Отвечает протоиерей Андрей Лоргус , священник, психолог, антрополог, ректор Института христианской психологии. Пусть мама поверит . Как надо и как не надо говорить с родителями о Боге . Аппликации Марии Сосниной//Фома. - – ноябрь 2018. – С.20-25. – (рубрика « Вопрос номера. Привести родителей к вере »). См. также: 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает председатель Комитета Государственной думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей Гаврилов //Фома. - — ноябрь 2018. - С.98-99/3-я стр. обложки/. - (рубрика « Эпилог »). ВЕРА (раздел). – С.26-47. Школа «Фомы». Именины: Филипп. [Иллюстрированная информация: Значение имени : Филипп – имя греческого происхождения и переводится как «любитель лошадей». В древности только богатый человек мог позволить себе коня, поэтому имя Филипп принято также трактовать как «знатный» и «благородный»;   Дни памяти : 27 ноября – день памяти  апостола Филиппа; Апостол Филипп. Один из 12 апостолов Спасителя, бывший когда-то рыбаком. Родился и вырос в Вифсаиде. После Пятидесятницы и сошествия Святого Духа на апостолов Филипп проповедовал Евангелие в Галилее, а затем отправидся в Грецию, откуда прибыл  в город Иерополис . Подготовил Тихон Сысоев ;   Другие святые и известные люди с именем Филипп :  Святитель Филипп, митрополит Московский (1507-1569), игумен и строитель Соловецкой обители, обличитель злодеяний царя Ивана Грозного. Филипп де Шампань (1602-1674), известный фламандский художник эпохи барокко. Священномученик Филипп (Григорьев) (1870-1933), протоиерей, новомученик, погибший в годы сталинского террора.  Филипп Гласс (род. в 1937 году), знаменитый американский композитор, трижды получал награду «Золотой глобус» за лучшую музыку к фильму; Интересные факты ]. Ил.: Апостол Филипп. Антонис ван Дейк. 1619-1621; Руины города Иераполиса (в современной Турции), где проповедовал апостол Филипп; Гробница апостола Филиппа, найденная итальянскими учеными в 2011 году на территории Иераполиса. Фото Владимира Ештокина; Скульптурный портрет оратора Демосфена (384-322 до н. э.), выступавшего с филиппиками — обличительными речами против врага Афин — Филиппа II Македонского; Лев Толстой в открытой им бесплатной школе для крестьянских детей, среди которых учился герой его повести «Филиппок» - Филипп Макаров. Фото; Святитель Филипп, обличительные письма которого царь Иван Грозный называл «Филькиными грамотами». Художественное полотно//Фома. - – ноябрь 2018. – С.26-27. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Именины »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-11-187...

Скачать epub pdf 6. Св. апостол Филипп Св. апостол Филипп был родом из того же городка Вифсаиды, из которых происходили братья Петр и Андрей, сыновья Ионы, Иаков и Иоанн, сыновья Зеведея. С ранней юности родители отдали Филиппа учиться книжной премудрости. Он изучал Священное Писание и хорошо знал все пророчества об ожидаемом Мессии. Перечитывая и вдумываясь в них, Филипп пламенел любовью ко Грядущему, всем существом своим стремился увидать Его. И не знал Филипп, что Тот, Кого он жаждет увидеть, уже живет между иудеями. Тайные помыслы и желания Филиппа скоро осуществились. Христос пришел в пределы галилейские и нашел Филиппа. «Иди за Мной», – сказал ему Господь. По первым же словам Христа, обращенным к нему, Филипп уверовал, что Он – истинный Мессия, о Котором говорили пророки. Всей душой внял Филипп приказанию Господа и последовал за ним. Велика была радость Филиппа, когда он узнал, что Мессия пришел на землю и удостоил его сделать учеником Своим. Желая поделиться своей радостью и с другими, он идет к знакомому своему Нафанаилу, впоследствии апостолу Варфоломею. В радостном волнении сообщает он Нафанаилу свою новость. Но тот усомнился. «Пойди посмотри», – стал уверять Филипп. Он знал, что, только увидит Нафанаил Христа и услышит спасительные слова Его, сразу же познает, что Он – истинный Мессия. Так действительно и случилось ( Ин.1:43–49 ). Как достойный ученик, Филипп был избран Господом в число 12 апостолов ( Лк.6:14 ; Мк.3:18 ). Научившись раньше книжной мудрости от людей, теперь Филипп учился Божественной премудрости от Того, Кто – сама Истина ( Ин.14:6 ). Но почерпая из Источника Истины, Филипп еще не мог отрешиться от своих чувственных воззрений. По характеру своему он был, по-видимому, более наклонен к видимому и внешнему. Поэтому и в Божественном Учителе своем он видел только высокие совершенства человеческие, но не сознавал еще вполне в Нем Божества Его, и вот Христос захотел исправить его. Раз был Христос по другую сторону Тивериадского моря с 5000 народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Бог исполнил желание Филиппа. Однажды во время путешествия в Иудею, возможно, совместно с Симоном-Петром, Филипп встретил Господа и был призван Им. Вот как об этом говорится в Евангелии: Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною (Ин. 1, 43). Филипп, не раздумывая, последовал за Господом Иисусом, сразу уверовав в то, что он и его сотоварищи нашли Мессию. Желая поделиться своей радостью, Филипп рассказал о Мессии своему другу Нафанаи-лу-Варфоломею. Вот как говорится об этом Евангелии от Иоанна: Филипп находит Нафа-наила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри (Ин. 1, 45–46). Действительно, встретившись с Господом Иисусом, Нафанаил уверовал, что Он и есть обетованный Мессия. Следование за Христом После возвращения Спасителя в Галилею Филипп – один из близких к Нему учеников. Как говорит Предание, Филипп поучался от Него Божественной премудрости. Тем не менее, в Евангелии не так уж много упоминаний об апостоле Филиппе – во время многих событий он упомянут только в числе других учеников, не названных по имени. Следующее личное упоминание апостола Филиппа относится к избранию двенадцати апостолов: И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. Двенадцати же апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот (Мф. 10, 1–4). В этом списке, как и в двух других, апостол Филипп назван пятым – сразу после ближайших учеников Спасителя. Подобно другим ученикам Господа Иисуса Филипп также был послан на проповедь: И проходили по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду (Лк. 9, 5). Вернувшись с проповеди, Филипп, как и другие ближайшие ученики Христа, на некоторое время остановился близ своего родного города Вифсаиды.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

тя молю, к тебе прибегаю, не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя падшагося многими грехи: обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси: крещением омываяй грезх, покаяние же проповедуяй во очищение когождо дел скверных: очисти убо мя грехами оскверненнаго и понуди внити, аможе 26 ничто же скверно входить, в царствие небесное. Аминь (Канонник. Киев 1762 г.). 9-е число. Память Святителя Филиппа, митрополита Московского. Святитель Филипп родился в 1507 г,, происходил от знатных бояр Колычевых. Родители его были очень добры и благочестивы. Обучаясь наукам, св. Филипп полюбил чтение Свящ. писания и других душеполезных книг. Окончив образование, поступил на службу ко двору. Царь Иоанн, впоследствии Грозный, очень полюбил Филиппа. Но сердце Филиппа не лежало к земному. При дворе-то он и увидел всю суету Мира, непрочность земных благ и бушевание страстей и тайно ушел в отдаленный Соловецкий монастырь. Здесь настоятель полюбил юного инока и, приближаясь к смерти, назначил его своим преемником. Неохотно принял на себя сан игумена св. Филипп. В сане игумена он сделал весьма многое для монастыря, вполне благоустроив его. В 1566 г. царь потребовал игумена Филиппа к себе в Москву для духовного совета. В это время царь Иоанн уже изменился: сделался подозрительным и жестоким, окружил себя особенною стражею-опричниками. Филипп приготовил себя к борьбе. Иоанн просил Филиппа принять сан митрополита. Долго не соглашался Филипп на принятие сего сана – , требовал было уничтожения опричнины, которая делала много зла, но должен был уступить непреклонной воле царя, видя в ней Божие избрание. При посвящении, после литургии, на речь царя святитель, Филипп ответил трогательным словом, в котором умолял его быть отцом для подданных и не слушать льстецов. Царь был тронут, и на некоторое время в Москве водворилась тишина. Но это было не долго, и опять начались грабежи и убийство мирных граждан. Св. Филипп не один раз, наедине, вразумлял царя, но царь, не внимал его вразумлениям, и тогда Филипп решился обличить его открыто, хотя бы пришлось, самому и пострадать за это. В воскресенье Крестопоклонной недели, когда святит. Филипп служил литургию и в начале ее стоял среди храма на кафедре. (возвышении), вошел в собор царь со своими опричниками. Все они и сам царь, были в особенных одеждах. Царь подошел к святителю со стороны и наклонил свою голову для принятая благословения. Св. Филипп стоял, устремив свой взор на икону Спасителя, и как-бы не замечал царя. Тогда бояре сказали: «Владыка святый! царь требует твоего благословения». Святитель обратился к царю и, посмотрев на него пристально, как-бы не узнавая его в странном одеянии, сказал: «Благочестивый царь! кому ты поревновал, исказив себя таким образом? Мы, государь, здесь приносим Богу бескровную жертву, а за алтарем льется кровь неповинная. Хотя почтен и саном царским, однакож ты перстный человек, и Господь взыщет за все от руки твоей».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/p...

Многие из людей истинно верующих и по христиански рассуждающих почитали Филиппа за его подвиг юродства и прозорливость, давали ему приют и питали его в страннической жизни, встречая его всегда радушно, как «человека Божьего», – и замечали, что у кого Филипп бывал, то приносил с собой счастье и удачу в делах и в семейной жизни. Так награждал Бог почитателей кроткого и смиренно юродивого. Филипп, бывая в домах, не делал различия, православное ли семейство или раскольничье, но всюду обличал неправду и, будучи православным, смело и открыто укорял раскольников за их уклонение от истинной церкви, не боясь никаких неприятностей от них, хотя однажды Филипп едва не сделался жертвой их изуверства. Было это в одном селении Шуйского уезда. Между раскольниками и православными шел спор о религиозным предметах, при чем Филипп сидел в группе раскольников и молчал. Пользуясь этим, они стали утверждать, что «Вот Филиппушка – Божий раб, и то их веры держится и между ними пребывает». Тогда Филипп стал среди толпы и в такой иносказательной форме стал укорять раскольников: «У вас ведь, как грибы, пастухи-то растут, пасут и врут, на леву руку кнут вьют, овец-то кривых да слепых пасут, прямо в пропасть ведут; посох то у них гнилой, прегнилой, – у любого, посмотри, треснуть готов и сломаться, а пастух-то в ад свалиться; попы-то у вас, молодки, все гуляют да веру разоряют; вы, ведь, жиды свежи, – стары жиды Христа продали, на Него восстали, а вы на дочку его – церковь поднялись». Не было границ озлоблению раскольников на Филиппа, так их обличившего. Они стали отгонять его от домов своих, когда он подходил к ним, и решили даже его убить, сбросив под мельничные колеса с плотины. Но один из любивших Филиппа селян известил его и Филипп в гости к мельнику, руководившему этим делом, не пошел, а на другой день, по совету доброжелательных к нему людей, совсем удалился из этого места. Не однократно также Филипп уличал раскольников в несправедливости их мнения, будто есть и пить в общей посуде с православными грех . Один раз, будучи на обеде в семье одного купца-раскольника в Москве, Филипп, молча, ел из особой небольшой чашки, пред ним поставленной, между тем как хозяева ели из общей большой миски. Съев несколько ложек из своей чашки, Филипп посмотрел в общую и зачерпнул из нее.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Раздраженный архиерей в гневе бросился на апостола, желая убить его, но в ту же минуту ослеп. Присутствующие обвинили апостола Филиппа в чародействе. Разгневанная толпа набросилась на него, но всех их постигло то же наказание, как и архиерея. Кроме того, началось землетрясение. Апостол Филипп, видя их слепоту душевную и телесную, обратился с молитвой к Богу, прося просветить их. И вот, по молитве святого, свыше было послано исцеление всем пострадавшим. Это чудо заставило многих обратиться ко Христу и уверовать в Него. Но архиерей, все еще ослепленный злобой, не только не хотел после постигшего его наказания исправиться и познать истину, но вновь стал произносить многие хулы на Господа Иисуса Христа. Тогда его поразила еще большая казнь – во время землетрясения в земле образовалась трещина, куда он и провалился. После гибели архиерея апостол Филипп многих крестил там и поставил им епископом Наркисса, согласно Преданию Церкви – апостола от семидесяти; сам же ушел в Парфию. От Парфии до Сирии Направляясь в Парфию, апостол Филипп просил у Бога помощи в трудах своих. И вот во время молитвы явилось ему знамение – орел с золотыми крыльями, распростертыми наподобие распятого Христа. Укрепленный этим явлением, апостол Филипп отправился на проповедь. Сначала он проповедовал в Аравии и окрестных землях. Подробности этого периода жизни апостола почти не известны. Оттуда апостол Филипп отправился морем в Сирию. Местом назначения корабля, на котором он плыл, был город Азот. Как-то ночью во время плавания на море поднялась сильная буря. Все находящиеся на корабле готовились к смерти. Апостол же Филипп молился – в ответ на его молитву явилось на небе знамение светоносного креста, и море внезапно утихло, и волны его улеглись. Высадившись в Азоте, апостол Филипп остановился в доме некоего Никоклида, у которого была дочь Харитина, страдавшая болезнью глаза. Там же в доме Никоклида Филипп и проповедовал. В числе слушающих апостола присутствовала и Харитина; она объята была таким духовным восторгом от учения апостола, что забыла даже о болезни своей. Апостол Филипп, видя такое усердие ее к слову Божиему, повелел ей призвать имя Иисуса Христа и приложить руку к болевшему глазу. Как только Харитина исполнила это, в ту же минуту исцелился глаз ее, и весь дом Никоклидов уверовал во Христа и принял святое крещение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Филимон, обн. епископ Рыбинский 310 Филимонов Анатолий, протопресвитер см. Анатолий (Филимонов), обн. епископ Филимонова Антонина Михайловна, жена обн. епископа Анатолия (Филимонова) 551 Филипп (Власов), обн. архиепископ 36, 420, 532, 975–976, 1011 Филипп (Гумилевский), архиепископ 42 Филипп (Ставицкий), митрополит 255, 450, 593 Филипп, архиепископ Астраханский см. Филипп (Ставицкий), архиепископ Филипп, архиепископ Иркутский см. Филипп (Ставицкий), митрополит Филипп, епископ Рыбинский см. Филипп (Власов), обн. архиепископ Флавиан (Городецкий), митрополит 147, 178 Флавиан (он же Владимир) (Иванов), архиепископ 55, 56, 60, 61, 531, 532, 555, 587, 592, 599, 976–977 Флавиан, митрополит Киевский см. Флавиан (Городецкий), митрополит Флеров, протоиерей, осужденный по петроградскому процессу 251 Фотий (Маньковский), обн. епископ 977 Фотий (Топиро), обн. епископ 499, 978–979 Фотий II, Вселенский патриарх 565, 854 Фруктовский Павел Павлович, Ленинградский священник СпасоПреображенского храма 54, 996 Харитонов, обновленческий деятель 75 Херимон Египетский 453 Холопов, проф. 170, 171, 363, 454 Хризостом, архиепископ Афинский и всея Эллады 91, 491 Христофор (Сокольский), обн. архиепископ 979 Христофор II, архиепископ Мцхетский и Тифлисский, католикос-патриарх всей Грузии 479, 490, 491 Христофор, Урбнисский см. Христофор II, архиепископ Мцхетский и Тифлисский, католикос-патриарх всей Грузии Христофор, греческий архиепископ 565 Хрусталев, обн. священник Ярославской епархии 286 Цан 119 Цветкова, врач 575 Цендровский К, обн. священник г. Астрахани 245, 303 Цепляк Ян Г., католический архиепископ, глава католической церкви в России 122 Цоликошвили, врач 575 Цыпин Владислав , проф.-прот., доктор церковной истории 18, 22, 24 Чанцев Иван Иванович, протоиерей см. Иоанникий (Чанцев), епископ Чегодаев Андрей Георгиевич, князь, член Собора 1917–1918 гг. 192 Чеканов, обн. протоиерей Курской епархии 242 Чельцов Михаил, протоиерей 167, 168, 185, 250, 251, 253, 1002 Чепурин Николай, протоиерей 191, 1005

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Несколько лет пустынничал Филипп. Затем вернулся он в обитель и скоро сделался помощником старенького игумена Алексия. Тот желал отойти от дел по ветхости лет своих. Алексий со всею братией принялся просить Филиппа, чтобы он взял на себя игуменство. Тот долго отказывался. Потом его все же умолили сделаться настоятелем. Но вскоре Филипп вновь ушел из монастыря и стал, как прежде, пустынничать… Не хотел он власти над людьми, а хотел тишины для своей души. Лишь на смертном одре Алексий уговорил Филиппа вновь принять бразды правления монастырем. И лишь тогда открылась тайна Филиппа. Он происходил из богатого боярского семейства Колычёвых. Его родичи сидели у государей московских в Думе и водили полки на неприятеля. Филипп же избрал монашеский путь против семейного обычая. С детства он одевался в богатые наряды, ездил на дорогих конях, кушал за столом, ломившимся от яств. А потом, по зову Бога, совершенно переменил свою жизнь. Сделавшись игуменом на Соловках, Филипп не перестал быть молитвенником, но по хозяйству развернулся как большой боярин. Он затеял великое строительство. При нем на Соловках появляются две больших каменных церкви — Успенская и Спасо-Преображенская. Рядом с ними поднимается каменная трапезная палата, новые мельницы. Обитель обретает новую удобную гавань и гостиницу. По всему Большому Соловецкому острову мостят дороги. Десятки озер соловецких в ту пору были соединены каналами. Монастырские каналы, много раз обновленные и перестроенные, сохранились до сих пор. И ныне по тихой воде, меж низких берегов, на лодочке, можно пройти долгий путь, каким пользовался четыреста пятьдесят лет назад игумен Филипп… Филипп строго следил за тем, чтобы братия не отставала от трудов, молилась, пребывала во взаимной любви. Никогда он не хотел быть наставником монахов. Ему больше нравилось жить в молчании и одиночестве. Но, став игуменом, Филипп устроил «общежитие» иноков так, что со всей Руси люди стекались на Соловки. Все они желали войти в тамошнюю братию. Явившись в обитель бедствующую, обезлюдевшую, пламенем обезображенную, Филипп оставил после себя благоустроенный монастырь, самый крупный на Русском Севере. При начале игуменства Филипп управлял сотней иноков. Был настоятелем двадцать лет. Ушел с Соловков, оставив там двести монахов…

http://foma.ru/tri-istorii-o-solovkax.ht...

Вообще, евангелистами в обширном смысле могли называться все те лица, которые возвещали о жизни и учении Спасителя, а по преимуществу те, кому повелевалось возвещать о Нем, но только и непосредственно возвещать, а не путешествовать для предварительного собирания Ев. повествований о Нем, и пр. Так было повелено возвещать Евангелие о Христе и ап. Филиппу. Следовательно, исторический факт, как такой, точно содержит только то, что ап. Филипп благовествовал по поручению и назначению от Двенадцати апостолов или от Духа Святого, но не путешествовал в качестве собирателя сказаний о Христе. Так же и в 8:4–40 Книги Деяний апостольских только и прямо повествует: «рассеявшиеся ходили и благовествовали слово. Так Филипп пришел в город Самарийский, и проповедовать им Христа. Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, (ст. 4, 5, 6)... Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божьем и об имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины (ст. 12).... Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания (т. е. книги пророка Исаии), благовествовал ему (каженнику) об Иисусе (ст. 35)... Филипп оказался в Азоте, и, проходя, благовествовал всем городам, пока пришел в Кесарию (40 ст.)». Из этих свидетельств видно, что ап. Филипп благовествовал о Христе с целью крестить потом верующих во имя Его, при своей проповеди он толковал пророчества, относящиеся к Христу, и только. Поэтому и только в таком смысле он назван «благовестником». Ап. Филипп был, по мнению Эвальда, первым евангелистом, значит, из числа многих или нескольких. Кто же были эти несколькие и были ли? «Многие, говорит он, которых ев. Лука причисляет к ученикам Христа, избранным после Двенадцати апостолов ( Лк. 10:1–17 ; Деян. 1:21  и сл.); они и могли быть Евангелистами» 207 . Следовательно, ап. Филипп опять был первым из могущих быть многих евангелистов. Но были ли эти многие на самом деле такими, как ап. Филипп, евангелистами в смысле Эвальда? Ев. Лука говорит: «избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицом своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти ( Лк. 10:1–17 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Филипп I, святитель, митрополит Московский и всея Руси † 1473; память 5/18 апреля, 27мая/9 июня, в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых В 1452 году хиротонисан во епископа Суздальского. В феврале 1459 года был участником хиротонии Новгородского архиепископа Ионы († 1470; память 5/18 ноября). В 1461 году участвовал в возведении на Московскую митрополию архиепископа Ростовского Феодосия (Бывальцева; † 1475, память в Соборе Московских святых). В числе русских архиереев, участвовавших в посвящении архиепископа Феодосия, епископ Филипп упоминается одним из первых. В 1464 году митрополит Феодосий (Бывальцев), вынужденный покинуть митрополичий престол, благословил на своё место преосвященного Филиппа. Иван III и Собор единодушно избрали его митрополитом Московским и всея Руси. 11 ноября 1464 года Филипп был возведён на митрополичью кафедру. Как первое лицо на Руси после великого князя и первое лицо в русской духовной иерархии, митрополит Филипп принимал участие не только в церковных делах, но и в делах внутренней политики великого князя Московского. В 1471 году Филипп выступил на борьбу с усилившимся в Новгороде польско-литовским влиянием. Он увещевал новгородцев не отдаваться под покровительство Польского короля Казимира и не признавать над Новгородскою архиепископией власти западно-русского митрополита Киевского Григория (Болгарина; † 1473). В конце концов, Новгород остался верен Московской митрополии. Когда состоялся первый поход князя Uoahha III на Новгород после заключения новгородцами договора с Польским королём, митрополит Филипп, перед битвою при реке Шелони, ходатайствовал перед князем о помиловании новгородцев, если они принесут повинную. С апреля 1472 года заботы митрополита сосредоточились главным образом на сооружении главного храма страны Успенского собора, который митрополит хотел построить таким же величественным, как собор Успения во Владимире. Однако святитель не успел осуществить своё желание. 4 апреля 1473 года в Кремле начался пожар, который истребил и митрополичий дом. Во время пожара митрополит Филипп удалился в монастырь Николы Старого. На другой день, когда огонь стал утихать, он пришёл во временно построенную церковь Успения и пел молебны у гроба святителя Петра. Прибывший туда же великий князь, желая утешить владыку Филиппа, говорил: «Бери у меня, отче, сколько хочешь хором и запасов». Но митрополит, изнемогая телом и почувствовав, что у него ослабела одна рука и нога, сказал князю: «Богу так угодно, отпусти меня в монастырь». Но великий князь не согласился, а приказал перевезти святителя на время болезни в Богоявленское подворье Троице-Сергиева монастыря. Прибыв туда, митрополит Филипп позвал к себе духовника, приобщился Святых Тайн, попросил соборовать себя. Великого князя просил только об одном – достроить соборную церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010