Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕНОС Ветхозаветный праотец Енос. Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря. Мастер Дионисий. 1502 г. Ветхозаветный праотец Енос. Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря. Мастер Дионисий. 1502 г. Енос [евр.  ,   греч. Ενς], ветхозаветный праотец (пам. в Неделю св. праотцев и в Неделю св. отцов). Сын Сифа и отец Каинана. Е. жил 905 лет (Быт 5. 11 MT и LXX, обычно сообщающие разный возраст патриархов, относительно Е. приводят одинаковые цифры). Древнеевр. имя E. (  ), как и имя Адам (  ), имеет в ВЗ нарицательное значение - «человек»; соответственно эти слова являются синонимами, но   в ВЗ встречается реже (42 раза), чем   и преимущественно в поэтических и пророческих текстах ( Maass F .  //TDOT. Vol. 1. P. 374). Этот термин, происходящий от евр. глагола   - лишаться силы, слабеть (см.: Иов 4. 17), часто обозначает человеческую слабость, смертность и удаленность от Бога (см. Пс 33. 12, 26; 103. 15). Праведное поколение Е. противопоставляется греховному поколению Каина, описанному в предшествующих стихах. В кн. Бытие после рассказа о Е. повторяется родословие людей от Адама (Быт 5. 1 и сл.) и, т. о., возобновляется линия от допотопного человечества, к-рая была прервана убийством Авеля и продолжилась благодаря рождению отца Е. - Сифа. Поэтому мн. исследователи рассматривают образ Е., связанного с появлением нового поколения людей, в качестве параллели «новому Адаму» ( Cassuto. P. 246-247; Rendsburg. P. 24). В кн. Бытие особенно отмечается рождение Е., т. к. именно в его время люди «начали призывать имя Господа» (Быт 4. 26). Этот стих сложен для истолкования, поскольку известно, что имя Господне было открыто древним евреям только во времена Моисея (Исх 3. 13-15; Исх 6. 3-4). Однако в Быт 4. 1 логическое ударение поставлено не на откровении Божественного имени, а скорее на начале Его призывания во времена Е. ( Wenham. 1980). Выражение «призывать имя Господне» встречается также в Быт 12. 8; 13. 4; 21. 33; 26. 25 и всякий раз т. о. отмечается начало богослужения, в т. ч. совершение молитв и жертвоприношений. Поэтому, по мнению большинства исследователей, слова из Быт 4. 26 указывают на установление регулярного богослужения во времена Е. ( Hess. P. 526; Wenham. 1987. P. 116).

http://pravenc.ru/text/189981.html

Вопрос: Добрый день! Подскажите, пожалуйста, что символизирует семисвечник? Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Семисвечник (евр. менора) был важнейшей принадлежностью скинии, а позже – Иерусалимского храма. Господь повелел пророку Моисею: И сделай светильник из золота чистого (Исх. 25: 31). Семисвечник имел вид стебля, утвержденного на подставке. На его ветвях располагались семь лампад, наполненных чистым оливковым маслом. Лампады зажигались каждый вечер и горели всю ночь: от вечера до утра (Лев. 24: 3). Семисвечник был символом присутствия среди людей Бога, Который одевается светом, как ризою (Пс. 103: 2). В Священном Писании часто говорится, что именно Бог является светом всем живущим. Пророк Давид молитвенно восклицает: Ты, Господи, светильник мой; Господь просвещает тьму мою (2 Цар. 22: 29). В иудаизме с его переориентацией с духовного на национальное произошло умаление Божественной символики семисвечника. Менора из символа просвещающей Божественной истины превращается в национально-религиозный знак Израиля: «В противовес кресту как символу христианства, менора становится символом иудаизма» (Краткая еврейская энциклопедия. Т. 5). Божественное подменяется национальным. Новозаветная Христова Церковь, как истинная наследница Богооткровенной ветхозаветной религии, восприняла семисвечник как священный символ благодатных даров Святого Духа: И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих (Откр. 4: 5). Поскольку таинства в Церкви совершаются Духом Святым, то семисвечник, поставленный между престолом и горним местом, указывает также на семь церковных таинств. Число семь знаменует полноту и совершенство. Семь ветвей светильника обозначают богатство Божественной благодати. Семисвечник в алтарях новозаветных храмов означает, что каждый, желающий иметь необходимую для спасения благодать, должен быть участником молитвенной жизни Церкви. Господь наш Спаситель призывает следовать за Ним, чтобы не остаться во тьме: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Ин. 8: 12). Когда наступит полнота времен и кончится история, в небесном Иерусалиме единственным источником света будет слава Божия: И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец (Откр. 21: 23). 5 февраля 2008 г. Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/7040.html

Кирила переможцям XX 15 грудня 2023 р. 11:30 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил победителей XX Международной естественн-онаучной олимпиады юниоров. Золотым призерам XX Международной естественно-научной олимпиады юниоров Заведующему учебно-методической лабораторией по работе с одаренными детьми Московского физико-технического института кандидату физико-математических наук В.П. Слободянину Дорогие братья и сестры! Уважаемый Валерий Павлович! Сердечно поздравляю вас с блестящими результатами, достигнутыми вами на XX Международной естественно-научной олимпиаде юниоров, которая состоялась в Бангкоке. На прошедших соревнованиях вы показали выдающиеся знания в сфере естественных наук и заслуженно получили золотые медали. Отрадно отметить, что этими достижениями вы подаете добрый пример своим сверстникам, убедительно свидетельствуете о высоком уровне знаний, полученных в российских учебных заведениях, а также об эффективном наставничестве научного руководителя. Русская Православная Церковь с неизменным уважением относится к людям, изучающим мир, премудро сотворенный Богом (Пс. 103:24). Надеюсь, что, окрыленные этой победой, вы будете с еще большим усердием трудиться на научном поприще, и вас ждет немало значимых свершений. Желаю вам крепости сил и вдохновения, щедрой помощи от Господа и успехов на всех путях вашей жизни. С уважением, +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 18 лютого 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6084388...

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла победителям XX Международной естественно-научной олимпиады юниоров 15 декабря 2023 г. 11:30 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил победителей XX Международной естественно-научной олимпиады юниоров. Золотым призерам XX Международной естественно-научной олимпиады юниоров Заведующему учебно-методической лабораторией по работе с одаренными детьми Московского физико-технического института кандидату физико-математических наук В.П. Слободянину Дорогие братья и сестры! Уважаемый Валерий Павлович! Сердечно поздравляю вас с блестящими результатами, достигнутыми вами на XX Международной естественнонаучной олимпиаде юниоров, которая состоялась в Бангкоке. На прошедших соревнованиях вы показали выдающиеся знания в сфере естественных наук и заслуженно получили золотые медали. Отрадно отметить, что этими достижениями вы подаете добрый пример своим сверстникам, убедительно свидетельствуете о высоком уровне знаний, полученных в российских учебных заведениях, а также об эффективном наставничестве научного руководителя. Русская Православная Церковь с неизменным уважением относится к людям, изучающим мир, премудро сотворенный Богом (Пс. 103:24). Надеюсь, что, окрыленные этой победой, вы будете с еще большим усердием трудиться на научном поприще, и вас ждет немало значимых свершений. Желаю вам крепости сил и вдохновения, щедрой помощи от Господа и успехов на всех путях вашей жизни. С уважением, +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 4 февраля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/6084386.ht...

Приветствие Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Лавра читателям «Библейского словаря» Н.Н. Глубоковского 12 июня 2007 г. 17:25 Центр изучения церковной истории русского зарубежья при Московской духовной академии подготовил к изданию «Библейский словарь» профессора Н.Н. Глубоковского . Приветствие читателям словаря направил Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Лавр . Возлюбленные о Господе читатели «Библейского словаря»! Яко возвеличишася дела Твоя, Господи! (Пс. 103:24) Поистине, мы не перестаем удивляться промыслу и милосердию Божию, благодаря которым ныне по окончании свирепейшего большевистского гонения на святую веру Православную в Россию возвращаются творения богословов предреволюционного и революционного периодов. Одним из таких ярких творений является «Библейский словарь», составленный богословом с мировым именем — профессором Н.Н. Глубоковским. Этот словарь — труд не только научный, но и исповеднический, ибо его автор продолжал работу над ним в самых тяжких условиях эмиграции, исполняя свой долг перед русской богословской наукой. Известный церковный писатель русского зарубежья иеромонах Серафим (Роуз) говорил, что современные православные христиане, к сожалению, слишком мало внимания уделяют изучению Библии. А ведь Библия — это основа основ и незыблемый фундамент христианства. Очень важно, между тем, верное святоотеческое толкование Библии. «Библейский словарь» Н.Н. Глубоковского как раз и обращает наше внимание к Библии и дает точные и глубокие ее толкования, которые помогут читателю, приступающему к изучению библиологии и экзегетики. Отрадным знамением времени является то, что данное издание осуществляется совместными трудами Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле и Московской духовной академии. Благодаря сему «Библейский словарь» Н.Н. Глубоковского, сохраненный в архиве Свято-Троицкой семинарии, ныне станет доступным читателям и исследователям в России и зарубежье. Хочется надеяться, что такое сотрудничество во Христе наших духовных школ станет постоянным и будет способствовать общему делу укрепления православной веры. +ЛАВР, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский, Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей, ректор Свято-Троицкой Духовной Семинарии (Джорданвилль) Календарь ← 23 февраля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/256343.htm...

РИЗА - Древо Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Представиться Энциклопедия Новости Форум Оглавление Начало статьи Использованные материалы Изменения Иллюстрации Карта Календарь Хронология Скачать " Древо " Поддержать Помощь Статья Новости Обсуждение Предложения Версии Изменить РИЗА Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Риза цсл. : одежда (греч. σθς); плащ, верхнее платье (греч. μτιον, χιτν): " одеяйся светом яко ризою " - облаченный светом как одеянием ( Пс. 103, 2 ); " и преобразися пред ними: и просветися лице Его яко солнце, ризы же Его быша белы яко свет " - и преобразился Он перед ними: и лицо Его просияло, как солнце, и одежды Его сталы белы, как свет ( Мф. 17, 2 ); " мужа два стаста пред ними в ризах блещащихся " - два мужа предстали им в сверкающих одеяниях ( Лк. 24, 4 ); " оскверних плоти моея ризу, и окалях еже по образу Спасе, и по подобию " - осквернил я одеяние плоти моей и замарал то, что (во мне) по образу и подобию (Божию), Спаситель (Великий канон, понедельник, 2-6); верхнее облачение священника ; оклад иконы . Использованные материалы Седакова О.А. Словарь трудных слов из богослужения: Церковнославяно-русские паронимы. - М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2008. С. 303 Редакция текста от: 18.07.2013 00:47:46 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны. " РИЗА " еще можно поискать: полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru - в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google Powered by DrevoWiki based on Yii

http://drevo-info.ru/articles/24993.html

Рубрики Патриарх Кирилл поздравил российских школьников, завоевавших шесть золотых медалей на олимпиаде в Таиланде 1 мин., 15.12.2023 Поделиться Святейший Патриарх Кирилл поздравил сборную команду российских школьников, все шестеро участников которой завоевали золотые медали на ХХ Международной естественно-научной олимпиаде юниоров (IJSO) в столице Таиланда Бангкоке. «Сердечно поздравляю вас с блестящими результатами, достигнутыми вами на XX Международной естественнонаучной олимпиаде юниоров, которая состоялась в Бангкоке», – сказал Первосвятитель в поздравлении команде и ее руководителю – зав. учебно-методической лабораторией по работе с одаренными детьми Московского физико-технического института к. физ.-мат. н. Валерию Слободянину. Святейший отметил, что на прошедших соревнованиях школьники из России «показали выдающиеся знания в сфере естественных наук и заслуженно получили золотые медали». «Отрадно отметить, что этими достижениями вы подаете добрый пример своим сверстникам, убедительно свидетельствуете о высоком уровне знаний, полученных в российских учебных заведениях, а также об эффективном наставничестве научного руководителя», – добавил Первосвятитель. Патриарх Кирилл напомнил, что Русская Православная Церковь «с неизменным уважением относится к людям, изучающим мир,  премудро сотворенный Богом  (Пс. 103:24)». Святейший выразил надежду на то, что окрыленные победой, ребята будут «с еще большим усердием трудиться на научном поприще» и их «ждет немало значимых свершений». Патриарх Кирилл пожелал победителям олимпиады «крепости сил и вдохновения, щедрой помощи от Господа и успехов на всех путях вашей жизни». Сохранить Поделиться: Единоразово Ежемесячно Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также Запомнить меня Δ Подписаться на e-mail рассылку Подписаться Наверх

http://foma.ru/patriarh-kirill-pozdravil...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНИКСАНДАРИИ Аниксандарии в Анфологии (Ath. Doch. gr. 332. Fol.18v-19, 60-е гг. XVIII в.) Аниксандарии в Анфологии (Ath. Doch. gr. 332. Fol.18v-19, 60-е гг. XVIII в.) [греч. Ανοιξαντρια], в визант. и поствизант. церковном пении название распеваемой части предначинательного псалма на вечерне (Пс 103. 28-35) с заключительным малым славословием «Слава: И ныне». Термин произошел от 1-го слова 2-й пол. 28-го стиха указанного псалма: «Ανοξαντς σου τν χερα τ σμπαντα πλησθσονται χρησττητος» (            ). Различаются древние, т. е. визант., А. XIV-XV вв., именуемые большими или великими (μεγλα μγιστα), и более краткие, принадлежащие мелургам XIX в. Древние А. представляют собой распетые полустишия (24 колена) и поются 2 хорами попеременно. После псалмового стиха исполняются троичные стихи (τριαδικο στχοι): «Слава Тебе, Отец, слава Тебе, Сын, слава Тебе, Дух Святой», «Слава Тебе, Царь Небесный; слава Тебе, Вседержитель, с Сыном и Духом» и др.; в поздних рукописях преобладает краткий вариант «      » (Ath. Doch. 332. Fol. 19, 60-е гг. XVIII в.). По аналогии с названием припевов А. целиком в рукописях часто именуются «Троичны» (Τριαδικ). Мелодические обработки хотя бы 1 из стихов А. имеются у всех выдающихся визант. мелургов. В XIX в. появились обработки почти всех стихов. Наиболее известны А. Феодора Папапарасху Фокейского (исполнению к-рых отдается предпочтение), протопсалта Георгия Редестинского и святогорца Космы Дохиарита . Обычно А. поются на величественный 4-й плагальный, т. е. 8-й, глас. На особое возглашение стиха «      » указывают древнегруз. и древнерус. Типиконы , отражающие богослужебную практику лавры св. Саввы Освященного (рукопись сер. XIII в. из мон-ря Шиомгвиме , а также списки XIV в.- ГИМ. Син. Вл. 328, 329, 332). Лит.: Ταμεον Ανθολογας το Χουρμουξου Χαρτοφλακος. Τ. 1. Κωνσταντινοπολις, 1824. Σ. 1-36; Στθης. Αναγραμματισμο κα μαθματα. Σ. 39-40, 46, 145-146. Г. Статис Рубрики: Ключевые слова: ЕЛИЦЫ ВО ХРИСТА КРЕСТИСТЕСЯ стих из Галатам послания ап. Павла (Гал 3. 27: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись»), используемый в правосл. богослужении. «Е. во Х. к.» входит в состав визант. чина таинства Крещения АЗБУКА ПЕВЧЕСКАЯ условный термин, применявшийся с XVIII в. для обозначения различных по содержанию музыкально-теоретических руководств

http://pravenc.ru/text/аниксандариями.ht...

Уныние Уныние значит та же лень, только хуже. От уныния и телом ослабеешь, и духом. Не хочется ни работать, ни молиться, в церковь ходишь с небрежением, и весь человек ослабевает (1, ч. 2, с. 77). Скука – унынию внука, а лени – дочь. Чтобы отогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись, тогда и скука пройдет, и усердие придет. А если к сему терпения и смирения прибавишь, то от многих зол себя избавишь (1, ч. 1, с. 103). Нападет на тебя тоска – читай Евангелие (1, ч. 2, с. 24). Помнишь слова: Соединяющийся с Господом есть один дух с Господом ( 1Кор. 6, 17 ), – относятся к тому, чтобы быть осторожным против неуместной дремоты и зевания, еже бывает от уныния, по сказанному: Воздрема душа моя от уныния ( Пс. 118, 28 ); уныние бывает оттого, что не презрели мы еще тщетной славы и дорожим мнением человеческим или хоть не дорожим, а не отвергли еще его (2, ч. 2, с. 61). ...Если желаете, то можете опять стремиться и направляться к тому, что душу облегчает и успокаивает, а с другой стороны, должны постараться оставлять все то, что обременяет душу и совесть и отягчает самое тело, так как уныние, от рассеянности начинаясь в душе, переходит и на самое тело и обоих отягчает и расслабляет (2, ч. 2, с. 95). Замечаешь, что у тебя бывает уныние от большой суеты и от упущения правила, а также от большого понуждения и трудов. Прибавлю к этому: бывает уныние и от тщеславия, когда что не по-нашему делается или другие толкуют о нас не так, как бы нам хотелось. Еще бывает уныние от рвения непосильного. Мера во всем хороша (2, ч. 3, с. 37). ...В болезненном положении нужно избирать средства к своему успокоению в собственном смысле действительные, а не кажущиеся только действительными, которые более могут повредить, нежели воспользовать 121 ... Всего более необходима и полезна молитва, т.е. призывание милости и помощи Божией во всякое время, кольми паче в болезни, когда страждущий утесняем бывает или болезнью телесной, или безотрадным томлением душевным и вообще печальным и унылым настроением духа, что ясно подтверждает и святой апостол Иаков, говоря: Злостраждет ли кто из вас, пусть молится (то есть призывая милость и помощь Божию), весел ли кто, пусть поет псалмы... (см. Иак. 5, 13 ). Советую тебе в настоящее время читать эти письма со вниманием и перечитывать: в них ты увидишь, как полезно терпеть болезни и всякие скорби с благодарением и покорностью воле Божией, хотя дело это и очень небеструдное. Но что делать? Надобно же направляться к душеполезному исходу из затруднительного положения, а не просто действовать так, как представляются нам вещи. Кроме нездоровья телесного, надобно поискать еще и причин душевных к уяснению печального и мрачного расположения духа (2, ч. 2, с. 113–114). Читать далее Источник: Симфония по творениям преподобного Амвросия, старца Оптинского. – Изд. 2-е. - Москва : ДАРЪ, 2007. - 352 с. ISBN 978-5-485-00137-7.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМБЕЛОКИПИОТ [греч. Αμπελοκηπιτης - виноградарь], визант. свящ. и мелург (не позднее сер. XIV в.). Самая ранняя известная рукопись, содержащая его песнопения (Athen. Bibl. Nat. gr. 2622), датируется приблизительно 1340-1360 гг. (хотя в ркп. 1336 г. (Athen. Bibl. Nat. gr. 2458) его прозвание отсутствует). Среди мелосов А. чаще всего встречаются аниксандарии (Пс 103. 28-35) 4-го плагального, или 8-го, гласа (Athen. Bibl. Nat. gr. 2062, рубеж XIV-XV вв.; Ath. Konstamon. gr. 86, 1-я пол. XV в.; Ath. Ivir. 949, рубеж XVII-XVIII вв.; Ath. Xeropot. 307, 3-я четв. XVIII в.; Ath. Xeropot. 318, нач. XIX в.; и др.). Наиболее часто исполняемыми являются распевы 2 стихов: «            » (ρδβλθυοτεΕθου σκτος, κα γνετο νξ - Пс 103. 20) и «          » (Ως μεγαλνθη τ ργα σου, Κριε - Пс 103. 24) - Lesb. Leim. 459. Fol. 33-33v и 238. Fol. 33v - 34, рубеж XVII-XVIII вв.; РНБ. гр. 132, посл. треть XVIII в.; РНБ. гр. 711, 90-е гг. XVIII в.; и др. Изредка в рукописях 2-я половина последнего стиха «        » (Πντα ν σοφ ποησας - Пс 103. 35) выделена в самостоятельный распев (РНБ. гр. 130. Fol. 17v - 18, нач. XVIII в.). Эти древние мелосы стали неотъемлемой частью певч. репертуара, и в нач. XIX в. возникла необходимость перевести их в нотацию нового метода , что и было осуществлено Хурмузием Гиамалисом (S. Sepulcri. 703. Fol. 77-78v). Среди др. мелосов А. в певч. рукописях сохранились 2 причастна : воскресный «        » (Ανετε τν Κριον κ τν ορανν - Пс 148. 1) 1-го гласа (Ath. Iver. 974. Fol. 184v, 1-я пол. XV в.; Ath. Iver. 993. Fol. 101, сер. XVII в.; Ath. Doch. 337. Fol. 190, 1764 г.) и богородичный «      » (Ποτριον σωτηρου λψομαι - Пс 115. 4) 4-го гласа (Ath. Philoth. 122. Fol. 214v, 1-я пол. XV в.; Lesb. Leim. 258. Fol. 233-234, 1527 г.; Ath. Iver. 993. Fol. 119v, сер. XVII в.; Ath. Gregor. 5. Fol. 171, кон. XVII в.). Песнопения А. характеризуются особенностями, типичными для визант. калофонического пения . Лит.: Στθης Γ. Χειργραφα. Τ. 1. Σ. 108, 144, 402, 660; Τ. 2. Σ. 596; Τ. 3. Σ. 491, 496, 634, 756, 873, 874; Χατζηγιακουμς. Χειργραφα Τουρκοκρατας. Τ. 1. Σ. 33, 100, 110, 156, 264; Conomos. Communion Cycle. P. 74, 98; Jakovljevi . Cyprus Catalogue. P. 9, 45, 58, 66, 68, 71; Πολτης Λ. Κατλογος χειρογρφων τς Εθνικς Βιβλιοθκης τς Ελλδος, ρ. 1857-2500. Αθναι, 1991. Σ. 101; Герцман Е. Греческие музыкальные рукописи Петербурга. СПб., 1996. С. 288, 379, 398, 575. Е. В. Герцман Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/Амбелокипиот.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010