Прав. (Пр.) Собес (Соб.)//Православный собеседник. Казань Преп. Нил Сорский . СПб., 1864//Преподобный Нил Сорский , первооснователь скитского жития в России, и Устав его о жительстве скитском-СПб., 1864 Прибавл. (Приб.) к твор. св. (отц.)//Прибавления к изданию творений святых отцов в русском переводе. М., 1851. 4. 10; 1859. 4. 18 ПСРЛ (П. С. Лет), I, II, III, IV, V. VI, VII, VIII, IX, XV//Полное собрание русских летописей, изданное но высочайшему повелению Археографической комиссией. СПб., 1846. Т. 1; 1843. Т. 2; 1841. Т. 3; 1848. Т. 4; 1851. Т. 5; 1853. Т. 6; 1856. Т. 7; 1859. Т. 8; 1862. Т. 9; 1863. Т. 15 Р. Свят. (Свв.)//Филарет, архиеп. Русские святые, чтимые всей церковью или местно. Опыт описания жизни их. Чернигов, 1861 –1865. Выи. 1 –12; 2-е изд Чернигов, 1865. Т. 1–3 Рассужд. о ересях и расколах//Руднев Н. А. Рассуждение о ересях и расколах, бывших в русской церкви со времени Владимира Великого до Ивана Грозного. М., 1838 Русск. (Р.) Ист. Сб., т. III//Русский исторический сборник. Изд. Общесгва истории и древностей российских. М., 1838 t Т. 3. Кн. 1; 1839. Т 3. Кн. 2–3 Саввино ж.// Невоструев К. И. Житие преподобного Иосифа, игумена Волоколамского, составленное Саввой, епископом Крутицким//Чтения в Московском обществе любителей духовного просвещения. М, 1865. Вып. 2 Сказания кн. Курбского//Курбский А. М. Сказания князя Курбского. СПб. 1833; 2-е изд. СПб, 1842; 3-с им. СПб. 1868 Слов, (истор.) пис. (о писат.) дух. чина, I, II//Евгений, митр. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина, греко-российской церкви. Изд. 2. СПб. 1827. Т. 1–2 Слово надгробное преп. иг. Иосифу-//Нсвоструев К. И. Надгробное слово преподобному Иосифу, игумену Волоколамскому, ученика и сродника его инока Досифея Топоркова//Чтения в Московском обществе любителей духовного просвещения. М-, 1865. Вып. 2. С. 153–184 (Ключевский цитирует житие по отд. оттиску с собственной пагинацией) Собр. гос. грам. и дог., 1//Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в Государственной коллегии иностранных дел. М.,

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Далее, автор жития и слов одинаково обнаруживает любовь к творениям св. Григория Богослова . Все предисловие жития о врачевании духовном составлено под влиянием слова св. Григория, «в котором он оправдывает удаление свое в Понт, по рукоположении в пресвитера». 32 Слово же на Пасху и на память пр. Зосимы составлено по образцу слова св. Григория «на неделю новую, на весну и на память мученика Маманта». 33 Укажем, далее, на общую манеру автора в своем обращении к читателю ставить целый ряд вопросов 34 и очень часто прибегать к сравнениям, аллегориям и метафорам. Материал для сравнений автор большей частью черпает из жизни природы и изредка из Св. Писания и святоотеческой письменности. Любимыми сравнениями автора, очевидно, являются следующие: 1) врачевание души подобно врачеванию тела (Жит. 13, 15 и 36; слов. Волок. ркп. 522, и 256б, 257); плоды добра – плоды нив (Жит. 14, 17, 22; сл. III, 96, 116–117); пес – муж злобы (Жит. 23; сл. ркп. 522, п. 299б). Остальные сравнения: в Житии – «Елма радостен о сем бывает отрок, яко мужа сего, добродетели жала, приат в души своей и любовию влечется к нему; тем же и самоноуден невольник бывая, оставляет отечество и род и други купно, и пути касается» (15); «тем же яко новороженыа младенца, питающе сиа млеком незлобиа». (24). В Словах встречаем следующие образы: овощника (II, 229), птицы (II, 234), пчелы (ibid), карбаса (II, 238), орла (II, 249), избы (II, 355), магнита (II, 348), железа (ib.), семени (III, 116), искры (ркп. 522, 280. 281) и др. Укажем несколько примеров совпадения в мыслях, а иногда и в выражениях, с одной стороны Жития, с другой – Слов. Житие. Слова. Семоу от юнна възраста священныя книги извыкшу, к ним же и трудолюбно прилежаше. Остроу же ему сущу естеством обоима трудов своих плоды: не лишибо ся книжнаго разума и лежащая в них благодати напитася оустрелен бысть желанием добродетели, и (восхоте жительства) похотитель бысть жительства добродетельна (стр. 14). Прилежаше же и божественных книг чтению, и отсюду наипаче острейша ума сотворяет, прочиташе же и святых мужей житиа и преподобных отец словеса, и дивляшеся пачеестественному их житию... моляшежеся и сам ревнуя житию их по стопам жизни их последовати, и тако весь светел ум свой соделовает, и готов уже по стопам преподобных отец ходити (Пр. Соб. 1859, T. II, 482–483).

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

не дару деля прощающе, ни взятья ради горко наскакающе» (Р. И. Б. VI, 114). Ясные свидетельства последующего времени «Аще поп не дает опитеми исповедающим за грехи. и самоволием причащает проклят есть святым апостолом и святым отцем противник есть и божию закону попиратель» (Алмазов, III, 267; lip. Соб. 1861, I, 457). «Ерееве же наказайте дети своя духовныя. опитимьею связывающи. аще ли вы не свяжете. то ждут вас неразршимыа оузы» ( Архангельский, Твор. отц. церкви в древне-русской письменности, IV вып. стр. 16 – 17; см. также Пр. Соб. 1859, I, 134 стр. 1861, I, 455–456; Стоглав, 140 стр.). ..ривс..я Христовы слова к фарисеям об оцеживании комара и пожираньи верблюда, древне-русский проповедник продолжает: «се о попех речено ест иже не дая опитемьи токмо приносу радуются и недостойным причастие дают взятия деля а не к спасению ведый». Ркп. Вол. Бки 566, л. 357; 576 л. 281 об.). «Аще который поп, говорит одна древне-русская статья, безо онитемьи дара деля прощает. или причастие дает. безо исправы недостойным. таковый поп несть оучитель но губитель да прииме опитемьи три лета» (Опис. ркп. Синод. 6-ки II, 3 стр. 694; ркп. Вол. Б-ки 566, л. 113 об.). Надо сказать, что взимание мзды за исповедь осуждалась и в Греции и у нас на Руси (Павлов, Номоканон при большом требнике, 335 стр.; Стоглав, стр. 217.). 125 Слово святых отец, како крестианом жити, издано в целом виде Пр. Соб. 1859, I, 475–76, Пономарев, III, 39–40; в отрывках Архангельский, Теор. Отц. церкви и др. русск. письмен. IV, 29. Протоколы Харк. Унив. заседаний, 1867 6, 566 стр. 126 Ж. М. Н. Пр. 271 ч. стр. 296. В исповедных вопросах встречаются такие: «венчалася ли еси с мужем своим» (Алмазов, III, 154 ср. 145; 160 ср. 161. 164, 169). 127 Памятников этого рода много издано в кн. проф. Алмазова Тайная исповедь, в III томе, на который мы так часто ссылаемся. 128 Р. И. Б. т. VI, 836–46. В отпускных грамотах нередко встречаются подписи духовных отцов, см. Щукина, Сборник стар. бумаг II, 153; III, 138, 176. А. 10. В. т.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

119 О состоянии просвещения в Византии от конца XI и до половины XV в. и в частности о характере и условиях появления указанных догматико-полемических сочинений см. у проф. А. П. Лебедева в „Очерках истории византийско-восточной церкви“. Москва. 1892. 564–590 стр. В „Сокровище“ Н. Ховиата, между прочим, есть упоминания о любопытных ересях его времени, нам очень мало известных, именно о следующих: гносимахах, тнитопсихитах, христолитах, этнофронах и парерминевтах (в „Очерках“ см. 576–577 стр.). 120 Поименованы в Догм. Богословии митр. Макария. I т. §7; Ср. еп. Сильвестра Опыт Догм. Бог. I. § 19. 121 Напечатан отдельным изданием. Казань, 1855 г. Об этом сочинении: Макария архиеп. Преп. Иосиф в его „Просветителе“ (Хр. Чт. 1871, II). Казанского П. С. Пр. Иосиф В. и его писания (Приб. к тв. св. отц. 1847, V). „Просветитель“ пр. Иосифа (Пр. Соб. 1859, III). Булгакова П. А. Пр. Иосиф В. Спб. 1865. 123 От этого времени дошли до нас в рукописи система Догматики, читанная в Киевской академии с 1642 по 1656 г. и составленная по богословию Фомы Аквината, и система Иоасафа Краковского, преподанная там же с 1693 по 1697 г. Обе системы состоят из отдельных догматико-полемических трактатов. В XVII в. видными богословами были в киевской Руси Епифаний Славинецкий, Кирилл Транквиллион, Захария Копыстенский, Исаия Козловский, Петр Могила , Иоанникий Голятовский и др., а в московской Руси Симеон Полоцкий и ученик его Сильвестр Медведев, не чуждые папистических заблуждений, представители западной образованности, греки братья Иоанникий и Софроний Лихуды , представители греческого просвещения. Влияние тех и других на направление школьной учености в Москве не было продолжительно. 124 Сам Ф. Прокопович успел составить только первую половину догматической системы; а так как она была принята в Киевской академии во второй половине XVIII в. в руководство, то трудом окончания его системы по его плану заняты были многие ректоры академии, а именно: Давид Нащинский, Никодим Панкратьев, Кассиан Лехницкий и Самуил Миславский, который и напечатал ее со своим дополнением в 1782 г., а еще она была издана в 1792 г. В сокращенном виде издал ее епископ чигиринский Ириней Фальковский под заглавием: „Theologiae christianae compendium“, в двух томах (в 1802,1810,1812 и 1827 г.). Богословие Фальковского служило руководством в начале XIX в. Сн. Беляева А. Д. проф. указ. ст. в Богосл. энцикд. IV т. О богословии Феофана Прокоповича см. исследования: Червяковского П. в Христ. Чт. 1876 г. I-II т. 1877 г. I-II т; 1878 г. I т. Тихомирова Ф. Трактаты Феофана Прокоповича о Боге едином по существу и троичном в лицах. Спб. 1884 г. Ю. Ф. Самарина (V т. его сочинений). Стефан Яворский и Феофан Прокопович . М. Савкевича. Уч. Стефана Яв. и Феофана Пр. о св. Предании (Вера и Раз. 1893, 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Киприана (Рус. Ист. библ., VI, 263). На Афоне недвижимая собственность существовала (Тр. Киев. Д. акад. 1873, 1, стр. 55), в известных размерах (Павлов, 88, пр. 2). Афонские монахи в 1552 г. говорили: «Мы сел не имеем, но сами делаем винограды и землю копаем» (Карамзин, VIII, пр. 587) 1628 Прение (Чт. в Общ. ист. 1847, 9) М.Н.Сперанский, Перевод. сборники изречений, М. 1904, стр. 456, 565, 0141–243 1630 Матер. для ист. Стоглава (Лет. рус. литер. V, 137–144), с. 140 – выписка о монастыр. имущ. из «Собрания» Вассиана и Макарий, VIII, 159 1632 Розенкампф, 13 и д.; А.С.Павлов , О Кормчей инока кн. Вассиана Патрикеева (Учен. зап. Казан. ун. 1864; 1, с. 489–498); Секуляризация церковн. имущ., 72, пр. 1 и 2 и 129, прил. 3 (о списках Кормчей и его «Собрания») 1633 Чтен. в Общ. ист. 1859, III, 1–16. В издании О.М.Бодянского статья эта оказывается без начала (предисл., в котором назв. оба мнимые автора «Беседы») и заключения, написан. в форме челобитной к русскому государю и без сказания о явлении Сергия и Германа новгор. архиеп. Иоанну с изветом о том, как Москов. цари должны устроять свое государство. В литературе насчитывается до 20 списков этой статьи, но не все они имеют означенное прибавление (в 8 из 12, бывш. в руках поздн. издателей, нет вовсе прибавл.), а в одном есть «Извет», приписан Иосифу Волоцкому . «Рассуждение» приписывалось Вассиану еще Устряловым (Сказ. Курбского, 308, пр. 5) и может быть Карамзиным (VII, пр. 277). Буслаев считал указание Бодянского недостаточно обоснованным, так как в Беседе названы два лица, к которым она приурочивается (Ист. очер. рус. народ. словесн. II, 306–307 и прим. 1; Сочин., 1, 312–314) 1635 Ист. очерк секуляриз. церк. земель в России, с. 136–137, прим. 2. Сначала автор видел в «Беседе» произведение новгород. письменности, а потом несколько сузил – заволжских пустынь, и полагает, что она написана в нач. цар. Ивана IV (137). Еще см. Павлова: «Земское (народное и общественное) направление рус. литер., в XVI веке» (Прав. Соб. 1863, 3, с.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

923 Ист. церк. Макария, II, 213, 214. Его наставления перешли в покаян. номоканон и в практич. жизнь (Павлов, 232). Подобные советы и в одном древн. слове. См. Прав. Соб. 1861, март, 340 924 В полемике занимает видное место вопрос об удавленине, об употреблении ее в пищу, но патр. Петр возражал по этому поводу Михаилу Керуларию, называя это местным злоупотреблением, а Феофилакт Болгарский и совсем отвергал (Попов, 97–98; Павлов, 244–254) 930 Чтен. Моск. Общ. ист. 1859, кн. 3, Рассужд. Вассиана, с. 8. А. А. Э. I Дело Башкина, с. 2; Собр. госуд. грам., III, 24 934 Elucidar. error. ritus Ruthenici, p. I. Sacrani, a. 1500. Ж. М. Н. Пр. 1842, сент., с. 131, в ст. Письмо Кобенцеля о Московии 939 Михалона Литвина, О нравах, татар, литовц. и москвит. в Арх. ист. юрид. свед., кн. III, ч. 2, с. 83 949 Crull, 143. Карлейль, 205. Отвращение к иноземным обычаям выражалось напр. в запрещении зеркал, инструментальной музыки, «как употребляемой папистами» (Коллинс, 2), брадобрития («Древнерусская борода», Ф.Буслаева ; в Очерк. рус. слов. и искус., на которое смотрели как на латинскую ересь, Иоанн Грозный упрекал Иоссевина за подсекание и подбривание бороды), во вражде к латинскому языку (Маржерет, 260). В одной космографии XVII в. замечено было «по чужим государствам никуда не ездят, разве в посольства, боящеся, да нечто от них навыкнут и в ересь впадут» (Арх. ист. юрид. свед. III, 4). Олеарий пишет: «Когда в числе вызванных из-за границы офицеров нашлось несколько папистов, то всем им, тотчас же по прибыли в Москву, выдали деньги в вознаграждение издержек по проезду, и за тем выслали их из России. А в контракте относительно торговли нашей с персами, русские строго наказывали, чтобы между голштинцами не было людей, исповедывающих латинскую веру». Кн. III, гл. 31 952 Карамзин, VII, пр. 189. По отзыву же вел. магистра Немец. орд. Альбрехта (маркграф брандербургский) «тот посол Г.Николай Шхемборх мних, а в папине дворе в Риме, у его Святыни ближний служебник имеетца» (ibid., прим. 192). Предлагая общий союз против Польши, магистр Ордена обещал все завоевания разделить с вел. князем (Сборн. И. Р. И. общ, LIII, 1–24, 79)

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

к XII или XIII в. (Горчаков, 145; Указ Саввы, 42) 1514 Г.Л.Маурер, Введ. в ист. общин., подвор., сельск. и город. устр., М. 1880, стр. 217, 222 –223 1520 Dollinger, Die Papst-Fabeln des Mittelalters, 100–101. Уже франкские государи жаловались, что их казна остается пустой и что их богатства перешли к епископам и духовенству; а к концу VII в. целая треть поземельных имуществ принадлежала церкви 1524 Женщина-монахиня в средние века Лины Экенштейн (Р. Мысль, 1900, 7 и 9). Лампрехт, III, 101–103, 159–160 1528 Герцберг, 199, 235, 261, 276, 356; Виз. Врем. 1896, I, 132–133. Ср. К ист. церк. реформы в древн. Грузии, И.А.Джавахова (Ж. М. Н. Пр. 1904, 2) 1529 Герцберг, 639–640, ср. также указ импер. Романа 927 г. (ib., 627–628). Царь Алексей Комнен за прикосновение к церковн. имуществам причислялся к иконоборцам (Виз. Врем. 1896, I, с. 132–133) 1533 См. выше; также Ист. рос. иерар. II, cxxx; Прав. Соб. 1860, III, 204, Макарий IV, кн. I, 209–210; VII, 57–58. К концу XVI в. всех монастырей насчитывалось до 400. Населенность их обыкновенно – 10–50 чел., в больших – 70–140, в Троицкой лавре – 300 и в начале XVII в. до 700 1534 В XIV в. новгород. прот. Сеит с такой силой проповедывал против монашества, что многие оставляли монастыри и вступали в брак (Никон. лет., III, 135; Татищев, IV, 95). Стригольники и жидовствующие также выступали против монастырей. – Раннее негодование в Слове Даниила Заточника – о чернецах на пирах (ср. также поучение Феодосия) 1535 Совместное мытье у древних греков и римлян (Плутарх, Жизнь Марка Катона цензора). Ср. Hulmann, IV, гл. 3; Лампрехт II, 492–433 1537 В Беседе Германа и Сергия валаамских чудотворцев о монахах – клирошанах читаем «как волы ревут друг перед другом, ногами пинают, руками трясут и головами кивают, испуская гласы, подобно беснующимся». (Чтен. Моск. Общ. ист. 1859, III, 15; и Лет. зан. Арх. ком., вып. X, 27). Подобные же сцены в Троицко-Сергиевской лавре и т. п. (Соловьев, IX, 433–436) 1543 Стоглав, 8-й вопрос из 1-х. О том же писал м.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Даниил (Лет. зан. Арх. ком., XXI, с. 80–95). Он запрещает постригать несовершеннолетних 1546 С.Введенский, Матер. для ист. Воронеж. еп. Воронеж. Стар., вып. V. В. 1905 и отд. от., с. 4–5) 1548 В Сборн. Спб. дух. акад. читаем: «Слово преп. отца Иакова мниха, иже бысть в пустыне, сътвори блуд и убийство (над исцеленной им от беса девицей); но, по раскаянии, был прощен и снова получил дар чудотворения» (Лет. занят. Арх. ком. III, 27) 1550 Акты истор. I, 204. В то время бывали случаи женитьбы монахов (Рус. Ист. библ., VI, 51 и 77, с. 433, 606); Калугин, 74 1556 Поучение всякому христианину. Прав. Обозр. 1862 г., июнь. Ересь жидовств., 180. – Домострой в числе других правил нравственного жития ставит и приношение даров в монастыри (стр. 6, 9, 33, 106). – В повести о Луке Колоцком читаем: «Он был простой поселянин, но случилось ему найти на дереве икону Богородицы от которой начали твориться чудеса; Лука понес икону в Можайск, в Москву, повсюду появление ее сопровождалось чудесами, и Лука собрал от приношений большое богатство; разбогатевши, он построил себе на Колоче большой и красивый двор, как будто какой князь, набрал отроков, вкусно пил, ел, ездил на охоту с ястребами, соколами и кречетами, держал множество псов и медведей». Соловьев, IV, пр. 318 1557 Курбский свидетельствует о составлении ложных чудес и явлений монахами, многими по невежеству, а другими из корыстных целей (предисл. к Маргариту); также Ж М. Н. Пр. ч. CCLVII, 225; Калугин, 68 1559 «Умершу никоему игумену, – говорит Иван Грозный, – или иконому, многие из них (монахов) встанут, чтобы приять его место (и тая сие один от другого, а всем ведомо есть), одни мздами, неимущие же ласками, как змия, яд хотя излить на искренних своих. Что ж сие? явно имения ради». «Иноческое житие не игрушка три дня в чернецах, а седьмой монастырь», – замечает он 1560 Сочин., II. Слово о покаянии. Чтен. Моск. Общ. ист. 1859 г., III, 13. Лет. зан. Арх. ком., 7. Послание Геннадия, Прав. Соб. 1863 г., март. Об архиепископах новгородских: Ионе, Геннадии и Леониде; см.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

41 Это не совсем верно. При всей замкнутости, женщина, тем не менее согласно обычаю, могла подчевать мужчин: «А коли лучитца накормити приезжих людей, или торговых, или иноземцов, и всяких гостей званых,... ино государю и государыни разсудным достоить быти, и должную честь воздавати по чину и по достоинству всякому человеку; с любовию.... и с ласковым приветом всякаго почтити... в добрым словом привечати; и ести и пити поставити, или подати из своих рук, с добрым приветом (К. сп. гл. XI; Общ. XV). 51 Про ссылки, которые мы находим в главах 37-й и 38-й (во списку Общества), и которые указывают, что 3-я часть Домостроя (ведь статьи 37-я и 38-я в 3-й части) не могла существовать отдельно от второй (ссылка 37-ой и 38-й глав идут на 26-ю, значит, так называемый «Наказ»), мы не будем говорить: г. Некрасов полагает, что на 3-ю часть Домостроя устроитель последнего «наложил свою руку». 52 См., например, Архив ист.-юрид. сведений- Калачова, кн. II, отд. IV, стр. 43–50. Тут напечатало Слово в Пяток 5-й недели после всехх святых из Златоуста XVI в. по рукописи Оружейной палаты. Это Слово-не что иное, как 21-я глава списка Общества: " Како детей учиги и страхом спасти». Глава 23-я почта вся составлена из слов Иоанна Златоуста : «О женах добрых» (Ibid.) 53 Отеч. Записки 1350 г., т. LXXI; отд. II, стр. 34 статья Афанасьева: «Об археологическом значении Домостроя». 57 См., например: 1) Послание Филофея старца Елизарова монастыря к великому князю Василию Ивановичу: «О исправлении крестнаго знамения» Прав. Соб. 1863 г., 3, стр. 337–339. 2) «Разсуждение Вассиана (Патрикеева) о неприличии монастырям владеть вотчинами» в Чт. Общ. Ист.и Др. Росс. 1859 г., кн. III отд. III, стр. 13 в пр. 3) Статью: «О крестящихся» в рукописи Моск. дух. ак., 197, л.97. 59 См. примеч. первое, а также «Послание к царю Ивану Васильевичу» в Чт. Общ. Ист. и Др. 1874 г., статья «Благовещенский иерей Сильвестр», стр. 86–87. 61 См. Опис. рук. синод. 6 ., отд. II, кн. 3, стр. 571. См. также Ист. церкви Макария, т. 40;III, 120–125; Виноградова: О Феодоритовом слове, стр. 58.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Miha...

54 Замечательно, что иноки Палеостровского монастыря отличались самою горячею ревностию против раскола; Иван Филиппов, постоянно горько жалуется на них – и только на них: эти «новолюбители» постоянно писали отписки властям т. е. доносы на соловецких выходцев, тогда как прочее население края безмолствовало и даже «попы покрывали староверцев». 55 По «Винограду» Павел пробыл здесь «не малое время». По диакону Феодору Никон сослал Павла в Хутынь монастырь, где он будто бы начал юродствовать, и юрдствуя обошел всю новгородскую область, пока наконец «Никоны ученицы, обретши его в пусте месте идуще, схватили и убили до смерти, тело же сожгоша». Прав, Соб. 1859 г., т. II, стр. 469. 58 См. об этом монастыре в «Ист. Иерах.», ч. III, стр. 350.Также «Зап. Отд. Рус. и Сл. Арх.», т. II, Ламанского, стр. 411, 232. 63 См. «Ант. Ист.», т. V, «Олонец. Губ. Вед.» 1849 г. 1–14. Писарь прикупной палаты Кузьма Прокопьев в Олонце пользовался для распространения раскола своим «юридическим влиянием на народ». (Щаповв P. P. С. стр. 241). В Олонце же принадлежит к расколу посадник Пуллоев (Ист. Выг. Пуст., стр. 60) и богатый купец Гуттоев «имением изобильный» (Виноград Рос., стр. 180.) 65 Существуют в литературе различные объяснения самосожигательства. Есипов (От. Зап. 1863 г. февр. «Самосожигатели»), передавший много новых фактов из жизни раскола, но не всегда самостоятельный в суждении о нем и вообще недалекий в его понимании, на этот раз воздерживается от всяких заключений. Автор предисловия к изданию истории Выговской пустыни, думает, что самосожжения были вынуждены единственно преследованиями раскола. Подобным образом думает и Пекарский («Наука и Лит-ра при Петре», т. II, стр. 551): исступление, говорит он, достигло вследствие гонений до того, что... и пр. Но известно, что самосожжения были и в такое время, когда раскольникам не грозила никакая опасность (напр. в ц. Екатерины филиповцы сожглись в· Зеленецком монастыре: в 1802 г. в сарат. губ., рассказывает Варадинов, один расколоучитель проповедовал, что приближается страшный суд, что если кто хочет стать одесную, тот должен сгореть: 54 человека заперлись в избе... но им помешали.» (Истор. Мни-ва Внутр., Дел г., т. VIII, ст. 57,58). В самой «Истор. Выгов. пустыни» много примеров самосожжения вследствие одного исступления. Щебальский («Прав. Цар. Софии», Русск. Вест., 1856 7), говорит, что самосожигатели сжигались в том убеждении, что жизнь обречена греху, что искушение сильнее человека: итак лучше умереть, чем грешить...» Известно, что еще Аввакум проповедовал самосожжение, как принцип догматический: «а инии» ревнители закона уразумевшие лесть отступления, да не погибнут зле духом своим... сожигахуся огнем своею волей: блажен изволе сей о Господе.» (Опис. нек. раск. соч. Ал. Б., ч. II, стр. 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010