3 ). Будущее неизвестно; или болезнь, или какие-нибудь неожиданно случившиеся занятия могут воспрепятствовать исполнению обета; также если придет смерть и воспрепятствует, ты не получишь прощения. Но здесь Псалмопевец говорит о прошении и молении, почему, объясняя это, он и продолжает: «во истине Твоей, услышь меня». Другой переводчик (Симмах) говорит: «в вере твоей» ( εν τη πστει). Третий (Акила): «в крепости твоей» ( εν τη βεβαιτητι). Т.е. услышь прошение и приведи его в исполнение, утверждая истиною Твоею; употреби силу к исполнению того, о чем я прошу. Посмотрим же, в чем со­стоит его прошение. У людей, когда кто-нибудь приносит про­шение, принимающие рассматривают его и, если оно справедливо и законно, выслушивают.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010