Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АМБРОЗИАСТЕР [Амброзиаст, Псевдо-Амвросий; лат. Ambrosiaster], условное имя, данное в нач. XVI в. автору «Толкования на 13 посланий ап. Павла» (Commentarius in XIII epistulas Paulinas). Начиная с Кассиодора (VI в.) это сочинение приписывалось свт. Амвросию Медиоланскому, именем к-рого оно надписано в большей части рукописей; ошибочность этой традиции доказал в 1527 г. Эразм Роттердамский , готовивший издание творений свт. Амвросия. Позднее А. был атрибутирован ряд др. сочинений. Автор Единственное, что точно известно об А.,- это то, что он жил в Риме в понтификат папы Дамаса (364-384), о чем сообщается в его произведении (Ad I Tim. 3. 14). Блж. Августин , цитируя комментарий А., называет его автором некоего «святого Илария» (Contr. Pelag. IV 4. 7); имя Иларий стоит также в заглавии «Толкования на 13 посланий ап. Павла» в ряде рукописей. За последнее столетие зап. ученые пытались отождествить А. со всеми известными Илариями, жившими в кон. IV в.: диаконом Иларием (сторонником Люцифера Каралисского), рим. префектом Децимом Иларием Иларианом, еп. Иларием Павианским, имперским чиновником Клодием Каллистом Иларием. Кроме того, в ряде гипотез, с опорой на текстологические и биографические критерии, А. отождествлялся с Евагрием Антиохийским, донатистом Тиконием , рим. пресвитером Фаустином , префектом Рима Эмилием Декстером, Никитой Ремесианским и, наконец, с обращенным евреем Исааком, оппонентом папы Дамаса, впосл. вернувшимся в иудаизм (гипотеза, выдвинутая в 1899 Ж. Море, впосл. автор отказался от нее). Поскольку произведения А. показывают хорошую осведомленность как в отношении иудейских синагогальных установлений (Ad I Cor. 14. 31; 12. 28; Quaest. 81), так и в отношении широко распространенных в Риме языческих мистериальных культов вост. происхождения - Кибелы , Анубиса, Митры (Quaest. 114),- нельзя точно ответить на вопрос, был ли он обращенным из иудеев или из язычников. Последнее мнение предпочтительнее, если считать, что высказывание «когда мы проводили жизнь в заблуждении, в котором ныне пребывают язычники» (Quaest. 114. 16) автор прилагает к себе. Неизвестно также, являлся ли А. исконным римлянином или был уроженцем Востока; в пользу последнего предположения свидетельствуют ошибки в лат. языке и знакомство автора с основными тенденциями совр. ему вост. богословия (особенно экзегетики). Сочинения

http://pravenc.ru/text/114328.html

Р.Ф. Тафт (пер. с англ. С. Голованова) Содержание Предисловие Предисловие ко второму изданию Введение Предыдущие исследования Границы исследования Источники 1. Изданные источники византийских литургий а) Древние переводы b) Собрания c) Другие опубликованные источники 2. Литургийные рукописи a) Рукописная традиция по A. Жакобу b) Рубрикальная информация в евхологиях c) Проблемы с евхологическими источниками 3. Другие литургические книги 4. Диатаксисы 5. Литургические комментарии 6. Другие первоисточники Используемая методология Замечания ко второму изданию Часть 1. «Вход Тайн» Глава I. Современный чин и его исторические предшественники I. Последовательность (déroulement) обряда Приготовление престола Молитва «Никтоже достоин», Херувимская песнь и каждение Чин умовения рук (lavabo) и приготовление даров на архиерейской литургии Шествие Описание Великого входа Гоголем Диалог Orate fratres Литания и молитва Лобзание мира и Символ веры II. Происхождение Великого входа: проблема процессии приношения даров на Востоке «Предложение» в ранних документах Различные теории происхождения Великого входа Свидетельства 1. Литургическое свидетельство a) «Дидаскалия» b) Толкования Блаженного Иеронима c) «Завещание Господне» (вторая половина V в.) d) Проповедь Иакова Саругского († 521) e) Арабская дидаскалия f) Литургия св. Апостола Иакова g) Предложение мирян по византийским источникам h) Особый вопрос: указывает ли традиция приношения даров императором на существование процессии предложения мирян в Константинополе? (i) История св. Амвросия († 397) и императора Феодосия (379395) (ii) История св. Василия († 379) и императора Валента (364378) (iii) Мозаики Равенны Заключение из ритуала дарения императора i) Жертвенники для приношений в Святой Софии? 2. Богословский аргумент 3. Археологический аргумент Заключение III. Ранние изменения в процессии даров Феодор Мопсуестский († 428) Нарсай († 502) «Апостольские постановления» (вторая половина IV в.) и Псевдо-Дионисий (конец V в.) Кодекс Рахмани (VI в.) Византийские источники 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Сортировать по Исключить новости Эриугена о Filioque Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 20, 1999 22 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 20, 1999 1 Иоанн Скотт (Эриугена) (осн. труды — 3-я четв. IX в.) — самый мощный ум своей эпохи, а может быть, и всего периода между блаженным Августином и Фомой. Он один сумел создать целостную философско-богословскую систему, в которой усвоены и причудливо переплавлены античное наследие (Цицерон, Марий Викторин, Марциан Капелла, Макробий, Сервий, Плиний), метод и аппарат логики (трактат Decem Categoriae, Боэций, псевдо-Апулей), латинская отеческая традиция (Августин, Амвросий, Иероним, Ориген в переложении Руфина), “остров­ная” традиция (Досточтимый Беда, Алкуин, Алдхельм), греческое богословие (Ареопагитики, работы преподобного Максима Исповедника, святителей Григория Нисского и Василия Великого, Епифания Кипрского). По своим установкам, интересам, подходам и пр. Иоанн Скотт — каролингский ученый; его окружение — ассистенты, коллеги, ученики, друзья, корреспонденты, покровители и враги — это вполне определенная группа интеллектуалов, политиков, церковных иерархов второй половины IX века, связанных со двором короля западных франков Карла II Лысого (823–877). Тем не менее Эриугена занимает видное место среди тех мыслителей раннего латинского средневековья, кто сознательно пытался преодолеть все расширявшуюся брешь между восточным и западным христианством. Здесь уместны несколько замечаний относительно имени философа и титула его главного произведения. Современники звали Иоанна Scottus (в раннее средневековье латинское scottus означает ‘ирландец’) и Scottigena (‘скотт по рождению’). Лишь однажды он сам назвал себя Eriugena (‘ирландец по рождению’), использовав в качестве первой части не латинское, но ирландское слово; нет свидетельств тому, что кто-либо из современников именовал его так в реальной жизни. Таким образом, несмотря на давнюю традицию, одновременное употребление в имени философа и Scottus, и Eriugena избыточно.

http://pravmir.ru/eriugena-o-filioque/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОМИЛИАРИЙ [лат. Homiliarium или Homiliarius], лат. название патристического Лекционария , к-рому в визант. традиции соответствуют Торжественник и Толковое Евангелие. Г. содержит проповеди (гомилии) св. отцов, к-рые должны читаться на службах суточного круга (см. ст. Оффиций ). На Западе долгое время отдельной литургической книги с проповедями не существовало, поскольку чтение толкований происходило по принципу lectio continua (непрерывного чтения); для этих целей использовались оригиналы произведений св. отцов (ср., напр., литургические собрания проповедей блж. Августина: Vat. Palat. lat. 210, VI-VII вв.; 298, X в.). Постепенно с развитием богослужения стали появляться специальные выборки из святоотеческих творений, связанные с конкретными службами или праздниками. Особенно активно этот процесс шел в V-VI вв. в Юж. Галлии (Марсель, Арль и др. города, см.: Gennad. Massil. De script. eccl. 78; 100; Vita S. Hilarii Arelatensis. 11//PL. 50. Col. 1232A). Известно 2 больших собрания проповедей из Галлии. 1-е, надписанное именем Евсевия Эмесского (т. н. галликанский Евсевий), возникло в Провансе в V-VI вв. и включало 76 проповедей, составленных на основе творений Новациана, свт. Амвросия, блж. Августина, свт. Кесария, Фавста Регийского и Псевдо-Евсевия Александрийского. Однако литургическое использование этого сборника сомнительно. 2-е собрание надписано именем свт. Кесария Арелатского (его проповедей в составе собрания - 238) и, вероятно, было начато им самим. Уже 2-м прав. Вазионского II Собора (529), на к-ром председательствовал свт. Кесарий, в случае болезни священника предписывалось чтение Г. диаконом. Об обязательном чтении толкований Свящ. Писания (expositiones) говорится в Уставе прп. Венедикта, к-рый предписывает читать их на бдениях в тот период года, когда ночи длинные (Reg. Ben. 9. 8). Хотя круг авторов, проповеди к-рых дозволены к прочтению, определялся уже в «Декрете Геласия» (V в.), формирование патристического Лекционария на Западе завершилось только к VIII в. (напр., Ordo Romanus XIV (2-я пол. VII в.) предписывает чтения из творений блж. Иеронима, свт. Амвросия и др. отцов согласно чину (Ordo) ( Andrieu. Ordines. Vol. 3. P. 41)).

http://pravenc.ru/text/166111.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИКТОР еп. Картеннский (V в.), церковный писатель, богослов. О его жизни и сочинениях известно из краткого упоминания у Геннадия Марсельского (De viris illustribus. 78). В. занимал кафедру г. Картенна (совр. Тенес, Алжир) в Цезарейской Мавритании во времена вандальского кор. Гейзериха (428-477), к-рому он посвятил пространное сочинение «Против ариан». Из др. сочинений В. Геннадий Марсельский упоминает трактат «De poenitentia» (О покаянии), «Утешение к Василию» (на смерть сына, адресованное некоему Василию), книгу гомилий. Сохранился только трактат «De poenitentia», ошибочно приписанный в средневек. рукописях свт. Амвросию Медиоланскому или Виктору Туннунскому. Согласно Геннадию Марсельскому, В. писал на основе Свящ. Писания, что совпадает с характером данного произведения, где рассуждение о покаянии базируется на цитатах и аллюзиях из НЗ и ВЗ. Аргументом против отождествления автора с В. является то, что в произведении Псевдо-Амвросия речь идет и о личном покаянии, в то время как В., согласно Геннадию, писал о покаянии публичном. Трактат, состоящий из 33 глав, написан лаконично, хорошим стилем. Автор определяет покаяние как осуждение прежней жизни и обещание исправления в будущем. Покаяние есть признание своих ошибок перед Богом, от Которого ничто не скрыто, но Который принимает кающегося с милосердием (гл. 1). Внутреннее обличение совести и признание греха всегда ведут к его прощению, в то время как отказ от признания усугубляет грех (гл. 6-7 с примерами покаявшихся ниневитян в кн. Ионы в противовес нераскаявшемуся Каину), никогда не следует отчаиваться в милосердии Божием (гл. 10-11; ср.: Лк 7. 47; 23. 39-42). Повторение греха не является препятствием к повторному покаянию: «от того, кто излечил тебя один раз ... от него же придет к тебе исцеление и еще» (гл. 12). Кающийся должен непрестанно молиться, как поступали цари израильские Ахав и Манассия, осознав свой грех (гл. 14-15).

http://pravenc.ru/text/158538.html

Вышел в свет новый выпуск «Богословских трудов» 5 ноября 2009 г. 14:28 В Издательстве Московской Патриархии вышел в свет 42-й выпуск журнала «Богословские труды». СОДЕРЖАНИЕ ИЗ СВЯТООТЕЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ Преподобный Иоанн Дамаскин. Трактат о правомыслии (пер. с древнегреч. и примеч. А.Р. Фокина) Пресвитер Евтропий. Книга о подобии плоти греха (предисл. и пер. с лат. С.С. Кима) ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ И ПАТРОЛОГИЯ А.В. Серёгин. К вопросу о двух Оригенах Д.С. Бирюков. Тема описания человека через «схождение особенностей» у свт. Василия Великого и ее церковно-исторический и историко-философский контекст В.Н. Лосский . Понятие «аналогий» у Псевдо-Дионисия Ареопагита (пер. с франц. М.Ю. Реутина) М. Скарпа. Учение о Евхаристии в творениях свт. Григория Паламы А. Г. Дунаев. Богословие Евхаристии в контексте паламитских споров М.М. Бернацкий. Присутствие Христа в Евхаристии «по сущности (kat " ousian)»: к вопросу об интерпретации и источниках одного места из гомилии о Евхаристии Георгия (Геннадия) Схолария С.С. Хоружий. Опыт преображения у прп. Силуана Афонского АГИОГРАФИЯ А.Ю. Виноградов. «Деяния Андрея и Матфия»: композиция текста и богословие апокрифа ИЗ РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ МЫСЛИ Прот. Георгий Флоровский. Письмо к Энн Сполдинг от 27 февраля 1940 года (Предисл., публикация и пер. И.А. Кукоты) П. А. Флоренский. О терафимах. Что такое идолы Лавана, и с какой целью Рахиль похитила их у отца? (Предисл., публикация и примеч. А.В. Пономарева) КАЛЕНДАРНЫЙ ВОПРОС Ю.В. Нестеренко. Церковные календари и пасхалия (математический подход) РЕЦЕНЗИИ Bralewski S. Obraz papiestwa w historiografii kocielnej wczesnego Bizancjum. ód: Wydawnictwo uniwersytetu ódzkiego, 2006. (Byzantina Lodziensia; 10) (А.В. Бармин) Mistici Bizantini/A cura di A. Rigo. Torino: Giulio Einaudi editore, 2008 (А.Г. Дунаев) Григорий Палама, свт. Трактаты/Пер. с греч. и примеч. архим. Нектария (Яшунского). Краснодар, 2007. (Патристика: тексты и исследования) (А.Г. Дунаев) Максим Исповедник, прп. Вопросы и затруднения. Quaestiones et dubia/Вступ. статья, пер. и комм. П. К. Доброцветова. М., 2008 (Г.И. Беневич) Nienhuis D. R. Not by Paul Alone: The Formation of the Catholic Epistle Collection and the Christian Canon. Waco (Texas), 2007 (А.А. Ткаченко) Gallagher C., S. J. Church Law and Church Order in Rome and Byzantium: A Comparative Study. Aldershot: Ashgate, 2002. (Birmingham Byzantine and Ottoman Monographs; Vol. 8) (А.Г. Бондач). Conciliorum oecumenicorum generaliumque decreta: Editio critica. [Vol.] I: The Oecumenical Councils: From Nicaea I to Nicaea II (325–787)/Cur. G. Alberigo et al. Turnhout: Brepols, 2006. (CC) (А.Г. Бондач) Проповеди св. Геннадия II (Георгия) Схолария, патриарха Константинопольского/Пер. с греч., предисл. и комм. архим. Амвросия (Погодина); вступ. ст. и ред. перевода Г.М. Прохорова. СПб., 2007. (Библиотека христианской мысли. Источники) (М.М. Бернацкий) Символ. Журнал христианской культуры, основанный Славянской библиотекой в Париже. 51. П.; М., 2007 (Н.П. Волох)

http://patriarchia.ru/db/text/929450.htm...

Так заканчивает свой рассказ наш корреспондент. Кстати о любви. Насколько нам известно, архиепископ Амвросий 9 октября прошлого года прибыл в Санкт-Петербург на праздник апостола любви св. Иоанна Богослова (храмовый праздник Санкт-Петербургских духовных школ, которые долго возглавлял владыка Амвросий). После литургии он провёл переговоры с епархиальным начальством на предмет того, чтобы не давать протодиакону Владимиру Василику благословения на преподавание в Сретенской семинарии, а потом не допустил его до занятий под предлогом отсутствия данного благословения, хотя по правилам документооборота Учебного комитета Московской Патриархии, а также Сретенской семинарии оно совсем не требовалось. На это архиепископу Амвросию было указано в соответствующем обращении Учебного комитета, а равно было предложено урегулировать отношения с протодиаконом Владимиром Василиком в духе христианской любви. Как же отреагировал на этот призыв к любви архиепископ Амвросий? Отнял последнюю лекцию по Новому Завету у протодиакона Владимира Василика, доктора исторических наук, кандидата филологических наук, кандидата богословия, отца шестерых детей. В ноябре 2019 года архиепископ Амвросий лишил работы фотографа и кинооператора Сретенского монастыря Дмитрия Гливинского, отца шестерых детей, который снимал лекции в Сретенском монастыре. На недоуменный вопрос Дмитрия «на что нам жить и где Ваша христианская любовь?», он получил следующий холодный ответ: «Вы нам слишком дорого обходитесь». То, что происходит сейчас в Сретенской семинарии, весьма прискорбно. Фактически, под руководством архиепископа Амвросия (Ермакова) убивается духовное учебное заведение, которое имело высокую репутацию даже в светских научных кругах. При этом, преподаватели и студенты получают наглядные уроки лицедейства и лицемерия. И, самое главное, на ключевые должности приходят люди с отчетливо либеральными, нетрадиционными взглядами, типа протоиерея Павла Великанова, уже прославившегося своими псевдо-православными мультиками и «богословием после короновируса», иерея Антония Борисова и Стефана Домусчи, известных своими экуменическими и либеральными убеждениями.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/05/29/ot...

2. Наука Литургики в ее Историческом Развитии    В своем прошлом Литургика насчитывает ряд славных деятелей, потрудившихся для изучения нашего богослужения. Как систематическая наука, она все еще продолжает, особливо у нас, православных, оставаться сравнительно молодой и мало разработанной. Обращаясь к ее истории, надо начать обзор с произведений святоотеческой древности, хотя и не являющихся научными исследованиями и лишенных систематичности, но все же служащих важным вкладом в литургическую библиографию. Перечисляем главнейшие:    Мистагогические катехизические поучения св. Кирилла Иерусалимского (†386), толкующие внутренний смысл и символику таинств крещения, миропомазания и евхаристии. «О церковной иерархии», произведение т.н. псевдо-Дионисия Ареопагита (нач. V века), повествующее о литургии, некоторых таинствах, о пострижении в иночество и пр. «О предании божественной литургии» св. патриарха Константинопольского Прокла (†447). «Мистагогия» (Тайноводство) св. Максима Исповедника (†662), объясняющее символику храма и литургии. «О таинствах» св. Амвросия Миланского (†397). Так наз. «Паломничество» Этерии (Сильвии Аквитанки) к святым местам — памятник, найденный Гамурини в 1888 г. и подробно рассказывающий о богослужебных обычаях Иерусалимской Церкви, особливо в дни Страстной и Пасхальной недель. Это — документ исключительной исторической ценности. «Таинственное созерцание» или толкование Божественной литургии, принадлежащее патриарху Константинопольскому Герману (†740). «Толкование Божественной литургии» архиеп. Солунского Николая Кавасилы (†1371). «О храме Божием и Божественной литургии» и «О священных последованиях» Симеона архиеп. Солунского (†1429).    Эти три автора дали нам весьма важный материал для истории православного богослужения и символики. Их произведения не потеряли силу и до сего дня. Толкование Николая Кавасилы привлекло к себе внимание и римо-католиков, которые недавно перевели его на французский язык и издали с соответствующими научными комментариями.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3501...

В начале письма Псевдо-Амвросия рассказывается, что во время 40-дневного поста святитель, стоя на молитве, впал в забытье и увидел 2 юношей в белоснежных одеждах. Это видение повторялось дважды. В 3-й раз юноши предстали перед епископом вместе с ап. Павлом, который объяснил, что это 2 мученика Христова, к-рые 10 лет жили в Медиолане и удостоились пострадать за веру; их тела скрыты на том месте, где свт. Амвросий молится. Ап. Павел повелел извлечь из-под земли останки святых и построить церковь в их честь. На следующий день в присутствии епископов и священников из соседних городов святитель нашел под землей саркофаг (arca), в к-ром покоились тела мучеников, «будто бы только что туда положенные и издающие благоухание». В изголовье была книжица, написанная неким Филиппом, похоронившим мучеников в своем доме. Далее помещено Мученичество Г. и П., согласно к-рому они были братьями-близнецами. Однажды их отец Виталий, занимавший должность «консульского воина» (militaris consularis), прибыл в Равенну со своим начальником Павлином, который назван «консульским судьей» (iudex consularis). В это время там после страшных пыток приговорили к смерти врача-христианина Урсицина (пам. зап. 13 дек., 19 июня), по происхождению лигурийца. Когда перед самой казнью Урсицин испугался, Виталий ободрил его и посоветовал претерпеть все страдания до конца, чтобы получить уготованный ему от Бога мученический венец. Тотчас Урсицин раскаялся в минутном малодушии и призвал палача исполнить приговор. Виталий похоронил Урсицина в Равенне и не пожелал впредь служить своему начальнику. Павлин разгневался не столько на то, что Виталий отказался от должности, сколько на то, что благодаря ему христианин не отрекся от веры и не принес жертву идолам. Судья приказал схватить Виталия, пытать его, и, если он не совершит жертвоприношение, бросить в яму, наполненную водой, и забросать камнями и землей. После того как приговор был исполнен, тело мученика достали из ямы и похоронили около Равенны. Валерия, жена Виталия и мать Г. и П., хотела забрать останки мужа в Медиолан, однако христиане Равенны и сам мученик, явившийся супруге во сне, воспрепятствовали этому. По пути домой Валерия встретила язычников, поклонявшихся богу Сильвану, к-рые пригласили ее разделить с ними жертвенную трапезу. Женщина отказалась, назвав себя христианкой, за что была жестоко избита и через 3 дня скончалась в Медиолане, куда ее принесли слуги. Г. и П. продали все родительское имущество, деньги раздали нищим и слугам, к-рых отпустили на свободу, а сами удалились в уединенное место, где 10 лет провели в молитве, посте и чтении духовных книг. На 11-й год в Медиолан пришел комит Астасий, к-рый собирался на войну против маркоманов (древнегерманское племя). Местные жрецы сказали ему, что он одержит победу, если заставит Г. и П. принести жертву. Астасий велел доставить братьев к себе, но, не добившись того, чтобы святые отступили от веры, приказал Г. бить до смерти свинцовыми бичами, а П. отрубить голову.

http://pravenc.ru/text/2564630.html

В своем прошлом Литургика насчитывает ряд славных деятелей, потрудившихся для изучения нашего богослужения. Как систематическая наука, она все еще продолжает, особливо у нас, православных, оставаться сравнительно молодой и мало разработанной. Обращаясь к ее истории, надо начать обзор с произведений святоотеческой древности, хотя и не являющихся научными исследованиями и лишенных систематичности, но все же служащих важным вкладом в литургическую библиографию. Перечисляем главнейшие: Мистагогические катехизические поучения св. Кирилла Иерусалимского (†386), толкующие внутренний смысл и символику таинств крещения, миропомазания и евхаристии. «О церковной иерархии», произведение т.н. псевдо- Дионисия Ареопагита (нач. V века), повествующее о литургии, некоторых таинствах, о пострижении в иночество и пр. «О предании божественной литургии» св. патриарха Константинопольского Прокла (†447). «Мистагогия» (Тайноводство) св. Максима Исповедника (†662), объясняющее символику храма и литургии. «О таинствах» св. Амвросия Миланского (†397). Так наз. «Паломничество» Этерии (Сильвии Аквитанки) к святым местам – памятник, найденный Гамурини в 1888 г. и подробно рассказывающий о богослужебных обычаях Иерусалимской Церкви, особливо в дни Страстной и Пасхальной недель. Это – документ исключительной исторической ценности. «Таинственное созерцание» или толкование Божественной литургии, принадлежащее патриарху Константинопольскому Герману (†740). «Толкование Божественной литургии» архиеп. Солунского Николая Кавасилы (†1371). «О храме Божием и Божественной литургии» и «О священных последованиях» Симеона архиеп. Солунского (†1429). Эти три автора дали нам весьма важный материал для истории православного богослужения и символики. Их произведения не потеряли силу и до сего дня. Толкование Николая Кавасилы привлекло к себе внимание и римо-католиков, которые недавно перевели его на французский язык и издали с соответствующими научными комментариями. Переходя к более современным и систематическим исследованиям по литургике, мы принуждены по соображениям времени оставить, к сожалению, в стороне всю богатейшую западную, преимущественно католическую, литературу, которая, имея во главе своей таких колоссов, как Аляций и Гоар, дала нам в наше время в лице Дюшена, Каброля, Леклерка, Салавиля, Батиффоля и бесчисленного ряда других подвижников науки целый океан литературы. Среди греческих ученых надо упомянуть следующих:

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/l...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010