12. Мы также должны избегать риска свести значение благословений только к этой перспективе, поскольку это привело бы нас к тому, что для простого благословения требовались бы те же нравственные условия, что и для принятия таинств. Этот риск требует, чтобы мы еще больше расширили эту перспективу. Ведь существует опасность, что пастырский жест, столь любимый и распространенный, будет обставлен слишком большим количеством моральных условий, которые под предлогом контроля могут затмить безусловную силу Божьей любви, на которой основан жест благословения. 13. Именно в этой связи Папа Франциск призвал нас «не терять пастырского милосердия, которое должно пронизывать все наши решения и отношения», и не быть «судьями, которые лишь отрицают, отвергают, Давайте же ответим на его предложение, разработав более широкое понимание благословений. Благословения в Священном Писании 14. Чтобы размышлять о благословениях, собирая различные перспективы, нам следует позволить просветить себя, прежде всего, голосу Священного Писания. 15. «Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лицо Свое на тебя и даст тебе мир!» (Чис. 6, 2426). Это «священническое благословение», которое мы находим в Ветхом Завете, в частности в книге Чисел, имеет «нисходящий» характер, поскольку представляет собой призыв благословения, нисходящего от Бога на человека: оно является одним из древнейших текстов божественного благословения. Существует и второй тип благословения, который мы находим на библейских страницах, – тот, что «восходит» от земли к небу, к Богу. Благословение, таким образом, означает восхваление, празднование, благодарность Богу за Его милость и верность, за чудеса, которые Он сотворил, и за все, что произошло по Его воле: «Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя – святое имя Его» (Пс. 102(103):1). 16. Богу, который благословляет, мы также отвечаем благословением. Мелхиседек, царь Салема, благословляет Авраама (см. Быт. 14:19); Ревекку благословляет ее семья, незадолго до того, как она становится женой Исаака (см. Быт. 24:60), который в свою очередь благословляет своего сына Иакова (см. Быт. 27:27). Иаков благословляет фараона (ср. Быт. 47:10), своих внуков Ефрема и Манассию (ср. Быт. 48:20) и всех своих двенадцать сыновей (ср. Быт. 49:28). Моисей и Аарон благословляют общину (ср. Исх. 39:43; Лев. 9:22). Главы семейств благословляют своих детей на свадьбе, перед отправлением в путь, в преддверии смерти. Таким образом, эти благословения предстают как изобильный и безусловный дар.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Вечность Божия означает то, что Бог свободен от всех условий времени. В Св. Писании это качество: 1) усвояет неоднократно Себе Сам Бог: живу Аз во веки ( Втор. 32:40 ) Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец ( Апок.1:8 ; Ис.43:10 ; Исх.3:14 ); приписывали Ему пророки, например, Давид ( Пс.101:26–28 ст.; Пс. 89:3, 5 ); приписывают и новозаветные писатели, из которых ап. Павел называет Бога царем веков нетленным ( 1Тим.1:17 ), ап. Петр, повторив слова Псалмопевца, что у Бога тысяща лет яко день един, присоединяет: и един день пред Господом яко тысяща лет ( 2Петр.3:8 ). Неизменяемость Божия есть такое свойство, по которому Бог всегда остается один и тот же и в существе Своем, и в совершенствах, и в действиях. Изображая это свойство, Св. Писание. – 1) устраняет от Бога всякую изменяемость, какая приметна в человеке: не яко человек Бог колеблется, ниже яко сыт человеческий изменяется; 2) устраняет всякую изменяемость, приметную во внешней природе ( Пс.101:26–28 ); свидетельствует, что в Боге нет и тени перемены ( Иак.1:17 ); наконец, представляет Самого Бога говорящим: Аз Господь Бог ваш, и не изменяюся ( Мал.3: 6 ). Всемогущество приписывается Богу в том смысле, что Он имеет неограниченную силу все производить и над всем владычествовать. В Свящ. книгах находится много мест, изображающих это свойство. Они свидетельствуют: 1) о всемогуществе Божием – вообще: Вем яко вся можеши, невозможно же Тебе ничтоже ( Иов.42:2 ); у Бога вся возможна ( Мф.19:26 ); 2) – в творении: Той рече и быша, Той повеле и создашася ( Пс.32:9 ; пс. 113:11); 3) – в промышлении о тварях и владычестве над ними ( Пс.103:27–30 ); 4) – в совершении чудес ( Пс.76:14–15 ); 5) – в распространении и сохранении веры и Церкви Христовой ( Мф.16:18 ). Свойства ума Божия Рассматривая ум Божий в себе самом, мы получаем понятие о всеведении Божием, а рассматривая его по отношению к Божиим действиям, получаем понятие о высочайшей премудрости. I . Всеведение в Боге означает то, что Он знает все совершеннейшим образом.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Дары Божии подаются а) для пользования и наслаждения: Всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением ( 1Тим.4:4 ). Увещевай, чтоб уповали не на богатство, но на Бога Живаго, дающего нам все обильно для наслаждения ( 1Тим.6:17 ); б) ищущим Господа: Ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе ( Пс.33:11 ). Ходящих в непорочности Он не лишает благ ( Пс.83:12 ). Дары Божии временные а) должны напоминать нам Подателя: Когда всего у тебя будет много, то смотри, чтобы ты не сказал в сердце твоем: моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие, но чтобы помнил Господа Бога твоего, ибо Он дает тебе силу ( Втор.8:12–18 ); б) испрашиваются молитвою: Отче наш , хлеб наш насущный подавай нам на каждый день ( Лк.11:3 ). Все твари имеют участие во временных дарах Божиих: Все [животные] от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время. Даешь им – принимают, отверзаешь руку Твою – насыщаются благом ( Пс.103:27–28 ). Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш небесный питает их ( Мф.6:26 ). Возвещайте о дарах Божиих, которые вами получены, и благословляйте Бога: Благослови, душа моя, Господа, и не забывай всех благодеяний Его. Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои, избавляет от могилы жизнь твою, насыщает благами желание твое ( Пс.102:2–5 ). Воспомяну милости Господни и славу Господню за все, что Господь даровал нам, и великую благость Его, какую оказал Он по милосердию Своему и по множеству щедрот Своих ( Ис.63:7 ). Исполняйтеся Духом, воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все ( Еф.5:18–20 ). Все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря чрез Него Бога и Отца ( Кол.3:17 ). Читать далее Источник: Практическая симфония для проповедников Слова Божия : Содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церковно-практические истины/Сост. Григорий Дьяченко. — [Репринт. воспроизведение изд. 1903 г.]. – Киев : Изд. им. свт. Льва папы Римского, 2008. – XXV, 498 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Пс. 138 5. Сокрушение о грехах, прошение к Богу о помиловании на Суде: Пс. 37 6. Желание верующего соединиться с Богом и упование на Него в несчастии: Пс. 41 7. Блаженство праведника и гибель нечестивых: Пс. 1 8. Свойства истинного праведника и наследника жизни вечной: Пс. 14 9. Бог прощает грехи смиренно исповедающим их пред Ним: Пс. 31 10. Не должно завидовать счастью грешников, взирать же подобает на конец беззаконных и праведных: Пс. 36 11. Особенная милость Божия к милостивым: Пс. 40 12. Блаженство пребывающих во храме Господнем: Пс. 83. 13. Прославление благости Господа к уповающим на Него: Пс. 90 14. Твердость верующего в гонениях и утешение покровительством Божиим: Пс. 26 15. Утешение праведника всегдашним хранением Божиим: Пс. 120 16. Воздыхание к отечеству Небесному: Пс. 136 17. Образец молитвы за царя: Пс. 19. 20 Молитвослов. Издание пятое. Москва. Синодальная типография, 1897 год. Псалмы, выражающие главную мысль В каждом псалме можно выделить главную мысль. Поэтому признаку все псалмы можно разделить на группы: 1. Прославление свойств Божиих: 8, 17, 18, 23, 28, 33, 44, 45, 46, 47, 49, 65, 75, 76, 92, 94, 95, 96, 98, 103, 110, 112, 113, 133, 138, 141, 144, 148, 150. 2. Благодарение Богу за благодеяния народу богоизбранному: 45, 47, 64, 65, 67, 75, 80, 84, 97, 104, 123, 125, 128, 134, 135, 149. 3. Благодарение Богу за благодеяния добрым: 22, 33, 35, 90, 99, 102, 111, 117, 120, 144, 145. 4. Прославление благости Божией в отношении к отдельным лицам: 9, 17, 21, 29, 39, 74, 102, 107, 115, 117, 137, 143. 5. Прошение у Бога прощения грехов: 6, 24, 31, 37, 50, 101, 129, 142. 6. Упование на Бога в смущении духа: 3, 12, 15, 21, 26, 30, 53, 55, 56, 60, 61, 68, 70, 76, 85, 87. 7. Обращение к Богу в глубокой скорби: 4, 5, 10, 27, 40, 54, 58, 63, 69, 108, 119, 136, 139, 140, 142. 8. Прошение о помощи Божией: 7, 16, 19, 25, 34, 43, 59, 66, 73, 78, 79, 82, 88, 93, 101, 121, 131, 143. 9. Желание посетить храм: 41, 42, 83. 10. Псалмы учительные о добре и зле: 1, 5, 7, 9, 10, 11, 13, 14, 16, 23, 24, 31, 33, 35, 36, 49, 51, 52, 57, 72, 83, 90, 91, 93, 111, 120, 124, 126, 127, 132.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

28: 35, 43; 29: 30; 30: 20; 31: 10; 35: 19; 39: 1; 1Пар. 23: 13; 24: 3, 19; Сир. 45: 19). Это служение левитов в скинии и  Храме (Чис. 1: 50; 3: 6, 31; 4: 3, 12, 14, 23-24, 27-28, 30, 33, 35, 37, 39,41, 43; 7: 5, 7-9; 8: 22, 25, 26; 16: 6; 18: 2, 6, 7, 21, 23; 1Пар. 15: 2; 16: 4, 37; 23: 24, 26, 28; 2Пар. 29: 11; 31: 2, 16; 35: 3; Иез. 45: 5). Это служение священников (Втор. 17: 12; 18: 5, 7; 3Цар. 8: 11; 2Пар. 5: 14; 8: 14; 13: 10; 31: 2, 16; Сир. 7: 32; 50: 16; Ис. 61: 6; Иез. 40: 46; 43: 19; 44: 15-17, 19; Иоил. 1: 9, 13; 2: 17; 1Мак. 10: 42; 2Мак. 4: 14); служение юного Самуила при Храме (1Цар. 2: 11, 18; 3: 1); вообще служение в Храме или при Храме (4Цар. 25: 14; 1Пар. 23: 32; 1Пар. 26: 1, 12; 28: 13, 21; 2Пар. 35: 10, 15-16; Сир. 24: 11; Иер. 52: 18; Иез. 44: 11-12; Иез. 46: 24); жертвенное служение (2Мак. 3: 3); служебные одежды и сосуды (Исх. 31: 10; 1Пар. 9: 28; 2Пар. 24: 14); по сходству с храмовыми служителями ангелы – тоже литургии (leitourgoi) Божии (Пс. 102:21; 103: 4); leitourgia - служба на небе перед престолом Божиим (Дан. 7: 10); литургией названо служение Моисея – молитва и умилостивление кадильное (Прем. 18: 21). Термин latreia, latrevo также обозначает сакрально-культовое служение. В книге Исхода Бог повелевает Моисею совершить служение на горе (Исх. 3: 12) и далее постоянно говорится об этом служении, ради которого Моисей просит фараона выпустить народ Израильский в пустыню, как о латрейе (Исх. 4: 23; 7: 16; 8: 1; 8: 20; 9: 1; 9: 13 и т. д.). Это служение представляло собой обряд, но совершаемый не в храме, поскольку храма не было. Латрейей назван и установленный Моисеем обряд Пасхи (Исх. 13: 5), латрейа – запрещенное служение кумирам (Исх. 20: 4-5), латрейа также  – служение всесожжениями и жертвами вне Храма (Нав. 22: 27), латрейа – идолослужение (1Мак. 1:43), а также общее обозначение иудейского «богослужения отцов» (1Мак. 2: 19, 22). Создается впечатление, что словом latreia  выражали преимущественно общее понятие о служениии Богу или языческим богам, а также его относили к культовым действиям, которые происходили вне Храма.

http://pravoslavie.ru/2867.html

В библейском понимании природы выражается прежде всего утилитарный подход ( Пс.103 ), но, вместе с тем, в ряде случаев мы видим восхваление ее красоты. Солнце восходит как «жених из брачного чертога своего» ( Пс.18:6 ). Цветок в Библии служит символом красоты ( Ис.28:1, 4; 40:6 ; Иак.1:11 ). Этот образ находит также выражение в словах Иисуса о «полевых лилиях», которые становятся такими красивыми, что даже «Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» ( Мф.6:28–29 ). Масличное дерево тоже приводится в качестве примера красоты ( Ос.14:7 ). А при создании райского сада «произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид» ( Быт.2:9 ). Песнь песней представляет собой, в сущности, краткую антологию образов красоты природы, в которой описывается, как появляются цветы на земле ( Песн.2:12 ), как расцветает виноградная лоза ( Песн.2:13 ), какое благовоние исходит от мандрагор ( Песн.7:14 ). Наряду с природой наиболее ярким выражением эстетической красоты для ветхозаветных верующих был храм. Составить определенное представление о том, насколько прекрасным храм казался в глазах иудеев, мы можем из восклицания одного из учеников, когда он выходил из храма вместе с Иисусом: «Учитель! посмотри, какие камни и какие здания!» ( Мк.13:1 ). Это перекликается со словами ветхозаветного молящегося о «силе и великолепии во святилище Его» ( Пс.95:6 ). При восстановлении храма Сам Бог вложил «в сердце царя – украсить дом Господень» ( Езд.7:27 ). Священные одежды Аарона и его сыновей были «для славы и благолепия» ( Исх.28:2, 40 ). В окружении такой художественной и архитектурной красоты молящиеся могли «созерцать красоту Господню» ( Пс.26:4 ) и призывать других «поклоняться Господу в благолепии святыни Его» ( 1Пар.16:29 ; ср. Пс.28:2; 95:9 ). В восклицании паломника при виде храма выражается отчасти и эстетическая удовлетворенность: «Как вожделенны жилища Твои, Господи сил!» ( Пс.83:2 ). Красота скинии и храма известна нам, в основном, по библейским рассказам о материалах и приемах, которые использовались при их возведении ( Исх.25–30 ; Исх.35–39 ; 3Цар.6–7 ; 1Пар.22–27 ; 2Пар.2–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Палестина издревле славилась своими лесами. Об этом свидетельствуют боговдохновенные писатели св. книг ветхого завета, видевшие сию землю в те дни, когда на ней царствовало благочестие и почивало благословение Божие; об этом же упоминают и писатели-путешественники, посещавшие Палестину в различные времена оскудения ее физической красоты и силы. Священные писатели говорят об обилии лесов в Палестине часто общими выражениями. Пророки, описывая красоту и величие растительности св. земли, то именуют сию землю: «землею масличия, идеже виногради, смокви, шипцы» ( Втор.8:8 ), – то упоминают вообще о лесах и «дубравах ( Втор.19:5 ; 2Пар.27:4 ; Пс.28:9 ; Пс.73:5 ; Пс.82:15 ), Исаии ( Ис.10:18 ; Ис.21:13 ), о чащах и древах дубравных» ( Ис.9:18 ; Пс.95;12 ), а также о «полях и зверях дубравных» ( Пс.131:6 ; Пс.49:10 ; Пс.103:20 ). Было время: Израиль нечествовал и ставил себе богов «под всяким древом чащным», садил «дубравы на всяком месте высоце» ( 3Цар.14:23 ; 4Цар.17:10 ; Иез.6:13 ). Еще чаще св. писатели именуют каждый лес порознь. Так, во времена Иисуса Навина ( Нав.17:15 ) были леса в земле Ферезеев и Рефаимов, занятой вскоре Израильтянами; мы находим в Св. Писании упоминание о «чаще» ( Быт.22:13 ) 2 , вблизи которой Авраам приносил Исаака, сына своего, в жертву; о «дубраве Мамврийской» ( Быт.23:17,18 ) 3 , где тот же патриарх благолепно принял и угостил, в виде земных, небесных посетителей: «о лесе» на горе Ефремовой ( Нав.17:18 ) 4 и на горе Селмоне ( Суд.9:48 ). При царях Израильских и после их, кроме леса на горе Ефремовой, были леса при Раме, при Веофиле, на горе Кармиле, около Иерихона, по берегам Иордана, на горах Зиф, Васанских и на южной оконечности Палестины «Долина Вифлеемская, по свидетельству Кирилла Иерусалимского , в недавние еще годы была лесиста». Присовокупим к тому, что обильные и дорогие леса находились и у народов, ближайших к Палестине. Так еще, во времена царей Израильских и позднее, был лес на Ливане принадлежавший Финикианам ( 3Цар.5, 6, 10 ; 4Цар.19:23 ; Ис.2:13 ; Ис.10:34 ), и дубравы, принадлежавшие Ассирианам ( Мих.5:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razum...

Учитывая ценность одежды, не удивительно значение, которое придавалось захвату ее в качестве добычи ( Исх.3:22; 12:35 ; Нав.22:8 ; Суд.8:26 ; 1Цар.27:9 ; 4Цар.7:8 ; 2Пар.20:25 ). Когда Самсону понадобились тридцать перемен одежды, чтобы оплатить проигранное им пари, он предпринял грабительскую экспедицию и снял одежду со своих жертв ( Суд.14:19 ). У богатых людей одежда служила выражением образа изобилия ( 3Цар.10:5 ; 2Пар.9:4 ; Зах.14:14 ). Аналогичное значение имела передача одежды в качестве подарка ( Быт.24:53 ; Суд.17:10 ; 3Цар.10:25 ; 4Цар.5:5, 23, 26 ; 2Пар.9:24 ). Богатые одежды были показателем и источником экономической силы производившего их народа ( Иез.27:24 ). В качестве предмета первой необходимости одежда, следуя логическому расширению объема понятия, становится образом Божьего обеспечения. Одежда (наряду с пищей) – одна из сфер человеческой жизни, о которой Иисус в Своей речи об избавлении от тревог запретил заботиться ( Мф.6:25–30 ; Лк.12:23–28 ). В течение сорока лет странствия по пустыне Божье обеспечение израильтян проявилось отчасти в факте, что их одежды не изнашивались ( Втор.8:4; 29:5 ; Неем.9:21 ). Одним из первых выражений Божьей заботы о людях после грехопадения стало то, что «сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные, и одел их» ( Быт.3:21 ). Дальнейшее развитие образ получил в картине богато украшенной одежды как знака особого Божьего благословения народа ( Иез.16:13 ; ср. Ис.23:18 , где прочная одежда показана образом обильного обеспечения «живущих пред лицом Господа»). Одеяние Бога и природа . В Библии природа представлена частью Божьего одеяния – Бог «одевается светом, как ризою» ( Пс.103:2 ). Образы одежды сочетаются также со схематической символикой (словами для отображения определенных свойств), чтобы сделать атрибуты Бога более яркими. Например, Бог «облечен славою и величием» ( Пс.103:1 ). Он также «облекся в ризу мщения» ( Ис.59:17 ; ср. Ис.63:2–3 ) и показан «величественным в Своей одежде, выступающим в полноте силы Своей» ( Ис.63:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

В поэтических образах в виде одежды предстают различные силы природы. Так, облака изображаются одеждой моря ( Иов.38:9 ), море, в свою очередь, покрывает бездну, «как одеянием» ( Пс.103:6 ), а Бог облекает небеса мраком ( Ис.50:3 ). О Боге говорится, что Он одевает траву ( Мф.6:30 ; Лк.12:28 ). Всемогущество Бога над силами природы выражается в образе завязывания воды в одежду ( Притч.30:4 ). Быстротечность жизни природы тоже показывается на образах одежды: силы природы, «как риза, обветшают», и Бог переменит их, «как одежду» ( Пс.101:27 ; см. также Ис.50:9; 51:6, 8 ; Евр.1:12 ). Непроницаемая кожа левиафана подобна верхней одежде, которую человек снять не в состоянии ( Иов.41:5 ). Праздничные одежды . Заметную роль играют образы праздничной одежды. Нарядные белые одеяния символизировали торжественную обстановку. Используя древние образы празднеств, автор Екклесиаста наставляет жить не напрасно: «Да будут во всякое время одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове твоей» ( Ек.9:8 ). В одном из пророчеств о грядущем спасении Исаия призывает Сион облечься «в одежды величия твоего» ( Ис.52:1 ). В каждой культуре есть определенные ритуалы «облачения» по особым случаям, и в Библии мы тоже видим такие примеры. В ночь перед помолвкой Руфь умылась, помазалась и надела свои лучшие одежды, чтобы произвести впечатление на Вооза, когда тот работал на гумне ( Руф.3:3 ). Привлекательные одежды возлюбленной – один из образов романтической любви ( Песн.4:11 ), и дополнением к одежде служат драгоценные украшения ( Песн.1:9–10; 4:9 ). Важнейшим событием, требовавшим облачения в нарядные одежды, была свадьба ( Пс.44:14–15 ; см. слова в притче Иисуса о значении соответствующего брачного одеяния [ Мф.22:11–12 ]). Образы траура и страданий . Тогда как праздничная одежда относится к комедийным по сути своей ситуациям со счастливым финалом, их трагедийный аналог связан с трауром и горестями. Читаем, например, о «темничных одеждах» ( 4Цар.25:29 ; Иер.52:33 ), «одежде вдовства» ( Быт.38:14, 19 ), «пленнической одежде» ( Втор.21:13 ) и «печальной одежде» ( 2Цар.14:2 ). Возложение на себя вретища служило выражением покаяния или скорби ( Быт.37:34 ; Есф.4:1 ; Пс.68:12 ; Ис.37:1 ). Прокаженные ходили в разодранной одежде, предупреждавшей окружающих об их болезни ( Лев.13:45 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Смола эта, по мнению древних, противодействовала естественному разложению и гниению, и потому ею натирали листья папируса, и также тела умерших, дабы сохранить их от тления. – Кедры росли в Палестине и в соседних с нею странах. Не только Ливан, но и Кармил, Тавр, Аман, и вообще вся малая Азия, могут почитать кедр своим естественным произведением. Самое дерево кедра, желтоватое, с буро-красными подосками, по своей чрезвычайной твердости, плотности, тяжести, приятному запаху и долговечности, имеет особенную ценность. Оно употреблялось, для дорогих ящиков, для сохранения в них драгоценных одежд шелковых и узорчатых материй ( Иез.27:24 ); из них выделывали идолов ( Ис.44:13–14 ); их употребляли для обшивки горниц домов ( Иер.22:14 . Соф.2:14 ), и вообще для великолепных зданий. Из кедрового дерева большей частью были построены дворцы Давида и Соломона и самый Храм Соломонов ( 2Цар.5:11, 7:2, 7 . 3Цар.5:6, 8–9, 7:2 . 1Пар.14:1, 17:1, 22:4 . 2Пар.2:3, 8 и дал. Песн.1:17 ). И при строении 2-го храма Иерусалимского употреблялся кедровый лес ( 1Ездр.3:7 ). Из кедра делались мачты корабельные ( Иез.27:5 ). Как противодействие гниению и символ крепости и продолжение жизни и здоровья, кедровое дерево употреблялось, в соединении с другими веществами, при очистительных жертвах ( Лев.14:4, 6 . Чис.19:6, 9 ). Резное кедровое дерево не только в православных церквях востока, но и в арабских и коптских церквях употребляется не только для иконостасов, но и для украшения стен. Из всех видов кедра издревле преимущественно славился кедр ливанский. Он рос единственно на Ливанских горах ( Суд.9:15 . 3Цар.4:33 . 2Пар.2:8–9 . 1Ездр.3:7 . Пс.28:5, 71:16 . Ис.2:13 . Ос.14:6 . Захар. 11:1 ). Там, по выражению Псалмопевца, он насажден самим Богом ( Пс.103:16 ), рос в огромном количестве, и сам собою, естественно, без всякого пособия со стороны искусства человеческого, и достигал самых великих размеров, каких не имел никакой другой кедр и никакое другое дерево. «Кедры в саду Божием не затемняли его; кипарисы не равнялись сучьям его, каштаны не были величиною с ветви его; ни одно дерево в саду Божием не равнялось с ним красотою своею» ( Иез.31:7–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010