Пс.105:26 .   И поднял Он руку Свою на них, чтобы низложить их в пустыне. Пс.105:27 .   Низложить племя их в народах и рассеять их по землям. «И воздвиже руку Свою на ня, низложити я в пустыни», «И низложити семя их во языцех, и расточити я в страны». Господь хотел подвергнуть их казни, которая соответствовала бы их неверию, и навести на всех вместе пагубу; но, водясь обычным Ему человеколюбием, отчасти только наказал их. Пс.105:28 .   Они прилепились к Ваалфегору и ели жертвы бездушным. Пс.105:29 .   И раздражали Бога делами своими, и вторглась к ним язва. «И причастишася Веелфегору, и снедоша жертвы мертвых»: «И раздражиша Его в начинаниих своих». Предавшись снова невоздержанию, и смесившись с женами Моавитян, обучились их нечестию. Веелфегор же есть идол, чтимый Моавитянами; и Фегором называлось место, где стоял идол, а самый идол именовался Ваалом. Говорят же, что на языке эллинском называется он Кроном. «Жертвами мертвых» Пророк именует так называемыя у Эллинов возлияния, которыя имели они обычай приносить мертвым. Но не погрешит, кто и самых, так называемых ими богов, наименует мертвыми. «И умножися в них падение». Ибо наслал еще на них другаго рода смерть. Пс.105:30 .   И восстал Финеес и произвел суд, – и остановилась язва. «И ста Финеес и умилостиви, и преста сечь». Пс.105:31 .   И это вменено ему в праведность в роды и роды во веки. «И вменися ему в правду, в род и род до века». Слово: " сечь» Симмах перевел: язва. Это показывает и история. Ибо Замврия, который имел безстыдство явно блудодействовать с некоею Мадианитянкою, Финеес пронзил копьем вместе с сею женщиною. Бог, прияв ревность, похвалил его самаго, но воспретил подвергать казни других. Пс.105:32 .   И прогневали Бога у вод Меривы, и Моисей потерпел за них. Пс.105:33 .   Ибо они огорчили дух его, и он погрешил устами своими. «И прогневаша Его на воде пререкания, и озлоблен бысть Моисей их ради»: «Яко преогорчиша дух его, и разнствова устнама своима». Ибо, приступив к Моисею, который оплакивал сестру, с великим безчинием просили удовлетворить их нужде; а он, изнемогая духом и видя их невоздержание, объятый и гневом и скорбию, не с обычным ему послушанием исполнил Божие повеление, но, выразив в словах некое сомнение, ударил в камень, и извел воду.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Во многих образах псалмов, где нечестивец открывает рот на праведного и его слова и шепот имеют целью причинение вреда, подразумеваются, вероятно, магические попытки заколдовать Божий народ. Господь ненавидит людей, «улавливающих души» с помощью магических ритуалов ( Иез.13:18–20 ). Пс.108 представляет собой молитву о том, чтобы нечестивцы носили собственные проклятия, как одежду. Иов заявляет о своей невиновности перед врагом словами: «Не позволял я устам моим грешить проклятием души его» ( Иов.31:30 ). С другой стороны, нарушение клятвы подвергает человека проклятию, скрепившему клятву ( Втор.29:21 ). Проклятие «поедает землю» из-за совершенных беззаконий ( Ис.24:6 ; ср. Иер.23:10 ). Иррациональное или саморазрушительное поведение осуждается как внушенное чарами врагов. Такую метафору Павел использует в отношении необъяснимого перехода галатов от веры к закону ( Гал.3:1 ). Сбивать с пути могут и сами злые духи ( 1Тим.4:1 ). Центральное место в магии занимает представление, что символы движут той силой, которую они обозначают. Слова – это символы и даже больше того. Они обладают силой сами по себе. Для Иоанна Слово есть Бог ( Ин.1:1 ). Слово Божье сотворило небеса ( Пс.32:6; 148:5–8 ) и держит своей силой все творение ( Евр.1:3 ). Как грозный глас Бога творит ( Пс.17:16 ) и восстанавливает порядок в творении ( Пс.103:7 ; Иов.26:11 ), так и глас Иисуса исцеляет ( Мф.17:18 , пар. Лк.9:42 ; Лк.4:35, 39, 41 ). Бог запрещает морю, то же самое делает Иисус ( Мк.4:39 ; ср. Пс.105:9 ). Иисус похвалил веру сотника, попросившего: «Скажи только слово, выздоровеет слуга мой» ( Мф.8:8 ; Лк.7:7 ). В сжатом описании Матфея изгнания бесов Иисусом просто говорится: «Он изгнал духов словом» ( Мф.8:16 ). Невыразимое имя Бога, произнесенное чистым и святым человеком, вызывает у врагов ужас. Когда Иисус сказал: «Это Я», – пришедшие арестовать Его пали на землю ( Ин.18:6 ). Имя Иисуса как имеющего власть над злыми духами быстро распространилось даже среди иудейских заклинателей ( Деян.19:13 ). Впоследствии слова Иисуса на арамейском языке стали для заклинателей магическими формулами ( Мк.5:41; 7:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Повелел же он исчислить всех пришельцев и одних определил каменосечцами, а другим приказал носить тесаные камни. Дал приказание очищать и обтесывать камни в самих каменоломнях и потом уже переносить. А сие «не созиждеши дому имени Моему, яко многи крови пролиял еси на землю предо Мною» ( 1Пар.22:8 ), сказано, думаю, с тем, чтобы воспользовались сим совершающие убийства. Ибо не укорил бы царя за правдивое убийство Тот, Кто правдивое убийство Финееса наименовал жертвою. Притом Финеес был священник, удостоенный похвалы. Сказано: «Финеес сын Елеазара утоли гнев Мой, егда возревнова о ревности Моей» ( Чис.25:11 ). Да и сам пророк Давид по прошествии многих родов сказал: «и ста Финеес и умилостиви, и преста сечь; и вменися ему в правду, в род и род до века» ( Пс.105:30–31 ). И законодатель Моисей, употребив в содействие левитов, предал смерти три тысячи посвятивших себя тельцу. И великий Самуил собственною рукою умертвил Агага. И великий Илия избил восемьсот пятьдесят пророков и священников Вааловых. Итак, по другой причине не сам Давид, но сын его создал храм Божий. Поскольку Христос, по плоти сын Давидов, а как Бог и Господь и Владыка Давидов, имел по всей вселенной воздвигнуть церкви, то не попустил Давиду создать храм иудейский, повелел же сие соделать сыну его, которого наименование предызображало мир нашего Спасителя, потому что имя Соломон в переводе значит «миротворный» и Господь наш именуется миром. Сему свидетель блаженный Павел, который взывает: «Той есть мир наш, сотворивый обоя едино, и средостение ограды разоривый» ( Еф.2:14 ). Глава 23 Между тем история показывает число левитов и то, скольким тысячам из них повелено заведовать домостроительством, и скольким – судить и преподавать закон, и скольким – быть придверниками и охранять входы во храм, скольким также – воспевать и песнословить Господа всяческих ( 1Пар.23:3–5 ). Сказует же, что и потомки Моисеевы причислены к левитам. Ибо сказано: «Моисей же человек Божий и сынове его причтены суть в колено Левиино» ( 1Пар.23:14 ). Глава 24

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

События исхода народа из Египта и странствий в пустыне для всей лит-ры ВЗ имеют смысл начала истории Израиля как народа, избранного Богом ( Noth. S. 2-3; Rad. S. 189-192; Preuss. Bd. 1. S. 43-51). В повествованиях об этих событиях осмысляется основополагающий для всей последующей истории Израиля опыт взаимоотношений народа с Яхве. Поэтому большая часть ветхозаветных высказываний о В. и неверии связана именно с этими преданиями. В. в Исх 4. 1, 5, 8-9, 30-31 есть признание народом того, что Бог действительно явился Моисею , и согласие следовать указаниям Божиим, возвещенным через него, т. е. послушание (в Исх 4. 8, 9 и 31 глагол   - верить, употребляется в параллелизме с   - слышать, слушать). Для всей этой группы высказываний характерно, что В. в них тесно связана с чудесами. Чудеса должны служить подтверждением сказанного и как следствие - основанием для В. В Исх 4. 1, 5, 8-9 Сам Яхве велит Моисею совершать чудеса в случае недоверия к его сообщению со стороны народа. Об исключительности такой функции чудес в данном случае говорит то, что они не имеют никакой связи с содержанием сообщения, в отличие от символических действий др. пророков: в Исх 4. 30-31 знамения, показанные Моисеем, предваряют проявление В. народом; в Исх 19. 9 утверждается, что народ должен поверить, потому что услышит, как Бог говорит с Моисеем; в Исх 14. 31 (ср.: Пс 105. 12) израильтяне поверили, потому что увидели «руку великую, которую явил Господь над Египтянами». Если в ключевых моментах истории исхода народ все же отвечает В. на знамения (Исх 4. 31) и спасительные деяния Божии (Исх 14. 31), то история странствий в пустыне проходит под знаком ропота и неверия народа. В Числ 14. 11 Яхве возмущен неверием израильтян, отказавшихся войти в Ханаан, при этом обвинение в неверии также связывает В. с чудесами: Израиль не верит, несмотря на знамения (Пс 77. 22-32). Даже Моисей и Аарон проявляют неверие (Числ 20. 7-11), что также влечет за собой наказание в виде невозможности для них войти в землю обетованную (Числ 20. 12). Смысл В., о к-рой говорится в повествованиях об исходе и странствиях в пустыне,- доверие Богу и решимость следовать Его указаниям, ведущим к исполнению обетования о земле. Эта В. всегда основана на очевидности утверждающих ее знамений и чудес. Неверие народа, несмотря на очевидность, выступает здесь как прямая антитеза В. Авраама, к-рый веровал, несмотря на очевидность. Бог избирает народ Израиля для В., и когда народ перестает соответствовать своему назначению, это вызывает гнев Божий, наказание, историческая судьба народа ставится под угрозу. Подобно В. Авраама, неверие народа, так ярко запечатленное в преданиях о странствиях в пустыне, является парадигмой для всей ветхозаветной традиции (Втор 1. 32; 9. 23; 4 Цар 17. 14; Пс 77. 32; 105. 24). В. в пророческих книгах

http://pravenc.ru/text/150359.html

1. И. как индивидуальное, личное спасение. Это либо мольба об И., либо благодарение Бога за то, что Он избавил от реальной опасности, спас в ситуации, к-рая не предполагала разрешения «естественным» путем и неумолимо вела к гибели. Таковой, напр., в Свящ. Писании представлена вся жизнь царя Давида : подводя итог своей жизни, он восклицает: «Жив Господь, избавлявший (  ) душу мою от всякой беды!» (3 Цар 1. 29). Господь искупает, спасает от «зла», «беды», «скорби», «коварства», «насилия» (Быт 48. 16; 2 Цар 4. 9; 3 Цар 1. 29; Пс 71. 14); «смерти», «могилы», «преисподней» (Иов 5. 20; 33. 24, 28; Пс 48, 16; 70. 23; 102. 4); «врага», «мучителя», «грешника» (Иов 6. 23; Пс 25. 11; 30. 6; 33. 23; 54. 19; 68. 19; 105. 10; 118. 134; Плач 3. 58). 2. И. как спасение Израиля. Понимание явленного Господом спасения оформляется в т. ч. как образ И. Им Израиля. Таково событие Исхода , начинающее свящ. историю ветхозаветного Израиля искупительным деянием Бога. Господь вызволяет Израиль из егип. рабства, искупая его в Свой народ (Исх 6. 6; 15. 13 -   Втор 7. 8; 9. 26; 13. 5; 15. 15; 21. 8; 24. 18; 2 Цар 7. 23; 1 Пар 17. 21; Неем 1. 10 -  ). Вся дальнейшая история ветхозаветного Израиля совершается под знаком Божия И. (Пс 24. 22; 43. 27; 73. 2; 76. 16; 77. 42; 106. 2; 110. 9; 129. 7-8; Ис 1. 27; 29. 22; 35. 9-10; 43. 1; 44. 22-23; 47. 4; 48. 20; 51. 10-11; 52. 3, 9; 62. 12; 63. 9; Иер 15. 21; 31. 11; Ос 7. 13; 13. 14; Мих 4. 10; 6. 4; Зах 10. 8). Господь именуется Искупителем (  ) Израиля (Иов 19. 25; Пс 18. 15; 77. 35; Ис 41. 14; 43. 14; 44. 6, 24; 47. 4; 48. 17; 49. 7, 26; 54. 5, 8; 59. 20; 60. 16; 63. 16; Иер 50. 34; «...имя Твое: «Искупитель наш»» - Ис 63. 16). Для понимания существа религ. И. в ВЗ важно определить, предполагается ли текстом И. как самостоятельный акт или это - одна из метафор спасения. Собственно спасение в евр. языке выражается словарными рядами с корнем   к-рые в целом ряде библейских пассажей соотносятся со словами от корней   и   как синонимы (Пс 30. 3, 6; 54. 17, 19; 71. 13-14; 105. 10; Ис 49. 25-26; 63. 9; Иер 15. 20-21; 31. 7; Зах 10. 6, 8).

http://pravenc.ru/text/Искупление.html

Слово Божие написано для нашего наставления: А все, что написано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из писаний сохраняли надежду ( Рим.15:4 ). Все это происходило с ними, как образы: а описано в наставление нам, достигшим последних веков ( 1Кор.10:11 ). Слово Божие есть истина: Основание слова Твоего истинно, и вечен всякий суд правды Твоей ( Пс.118:160 ). Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина ( Ин.17:17 ). Слово Божие есть жизнь: Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни ( Ин.6:68 ). Слово Божие есть дух и жизнь: Дух животворит; плоть не пользует ни мало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь ( Ин.6:63 ). Слово Божие · описано как чистое: Бог ! – непорочен путь Его, чисто слово Господа, щит Он для всех, надеющихся на Него ( 2Цар.22:31 ). Слова Господни – слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное ( Пс.11:7 ). Всякое слово Бога чисто; Он – щит уповающим на Него ( Притч.30:5 ); · верное и твердое: Откровения Твои, которые Ты заповедал, правда и совершенная истина ( Пс.118:138 ). Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый ( 1Тим.1:15 ); · живое и действенное: Слово Божие живо и действенно и острие всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные ( Евр.4:12 ); · свет: Слово Твое светильник ноге моей и свет стезе моей ( Пс.118:105 ). · дождь, роса: Польется как дождь учение мое, как роса речь моя, как мелкий дождь на зелень, как ливень на траву ( Втор.32:2 ). Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтоб она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест ( Ис.55:10 ): так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, – оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его ( Ис.55:11 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Пс.105:23 .  И хотел истребить их, если бы Моисей, избранный Его, не стал пред Ним в расселине, чтобы отвратить ярость Его, да не погубит [их]. «Моисей... стал пред Ним в расселине» – образ гнева Божия, который хотел погубить свой народ, как стрелок из-за скал убивает нужного ему зверя, на которого охотится. Моисей умолил Господа, и кара, заслуженная евреями, миновала последних ( Исх. 32:11, 31–35 ). Пс.105:24 .  И презрели они землю желанную, не верили слову Его; «Презрели они землю желанную, не верили слову Его». Указывается тот факт, что по возвращении соглядатаев, которые вместе с рассказом о плодородии Палестины говорили и о грозных исполинах, обитателях ее, евреи испугались предстоящей им и, по их мнению, непосильной борьбы, и Палестина потеряла ценность страны желанной. В этом факте – выражение неверия тому обетованию, которое Бог дал им относительно завоевания Палестины. Пс.105:28 .  Они прилепились к Ваалфегору и ели жертвы бездушным, «Они прилепились к Ваалфегору» – богу аммонитян. Это было после победы над мадианитянами, когда евреи вызвали недовольство Моисея тем, что не избили женщин Мадиамских, так как последние, по совету Валаама, явились орудием, отвлекшим, сынов Израилевых от Господа. – «Ели жертвы бездушным» – ели жертвенные мяса, приносимые идолам. Пс.105:30 .  И восстал Финеес и произвел суд, – и остановилась язва. Ревность Финееса, внука Аарона, послужила источником прекращения гнева Божия на евреев за их увлечение Ваал-Фегором ( Чис. 25:1–14 ). Пс.105:31 .  И это вменено ему в праведность в роды и роды во веки. За родом Елеазара, к которому принадлежал Финеес, оставалось первосвященство до Илия, и от Соломона до Маккавеев, что было наградой за обнаруженную им ревность. Пс.105:41 .  и предал их в руки язычников, и ненавидящие их стали обладать ими. «Предал их в руки язычников» – вероятно, здесь разумеется пленение вавилонянами. Пс.105:45 .  и вспоминал завет Свой с ними и раскаивался по множеству милости Своей; Господь «раскаивался» не в смысле сознания ошибочности Своих действий, так как у Господа заблуждений не может быть, но в смысле – снизошел к евреям, отменил проявление Своего праведного на них гнева.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Виднэс М. Б. Неизвестный отрывок Псалтыри из Вестероса в Швеции//ТОДРЛ. 1971. Т 26. С. 352–356. Αn Early Slavonic Psalter from Rus. Vol. 1. Photoreproduction/Ed. by M. Altbauer, H. G. Lunt. Camb. (Mass.), 1978. Schenker A. Psalmen in den Hexapla: Erste krit. u. vollst. Ausg. der hexaplarischen Fragmenme auf dem Rande der Hs. Ottobianus graecus 398 zu den Ps. 24–32 . Città del Vaticano, 1982 (Studi e Testi; 295). 497 ρ. Норовская Псалтирь: Среднеболгарская рукопись XIV в. Ч. 1–2. София, 1989. Князевская О. А. [Рец.] Новая публикация славянской рукописи из ГИМ: Норовская псалтирь – среднеболгарская рукопись 14 в.//Археографический ежегодник за 1989 г. М., 1990. С. 329. Psalterii Sinaitici pars nova (monasterii s. Catharinae codex slavicus 2/N)/Sub red. Fr. V. Mares. Wien, 1997 (Österreichische Akademie der Wissenschaften, Phil.-hist. Klasse; Schriften der Balkan-Komision. Philologische Abteilung; 38). XXIV, 201 S. Библия 1499 года и Библия в синодальном переводе: С илл.: В 10 т. Т. 4. Псалтирь. М., 1997. 344 с. Фототипическое воспроизведение Псалтири из Геннадиевской Библии. Прозаические переводы с греческого и церковнославянского Псалтирь 1683 г. в пер. Аврамия Фирсова/Подг. текста, словоуказ. и пред. Е. А. Целуновой. München, 1989 (Slavistische Beitr.; 243). 652 с. Пер. еп. Порфирия (Успенского) : Образцы русского перевода священных книг Ветхого Завета 72 толковников: Образец второй: Псалтирь//ТКДА. 1869. 4. С. 37–70 [ Пс. 1–25 ]; Пятьдесят псалмов (26–75): Переведены с рукописной Псалтири 862 г.//ТКДА. 1873. 12. С. 173–240; Псалмы 76–118: Переведены с греческой рукописной Псалтири 862 г.//ТКДА. 1875. 8–11. С. 1–104. Отд. изд.: Порфирий, еп. [Чигиринский (Успенский К. А.)]. Псалтирь в русском переводе с греческого. 1 Киев, 1874 [ Пс. 175 ] – 1875 [ Пс. 76–150 ]; 2 СПб., 1893. 242 с.; 3 1906. 225 с. [на обложке: Изд. 2-е.]. Г. П. Федотов. Шестопсалмие: [Новый пер.]//Вестник Русского (Студенческого) Христианского Движения. Париж, 1952. 6. С. 21–23. Он же. Псалмы//Там же. 2001. 182. С. 101–112 ( Пс. 1–15 ); Он же. Перевод Псалтири//Там же. 2002–1. 183. С. 63–79 ( Пс. 16–30 );·2002-II. 184. С. 20–25 ( Пс. 32–35 ); 2003–I. 185. С. 96–107 ( Пс. 36–45 ); 2003–II. 186. С. 35–40 ( Пс. 46–50 ); 2004–II. 188. С. 93–103 ( Пс. 51–63 ); 2005–I. 189. С. (?) ( Пс. 64–79 ); 2005–II, 2006–I. 190. С. 19–31 ( Пс. 80–90 ); 2006–II. 191. С. 42–59 ( Пс. 91–105 ). [Продолжение следует.]

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Бык как образ руководства . Еврейское слово abbir («жеребец», «бык», «сильный» или «властный») в Пс.21:13 и Пс.49:13 ясно относится к быку или волу, но в других местах, где подразумевается человек, смысл не столь очевиден («Укроти ... стадо волов среди тельцов народов» Пс.67:31 ; «сильный» NIV, «бык» RSV, Ис.10:13 ). Когда abbir используется применительно к Богу Иаковлеву («от рук мощного Бога Иаковлева» Быт.49:24 ), в современных переводах слово «бык» не употребляется, чтобы избежать ассоциаций с образом Ваала как быка. Как в случае с назореем Самсоном, библейский образ быка последовательно связывается со славой и величием земной силы, подчиненной воле Бога, но когда сила становится самонадеянной, она быстро и безжалостно ослабляется. Таким образом, бык становится метафорой человеческого руководства ( Ис.34:7 ; ср. «олени» в Плч.1:6 ). Он входит в одну группу со львом, орлом и человеком в апокалиптических описаниях четырех живых существ, поклоняющихся Богу ( Иез.1:10 ; Откр.4:7 ), и его физическая сила дополняет способности, выраженные в трех других образах. Царь Навуходоносор, бросивший вызов Богу, в своем безумии «ел траву, как вол» ( Дан.4:30 ): могущественный когда-то человек, смиренный судом Бога, подражает поведению вола. В поэзии и пророчествах сравнение с волом тоже указывает на упадок человеческой славы ( Пс.105:20 ; Притч.7:22 ; Ис.1:3 ). Но в гиперболическом сравнении послушный вол противопоставляется непокорному Израилю ( Ис.11:7; 65:25 ). Он служит примером удовлетворенности и сотрудничества с Творцом. Прирученный бык: работа, сила, богатство . Другая сторона библейского образа быка высвечивает его ценность как одомашненного животного. В противоположность буйному дикому быку, прирученный вол способствовал развитию цивилизации ( Иов.39:9–12 ). Помимо продуктов питания, получаемых от коров – молока, сыра, масла, – бык представлял ценность для развития экстенсивного земледелия, которое в ином случае было бы невозможным ( Притч.14:4 ). Сгорбленная холка вола, легко приспосабливаемая под простое ярмо, делала удобным его использование для перевозки тяжелых грузов, не стесняя дыхания животного (в отличие от лошади, которую нельзя было использовать как тягловую силу до изобретения лошадиного хомута).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Кровь как показатель нечистоты . Когда кровь находится внутри тела, о ней можно не думать, но когда она выступает наружу, не замечать ее нельзя. Вытекающая из пораненного тела кровь символизирует разрушение структуры жизни. Кровь, пролившаяся в результате насилия или несчастного случая, нарушает чистоту творения. С кровью животных обращались в соответствии со строгим ритуалом. Ее нельзя было оставлять, не прикрыв землей ( Лев.17:13 ). Человеческая кровь обладала еще большей силой осквернения ( Пс.105:38 ; Ис.59:3 ; Плч.4:14 ). Даже к естественным кровотечениям женщин следовало относиться в соответствии со строгими законами чистоты ( Лев.12 ). В хронических случаях больные фактически подвергались остракизму ( Лк.8:43 ). Противопоставляя Божью праведность человеческим попыткам достигнуть чистоты, Исаия не нашел более отталкивающего образа, чем сравнение всех наших праведных дел с запачканной кровью одеждой ( Ис.64:6 ). Кровь как предзнаменование . Вид яркого красного цвета свежей крови до сих пор поражает с почти противоестественной силой. Считалось, что в кровь превращаются и другие элементы, необычным образом меняющие свой цвет на красный. Как человеческая кровь свидетельствовала о ранении тела, так и кровь в мироздании указывала на кровотечение во вселенной и вызывала большой страх. Как знамение для Египта, воды Нила превратилась в кровь ( Исх.4:9; 7:17 ). В предзнаменование для моавитян с восходом солнца вода стала красной, как кровь ( 4Цар.3:22 ). В Откровении тоже используется образ воды, превращающейся в кровь ( Откр.8:8; 16:4 ). Иоиль предупреждает о знамениях – кровь на небе и луна, превратившаяся в кровь ( Иоил.2:30–31 ). Об этих знамениях дня Господнего говорит Петр ( Деян.2:19 ), и они вновь появляются в видении Иоанна ( Откр.6:12 ). Кровь как жертва и умилостивление . В Ветхом Завете пролитие человеческой крови рассматривалось как смертный грех: «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека» ( Быт.9:6 ). Кровь животных, по ветхозаветному закону, проливать разрешалось, но только при соблюдении ритуальных правил. К этой крови следовало относиться с большим уважением. Ее нельзя было употреблять в пищу ( Лев.17:10 ), и она играла важнейшую роль в обряде жертвоприношения. Кровь животного не только проливалась, она приносилась на святое место, символизировавшееся, например, жертвенником или крышкой ковчега завета во Святом-святых (см. ХРАМ ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010