Псалом 73 Еврейский народ по этому псалму представляется отринутым Богом ( Пс.73:1 ), святилище, т. е. храм, разрушенным ( Пс.73:3 ), на земле всюду господствуют враги ( Пс.73:4 ), самый храм сожжен ( Пс.73:7 ), среди народа нет пророков, как вестников воли Божией ( Пс.73:9 ), всюду царит насилие ( Пс.73:20 ). Такие черты состояния еврейского народа нашли полное осуществление после нападения и разрушения Иерусалима Навуходоносором, когда вся земля была опустошена, храм сожжен, всюду царили халдеи и пророка у евреев не было. По надписанию еврейской Библии писателем псалма был Асаф, конечно, не современник Давида, но один из его благочестивых потомков, на котором тяжело отзывалось народное бедствие и гибель святыни. Вспомни, Господи, народ, Тобою издревле избранный, который теперь Ты отринул (1–3). Враги все уничтожили, всем завладели, разрушили и сожгли святилище и места собраний, У нас нет пророка (4–9). Доколе, Господи, Ты будешь отклонять руку Твоей помощи (10–12)? Ты освободил их из рабства, чудесно охранял потом от гибели. В Твоей власти все моменты времени и вся земля (13–17). Вспомни об угнетенном народе и защити его от грозных врагов, избавь от посмеяний (18–23). Пс.73:1 .  Для чего, Боже, отринул нас навсегда? возгорелся гнев Твой на овец пажити Твоей? «Отринул нас навсегда» – не в смысле полного и вечного отчуждения Бога от своего народа, а в смысле продолжительности ниспосланного на него испытания. Обычная гипербола, употребляемая писателями и поэтами. Можно понимать «навсегда» и буквально, суживая заключающийся здесь смысл до указания на вечное уже лишение еврейского народа его святыни – Кивота Завета, который с разрушением храма исчез навсегда. Пс.73:2 .  Вспомни сонм Твой, который Ты стяжал издревле, искупил в жезл достояния Твоего, – эту гору Сион, на которой Ты веселился. «Сонм» – собрание людей, народ. «Стяжал» – приобрел. Еврейский народ был приобретен Богом издревле, еще со времени избрания Авраама, которому Он покровительствовал и от которого произвел целый народ. – «Искупил в жезл достояния», точнее «искупил в колено достояния», т. е. Господь сделал еврейский народ своим особым достоянием, поколением людей, которых Он любил и на которых изливал многочисленные милости.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Между толкованиями древних Отцов и Учителей Церкви Беседы св. Иоанна Златоуста на псалмы, не смотря на неполноту 9 , в какой они сохранились, занимают выдающееся место по высоким достоинствам своего содержания и изложения. По суду древ­них ценителей (патриарха Фотия и Свиды 10 , они принадлежат к лучшим произведениям святителя. Они отличаются глубоким проникновением в содержание псалмов, ясным, одушевленным изложением выраженных в них истин и благочестивых чув­ствований, особенно же – неподражаемым нравственным примене­нием содержания псалмов к жизни христианина. Златоуст не извлекает только из текста псалмов содержащиеся в них истины веры и нравственности, но раскрывает их и убеждает в их непреложности и обязательности своим одушевленным крас­норечием. В его беседах Псалтирь действительно получает характер высокого молитвенного воззвания к Богу, соответствую­щего не только ветхозаветному, но и новозаветному времени. – В своем толковании псалмов Златоуст держится преимущественно буквального, исторического смысла, за исключением, понятно, тех псалмов или отдельных стихов, которые имеют проро­ческий характер (напр. Пс. 44, 46, 109 и др.). Основное пра­вило относительно этого выражено при объяснении 9-го псалма: «когда, говорит святитель, нужно объяснять что-либо в пере­носном смысле ( αναγωγν), то не должно оставлять этого. Одно в Писании нужно и созерцать ( θεωρσαι) или объяснять в переносном смысле», как сказано в русском переводе этих слов, «а другое нужно понимать, как сказано только» (стр. 115), в иных же местах нужно принимать и то, что сказано, и то, что этим обозначается» 11 . Примерами этого последнего, двой­ственного, объяснения псалмов служат толкования на 5–7-й ст. 9-го Пс., которые объяснены сначала буквально (стр. 114), а затем – в переносном смысле – относительно божественного суда над иудеями (стр. 116), – на 2–3-й ст. 43 Пс. (стр. 168–169, 171), на 9–10-й ст. 45 Пс. (стр. 212), – 2-й ст. 46-го Пс. (стр. 215) и др. Пониманию слов некоторых псалмов в переносном смысле Златоуст иногда только не препятствует (наприм., при объяснении 2-го ст. 47-го Пс., стр. 225), а иногда отклоняет та­кое понимание (наприм., при объяснении 4-го ст. 115-го Пс. (стр. 350). Вместе с ясным выражением буквального или переносного, пророческого, смысла, святитель обращал особенное внимание на последовательный ход мысли в содержании псалмов и раскры­вал его там, где этой последовательности с первого взгляда можно не заметить (см. на стр. 142; 173–174; 234; 238; 463 и др.)».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Враги России Св.Писанием могут назидаться на примере Б.Березовского» Протоиерей Георгий Городенцев на кончину беглого олигарха 25.03.2013 3125 Время на чтение 4 минуты Как известно, 23 марта на 68-м году жизни скончался Борис Березовский , фигура довольно значимая в истории современной России. Сейчас многие гадают, была ли его смерть естественной, или это было самоубийство, вызванное тяжелым финансовым положением, а, может быть, его ликвидировали спецслужбы Запада, с которыми он активно сотрудничал? Но, думаю, нам, православным христианам, после смерти человека негоже заниматься такими домыслами о его персоне, тем более Великим постом. Но и оставить без внимания это знаковое событие также нельзя. Поэтому я решил обратиться к Псалтири пророка Давида, и поискать там пророчества о жизни, смерти и, вообще, судьбе раба Божия Бориса. Такое занятие тем более приличествует Великому посту, что во время него Псалтирь читается особенно часто: если в обычное время она по уставу прочитывается раз неделю, то Великим постом – дважды. И действительно, оказалось, что в этой Священной Книге содержатся пророчества, каждое из которых могло бы быть на могиле Березовского эпитафией, весьма назидательной для всех читающих ее, в первую очередь для богатых, неправедно наживших свое богатство, особенно для всех наших нынешних олигархов. Ибо «человек яко трава, дние его яко цвет сельный, тако отцветут. Яко дух пройде в нем, и не будет, и не познает ктому места своего» (Пс..102,15-16). Итак, когда началась клятая «перестройка», Березовский, как многие люди его круга и того времени, соблазнился собиранием богатства, которое, казалось, само шло в его руки. Забыв, что «богатство аще течет, не прилагайте сердца» (Пс.61,11). При этом он, на зависть многим, путем лукавства достаточно быстро сколотил миллиардное состояние, не думая о том, что сам – человек смертный, и столько ему на жизнь не понадобится. О таких и им завидующих псалмопевец Давид пророчески говорит следующее: «Не ревнуй лукавнующим, ниже завиди творящим беззаконие. Зане яко трава скоро изсшут, и яко зелие злака скоро отпадут» (Пс.36,1-2). И снова: «Не ревнуй, еже лукавновати. Зане лукавнующие потребятся: терпящие же Господа, тии наследят землю. И еще мало, и не будет грешника: и взыщеши место его, и не обрящеши» (Пс.8-10). И далее точно о судьбе нынешнего покойника, который в свое время, надеясь на богатство свое, все возносился, «яко кедр ливанский», но сначала обнищал («богати обнищаша, и взалкаша» (Пс.33,10), набирая кредиты, которые не мог отдать, а затем и вообще умер, исчез, как дым: «Видех нечестиваго превозносящася и высящася, яко кедры ливанские: и мимо идох, и се не бе, и взысках его, и не обретеся место его» (Пс.36,35-36); «врази же Господни, купно прославитися им и вознестися, исчезающее яко дым исчезоша. Заемлет грешный и не возвратит» (Пс.36:20-21).

http://ruskline.ru/news_rl/2013/03/25/vr...

Введение Часть I. Онтология, гносеология и антропология 1. Понятийная система Максима Исповедника 1.1. Природа ( φσις) Часть II. Трудность XLI: ЕЕ ΣΚΟΠΟΣ, основные понятия и источники 2.1. Что комментируется в Трудности XLI? 2.2. Основные понятия Трудности XLI 2.3. Источники и контексты Трудности XLI 2.3.1. Григорий Богослов. Слова 38 к 39 2.3.2. Немесий Эмесский. О природе человека I 2.3.3. пс.-Дионисий Ареопагит. О божественных именах XI, 1–5 2.3.4. Апостол Павел. Послание к Ефесянам I 2.3.5. Ориген. О началах 2.3.6. Иоанн Скифопольский. Схолии к Ареопагитикам 2.3.7. Григорий Нисский. Об устроении человека XVI-XVII 2.3.8. пс.-Дионисий Ареопагит и Иоанн Скифопольский Часть III. Диэреза как метод диалектики и метафизики 3.1. Деление и соединение как диалектические методы 3.1.1. Четыре метода диалектики 3.1.2. Деления как последовательность дихотомий 3.1.3. Деление на мужское и женское 3.1.4. Соединение через средний термин 3.2. Типы и механизмы соединений у Максима 3.2.1. Соединение как переход к большей общности 3.2.2. Соединение крайних через средний термин 3.2.3. Усваивание и уподобление в соединении 3.2.4. Обмен свойствами и движение друг к другу в соединении 3.3. Гносеологический аспект соединений: когнитивные способности и онтологическая иерархия 3.3.1. Прокл (412–485) 3.3.2. Аммоний 3.3.3. ПС.-Дионисий и его схолиасты 3.3.4. Максим Исповедни 3.4. Всеобщие деления и соединения в Трудности XLI 3.4.1. Сложность истолкования делений 3.4.2. Деления и космогония 3.4.3. Деления в контексте гностицизма и пифагореизма 3.4.4. Деления и логическое древо Порфирия 3.4.5. Высшие соединения – ипостасны 3.4.6. Обратимость ( ντιστροφ) делений 3.4.7. Две парадигмы рассмотрения делений и соединений 3.4.8. Отчего делений пять? 3.5. Альтернативная история 3.6. Особенности делений Трудности XLI Первое разделение Последующие разделения. 3.7. Преодоление делений Цель и смысл творения человека и мира Преодоление пятого и четвертого делений Преодоление третьего и второго делений Преодоление первого деления Приложение Проблема титула и рубрикации Трудностей Библиография  

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЛАСТЬ [греч. ξουσα; лат. potestas], Божественное установление для отражения зла и содействия добру; в широком смысле есть возможность оказать воздействие на что-то и на кого-то; есть господство одного над другим или другими. Христиане побуждаются быть покорными В. ради Господа (1 Петр 2. 13 слл.) и по совести (Рим 13. 5). В. тесно связана с авторитетом . В. может принадлежать на основании или 1) абсолютного превосходства - Богу, или 2) относительного преимущества, вытекающего из естественной необходимости,- напр., власть родителей над малолетними детьми, или 3) относительного преимущества, вытекающего из узаконения случайного факта. Политическая, или гос., В. принадлежит ко 2-му типу: она выражает естественное право общественного целого на подчинение частей: права и интересы общества должны быть определенным образом представляемы, ибо простая сумма интересов частных еще не составляет интереса общества (Вл. С. Соловьёв). Высшим назначением В. является служение В. имущих подвластным им (ср.: Лк 22. 25-27). Представление о В. в Ветхом Завете В. Бога Бог есть великий Царь над всей землей (Пс 46. 3; 94. 3), Он воцарился над народами (Пс 46. 9), Он - владыка народов (Пс 21. 29), призирает народы (Пс 65. 7), судит их (Пс 66. 5), «мышца Его со властью» (Ис 40. 10), Он «Бог богов и Владыка царей» (Дан 3. 47), В. Бога вечна (Пс 65. 7). Бог управляет израильским народом обычно через различные органы В.: через них Он дает ему законы, производит суд, ведет его. Таким «органом» по устройству израильской общины был прор. Моисей , соединявший в своем лице различные обязанности (Втор 5. 31; 34. 10-12; Исх 3. 10-12; Числ 11. 11-13); в святилище Бога таким «органом» служила ветхозаветная иерархия (Исх 28. 1-3, 41; 29. 1 слл.; Числ 1. 47 слл.; 3. 5 слл.; 18. 1-7 слл.; 4. 34 слл.; 8. 15; Втор 18. 1-8); в суде - судьи (Втор 1. 16-17); таким же «органом» в отношении гражданских дел является царь (Втор 17. 14-20).

http://pravenc.ru/text/155023.html

Изъяснение псалма 131-го. «Песнь степеней». Псалом сей имеет великую близость с псалмом восемьдесятосьмым; потому что и здесь, как и в том, пленные в Вавилоне умоляют Бога всяческих, вместо молитвы представляя обетования, данныя Богом великому Давиду, и прося сподобить прощения. Псалом содержит в себе и пророчество о Спасителе вселенной, по плоти происшедшем от рода Давидова. Пс.131:1 .   Вспомни, Господи, Давида и все сокрушение его. «Помяни Господи Давида и всю кротость его». Поскольку, во многом прегрешив, лишились мы всякаго дерзновения; то просим Тебя, Владыка, воспомянуть Давида, его кротость и благочестие. О сей кротости упоминал и предыдущий псалом, и ясно показал смиренный его образ мыслей. Пс.131:2 .   Как он клялся Господу, давал обет Сильному Иакова. Пс.131:3 .   «Не войду в шатер дома моего, не взойду на ложе мое. Пс.131:4 .   Не дам сна очам моим и веждам моим – дремания. Пс.131:5 .   Доколе не найду места Господу, жилища – Сильному Иакова». «Яко клятся Господеви, обещая Богу Иаковлю» : «Аще вниду в селение дому моего, или взыду на одр постели моея». «Аще дам сон очима моима, и веждома моима дремание, и покой скраниама моима», «Дондеже обрящу место Господеви, селение Богу Иаковлю». Сие яснее открывает история Паралипоменон. Ибо сперва умолял, чтобы ему построить божественный храм. Но, поскольку Бог воспретил сие чрез Пророка Нафана, и предрек, что построение совершит Соломон, Давид отложил сие построение, впрочем не возлюбил бездействия, напротив же того стал собирать золото, серебро, железо, медь, дерева и камни. И все это, как сказал я, желающим прочесть открывает упомянутая книга. Пс.131:6 .   Вот, мы слышали о нем в Ефрафе, нашли его на полях Иарима. «Се слышахом я во Евфрафе, обретохом я в полях дубравы». Давид просил построить храм Богу; Единородное же Слово Божие обетовало от плода чресл его создать Себе одушевленный и словесный храм. Посему пророчество говорит: «се слышахом я во Евфрафе, обретохом я в полях дубравы». Евфрафою же именовался называемый ныне Вифлеем: ибо там родился Владыка Христос, Который, указывая на тело Свое, сказал Иудеям: «разорите церковь сию» ( Иоан. 2, 19 ). " Полями» же «дубравы» называет Пророк место храма иерусалимскаго, как пустое и не имеющее зданий. Ибо там великий Давид, молитвами к Богу удержав Ангела-губителя, воздвиг жертвенник, принес жертву, и освятил место для построения храма. Поскольку же две скинии, одна из камней и дерев, другая же из тела и души, и одна сооружена была Соломоном в Иерусалиме, а другую благодать Всесвятаго Духа соткала в Вифлееме, и жившие тогда благочестиво одну видели, а другой ожидали, то пророческое слово прилично изрекло: «се слышахом я во Евфрафе», то есть слышали о скинии, которую соорудит Святый Дух, «обретохом я на полях дубравы», то есть, скинию, построенную Соломоном по обетованию Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

«Иисус Христос. Жизнь и Учение». Избранные главы Из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Нагорная проповедь» 25 мая, 2017 Из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Нагорная проповедь» «Правмир» продолжает серию публикаций избранных глав из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Нагорная проповедь», которая является второй в серии под общим названием «Иисус Христос. Жизнь и Учение». Праведность — то качество, которое, согласно Нагорной проповеди, должно быть отличительной особенностью учеников Иисуса, составляющих Церковь . Речь идет, прежде всего, о правде, или праведности, вытекающей из закона Божия и из воли Божией . Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде (δικαιοσνης) и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден (Ин. 16:7–11). Правда — одно из ключевых библейских понятий. На языке Ветхого Завета оно означало прежде всего следование заповедям Божиим; призвание богоизбранного народа заключается в том, чтобы «ходить путем Господним, творя правду и суд» (Быт. 18:19). Искание правды — необходимое условие для того, чтобы овладеть землей обетованной: «Правды, правды ищи, дабы ты был жив и овладел землею, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Втор. 16:20). В псалмах понятие правды употребляется как в смысле человеческой праведности, так и применительно к Богу, причем оба понимания правды тесно взаимосвязаны: Когда я взываю, услышь меня, Боже правды моей! (Пс. 4:2). Господи! путеводи меня в правде Твоей (Пс. 5:9). Суди меня, Господи, по правде моей и по непорочности моей во мне (Пс. 7:9). Славлю Господа по правде Его и пою имени Господа Всевышнего (Пс. 7:18). Ибо Господь праведен, любит правду; лице Его видит праведника (Пс. 10:7). Благ и праведен Господь, посему наставляет грешников на путь, направляет кротких к правде, и научает кротких путям Своим (Пс. 24:8–9).

http://pravmir.ru/iisus-hristos-zhizn-i-...

Слово при погребении первенствующего члена Святейшего Синода, митрополита Новгородского, Санкт-Петербургского, Эстляндского и Финляндского, высокопреосвяшеннейшего Антония, сказанное в Александро-Невской Лавре 19 ноября 1848 г. «Поминайте наставники вашя, иже глаголаша вам слово Божие: ихже взирающе на скончание жителства, подражайте вере (их)» ( Евр. 13:7 ). Повинуясь заповеди Апостола Христова, обозреваю земное поприще почившего в Бозе архипастыря; иду за ним по всем стезям его жизни; восхожу вместе с ним на высоту и нисхожу долу, – и что вижу? везде вижу следы особенного Промысла Божия, ознаменовавшего себя в жизни почившего разительной противоположностью путей своих. С одной стороны, представляется в ней необыкновенная высота сана и звания, о которой почивший большую часть жизни своей не мог и помышлять; с другой – ряд тяжких недугов, которые, казалось, навсегда устранены были самой крепостью его телосложения. Если кто, то он, подобно Давиду, не обинуясь, мог сказать о себе: «мал бех в братии моей... И кто возвестит Господеви моему; Сам Господь, Сам услышит: Сам посла Ангела Своего, и взят мя» ( Пс. 151:1, 3–4 ). Если кто, то сей же пастырь мог взывать потом ко Господу словами Давидовыми: «Спаси мя, Боже, яко внидоша воды до души моея» ( Пс. 68:2 ); «одержаша мя болезни смертныя» ( Пс. 17:5 ); «пострадах и слякохся до конца» ( Пс. 37:7 ); «изсше яко скудель крепость моя, язык мой прилъпе гортани моему, и в персть смерти свел мя еси» ( Пс. 21:16 ); «свет очию моею, и той несть со мною» ( Пс. 37:11 ). При такой разительной противоположности земного жребия своего почившему надлежало иметь сугубую силу духа: одну – дабы не поникнуть под неожиданной высотой сана и звания своего, другую – дабы мужествено перенести тяжесть столь же неожиданного, как и продолжительного недуга. И, благодарение Господу, он имел эту сугубую силу! – Златой кидар первосвятителя ничем не помрачен на главе почившего; ложе многострадального Иова ни разу не огласилось воплем ропота и малодушия. В мрачные дни печали, как и в светлые дни радости, являлась одна и та же вера, николиже сумнящаяся, и одна и та же любовь, николиже отпадающая ( 1Кор. 13:8 ). И вот, братие, урок, который, можно сказать, сам собою выходит для всех нас из гроба сего – урок веры и терпения, смирения и преданности Богу!

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Собеседование 33 на псалом 85 Молитва Давиду 1. Видишь ли достоинство молитвы? Другие псалмы пророк усту­пил петь Асафу и сынам Кореевым, а молитву воспевает Богу сам, принося ее не от себя только, но от лица всех людей. «Господи, ухо Твое и услышь меня, ибо я... – нищ и убог» ( Пс.85:1 ). Беден и убог всякий человек, лицо которого принимает на себя здесь пророк. Мы бедны вследствие греха, и стали нищими чрез Адама, оставившего нам как бы в наследство нищету. По­этому пророк и молит Бога приклонить ухо Свое, чтобы Он снизо­шел как богатый к беднякам, как врач к больным. Почему же просит снизойти? Потому, что мы часто у Бога просим недостой­ного; и Он, как врач, просьбу выслушать удостаивает, но подает только то, что для нас полезно. «Сохрани душу мою, ибо я – угоден (Тебе), спаси раба Твоего, Боже мой, уповающего на Тебя» ( Пс.85:2 ). Как же может быть святым тот, кто беден и убог добродетелью? Так как он признал свою бедность, то именно чрез это признание и стал уже святым. Может быть пророк называет человека святым и потому, что он имел это достоинство до грехо­падения в раю. «Спаси раба Твоего, Боже мой, уповающего на Тебя». Слова пророка способны приклонить Бога к милосердию, потому что Господь ни в каком случае не может отвергать раба Своего, который на Него надеется, но принимает его роди надежды, хотя бы он и имел другие недостатки; на свое рабство указывает пророк, желая привлечь к нам Бога, дабы Он не покидал Своей собственности. «Помилуй меня, Господи, ибо я к Тебе взываю всякий день " ( Пс.85:3 ). Видишь, как мы можем получить помилование? Мы должны взывать к Богу каждый день, а не так поступать, чтобы то молиться Ему словами, то прогневлять Его делами, то являться в церковь Божию, то в церковь беззаконников, о которых тот же Давид сказал: «возненавидел я скопище лукавых» ( Пс.25:5 ). «Возвесели душу раба Твоего, ибо я к Тебе вознесся душою моею» ( Пс.85:4 ). Прошу, говорит, радости от Тебя, к которому вознес душу мою, восхитив ее от земли и возвысив надеждою на божественные блага, так что они уже не стремятся к земному. Итак, возвесели Ты, потому что ра­дости человеческой, как вредной и скоропреходящей, я не хочу. «Ибо Ты, Господи, благ, и кроток, и многомилостив ко всем, призывающим Тебя» ( Пс.85:5 ). Не напрасно я вознес к Тебе душу, а потому, что Ты, как благой, сострадателен, как кроткий – поддерживаешь падающих, и притом проявляешь Свое милосердие не одним каким-нибудь спосо­бом, а многими и различными: милуешь чрез нищелюбие, милуешь чрез слезы, милуешь чрез добродетели, милуешь чрез веру, и не некоторых, но всех, кто призывает Тебя. Те, следовательно, кто не призывает Бога, не могут быть и помилованы. Итак, молитва служит для нас и оружием, и убежищем, и дверью спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

иером. Ювеналий (Медведский) Часть вторая Рассуждение 3. О создании мира §1. Бог, будучи Сам в Себе преблагим, благоволил благость Свою и вне себя излить, а именно, произвел из небытия в бытие весьма многие существа и снабдил оные, по премудрости Своей, приличными каждой вещи добротами. Сие внешнее Божие действие, состоящее в произведении всех вещей из небытия в бытие, зовется созиданием, или сотворением мира. Отделение 1. О сотворении всего вообще §2. Творить, или созидать, хотя собственно значит что-нибудь из небытия в бытие производить как из ничего, так и из приготовленного в первый день вещества; однако несобственно берется за Промысл: послеши Духа Твоего, и созиждутся ( Пс. 103:30 ), за возобновление: сердце чисто созижди во мне, Боже ( Пс. 50:12 ), за наведение праведного наказания: зиждай злая ( Ис. 45:7 ) и за произведение чудных дел ( Иез. 12:11 ). А миром называются все вообще сотворенные вещи. Глава 2. О побудительной вине и конце сотворения §5. Вина побудительная к созданию мира не что иное есть, как собственная Божия неограниченная благость. Ибо как Бог, будучи от самой вечности пресовершен, в тварях никакой нужды иметь для Себя не мог ( Деян. 17:25 ), то остается заключить, что Он создал мир пресвободно, не по принуждению, ниже по какой для Себя нужде, но по единому Своему хотению. Бог наш на небеси и на земли вся, елика восхоте, сотвори ( Пс. 113:11 ). А отсюда явствует, что и намерение, и конец в сотворении от Бога полагается единственно тот, дабы все твари, а паче одушевленные и разумные, сделать благости Своей причастными, т. е. сообщить им совершенства, Своих совершенств образ имеющие, сколько они вместить могли, почему создание мира может назваться прелиянием благости Божией. А как отсюда необходимо проистекает слава Божия, которая состоит в том, что Его совершенства, открыты будучи тварям, от них познаются и проповедуются, то будет близкий конец – польза твари ( Быт 1:26 ; Исх 45:18 ; Пс. 113:24 ), а последний – слава Божия ( Пс. 18:1 ; Прит. 16:4 ). Глава 3. О том, из чего и как мир от Бога создан

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010