Александр Сегень ЦВ 5 (426) март 2010 /  11 марта 2010 г. Александр Сегень, писатель: При любых обстоятельствах нужно оставаться людьми Меньше месяца остается до премьеры художественного фильма «Поп», посвященного судьбе священника Псковской миссии на оккупированной немцами территории. На вопросы «Церковного вестника» отвечает автор сценария фильма Александра Сегень. — Александр Юрьевич, как случилось, что вы заинтересовались историей Псковской миссии? — Изначально проект создания художественного кинофильма, посвященного Псковской миссии, вынашивался в издательско-кинематографическом центре «Православная энциклопедия», а идея принадлежала незабвенному Патриарху Алексию II, отец которого, как известно, служил священником на оккупированных фашистами землях. Летом 2005 года я встретился с генеральным директором «Православной энциклопедии» Сергеем Леонидовичем Кравцом и кинорежиссером Владимиром Ивановичем Хотиненко, и мы договорились, что я напишу литературную основу для сценария. Мне предоставили необходимые документы по истории Псковской православной миссии, воспоминания участников тех событий, и к началу 2006 года я завершил работу над первым вариантом романа «Поп», который был опубликован в журнале «Наш современник». Эту публикацию внимательно прочитал один из моих духовных покровителей иеромонах Роман (Матюшин), сделал много полезнейших замечаний, и когда я готовил в издательстве Сретенского монастыря книгу, то, можно сказать, написал второй вариант романа. Ну а дальше уже была работа над сценарием и фильмом. — Все ваши исторические романы — «Державный», «Тамерлан», «Поющий король», «Солнце земли русской» — посвящены правителям, историческим деятелям. Создавая произведение об истории Русской Церкви в годы войны, можно было написать, например, о митрополите Сергии (Страгородском.) Почему вы выбрали главным героем простого священника, «маленького человека»? — Поскольку речь шла именно об истории Псковской православной миссии, то более уместно говорить об образе другого Сергия — митрополита Сергия (Воскресенского).

http://e-vestnik.ru/society/aleksej_sege...

поиск:   разделы   рассылка Ксения Лученко Александр Сегень, писатель: При любых обстоятельствах нужно оставаться людьми Источник:  Церковный вестник Меньше месяца остается до премьеры художественного фильма " Поп " , посвященного судьбе священника Псковской миссии на оккупированной немцами территории. На вопросы " Церковного вестника " отвечает автор сценария фильма Алексей Сегень. – Александр Юрьевич, как случилось, что вы заинтересовались историей Псковской миссии? – Изначально проект создания художественного кинофильма, посвященного Псковской миссии, вынашивался в издательско-кинематографическом центре " Православная энциклопедия " , а идея принадлежала незабвенному Патриарху Алексию II, отец которого, как известно, служил священником на оккупированных фашистами землях. Летом 2005 года я встретился с генеральным директором " Православной энциклопедии " Сергеем Леонидовичем Кравцом и кинорежиссером Владимиром Ивановичем Хотиненко, и мы договорились, что я напишу литературную основу для сценария. Мне предоставили необходимые документы по истории Псковской православной миссии, воспоминания участников тех событий, и к началу 2006 года я завершил работу над первым вариантом романа " Поп " , который был опубликован в журнале " Наш современник " . Эту публикацию внимательно прочитал один из моих духовных покровителей иеромонах Роман (Матюшин), сделал много полезнейших замечаний, и когда я готовил в издательстве Сретенского монастыря книгу, то, можно сказать, написал второй вариант романа. Ну а дальше уже была работа над сценарием и фильмом. – Все ваши исторические романы – " Державный " , " Тамерлан " , " Поющий король " , " Солнце земли русской " – посвящены правителям, историческим деятелям. Создавая произведение об истории Русской Церкви в годы войны, можно было написать, например, о митрополите Сергии (Страгородском.) Почему вы выбрали главным героем простого священника, " маленького человека " ? – Поскольку речь шла именно об истории Псковской православной миссии, то более уместно говорить об образе другого Сергия – митрополита Сергия (Воскресенского).

http://religare.ru/2_73714.html

Константин Обозный Скачать epub pdf Миссионерский аспект деятельности Христианская Церковь рождалась, росла и живет через свидетельство о Христе, или миссию. Проблема христианской миссии особенно остро встает сегодня, когда Русская православная церковь наконец получила возможность открытой широкой проповеди и глубокого научения в вере жаждущих Слова. Важность миссионерского служения в церкви не ставится под сомненье, однако не всегда хватает опыта этого служения в современных условиях. Нередко встает вопрос: каким же образом должна проводиться духовно-просветительская работа? Поэтому тема Псковской миссии актуальна сегодня не только как материал по истории РПЦ XX века, как утверждение общецерковной молитвенной памяти о мучениках и исповедниках веры, но и как весьма ценный опыт миссионерской и катехизационной деятельности. Образование Миссии. Ее структура Быть может, я рискую оказаться необъективным, утверждая, что совсем не случайно Православная миссия в тяжелые годы оккупации возникла именно здесь – на Северо-Западе России, с центром во Пскове. С одной стороны, этот факт объясняется длительным периодом оккупации этого региона немецкими войсками – три года. Это тяжелейшее испытание для жителей псковской земли обернулось некоторой гарантией (хотя и довольно зыбкой) существования Миссии. Ведь именно «под эгидой оккупационных властей...» она и была организована 1 . Кроме того, хорошо известно, что с 1928 г. в Латвии активно действует филиал РСХД (с центром в Париже), который именовался «Русское православное студенческое единение» 2 (РПСЕ). Среди тех, кто поддерживал этот христианский союз, были священники-миссионеры, некоторые из которых первыми прибыли в Псков из Латвии и приняли на свои плечи нелегкую задачу – основание «Православной миссии в освобожденных областях России». С другой же стороны, псковская земля из глубины веков была своеобразным форпостом православия, где особенно актуальным во все времена было именно миссионерское служение. Блгв. княгиня Ольга, являясь по сути первым просветителем Руси, приняв крещение в Константинополе, возвращается на Родину с проповедью веры Христовой. Это один из первых примеров христианской миссии в истории России, в том чис ле и на древней псковской земле. Дело в том, что кн. Ольга происходила родом из села Выбуты, что лежит близ Пскова. По свидетельству историков, там великая княгиня научала «сродных людей» познанию Бога 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть «Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»? Рецензия на книгу М.В. Шкаровского и священника Ильи Соловьева «Церковь против большевизма» Лидия Соколова   Светлана Романова   18:34 18.10.2014 4327 Время на чтение 15 минут В истории Церкви ХХ века есть темы, которые иначе как взрывоопасными не назовешь. Одна из них - проблема коллаборационизма среди духовенства и верующих, служивших и проживавших на временно оккупированной территории в годы Великой Отечественной войны. Осознанное, добровольное и умышленное сотрудничество с врагом в его интересах и в ущерб своему государству тесно связано с деятельностью вражеских спецслужб, которые активно использовали «пятую колонну» в своих интересах. Для нас здесь встают вечные вопросы о предательстве и месте земного Отечества в жизни человека. Эти проблемы требуют выверенных подходов, взвешенных оценок и обязательной опоры на достоверные источники. В последние годы немало внимания уделяется Псковской православной миссии, существовавшей на оккупированной фашистами территории северо-запада СССР . Кроме апологетики в работах на эту тему присутствует минимальное количество источников, причем преимущественно мемуарного характера и, как правило, опора на одно судебно-следственное дело, хотя источниковая база истории Псковской миссии очень обширна и многообразна но, к сожалению, мало изучена. Основными ее частями являются: судебно-следственные дела, хранящиеся в архивах УФСБ Санкт-Петербурга, Пскова, Новгорода и в архивах Латвии, Эстонии и Литвы; документы канцелярии митрополита Сергия (Воскресенского), сохранившиеся не только в Прибалтике, но и в Государственных архивах Ленинг радской, Новгородской и Псковской областей, а также оккупационных учреждений Германии, хранящихся в Российском государственном военном архиве . Публикации по этой теме пока не раскрыли всей сложности этой темы, поэтому каждая новая книга о Псковской миссии вызывает живой интерес церковных историков . Общество любителей церковной истории издало книгу»Церковь против большевизма (Митрополит Сергий (Воскресенский) и экзархат Московской Патриархии в Прибалтике. 1941-1944 гг.) М.В. Шкаровский, священник Илья Соловьев». Москва , 2013.

http://ruskline.ru/analitika/2014/10/18/...

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; @import url( " " );@import url( " " );@import " " #2710884926 Закрыть Горькая правда Лидия Соколова   12:15 12.05.2015 672 Время на чтение 11 минут Того и земля ругает, кто врагу помогает «Нам нередко приходится сталкиваться со случаями, - отметил председатель Синодальной комиссии по канонизации святых РПЦ епископ Троицкий Панкратий, - когда обстоятельства кончины пострадавшего духовенства или мирян изучаются вне исторического контекста; в предлагаемом докладе секретарь СПб Комиссии по канонизации и главный хранитель Музея Александро-Невской Лавры Лидия Ивановна Соколова представит результаты изучения исторического контекста, основанного на первоисточниках. Можно только добавить, что она изучила комплекс материалов в такой полноте, как, может быть, никакой другой исследователь, соприкасавшийся с этими материалами». На основе этого научного доклада Л.Соколова рассказывает о Псковской Духовной Миссии нашим читателям. Они служили Богу и Гитлеру, поэтому писать о деятельности Псковской Духовной Миссии ответственно, грустно и противно. СМИ не следовало бы «раскручивать» её «патриотическую» деятельность, ибо это не лучшая страница в истории Церкви. Восхваление деятельности Миссии наносит несомненный вред в далеко идущих планах пересмотра всей истории России, которая не должна меняться с изменениями законов. В противном случае остаётся один шаг до реабилитации Власова, с которым они сотрудничали. Историки-западники, как правило, говоря о деятельности Псковской Миссии, подчеркивают лишь факты восстановления разрушенных храмов, преподавания Закона Божия, открытия в Пскове свечной фабрики, церковной лавки, создание объединённого церковного хора и иконографической мастерской. Но при этом замалчивается или минимизируется факт сотрудничества миссионеров с нацистами и доносительства на партизан. Если же такое явление историкам не удаётся скрыть, то делается оговорка: «под пытками» или «под давлением следователя», причём подлинность протоколов допросов нигде не оспаривается.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Во время войны я преподавал пионерам Закон Божий» Последний участник «Псковской Миссии» 26.12.2021 590 Время на чтение 7 минут   Ростислав Полчанинов – уникальный человек. В свои почти 103 года он старается как можно чаще ходить на службы в Свято-Серафимовский храм близ Нью-Йорка, пишет статьи и книги, делится воспоминаниями о своей богатейшей на события жизни. Одним из важнейших эпизодов в его личной истории стало участие в известной Псковской православной миссии, которая была организована Митрополитом Виленским и Литовским Сергием (Вознесенским) и действовала с 1941 по 1944 годы в оккупированных фашистами частях Ленинг радской, Псковской и Новгородской епархий Русской Православной Церкви. В ее задачи входило возрождение духовной жизни на этих территориях. В нынешнем году исполнилось 80 лет с момента основания этой миссии. В Интернете гуляет информация о том, что последним из оставшихся в живых ее участников был протоиерей Георгий Тайлов, скончавшийся в 2014-м году. Это ошибка: последним является Полчанинов, который поделился своими воспоминаниями с корреспондентом портала  Православие.Ру . «Во время войны я был миссионером и преподавал пионерам Закон Божий. Представляете, как это было, какие у нас с ними были разговоры? Очень интересные разговоры были», – вспоминает Ростислав Владимирович. Ростислав Владимирович Полчанинов Источник: Православие.ру Мне предложили преподавать Закон Божий В Пскове был приход Святого великомученика Димитрия Солунского, который возглавлял протоиерей Георгий Бенигсен. У него там находился и детский приют, и школа, и многое другое. В какой-то момент он попросил Митрополита Виленского и Литовского Сергия (Воскресенского), который организовал и возглавлял Псковскую духовную миссию, чтобы к нему направили преподавателя Закона Божия. Владыка, в свою очередь, обратился с этим в Народно-Трудовой Союз (НТС). В то время я находился в Варшаве, где проводил летний лагерь для русских детей, а после этого оказался вроде как без работы. Тут мне и поступило предложение поехать в Псков преподавать Закон Божий. Я немедленно согласился, после чего меня направили в Ригу, где тогда находился владыка Сергий.

http://ruskline.ru/opp/2021/12/26/vo_vre...

  разделы   рассылка  распечатать Григорий Васюков Каков " Поп " , таков и приход Источник:  " BaltInfo " Новый фильм Владимира Хотиненко " Поп " рассказывает о деятельности священников РПЦ в годы Великой Отечественной на оккупированной территории в рамках Псковской православной миссии. Со своей задачей фильм справляется, хотя история показана весьма противоречивая. Крестовый поход на Псковскую область 21 июня 1941 года, село Тихое в Латвии. Отец Александр Ионов (Сергей Маковецкий) и его жена Алевтина (Нина Усатова) наставляют жителей деревни в их духовной жизни и ведут нехитрое хозяйство. Отца Александра любят прихожане и почитают коллеги: за доброе сердце и меткие проповеди, которые не оставляют равнодушными самого закоренелого атеиста. Дело отца, " самого что ни на есть выдающегося типа русского батюшки " , готовятся продолжить сыновья – семинаристы, будущие священники. 22 июня начинается Великая Отечественная война, прерывающая мерное течение жизни в Тихом. Непосредственный руководитель батюшки, митрополит Виленский и всей Прибалтики Сергий отправляет его в рамках так называемой Псковской православной миссии в деревню Закаты. Миссия была создана с позволения одного из идеологов нацизма Альфреда Розенберга. Ко времени начала войны на Псковщине не осталось ни одного действующего прихода, чем немцы не преминули воспользоваться в своих целях. Разрешив 15 миссионерам возродить свою деятельность в регионе с общим числом населения около 2 миллионов человек, захватчики рассчитывали повысить лояльность на оккупированных территориях. История миссии для широкого круга зрителей является малоизученным сюжетом, и этот пробел, по задумке создателей картины, " Поп " и должен был восполнить. Со своей задачей фильм справляется, хотя история, рассказанная в нем, показана весьма противоречивая. Православие и оккупация Вкратце, весь фильм представляет собой историю виртуозного лавирования отца Александра между нацистами, коммунистами-партизанами и своим профессиональным долгом возрождения православия на Руси. Впрочем, показана она так, что лавированием в прямом смысле слова не выглядит. Отец просто исполняет свое призвание, а выводы о моральности его деяний режиссер предоставляет делать зрителю.

http://religare.ru/2_74507.html

Закрыть itemscope itemtype="" > «Патриарх сказал, что мы ничего не исказили» 30.03.2010 446 Время на чтение 5 минут Громкая премьера на Пасху: в широкий прокат выходит новый фильм Владимира Хотиненко " Поп " . " Огонек " поговорил с режиссером накануне премьеры. — Премьера вашего фильма состоится в храме Христа Спасителя. Не слишком ли претенциозно? — Это выбор прокатчиков — Первого канала и компании " 20th Century Fox " . Ну а им интересно, чтобы все прошло необычно, и я их понимаю. Только надо быть точным: что касается самого храма, то он не приспособлен для кинопоказа в принципе, речь идет не о культовом объекте, а о помещении зала церковных соборов. Насколько я знаю, его специально оборудуют для этого показа необходимой аппаратурой. — Что за история лежит в основе фильма? — Работа Псковской миссии во время Великой Отечественной войны. Эту миссию православные священники создали на оккупированной территории: проводили службы, помогали прихожанам и что особенно важно — нашим военнопленным. Поначалу немцев это вполне устраивало. Они благосклонно относились, кстати, не только к церкви, даже открывали школы. Но когда время быстрых побед прошло и ситуация на фронте осложнилась, немцы стали требовать от церкви действенного сотрудничества, например молебнов во славу немецкой армии. И тут начались проблемы, потому что кто-то из священников соглашался, а кто-то отказывался. Когда же пришла наша армия, тех церковнослужителей, кого не арестовали немцы, отправили в лагеря уже свои. Материалов по истории Псковской миссии сегодня довольно много, понятно, что нам пришлось выбирать, что включить в картину. Так, в фильм вошла история главы миссии Сергия Воскресенского, который уговорил немцев выпустить детей из концлагеря Саласпилс и раздать их семьям священников и прихожан. Так дети спаслись. Нам хотелось показать трагедию этих людей — священнослужителей, которым нужно было выполнять свой долг, зная, что их сочтут предателями. — Я слышал, благословение на создание фильма вы получили еще от Алексия II?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Это история православного священника Александра Ионина, члена Псковской православной миссии, осуществлявшей свою деятельность на оккупированной территории под эгидой немцев. Но немногие из священников той миссии служили верой и правдой немцам, а большинство и вовсе не служили. Они прятали пленных, помогали партизанам, а кое-кто были настоящими советскими разведчиками. Это ведь немцы считали, что Псковская православная миссия была их «проектом», а еще раньше она стала проектом советской разведки, который курировал небезызвестный Павел Судоплатов. Сам митрополит Виленский и Литовский, экзарх Латвии и Эстонии Сергий (Воскресенский), благословивший создание Псковской миссии, оказывал содействие Судоплатову. В фильме эта тема не звучит и, может быть, правильно, потому что отец Александр из романа Сегеня ни сном ни духом не ведает о планах советской разведки относительно Псковской православной миссии. «Это настоящий русский сельский батюшка», – говорит о нем митрополит Сергий собравшемуся у себя духовенству, прежде чем принять отца Александра. Вот – ключевые слова для характеристики героя, да и, пожалуй, самого фильма. Хотиненко снял фильм именно о русском священнике. И Сергею Маковецкому, кого только в жизни не игравшему, и чаще всего людей не русских – по духу, или – «новых русских» (которые такие же русские, как американцы – англичане), предстояло сыграть русского священника. Меня спросят: русские священники – это что, этническая общность? Да, и этническая. У таких, как протоиерей Александр Ионин, и отец был русским священником, и дед, и прадед. Пастырем Русской православной церкви может стать кто угодно, если того достоин, но есть русское родовое священство, история которого насчитывает свыше десяти веков. Оно не было истреблено полностью даже богоборческой коммунистической властью. Хорошо помню молодого священника одного из подмосковных храмов в начале 90-х годов, когда священниками верующие люди становились точно так же, как солдаты лейтенантами в 1941 году. Он не имел никакого духовного образования, был косноязычен, в роли пастыря чувствовал себя довольно скованно. Но он был из потомственной священнической семьи. И однажды я увидел, как в нем «заговорили» гены отцов и дедов. Он пришел домой к «расслабленному», много лет лежавшему без движения, дал ему поцеловать крест и просто сказал: «Вставай!». И потянул крест на себя, словно приподымая им больного. И – о чудо! – тот поднялся. Он жив до сих пор, этот расслабленный. Не могу добавить – «и здоров», точнее, что полностью здоров, однако в храм он ходит самостоятельно и вполне может ухаживать за самим собой.

http://pravoslavie.ru/38244.html

Елины. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты В 16 веке местность Елинского погоста принадлежала Псковскому Пантелеймоновскому монастырю. На мете нынешнего храма находилась деревянная часовня. В 16 веке для монастырских крестьян построили каменный Покровский храм. В 1744 году храм стал приходским. В 1798 г. к нему пристроили Никольский предел, а в 1811 году - Успенский. Храм закрыли в конце 1930-х годов. Во время войны служили священники Псковской Православной Миссии. Информация с сайта Псковской Епархии Деревня Елины, Островский район (бывший Островский уезд). Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Действующая. Построена в 18 веке на месте прежней Святителя Николая Чудотворца, которая, в свою очередь, по преданию, была поставлена там, где находилась часовня, носившая название «Выставки», принадлежавшая Псковскому Пантелеймонову монастырю. Первое упоминание о погосте относится к 16 веку. Покровский храм имел три престола: в главном храме, холодном во имя Покрова Божьей Матери, в придельных, теплых во имя Успения Божьей Матери (придел пристроен в 1813 году помещиком И.М. Беклешовым) и во имя Святителя Николая Чудотворца. На колокольне висело 5 колоколов, самый большой из которых весил 52 пуда. Причт состоял из священника, двух псаломщиков и просфорни. Церковной земли 15 десятин. Неприкосновенного капитала 2560 рублей. Действовала церковно-приходская школа. В Покровской церкви находилась местнопочитаемая икона святой великомученицы Параскевы. В 19 веке к храму была приписана домовая церковь Успения Божьей Матери в имении действительного статского советника Н. С. Беклешова (в 1890 году сгорела) и 5 часовен. Вокруг церкви кладбище, на котором сохранились старинные захоронения, в том числе дворян Вульфов и Серебряковых. Информация: Владимир Орлов " Храмы Псковской земли " По местному преданию на месте, где стоит церковь, прежде была часовня, принадлежащая Псковскому Пантелеймонову " дальнему " монастырю. Эта часовня называлась " выставки " . Сюда приезжал для службы монах монастыря, он же наблюдал за производством крестьянами полевых работ на принадлежащих здесь монастырю землях.

http://sobory.ru/article/?object=09631

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010