Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — август 2017 г. 02.08.2017 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " Что такое Богородичное правило? Кто его должен соблюдать? Обязательно ли оно для всех верующих? Евгения Николаева, г. Тула В Церкви существует так называемое Богородичное правило. Нам дано неотступно обращаться к Божией Матери — к Той, Которая с самого начала окружает Своими молитвами Церковь и Которая сейчас возвеличена превыше всех святых и всех ангелов. Зимой и летом мы украшаем Ее иконы цветами, потому что подобает приносить Ей самое прекрасное, что есть на земле, и потому что любовь всегда находит новые возможности выразить себя. Ни одна наша молитва не остается без ответа. И в каждой нашей молитве — новое приглашение почтить Божию Матерь, Которая без конца избавляет нас от бед и зол и утешает новыми милостями. В день Богородичных праздников самые благочестивые из нас после службы в своем приходе спешат в храм, где престольный праздник, чтобы помолиться и приложиться к чудотворному образу. Опытные пастыри дают такой совет: хорошо навестить в честь праздника наших болящих, дать более щедрую, чем обычно, милостыню нищим, позаботиться об исполнении почти забытого нами обещания начать более внимательно исполнять наше молитвенное правило. Так естественным образом будут постепенно возрастать в нас более близкие отношения с Божией Материю, Которая есть наша духовная Мать. Все святые имели с Ней общение как с живой Личностью. В самом деле, смерть утратила всякую власть над Той, Которая встала живой душой и телом рядом с Богом Отцом, Его Сыном и Святым Духом. Как должен вести себя сын или дочь со своей земной матерью? Всегда — с любовью и доверием, и никогда — с холодным равнодушием. В наших отношениях с Небесной Материю всегда можно найти то, что выражало бы нашу сыновнюю любовь к Ней. Мы должны всегда, как впервые, с изумлением произносить Богородичные молитвы, которые веками произносились в Церкви. Будь это «Богородице, Дево, радуйся!» или «Ангел вопияше Благодатней», или хвалы Акафистного пения, вдохновлямые Ее Божественным Материнством. Или в Иисусовой молитве, которую мы завершаем словами: «Богородицею помилуй нас!» Или, согласно завету преподобного Серафима Саровского, посвящать вторую половину дня краткому молитвенному обращению к Божией Матери. Душа не устает произносить одни и те же слова молитвы, как любящие не устают повторять одни и те же слова любви. Или размышлять умом и сердцем при чтении Богородичной Псалтири, составленной святителем Димитрием Ростовским.

http://moral.ru/dom_08_2017/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — июнь 2018 г. 02.06.2018 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых» — так начинается Псалтирь. Эти слова — основа истинной христианской жизни, говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), размышляя о первом псалме. Что такое «совет нечестивых»? Наверняка, речь идет не только об идеологических и политических «советах». И что такое блаженство, самое великое счастье? Почему люди, все желая счастья, не находят его? Не потому ли, что ищут его не там? Но все оказывается гораздо сложнее. С чего начинается утрата нами «первой любви» (Откр. 2, 4) — того первого горения, с которым мы переступали порог храма? Я знаю много таких людей — они стараются не пропускать богослужения в воскресные и праздничные дни, соблюдают положенные посты и все установления церковные. Но все более чувствуется у них, страшно сказать, привычка к тому, к чему нельзя, невозможно привыкнуть — к святыне. Что говорить о других? Я и сам замечаю порой, как борет и почти одолевает меня позорное и подлое уныние. И.С. Громов, г. Тюмень Поистине безошибочно определение псалма: жизнь мира, гоняющегося за счастьем, — как мякина, как «прах, возметаемый ветром». Христианин, научившийся по дару Христа любви Божией, и есть то «дерево, насажденное у вод», о котором говорит первый псалом. Сам Христос дает ему жизнь. Но если в христианине затихает любовь, если некая жухлость проникает в его душу, он тяжело заболевает, его жизнь — тоже как «прах, возметаемый ветром». Эта болезнь — теплохладность, которая мало-помалу опустошает жизнь, лишает ее любви и смысла, даже если внешне как будто ничего не меняется. Присутствие Христа становится все менее ощутимым и в душе, и в сердце вследствие утраты внимания и небрежения. Его можно еще видеть и слышать, но все менее и менее, и это создает в душе пустоту (от Бога), которую, может быть, можно заполнить чем-то другим — не от Бога, тем, что не может заполнить ее.

http://moral.ru/dom_06_2018/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Почему одним дано, а другим нет? 28.10.2017 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Седмица 21-я по Пятидесятнице Слово в Неделю 21-ю по Пятидесятнице Каждый ли день все присутствующие в храме читают Евангелие? Это все равно, что задать вопрос: каждый ли день все присутствующие здесь молятся? Если кто не читает Евангелие каждый день, тот не хочет слушать Бога или, по крайней мере, не дорожит тем, что Бог хочет говорить с ним каждый день. Чтению слова Божия должна предшествовать молитва. «Никогда, — говорит преподобный Исаак Сирин, — не приступи к чтению слова Божия, не помолившись, да не раскаешься». Это слово, которое будет судить нас в последний день, и которое сейчас судит. И оно может быть для нас как святое причащение, во оправдание или во осуждение. Слово Божие — на каждый день — для того, кто хочет осуществить свое назначение стать человеком Божиим. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что Евангелие остается для нас книгой за семью печатями — до тех пор, пока мы не начнем читать его своей жизнью — с усилием исполнить это слово. Мы можем наизусть знать все Священное Писание, но глубина его не откроется нам, пока мы не приступим к нему таким чтением. Сегодняшнее Евангелие — притча о сеятеле — тоже о том, как мы должны слушать и воспринимать слово Божие. Мы неспособны воспринимать мир на такой глубине, как Христос и все святые, которые научились от Господа, — чтобы уже как в открытой книге читать Божии тайны. Но слово Божие должно быть нами воспринято так, как оно сказано. Ученики — те, кто ищет истину и следует за Христом, — спрашивают Господа о значении притчи о сеятеле, которую Он сказал в присутствии множества народа. Каждый человек должен стремиться узнать сокровенный смысл слова Божия. Не удовлетворяться тем, что он «все читал» и исполняет какое-то правило — как иные у нас могут читать по-церковнославянски всю Псалтирь, почти ничего понимая. Псалтирь — это слово Божие, это часть Священного Писания. Оно неотделимо от молитвы, но молиться Богу и слышать Его слово мы должны разумно. Когда один законник, искушая Господа, спросил Его, как наследовать жизнь вечную, Господь сказал ему: «Разумееши ли, что чтеши?» (Лк. 10, 26).

http://moral.ru/dano/

Представлен перевод " Толкований на Псалмы " блаженного Иеронима марта 2023 Встреча с автором книги " Блаженный Иероним Стридонский. Толкования на Псалмы " Дарьей Васильевой состоялась 2 марта в просветительском центре при Феодоровском соборе . Книга вышла в свет в 2022 году в петербургском издательстве " Скрижаль " , это первый перевод на русский язык экзегетического сочинения, написанного святым на латыни в конце IV века. Настоятель протоиерей Александр Сорокин рассказал, что на УоиТиве-канале собора открылась новая рубрика - онлайн-презентация изданий, продающихся в церковной лавке. Нынешняя встреча проходит в рамках этой рубрики, но отличается тем, что на ней присутствуют зрители. Одновременно с презентацией прошла трансляция . Ведущий, внештатный сотрудник журнала " Вода живая " Владимир Иванов, отметил, что выход книги - событие не рядовое. Автор проделала большую работу, переведя такой объем текста. " Толкование на Псалмы " на русский язык никогда не переводилось. Блаженный Иероним создал произведения на все книги Священного Писания, но толкование на Псалтирь в его наследии занимает особое место. Дарья Васильева рассказала, что идея создания перевода возникла еще в магистратуре на кафедре библеистики. Она работала над магистерской, затем кандидатской диссертацией, посвященной переводу Псалтири, выполненному архиепископом Амвросием (Зертис-Каменским) с древнееврейского языка во второй половине XVIII века. Нужно было сравнивать предложенные им варианты со святоотеческими толкованиями. Мнение блаженного Иеронима ценно тем, что толкователь и переводчик выступает в одном лице. Перевод редактировался в соответствии с рекомендациями Издательского совета Московской Патриархии. В книгу вошли переводы сборников толкований " 59 бесед на Псалмы " , " Иной цикл бесед на Псалмы " и отдельные толкования на псалмы 28-й и 41-й. Книга содержит толкования с 1-го псалма по 149-й, есть пропуски. Толкования расположены по порядку их следования, тексты, относящиеся к одному псалму, находятся рядом.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Предвечное избрание 21.09.2018 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Рождество Пресвятой Богородицы Слово в день Рождества Пресвятой Богородицы «Рождество Твое Богородице Дево радость возвести всей вселенней, из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш». Радость — это то, что наполняет наш сегодняшний праздник. И мы понимаем, почему. Когда рождается младенец, радуется вся семья, друзья и знакомые. И день рождения его отмечают с великой радостью. Как же не радоваться нам в праздник Рождества нашей Небесной Матери! Это радостное событие являет нам, что пришествие Мессии приблизилось. Пречистая Дева — утренняя заря, возвещающая восход солнца — Солнца правды, Христа Спасителя, свет Которого уже предощущается в роде человеческом. Подобало, говорит преподобный Андрей Критский, чтобы пребыванию Бога среди людей предшествовала радость, из которой проистекает чудесный дар спасения. В этом смысл сегодняшнего праздника. Рождество Божией Матери открывает тайну, ведущую к соединению Превечного Слова с плотию. Пусть все творение поет от радости, пусть все принесут самое лучшее, что у них есть. Небо и земля да составят вместе праздник! Церковь приносит хвалу Ее святому рождению. Нищие увидят богатство благости Божией и скажут: «Милости Господней исполнена земля» (Пс. 32, 5). Грешники будут искать Ею Бога и обретут спасение. Без Господа, восприявшего плоть от Девы, мы были бы пожерты во аде вечной смертью. Она — Мать истинной жизни. Если бы Она не родилась, никто не мог бы поклоняться Богу в духе и истине. Человек стал духовным, когда Она стала жилищем Духа. Чтобы лучше понять, что говорит Евангелие о Божией Матери, надо увидеть в Ней завершение долгой священной истории богоизбранного народа. Вспомнить о надежде Израиля, о великих событиях и их соотношении с Божией Материю — о призвании Авраама, отца верующих, о завете Синая, о царе Давиде и обетованиях Божиих, о надежде пророков. Душа Пречистой была глубоко вскормлена этим Преданием. Бог уготовал Своему Сыну в Пречистой Деве Матерь, поистине достойную Его. В Ней — исполнение веры ищущего Бога человечества, совершенный образ молитвы «нищих духом». Как молитва Господня «Отче наш» вмещает в себя все Евангелие, так песнь Богородицы «Величит душа Моя Господа» — всю Псалтирь. Она — совершенная «Раба Господня» среди величайших служителей Божиих. Пречистая Дева, Всесвятая, Пренепорочная — одновременно дело Духа Святого и завершение святости Израиля, от которой явится в Своем человечестве Христос.

http://moral.ru/предвечное-избрание/

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Мир. Человек. Слово. О ПРОЕКТЕ Проект «Мир. Человек. Слово»создается в тесном сотрудничестве    Русской Православной Церкви и Радио России. Начало ему положил  радиомост «Москва – Иерусалим. Схождение Благодатного огня на Гробе Господнем», который, впервые в истории отечественного радиовещания, был осуществлен 1 мая 2005 года на Радио России. Такие прямые эфиры  с комментариями священнослужителей, духовными песнопениями, телефонными звонками слушателей в студию в Пасхальную и Рождественскую ночи – «Пасха на Радио России»и «Россия встречает Рождество Христово» – стали доброй традицией главной радиостанции страны. Осенью того же 2005 года на «Радио России» появился масштабный проект –  «Мир. Человек. Слово». Этот духовно-просветительский цикл включил в себя четыре раздела.  «Религиозная энциклопедия» раскрывает слушателям основы православия с позиций традиционных российских ценностей. Целью программы является знакомство россиян с мировым духовным и культурным наследием. О содержании программы «История христианской церкви»   говорит само ее  название. Наиболее значительное место в цикле уделено истории христианской церкви в России. На примерах выдающихся священнослужителей, государственных деятелей, представителей общественности раскрывается тема любви к Родине, имеющая глубокую религиозную основу. «Историю христианской церкви», по завершении программы, сменил цикл  «Учители. Мыслители. Пророки.» Эта рубрика охватывает огромный исторический  промежуток мировой истории с древнейших времен до наших дней. Ветхозаветные пророки, философы Древней Греции и Рима. Средневековые схоласты и западные мыслители новейшего времени. Японские  и индийские мудрецы. Выдающиеся представители Ислама и китайской мудрости. Отечественная мысль, представленная  в  различных ее направлениях от древнерусских религиозных писателей и мыслителей до интуитивистов-персоналистов и экзистенционалистов.  Более 250 имен выдающихся мыслителей всех времен и народов

http://pravbiblioteka.ru/book_author/pro...

Ровно 25 лет назад, 2 ноября 1995 года, отошел ко Господу митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев), замечательный архиерей, тихий молитвенник и яркий проповедник, чьё слово пробудило от духовной спячки многие и многие тысячи наших сограждан. В этот день мы публикуем воспоминания о приснопоминаемом архипастыре нашего постоянного автора Татьяны Веселкиной, для которой встречи с Владыкой Иоанном изменили её жизнь и навсегда вошли в сокровищницу сердца. Митрополит Иоанн (Снычев) Когда-то, на заре моих журналистских трудов, после известного путча, когда, как мы думали, многое уже стало можно говорить и о многом писать, была у нас в молодежной газете рубрика – «Очень личное». Молодежки давно нет, а вот эти воспоминания хорошо бы вписались в ту самую рубрику. Мой путь к митрополиту Иоанну (Снычеву) начался задолго до встречи с ним. Этому событию, произошедшему в светлые послепасхальные дни 1991 года, предшествовала череда событий и встреч в течение двух с половиной лет. Накануне дня памяти святых Косьмы и Дамиана, 14 ноября 1988 года, моя бабушка, Мария, вдруг на мгновенье потеряла зрение. Не успели мы испугаться, как зрение к ней вернулось, и она сказала: «Ничего ты не знаешь...». Чувствуя бабушкину скорбь о моем незнании молитв, я ей пообещала, что обязательно их выучу. Но в ту минуту бабушка, видимо, имела в виду что-то другое. «Ты найди отца Авеля», – сказала она. Этим словам я не придала особого значения, так как в то время не знала никого из рязанских священников. На следующее утро тихо, по-праздничному убравшись и в последний раз здесь, на земле, помолившись, бабушка отошла ко Господу. Будто уснула. Именно уснула, потому что не было в те скорбные дни страха, было только непреодолимое желание сидеть с ней рядом, вслушиваться в непонятные слова Псалтири и недоумевать над словами пришедших проститься с бабушкой: «Где это вы духи разлили?» Приходившие удивлялись, я же была в смущении, не зная, откуда исходит аромат. Последовавшие за похоронами дни часто приводили меня в храм, в кафедральный Борисоглебский собор Рязани, и каждый раз я почему-то спрашивала прислуживавших там: «Где отец Авель? Как мне его найти?» (я и теперь не знаю, что сказала бы отцу Авелю, выйди он тогда ко мне.) Мне отвечали, что он не служит, что болен. А я продолжала спрашивать.

http://pravoslavie.ru/134992.html

Смотрите новые видео от «Фомы» ! [Каждую неделю на канале журнала «Фома» в УоиТиве — новые программы о вере, психологии, невыдуманные истории из жизни священников. Наведите камеру смартфона ha QR-koд и смотрите их прямо сейчас!]. Ил.: Кадры из представленных видеоматериалов//Фома. май 2023. — С.24-25. — (рубрика « Смотрите новые видео от  „ Фомы “»). В материале предложены три видео: Эмоциональное выгорание. Что будем делать? В новом выпуске программы «Что будем делать?» священник и психолог Александр Гаврилов из реабилитационного центра «Крылья» отвечает на вопрос зрительницы, которая перестала находить радость в своей работе, в семье, в помощи ближним. — С.24; Что-то новое! Журнал «Фома» представляет новый цикл видеоинтервью «Женский клуб». Искренние и глубокие разговоры с женщинами с удивительной судьбой. Смотрите выпуск со Светланой Дружининой, актрисой, кинорежиссером, сценаристом, народной артисткой России.— С.25; Как подготовиться к Причастию? Протоиерей Игорь Гагарин в программе «Тет-а-тет» рассказывает о том, как правильно подготовиться к таинству. — С.25. ВЕРА(раздел). — С.26-45. 50 псалом: какие смыслы в нем скрыты? [Этот псалом пророк Давид написал после того, как совершил два смертных греха — убийство и прелюбодеяние. Но удивительное дело: мы ничего такого не совершали, а читаем его так, словно это наши собственные, из самого сердца излившиеся слова]. О 50-м псалме беседуем с протоиереем Игорем Гагариным . Во вставках к материалу представлены текст псалма (С.29) на русском и церковнославянском языках и справка «Что такое Псалтирь?» (С.30). Беседовал Александр Ананьев. Полную версию беседы смотрите на уоитиве-канале «Фомы», QR-koд. Ил.: Покаяние царя Давида. Миниатюра, Парижская псалтирь, Х век. Фото Екатерины Соловьевой//Фома. май 2023. — С.26-31. — (Раздел «Вера» ). См. также: 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает актер, режиссер и педагог Валерий Трошин //Фома. май 2023. — С.98-99. — (рубрика « Эпилог »). Говорят, что : Говорят, что. Фото Владимира Ештокина//Фома. май 2023. — С.32-33. — (раздел « Вера », рубрика « Говорят, что »). Ответы на следующие суждения и вопросы:

http://foma.ru/bibliografija-foma-5-241-...

вклейка 8 с./Представляет Наталья Богатырёва //Фома. - – декабрь 2016. – С.86. – (раздел « Культура », рубрика « Что читать »). Оригинал-макет этой книги был подготовлен в Киеве и получил благословение Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира. Это было в 2014 году, когда вопрос: «Господи, почему Ты попустил торжество зла и смерть невинных людей?!» - звучал особенно часто. Теодицея – «оправдание» Бога. Над этой проблемой размышляет пророк    Аввакум, чью книгу комментирует отец Геннадий, используя толкования отцов Церкви и различные иудейские и греческие источники, в том числе дохристианское кумранское толкование книги пророка Аввакума, и мнения современных богословов.Ответам на вечный вопрос: «Господи, доколе я буду взывать, а Ты не слышишь?» и посвящена книга отца Геннадия. Ответы эти   даются, помимо логичных и аргументированных рассуждений самого автора, устами учителей Церкви и писателей-классиков – от Пушкина и Лермонтова до Астафьева и Айтматова. Серьезное и захватывающее чтение для тех, кто умеет думать. Владимир Шумейко . Псалтирь. Опыт стихотворного переложения . – М.: Фонд «Фома Центр», 2016. – 216 с./Представляет Алексей Щукин //Фома. - – декабрь 2016. – С.86. – (раздел « Культура », рубрика « Что читать »). Не так уж часто пытаются сочинять поэтические переложения псалмов, да и, как правило, такие попытки ограничивают отдельными псалмами, а тут – целая книга, 151 псалом. Что касается автора, то Владимир Шумейко,            председатель Совета Федерации РФ первого созыва, давно уже ушел из          политики в частную жизнь, стал глубоко верующим воцерковленным          человеком. Книга появилась в результате трагического случая: погиб 17-     летний внук автора. Молясь о нем, ежедневно читая по одной кафизме из Псалтыри, Владимир Филиппович «почувствовал, что хотел бы поделиться     своим переживанием текста Псалтыри с близкими людьми, не все из которых знакомы с церковной жизнью и традицией. Так и родилась эта идея - попытаться сделать опыт моего личного прочтения Псалтыри».

http://foma.ru/bibliografiya-foma-12-164...

Икос 24 (Σ): «Спаси мир, Спаситель! — ведь для этого Ты пришел. Утверди все [создание] Твое, – ибо для этого Ты воссиял и Мне, и волхвам, и всему творению. Ибо, вот, волхвы, которым Ты явил свет Лица Твоего, припадая к Тебе, приносят дары золотые, прекрасные и весьма изысканные; Я на самом деле нуждаюсь в них, потому что Мне предстоит отправиться в Египет и бежать с Тобой, ради Тебя, Путеводитель Мой, Сын Мой, Творец Мой, Обогатитель Мой, Юный Младенец, Предвечный Бог!»   Кроме процитированного, преподобный Роман написал еще два кондака на Рождество Христово: 1) из 17 икосов, с акростихом Το ταπεινο ομανο («Смиренного Романа») и проимием πρ ω σφρου κ Πατρς μτωρ γεννηθες· — Иже прежде денницы от Отца без матери Родивыйся...   (в печатной Минее проимий и первый икос этого кондака включены в состав службы Собора Пресвятой Богородицы, на следующий день после Рождества); и 2) из 13 икосов, с акростихом μνος ωμανο («Гимн Романа») и проимием Κατεπλγη ωσφ — Удивися Иосиф... (этот проимий в позднейших редакциях богослужебных книг, включая современные, использован в качестве богородична седальнов по первой кафизме воскресной службы 4-го гласа и некоторых последований Минеи; он также является частым подобном для многих седальнов) . Возможно, создание преподобным Романом Сладкопевцем сразу трех кондаков на Рождество Христово связано с древней традицией праздновать этот праздник три дня подряд. Следы этой традиции отражены в месяцеслове современной Следованной Псалтири, где рубрика о Рождестве Христовом сопровождается ремаркой: Пасха. Праздник тридневен,  — а также в церковном календаре, где не только день Рождества, но и два последующих отмечены использованием красной краски. Во всяком случае, в Минее второй из трех кондаков, как уже было отмечено, связан со службой второго дня Рождества, а третий из них в византийских рукописях обозначается как кондак «попразднства». Преподобному Роману принадлежит еще одно рождественское песнопение. Вероятнее всего, оно тоже изначально имело форму кондака — но нам оно известно как «стихиры». Это пространный гимн из 33 строф, не имеющий проимия (или утративший его), но сохраняющий постоянство размера от строфы к строфе, каждая из которых, что весьма существенно, оканчивается одним и тем же рефреном: «Благословен Рожденный Бог наш, слава Тебе!» . В отличие от кондаков прп. Романа, которые вошли в позднейшие богослужебные книги лишь в форме небольших фрагментов, этому песнопению повезло несколько больше — будучи разделено на группы из пяти-шести строф, оно было использовано в качестве «стихир» предпразднства Рождества Христова. Доныне эти «стихиры», несколько переработанные и смешанные с написанными по их образцу аналогичными гимнами, приводятся в Минее в качестве песнопений на хвалитех с 20 по 24 декабря (ст. ст.) — это стихира Ангельские пред’идите силы (=первая строфа в многострофном гимне прп. Романа) и «подобные» ей.

http://bogoslov.ru/article/2346647

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010