Неизвестно, отступило бы партийное начальство окончательно, но в это время монастырь посетила премьер-министр Индии Индира Ганди. Она была потрясена тем, что увидела (по воспоминаниям о. Нафанаила, в пещерах монастыря она плакала), и, очевидно, сделала неплохую рекламу – сюда одна за другой стали приезжать иностранные делегации, и вопрос о закрытии отпал. Богом зданныя пещеры История Псково-Печерского монастыря берет начало со своих знаменитых пещер, которые были открыты за 80 лет до основания монастыря, в 1392 году. В XIV веке на склоне нынешней Святой горы монастыря рос густой лес (сейчас здесь насаженный монахами сад и храм Преподобных Псково-Печерских отцов). Как рассказывает летопись, местный крестьянин Иван Дементьев рубил там деревья, одно из них повалилось под гору, и под его корнями открылось устье пещеры. Над нею была начертана надпись: «Богом зданныя пещеры». Кем и когда сделана эта надпись, неизвестно. По местному преданию, здесь жили иноки, бежавшие из Киево-Печерской лавры от набегов крымских татар. Основателем же монастыря был даже и не монах, а супружеская пара: священник Иоанн Шестник и его матушка Мария. Они поселились в этих местах в поисках пустынной жизни и покаяния. От суровой работы матушка заболела и перед кончиной приняла постриг с именем Васса. Когда она скончалась, отец Иоанн, совершив чин отпевания, закопал гроб с телом при входе в пещеры. На следующий день он обнаружил гроб на поверхности. Решив, что пропустил какое-то место в чине отпевания, о. Иоанн совершил чин вновь и опять закопал гроб. Но когда чудо повторилось, он увидел в нем Божию волю, сделал в стене нишу и поставил туда гроб. После этого гроб никуда не исчезал, причем от него не исходило никакого дурного запаха. С тех пор всех насельников монастыря хоронят в Богом зданных пещерах, не засыпая землей. А чудеса у гроба инокини Вассы продолжаются и сегодня. Как рассказывают монахи, в начале XX века какие-то вандалы пытались вскрыть ее гроб. Неизвестно, искали они драгоценности или хотели надругаться над святыми мощами, но из гроба вышел огонь и попалил их. Следы этого чудесного огня хорошо видны на гробе.

http://pravmir.ru/otkrytaya-krepost/

После смерти жены отец Иоанн также принял монашеский постриг с именем Иона. В 1473 году им была достроена первая монастырская церковь – сейчас главный собор монастыря во имя Успения Божией Матери . День освящения храма – 15 августа 1473 года – считается датой основания Псково-Печерского монастыря. Сегодня мощи основателей монастыря – прп. Вассы и прп. Ионы покоятся у самого входа в монастырские пещеры. Приложиться к ним можно ежедневно с 10 до 18 часов. Дальше пещеры разветвляются на семь подземных галерей (улиц), которые в разное время удлинялись и расширялись. Пятая и шестая улицы называются братскими, так как в их стенах погребают только насельников монастыря. В других галереях захоронены благочестивые паломники и защитники обители. В стенах установлены плиты с именами усопших. Предположительно в пещерах захоронено около 10 тысяч человек. Читайте также — Монастырь, монашество В пещерах очень темно и довольно холодно. Идти по ним без сопровождения нельзя. Рядом с входом в пещеры устроен ход на Святую гору. На горе находится храм Псково-Печерских преподобных, освященный в 1995 году. Это довольно необычный – клетский храм, какие строили на Севере при основании новых монастырей. Основную часть храма составляет клеть – простой сруб небольших размеров, характерный для русской избы. Как и в пещеры, на Святую гору можно пройти только в сопровождении кого-либо из насельников обители. Не пускают паломников на Святую гору только в гололед или ранней весной, когда все тает. С горы открывается дивный по красоте вид на монастырь и его окрестности. Старчество Монастырь привлекал паломников во все времена. Кто-то ехал к святыням, кто-то – за советом старца. В 1822 году в Печеры приехал император Александр I . Услышав о подвижнической жизни одного из насельников, старца Лазаря Прозорливого, который на третий день после смерти, подобно Лазарю Четверодневному , восстал из гроба и прожил еще 16 лет, повторяя: «Смерть грешников люта», император просил о встрече с ним. В беседе старец сказал государю: «Признаю делание правды светилом для Царя пред Отцом Небесным. Жизнь царя должна служить примером для подданных. Помни, государь, что нам остается недолго жить на земле…»

http://pravmir.ru/otkrytaya-krepost/

  Емельянов А.В.  «Полевые» исследования: Неопубликованные ранее воспоминания об архимандрите Иоанне (Крестьянкине). Волкова. В.С. Устные воспоминания. Записаны в июле 2008 года в г. Печоры Псковской области. – Машинопись хранится в личном архиве А.В. Емельянова. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Ольга 5 августа 2019, 14:54 Слава Богу за все! Владимир Петров 7 февраля 2019, 20:57 Слава Господу был в Псково -Печерском монастыре в день поминовения Отца Иоанна Крестьянкина. Присутствовал на литургии которую проводил Митрополит Псковский и Порховский Тихон Шевкунов. Прослушал проповедь очень сильная . Передать свою радость даже не могу. А у кого есть возможность рекомендую там побывать. Ирина 6 февраля 2019, 12:10 Продолжение к комментарию от 5.02.2019 16:16 " На странице с фотографией о.Иоанна,где он благословляет " :Вечером решила эту фотографию посмотреть,поскольку такая книга есть и у меня.От подписи под ней слёзы брызнули градом: " Проводы гостя.Последнее благословение " .Мама спрашивает: " Ты-то что плачешь? " Да видно такое благословение у батюшки было,что и на меня хватило.Как раз у Н. были тогда и проводы из монастыря,и благословение,и оно было последнее-на дорогу и на жизнь от приснопамятного старца о.архимандрита Иоанна Крестьянкина. Любовь 5 февраля 2019, 17:13 Спаси Господи что есть возможность читать воспоминания Великих СТАРЦЕВ!! р.Б.Алла 5 февраля 2019, 16:32 Светлый и удивительно добрый старец!Весь его вид излучает любовь!Верю,что предстоит о.Иоанн в Царствии Божием пред Престолом Его ,и молит Всемилостивого Бога за Россию,за народ наш! Ирина 5 февраля 2019, 16:16 Ещё одна история.Раба Божия Н.поехала с группой паломников в Псково-Печерский монастырь.И так ей хотелось получить благословение у о.Иоанна Крестьянкина.Все отдыхать после службы,а она-под окошки кельи.Батюшка немощный уже был,не принимал никого. " Дябела " (её слово)под окном долго.Показалось ей один раз-занавесочка колыхнулась.Но вот перед отъездом подошла Н.к церк.лавке или киоску,хотела купить книгу какую-то.Но монах ей говорит: " Вам-вот эту! " ,и протягивает книгу писем о.Иоанна. " Да нет " ,-стала упираться Н.Но монах настоял.Книга была единственной в тот день,др.паломники её уже не смогли купить.Села Н.в автобус и открыла книгу.На странице с фотографией о.Иоанна,где он благословляет.

http://pravoslavie.ru/119116.html

Обе иконы находятся в Успенском храме. С иконой Успения, перед которой горит неугасимая лампада, связана не менее героическая история, чем «оборона» монастыря в хрущевские времена. Летом 1581 года стотысячная польско-литовская армия двинулась на Псков. Войско польского короля Стефана Батория подошло к стенам монастыря. Защищали обитель всего три сотни стрельцов. Вражеские войска обстреляли монастырь из пушек, разбили стену. Тогда монахи принесли к пролому главную монастырскую святыню – икону Успения Пресвятой Богородицы. Осажденные молились, и Матерь Божия услышала их молитвы – стрельцам удалось отразить все приступы. Иконы « Успение » и «Умиление» были посланы и защитникам Пскова. За пять месяцев враг более 30 раз штурмовал Псковский кремль, но города не взял. В память этого чудесного избавления печеряне каждый год в седьмую неделю по Пасхе ходили крестным ходом с иконой «Умиление» в Псков. С 1997 года традиция крестного хода возобновлена, только теперь он проходит внутри обители – икону переносят из Успенского храма в Михайловский и обратно. Такой же крестный ход совершается 20 октября – в праздник Псково-Печерской иконы «Умиление». «Умилением» назвали икону местные жители. Это не та икона «Умиление», перед которой молился преподобный Серафим Саровский. Написана она в XVI веке с Владимирского образа, а в обитель принесена во время игуменства преподобномученика Корнилия. Икона Успения с самого появления в монастыре известна своими чудесами, которые происходят и сегодня. Недавно исцелился от глазной болезни один высокопоставленный чиновник. Богослужения Сегодня в обители шесть храмов, не считая пещерного Воскресенского, где служба совершается только для братии: Успенский, Сретенский, во имя архистратига Михаила, во имя прпмч. Корнилия, Никольский и Покровский. Первая служба в монастыре начинается в Успенском храме: в 6 часов у мощей прпмч. Корнилия служится братский молебен, затем полунощница. Преподобный Корнилий был здесь игуменом при царе Иване Грозном. В древней рукописи написано: в один из приездов царя игумен Корнилий вышел за монастырские ворота навстречу государю с крестом.

http://pravmir.ru/otkrytaya-krepost/

Среди особо почитаемых старцев обители – недавно канонизированный прп. Симеон (1869-1960), подвизавшийся в обители 67 лет, из них 33 – в схиме. Старец был известен даром прозорливости и исцелений. Сохранилось много письменных свидетельств людей, получивших исцеление по его молитвам. Последний урок смирения явил старец даже в своей кончине. По откровению от Господа он ждал ее 15 января 1960 года, в день памяти преподобного Серафима. Но наместник монастыря архиепископ Алипий забеспокоился, что смерть старца, подготовка к похоронам и сами похороны совпадут с подготовкой к празднику. Поэтому он просил старца помолиться об отсрочке кончины. «Ты наместник, я послушник, будь по-твоему», – ответил о. Симеон. Почил старец в крещенский сочельник, а хоронили его уже после Крещения. Причисление иеросхимонаха Симеона к лику святых Псково-Печерских состоялось 1 апреля 2003 году, и нетленные мощи старца были перенесены из пещер в Сретенский храм. Попасть в келью прп. Симеона можно ежедневно после 14 часов, взяв благословение благочинного. В среду в Сретенском храме в 6 утра служится братский молебен у мощей преподобного Симеона. В 1967 году насельником монастыря стал один из самых почитаемых православными людьми старцев – исповедник архимандрит (тогда иеромонах) Иоанн (Крестьянкин) (1910-2006). Последние годы жизни он тяжело болел и мало кого принимал, но в 1970-1990-х годах люди со всей страны (а иногда и из заграницы) приезжали к нему за советом и утешением. Сегодня келья отца Иоанна открыта для паломников по субботам и воскресеньям с 10 до 13 часов. Все здесь сохранилось как при жизни батюшки. Стены завешаны иконами, портретами, фотографиями. Келья совсем не «аскетическая», очень уютная, с многочисленными подарками от чад: например, ночником в виде часовни, рядом с ним – желтый цыпленок-сувенир, который дарят на Пасху. На столике у окна – вазы с цветами. Дежурный священник мажет вас маслицем. Чудотворные иконы Открытая крепость Главные святыни монастыря – икона Успения Божией Матери и образ «Умиление».

http://pravmir.ru/otkrytaya-krepost/

Царь, заранее разгневанный на него, своей рукой отсек ему голову, но тут же раскаялся и, подняв тело, на своих руках понес в монастырь. Дорожка, по которой царь нес тело к церкви Успения, названа «Кровавым путем». Читайте также — Мой монастырь Паломническая служба: 181500 г. Печоры, ул. Международная, д. 1 тел. м. +79118902163 тел. факс +7 (81148) 2-24-28 e-mail: dompalppm@mail.ru Паломнический центр 181500 Псковская обл.,  г. Печоры, ул. Юрьевская, 82-а Паломнический центр «Дом паломника» Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря был открыт 1 июня 2012 года на территории бывшей воинской части. Келлии в корпусах рассчитаны на проживание 4 и более человек. Трапеза – 2 раза в день:, обед — с 13.15 до 14.00, ужин — с 21.00 до 22.00. Срок пребывания в Паломническом центре — не более 3-х дней (не включая день приезда и день отъезда). Проживание, питание – на пожертвование. Информация с сайта монастыря .   В единственном экземпляре На пути в Псково-Печерский монастырь расположен один из старейших русских городов – Псков. В одном из его монастырей – Спасо-Мирожском, в Спасо-Преображенском соборе сохранились уникальные фрески XII века. Правда, чтобы их увидеть, вам должно повезти: храм открыт только в хорошую погоду, когда нет дождя, тумана, снега и влажность не превышает определенный процент, что в Пскове – большая редкость. Но если вдруг все эти условия совпадут и вам повезет, как и мне, вы увидите единственные сохранившиеся на севере Руси домонгольские фрески! Читайте также: Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 13 августа, 2017 11 августа, 2017 17 февраля, 2022 4 декабря, 2021 30 октября, 2020 17 августа, 2019 30 января, 2019 22 ноября, 2018 4 ноября, 2017 13 августа, 2017 11 августа, 2017 17 февраля, 2022 4 декабря, 2021 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами.

http://pravmir.ru/otkrytaya-krepost/

http://ppmon.ru/ Псково-Печерский монастырь: открытая крепость Псково-Печерский монастырь — единственный в России никогда не закрывался. Во время последней угрозы его закрытия монахи-фронтовики были готовы отстаивать монастырь от безбожников, как Сталинград от фашистов. И случилось чудо. 1 июля, 2012 Псково-Печерский монастырь — единственный в России никогда не закрывался. Во время последней угрозы его закрытия монахи-фронтовики были готовы отстаивать монастырь от безбожников, как Сталинград от фашистов. И случилось чудо. http://ppmon.ru/ Псково-Печерский монастырь – единственный на территории России, который никогда не закрывался. Псково-Печерский монастырь Мало кто знает, что во время последней угрозы его закрытия в хрущевские времена монахи-фронтовики были готовы отстаивать монастырь от безбожников, как Сталинград от фашистов. Их решимость не была посрамлена. Случилось чудо. Псково-Печерский монастырь Архимандрит Алипий: солдат Великой Отечественной, воин Христов Когда в монастырь приехал уполномоченный по делам религии с приказом о закрытии, наместник монастыря, участник Великой Отечественной войны архимандрит Алипий (Воронов) (1914-1975), открыто отказался подчиниться безбожной власти. Иеродиакон Прохор (Андрейчук) пересказал мне эту историю со слов архимандрита Нафанаила (Поспелова) (1920-2002), бывшего в 1960-х годах казначеем. Уполномоченный вручил наместнику указ о закрытии, арх. Алипий стал читать его по слогам, дожидаясь, пока нагреется электрокамин (камин о. Нафанаил купил по просьбе наместника несколькими днями раньше, когда о. Алипий узнал о цели предстоящего визита). Как только камин разогрелся, он бросил в него указ и сказал: «Я лучше приму мученическую смерть, но монастырь не закрою. Если захотите силой, знайте, что у меня шестьдесят монахов, из них две трети – участники войны. Они будут сражаться до последнего человека. А я откопаю петровские пушки, и мы устроим вторую оборону Сталинграда. Вам останется только бомбить нас с самолета, но вы этого не сделаете, потому что рядом Европа – узнает мировая общественность».

http://pravmir.ru/otkrytaya-krepost/

Архим. Иероним (Шурыгин) Не могу сказать точно, но предполагаю, что многие считают святость уделом избранных. Уделом единиц. Таких гигантов духа, как, например, преподобные отцы наши Сергий Радонежский или Серафим Саровский. А для нас, обычных грешников, это недостижимый идеал. Красивый, сверкающий где-то в небесах, но нереальный по определению. Как, к примеру, нам, мирянам, хоть на полчасика полностью остановить в голове суматошный бег мыслей? Или абсолютно достойно подготовиться к Святому Причастию? Это же невозможно! – воскликнем мы. А значит, и особо стремиться к этому не нужно – выше головы не прыгнешь. Довольно с нас того, что мы в душе считаем себя православными, носим крестик и иногда, в перерывах между грехами, появляемся в церкви. Воткнём свечку – и вон оттуда! Однако, посетив в очередной раз Алатырский Свято-Троицкий мужской монастырь и стоя у могилки священноархимандрита Иеронима, я вспомнил одну его интересную и поучительную фразу. Но вначале немного о личности этого уникального человека. Подвигом добрым подвизался... Скажу сразу, в узкий круг его духовных чад я не входил, но к советам батюшки прислушивался. Иногда приезжал, ещё чаще звонил. И он всегда обстоятельно и полно отвечал – хоть из своей келлии, хоть из Москвы, хоть из Екатеринбурга... И ни разу не прервал разговор, не скомкал его и не сказал: «Сергий, прости, я сегодня ужасно плохо себя чувствую». Только иногда, внезапно остановив речь, надолго замолкал... А когда он принимал людей у нас, в Ульяновске, мы обязательно посещали его всей семьёй. И причиной тому была его несомненная прозорливость. Отношения с ним омрачались лишь необходимостью скрывать их от нашего первого правящего архиерея. Мы одинаково любили их обоих, но что за бесёнок проскочил между ними? И когда? Не знаю... Говорят, что это тянулось ещё со времён их молодости в Псково-Печерском монастыре. И, наверное, больше других от этого страдал именно я – редактор православной газеты. Алатырский монастырь Чувашской епархии активно возрождался, информация о нём шла потоком, а печатать я ничего не мог. Но вот однажды, в 2000-м году, восставший из руин монастырь в Алатыре посетил сам Патриарх Алексий II. И они, наконец, встретились – два давнишних псково-печерских трудника: архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл (Хазов) и наместник монастыря священноархимандрит Иероним (Шурыгин). Вместе, среди сонма архиереев, отслужили литургию, причастились Святых Христовых Тайн, в одном ряду стояли на солее и вполне дружески смотрели друг на друга. Фотографию эту храню до сих пор. Очень надеюсь, что именно тогда вся эта их грустная история и завершилась...

http://pravoslavie.ru/158223.html

АЛЕКС ДУБАС: Я немножечко расширю. Эти же люди, к которым вы пришли в тот же монастырь, Псково-Печерский, это фронтовики… АРХИМАНДРИТ ТИХОН (ШЕВКУНОВ): Многие – фронтовики, отстоявшие в сталинских лагерях фронтовики. АЛЕКС ДУБАС: То есть, видавшие виды, с точки зрения человеческой судьбы? И тут приходите вы, молодые послушники. АРХИМАНДРИТ ТИХОН (ШЕВКУНОВ): С глубоким снисхождением, с любовью, с искренним желанием помочь во всем разобраться. С искренним желанием не ошибиться в жизни. Никто нас не тащил за уши в монастырь. Никто не заставлял. Вот вы пришли – все, сидите. Наоборот: «Да ты подожди немножко, не торопись, продумай все хорошенько». Я вот послушником был девять лет, — так на всякий случай. Люди с огромной, огромной заботой и ответственностью к нам относились, за что им огромная, огромная благодарность. АЛЕКСАНДР АРХАНГЕЛЬСКИЙ: По поводу опытных. Как раз про «золотое небо». «Над небом голубым есть город золотой». Конечно, это Аксельрод, рассказывает Зеев Гейзель, о том панно, которое заказали Борису Аксельроду в Таврическом саду, и там смальта голубая с золотым. Но есть история про то, как архимандрит Алипий, великий настоятель Псково-Печерского монастыря, такой суровый, веселый, иногда очень сердитый, иногда абсолютно открытый и широкий, легендарная абсолютно фигура, — он принимал всех. Он, может быть, жаловал больше начинающих русских националистов, но принимал абсолютно всех. К нему приезжал Шемякин, когда его выгнали из Эрмитажа. Он там был практически трудником и послушником, расписывал. И есть фотография Шемякина в рясе, или как – в подряснике, скорее все-таки. АРХИМАНДРИТ ТИХОН (ШЕВКУНОВ): В подряснике. АЛЕКСАНДР АРХАНГЕЛЬСКИЙ: В подряснике, да. Но он как-то сказал одному художнику, который расписывал голубым купольное небо. Он сказал: «Дурак». АРХИМАНДРИТ ТИХОН (ШЕВКУНОВ): Это он мог, да. АЛЕКСАНДР АРХАНГЕЛЬСКИЙ: «Там, где ангелы живут, небо золотое, запомни». АЛЕКС ДУБАС: Есть еще хорошая история в книге «Несвятые святые» об Алипии и Фурцевой. АРХИМАНДРИТ ТИХОН (ШЕВКУНОВ): Лучше, может быть, ее здесь особенно не… Лучше пускай читают, потому что мне сложно будет ее пересказать.

http://pravmir.ru/arximandrit-tixon-shev...

– А кому сейчас легко? – отвечал ему со вздохом старец. И, возложив руку на голову Наместника, поучал: – И не помышляй, в монастыре сейчас нет никого, кто бы мог заменить тебя. Терпи! С изгнанием из Печор немецких войск и приходом туда власти безбожных Советов она припомнила ему все его добрые христианские дела, и 17 октября 1944 года отец Павел был арестован. Осужденный на 15 лет заключения и высланный 31 мая 1946 года в Братские лагеря, игумен Павел скончался 6 июля 1950 года в 16.00 в сибирских лагерях (в Баинском отделении Сиблага МВД СССР – близ Тайшета), в лагерной больнице «по причине декомпенсионного кардиосклероза». Ему было тогда более 83 лет. «В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля 1997 года Псково-Печерский монастырь получил справку о реабилитации игумена Павла (Горшкова) 13–16– 90 от 14.03. 97 г.». Такова краткая история этого незаурядного печерского настоятеля и, по сути, еще одного новомученика времен безбожного большевизма. Игумен Павел весьма часто делал небольшие записи о старце Симеоне в своем «Дневнике», ведшемся им из года в год. Вот некоторые из них, порой дополняющие наши представления о жизненном пути и самом характере этого замечательного подвижника. 1927 г. 21III – 3 IV. Воскресенье. 4-я неделя Вел. [икого] Поста. Постригал Вл. [адыка] Иоанн в схиму о. Вассиана [с именем Симеон]. Но что вышло необычно – это сфотографировали торжественное шествие у мостика к дому Настоятеля51; и вышла длинная пауза «ожидания», потому что фотограф о. Алексий с аппаратом не стоял на месте, но пока устанавливал да примерял [его], народу собралось порядочно, и думаю, что осудили Настоятеля Владыку: что после торжества духовного, такого великого, сразу же перешли на «мелочи». 3 VII пон. ст. 19 27 г. ...Хиротонисан Епископом Иоанном о. Вениамин во иеродиакона из иподиакона. Я раннюю [Литургию] совершал в сослужении о. игумена Парфения и схииеромонаха Симеона. 24X1938 Служил с о. Симеоном Б. [ожественную].Л. [итургию] по случаю 54 лет памяти отправки своей в монастырь Александро-Свирский.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010