103:1–4 Господь Творец и Вседержитель. 103 душа моя См. ком. к Пс. 102,1.2 . 103 светом. Псалмопевец имеет в виду события первого дня творения ( Быт. 1,3 ). простираешь небеса. Речь идет о втором дне творения ( Быт. 1,6–8 ). 103 делаешь облака Твоею колесницею. Поэтический образ. Все мироздание не только создано Богом, но и служит Ему. 103 служителями Твоими огонь пылающий. По сути своей этот стих направлен против культа Ваала, ибо его служителей представляли в виде языков пламени. 103 не поколеблется она. Мир устойчив и упорядочен. Он чужд хаоса, ибо таким сотворил его Господь. Признавая богоданность миропорядка, человек уверенно чувствует себя на том месте, которое он в этом миропорядке занимает. См. статью «Бог–Творец». 103 на горах стоят воды. Очевидно, имеются в виду воды небесные, которые находятся «над твердью» (см. Быт. 1,7 ). 103 не возвратятся покрыть землю. Мысль псалмопевца обращается к обетованию, которое Бог дал Ною после потопа ( Быт. 9,11 ). 103 утоляют жажду свою. Господь не только покоряет воды хаоса, но и превращает их в источник жизни для созданных Им существ ( Быт. 1,9–13 ). 103 Ты произращаешь траву. Псалмопевец размышляет о третьем дне творения ( Быт. 1,9–13 ). 103 вино, которое веселит сердце. Господь не только дает человеку его насущный хлеб, но и веселит его сердце напитком, который есть нечто большее, нежели средство утоления жажды. 103 Он сотворил луну... солнце. В четвертый день творения ( Быт. 1,14–19 ) Господь сотворил солнце и луну, дабы отделить день от ночи. 103 львы... просят у Бога пищу себе. Естественное, на первый взгляд, явление львы, рыщущие в поисках добычи, предстает делом Божественного провидения. Псалмопевец совершенно справедливо видит за самыми обычными природными явлениями промысел Божий. 103 Все соделал Ты премудро. См. Иов, гл. 38–41. В словах Господа, обращенных к Иову, можно найти немало упоминаний о мудрости Всевышнего, явленной Им в акте творения. См. статью «Премудрость и воля Божий». 103 море... там пресмыкающиеся. Псалмопевец размышляет о пятом дне творения ( Быт. 1,20–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Пс.103:5 .  Ты поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки. Пс.103:6 .  Бездною, как одеянием, покрыл Ты ее, на горах стоят воды. Пс.103:7 .  От прещения Твоего бегут они, от гласа грома Твоего быстро уходят; Пс.103:8 .  восходят на горы, нисходят в долины, на место, которое Ты назначил для них. Пс.103:9 .  Ты положил предел, которого не перейдут, и не возвратятся покрыть землю. Изображается кратко история творения земли. Земля утверждена Богом непоколебимо: ничто уничтожить и обратить ее в прежнее хаотическое состояние не может, хотя в начале миросоздания твердая масса земли была окружена «бездною, как одеянием», так что вершины гор закрыты были водою. По творческому же повелению ( «от прещения», «от гласа грома» – образы силы Божественного приказания) воды отошли от земли, обнаружились горы, и появились поля в назначенных им местах; воды же сосредоточились в определенных пределах, из которых они сами собой не могут вылиться. Пс.103:10 .  Ты послал источники в долины: между горами текут [воды], Пс.103:11 .  поят всех полевых зверей; дикие ослы утоляют жажду свою. Пс.103:12 .  При них обитают птицы небесные, из среды ветвей издают голос. Пс.103:13 .  Ты напояешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля. Но земля не лишилась совершенно воды. В долинах и среди гор появились источники, дающие воду живущим там всяким зверям и диким ослам. Последние были многочисленны на Востоке и любили жить среди гор. Около водных источников появились и деревья, а на них гнездятся разноголосые птицы, оживляющие своим пением все горы и долины. Пс.103:14 .  Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу, Пс.103:15 .  и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека. Пс.103:16 .  Насыщаются древа Господа, кедры Ливанские, которые Он насадил; Пс.103:17 .  на них гнездятся птицы: ели – жилище аисту, Пс.103:18 .  высокие горы – сернам; каменные утесы – убежище зайцам.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Земля производит хлеб, вино и елей человеку; на ней же появляются и сады при долинах, и роскошные кедры на Ливане; там же селятся птицы, выше всех гнездо свивает аист; на горах же живут серны, а среди камней укрываются зайцы. Таким образом – всюду жизнь и движение. Пс.103:19 .  Он сотворил луну для указания времен, солнце знает свой запад. Пс.103:20 .  Ты простираешь тьму и бывает ночь: во время нее бродят все лесные звери; Пс.103:21 .  львы рыкают о добыче и просят у Бога пищу себе. Пс.103:22 .  Восходит солнце, [и] они собираются и ложатся в свои логовища; Пс.103:23 .  выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера. Пс.103:24 .  Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих. Солнце и луна исполняют данное Богом назначение, служить указателями времени, и солнце знает свой срок ( «знает запад» – знает свой закат, когда перестает светить). Когда солнце прекращает светить, настает ночь, вместе с тем начинается и особенная жизнь; тогда хищные звери (львы) и все, селящиеся в дубравах (лесах и рощах) выходят искать себе соответственной их инстинктам и физическому строению пищи. С восходом же солнца они скрываются в логовищах; тогда выступает со своими дневными занятиями человек. Как величествен и премудр весь мир, так устроенный Богом и полный кипучей и разнообразной жизни в каждый момент дня и ночи! Пс.103:25 .  Это – море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими; Пс.103:26 .  там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем. Не безжизненно и море: там невозможно пересчитать всех гадов и разнообразных животных от малых до великих; там плавают корабли по поверхности воды, как громадные чудовища, свидетельствующие о великой силе творческого ума человека, а под водою играет левиафан (крокодил), (см. Иов. 40:20–27, 41:1–26 )), для которого не страшны ни другие обитатели вод, ни самая бездна морей. Пс.103:27 .  Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пс.103:7. От запрещения Твоего побегнут, от гласа грома Твоего убоятся. Пс.103:8. Восходят горы и нисходят поля в место, еже основал еси им. Пс.103:9. Предел положил еси, егоже не прейдут, ниже обратятся покрыти землю.     «Горы» возвышаются и «поля» понижаются — сохраняя определенное им от Бога определение. И как мы боимся грома — так «море» и все природные стихии страшатся положенного им от Бога определения (Феодорит). Пс.103:10. Посылаяй источники в дебрех, посреде гор пройдут воды. Пс.103:11. Напаяют вся звери сельныя, ждут онагри в жажду свою. Пс.103:12. На тых птицы небесныя привитают: от среды камения дадят глас.    Господь производит «источники» в долинах и заставляет воды выходить из гор, для удовлетворения потребности животных и птиц. «Онагри» — дикие ослы, которые по своей природной сухости испытывают великую жажду (Златоуст, Афанасий, Феодорит). Пс.103:13. Напаяяй горы от превыспренних Своих: от плода дел Твоих насытится земля. Пс.103:14. Прозябаяй траву скотом, и злак на службу человеком, извести хлеб от земли.     «Горы» и поля напояются не из источников, но свыше подаваемыми дождями, солнцем, воздухом и изменением времен, — которые доводят плоды до совершенства (Афанасий, Златоуст). Пс.103:15. И вино веселит сердце человека, умастити лице елеем, и хлеб сердце человека укрепит.    Очевидно, здесь говорится о таинственном «вине»: почему оно не тело, но «сердце веселит», ибо доставляет прощение грехов (простительных), чем особенно «веселит сердце» людей. Если кто думает, что это сказано о чувственном «хлебе», то как же Сам Дух говорит, что «не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих» (Втор. 8:3; Мф. 4:4). Ибо Он даровал нам место покаянию, и Тело и Кровь Свою во оставление грехов и к утверждению «сердца». Таинственный «хлеб укрепляет сердце», подавая ему уверенность, что и мы делаемся Христовым Телом через приобщение таинственного хлеба. Душа не от собственного естества своего, но от божества, от Его собственного Духа и Света восприемлет духовную пищу и духовное питие и духовные одеяния — что и составляет истинную жизнь души. Ибо естество Божие имеет в Себе и «вино, веселящее сердце человека», и многообразную пищу небесного Духа, и светоносные небесные одежды, даруемые Богом... Душа, не имеющая общения с божественным Духом, а уповающая только на свои дела — уже здесь умирает. Ибо без оной божественной пищи и пития невозможно душе сподобиться вечной божественной жизни (Исихий, Варсонофий В., Макарий В.).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Солнце позна запад свой.   И оно повинуется Божию повелению. Пс.103:20. Положил еси тму, и быcmь[f] нощь.    Говорит это, чтобы не подумали мы, будто бы иной Творец дня, а иной — ночи. Пс.103:23. Изыдет человек на дело свое.    Звери днем препятствовали бы людям идти в путь и возделывать землю, а теперь выходят они ночью, «взыскати себе пищу от Бога» , потому что не для них земля прозябает траву или злак. Пс.103:24. Яко возвеличишася дела Твоя, Господи.    Кончив речь о Промысле, обращается к песнословию Создавшего, как бы упокоевая тем слух. А потом снова переходит к другой части дел Промысла, низводя нас к влажной стихии, которой бы не было, если бы не управлял в мире Божий Промысл. Вся премудростию сотворил еси.   Чудно же, что премудрость, которою все сотворил Ты, есть Господь, потому что Христос — Божия сила и Божия премудрость. Пс.103:26. Змий сей, егоже создал еси ругатися ему.    К слову о море мимоходом присовокупил упоминание о змие, сказав, что произведен он не для другого чего, а для того единственно, чтобы «ругатися ему», об этом см. у бл. Августина потому что вся жизнь наша исполнена некоей горечи, отовсюду возмущается и обуревается свирепыми волнами. Пс.103:27. Вся к Тебе чают.    И люди, и стаи диких зверей, и скоты, и пресмыкающиеся не могли бы пропитаться, если бы Бог не снабжал их необходимым для жизни. Пс.103:29. Отымеши дух их, и исчезнут.    Показывает этим, что Бог — Владыка и смерти и жизни. Пс.103:31. Возвеселится Господь о делех Своих.    Какое же дело Его? То, которое совершил, обновив нашу природу. Ибо пророк дает этим разуметь будущее боговедение людей, когда возвеселится Бог не о том, что поклоняются Ему, но о том, что узрит спасаемых. Пс.103:32. Призираяй на землю, и творяй ю трястися.    Присовокупляет слово и о всеобщем суде, который внушить страх всем живущим на земле. Ибо нет человека, который бы не убоялся того страшного Божественного судилища. Прикасаяйся горам, и дымятся.   Горами называет сопротивные силы, которые Бог попалит во время суда, знамением чего и служить дым.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2599...

Он поставил «горы силою Своею» (64:7), «поставил землю на твердых основах» (103:5). «Поставил их на веки и веки; дал устав, который не прейдет» (148:6). Посмотрите, как в 135 псалме поэт переходит от сотворения природы к освобождению Израиля из Египта: и то и другое — хорошая работа, великая победа. Такое восприятие приводит к поистине удивительным вещам. Мы уже говорили, что евреи, как почти все древние, были крестьянами и видели природу глазами садовника или фермера. Их радовала трава для скота, зелень на пользу человека, вино, которое веселит сердце, и елей, от которого блистает лицо (103:14–15; именно такое лицо сравнивал Гомер с очищенной луковкой). Но этим евреи не ограничивались. Они благодарили Бога и за то, что человеку пользы не приносит. В прекрасном псалме, посвященном именно природе, мы читаем не только о скоте, зелени, вине или хлебе. Тут и «дикие ослы утоляют жажду» (103:11), и «ели жилище аисту» (103:17), а «каменные утесы — убежище зайцам» (103:18; по-видимому, это не зайцы, а особые животные, вроде сурка), и даже львы (103:21), более того — киты («левиафан» стиха 26), которые играют в море. Конечно, это совсем не похоже на нашу «любовь к животным». Нам нетрудно любить животных, нам не приходилось голодными и усталыми работать вместе с ними, а опасных зверей у нас давно нет. (Упаси вас Господь подумать, что я пренебрежительно отзываюсь о любви к животным. Я просто хочу сказать, что для тех, кто знает только комнатных животных, это не такая уж ценная добродетель. Очень плохо, если такой любви у вас нет, но если она есть, хвалить себя не за что. Хвалить надо не нас, а замученного пастуха или возчика, который все равно ее не утратил.) То, что испытывали евреи, поражает и силой, и беспристрастием. В скандинавских мифах чудища враждебны не только людям, но и богам. В мифах античных боги посылают их, чтобы наказать или истребить неугодных. Нигде нет такого ясного и объективного взгляда: вот лев и кит, вот человек. Мне кажется, это происходит оттого, что иудеи знали Бога, сотворившего и держащего всякую тварь. Про львов говорится, что они «просят у Бога пищу себе» (103:21), и все существа, как и мы, люди, «ожидают», чтобы Бог «дал им пищу их в свое время» (103:27). Хотя ворон был для евреев нечистой птицей, Бог дает пищу и «птенцам ворона, взывающим к Нему» (146:9). Потому они и нравятся псалмопевцу: все мы — и львы, и аист, и ворон, и кит — на Божьем довольствии, и упоминание о каждом из нас умножает Ему хвалу.

http://azbyka.ru/fiction/razmyshleniya-o...

Пс.103:11. Напаяют вся звери сельныя.    О бессловесных животных, о пресмыкающихся и зверях столько промышляет, что подает им необходимое для жизни. Ждут онагри в жажду свою.   И то дело Твоего Промысла, что даны воды не только в долинах и местах зеленеющихся, для украшения берегов потока, но и среди гор, чтобы животные кроткие убегали от диких, и покоились на местах красивых. Пс.103:13. Напаяяй горы от превыспренних Своих.    Ибо горы и поля напаяет не из источников, которые в долинах, и не из рек текущих по земле, но свыше подавая обильные дожди. От плода дел Твоих насытится земля.   Как даровал обилие вод, так и пищу уготовал от земли. Пс.103:14. Прозябаяй траву скотом и злак на службу человеком.    «Службою человекам» называет животных кротких, каковы — вол, осел и тому подобные. Извести хлеб от земли.   Для того, говорит, позаботился Ты о скотах, чтобы, когда ими возделана будет земля, нашли мы себе необходимое для жизни. Ибо во всем этом благодетельствует Бог ради нас. Пс.103:16. Насытятся древа польская.    Пророк показывает, что и в лесах растущие дерева, каковы кедры и другие, возрастают по мановению Божию. Растут же они, как для многих других целей, известных нам из опыта, так и для того, чтобы птицы на них имели гнезда. Пс.103:17. Еродиево жилище предводительствует ими.    Пророк говорит, что гнездо еродия предводительствует самыми птицами, потому что еродии, выбрав самые высокие дерева, гнездятся всего чаще на елях, как на деревьях, которые выше всех других. Пс.103:18. Горы высокия еленем.    И оленям дал прибежищем горы, где могли бы они укрыться от животных свирепых. Камень прибежище заяцем.   Как дал горы на спасение оленям, так каменныя пещеры зайцам. А потому и они, спасаясь в них, как сказано выше, Пс.103:12. от среды камения дадят глас,    очевидно, восхваляя Спасающего. Пс.103:19. Сотворил есть луну во времена.    Возвращается опять к Промыслу о небесном и говорит, что луна создана не для иного чего, как для счисления и различения месяцев и дней.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2599...

Пс.103:3. Покрываяй водами превыспренняя Своя.    Показывает, что не напрасно носятся в воздухе собрания вод, потому что Бог сам Промыслом Своим устраивает это, чтобы часть неба казалась покрытою стройными кучами облаков. Полагаяй облаки на восхождение Свое.   Как бы еще яснее показывает, что Бог промышление Свое простирает на самые облака; ибо слово «восхождение» употребил вместо слова «промысл». Ходяй на крилу ветреню.   Дает видеть, что и стремление ветров не случайно, но сам Бог, восходя на крыла их, Делается как бы их браздодержцем. Пс.103:4. Творяй Ангелы Своя духи,    т. е. творит Ангелов легкими и выспренними. И слуги Своя пламень огненный.   Так, Моисей видел глаголющего ему Ангела «в пламени огненне» (Исх. 3:2). Пс.103:5. Основаяй землю на тверди.    Показав Промысл Создателя о небе, переходит к Промыслу Его о том, что на земле, и именно к тому, что земля, будучи тверда и тяжела, сотворена в веществе влажном. Пс.103:6. Бездна яко риза одеяние ея.    Разумеет самую земную стихию. Говорит же, что, как ризою, облек землю бездною, всю окружив отвне водами. На горах станут воды,    т. е. воды бездны, поднявшись высоко, станут подобно горам, как бы угрожая потопить землю; но по Твоему мановению пред силою Твоею, которая означается словом: «гром» (Пс.103:7), они отступят. Или, может быть, разумеет, что и громы бывают для того, чтобы совершаемым в мире самые воды бездны приводимы были в некий страх. А если и с ними бывает это, то кольми паче подобное сему должны ощутить мы. Пс.103:8. Восходят горы, и нисходят поля.    Возвысившиеся воды уподобляются горам, а потом «опадшие» от страха Твоего делаются как бы полем и земною равниной. Ибо основал Ты им место, которого не могут переступить. Это-то и значит сказанное: Пс.103:9. предел положил еси, егоже не прейдут.   Потому, не могут наводнить землю. Подобно сему и сказанное морю пророком: «до сего дойдеши и не прейдеши, но в тебе сокрушатся волны твоя» (Иов. 38:11). Пс.103:10. Посреде гор пройдут воды.    Псалмопевец славословить Божий Промысл, входить в подробности, дивится Божией благости, премудрости и непрестанной попечительности о бессловесных животных, потому что, создав их, Бог и кормит и поит. А для сего рассек горы и устроил в них проход водам.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2599...

125 Можно ли и в какой степени здесь говорить о древнем языческом культовом представлении и nuditas sacra, на возможность которого мне любезно указал аббат J. Herwegen, исследовано в моей книге о религиозном значении монашеской одежды. Ср.: Oppenheim Ph. Symbolik und religiöse Wertung des Mönchskleides im christlichen Altertum, vornehmlich nach Zeugnissen christlicher Schriftsteller der. Ostkirche. Münster i. W., 1932. S. 1ff. 126 Женщина, которую авва Зосима встретил без одежды в пустыне, бежала от него, и он толко с трудом смог ее догнать (Sophronius. Vita S. Mariae Aegyptiacae Meretricis 8//PL 73. Col. 677 B, C). Похожее рассказывается об одном старце, которые бежал от более молодого отшельника (Verba Seniorum=Vitae Patrum 6. 3. 10//PL 73. 1008); ср. также сообщение Сульпиция 130 Antonius. Regulae et Praecepta ad filios suos Monachos 3//PL 103. Col. 425 A) „neque cubes super eadem storea cum minore te». – Regulae et Praecepta. 7//PL 103. Col. 425A: „nec appropiare sinais ad te mulierem, nec permittas ingredi domicilium tuum...». – Regulae et Praecepta. 48//PL 103. Col. 428B: „si cubaveris in aliquo loco, ne tegas te uno eodemque stragulo simul cum alio». – Ср. это и другое соответствующее предписание в издании A. Ecchellensis//PG 40. Col. 1065–1074 . – Isaias. Praecepta seu consilia posita tironibus in monachatu 1//PL 103. Col. 429A: „Cave ne comedas cum mulfore, aut fraternitatem ineas cum puero, aut dormias cum adolescente super eadem storea. Cum exuis vestem tuam, ne upicias corpus tuum». – Praecepta seu consilia posita. 18//PL 103. Col. 430 A: „ne cubes cum alio sub eodem stragulo. Ora multum ante cubitum, quamvis defatigatus sis ab itinere». – Praecepta seu consilia posita 19/PL 103. Col. 430A: „ne permittas ut quisquam ungat oleo corpus tuum...». – Regula III Patrum ad monachos 4//PL 103. Col. 445AB. – Regula Orientalis 10//PL 103. Col. 478B; 484A: „nemo alteri loquatur in tenebris; nullus in psiatho cum altero dormiat; manum alterius nemo teneat; sed sive steterit, sive ambulaverit, sive sederit, uno cubito distet ab altero». – Похожие предписания также в: Pachomius. Regulae Monasticae 55–57//Albers 34–35; Benedictus. Regula Monachorum 22 и др.; Verba Seniorum=Vitae Patrum V. 5//PL 73. Col. 873 /888. – ср. также: Schiwietz St. Das morgenländische Mönchtum 1. Mainz, 1904. S. 230, 241–254, 267–268. – Idem. II (Mainz, 1913) S. 62–64 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Егда же начнут пети «Вся премудростию сотворил еси» и «Слава Тебе, Господи, сотворившему вся», тогда иерей приходит пред царские двери во епитрахили и, откровенною главою стоя, творит молитвы светильничные. Скончавше же вся Псалмы, глаголет ектению великую «Миром Господу помолимся». Это чин начала всенощной согласно нынешнему уставу. Что здесь обращает на себя внимание? 1 . Первое и самое главное отличие от того, что мы с вами видели, – то, что каждение совершается, по уставу, до возгласа «Слава Святей». У нас, как правило, каждение идет после возгласа, во время пения Псалма 103. Практика, описанная в Типиконе, имеет такое духовное толкование: первое каждение на всенощной знаменует творение мира, говорит о том времени, егда земля «бе невидима и неустроена, и тма верху бездны, и Дух Божий ношашеся верху воды». Вполне понятно, что каждение совершается в тишине, и только технический, если угодно, возглас " Востаните», причем произносимый не священнослужителем, а церковнослужителем – параекклесиархом, нарушает эту тишину, а затем слышится только лязг кадильницы. 2 . По отпетии «Приидите, поклонимся», согласно Типикону, затворяются царские врата и священнослужители разоблачаются. В это время начинает петься Псалом 103 – согласно уставу, на глас 8. Трудно сказать, какой именно напев подразумевает Типикон под этим восьмым гласом. Если говорить о нынешних напевах, то это, безусловно, не тропарный и не канонный напев, а, скорее всего, стихирный. Дело в том, что тропарный напев появляется только в самом конце вечерни, до того все, что поется, поется стихирным образом. Но есть основания полагать, что имеется в виду какой-то собый напев, и его особенность обозначается словами «не скоро и со сладкопением». Светильничные молитвы читаются только в конце Псалма 103, начиная от припева «Вся премудростию сотворил еси». Между прочим, это указание на то, насколько растяжно пелся Псалом 103. Судя по описаниям, во время всенощного бдения на святой горе Афон Псалом 103 поется почти полтора часа. По крайней мере когда доводилось служить уставные бдения, где весь Псалом 103 распевался (причем после каждого стиха пелся припев: либо «Благослови еси Господи», либо «Дивны дела твоя, Господи», либо «Вся премудростию сотворил еси», либо «Слава Тебе, Господи, сотворившему вся»), она занимал примерно 45–50 минут.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010