Таковы псалмы: 8, 17, 20, 28, 29, 32, 33, 45–47,64–67, 74, 75, 80, 86, 91–92, 94–99, 102–107, 110, 112–117, 121, 123, 125, 128, 133–135, 137, 143–150. К числу их принадлежат все вообще псалмы, носящие в евр. т. названия: шир=торжественная песнь, тегиллаг=хваление, тодаг=исповедание, и галлелуйаг=аллилуиа (см. выше о надпис. стр. 12 и сл.), и все начинающиеся и оканчивающееся приглашениями петь, хвалить, благодарить, прославлять и благословлять Господа (воспойте Господу... Пс.95 и др.; хвалите Господа... 146 и др.; восплещите руками... 46 и др.; воскликните Богу... 65 и др.; воздайте Господу славу и честь... 28 и др.; славьте Господа... 104 и пр.; благослови душа моя Господа... 102 и др.). 2) Псалма преобладающего печально-молитвенного настроения, представляющие излияние более или менее скорбных чувствований псалмопевцев пред Богом и молитвенных воплей к Нему о помощи и заступлении по случаю то собственных их несчастий, то различных бедствий народа Божия, – или выражение глубокой печали о развращении мира, с благочестивым негодованием против нечестивцев и призыванием на них суда Божия, – или же исповедание собственной своей греховности пред Богом с горячею мольбою о прощении и помиловании. Псалмы эти по преимуществу могут быть названы молитвенными псалмами, или молитвами – тефиллаг и обыкновенно отличаются частыми повторениями молитвенных воззваний к Господу: Господи помилуй, Господи спаси, призри, внемли, услышь молитву мою, восстань на помощь, избави, заступи и т. п. Они составляют более трети всей Псалтири. Таковы Псалмы: 3–7, 9, 12, 15, 16, 21, 24, 27, 30, 34, 37–40, 43, 50, 53–55, 58–60, 63, 68–70, 73, 74, 78, 79, 82–85, 87, 89, 93, 101, 108, 119, 122, 129 и 139–142. Из числа их Псалмы: 6, 37, 50, 101, 129, 142, а также 31, впрочем, более поучительного тона, как молитвы о прощении грехов и избавлении от наказания за оные, с первых времен христианства (уже у Оригена Homil. 2 Lev.) принято называть псалмами покаянными (psalmi poenitentiales – у Августина). 3) Псалмы по преимуществу спокойного, рассуждающего тона, представляющие собою благочестивые размышления и наставления псалмопевцев об уповании на Бога, о Промысле Божием, об откровенном законе, о различной судьбе праведных и нечестивых и других предметах веры и нравственности, преимущественно по поводу различных обстоятельств или собственной жизни различных псалмопевцев, или истории народа Божия. Псалмы эти вообще могут быть названы псалмами поучительными и в самой Псалтири, в надписаниях некоторых псалмов, называются маскил=учение, размышление. Таковы псалмы: 1, 2, 10, 11, 13, 14, 18, 19, 22, 23, 31, 35, 36, 41, 42, 48, 49, 51, 52, 57, 61, 77, 81, 100, 11, 118, 120, 124, 126, 127, 130, 131, 132, 136 и 138-й.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

   Чтобы помочь читателю найти псалмы, отвечающие его молитвенному настроению, предлагаем здесь следующий перечень псалмов по содержанию.    Благодарственные и хвалебные: Пс.33, Пс.65, Пс.66, Пс.91, Пс.95, Пс.96, Пс.102, Пс.103, Пс.116, Пс.145, Пс.149, Пс.150.    Прославляющие Бога: Пс.8, Пс.17, Пс.92, Пс.102, Пс.103.    Назидательные: Пс.1, Пс.40, Пс.32, Пс.45, Пс.84, Пс.89, Пс.100, Пс.111, Пс.126.    Изливающие скорбь: Пс.3, Пс.12, Пс.16, Пс.37, Пс.54, Пс.87, Пс.141, Пс.142.    Выражающие надежду на Бога: Пс.53, Пс.85, Пс.90, Пс.111, Пс.120.    Просящие о защите от врагов и неприятностей: Пс.3, Пс.4, Пс.24, Пс.40, Пс.54, Пс.69, Пс.Пс.142.    Покаянные: Пс.38, Пс.50.    Выражающие радость: Пс.32, Пс.83, Пс.114. Книга Притчей Соломоновых    Главным автором Книги Притчей был Соломон, сын Давида, царствовавший в Израиле за тысячу лет до Р.Х. Некоторые же части этой книги были написаны другими авторами. Так что Соломон может быть назван главным писателем Книги Притчей, как Давид — Псалтири. Когда Соломон, начиная свое царствование, вознес Богу свои молитвы и всесожжения (жертвы, которые сжигались), Бог явился ему ночью и сказал: «Проси, что Мне дать тебе» (2 Пар. 1:7). Соломон просил у Бога лишь одного — мудрости. Чтобы управлять народом Божиим. И сказал Бог Соломону: «За то, что ты просил этого и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства... но просил себе разума... вот, Я сделаю по слову твоему: вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе; и то чего ты не просил, Я даю тебе, и богатство и славу, так что не будет подобного тебе... во все дни твои». (3 Цар. 3:11-13). И, действительно, Соломон прославился своей мудростью, так что из далеких стран люди приходили его послушать. Многие изречения Соломона вошли в Книгу Притчей. В еврейской Библии Книга Притчей называется «Мишле Шеломо», у Семидесяти толковников — «Паремии», в славянской библии — «Притчи Соломона». У святых отцов она называется «Панаретос София» — «Премудрость всякой добродетели».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2610...

Пс.108:10. Движущеся да преселятся сынове его, и воспросят, да изгнани будут из домов своих. Пс.108:11. Да взыщет заимодавец вся, елика суть его, и да восхитят чуждии труды его. Пс.108:12. Да не будет ему заступника, ниже да будет ущедряяй сироты его. Пс.108:13. Да будут чада его в погубление, в роде едином да потребится имя его. Пс.108:14. Да воспомянется беззаконие отец его пред Господем, и грех матере его да не очистится. Пс.108:15. Да будут пред Господем выну, и да потребится от земли память их.    Как добродетель отцов часто искупляла согрешивших детей, как например: благочестие Давида — Соломона; так и злонравие отцов может навлечь наказание на подобных им детей, как соучастников злодейства отца своего (Феодорит). Пс.108:16. Занеже не помяну сотворити милость, и погна человека нища и убога, и умилена сердцем умертвити.    Разумеет Самого Господа, Который «обнища, богат сый, да мы нищетою Его обогатимся» (2 Кор. 8:9). «И умилена сердцем умертвити», т.е. скорбящего. Ибо Христос скорбел, видя их погибель (Афанасий). Пс.108:17. И возлюби клятву, и приидет ему: и не восхоте благословения, и удалится от него. Пс.108:18. И облечеся в клятву яко в ризу, и вниде яко вода во утробу его, и яко елей в кости его. Пс.108:19. Да будет ему яко риза, в нюже облачится, и яко пояс, имже выну опоясуется. Пс.108:20. Сие дело оболгающих мя у Господа, и глаголющих лукавая на душу мою.    Псалмопевец внушает, что бедствия у всех людей происходят от собственной их вины, когда они собственными своими делами и поступками отвергают добро и сами себя подвергают наказаниям. И не только за дела, но и за слова полагаются жесточайшие наказания (Златоуст). Пс.108:21. И ты, Господи, Господи, сотвори со мною имене ради Твоего, яко блага милость Твоя.    Господь молится здесь Отцу, как Человек, чтобы научить и нас скромности и смирению, когда нас обижают, и чтобы, таким образом, чрез смирение мы привлекли к себе помощь Божию (Златоуст). Пс.108:22. Избави мя, яко нищ и убог есмь аз, и сердце мое смятеся внутрь мене.    Об этом находим в священном Евангелии. Ибо исходя на страдание, сказал Он: «ныне душа Моя возмутися: и что реку? Отче, спаси Мя от часа сего, но сего ради приидох на час сей» (Ин. 12:27) (Афанасий, Феодорит).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

108 В конец, псалом Давиду. Настоящий псалом изображает страдания Христовы и будущие наказания Иуде и народу иудейскому. Должно же знать, что все, сказанное во псалме в виде желания, говорится пророчественно, например когда сказано: «диавол да станет, одесную его» ( Пс.108:6 ), употреблено это вместо: «станет». Ибо Псалмопевец не желает, чтобы совершилось это, а только предсказывает, что будет это, по причине злобы его. То же должно разуметь и о других подобных выражениях, каковы следующие: пусть и у них будут клеветники, и не отступят от них. А если будут судиться, да будут ими осуждены ( Пс.108:7 ). Даже, если призовут Тебя во время нужды, да вменится им это в грех по воспоминанию того, в чем они согрешили. «Сократи дни их» ( Пс.108:8 ), чтобы при жизни своей видели они, как другой восхитит достоинство, которого они не искупили должным образом. Потом истреби и их самих, так, чтобы несчастье перешло и на их потомство, чтоб сыны их сиротели, жена оставалась вдовою ( Пс.108:9 ), чтобы «сыны», влекомые и подвергаемые насилиям, несли наказание за отцовские преступления ( Пс.108:10–14 ). Пс.108:1 . Боже, хвалы моея не премолчи. Во всех церквах Христовых, возникающих и воссиявающих повсюду, Бог восхваляет Сына. Поэтому, говорит Христос Отцу: хотя предавший Меня Иуда думает воспрепятствовать хвале Моей, но восхвали Меня Ты, свидетельствуя о Божестве Моем, Которому не веровал Иуда, почему и предал Меня. Пс.108:2 . Яко уста грешнича и уста льстивого на Мя отверзошася. «Уста грешнича», т. е. уста диавола, потому что он поистине грешник. «Уста льстивого», т. е. Иуды, потому что оба говорили против Христа. Пс.108:4 . Вместо еже любити Мя оболгаху Мя. Пс.108:5 . и положиша на Мя злая за благая. Есть слова любви, есть слова ненависти, и слова не выражающие ни того, ни другого, Иуда льстил, как Учителю, и, по-видимому, домогался обманом предать Учителя. Пс.108:6 . Постави на него грешника. Грешник есть сам сатана, изобретатель греха. Сказано «постави» вместо «будет поставлен». На кого же «на него», как не на предателя Иуду?

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Слезы очищают пороки души ( 104, 1766 ). Слезы, исходящие от сокрушенного сердца, есть слова сердечной молитвы. Святитель Тихон Задонский ( 104, 1766 ). Святые отцы вмещают все делания инока, всю жизнь его в плач. Что значит плач инока? Это – его молитва ( 108, 164 ). Плач должен быть неотъемлемым качеством нашей молитвы, ее постоянным, неразлучным спутником и споспешником, ее душою ( 108, 164 ). Святые отцы называют плач вождем в духовном подвиге. Он должен предводительствовать всеми нашими благочестивыми помышлениями, направлять их к истинной цели ( 108, 165 ). При страшной скудости нашего времени в наставниках истинной молитвы, изберем себе в руководители и наставники плач. Он и научит молитве, и охранит от самообольщения ( 108, 165 ). Желающий избавиться от живущих в нем грехов – плачем избавляется от них, и желающий не впадать вновь в грехи – плачем избегает впадения в них. Это – путь покаяния ( 108, 191 ). Не плачущий здесь – будет вечно плакать. Невозможно не плакать или здесь произвольно, или невольно там, в муках ( 108, 191 ). Если человек не умертвит всех плотских вожделений своих и не стяжет... плача, то не может быть монахом. Все житие монаха – плач ( 108, 191–192 ). Плач, когда достигнет развития, не может облекаться в многомыслие и многословие, он довольствуется для выражения необъятного духовного ощущения самой краткой молитвой ( 108, 192 ). Если человек всеми силами потрудится для стяжания плача, то обретает его на служение себе, когда захочет ( 108, 192 ). В слезах таинственно живет утешение, и в плаче – радость ( 108, 198 ). Сеющие слезами – радостью пожнут ( 108, 193 ). Слезы естественны падшему человеческому естеству ( 108, 193 ). Слезы, как свойство падшего естества, заражены недугом падения подобно всем прочим свойствам. Иной бывает склонен к слезам по природе и при всяком удобном случае проливает слезы, такие слезы называются естественными ( 108, 194 ). Есть и греховные слезы. Греховными слезами называются слезы, проливаемые по греховным побуждениям ( 108, 194 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Остальное последование. Отпуст. Среда утром: (1) . Пс. 3 (,62 и 133). Слава Тебе, Боже. (2) . (XXXI): Пс. 63 (,64). Аллилуиа. (3) . (XXXII): Пс. 65 (,66). Ущедри мя, Господи. (4) . (XXXIII): Пс. 67 . Аллилуиа. Каждение. (5) . (XXXIV): Пс. 68 (,69). Спаси нас, Господи. (6) . (XXXV): Пс. 70 . Аллилуиа. (7) . (XXXVI): Пс. 71 (,72). Заступи мя, Господи. (8) . (XXXVII): Пс. 73 (,74). Аллилуиа. Вход в храм. Дан. 3,57–88 . Благословим Отца в конце песни. И ныне: Тебе неразрушимую стену. Синаксарион. Пс. 50 . Пентикостарион: Крест претерпел за меня , просвети душу мою молюся , Боже , и помилуй мя. Остальное последование. Отпуст. Среда вечером: (1) . Пс. 85 . Слава Тебе, Боже. (2) . (XXXVII): Пс. 73 (,74). Аллилуиа. (3) . (XXXVIII): Пс. 75 (,76). Сохрани мя, Господи. (4) . (XXXIX): Пс. 77 . Аллилуиа. (5) . (XL): Пс. 78 (,79). Милостив буди мне, Господи. (6) . (XLI): Пс. 80 (,81). Аллилуиа. (7) . (XLII): Пс. 82 (,83). Услыши мя, Господи. (8) . (XLIII): Пс. 84 . Аллилуиа. Пс. 140 . Кекрагарион: Исправи молитву мою , Господи, молюся и спаси мя. Не говорится о входе. Прокимен 560 . Остальное последование. Отпуст. Четверг утром: (1) . Пс. 3 (,62 и 133). Слава Тебе, Боже. (2) . (XLIII): Пс. 84 . Аллилуиа. (3) . (XLIV): Пс. 86 (,87). Помяни мя, Господи. (4) . (XLV): Пс. 88 . Аллилуиа. Каждение. (5) . (XLVI): Пс. 89 (,90). Сохрани мя. Господи. (6) . (XLVII): Пс. 91 (,92,93). Аллилуиа. (7) . (XLVIII): Пс. 94 (,95,96). Спаси нас, Господи. (8) . (XLIX): Пс. 97 (,98,99,100). Аллилуиа. Вход. Дан. 3,57–88 . Синаксарион. Пс. 50 . Пентикостарион: Из глубины беззаконий моих . возведи (мя) ,Господи , яко Петра из волн , и спаси мя. Хвалите ( Пс. 148,149 и 150). Тебе подобает песнь Богу. Остальное последование. Отпуст. Четверг вечером: (1) . Пс. 85 . Слава Тебе, Боже. (2) . (XLIX): Пс. 97 (,98,99,100). Аллилуиа. (3) . (L): Пс. 101 . Услыши мя, Господи. (4) . (LI): Пс. 102 . Аллилуиа. (5) . (LII): Пс. 103 . Милостив буди мне, Господи. (6) . (LIII): Пс. 104 . Аллилуиа. (7) . (LIV): Пс. 105 . Заступи мя, Господи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Пс.108:23. Яко сень, внегда уклонитися ей, отъяхся: стрясохся яко прузи.    Христос проводил жизнь подобно носимой ветром саранче, не имея у Себя ни города, ни веси, ни дома, но переходя с места на место; и подобно уклонившейся тени — принял конец жизни. «Сень» — тень, «прузи» — гусеницы (Афанасий). Пс.108:24. Колена моя изнемогоста от поста, и плоть моя изменися елеа ради.    Видишь ли, какое Он оружие употреблял против козней и злобы на Него? Он проводил жизнь, не допускавшую никаких излишеств, но строгую и суровую (Златоуст, Феодорит). Пс.108:25. И аз бых поношение им: видеша мя, покиваша главами своими.    Это исполнилось на кресте (см. Мф. 27:39) (Афанасий). Пс.108:26. Помози ми, Господи Боже мой, и спаси мя по милости Твоей. Пс.108:27. И да разумеют, яко рука Твоя сия, и Ты, Господи, сотворил еси ю. Пс.108:28. Прокленут тии, и Ты благословиши: востающии на мя да постыдятся, раб же Твой возвеселится.    Этими словами научает нас любомудрию и показывает, что хотя бы люди предавали праведника безчисленным бедствиям, при «благословении» Божием никакого вреда не бывает от них, но на них же самих обратится стыд и безчестие (Златоуст). Пс.108:29. Да облекутся оболгающии мя в срамоту, и одеждутся яко одеждею студом своим.    Смотри, как просит, чтобы они были преданы не наказанию, а «стыду» и посрамлению, чтобы это послужило для них уроком ко исправлению и поводом к перемене их к лучшему (Златоуст). Пс.108:30. Исповемся Господеви зело усты моими, и посреде многих восхвалю Его.    Христос — есть глава Церкви, а верующие называются телом Христа; и поэтому песнопения Церкви Господь именует собственными Своими песнопениями. Ибо «устами» Церкви «восхваляет» Отца (Афанасий, Феодорит). Пс.108:31. Яко предста одесную убогаго, еже спасти от гонящих душу мою.     «Убогий» разумеется Христос Сын Божий, обнищавший ради нашего спасения. В нравственном отношении «убогий» есть и тот, кто всегда имеет в душе смиренномудрие, кто не признает в себе никакого своего действия в добродетели без Бога (Максим).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Об этом находим в священном Евангелии. Ибо исходя на страдание, сказал Он: «ныне душа Моя возмутися: и что реку? Отче, спаси Мя от часа сего, но сего ради приидох на час сей» ( Ин. 12, 27 ) (Афанасий, Феодорит). Пс.108:23 .  Яко сень, внегда уклонитися ей, отъяхся: стрясохся яко прузи. Христос проводил жизнь подобно носимой ветром саранче, не имея у Себя ни города, ни веси, ни дома, но переходя с места на место; и подобно уклонившейся тени – принял конец жизни. «Сень» – тень, «прузи» – гусеницы (Афанасий). Пс.108:24 .  Колена моя изнемогоста от поста, и плоть моя изменися елеа ради. Видишь ли, какое Он оружие употреблял против козней и злобы на Него? Он проводил жизнь, не допускавшую никаких излишеств, но строгую и суровую (Златоуст, Феодорит). Пс.108:25 .  И аз бых поношение им: видеша мя, покиваша главами своими. Это исполнилось на кресте (см. Мф. 27, 39 ) (Афанасий). Пс.108:26 .  Помози ми, Господи Боже мой, и спаси мя по милости Твоей. Пс.108:27 .  И да разумеют, яко рука Твоя сия, и Ты, Господи, сотворил еси ю. Пс.108:28Прокленут тии, и Ты благословиши: востающии на мя да постыдятся, раб же Твой возвеселится. Этими словами научает нас любомудрию и показывает, что хотя бы люди предавали праведника безчисленным бедствиям, при «благословении» Божием никакого вреда не бывает от них, но на них же самих обратится стыд и безчестие (Златоуст). Пс.108:29 .  Да облекутся оболгающии мя в срамоту, и одеждутся яко одеждею студом своим. Смотри, как просит, чтобы они были преданы не наказанию, а «стыду» и посрамлению, чтобы это послужило для них уроком ко исправлению и поводом к перемене их к лучшему (Златоуст). Пс.108:30 .  Исповемся Господеви зело усты моими, и посреде многих восхвалю Его. Христос – есть глава Церкви, а верующие называются телом Христа; и поэтому песнопения Церкви Господь именует собственными Своими песнопениями. Ибо «устами» Церкви «восхваляет» Отца (Афанасий, Феодорит). Пс.108:31 .  Яко предста одесную убогаго, еже спасти от гонящих душу мою. «Убогий» разумеется Христос Сын Божий, обнищавший ради нашего спасения. В нравственном отношении «убогий» есть и тот, кто всегда имеет в душе смиренномудрие, кто не признает в себе никакого своего действия в добродетели без Бога (Максим).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

Святые отцы предостерегают от прелести всякого, упражняющегося в какой бы то ни было добродетели. Источник прелести, как и всякого зла, диавол, а не сама добродетель ( 108, 222 ). Всякий человек более или менее склонен к прелести, потому что самая чистая природа человеческая имеет в себе нечто горделивое ( 108, 224 ). Святой Симеон Новый Богослов , рассуждая о случающейся безуспешности молитвенного подвига и о плевелах прелести, возникающих из него, приписывает причину и безуспешности и прелести несохранению правильности и постепенности в подвиге ( 108, 226 ). Как гордость есть вообще причина прелести, так смирение – .добродетель прямо противоположная гордости – служит верным предостережением и предохранением от прелести ( 108, 228 ). Прелесть есть повреждение естества человеческого ложью. Прелесть есть состояние всех людей без исключения, произведенное падением праотцев наших ( 108, 230 ). Величайшая прелесть признавать себя свободным от прелести (108.230). Прелесть есть усвоение человеком лжи, принятой им за истину (108.231). Наши праотцы прельстились, то есть признали истиною ложь, и, приняв ложь под личиной истины, неисцелимо повредили себя смертоносным грехом... ( 108, 231 ). Верный слову Божию.., действуя под руководством Евангелия против собственного обольщения, укрощая страсти, этим уничтожая мало-помалу влияние на себя падших духов.., мало-помалу выходит из состояния прелести в область истины и свободы... ( 108, 232 ). Все виды бесовской прелести, которым подвергается подвижник молитвы, возникают из того, что в основание молитвы не положено покаяние, что покаяние не сделалось источником, душой, целью молитвы ( 108,233 ). Покаяние, сокрушение духа, плач – признаки... правильности молитвенного подвига, отсутствие их – признак уклонения в ложное направление, признак самообольщения, прелести или бесплодия ( 108, 233–234 ). «Мнение» составляется из ложных понятий и ложных ощущений, по этому своему свойству оно вполне принадлежит к области отца и представителя лжи диавола ( 108, 247–248 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Немедленно по появлении естественных и греховных слез мы должны, как повелевают святые отцы, прелагать их на богоугодные, то есть изменять побуждение слез: приводить себе на память согрешения наши... Суд Божий – и плакать по этим причинам ( 108, 194 ). Слезы страха Божия и покаяния суть дар Божий ( 108, 194 ). Причина слез – зрение и сознание своей греховности... причина слез – нищета духа; будучи сама по себе блаженством, она рождает другое блаженство – плач, питает, поддерживает, усиливает его ( 108, 194, 195 ). Труд, предваряющий слезы, заключается в благоразумном воздержании от пищи и пития, в благоразумном бдении, в нестяжании, в отвлечении внимания от всего, окружающего нас, в сосредоточении его в самих себе ( 108, 196 ). Без умерщвления для мира невозможно стяжать плач и слезы, мы стяжаем их по мере умерщвления миру ( 108, 196 ). Делание плача, будучи неразлучным с деланием молитвы, требует тех же условий для преуспеяния, в каких нуждается и молитва ( 108, 196 ). Для гласной молитвы и плача необходимо уединение, по крайней мере келейное, это делание не имеет места посреди братий ( 108, 198 ). Слезы, проливаемые о грехах, сначала бывают горьки, изливаются при болезни и томлении духа, которые дух сообщает и телу. Мало-помалу начинает соединяться со слезами утешение, состоящее в особенном спокойствии, в ощущении кротости и смирения ( 108, 198–199 ). Когда же дар слез усилится в нас Божией милостью, тогда укрощается внутренняя борьба, утихают помыслы, начинает действовать в особенном развитии умная молитва, или молитва духа, насыщая и увеселяя внутреннего человека ( 108, 199 ). Скорби и болезни покаяния заключают в себе семя утешения и исцеления. Это таинство открывается плачем ( 108, 202 ). Святые отцы повелевают пребывать в том делании, в котором приходят слезы, потому что слезы – плод, а цель монашеской жизни – достижение плода тем средством, которым благоугодно Богу доставить плод ( 108, 203 ). Сущность покаяния заключается в смирении и сокрушении нашего духа, когда дух восплачет по причине смирения ( 108, 204 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010