Но наряду с этими образами порядка есть и образы плодородия и действующих сил. В этих случаях рассказ о Божьем чудодейственном слове сменяется рассказом о биологическом воспроизводстве, и мы читаем о «траве сеющей семя», «дереве плодовитом, приносящем... плод, в котором семя его», воде, производящей пресмыкающихся, и здесь мы видим повеление творению: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле». Это уже образы безудержной энергии и изобилия. Стандартным формулировкам для дней творения противопоставляется разнообразие сотворенных существ и глаголов, характеризующих совершаемые Богом дела («сотворил», «создал», «сказал», «увидел», «назвал»). Одинаковость каждого дня творения компенсируется прогрессом, достигаемым в каждый из них. То же самое соотношение творения как установленной нормы с проявлением действующих сил мы видим на всем протяжении Библии. С одной стороны, показаны картины, как Бог проводит «черту... над поверхностию воды, до границ света со тьмою» ( Иов.26:10 ), возводит землю, как здание ( Иов.38:4–6 ) и устанавливает границы, запоры и ворота для моря, говоря: «Доселе дойдешь, и не перейдешь» ( Иов.38:10–11 ; ср. Притч.8:26–29 ). А с другой стороны, есть образы моря, кишащего «пресмыкающимися, которым нет числа» ( Пс.103:25 ), и земли, «полной произведений Твоих» ( Пс.103:24 ). Образы благости и восхищения . Важное место занимает также образ «хорошей земли». Факт, что Бог лично создал материальный мир и назвал его «хорошим» и «хорошим весьма», резко контрастирует с последующими греческими и иными философскими и богословскими представлениями, в которых материальный мир рассматривается по сути своей порочным и подозрительным в нравственном отношении. Но в таких взглядах вряд ли учитывалось восхищение, с которым Бог отнесся к результатам совершенной Им работы. В заявлении Бога выражались одновременно благословение и радость. Хороший означает «прекрасный». Хороший весьма – «совершенный». Радость, с которой Бог создавал творение, служит одной из тем Книги Иова и нескольких псалмов. В Иов.38–41 , отвечая на жалобы Иова в адрес Бога, Он напомнил Иову о величии Своей силы и чудесах совершенных Им дел, возвращая тем самым Иову надлежащее чувство трепета. Бог показал Иову величественность звезд и других космических структур, разнообразие погодных условий и удивительное многообразие живых существ, населяющих землю. В этих главах не может не поражать восхищение, с которым Бог относится к сотворенному Им многогранному миру и к экзотическим созданиям, которые Он вызвал к жизни (в том числе, страусу, гиппопотаму и крокодилу).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

В природных условиях библейского мира люди жили в тесной привязке к дневному циклу от восхода солнца до наступления ночи. Свет утренней зари возвещал о начале важных человеческих дел. Так, именно рано утром Авраам отправился в путь к месту принесения в жертву своего сына Исаака ( Быт.22:3 ), Давид выступил со своим войском ( 1Цар.29:10–11 ), Бог встал на защиту Своего святого града ( Пс.45:6 , заря была обычным временем нападения на город) и Иисус поднялся из гроба. Свет утренней зари показывал также произошедшие ночью бедствия – именно утром безответственный левит обнаружил свою изнасилованную наложницу мертвой на пороге дома ( Суд.19:26–27 ), а остатки ассирийского войска увидели, что в их стане убито 185 000 человек ( 4Цар.19:35 ). Книга Иова представляет собой классический пример противопоставления света и тьмы. В первой речи Иова, в которой он сожалеет, что родился ( Иов.3 ), выражается проклятие света, ассоциирующегося с жизнью, и мольба о тьме, ассоциирующейся с небытием или смертью. В нарисованных Иовом картинах загробной жизни она тоже изображается как угасание света, как «страна мрака, каков есть мрак тени смертной, где нет устройства, где темно, как самая тьма» ( Иов.10:22 ). Крах нечестивого изображается Вилдадом в категориях исчезновения света, когда «померкнет свет в шатре его» ( Иов.18:5–6 ). Не удивительно, что самые восторженные образы жизнетворных и просвещающих свойств света рисуют библейские поэты. Наибольшее число таких образов встречается в поэтических описаниях природы и в псалмах хвалы: Бог «уготовал светила и солнце» ( Пс.73:16 ); Бог «одевается светом, как ризою» ( Пс.103:2 ); Бог настолько вездесущ, что «и тьма не затмит от Тебя» ( Пс.138:12 ). Величайшая хвала света принадлежит перу автора, которого некоторые необоснованно считают нигилистом: «Сладок свет, и приятно для глаз видеть солнце» ( Ек.11:7 ). Тогда как рождение света вдохновляет библейские рассказы о сотворении мира, угасание света служит одним из основных библейских архетипов апокалиптических видений конца. В ветхозаветных видениях читаем, что «звезды небесные... не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своем» ( Ис.13:10 ) и что на небесах нет света ( Иер.4:23 ). Об этом же речь идет и в Новом Завете: «Солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба» ( Мф.24:29 ); «И свет светильника уже не появится в тебе» ( Откр.18:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Мысль Апостола становится ещё более ясною, сильною и поразительною, когда мы припомним, что он сию самую проповедь сравнивает с проповедию евангельскою, и в подтверждение её повсеместного распространения приводит непосредственно за сим следующие слова пророка в том же псалме: во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их, говорит он о Христианских благовестниках ( Рим.10:18 слич. Пс.18:5 ). Такое сравнение было бы, очевидно, неуместно, и указание при сем случае на слова пророка не имело бы никакой силы, если бы в уме Апостола проповедь благовестников Христовых не была продолжением и довершением проповеди, возвещаемой гласом солнца и луны, и всего стройного чина и украшения небесного, и непрерывным говором дня и ночи, взаимно друг другу передающих одну и ту же истину о Боге Творце и Промыслителе своём. Кто же при сем, с чувством благоговения и благодарности к Богу, столь неусыпно и предусмотрительно о вразумлении и спасении нашем заботящемуся, не воскликнет вместе с пророком: велий Господь наш, и хвален зело, и величию Его несть конца ( Пс.144:3 ), яко возвеличишася дела Твоя, Господи: вся премудростиюсотворил еси ( Пс.103:24 ) на пользу и службу человеком. В солнце положи селение свое: и той, яко жених исходяй от чертога своего, возрадуется яко исполин тещи путь: от края небесе исход его, и сретение его до края небесе: и несть иже укрыется теплоты его ( Пс.18:5–7 ). Пророк здесь продолжает изображать великолепие небес, и как солнце составляет наилучшее и блистательнейшее украшение оных, то оставив всё прочее, он говорит об нём одном, заставляя нас подразумевать при сем то же самое, только в меньшей мере и с меньшею торжественностию и о всех других светилах небесных, и говорит опять применительно к бытописанию Моисееву. Ибо как Моисей написал: и сотвори Бог два светила великая (солнце и луну), и положи я на тверди небесней, еже светити на землю ( Быт.1:16–17 ), так и пророк в настоящем месте сказует, что Бог солнцу положи селение в небесах. И в какой затем прелестной и вместе величественной картине представляет он образ жизни и пребывания сего царя надзвездного в эфирном жилище своём, его влияние и действие на мир подлунный! Он сравнивает его с женихом, который во всей красе жизни и молодости, с лицом светлым и покойным, и взором улыбающимся, довольный судьбою своею, а ещё более богатый надеждами на счастливую будущность, торжественно исходит из чертога своего, и с исполином, который, самодовольный и уверенный в своей силе и могуществе, отважно и весело вступает на путь, на котором ожидает его верная победа и при ней венцы славы и бессмертия.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Начало творения мира, о к-ром повествует 1-й стих Свящ. Писания ВЗ: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт 1. 1),- есть и начало В. как творения Божия. Сам Бог Творец существует в вечности, к-рая вне В.: перед Ним «тысяча лет, как день вчерашний» (Пс 89. 5), Он не зависит от В., не нуждается в нем, но Сам «изменяет времена и лета» (Дан 2. 21). От Творца «не сокрыты времена», т. е. будущее мира, как скрыто оно от человека, но тварь, знающая своего Творца, «не видит дней Его» (Иов 24. 1; ср.: Иер 29. 11). Бог установил В. как течение, продолжительность событий. Преходящий характер В. противопоставляется в Свящ. Писании вечности Бога. «Дни мои,- восклицает псалмопевец,- как уклоняющаяся тень... Ты же, Господи, вовек пребываешь...» (Пс 101. 12-13). Всеобщей мерой течения В. Господь положил ритм движения небесных светил, сотворенных в 4-й день: «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной... для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов» (Быт 1. 14; ср.: Пс 103. 19; 135. 7-9; 148. 3, 5-6; Сир 43. 1-11). «Во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся» (Быт 8. 22), день и ночь приходят «в свое время» - это не человеческое установление (Иер 33. 20); «Твой день и Твоя ночь,- обращается к Богу псалмопевец,- Ты уготовал светила и солнце... лето и зиму Ты учредил» (Пс 73. 16-17). Творение мира происходит за 6 дней (Быт 1). Установление Творцом 7-го дня, субботы как дня покоя (Быт 2. 2-3), определяет временной цикл седмиц (7-дневных недель). Священность богоустановленных космических циклов отражается в праздновании древними израильтянами суббот (Исх 20. 8-11), новолуний (1 Цар 20. 5; Ис 1. 13-14; Ам 8. 5), дней годового сельскохозяйственного круга (Исх 23. 16, 19; 34. 22; Лев 23. 9-14; Втор 16. 13 и др.), 3-летнего (Втор 14. 28), 7-летнего (Лев 25. 1-4; Втор 15. 1), 49-летнего «юбилейного» (Лев 25. 8-13) циклов. Циклическая периодизация В. подробно представлена в апокрифической «Книге Еноха» и «Книге Юбилеев».

http://pravenc.ru/text/155438.html

они принадлежат лишь евреям или христианам. Если ещё Авраам не предлагает своим гостям вина ( Быт.18:8 ), то Ханаан уже в его время ( Быт.14:18 ), и во всяком случае, до завоевания Палестины израильтянами, был уже страной виноградников; в предании о Ное, как первом насадителе виноградников ( Быт.9:20 ), сохранилось воспоминание о том времени, когда началось уже земледелие, но не было ещё виноградников, а, быть может, также и воспоминание о том, что из Армении ( Быт.8:4 ) виноградная лоза проникла на юг, в Ханаан и соседние страны. С течением времени виноделие приобрело большое экономическое значение и стало высоко цениться. Об этом свидетельствуют касающиеся виноделия узаконения, а также и то, что виноградная лоза сделалась предметом народнориточной речи ( Суд.8:2 ; Иов.24:18 ; Иер.31:29 ; Иез.18:2 ), религиозных образов (ср., напр. Втор.32:32 ; Суд.9:13 ; Пс.127:3 ; Ис.1:8; 18:5; 63:1 и след.; Мф.7:16; 9:17 ; Ин.15:1 и след.; Иак.3:12 ; Откр.14:19 и след.), так что даже царство Божие сравнивается с виноградником и самый народ – с виноградной лозой ( Пс.79:9 ; Ис.3:14 ; Мф.20:1; 21:28 и сл.). Вино у евреев было столь обычным напитком, что часто сопоставляется с хлебом, как необходимая потребность жизни, и, обыкновенно, употреблялось за всякой трапезой, и особенно на торжествах у всякого более или менее зажиточного израильтянина. Известно, что Библия восхваляет его увеселяющую, сердце радующую силу ( Пс.103:15 ; Притч.31:16 ; Суд.9:13 ; Сир.31:32 и след.), и признает диетическое значение за умеренным употреблением вина ( 1Тим.5:23 ), и даже выражение «быть пьяным» нередко употребляет без всякого дурного смысла. Впрочем, ещё чаще встречаются строгие укоры Израильтянам, особенно из высших классов, за господствующее среди них пьянство; печальные последствия неумеренного винопития изображаются в виде многих отвратительных примеров (ср. напр., 1Цар.25:36 ) и нередко рисуются в самых резких чертах (напр., Ис.19:14; 28:7 ); непослушный сын, которому угрожает закон наказанием смертью, характеризуется как пьяница ( Втор.21:20 ), ему делается предостережение от обольстительной прелести и отуманивающего, и соблазнительного действия вина (напр., Притч.20:1 ; Ос.4:11 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

2. Вот почему и пророк, зная это, в каждом стихе прибавляет: «во век милость Его», удивляясь Его человеколюбию. «Утвердил землю на водах». Посмотри и здесь на человеко­любие Его. Когда мы сделались смертными и подверглись многим нуждам, Он и тогда не оставил нас, но дал нам здесь на время соответственное пристанище и наполнил землю столь мно­гими знаками своего человеколюбия, что и словами выразить их невозможно. Погружаясь в бездну этих благодеяний и видя это беспредельное море, пророк в восторге возвысил свой го­лос и сказал: «как величественны дела Твои, Господи! Все премудростью Ты сотворил» ( Пс.103:24 ). Кто посмотрит на солнце, на луну, на порядок времен, тот и теперь увидит все Его человеколюбие. Действительно, эти стихии не мало способствуют к благосостоянию нашей жизни и даже к самой жизни: они питают, дают зрелость плодам, так что без них и жить было бы невозможно, показывают нам времена года, означают часы дня, различают течение дня и ночи, руководят путеше­ствующих по земле и морю, доставляют пользу и в других бесчисленных отношениях. Видишь ли, как «во век милость Его», и почему пророк в каждом стихе повторяет это? Другой переводчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.) слова: «для управления днем», передает так: «владеет днем» ( επικρατειν). Третий (неизвестный переводчик): «во область ночью» ( εν νυκτ). «Поразил Египет с первенцами его, ибо во век милость Его. И извел Израиля из среды их, ибо во век милость Его. Рукою крепкою и мышцею высокою, ибо во век милость Его» ( Пс.135:10–12 ). Он часто обращается к чуду, бывшему в Египте, по причине великой неблагодарности иудеев, которые, постоянно слыша, забывали об этом. И в самом деле, это чудо – немалая милость; оно избавило их от плена, от раб­ства, и для потомков послужило поводом к богопознанию. Впрочем, здесь намекается и на нечто другое. На что? На то, что и после тех казней освобождение их от рабства зависело от силы Его, поразившего их страхом и потопившего егип­тян в море. А это говорит он для того, чтобы кто-нибудь из неразумных не подумал, будто Бог, повелев им взять золото и серебренные сосуды, повелел по Своей слабости. Он сделал это, желая во всех отношениях быть страшным для врагов и показать, что Он может сделать все и силою и вла­стью, и скрытно и незаметно для них. То, что сделал Он явно, сделал не потому, будто не мог устроить скрытно; и то, что устроил скрытно, сделал не потому, будто не мог взять явно; но в том и другом случае показал Свою силу. А что и это навело великий страх на иноплеменников, о том, послу­шай, как впоследствии сказали волхвы азотские: «и для чего вам ожесточать сердце ваше, как ожесточили сердце свое Египтяне и фараон? вот, когда Господь показал силу Свою над ними, то они отпустили их, и те пошли» ( 1Цар.6:6 ). Видишь ли, как они страшились Его и по­этому, – по причине похищения, скрытности, неизвестности для них?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

В общем, язык книги Иова составляет еще одну из ее загадок. Другая трудность связана с наличием в этом произведении комплекса внутренних противоречий, таких, к примеру, как несоответствие исторического «фона» книги ее содержанию. По множеству признаков описываемые в книге события разворачиваются в эпоху патриархов (от Авраама до переселения в Египет). Главные среди этих признаков — упоминание кеситы — металлического слитка, использовавшегося в качестве денежной меры (Иов 42:11), отсутствие священства (Иов. 1:5), древний способ письма вырезанием букв на камне (Иов. 19:23—24). В Септуагинте и церковно-славянской Библии содержится приписка к последним стихам книги Иова, взятая из «сирской книги». В ней Иов называется «пятым от Авраама» и отождествляется с Иовавом, царствовавшим в Эдеме во времена патриархов (Быт. 36:33).    С другой стороны, религиозно-этическая проблематика и литературный стиль книги ставят ее в один ряд с произведениями совсем другого периода — времени расцвета еврейской литературы и поэзии. Недаром она как в христианском, так и в иудейском каноне включена в один раздел с книгами, приписываемыми Давиду и Соломону (Притчи, Псалтырь, Песнь песней и др.), — в раздел, называемый «учительные книги» у христиан, кетубхим — у иудеев. Она не только обнаруживает близость с ними по дидактической своей форме и языку, но совершенно совпадает с ними в отдельных и характерных пунктах вероучения. Наблюдаются многочисленные параллели между этими книгами в учении о Премудрости Божией, участвующей в творении мира (Иов 28 — Прит. 8:9), о преисподней (Иов 26— Прит. 15:11) и загробной участи человека (Иов 7:9—10; Иов 14:2, 12 — Пс. 143:4, 145:4; Еккл. 3:19—20; Еккл. 12:7), о власти Божией над стихиями (Иов 38:8—11 — Пс. 103:9; Прит. 8:29) и т.п. Но наиболее очевидное сродство с произведениями, написанными в век Соломона и позже, проявляется в том, что в книге Иова полногласно звучит тема личной ответственности перед Богом и связанная с ней проблема мздовоздаяния — тема, чуждая эпохе патриархов и судей, но весьма часто встречающаяся, в той же постановке, что и в книге Иова, в учительных книгах и в книгах великих пророков. Подробнее об этом будет сказано в главе 4.    Лингвистический анализ текста не позволяет сколько-нибудь надежно утверждать, что книга Иова написана до Вавилонского плена, равно как и после него, в связи с чем сторонники допленного и послепленного происхождения книги вынуждены прибегать к косвенным и не слишком убедительным доводам для отстаивания своих позиций. Для первых главной опорой служит упоминание Иова пророком Иезекиилем в контексте, явно перекликающемся с речью Елифаза из книги Иова:     «...Если бы какая земля согрешила передо Мною, ...и Я простер на нее руку Мою, и истребил в ней хлебную опору, и послал на нее голод,...     И если бы нашлись в ней сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, — то они праведностью своею спасли бы только свои души, говорит Господь Бог

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Но и никому не можно было, кроме Бога, такой мир создать, ни человеку, понеже его тогда не было; а теперь видим сами, что человек ни волоса белого, или черного сотворить не может; ни Ангелам, понеже они также не бесконечного могущества, а чтоб создать мир да еще из ничего, то требует бесконечной силы. А понеже есть некоторые, которые говорят, что мир был вечно, не имеет начала и не создан, то опровергается следующими резонами. Первое: Сие не допускает новость Истории и недавние нужных наук изобретения. Сколько ни есть Историй, нет ни одной, которая бы выше семи тысяч лет восходила. Египтяне и Китайцы сколько не хвастают своею древностью, только в пятидесяти тысячах останавливаются. А науки, иные очень надобные, весьма недавно найдены, как печатание книг, делание стекол, бумаги и проч. Второе: Что по вещам, которые рождаются и погибают, делая восход надобно неотменно на чем-нибудь остановиться таком, которого бы выше времен не было, как уже о сем говорили, где доказывали бытие Божие. Да еще Третье, вечность есть свойство Божие, тварям ни мало не сообщительна. Не много здесь сильны Епикуры, которые думали, что мир из Атомов, то есть, мелких и не видных частей сделался. Сие противно повседневному искусу, когда видим, что из тех порошинок и маленького древца никогда не вырастет, и такого порядка какой мы ныне в мире видим, в том без разборном частиц слеплении никогда не было примечено. И так когда мир ни человек ни Ангелы сделали, ниже он всегда был, ниже из частиц каких состоялся, а и хуже сказать, что сам от себя: то весьма справедливо заключается, что един Бог есть мира Творец. И здесь имя Бог берется существенно, то есть, поскольку обще есть всем святой Троице лицами; вся бо Отец создал чрез Сына: «без Него ничтоже бысть, еже бысть» ( Ин.1:3 ), и Духа Святого, не как чрез орудия, но как чрез вины полновластно Ему содействующие. Вопр. Как Бог мир создал? Отвеч. (1) Бог мир создал пресвободно, не по принуждению, ниже по какой нужде: Бог наш вся, елика восхоте, сотвори. (2) Создал одним манием, словом, хотением, без всякого труда, изнеможения, и без всякой своей перемены: «той рече, и быша, той повеле, и создашася» ( Пс.32:9 ). «Иже оживляет мертвые, и нарицает не сущая, аки сущая» ( Рим.4:17 ). (3). Вся создал из ничего, не из своего существа, ниже из какой давнишней материи, Богу единовечной: понеже, ежели все создано, так ничего не выключается, кроме Создателя. (4) Создал все премудро и предобро, то есть, всякую вещь в своем роде и степени совершенную. ( Быт.1:31 ): «вся быша добра зело». (5) В шесть дней мир создал, а не в минуту, для того, чтоб показать, что Он не только может все сделать, как всемогущ; но и вся премудро расположить, как премудрый. Второе: хотел и здесь показать милостивой свой промысел, по которому Он о своих тварях еще несущих промышляет, когда первее дом устрояет, потом жителя во оный вводит, корм прежде скота, прежде человека все то, что человеку имело быть надобно. «Вся премудростью сотворил еси» ( Пс.103:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Смола эта, по мнению древних, противодействовала естественному разложению и гниению, и потому ею натирали листья папируса, и также тела умерших, дабы сохранить их от тления. – Кедры росли в Палестине и в соседних с нею странах. Не только Ливан, но и Кармил, Тавр, Аман, и вообще вся малая Азия, могут почитать кедр своим естественным произведением. Самое дерево кедра, желтоватое, с буро-красными подосками, по своей чрезвычайной твердости, плотности, тяжести, приятному запаху и долговечности, имеет особенную ценность. Оно употреблялось, для дорогих ящиков, для сохранения в них драгоценных одежд шелковых и узорчатых материй ( Иез.27:24 ); из них выделывали идолов ( Ис.44:13–14 ); их употребляли для обшивки горниц домов ( Иер.22:14 . Соф.2:14 ), и вообще для великолепных зданий. Из кедрового дерева большей частью были построены дворцы Давида и Соломона и самый Храм Соломонов ( 2Цар.5:11, 7:2, 7 . 3Цар.5:6, 8–9, 7:2 . 1Пар.14:1, 17:1, 22:4 . 2Пар.2:3, 8 и дал. Песн.1:17 ). И при строении 2-го храма Иерусалимского употреблялся кедровый лес ( 1Ездр.3:7 ). Из кедра делались мачты корабельные ( Иез.27:5 ). Как противодействие гниению и символ крепости и продолжение жизни и здоровья, кедровое дерево употреблялось, в соединении с другими веществами, при очистительных жертвах ( Лев.14:4, 6 . Чис.19:6, 9 ). Резное кедровое дерево не только в православных церквях востока, но и в арабских и коптских церквях употребляется не только для иконостасов, но и для украшения стен. Из всех видов кедра издревле преимущественно славился кедр ливанский. Он рос единственно на Ливанских горах ( Суд.9:15 . 3Цар.4:33 . 2Пар.2:8–9 . 1Ездр.3:7 . Пс.28:5, 71:16 . Ис.2:13 . Ос.14:6 . Захар. 11:1 ). Там, по выражению Псалмопевца, он насажден самим Богом ( Пс.103:16 ), рос в огромном количестве, и сам собою, естественно, без всякого пособия со стороны искусства человеческого, и достигал самых великих размеров, каких не имел никакой другой кедр и никакое другое дерево. «Кедры в саду Божием не затемняли его; кипарисы не равнялись сучьям его, каштаны не были величиною с ветви его; ни одно дерево в саду Божием не равнялось с ним красотою своею» ( Иез.31:7–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

(22) И распростерто над главою животных, как подобие величественного кристалла. (24) И внегда стояти им, почиваху крила их. Все сии видения, видение блистания, видение животных и кристалла, а также (26) видение камене сапфира и подобие престола, и видение Сына человеческого выше тверди, равно как и прежнее видение Сына человеческого, изображают Эммануила. Ибо Он, соделавшись человеком, явился сущим над всеми (Рим.9:6). Другие же видения разумей так: в видении престола усматривай Престолов, Серафимов и Херувимов; в видении же цвета сапфира, который есть цвет небес, усматривай Силы, Власти и Господствия, в видении же кристалла - Ангелов, Архангелов, Начала; а животные изображают собою святых из земнородных. Глава 2 и 3 (Гл.2:9). И видех, и се рука простерта ко мне, и в ней свиток книжный. (10) И разви его предо мною, и в том писана быша рыдание, и жалость и горе. (3:1) И рече ко мне: снеждь свиток сей. Так Бог оказал благоволение Свое Пророку; простер к нему десницу Свою, и в свитке заключил пророчество, а тем утешил и подкрепил Пророка, чтобы, став причастником таин Божиих, приобщился он и уничижению Господа Пророков, и как Господь терпел поругание, когда народ Его нарушал заповедь Его, так и Пророк уподоблялся бы Господу. (3) И снедох его, и бысть во устех моих, яко мед, сладок. Свиток в устах Пророка соделался сладким, как мед, и на Иезекииле исполнилось написанное: сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда устом (Пс.118:103). (5) Яко не к людям глубокоречивым и косноязычным посылаем еси, (6) ниже к людем, ихже не разумел бы еси словес. Смотри, говорит Бог, Я послал тебя только к сынам народа твоего, которого язык ты знаешь. А если бы, как Иону, послал Я тебя и к одному из языческих народов, то и тии послушали быша тебе. (8) Се укрепляю чело твое, (9) как адамант, который крепче кремня; то есть, чело твое, говорит Бог Пророку, соделал Я в такой мере крепче их чела, в какой адамант крепче кремня. (15) И внидох в пленники, в селение пленников на холме Хив при реке Ховар. Здесь, может быть, плененные Иудеи слышали от Пророка, что будет с их градом, с их храмом, и с священными сосудами.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010