Е.А. Авдеенко Кафизма XII Пс.85:14             Боже, [зло-]намеренные восстали на меня,                         и сборище устрашителей – ищут души моей,                         и они не поставляют Бога пред собою 454 . «[Зло-]намеренные» – те, кто грешат «намеренно» (наглые, гордые). «Намеренные» прегрешения отличали от совершенных по ошибке и от сокрытых для самого человека ( Пс.19 /18:14). «Сборище» эда – собрание. Существует «собрание праведных» ( Пс.1:5 ) и на оборотной стороне – «собрание злобствующих»: «окружили меня псы и собрание (сборище) злобствующих – обступили меня» ( Пс.22 /21:17). «Устрашители» – ср.: «да не будет более устрашать человек от земли» ( Пс.10:18 /9:39); «видел я нечестивца устрашающего» ( Пс.37 /36:35); «дочь Вавилона» способна – «устрашать» ( Ис.47:12 ). Ищут убить Помазанника те, чье «намерение» – во зле, те, кто «устрашают землю» глобально (как последний Вавилон), те, кто составили свое «собрание» (антицерковь) 455 . «Обижающий ближнего не представляет Бога пред своими глазами; и поступает так не в силу неведения – но вследствие дерзости. В собственном смысле это есть демоны» (свт. Иоанн Златоуст ). Пс.85:17             Соделай со мной знамение во благо,                         и да видят ненавидящие меня и постыдятся,                         ибо Ты, Господи, помог мне и упокоил меня. «Соделай со мной знамение» – пусть знамение будет на мне или пусть я буду знамением. «Знамение во благо» – «Крест святой» (блж. Феодорит). «Да видят ненавидящие» – знамение будет всем видимо – без исключения, даже тем, кто ненавидит Помазанника. Христос сказал: «если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не сотворил, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня, и Отца Моего» ( Ин.15:24 ) 456 . " Ты помог» (азар) – первым «помощником» (езер) Адаму была жена, чтобы возникла Церковь ( Быт.2:18 ). «Ты упокоил» нихам – говорится не об утешении, но о том «покое», который приходит со Христом. Этот особый покой в Ветхом Завете был явлен в деле спасения, которое совершил Ной, чье имя Ноах было дано ему отцом со словами: «сей упокоит (нихам) нас от земли, которая проклята Яхве» ( Быт.5:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Скачать epub pdf Глава 9. Пастырь добрый За беседой с иудеями, рассмотренной в предыдущей главе, в Евангелии от Иоанна следует рассказ об исцелении Иисусом слепорожденного ( Ин.9:1–38 ), ставший объектом нашего внимания в книге «Чудеса Иисуса» 307 . Послесловие евангелиста к этому рассказу ( Ин.9:39–41 ) будет рассмотрено нами в главе 11-й настоящей книги, где мы проанализируем свидетельства Иисуса о Себе как «свете миру», рассыпанные по всему четвертому Евангелию. В настоящей главе мы обратимся к еще одному образу, который Иисус применял по отношению к Себе, – пастыря доброго. Этот образ, доминирующий в 10-й главе Евангелия от Иоанна, имеет богатую предысторию в Ветхом Завете. 1. Бог – пастырь Израиля Слово «пастырь», перекочевавшее в русский язык из славянского, употребляется ныне только в переносном смысле – прежде всего по отношению к священнослужителям. В православной традиции пастырями принято называть священников, «архипастырями» – епископов. Греческий прототип слова «пастырь» – ποιμν – стал именем собственным и в русском языке употребляется с ударением на первом слоге: «Пимен» 308 . Латинское слово «пастор» стало основным наименованием, употребляемым по отношению к служителям культа в протестантской традиции. Между тем греческий термин ποιμν, как и еврейский r‘, означает не что иное, как «пастух». В Библии скотоводство и земледелие представлены как две древнейшие профессии: старший сын Адама Каин был земледельцем, а младший – «пастырем овец» ( Быт. 4:2 ). Профессия пастуха была одной из наиболее востребованных. Древний человек не мог прожить без стада овец, так как мясо овцы употреблялось в пищу, а из ее шерсти изготавливалась одежда. Овца стала постоянным спутником человека сразу после того, как он был изгнан из рая; соответственно, и выпас овец стал неотъемлемой частью человеческого быта и бытия. Уже в книге Бытия образ пастуха применяется к Богу ( Быт. 49:24 ). В Псалтири говорится о Боге как Пастыре, который покоит человека на злачных пажитях и водит его к водам тихим ( Пс.22:1–2 ), а о народе – как овцах пажити Его ( Пс.78:13 ), овцах руки Его ( Пс.94:7 ), овцах паствы Его ( Пс.99:3 ). Псалмопевец обращается к Богу с молитвой: Пастырь Израиля! Внемли; водящий, как овец, Иосифа, восседающий на Херувимах, яви Себя ( Пс.79:2 ). О царе Давиде говорится: …И взял его от дворов овчих и от доящих привел его пасти народ Свой, Иакова, и наследие Свое, Израиля. И он пас их в чистоте сердца своего и руками мудрыми водил их ( Пс.77:70–72 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

иером. Ювеналий (Медведский) Часть вторая Рассуждение 3. О создании мира §1. Бог, будучи Сам в Себе преблагим, благоволил благость Свою и вне себя излить, а именно, произвел из небытия в бытие весьма многие существа и снабдил оные, по премудрости Своей, приличными каждой вещи добротами. Сие внешнее Божие действие, состоящее в произведении всех вещей из небытия в бытие, зовется созиданием, или сотворением мира. Отделение 1. О сотворении всего вообще §2. Творить, или созидать, хотя собственно значит что-нибудь из небытия в бытие производить как из ничего, так и из приготовленного в первый день вещества; однако несобственно берется за Промысл: послеши Духа Твоего, и созиждутся ( Пс. 103:30 ), за возобновление: сердце чисто созижди во мне, Боже ( Пс. 50:12 ), за наведение праведного наказания: зиждай злая ( Ис. 45:7 ) и за произведение чудных дел ( Иез. 12:11 ). А миром называются все вообще сотворенные вещи. Глава 2. О побудительной вине и конце сотворения §5. Вина побудительная к созданию мира не что иное есть, как собственная Божия неограниченная благость. Ибо как Бог, будучи от самой вечности пресовершен, в тварях никакой нужды иметь для Себя не мог ( Деян. 17:25 ), то остается заключить, что Он создал мир пресвободно, не по принуждению, ниже по какой для Себя нужде, но по единому Своему хотению. Бог наш на небеси и на земли вся, елика восхоте, сотвори ( Пс. 113:11 ). А отсюда явствует, что и намерение, и конец в сотворении от Бога полагается единственно тот, дабы все твари, а паче одушевленные и разумные, сделать благости Своей причастными, т. е. сообщить им совершенства, Своих совершенств образ имеющие, сколько они вместить могли, почему создание мира может назваться прелиянием благости Божией. А как отсюда необходимо проистекает слава Божия, которая состоит в том, что Его совершенства, открыты будучи тварям, от них познаются и проповедуются, то будет близкий конец – польза твари ( Быт 1:26 ; Исх 45:18 ; Пс. 113:24 ), а последний – слава Божия ( Пс. 18:1 ; Прит. 16:4 ). Глава 3. О том, из чего и как мир от Бога создан

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Псалом 138 По надписаниям еврейской, греческой и латинской Библий псалом принадлежит Давиду. Точных указаний на время и повод его написания в содержании псалма нет. Потому, что содержание псалма проникнуто чувством благоговения пред всеведением Господа и выражает горячую веру и преданность Давида Господу, можно допустить, что он написан около времени перенесения Кивота Завета в Иерусалим, когда это религиозное торжество наполнило его высоким благоговейным чувством и укрепляло в преданности Господу. Добавление у LXX к имени Давида имени Захарии указывает на время последнего пророка как такое, когда этот псалом находил особенно сильное употребление среди еврейского народа. Господи, Ты знаешь все мои помышления, слова и поступки, и Твое возведение вызывает во мне благоговение (1–6). Куда бы я ни направился – в шеол ли, на небо, на конец Вселенной, укрывался ли бы тьмою, Ты все видишь и знаешь (7–12). Ты соткал меня во чреве матери, дивно устроил меня и все время моей жизни записано в книге Твоей (13–16). Как все чудно Тобой устроено и как дивны все проявления Твоей творческой мысли, которых не пересчитать (17–18)! Твое величие вызывает во мне ненависть ко всем нечестивым, осмеливающимся порицать Твое имя (19–22). Испытай меня, Боже, и не дай мне уклониться от Тебя (23–24). Пс.138:1 .  Господи! Ты испытал меня и знаешь. Пс.138:2 .  Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали. «Испытал» в смысле – исследовал, изучил, а потому знаешь все, что я могу подумать, сказать или сделать. – «Ты знаешь когда я сажусь, и когда встаю», т. е. факты моей обыденной, повседневной жизни. – «Разумеешь помышления мои издали» – наперед, еще прежде чем мысли сформировались и уяснились мне самому, Ты знаешь их. Пс.138:3 .  Иду ли я, отдыхаю ли – Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе. Пс.138:4 .  Еще нет слова на языке моем, – Ты, Господи, уже знаешь его совершенно. Пс.138:5 .  Сзади и спереди Ты объемлешь меня, и полагаешь на мне руку Твою. «Иду», «отдыхаю», «пути мои» – проявления моей внешней деятельности вне дома – они известны Тебе. Ты наперед знаешь мои будущие слова, мою речь. – «Сзади и спереди Ты объемлешь меня» – или в смысле – Ты всесторонне изучил меня, или в смысле – Ты знаешь не только все, что я сейчас делаю, но и мое прошедшее и будущее.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДВУПСАЛМИЕ начальная часть чина утрени в послеиконоборческой визант. богослужебной традиции, предваряющая шестопсалмие и состоящая из следующих молитвословий: Трисвятого (включая «Отче наш»), «Приидите, поклонимся» и 2 «царских» псалмов - 19-го и 20-го (содержащих слова:             и          ), Трисвятого (включая «Отче наш»), тропаря и кондака Кресту с богородичном (во все тексты изначально входило поминовение царствующего императора), сокращенной сугубой ектении (Часослов. С. 38-43); во время Д. священник совершает полное каждение храма. Существует мнение, что Д. впервые появилось в т. н. имп. мон-рях, ктиторами к-рых были визант. василевсы ( Mateos. 1961. P. 201). Однако наиболее ранние свидетельства о Д. сохранились в Типиконах монастырей Богородицы Елеусы ( Petit. 1900. P. 73-74) и Богородицы Евергетиды ( Gautier. 1982. P. 27) посл. четв. XI в.- эти мон-ри не были императорскими, хотя и получили определенные привилегии от визант. государей. Согласно Типикону мон-ря Богородицы Елеусы, Д. начиналось с Трисвятого, за к-рым следовали: молитва за императора, «Приидите, поклонимся» и Пс 19, Трисвятое, тропарь и кондак Кресту с богородичном Ταχ προκατλαβε (    ), 24-кратное «Господи, помилуй» . Возможно, что эта структура сменила чин, предварявший утреню согласно древнейшим студийским Часословам (сохр. в слав. переводе) и состоявший из тропаря «Царю Небесный», молитвы, «Приидите, поклонимся» и Пс 6, Трисвятого и 12-кратного «Господи, помилуй» ( Слива. 1999. С. 94). В Типиконе мон-ря Богородицы Евергетиды молитва за императора уже не упоминается; вместе с Пс 19 здесь указан и Пс 20; кроме того, отмечено каждение иереем всего храма (может быть, установление этого священнодействия во время Д. было связано с влиянием песненного последования , т. е. кафедрального обряда К-поля, согласно к-рому в конце совершавшейся в нартексе 1-й ч. утрени (ее можно сопоставить с монастырской полунощницей, непосредственно примыкающей к Д.) иерей кадил весь храм; см.: PG. 155. Col. 641); точное число «Господи, помилуй» в Евергетидском Типиконе не приведено. Сходный порядок имеет Д. и в др. Типиконах, основанных на Евергетидском, напр. в Типиконе мон-ря св. Иоанна Предтечи (ту Фоверу) сер. XII в. ( Пападопуло-Керамевс. 1913. С. 24; по неясной причине Пс 19 упом. здесь после тропарей) и в Типиконе мон-ря Хиландар, составленном свт. Саввой Сербским во 2-й пол. XII в. ( 1928. С. 43-44).

http://pravenc.ru/text/171521.html

Пн Проект документа «Про життя людини з моменту зачаття» 24 червня 2019 р. 15:02 Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, а также публикуется с целью дискуссии на  официальном сайте   Межсоборного присутствия , на интернет-портале «Приходы» ( http://mnenie.prichod.ru ) и в  официальном блоге  Межсоборного присутствия. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим. Проект документа создан комиссией Межсоборного присутствия по вопросам богословия и богословского образования во исполнение поручения президиума Межсоборного присутствия от 17 июля 2017 года. Комментарии к проекту документа собираются аппаратом Межсоборного присутствия до 30 сентября сего года. О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия 1. Священное Писание о начале человеческой жизни Священное Писание рассматривает жизнь как благой дар Благого Бога. Из всех живых существ человек обладает величайшим достоинством: о нем говорится как о вершине творения (Быт. 1-2), он создан по образу и подобию Божию (Быт. 1.26-31, 5.1, 9.6; Прем. 2.23), наделен Духом Божиим (Быт. 2:7, Ис. 42:5, 57.16, Иов 27:3, 32:8). Только человеку творение дано во владение (Быт. 1:28-31, 9:1-7); он имеет стремление к Богу, который является Господом жизни (2 Макк. 14:46). В Ветхом Завете признается существование человека с момента зачатия (напр., Быт. 25:22). Библейские тексты говорят о важных духовных событиях, которые совершались в жизни святых царя Давида, пророка Исаии и Иеремии «от утробы», указывая на то, что во время внутриутробного развития благодать Божия действует на человека. Нерожденные дети уже известны Богу и любимы Им: Самсон (Суд. 13:5-7, 16:17), Давид (Пс. 21:9-10), Соломон (Прем. 7:1-6), Иов (Иов 10), Исайя (Ис. 49:1,5), Иеремия (Иер. 1:4-5; Сир. 49:9), весь народ (Ис. 44:2, 24; 46:3; Пс. 71:6; Пс. 138). В 138-м псалме говорится о том, что Бог обращает свой любящий взгляд на человека, подчеркивается начало человеческого существа от зачатия: «Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои, в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс. 138:13-16).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5459451...

Псалом 34. Молитва о божественном заступлении и избавлении от злобных и неблагодарных врагов В Пс.34 невинно гонимый псалмопевец усердно молит Господа восстать во всеоружии Своей правды и могущества на его защиту и покарать его жестоких гонителей, которые за его дружбу и расположение воздают ему неблагодарностью, клеветою, злорадством и насмешкою, а его избавить из беспомощно-бедственного положения, за что обещается всенародно принести Ему благодарность и прославлять Его во все дни жизни своей. Эти главные мысля в различных выражениях три раза повторяются в псалме, который таким образом распадается на три части: 1–10, 11–18 и 19–28 ст., представляющие как бы три следующие одна за другою молитвы о защите и избавлении от врагов, из коих каждая заканчивается обетом благодарного прославления Господу. – В надписании псалом приписывается Давиду и, судя по изображению врагов и отношения к ним гонимого псалмопевца, а также по сходству всего вообще псалма с Давидовыми псалмами из времен Саулова гонения, нельзя сомневаться в том, что он воспет был Давидом, и именно во время Саулова гонения, тем более, что первые три ст. его, а также ст. 23 и 24, почти буквально сходятся с словами Давида в 1Цар.24:13 и 16, которыми он в своей речи с Саулом, после встречи с ним в пещере Эн-Гадди, призывал Господа стать судьей между ним и гонителем и на Него возлагал надежду отмщения и своего спасения 142 . На слова этого Пс.: м туне (ст. 19; – которые впрочем буквально сходно читаются и в Пс.68:5 ), указывал Иисус Христос, как на пророчество о беспричинной ненависти к Нему иудеев ( Ин.15:25 ), и так как вообще Давид в своих страданиях был прообразом Мессии, неблагодарно отвергнутого своим народом; то христианская православная церковь с древних времен, вместе с историческим отношением к преследуемому Давиду, усматривала в этом псалме пророческое предызображение ненавидимого и преследуемого иудеями Христа Спасителя, а также и верующих в Него (св. Афанасий и Кирилл александрийский , Исихий, бл. Августин, Евфимий Зигабен ; ср. толкование Псалтири Иоасафа Краковского и Иринея, архиепископа Псковского), и в этом именно смысле назначила его вместе с другим подобным же мессианским Пс.108 для чтения на 3-м часе в день воспоминания крестных страданий Христовых, – в великий пяток, а 1-й и 2-й ст. его употребляет в качестве прокимна и стиха к нему пред второй паремией на вечерни того же дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

1. Опять духовная лира блаженного Давида, по действию Св. Духа, извлекла для нас небесные звуки, не для услаждения слуха, но для настав­ления душ. Этой духовной лире свойственно освящать души. И вообще всегда псалмопение является торжеством для радующихся, утешением для унывающих и некоторым святым заклинанием; оно не похоже на те заклинания, какие представляются в баснословии, но оно укрощает страсти, как диких зверей, обуздывает невоздержание, погашает несправедливость, поддерживает правду, низлагает хульные замыслы, убивает постыдные мысли, возвещает божественный закон, пропове­дует Бога, разъясняет веру, заграждает уста еретиков, созидает Церковь . Многие и различные предметы воспеваются этой святой лирой. Сегодня, напр., блаженный Давид проповедует о царстве Божием, говоря: «Господь воцарил ся, да радуется земля, да веселятся многочисленные острова» ( Пс.96:1 ). Вот что возвестило нам псалмопение во время предшествующего учения. Учением нужно считать, конечно, чтение божественных писаний; а то, что нами предлагается, не учение, а изъяснение учения. А что и в псалмопении заключается учение, послушай, как сам пророк говорит: «научу беззаконников путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся» ( Пс.50:15 ). Сначала научается сам, а потом учит. Как водохранилище, если бы не насытилось обильно водою, не могло бы доставлять влаги саду и грядам, так и пророк, и апостол, если божественная благодать не наделит его щедро божественными струями, ни сам не может иметь, ни другим не может дать. А что и пророк принимает научение, послушай, как он сам становится в положение ученика, говоря так: «пути Твои, Господи, скажи мне и стезям Твоим научи мен я» ( Пс.24:4 ). «Благословен Ты, Господи, научи меня оправдания м Твоим " ( Пс.118:12 ). Видишь, как он учится и учит? Никакая боголюбивая душа, если бы она не была научаема Богом, не могла бы утвердиться в учении. В самом деле, что надежного может дать человеческий разум? А все, возвещаемое Священным Писанием, твердо и истинно. Разум то созидает, то разрушает; мысль всякого человека колеблется между утверждением и отрицанием. Божественный же голос о всяком предмете высказывает самое определенное суждение. Поэтому, Бог говорит – и вещи подчиняются, и Его слово является небесным мановением. И это неудивительно, если Бог повелевает, и суще­ствующее подвергается изменениям, а несуществующее получает бытие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

«Сей день, егоже сотвори Господь: возрадуемся и возвеселимся в онь». ( Пс.117:24 ) Заимствуем слова из псалма, который в ветхозаветной Церкви обыкновенно возглашаем был в великие праздники, и в особенности на пасхальной вечери. Поэтому не сомневаемся сказать, что он возглашен был и на последней вечери, которую Господь совершил с Своими учениками: ибо и тогда они воспевше изыдоша в гору Елеонску ( Мф.26:30 ). В этом песнопении ветхозаветный псалмопевец прославляет и призывает весь народ к прославлению Бога за Его великие благодеяния, и в особенности за избавление от многочисленных врагов: но его речь, исторгаясь иногда из тесноты времен прошедшего и настоящего, подобно проблескам молнии, вдруг озаряет пред собою чудным светом отдаленную будущность. Бог Господь и явился нам ( Пс.117:27 ), восклицает он в восторге, и приветствует Грядущего: благословен грядый во имя Господне ( Пс.117:26 ). Он видит и врагов у чаемого Избавителя: но видит и торжество Его над врагами, и чудится судьбам Божиим. Камень, говорит он, его же небрегоша зиждущий, сей бысть во главу угла ( Пс.117:21 ). По смущенному положению учеников на последней вечери, можем предполагать, что слова псаломской песни, хотя и торжественные, грустно отзывались в душе их. Но Церковь новозаветная справедливо могла приложить и прилагает к своей пасхе сии торжественные слова псалмопевца: сей день, егоже сотвори Господь: возрадуемся и возвеселимся в онь. День воскресения Христова в таком свете открывает нам лице Воскресшего Господа и собственную нашу судьбу, что мы, действительно, как бы вступаем в начало нового мироздания, и не можем не торжествовать и не радоваться. Что же открывает нам день воскресения Христова о Самом Воскресшем? Воскресение Господа нашего торжественно открыло, что Он есть воистину Сын Божий. Святой Апостол Павел проповедуемое им евангелие называет благовестием о Иисусе Христе, нареченнем Сыне Божием в силе, по духу святыни, из воскресения от мертвых ( Рим.1:1–4 ). Итак, воскресение от мертвых во всей силе являет нам, в Воскресшем Сына Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

По духу Евангелия вся ваша деятельность – наши мысли, желания и действия должны проистекать из любви к Богу и ближнему. Возлюбиши, заповедал Спаситель, Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всею мыслию твоею, и возлюбиши искренняго твоего яко сам себе ( Мф. 22:37, 38 ). А чтобы люди знали: как любить Бога всем сердцем, всей душей, всем разумением своим, и как любить ближнего, Бог дал святой Закон свой, в котором, во-первых, заповедал: Аз есмь Господь Бог твой: да не будут тебе бози инии разве Мене ( Исх. 20:2 ). Сия заповедь требует от нас, иметь живую уверенность в бытии Бога, Существа всесовершенного ( Аввак. 2:4 . Евр. 11:6 ), всемерно стараться возрастах в познании Его ( Иер. 9:23, 24 ), а для его упражняться в чтении Священного Писания ( 2Тим. 3:16,17 .) и других душеспасительных книг, или внимательно слушать их чтение, также церковные поучения и благочестивые разговоры о Боге, о промысле Божием, дела Его в Церкви ( 1Сол. 5:11 ), во всех обстоятельствах жизни нашей обращаться к Нему единому ( Пс. 42:5 ), на Него единого возлагать всю надежду свою ( Рим. 8:31 ), поступать осмотрительно до того, чтобы все дела и мысли наши были проникнуты благоговейным чувством вездеприсутствия и всеведения Божия ( Быт. 17:2 ), почитать гнев Его высочайшим для себя несчастием ( Быт. 39:9 ), безропотно во всем покоряться Его воле ( Втор. 11:13, 14 ), прославлять Его ( Пс. 21:24 ), как всесовершенного, благодарить Его, как Промыслителя и Спасителя нашего ( 1Сол. 5:18 ), призывать Его как всеблагого и всемогущего ( Пс. 49:15 ), исповедовать Его устами и святостью жизни ( Пс. 104:1 ), быть послушным сыном св. Церкви Его ( Мф. 18:17 ), и воздавать Богу поклонение, по ее руководству ( Евр. 10:25 ), как Существу высочайшему. Но так как мы большей частью бываем осквернены грехами до того, что и молитвы наши нечисты, безжизненны, недостойны святости и величия Божия, то руководствуемые Церковью Святой, почитая действующую во святых Ангелах и Угодниках Божиих благодать Его, по чувству своего непостоянства, просим их о подкреплении наших молитв своим предстательством у Бога. В сем случае мы поступаем подобно тому, как имея нужду в земных благах, хотя все они, собственно, суть дары Божии, обращаемся с просьбой о наделении нас ими к земным благотворителям.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Marty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010