НИФОНТ свт. (пам. 23 дек.), еп. г. Константиана, в Календаре РПЦ - в Календаре РПЦ - еп. Кипрский (IV или XI в.) НИФОНТ († 15(21).04.1156), епископ (с 1147-1148 архиепископ) Новгородский (1130-1156), свт. (пам. 8 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Псковских святых, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) НИФОНТ [Нифон] (ок. 1315-1411), прп. Афонский (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе всех Афонских преподобных; пам. греч. 14 июня) НИФОНТ († после 1566 - до 1585), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Кожеозерский, основатель Кожеезерского (Кожеозерского) в честь Богоявления мужского монастыря НИФОНТ († после 1553), Телеговский, Устюжский, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) НИФОНТ (1736 - 28.12.1809), прп., Хиосский (пам. греч. 28 дек., 14 июня), иером., видный представитель движения колливадов, основатель мон-ря Благовещения на Скиатосе, т. н. вождь колливадского рассеяния НИФОНТ (Выблов Николай Григорьевич; 1882 - 1931), иером., прмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии, в Соборе Самарских святых, в Соборе Саратовских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИФОНТ II († 11.08.1508), патриарх К-польский (кон. 1486 - нач. 1488; лето 1497 - лето 1498), свт. (пам. 11 авг. и в Соборе Афонских преподобных) НОЙ прав., ветхозаветный патриарх; согласно христ. и иудейской традиции - праотец, родоначальник (через сыновей Сима, Хама, Иафета) послепотопного человечества НЯГОЕ БАСАРАБ [Нягое I Басараб; Нягу Басарабский] (1481/82-1521), св. Румынской Православной Церкви (РумПЦ) (пам. румын. 26 сент. н. с.) и РПЦ (пам. 26 сент. ст. ст.), господарь Валашского княжества (1512-1521), меценат, книжник ОЛЕГ ИНГВАРЕВИЧ (сер. 1200-х гг.- 1258), вел. кн. Рязанский (1238-1258), блгв. (пам. 10 июня в Соборе Рязанских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122324_96.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИФОНТ Прп. Нифонт Телеговский. Фрагмент иконы «Святые земли Красноборской». 2009 г. Иконописец С. А. Ширинкин (ц. Св. Троицы в с. Красноборск Архангельской обл.) Прп. Нифонт Телеговский. Фрагмент иконы «Святые земли Красноборской». 2009 г. Иконописец С. А. Ширинкин (ц. Св. Троицы в с. Красноборск Архангельской обл.) († после 1553), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Телеговский, Устюжский. Святой не упоминается в «Книге глаголемой Описание о российских святых». Не указан он также в списке Вологодских святых, составленном в 1811 г. еп. Вологодским Евгением (Болховитиновым , 1808-1813; впосл. митрополит). Однако он назван основателем в 1553 г. Троицкого Телегова мон-ря в Устюжском у. на р. Сев. Двине (ныне дер. Монастырская Пашня Красноборского р-на Архангельской обл.) в списке вологодских мон-рей еп. Евгения (Болховитинова) и в статье о Телегове мон-ре, помещенной в 6-м томе ИРИ (М., 1815) архим. Амвросия (Орнатского). В перечне Вологодских святых еп. Евгения значатся 73 святых ( Суворов Н. В. Краткое сведение об угодниках Божиих, в пределах Вологодской епархии почивающих//Вологодские ЕВ. 1864. Приб. 1. С. 10-20). Преподобный Н. и блж. Кирилл Вельский под номерами 74 и 75 были добавлены в этот список позднее, вероятно при еп. Иннокентии (Борисове) (ВОКМ. 11914. Л. 17, XIX в.; опубл.: Верюжский. Вологодские святые. С. 8-16). Однако здесь Н. назван не основателем, а «поновителем» Телегова мон-ря. В справочнике П. М. Строева основателем Троицкого Телегова мон-ря и игуменом в 1555 и 1557 гг. указан Дионисий ( Строев. Списки иерархов. Стб. 780. 55). Монастырь был разорен в 1613 г. польско-литов. отрядами, затем восстановлен. Согласно росписи 1657 г. казенных доходов Устюжского у., обитель платила в казну 11 р. 14 алтын (АЮБДР. Т. 3. 317. Стб. 175). В 1682 г. к монастырю было приписано 35 крестьянских «половничьих дворов» (ДАИ. Т. 10.

http://pravenc.ru/text/2577711.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Православный Церковный календарь 2016 г. НИЛ Михайлович Смирнов (1881-1938), протоиерей, священномученик (пам. 19 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИЛ СИНАЙСКИЙ [Нил Постник] (сер. IV - 1-я пол. V в.), прп. (пам. 12 нояб., в Соборе Синайских преподобных), автор «Сказания об избиении монахов на горе Синайской» НИНА (Шувалова Неонилла (Нионина) Андреевна; 1866-1937), мон., прмц. (пам. 6 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИНА Алексеевна Кузнецова (1887-1938), мц. (пам. 1 мая, в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИФОНТ свт. (пам. 23 дек.), еп. г. Константиана, в Календаре РПЦ - в Календаре РПЦ - еп. Кипрский (IV или XI в.) НИФОНТ († 15(21).04.1156), епископ (с 1147-1148 архиепископ) Новгородский (1130-1156), свт. (пам. 8 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Псковских святых, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) НИФОНТ [Нифон] (ок. 1315-1411), прп. Афонский (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе всех Афонских преподобных; пам. греч. 14 июня) НИФОНТ († после 1553), Телеговский, Устюжский, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) НИФОНТ (Выблов Николай Григорьевич; 1882 - 1931), иером., прмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии, в Соборе Самарских святых, в Соборе Саратовских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИФОНТ II († 11.08.1508), патриарх К-польский (кон. 1486 - нач. 1488; лето 1497 - лето 1498), свт. (пам. 11 авг. и в Соборе Афонских преподобных) НЯГОЕ БАСАРАБ [Нягое I Басараб; Нягу Басарабский] (1481/82-1521), св. Румынской Православной Церкви (РумПЦ) (пам. румын. 26 сент. н. с.) и РПЦ (пам. 26 сент. ст. ст.), господарь Валашского княжества (1512-1521), меценат, книжник

http://pravenc.ru/rubrics/122346_53.html

Святой сразу же созвал собор народа и бояр и предложил им меры, которые считал необходимыми для исправления нравов, испорченных злоупотреблениями и суевериями. Нифонт создал две епархии – Бузэускую и Рымникскую, реформировал монастыри и потребовал от священников и бояр соблюдать Божии заповеди и служить образцом для народа. Святитель Нифонт решительно боролся с пьянством и блудом и во всем показал себя новым Златоустом Румынской земли. Но вскоре между святителем Нифонтом и воеводой произошел конфликт. Раду выдал свою сестру замуж за знатного молдавского боярина Богдана, находящегося в изгнании в Валахии, зная, что тот оставил в своей стране жену. Нифонт, узнав об этом, попытался уговорить Богдана отказаться от двоеженства, но тот не послушал его и стал угрожать святителю. Несмотря на давление князя Раду, святой остался тверд и отлучил Богдана от причастия, предсказав, что и боярина, и Раду ожидает печальный конец, а на Валахию обрушатся тяжкие беды. Тогда Раду изгнал достойного иерарха, запретив кому-либо принимать его. Убоявшись, однако, Божия гнева после предсказанной кары, он позвал его к себе во дворец и стал просить прощения, но Нифонт был несгибаем. Благословив своего духовного сына, молодого боярина Нягое Басараба, и предсказав ему восшествие на валашский трон, Нифонт с учениками Макарием и Иоасафом ушел в Македонию. Там он провел некоторое время, наставляя христиан. Вернувшись на Святую Гору, Нифонт был с радостью встречен монахами Ватопедского монастыря. Через некоторое время его ученик Макарий принял мученичество в Фессалониках. Вскоре после этого Нифонт тайно ушел из Ватопеда, чтобы неузнанным явиться в монастыре Дионисиат. Одетый как простой монах, он попросил принять его. По монастырскому обычаю его определили послушником и поручили присматривать за мулами. Однажды, когда он пас животных в горах, монахи увидели поднимающийся к небу язык пламени, а один из них заметил молящегося святого, всего проникнутого этим сиянием. Он побежал в монастырь предупредить монахов, и те собрались в церкви, чтобы просить Бога открыть им, кто этот человек. Тогда игумену явился покровитель монастыря святой Иоанн Предтеча и велел подготовиться к встрече Константинопольского патриарха Нифонта. Когда святой вернулся в монастырь в скромной одежде, вся братия встретила его у ворот под звон колоколов, со свечами и ладаном, чтобы воздать почести в соответствии с его саном. В слезах пав на землю, Нифонт попросил у братии прощения за обман, объяснив, что сделал это ради спасения своей души, чтобы стяжать милосердие в Судный день, и, стремясь избежать пустых почестей и мирских забот, взялся служить им, как последний из всех. Подвижники и монахи Святой Горы, узнав, что среди них находится светильник Православия, наполняли монастырь в выходные и праздничные дни, желая послушать проповеди святого.

http://pravoslavie.ru/55562.html

Идя в церковь на молитву, преп. Нифонт осудил в мысли одного беззаконного человека, которого он увидел в разврате и после этого, воззревши на икону, увидел, что Пречистая Богородица лицом отвращается от него. От этого ужаснулся преп. Нифонт, – и вспомнил грех осуждения, которым похитил у Бога право и славу и начал рыдать пред Царицею Небесною до тех пор, пока не увидел Ее милостивою, как прежде. Богородица сохраняет в опасности Однажды диавол толкнул Нифонта, почерпающего воду, в колодезь; Нифонт, летя вниз, вскричал: «Владычица, помоги мне», – и вдруг встал ногами на дерево неповрежденный. Из этого он усмотрел, что Богородица его сохраняет. Многоглаголание, болезнью наказанное Преп. Нифонт долго был болен и все молился Богу и Божией Матери. Однажды после молитвы он: увидел во сне двух жен: одна была в багрянице, неся сучец масличный, другая шла за нею, неся сосуд с какою то святынею и рогозу, омоченную в святой елей, – и стали они обе около одра его. – Багряноносная сказала другой: «Анастасия! Посмотри, чем он болеет!» Та отвечала: «он, госпожа, страждет от огня языка своего, ибо, когда он был здоров, уста его не затворялись, а ныне от Господа наказывается, чтобы с мipoм не был осужден, ибо весьма его любит Бог и наказывает; а ты, госпожа, помилуй его и помоги ему. Та отвечала: «помилую, только веди его за Мною», – и Анастасия ввела его в храм св. апостолов. Потом багряноризная сказала: «возьми елей от горящей в алтаре лампады и помажь его от головы до ног“. Когда это было сделано, багряноризная сказала, улыбнувшись: «это знамение милосердия, ради которого мы пришли», и подавая Нифонту сучец масличный, держимый ею в руке, сказала: «смотри и разумей, что сучец этот есть от благодати Господней; тебе же даю его потому, что ныне излилась на тебя милость от благодати премудрого Бога». По пробуждении, Нифонт выздоровел. Хранение уст и самоотвержение Преп. Нифонт правилом себе положил на случай неосторожно произнесенного праздного или непотребного слова, сорок раз ударять себя по лицу крепко или носить камень в устах, говоря: «лучше тебе, беззаконник, камни есть, нежели злое произнести слово». Часто, обнажив себя в хижине, он бил себя по нагому телу и наносил себе раны, пока тело кусками не падало с него. Диавол в различных видах являлся к нему: в виде птицы, или пса, или яства подносил ему; но он, когда дремал, бил себя палкою и говорил: «я тебе дал есть и пить, а ты спать захотел: вот я тебя палкою упокою“. Когда бес блуда смущал его, то Нифонт по седмице не вкушал пищи; а воду ставил пред собою, но не пил. «Нифонт, ты победил меня, говорил диавол». «Нет, – сила Божия победила тебя, а не я.“ – отвечал преп. Нифонт. Чрезвычайное искушение

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

225. К инокам о том, что святые основатели монастырей и по смерти оказывают любовь и покровительство благочестно в их обителях живущим (Из жизни св. Нифонта, епископа Новгородского. Чет. Мин. апр. 8) Известно, что святые основатели монастырей, преподобные и богоносные отцы наши, при жизни своей, оказывали свою любовь и покровительство как и всем вообще инокам их обителей, так и преимущественно благочестно в них жившим. Но вот вопрос: а по смерти своей святые основатели монастырей оказывают любовь и покровительство благочестно в их обителях живущим или нет? Как вы думаете об этом, иноки? Мы со своей стороны думаем, что оказывают. Думаем же вот почему: Блаженный Нифонт, впоследствии епископ Новгородский, был сначала иноком Печерского монастыря и в оном ревновал жизни великих преподобных отцов, подвизаясь в молитвах, бдениях, посте и преуспевая во всякой добродетели. Потом он был поставлен епископом Новгородским, где также просиял благочестием. Под конец же жизни своей он опять возвратился в любимую свою Печерскую обитель и жил, сказано, в Печерском монастыре «имея велию любовь ко Пресвятой Богородице и к преподобным отцам». За три дня до вскоре постигшей его смертной болезни он удостоился следующего видения: пришедши от утрени в келью и желая несколько отдохнуть, Нифонт лег на одр и в тонком сне увидел себя в святой Печерской церкви на месте Николы Святоши; и Нифонт долго молился со слезами к Пресвятой Богородице о том, чтобы Она сподобила его узреть основателя обители – преподобного Феодосия. Потом увидел он, что в церковь собралось множество братий и один из них, подошедши к Нифонту, сказал: «Хочешь ли видеть преподобного отца нашего Феодосия?» Нифонт отвечал: «Желаю, и, если возможно, покажи мне его!» Подошедший ввел Нифонта в алтарь и указал на стоявшего там преподобного Феодосия. Нифонт, увидев его, пал с великой радостью к ногам его и поклонился ему до земли. Феодосий поднял Нифонта, благословил и сказал: «Хорошо ты сделал, что пришел сюда, брат и сын мой Нифонт! Отселе ты будешь с нами неразлучно!» Нифонт тут увидал в руке преподобного свиток и стал просить оный для прочтения. Феодосий разогнул его и прочитал первые слова, в нем написанные; слова же были следующие: «Се, аз и дети, яже ми дал есть Бог». Этим видение кончилось. Вскоре после сего св. Нифонт занемог и через тринадцать дней, в субботу светлой седмицы, скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Исцеления с верою приходящих совершаются и поныне 904 . Память Преподобного Нифонта (по греческому месяцеслову) Нифонт, сын священника в селении Лукови, в области Аргирока- строн, воспитан был дядею своим, бывшим экклесиархом в монастыре святителя Николая, основанном Константином Мономахом, на месте называемом ныне Месопотам. Всею душою проникнутый высоким содержанием Священного Писания, молодой Нифонт стал чужд всего мирского и всецело предался богомыслию и молитве. Едва только до­стиг он совершенного возраста, как был уже удостоен сана священства. Возрастая духом из силы в силу, почувствовал Нифонт непреодоли­мую потребность сосредотачиваться мысленно в полном безмолвии и уединении, поэтому удалился из монастыря на гору Геромериен, где и начал свой отшельнический подвиг под руководством одного опыт­ного, уединенно подвизавшегося на этой горе старца с горы Синайской, но и это уединение «не удовлетворило пламенной души, жаждавшей безмолвия совершеннейшего и пустынных подвигов». Три года про­вел Нифонт на Афонской горе – в повиновении безмолвствовавше­му отшельнику Феогносту, скрывая свое священство, пока Феогност не узнал о нем и по смирению своему отказался быть руководителем послушника-пресвитера. Тогда 14 лет провел Нифонт в соседственном скиту Великого Василия (в области лавры святого Афанасия) в крайнем безмолвии, раз в неделю только подкрепляя себя небольшим количеством хлеба сухого. Такою бесстрастною жизнью стяжал подвижник высшие духов­ные дары, которые как бы предварили для него ангельское состояние при земном естестве, и был удостоен дара чудотворений. Прозорливо возвестил он о кончине своей послушнику своему Гавриилу и в то же время чудно исцелил его молитвою от смертельной болезни. В то время было моровое поветрие; Гавриил занемог; отец его сильно сокрушался о нем. Святой Нифонт, утешая его, сказал: «Не плачь, брат, сын твой, ради послушания моему недостоинству, теперь не умрет...» Потом по­молился, и больной выздоровел. О себе же тогда Нифонт сказал: «Вот, брат наш, Божией помощью, выздоровел, а я во время Петрова поста должен умереть...» Так и сбылось. В субботу первой недели, встав утром, Нифонт помолился, потом причастился Святых Таин и сказал своим ученикам: «Возлюбленные мои! вот, настало время отойти мне к Богу, Которого с детских лет возлюбил я всею душою моею». Видя смущение учеников, он прибавил: «Не смущаться и не плакать следует вам, но – радоваться, потому что во мне вы будете иметь молитвенника о вас перед Господом, только бы и сами вы исполняли заповеди Божии...»

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

После того в сновидении явился ему диавол, в виде одного отрока, бывшего товарища его в беззакониях, стоял он прискорбно, как бы в глубокой печали; посмотрел на него Нифонт и сказал: — Что ты так печалишься? Отвечал диавол: — Вот уже третий день, как ты ходил к своему другу Никодиму и развратился: об этом я скорблю и не могу перенести, что ты презрел меня. Тогда сказал Нифонт: — Почему же тебя так печалит это? Но диавол отвернулся и не дал ему ответа. Тотчас Нифонт проснулся, он понял, что диавол печалится о его покаянии, поспешно встал он, пошел в церковь и вперив ум и очи в ту икону Пресвятой Богородицы, молился, пока опять не увидел Ее улыбающеюся и не ощутил божественную сладость в своем сердце. В один день, идя в церковь на молитву, Нифонт увидел какого-то человека, бесчинствующего на дороге, и мысленно осудил его. Придя в храм Божий и по обыкновению посмотрев на икону, он вдруг увидел Пречистую Богородицу с гневным и строгим лицом, отворачивающимся от него. Ужаснулся Нифонт и, опустив глаза вниз, сказал себе: — Горе мне грешному! Одна радость была у меня — Твой, Владычица, пресвятой образ, теперь и он отвращает лик свой, и за что, не знаю! Потом, размышляя в себе, он вдруг вспомнил, как осудил грешника, и понял, что за это отвратила от него лик Свой Матерь Господня. Громко рыдая, сказал он: — Боже, прости меня грешного: ибо я присвоил себе Твое достоинство и Твою власть и осудил своего ближнего, прежде Твоего суда, но помилуй меня, Владыка, на Тебя надеется душа моя — с этого времени никогда я не стану осуждать брата своего. Много и еще говорил Нифонт со слезами и, посмотрев опять на икону, увидел, что она улыбается по-прежнему, и с тех пор он тщательно стал оберегать себя от осуждения. Так бывало всегда, когда случалось согрешить ему в чем-либо, то образ пречистой Богоматери отвращал свой лик, и этим поучался Нифонт и исправлялся. Однажды, когда Нифонт черпал из колодезя воду бадьей, диавол толкнул его, и он, поскользнувшись обеими ногами, упал в колодезь, летя вниз, ухватился он за бадью и воззвал:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Исход. 34, 29–30). ...Нифонт, бывшу епископу Новагорода... – Известно, что Нифонт принял постриг в Киево-Печерском монастыре при игумене Тимофее (1124–1131). Β 1130 году он был посвящен в новгородские епископы киевским митрополитом Михаилом. Выполнял миссию посредника в примирении киевлян с черниговцами (1135), новгородцев с суздальцами (1148). Когда в 1136 году из Новгорода был изгнан князь Всеволод Мстиславич, епископ стал главой исполнительной власти в республике. Β 1140 году ездил «по князи» в Киев; в 1154 году ему удалось «ввести» на новгородское княжение сына Юрия Долгорукого Мстислава. Нифонт отказался признать законными выборы на соборе русских епископов митрополита Климента (1147), за что был заточен в Печерском монастыре князем Изяславом Мстиславичем (1149). За провизантийскую политику Нифонт заслужил благодарственную грамоту константинопольского патриарха Николая IV Музалона, а также титул архиепископа, что освобождало от прямого подчинения киевской митрополии. Во время епископства Нифонта в Новгороде были построены церкви Успения на Торговище (1135/36), Климента на Ладоге (1153), Саввы Освященного на Савиной улице и Спасский собор в Пскове (1154). Ему приписывается основание Спасо-Мирожского монастыря. Как новгородский епископ Нифонт был связан с Антонием Римлянином и летописцем Германом Воятой. Β 1155–1156 годах Нифонт находился в Киеве, куда прибыл для встречи возвращавшегося из Константинополя нового митрополита Константина, здесь он заболел и умер. Β Ипатьевской летописи дана высокая оценка религиозно-политической деятельности Нифонта, он назван «поборником всей Русской земли». Летописная заметка ο видении и смерти новгородского архиепископа Нифонта, читающаяся в Ипатьевской летописи под 1156 годом, была включена в Киево-Печерский патерик редактором Кассианом в 1460 году, так как, по монастырскому преданию, Нифонт был собирателем сведений по истории лавры, а возможно, и составителем рассказов ο печерских святых. Β Кассиановской второй редакции патерика (1462 г.) «слово» ο Нифонте Новгородском помещено не в конце памятника, а между летописным сказанием ο печерских первоподвижниках и посланием Симона; в нем изменен порядок следования частей: сначала сообщается ο прибытии Нифонта в Киев для встречи нового митрополита и ο вражде его с Климентом (Климом), затем ο видении и смерти. По мнению А. А. Шахматова, «слово» ο Нифонте в его древнейшей редакции было взято Кассианом из Печерской летописи, однако эту перестановку можно объяснить и действием хронологического принципа расположения материала в Патерике 1462 года. Похороненный в Киево-Печерской лавре, Нифонт был канонизирован как общерусский святой на церковном соборе 1549 года. Β печатных редакциях Патерика XVII века есть Житие Нифонта Новгородского, составленное на основе летописных известий; оно помещено среди произведений, написанных владимиро-суздальским епископом Симоном.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Исцеления с верою приходящих совершаются и поныне 154 . Преподобного Нифонта (по Греч. мес.) Нифонт, сын священника в селении Лукови, в области Аргирокастрон, воспитан был дядей своим, бывшим эклисиархом в монастыре св. Николая, основанном Константином Мономахом, на месте, называемом ныне Месопотам. Всей душой проникнутый высоким содержанием священного Писания, молодой Нифонт стал чужд всего мирского и всецело предался Богомыслию и молитве. Едва только достиг он совершенного возраста, как был уже удостоен сана священства. Возрастая духом из силы в силу, почувствовал Нифонт непреодолимую потребность сосредоточиваться мысленно в полном безмолвии и уединении, поэтому удалился из монастыря на гору Геромериен, где и начал свой отшельнический подвиг под руководством одного опытного, уединённо подвизавшегося на этой горе старца с горы Синайской, но и это уединение «не удовлетворило пламенной души, жаждавшей безмолвия совершеннейшего и пустынных подвигов». Три года провёл Нифонт на Афонской горе – в повиновении безмолвствовавшему отшельнику Феогносту, скрывая своё священство, пока Феогност не узнал о нём и по смирению своему отказался быть руководителем послушника-пресвитера. Тогда 14 лет провёл Нифонт в соседственном скиту Великого Василия (в области лавры св. Афанасия) в крайнем безмолвии, раз в неделю только подкрепляя себя небольшим количеством хлеба сухого. Такой бесстрастной жизнью стяжал подвижник высшие духовные дары, которые как бы предварили для него ангельское состояние при земном естестве, и был удостоен дара чудотворений. – Прозорливо возвестил он о кончине своей послушнику своему Гавриилу и в то же время чудно исцелил его молитвой от смертельной болезни. В то время было моровое поветрие; Гавриил занемог; отец его сильно сокрушался о нём. Святой Нифонт, утешая его, сказал: – «не плачь, брат, сын твой, ради послушания моему недостоинству, теперь не умрёт» ... Потом помолился, и больной выздоровел. О себе же тогда Нифонт сказал: «вот, брат наш, Божией помощью, выздоровел, а я во время Петрова поста должен умереть» ... – Так и сбылось. В субботу первой недели, встав утром, Нифонт помолился, потом причастился Св. Таин и сказал своим ученикам: «возлюбленные мои! вот, настало время отойти мне к Богу, Которого с детских лет возлюбил я всей душой моей». – Видя смущение учеников, он прибавил: – «не смущаться и не плакать следует вам, но – радоваться, потому что во мне вы будете иметь молитвенника о вас перед Господом, только бы и сами вы исполняли заповеди Божии» ...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010