Кильмезь. Церковь Троицы Живоначальной. Свято-Троицкая церковь Церковь. Действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:Между 1824 и 1836. Адрес: Россия, Кировская область, Кильмезский район, пгт Кильмезь, ул. Советская, д. 73 Координаты: 56.944442, 51.062716 Проезд:В центре поселка Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В самом центре села возвышается Свято-Троицкая церковь. Храмозданная грамота на постройку каменного храма в Кильмези была получена 20 февраля 1818 года. Строительство началось в 1824-м и завершилось через 12 лет. Старожилы говорят, что церковь была обнесена очень красивой оградой, основание которой было выполнено из белого камня, а решетка – из металлических прутьев, соединенных меж собой овальными коваными кольцами. До наших дней ограда не сохранилась. Рядом с церковью разбит и плодоносит настоящий вишневый сад. Построена в 1826 г., каменная. В ней три престола: во имя Св. Троицы, в честь Архистратига Михаила и Богоявления Господня. В причте церковном три священника, диакон и четыре дьячка. Дома имеют собственные. Церковною землею не пользуются. В приходе 60 селений, на протяжении 27 в. от церкви; прихожан Русских 2577 м. п. и 3037 ж., Черемис 378 м. п. и 401 ж. и Вотяков 376 м. п. и 410 ж., всего 3331 м. п. и 3848 ж. Раскольников в приходе 1476 м. п. и 1617 ж., Язычников Черемис 21 м. п. и 22 ж. Село это от г. Вятки в 265 в. Ближайшия села; Старокильмезское в 12 в. и Какси в 25 в. Церкви и приходы в Вятской епархии (по клировым ведомостям 1872 г.)//Вятские Епархиальные ведомости, 1873 г., отдел духовно-литературный, 2) Село Большая Кильмезь – Троицкая церковь, каменная, построена в 1824 – 1836 г.; расстоянием оть г. Вятки в 260 вер., от уездного города в 60 в., оть благоч. в 41 вер.; на приходском кладбище деревянная часовня; причта по штату положено: 2 св., 1 диак., 2 пс.; члены причта имеют свои дома, кроме псал. Ардашева, который живет на частной квартире; земли: усад. 2 д. 1600 с., пахотн. 21 д., сенок. 14 д.; братский денежный доход: св. 703 р. 56 к., диак. 469 р. 4 к., пс. 234 р. 52 к., руги собир, на весь причт до 400 п. ржи и 350 п. овса; прихожан: правосл. рус. 2636 м. п., 2634 ж.п., крещ. вотяк. 252 м. п., 223 ж. п., крещ. черем. 530 м. п., 466 ж. п.; языч. черем. 3 м. п., 3 ж. п.; старообр. 1734 м. п., 1137 ж.п.; приход состоит из 30 селений, расст. 2 – 35 вер.

http://sobory.ru/article/?object=29354

   Мы же, поклоняясь в нем (кресте) Христу, помыслим о величии силы Его и о чудесном Его домостроительстве о нас чрез крест, как говорит Божественный Давид: «Бог царь наш прежде век содела спасение посреде земли» (Псал. 73:12). Сей крест есть и видимое древо и часто в Писании называется «знамением». И подлинно, что значат слова Давида: «сотвори со мною знамение во благо» (Псал. 85:17), «знаменася на нас свет лица Твоего, Господи» (Псал. 4:7), «дал еси боящимся Тебе знамение, еже убежати от лица лука» (Псал. 59:6)?! Или что говорит и Сам Господь в Евангелии: «и тогда явится знамение Сына человеческаго» (Матф. 24:30), и прежде сего: «род сей... знамения ищет, и знамение не дастся ему, токмо знамение Ионы пророка» (Матф. 12:39; Лук. 11:29), которое и само объясняется крестом? А что хотел сказать Симеон Богоприимец, благословляя Деву, когда принял во образе младенца Господа и произнес: «се лежит сей на падение и на востание многим во Израили, и в знамение пререкаемо» (Лук. 2:34)? Не ясно ли словом «знамение» он указал на крест? Крест называется также «силою», на что указывает Давид: «сказал еси силу Твою в людех Твоих» (Псал. 76:15), — и «мышцею»: «избавил еси мышцею Твоею люди Твоя» (Псал. 76:16). А что сила Христова есть крест, об этом послушай Павла, который говорит: «слово крестное погибающим убо юродство есть, а спасаемым нам сила Божия есть» (1 Кор. 1:18, 24). Послушай и Самого Господа, Который говорит Моисею: «ожесточая ожесточу сердце Фараоново, дабы явить на нем всю силу Мою» (Исх. 4:21, 7:3, 9:12), указывая здесь на силу, явленную чрез жезл Моисеев не без прообраза креста, на силу всемогущую — содетельницу преславных чудес Его. Так научились мы и мыслить, и мудрствовать о кресте; так всегда мы увещаваем верный народ Божий чтить и величать крест: ибо им были уловлены языки, повсюду разсеялась вера. Возделав им, как ралом, безплодное человеческое естество, ученики Христовы приготовили Церкви обильную жатву уверовавших во Христа. Укрепляемые им (крестом) мученики и падая поражали мучителей. Чрез него познан Христос, и церковь верных, постоянно раскрывая Писания, вводит Сына Божия, Самого Бога Господа, громогласно возвещающего: «аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возьмет крест свой, и последует Ми» (Лук. 9:23). Чрез него везде процветает и проповедуется христианство. Им укрепляется царская власть, утверждается государство, изнемогают враги, как громом поражаются демоны: ибо мы веруем, что им и в нем спасаются, и он есть знамение Сына Человеческого, и в нем, по написанному, «всяка плоть узрит спасение Бога нашего» (Лук. 3:6), и «воззрят иудеи нань, его же прободоша» (Зах. 12:10). Мы же, ходящие во свете Его, с ним прославимся и воцаримся вместе с Богом, составив с ангелами один лик вокруг Святой Троицы, покланяемой во Отце и Сыне и Святом Духе, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

ИЗМАИЛА СЛЫШАЛА ТЫ, ДУША МОЯ, ИЗГНАННОГО КАК РАБЫНИНО ПОРОЖДЕНИЕ, СМОТРИ, ДА И ТЫ НЕ ПОТЕРПИШЬ ЧТО-ЛИБО ПОДОБНОЕ ЗА СЛАДОСТРАСТИЕ. Быт. 21,10. Марии Египетской: ОДЕРЖИМ Я БУРЕЮ И ТРЕВОЛНЕНИЕМ СОГРЕШЕНИЙ, НО САМА МЕНЯ, МАТЕРЬ, НЫНЕ СПАСИ И К ПРИСТАНИЩУ БОЖЕСТВЕННОГО ПОКАЯНИЯ ПРИВЕДИ. Марии Египетской: УСЕРДНОЕ МОЛЕНИЕ И НЫНЕ, ПРЕПОДОБНАЯ, ПРИНЕСШИ К МИЛОСЕРДНОЙ БОГОРОДИЦЕ, И ТВОИМИ МОЛИТВАМИ ОТВЕРЗИ МНЕ БОЖЕСТВЕННЫЕ ВХОДЫ. СЛАВА: ТРОИЦА ПР О СТАЯ, НЕСОЗД А ННАЯ, СУЩЕСТВО БЕЗНАЧАЛЬНОЕ, В ТРОИЧНОСТИ ЛИЦ ВОСПЕВАЕМОЕ, СПАСИ НАС, С ВЕРОЮ ПОКЛОНЯЮЩИХСЯ ДЕРЖАВЕ ТВОЕЙ. И НЫНЕ: ОТ ОТЦА БЕЗЛЕТНА — СЫНА, В ЛЕТО, БОГОРОДИТЕЛЬНИЦЕ НЕИСКУСОМУЖНО ТЫ РОДИЛА, СТРАННОЕ ЧУДО, ПРЕБЫВШИ ДЕВОЮ, МОЛОКОМ ПИТАЮЩЕЙ. Песнь 4-я ТЕЛО НЕЧИСТО, ДУХ ОСКВЕРНИЛСЯ, ВЕСЬ ОСТРУПИЛСЯ, НО, КАК ВРАЧ, ХРИСТЕ, ОБА УВРАЧУЙ ПОКАЯНИЕМ МОИМ, ОМОЙ, ОЧИ­СТИ, ЯВИ, МОЙ СПАСИТЕЛЬ, ЧИСТЫМ БОЛЕЕ СНЕГА. ТЕЛО ТВОЕ И КРОВЬ, РАСПИНАЕМЫЙ, ЗА ВСЕХ ТЫ ПОЛОЖИЛ, СЛОВЕ: ТЕЛО, ДА МЕНЯ ОБНОВИШЬ; И КРОВЬ, ДА ОМОЕШЬ МЕНЯ; ДУХ ЖЕ ТЫ ПРЕДАЛ, ЧТОБЫ МЕНЯ ПРИВЕСТИ, ХРИСТЕ, К ТВОЕМУ РОДИТЕЛЮ. УСТРОИЛ ТЫ СПАСЕНИЕ ПОСРЕДИ ЗЕМЛИ, ЩЕДРЫЙ, ДА СПАСЕМСЯ; ВОЛЬНО НА ДРЕВЕ РАСПЯЛСЯ ТЫ, И ЕДЕМ ЗАТВОРЕННЫЙ ОТКРЫЛСЯ; ВЫСШИЕ И НИЗШИЕ СОЗДАНИЯ, НАРОДЫ И ВСЕ СПАСЕН­НЫЕ ПОКЛАНЯЮТСЯ ТЕБЕ. Псал. 73,12. ДА БУДЕТ МНЕ КУПЕЛЬ — КРОВЬ ИЗ РЕБЕР ТВОИХ, И ПИТИЕ, ИСТОЧИВШЕЕ ВОДУ ОСТАВЛЕНИЯ (ГРЕХОВ), ДА СУГУБО ОЧИЩАЯСЯ, ПОМАЗУЯСЬ И ПИЯ, КАК ПОМАЗАНИЕ И ПИТИЕ, СЛОВЕ, ЖИВОТВОРНЫЕ ТВОИ СЛОВА. ЧАШЕЮ ЦЕРКОВЬ ВОСПРИНЯЛА ТВОИ ЖИВОНОСНЫЕ РЕБРА, ИЗ КОТОРЫХ СУГУБЫЙ ИСТОЧНИК ИСТОЧАЛ НАМ ОСТАВЛЕНИЕ (ГРЕХОВ) И РАЗУМЕНИЕ, ВО ОБРАЗ ДРЕВНЕГО И НОВАГО, ОБОИХ ЗАВЕТОВ, О СПАСИТЕЛЬ НАШ. Я — ВНЕ ЧЕРТОГА, ЛИШЕН Я И БРАКА, И ВЕЧЕРИ; СВЕТИЛЬНИК ПОГАС, КАК БЕЗЕЛЕЙНЫЙ; ЧЕРТОГ ЗАКЛЮЧИЛСЯ, КОГДА Я СПАЛ; ВЕЧЕРЯ КОНЧЕНА; А Я, ПО РУКАМ И НОГАМ СВЯЗАННЫЙ, ИЗВЕРЖЕН ВОН. Мф. 25. Лук. 14. СЛАВА: НЕРАЗДЕЛЬНЫМ ПО СУЩЕСТВУ, НЕСЛИТНЫМ ПО ЛИЦАМ БОГОСЛОВЛЮ ТЕБЯ, ТРОИЧЕСКОЕ ЕДИНОЕ БОЖЕСТВО, СОЦАРСТВЕННОЕ И СОПРЕСТОЛЬНОЕ, ВОЗГЛАШАЮ ТЕБЕ ПЕСНЬ ВЕЛИКУЮ В ВЫШНИХ ТРОЕКРАТНО ПЕСНОСЛОВИМУЮ. И НЫНЕ: И РОЖДАЕШЬ, И ДЕВСТВУЕШЬ, И ПРЕБЫВАЕШЬ ВМЕСТЕ С ЕСТЕСТВОМ ДЕВА: РОЖДЕННЫЙ (ТОБОЮ) ОБНОВЛЯЕТ ЗАКОНЫ ЕСТЕСТВА, УТРОБА ЖЕ РОЖДАЕТ НЕРОЖДАЮЩАЯ: ТАМ, ГДЕ ХОЧЕТ БОГ, ПОБЕЖДАЕТСЯ ЕСТЕСТВА ЧИН — ИБО ТВОРИТ, ЧТО ХОЧЕТ.

http://pravmir.ru/velikij-pokayannyj-kan...

Когда прочли это, Архиерей сказал св. Апостолу Христову: «Ты сам свидетельствовал себя: кровь твоя будет на главе твоей». Сказав то, Архиерей осудил св. Матфея побить каменьями. И был взят св. Апостол и поведен на побиение. Когда привели его на место, называемое Вефлаекила, то есть дом побиенных каменьями, то св. Матфей сказал ведшим его иудеям: «Лицемеры, как хорошо предрек об вас Давид: «Уловят на душу праведничу, и кровь неповинную осудят» (Псал.73, 21). А Иезекииль говорит: «Умерщвляете души, им же не подобаше умрети» (Иезек. 13, 19). Когда проговорил это св. Апостол, два свидетеля по закону положили свои руки на главу его и, засвидетельствовав, что он хулил Бога, Моисея и Закон, первые бросили в него каменьями. Св. Матфей просил их, чтобы брошенные ими два первые камня положили с ним в гроб, во свидетельство его страдания за Христа. После этого весь народ начал бросать каменьями в св. Апостола, и он, воздев руки к небу, предал дух свой Господу. Когда св. Матфей уже был мертв, мучители, угождая Римлянам, по Римскому обычаю, отрубили ему голову. Так, подвизавшись добрым подвигом, окончил свою земную жизнь св. Апостол Христов Матфей. Христиане взяли честное тело его и похоронили с подобающей честью, славя Господа нашего Иисуса Христа. (Жития 12 Апостолов, И. Крылова, стр. 201).   Библиографический указатель к 1 гл. Св. Иоанна Златоустого. Беседа на начало Деяний апостольских. Христ. Чт. 1839 г. II, 328-373. Его же. Из беседы на Вознесение Господне. Воскр. Чт. XVI, 55-57. Прот. Полотебнова. Общедоступное истолковательное чтение. Чт. в Общ. 1873 г. Απρ. 378-399. Дек. 277-608. Апостольское чтение в праздник Вознесения Христова (ст. 1-12). Воскр. Чт. XXVI. 169-174. Две Четыредесятницы Господни. Воскр. Чт. XIX. 57-60. Сион. Воскр. Чт. XI. 201-204, Акелдама (ст. 19). Библ. поп. сл. Воскр. Чт. 1874. I. 79-80. О том же, Архиеп. Никифора. Чт. в общ. 1890, I. Библиогр. стр. 155-156. Матфей (ст. 23). Б. п. сл. Воскр. Чт. 1876. II. 206. Иннокентия, Архиеп, Херсон. О событиях на горе Елеонский (в слове на день Вознесения). Сочинения. Т. 1. стр. 365 и дал. Свод преданий об Успении Божией Матери. Воскр. Чт. 1. 146. Апостолы от Вознесения Господа на небо до сошествия на них Духа Св. Прот. Горского. Ев. история и история Апостольской церкви. 369-371. 1, 9-12. Евсевия, Архиеп. Могилевского. Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола. Ч. I, стр. 114. Ст. 12-26. Его же, стр. 17.   ГЛАВА II Свод текстов Св. Писания на день Сошествия Св. Духа ПРОРОЧЕСТВО: «И будет по сих, и излию от Духа Моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваши и дщери ваши, и старцы ваши сония узрят, и юноты ваши видения увидят. Ибо на рабы Моя и на рабыни Моя во дни оны излию от Духа Моего». (Иоил. 2, 28, 29).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

73:11)? Итак, если рука в недре и Сын в лоне, то Сын есть рука, и рука есть Сын, и Им все сотворил Отец. Ибо сказано: «рука Твоя сотвори сия вся» (Ис. 41:20); и: «рукою... извел еси люди» (Вар. 2:11), следовательно, извел Сыном. Если же сказано: «и... сия измена десницы Вышняго» (Псал. 76:11), и еще: «в конец, о изменяемых... песнь о Возлюбленнем» (Псал. 44:1), то следует, что измененная рука есть Тот Возлюбленный, о Котором говорит Божественный глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный» . Одно и то же значит: «сия... рука Моя», и: «Сей... Сын Мой» . 28) Посему что же значит, говорят, «прежде денницы» ? Отвечу на это: если речение «прежде денницы» указывает на чудное рождение Его от Марии, то и другие многие родились прежде восхождения сей звезды. Посему что же удивительного сказуется о Нем и почему о том, что есть общее для многих, Писание упоминает как о чем то исключительном? Притом, есть разность в выражениях: рождать и изводить. В речении «рождать» заключается понятие о начале произведения, а «изводить» значит не иное что, как производить уже существующее. Посему если речение это относите к телу, то должно знать, что не тогда получило оно начало бытия, когда было благовестие пастырям ночью, но когда ангел вещал Деве. Тогда же была не ночь, потому что не сказано сего. Но была ночь, когда исшел из чрева. Эту, разность поставляет на вид Писание и одно называет рождением прежде денницы, а другое именует исшествием из чрева, как в псалме двадцать первом: «Ты еси исторгий мя из чрева» (Псал. 21:10). Притом же, не сказал: прежде восхождения денницы, но просто: «прежде денницы» . Посему если изречение это понимать о теле, то необходимо телу быть прежде Адама, потому что звезды прежде Адама. Или надобно доискаться смысла в сем письмени, и это можем заимствовать у Иоанна. В Апокалипсисе сказано: «Аз есмь Алфа и Омега, первый и последний, начаток и конец. Блажени расширившии ризы свои, да будет область им на древо животное, и враты внидут во град. Вне... псы и чародеи, и любодеи и убийцы, и идолослужители и всяк творяй и любяй лжу. Аз Иисус послах Ангела Моего засвидетельствовати вам сия в церквах. Аз есмь корень и род Давидов, и звезда светлая утренняя . И Дух и невеста глаголют: прииди, и слышай да глаголет: прииди. И жаждай да приидет, и хотяй да приимет воду животную туне» (Апок. 22:13—17). Итак, если род Давидов есть звезда светлая и утренняя, то явно денницею названо явление Спасителя во плоти, которому предшествовало рождение от Бога. Почему сказанное в псалме значит как бы сие: «из Себя Самого родил Я Тебя прежде явления во плоти», потому что выражение: «прежде денницы» значит то же, что и: прежде воплощения Слова.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2575...

А в рассуждении слов: «Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня» (2 Кор. 12, 8) надобно знать, что много различных причин внешних и телесных обстояний, которые Бог или насылает, или попускает по Домостроительству, более важному, чем освобождение от сих обстояний. Поэтому если кто мог узнать, что ему надобно и прошением освободиться от напасти, тот принес прошение, бывает услышан, как два слепца в Евангелии, и десять прокаженных, и многие другие. А если кто не узнал причины, по которой подпал искушению (ибо часто должно терпением достигать той цели, для которой послано на него искушение), и просит избавить от напасти, когда ее надлежит терпеть до конца, тот не бывает услышан потому, что не согласуется сие с целью Божия человеколюбия. Слова же: «если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного» (Мф. 18, 19) объясняют самое это место. Ибо речь идет об обличающем грешника и об обличаемом, а именно: поелику Бог не хощет «смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез. 33, 11), то если обличенный сокрушается душою и соглашается с намерением обличающего, о всякой вещи, то есть во всяком грехе, которому попросят отпущения, дано им будет оно человеколюбцем Богом. Но если обличаемый не согласится с обличающим, то бывает не отпущение, а связание, по присовокупленному: «что вы свяжете на земле, то будет связано на небе» (Мф. 18, 18), во исполнение известного суда: «если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (17). Вопрос 262. Поелику Писание в числе похваляемого поставляет нищету и убожество, например: «блаженны нищие» (Матф.5, 3), и: «желание убогих услышал еси, Господи» (Псал.9. 38), и еще: «нищ и убог восхвалита имя твое» (Псал.73, 21); то какое различие нищеты и убожества; и в каком смысле справедлив Давид, который говорит: «аз же нищ есмь и убог» (Псал.39,18)? Ответ. Припоминая Апостола, сказавшего о Господе: «Он, будучи богат, обнищал ради вас» (2 Кор.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

460 Бл. Иероним. Толков. на 16 гл. еванг. от Матфея: твор. т. 4, ч. 1, стр. 73. Париж, 1706 г. Бл. Августин. Бесед. 76: твор. т. 3, ч. 1, стр. 290. Антверпен, 1700 г. 461 Св. Златоуст. Бесед. 54 на еванг. от Матфея: ч. 2, стр. 415–419. Москва, 1846 г. Бл. Августин. Слов. в день св. апп. Петра и Павла: воскр. чтен. год. 17, стр. 95. Киев, 1853–1854 г. Обозр. своих сочин. гл. 21, чл. 1: твор. т. 1, стр. 23. Антверпен, 1700 г. Бесед. 124 на еванг. от Иоанна: твор. т. 3, ч. 2, стр. 599. Антверпен, 1700 г Слов. 76 на текст из еванг. от Матфея: твор. т. 5, ч. 1, стр. 290. Антверпен, 1700 г. Спаситель говорил на сирском языке, в котором кифа значит и Петр и камень? Но сирское кифа, когда значит камень, то бывает женского рода, а когда – лице, то мужеского ( Ин. 1:42 ). Посему, если у евангелиста Матфея одно и тоже слово передано различно, чрез πετρος и πετρα: то явно, что Спаситель имел в виду обозначить сим два различные предмета. 465 Св. Васил. велик. Толков. на пр. Исаию: твор. ч. 2, стр. 95. Москва, 1853 г. Св. Епифан. Анкорат. чл. 9, и Толков, на псал. 131: твор. т. 1, стр. 14. 305. Кельн, 1682 г. Св. Златоуст. Бесед. 3 о покаянии; бесед. к антиох. народ. т. 2, стр. 319. Спб. 1850 г. Св. Льва велик. Письм. к Максиму, еписк. антиохийск.: твор. т. 1, стр. 310. Лион, 1700 г. 466 Иларий пиктавийский : «Поскольку в них (апп. Петре и Павле) были еще останки веры; то и явились они столь совершенными, что соделалпсь основаниями и столпами Церкви». Илар. пиктав. Толков. на псал. 67: твор. стр. 238. Кельн, 1617 г. Снес. Ориген. Толков. на еванг. от Матфея: твор. т. 3, стр. 524–525. Париж, 1740 г. Бл. Иероним. Толков. на пр. Амоса: твор. т. 3, стр. 1430. Париж, 1704 г. Прот. Иовиниана кн. 1: твор. т. 4 ч. 2, стр. 168. Париж. 1706 г. Св. Кирил. алвксандр. Толков. на пр. Исаию: твор. т. 2, стр. 593. Париж, 1638 г.; а собственные слова сих последних, не приведенные здесь, смотр выше на стр. 278 в примеч. 1. 467 Бл. Августин. Бесед. 76 на текст из еванг. от Матфея, чл. 1–2: твор. т. 5, ч. 1, стр. 290–291. Антверпен, 1700 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

61 De fide orth. I. II, с.21. M.P. t. 94, col. 940 ВС. Русск. перев. стр. 93. В одном месте св. Отец, независимо от иностранного Бога-Слова, различает у человека даже три слова, как три силы души. Кроме внутреннего и произносимого слова, он на первом месте ставит еще слово, как «естественное движение (и порождение) ума, согласно с которым он движется и мыслит и разсуждает; оно есть как бы свет его и сияние» (Ibid. I. I, c. 13, col. 857 A – русск. перев. стр. 40–41), т.е. это есть слово-разум, являющийся источником второго и третьего слова. 62 Иустина; I Апология; § 28, в русск. Перев. стр. 58; его же Разговор с Трифоном иудеем, § 141, стр. 356 и др. Иринея выше цит. соч. кн. IV, стр. 325, 432. 63 De fide orth. I. II, с.7. M.P. t. 94, col. 893 В. Русск. перев. стр. 61; ср. стр. 108, 155, 181. «Познавательные и жизненные (волевые) способности», говорит Дамаскин, «соединены в нем (т.е. человеке). Поэтому он свободно стремится, и свободно желает, и свободно изследует и разсматривает, и свободно совещается, и свободно решает, и свободно настраивается» и пр. Ibid. c. 22, col. 945 C. Русск. перев. стр. 98–99. 68 Кирилла Иерус. 4– е оглас. слово, твор. изд. 2-е, стр. 53; Василия Вел. Беседа на 48 псал. твор. ч. I, стр. 314; Григория Богосл. Слово 28, о богословии второе, твор. ч. III, стр. 26; его же Послание к Кледонию I., твор. ч. IV, стр. 164 и др.; Григория Нисского об устроении человека, гл. 16, твор. ч. I, стр. 144, 144. 73 2-я стихира 6-го гласа самогласных на погребение священников. В том, что эти стихиры, надписываемые именем Дамаскина или Иоанна монаха, действительно принадлежат ему, – не может быть никакого сомнения. Из жития преп. Иоанна уже известно, что он писал некие надгробные стихи, т.е. эти самые самогласные стихиры. О принадлежности их Дамаскину см. еще у Архиеп. Филарета: Историч. обзор песнопевцев… стр. 253. 76 De imaginibus oratio III. M.P. t. 94, col. 1340 D – 1341 A. Русск. перев. стр. 102; De fide orth. I, II, c.30. M.P. t. 94, col. 976 В. Русск. перев. стр. 116.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Us...

Но постоянные занятия этими трудами оказались для блаженного препятствием к посещению учрежденных в церкви собраний, и случалось иногда, что он не поспевал к священному единению братий, сообща воспевающих божество; однако кто, прибывши прежде его в церковь, мог бы с Давидом сказать: «отворите мне врата правды» (Псал. 117:19); вошедши в них, исповедаюсь Господу и в церквах прославлю Тебя, Господи, «вечером и утром и в полдень поведаю и возвещу» (Псал. 54:18), чудеса Твои; «и семикратно в день прославляю Тебя» (Псал. 118:164), и «весь день я... простирал к Тебе руки мои» (Псал. 87:10). Ибо и он сам (Мелетий) выполнял определенное для каждого время и сверх того за все во всякое время благодарил Господа. Но какой список достойно исчислит особенные его труды, которые он переносил, уходя в клеть свою и запираясь от внешнего шума, и моляся к Отцу, видящему тайное, исчислит его бдения, псалмопения, неутомимые стояния, коленопреклонения, превышающие всякое число, биения в грудь, источники слез, продолжающиеся иногда целую ночь, и другое таинственное деяние добродетели? Ему приличествовало и сие Давидово возглашение: «в полночь вставал славословить Тебя за праведные суды Твои» (Псал. 118:62), и еще: «предваряю рассвет и взываю, на слово Твое уповаю, очи мои предваряют утреннюю стражу, чтобы мне углубляться в слово Твое» (Псал. 118:147—148); а еще приличнее мог бы он произнесть, говоря, что и целые ночи, на равне со днями, я провел во бдении; присоединив к тому следующее: «я изнемог от вопля, засохла гортань моя» (Псал. 68:4), «от голоса стенания моего кости мои прильнули к плоти моей, я уподобился пеликану в пустыне; не сплю и сижу, как одинокая птица на кровле, и я стал как филин на развалинах» (Псал. 101:6—8) и «душа моя повержена в прах» (Псал. 118:25) склоняясь в молитве вместе с телом и смиряясь под крепкую руку Господа... Другие же слова: «каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постелю мою» (Псал. 6:7), не знаю, как ему присвоить, разве только за постель и кровать прямо поверженную на земле циновку, на которую он склонялся после величайшего и уже более невыносимого труда, давая отдых утомленному телу, и кратким послаблением, как раскаленное железо водою, закаляя к новым опять трудам и поту.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Псал.124 , [ст.1–2]. Надеющийся на Господа, как гора Сион… Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек. Какое прекрасное сопоставление: около жителей Иерусалима горы и Господь около них. [Ст.3]. Ибо не оставит [Господь] жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простерли рук своих к беззаконию (о Промысле). Жезл – символ власти; значит, не подчинит надолго праведников власти грешников, чтобы праведники, смотря на худой пример их, сами не сделались беззаконниками. 125 псал. О радости после пленения сынов Израилевых. 126 псал., [ст.1]. Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж. Над всем Господня власть и помощь. 3 ст. Вот наследие от Господа: дети [слав.: достояние Господне сынове]; награда от Него – плод чрева. Дети – собственность Божия, а не наша. Псал. 127 . Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его! Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе! Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей: так благословится человек, боящийся Господа! Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей; увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля! Как это хорошо можно приложить к некоторым благочестивым семействам у нас! Псал.128 , [ст. 3–4]. На хребте моем орали оратаи, проводили длинные борозды свои. Но Господь праведен: Он рассек узы нечестивых [слав.: на хребте моем делаша грешницы, продолжиша беззаконие свое. Господь праведен ссече выя грешников]. Как негодные дерева, Господь часто посекает нечестивых в раннюю пору их жизни. Псал. 129 , [ст. 1–2]. Из глубины воззвах к Тебе, Господи: Господи, услыши глас мой. Да будут уши твои внемлюще гласу моления моего (то же, что и в первом стихе). И ты молись непременно из глубины души, если хочешь, чтобы Господь слышал тебя, а не поверхностно, с рассеянием. Псал. 130 , [ст. 1–2]. Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои… Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди [слав.: аще не смиреномудрствовах, но вознесох душу мою, яко отдоеное на матерь свою, тако воздаси на душу мою (как плод, исчадие души моей, воздай мне на мучение мне гордость мою)]. 3 ст. Да уповает Израиль (христианин) на Господа отныне и вовек. Никто не колеблись в надежде: надейся до конца.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010