Закрыть День памяти епископа Исидора (Колоколова) Сегодня мы также вспоминаем путешественника М.Д. Тебенькова и казнь убийц Александра II 16.04.2024 4 Время на чтение 5 минут Фото: Из интернет-источников Сегодня Святая Церковь чтит память прп. Никиты исп., игумена обители Мидикийской (824). Мчч. Елпидифора, Дия, Вифония и Галика (III). Мц. Феодосии девы (307-308). Прп. Иллирика. Иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет». Сегодня мы вспоминаем одного из организаторов монархического движения в Нижнем Новгороде, друга Г.Е.Распутина епископа Исидора (Колоколова). Точная дата его мученической кончины неизвестна, в этот же день - день его рождения. Он родился 3 апреля 1866 г. в Петербурге в семье учителя гимназии и в миру звался Петром Александровичем. Образование получил в Санкт-Петербургских духовных школах, монашеский постриг принял во время учебы в академии в 1888 г. В 1902 г. был хиротонисан во епископа Новгород-Северского, а через год был переведен в Нижний Новгород на должность викарного епископа Балахнинского. В Нижнем владыка встретил революционные годы, когда принял самое активное участие в формировании монархических организаций на родине Козьмы Минина, став духовным лидером местных монархистов. В 1906 г. он был переведен викарным епископом в Рязанскую епархию, 5 лет прослужил он епископом Михайловским. В 1911 г. он был обвинен в газетах в тяжком грехе, выведен за штат и назначен настоятелем Омского Покровского монастыря. Владыке довелось испить горькую чашу клеветы, лжи, доносов. Сменив несколько монастырей, в 1916 г. он был направлен в Вологодскую епархию, где с него были сняты мантия и панагия и ему было запрещено служить. Его мольба о справедливости, наконец, была услышана, и благодаря заступничеству митрополита Питирима (Окнова) он был назначен настоятелем Тюменского Свято-Троицкого монастыря, где познакомился и сблизился с Г.Е.Распутиным, а через него познакомился с Государыней и Государем. Александра Федоровна писала в одном из писем своему Царственному супругу: " Провела чудный вечер с нашим Другом и Исидором " . В конце 1916 г. владыка был назначен викарием Новгородской епархии.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/16/de...

С.С. Ким 1. Греческий канон на 29 марта Панайотис Христу в третьем томе своей «Греческой патрологии» замечает, что имя и память блж. Диадоха тесно связывалась с фигурой прп. Марка Подвижника , и сообщает о том, что их совместная память совершалась 29 марта, согласно рукописи Великой Лавры 4 , в которой содержится также «общий канон в их честь, сохранившийся частично из-за повреждения рукописи» 5 . Эти сведения имеют для нашего вопроса большую ценность, учитывая, что описание данного манускрипта в каталоге рукописей Великой Лавры крайне лаконично 6 . Вслед за Спиридоном Евстратиадисом 7 , Елена Папаилиопулу-Фотопулу учитывает этот канон в новейшем справочнике малоизвестных и неизданных греческих канонов под номером 547 8 . Эта дата памяти блж. Диадоха, открытая греческими учеными, была подвергнута критике грузинским исследователем Эдишером Челидзе. В предисловии к недавнему изданию древнегрузинского перевода «Сотницы» блж. Диадоха он пишет: «Нам представляется, что уважаемый исследователь [П. Христу] смешал Диадоха Фотики йского и Марка Монаха (подвижников V в.) с Марком, епископом Арефусийским, и его сподвижником Диадохом, которые известны как священномученики (были замучены вместе с другими подвижниками при Юлиане Отступнике в 60-е гг. IV в.) и память которых приходится именно на 29 марта (хотя в календарях обычно указывается только Марк Арефусийский вместе с Кириллом диаконом, а другие мученики, среди которых и Диадох священномученик, упоминаются под общим указанием “и многих других»). Иногда же мы встречаем указание на 30 марта как на день их памяти» 9 . Текст канона, публикуемый ниже, показывает, что грузинский ученый несколько поспешно опровергает сообщение П. Христу. Содержание канона не оставляет сомнений в том, что речь в нем идет именно о блж. Диадохе, епископе иллирийского города Фотики, и о преподобном Марке Подвижнике : несколько тропарей канона построены на метафорах, отсылающих к основным идеям их сочинений. Так, согласно составителю канона, Диадох просветил идеалом отшельнического жития (τ κατ μνας, песнь 3, тропарь 2) весь мир, начав от Иллирика (λλυρικθεν, песнь 1, тропарь 2), то есть от области, где находился древний город Фотика. О Марке говорится как о составителе «скрижали» (πυξον, песнь 1, тропарь 3), где начертан «духовный закон» (νμον... πνευματικν, там же), что, без сомнения, отсылает к одной из главных тем сочинений прп. Марка Подвижника , среди которых есть труд под названием «О духовном законе». 10 2. Грузинский синаксарь, чтение на 5 марта

http://azbyka.ru/otechnik/Diadoh_Fotiki/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСАВР ДИАКОН, ИННОКЕНТИЙ АФИНЯНИН, ФИЛИКС, ЕРМИЙ, ВАСИЛИЙ, ПЕРЕГРИН, РУФ И РУФИН предыдущая статья Содержание ИСАВР ДИАКОН, ИННОКЕНТИЙ АФИНЯНИН, ФИЛИКС, ЕРМИЙ, ВАСИЛИЙ, ПЕРЕГРИН, РУФ И РУФИН [греч. Ισαυρος δικονος, Ινοκντιος Αθηναος, Θλιξ, Ερμεας, Βασλειος, Περεγρνος, Ροφος κα Ρουφνος] († 283-284), мученики Аполлонийские (Аполлониадские) (пам. 6 июля; пам. визант. 7 июля; пам. греч. 17 июня), пострадали при рим. имп. Нумериане . И. д., И. А. и В. происходили из Афин. Покинув родной город, они прибыли в Аполлонию, где ангел указал им пещеру, в к-рой подвизались христиане Ф., П. и Е. Под влиянием проповеди И. д. они раздали свое имущество бедным. По доносу родственников епарх Трипонтий приказал отсечь Ф., П. и Е. головы за исповедание христ. веры. И. д., И. А. и В. были схвачены и отправлены к сыну епарха, к-рый мучил их огнем и водой, но чудесным образом они оставались невредимыми. Видя это, многие уверовали во Христа, в т. ч. члены синклита братья Руф и Руфин (Руфиан, Руфиниан). После пыток мученики были обезглавлены. В Римском Мартирологе кард. Цезаря Барония говорится, что Аполлония находилась в Македонии. Эти сведения повторены в «Житиях святых, на русском языке изложенных по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского». Прп. Никодим Святогорец считал, что речь идет об Аполлонии Иллирийской (близ совр. с. Пояни, Албания). К его мнению присоединился архиеп. Сергий (Спасский) ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 257). Р. Обер оставил этот вопрос открытым, т. к. на территории Римской империи существовало множество городов с таким названием. Из службы этим мученикам, составленной гимнографом Григорием, следует, что от их мощей происходили исцеления. Кроме данной службы, содержащейся под 17 июня в греч. печатных Минеях, в рукописных служебных Минеях сохранились службы с каноном прп. Иосифа Песнописца (Hieros. Patr. Sabbait. 70, X/XI в., 18 июня; Patm. 806А, XVI в.- Ταμεον. Σ. 220. N 675) и с каноном гимнографа Георгия (Crypt. Δ.α.XXIII, Х в., 7 июля - AHG. T. 11. P. 119-126).

http://pravenc.ru/text/674792.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Русской Православной Церкви ИПАТИЙ (XIV-XV вв.), прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 31 марта, 28 авг.- в Соборе преподобных Киево-Печерских отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), целебник ИПАТИЙ (ок. 366 - 446), прп. Руфинианский (пам. 31 марта; пам. греч. 17 июня; пам. визант. 29 мая, 9 и 17 июня) ИПАТИЙ (сер. IV в.), еп. Гангрский, сщмч. (пам. 31 марта; пам. визант. 14, 15 нояб., 25 февр., 30, 31 марта; пам. греч. 31 марта; пам. зап. 14 нояб.) ИППОЛИТ Николаевич Красновский (1883 - 1938), прот., сщмч. (пам. 19 мая, в Соборе Курских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИРАИДА Осиповна Тихова (1896-1967), исп. (пам. 25 июля, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИРАКЛИЙ (Мотях (Митяха) Иосиф (по др. данным, Сергей); 1863 - 1937), преподобноисп. (пам. 28 мая, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских), схим. ИРАКЛИЙ ВОИН мч. (пам. 22 окт.) - см. в ст. Александр Епископ, Ираклий Воин, Анна, Елисавета, Феодотия и Гликерия, мученики Адрианопольские ИРИНА Федоровна Фролова (1899-1931), прмц. (пам. 17 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), послушница ИРИНА (Хвостова Ирина Михайловна; 1882- 1938), мон. , прмц. (пам. 13 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ИРИНА мц. Фессалоникийская (пам. 16 апр.; пам. визант. 3 апр.) - см. Агапия, Хиония и Ирина, мученицы Солунские (Иллирийские) ИРИНА Алексеевна Смирнова (1891-1938), мц. (пам. 22 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ИРИНА (Кожина; † ок. 1419-1420), прав. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших), Кашинская

http://pravenc.ru/rubrics/122336_48.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕЛЕВФЕРИЙ КУВИКУЛАРИЙ [греч. Ελευθριος κουβικουλριος] († нач. IV в.), мч. Византийский (пам. 4 авг., 15 дек.). Согласно Мученичеству, Е. К. был родом из г. Византия (впосл. К-поль), служил постельничим (кувикуларием) при рим. имп. Максимиане, занимая видное положение среди придворных евнухов. Обратившись к христ. вере, Е. К. удалился в имение в местности Тарсия на берегу р. Сангарий (ныне Сакарья) в Вифинии. Там он тайно построил подземную церковь и принял крещение. Вернувшись ко двору, он объяснил свое долгое отсутствие болезнью, к-рая требовала чистого воздуха. Максимиан, узнав от одного из слуг Е. К. истинную причину его отъезда, захотел побывать в имении евнуха. Там он увидел церковь и убедился в обращении Е. К. ко Христу. После отказа Е. К. принести жертвы языческим богам император приказал обезглавить его. От останков мученика, похороненного на месте казни, происходило множество чудес. Мученичество Е. К. было составлено в жанре энкомия (похвального слова) для произнесения перед местными жителями и монахами обители, основанной при церкви на месте казни мученика. Как свидетельствует автор, он писал Мученичество спустя много лет после кончины Е. К. и опирался только на народное предание. По всей видимости, текст был составлен в период распространения монашества в М. Азии, т. е. не позднее нач. V в. По мнению болландиста Петра Босха, Е. К. жил при рим. имп. Галерии (305-311) (ActaSS. Aug. T. 1. P. 320). В примечаниях к «Синаксаристу» прп. Никодима Святогорца говорится, что Е. К. служил при имп. Юлиане Отступнике (360-363). Со времени имп. Аркадия (395-408) в К-поле известна ц. во имя св. Елевферия, построенная патрикием Василием недалеко от Ксиролофа ( Janin. Églises et monastères. P. 110). Болландист Конрад Яннинг считает, что церковь была посвящена именно Е. К. как уроженцу К-поля и туда были перенесены его мощи из Вифинии (ActaSS. Iun. T. 1. P. 395). Однако Р. Жанен , опираясь на сведения Синаксаря К-польской ц. и Типикона Великой ц., утверждает, что храм был построен во имя сщмч. Елевферия, еп. Иллирийского . Возможно также, что в IX-X вв., с распространением в Византии почитания этого святого, церковь, изначально построенная во имя Е. К., была переосвящена. Блж. Иоанн Мосх ( 619) в «Луге духовном» упоминает некоего Елевферия и рассказывает о событии, происшедшем в посвященной ему церкви в К-поле при св. Геннадии I , патриархе К-польском (ок. 400-471): нечестивый клирик этой церкви, по имени Харисий, получил по молитве патриарха мч. Елевферию достойное наказание от Бога ( Ioan. Mosch. Prat. spirit. 145). Георгий Амартол (сер. IX в.) ( Georgius Hamartolus. Chron.//PG. 110. Col. 756-757) и Никифор Каллист Ксанфопул ( Niceph. Callist. Hist. eccl. XV 23) также передают рассказ об этом чуде.

http://pravenc.ru/text/189727.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕЛЕВФЕРИЙ сщмч. (пам. 15 дек., пам. зап. 18 апр.), еп. Иллирийский (?). Пострадал в Риме при имп. Адриане (117-138) вместе с матерью Анфией (Еванфией) и префектом Коривом. Литературная традиция Мученичества Е. Греч. оригинал текста Мученичества Е. дошел до нас в дометафрастовской редакции, к-рая легла в основу лат. перевода, в X в. была переработана прп. Симеоном Метафрастом и уже в этом варианте стала основой для слав. парафраза в Минеях-Четьих свт. Димитрия Ростовского. Дометафрастовская редакция не отличается ни изяществом стиля, ни хорошим греч. языком и предположительно была написана в одном из греческих монастырей Рима не позднее рубежа VIII и IX вв. Этот текст, его латинская редакция и парафраз Симеона Метафраста отличаются лишь незначительными деталями. Сщмч. Елевферий, еп. Иллирийский. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P.246) Сщмч. Елевферий, еп. Иллирийский. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P.246) Авторами лат. перевода Мученичества Е. названы пресвитеры Евлогий и Феодул, якобы рукоположенные Е., однако, по мнению Д. Папеброха, лат. версия не является столь древней (ActaSS. Apr. T. 2. P. 535). Ок. сер. IX в. известно уже 2 ее редакции: 1-я условно называется Реатской (из-за упоминания о погребении Е. и Анфии в г. Реата (ныне Риети)), а 2-я - Эканской (по сообщению о перенесении мощей святых сразу после их кончины в г. Экана (ныне Троя, Апулия). Реатская редакция (BHL, N 2450) почти совпадает с греч. дометафрастовским Мученичеством Е., за исключением истории погребения. Греч. версии лишь кратко упоминают о погребении в Риме. В обеих лат. редакциях основной сюжет страдания Е. сохраняется. Эканской редакцией (BHL, N 2451) пользовались составители Каролингских Мартирологов Флор Лионский, Рабан Мавр, Адон Вьеннский, Узуард и Ноткер Заика, а также каноник Флодоард Реймсский в поэме «О победах Христа в Италии»

http://pravenc.ru/text/189703.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НОВОМОСКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Собор в честь Успения Пресв. Богородицы. 1993–1994 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. Собор в честь Успения Пресв. Богородицы. 1993–1994 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. (Тульской епархии Тульской митрополии), находится в г. Новомосковске Тульской обл. Основан решением Синода от 16 июля 1995 г. по ходатайству митрополита Тульского и Белёвского Серапиона (Фадеева; † 1999). До этого правосл. жители г. Новомосковска, в котором с момента основания в 1930 г. никогда не было храма, были вынуждены молиться в церквах соседних городов - Венёва, Епифани и др. В 90-х гг. XX в. в Новомосковске была зарегистрирована первая правосл. община. Арендуемое помещение - бывш. кафе на окраине городского парка, переоборудовали под храм. 19 дек. 1992 г. здесь была отслужена 1-я Божественная литургия. Настоятель храма - иером. Лавр (Тимохин; † 2018), в 1992 г. возведен в сан игумена, а в 1994 г.- в сан архимандрита. Когда в 1995 г. на месте прихода был основан Н. м., священноархимандритом обители стал митрополит Тульский Серапион (Фадеев), а наместником - архим. Лавр (Тимохин). 6 апр. 2018 г., во время всенощного бдения в канун праздника Благовещения Пресв. Богородицы и Великой субботы, архим. Лавр скончался, 9 апр. был похоронен за алтарем монастырского Успенского собора. К июню 2018 г. обязанности настоятеля исполнял игум. Елисей (Орехов). В Н. м. находятся кирпичные ц. Покрова Пресв. Богородицы с приделом в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» (1992) и колокольней, собор в честь Успения Пресв. Богородицы (1993-1994), летний деревянный храм во имя св. Жен-мироносиц (2015) с верандой, 2-этажный игуменский корпус с небольшой домовой ц. прп. Сергия Радонежского, 2-этажный и одноэтажный братские корпуса. Территория мон-ря украшена цветниками и окружена кирпичной оградой с 5 башнями и 3 св. воротами. В Успенском соборе хранится ковчег с частицей мощей блж. Матроны Московской, переданный Святейшим патриархом Московским и всея Руси Алексием II (Ридигером) в 1999 г.,- в год празднования 200-летия Тульской епархии. Рядом с ковчегом, слева от иконостаса, в киоте находится икона Божией Матери «Взыскание погибших». Этот образ, написанный, по преданию, по просьбе блж. Матроны, ранее пребывал в ц. Успения Пресв. Богородицы с. Себина, в 1992 г. передан в мон-рь по благословению митр. Серапиона (Фадеева). На полях иконы изображены свт. Николай Чудотворец и мч. Лавр Иллирийский. Образ помещен в серебряный оклад. В обители хранятся иконы с частицами мощей свт. Николая Чудотворца, прп. Сергия Радонежского, вмч. Георгия Победоносца, а также ковчеги с частицами мощей благоверных кн. Петра и кнг. Февронии Муромских, святителей Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Николая Чудотворца, вмч. Пантелеимона, мучениц Татианы и Марины, блгв. кн. Александра Невского, преподобных отцов Киево-Печерских и др.

http://pravenc.ru/text/2577841.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИРРАХИЙ [греч. Δυρρχιον; лат. Dyrrachium], древний город в Албании, на побережье Адриатического м. Ныне Дуррес, главный порт и 2-й по величине город страны. Население - 114 тыс. чел. (2004). Основан в 627 г. до Р. Х. греками из Коринфа и Керкиры как колония Эпидамн. Возможно, ранее здесь существовало местное иллирийское поселение ( Appian. Bell. II 39). К VI в. до Р. Х. заселен бригами, таулантами и либурнами. В 229 г. до Р. Х. римляне захватили Эпидамн и установили над ним протекторат с правами свободного города; тогда же он стал называться Д. Со 168 г. до Р. Х. в составе рим. пров. Иллирик, в 148 г. присоединен к пров. Македония. В 314 г. Д. был разрушен землетрясением, отстроен и стал главным центром пров. Нов. Эпир. В 395 г. отошел Византии. Греч. язык стал использоваться наряду с латинским. В 479/80 г. Д. захвачен и разрушен остготами во главе с Теодорихом Великим. В сер.- 2-й пол. VI в. город выдержал волну расселения славян. Мозика юж. стены часовни сщмч. Астия в амфитеатре. VII или нач. VIII в. Мозика юж. стены часовни сщмч. Астия в амфитеатре. VII или нач. VIII в. Ок. 815 г. Д. стал центром визант. фемы. В IV-XIII вв. один из важнейших визант. городов на Адриатике. В кон. IX в. Д. был осажден войсками болг. царя Симеона, ок. 989 г.- взят болг. царем Самуилом. В 1005 г. в город вступили визант. войска. Разрушен норманнами во главе с Робертом Гвискаром в окт. 1081 г. Вторично на краткое время в 1185 г. вновь захвачен норманнами. В 1205 г. занят Венецией, в 1213 г. на Д. распространилась власть эпирского деспотата. В 1258 г. в качестве приданого дочери эпирского деспота Елены Д. перешел к кор. Сицилии Манфреду, в связи с чем значительно усилилось влияние романо-готической культуры. В 1272 г. Д. вошел в состав Неаполитанского королевства, 1-м правителем которого был Карл I Анжуйский. За исключением 2 коротких периодов господства визант. имп. Андроника II (1286-1294, 1297 - ок. 1300), Д. владели герцоги Анжуйские. В 1333 г. город аннексирован Ахейским княжеством. В 1335 г. имп. Андроник III восстановил визант. господство, однако в 40-х гг. город перешел во владение князей Топия. В 1392 г. Д. был продан венецианцам, удерживавшим город до 1501 г., когда его захватил тур. султан Баязид II. Большинство церквей было перестроено в мечети. В позднем средневековье Д. продолжал быть важным культурным центром. Уроженцами Д. были визант. прп. Иоанн Кукузель , иконописец Иоанн (Гьон), работавший в XIV в.

http://pravenc.ru/text/178536.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЕМНОССКАЯ И СВЯТОГО ЕВСТРАТИЯ МИТРОПОЛИЯ Митрополичий собор Св. Троицы в Мирине. 1865–1866 гг. Архит. З. Филиппотис из Тиноса Митрополичий собор Св. Троицы в Мирине. 1865–1866 гг. Архит. З. Филиппотис из Тиноса [Греч. Ιερ Μητρπολις Λμνου κα Αγου Εστρατου]; одна из епархий «новых земель» Элладской Православной Церкви; включает острова Лемнос и Айос-Эфстратиос . Кафедра находится в г. Мирина; кафедральный собор освящен во имя Св. Троицы. История В поздней античности Лемнос входил в состав пров. Ахайя, остров контролировал морской путь через Геллеспонт из К-поля в Фессалонику. Здесь действовала важная судоверфь. Епископская кафедра находилась в Гефестии, расположенной на сев. побережье Лемноса. О распространении христианства на острове сведений практически не сохранилось. Эпиграфический материал свидетельствует о существовании христ. общины в правление римского имп. Каракаллы (211-217). Лемносский еп. Стратегий участвовал в I Вселенском Соборе (325). В 2008 г. археологи обнаружили в Мирине фундаменты раннехрист. базилики, раннехрист. находки также сделаны при раскопках в местностях Мавра-Амбелья и Ангарьонес. В ранневизантийскую эпоху епископам Лемноса, вероятно, подчинялся Имброс. До VIII в. Лемнос как часть Вост. Иллирика находился в церковной юрисдикции Рима и подчинялся Фессалоникийской митрополии. На Лемносе была похоронена мц. Мелитина (пам. 16 сент.), пострадавшая во II в. в Маркианополе. В VIII в. на Лемнос из Ираклии Фракийской были перенесены мощи мц. Гликерии (пам. 13 мая). В период иконоборческих гонений выброшенные в море мощи вмц. Евфимии Всехвальной (пам. 11 июля, 16 сент.) были обретены моряками и привезены на Лемнос; нек-рое время они хранились рядом с мощами мц. Гликерии. В IX в. Лемносская епископия была возведена в ранг архиепископии. В 902 г. Лемнос был разграблен арабами. В средневизант. и поздневизант. периоды афонские мон-ри получили богатые владения на Лемносе. В 993 г. имп. Василий II Болгаробойца подарил Великой Лавре о-в Неон (античный Алоннисос, ныне Айос-Эфстратиос), где селились юные безбородые послушники, которым был запрещен доступ на Афон. Совр. название о-в Неон получил либо в честь прп. Евстратия Тарсийского (пам. 9 янв.), к-рый, согласно местному преданию, нек-рое время подвизался на острове в период иконоборчества, либо в честь мч. Евстратия, пострадавшего вместе с Авксентием, Евгением, Мардарием и Орестом в нач IV в. (пам. 13 дек.). Храм во имя этих 5 мучеников существовал на острове до 1540 г., когда на месте старого храма возвели новый. В истории о-ва Неон были столетия, когда он находился в запустении (напр., в XIII-XIV вв.).

http://pravenc.ru/text/2463375.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Феодор Студит, прп. - житие Преподобный Феодор Студит, исповедник (память 26 января и 11 ноября по старому стилю) Родился в 758 г. в Константинополе и получил широкое и разностороннее образование. Глубоко изучив Св. Писание, святой Феодор успешно противостоял еретикам-иконоборцам в диспутах о православной вере. Приняв иночество, подвизался в устроенной его дядей Платоном, обители Сакудион (недалеко от горы Олимп в Вифинии), в которой позже стал настоятелем, подавая своей жизнью высокий пример добродетели. В 796 г. за ревность о хранении церковных правил и обличение беззакония императора Константина VI Багрянородного после жестоких мучений был сослан в заточение в г. Солунь. В царствование императрицы Ирины преподобный был возвращен из ссылки и получил в управление запустевший Студийский монастырь Скоро в обители собралось до тысячи иноков. Для управления монастырем преподобный Феодор составил общежительный устав монашеской жизни, получивший название Студийского, а блаженный настоятель — наименование Студита (ок. 1065 г этот устав был принят преподобным Феодосием в Печерском монастыре и отсюда распространился по всем русским обителям). Перу преподобного также принадлежит немало душеполезных книг, похвальные слова на Господские и Богородичные праздники, многие каноны и трипеснцы. При императорах Никифоре I (802-811 гг.) и Льве Армянине (813-820 гг.) св. Феодор много пострадал за иконопочитание и претерпел заточение сначала в Иллирии, в крепости Метопа, а затем в Анатолии, в Боните. После смерти Льва Армянина преподобный Феодор, освобожденный из заточения, поселился в г. Херсонесе (Вифиния). Несмотря на тяжелый недуг, он ежедневно совершал Божественную литургию и поучал братию. Здесь он мирно скончался в 826 г. В тот же час преподобному Иллариону Далматскому (память 6/19 июня) была открыта Господом блаженная кончина угодника Божия. Он увидел, как воссиял свет небесный, послышалось ангельское пение и голос: «Это душа преподобного Феодора, пострадавшего даже до крови за святые иконы, отходит ко Господу». В 845 г. мощи преподобного Феодора были перенесены в Студийский монастырь. Его брат, преподобный Иосиф, епископ Солунский тоже пострадал от иконоборцев, и скончался в 830 г. в Студийском монастыре, где почивают и мощи его. Преподобный Феодор как при жизни, так и по кончине совершил много чудес. Призывающие имя его избавлялись от пожаров, от нападения диких зверей, получали исцеление недугов. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Феодор Студит, прп. " .

http://pravicon.com/info-3540

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010