Прп. Иларион Псковоезерский. Икона. 90-е гг. XX в. Иконописец С. Л. Тарасова (МДА) Прп. Иларион Псковоезерский. Икона. 90-е гг. XX в. Иконописец С. Л. Тарасова (МДА) Редкие сохранившиеся изображения преподобного связаны с основным центром почитания И.- храмом Покрова Пресв. Богородицы бывш. Покровского монастыря. В 1885 г. там находилось не менее 17 икон И. (Ист.-стат. сведения о С.-Петербургской епархии. СПб., 1885. Вып. 10). Самая ранняя известная икона И. кон. XVIII - 1-й четв. XIX в. (под записью, в наст. время в ц. в честь Державной иконы Божией Матери в Гдове) в кон. XIX в. размещалась «за ракой с мощами преподобного на восточной стене» Покровского храма (Акафист прп. Илариону Псковоезерскому Гдовскому и ист. описание ц. Покрова Богородицы дер. Озёра/Сост.: О. К. Михайлова. СПб., 2000. С. 13). В 1962 г. она была вывезена экспедицией ГЦХРМ им. И. Э. Грабаря в ПИАМ, в 1991 г. передана в Гдов. Святой представлен слева, стоящим на берегу р. Желча, на фоне обители («белокаменной» - деревянной, обшитой тесом и побеленной церкви и 3-ярусной колокольни со шлемовидным куполом со шпилем), вполоборота вправо, в молении образу благословляющего Иисуса Христа в облаке. И. в монашеском облачении, с куколем на плечах, в правой руке - развернутый свиток с молитвой (не читается), в раскрытой ладони левой руки - четки. Лик худощавый, с близко поставленными глазами, с тонким носом, с морщинистым лбом, с бородой средней величины и волнистыми темными волосами с проседью. Подобная «портретная» иконография в др. изводах не встречается. Вверху надпись: «стыи: преподобны: оцъ: Иларионъ псково eзepckiu». Внизу помещен пространный текст из истории мон-ря и Жития преподобного (поновлен). Такая композиция получила широкое распространение в иконографии основателей мон-рей в XVIII-XIX вв., образ исполнен в иконописной стилистике с элементами «живоподобия». В Покровской ц. сохранилась рака И., на верхней доске - икона, выполненная в академической манере (ок. 1887). Святой изображен с нимбом, в рост, в мантии, с непокрытой головой, с длинными волнистыми седыми прядями волос (на плечах), с бородой средней величины, глаза закрыты, в правой руке - крест, в левой - Евангелие.

http://pravenc.ru/text/389129.html

В 1695 г. Покровский мон-рь был приписан к Псковскому архиерейскому дому, в 1764 г. упразднен. Покровская ц., перестроенная в 1687 г., стала приходской. Деревянную ц. в честь Рождества Христова, вероятно построенную при жизни И., в 1843 г. за ветхостью разобрали. В 1871 г. возвели сохранившуюся каменную ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы с приделами в честь Рождества Христова и во имя прп. Илариона Великого (святого, тезоименитого И.). Богослужения в Покровской ц. совершались до 1942 г. В 1993 г. началось возрождение храма, в 1996 г. реставрация была завершена. Мощи И. покоятся под спудом в Покровской ц., с левой стороны иконостаса. На месте погребения святого стоят 2 раки. Одна, выполненная из красного дерева, неизвестного происхождения (хранилась в ц. во имя арх. Михаила в дер. Кобылье Городище, возвращена в 1994); другая была пожертвована в 1887 г. псковским живописцем А. С. Бириным (возвращена в Покровскую ц. в 1993 из гдовского собора). В XIX в. И. почитался как канонизированный святой: его память была внесена в «Полный христианский месяцеслов» под 28 марта (К., 1875). Имеются краткая служба (тропарь и кондак) И. (Минея (МП). Март. Ч. 2. С. 270), акафист и молитва. Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Псковских святых (празд. установлено в 1987) и в Собор С.-Петербургских святых (празд. установлено в 2000). Ист.: Описание о российских святых. С. 53; Акафист прп. Илариону Псковоезерскому Гдовскому и ист. описание ц. Покрова Богородицы дер. Озера/Сост. О. К. Михайлова. СПб., 2000. С. 15-26; Охотникова В. И. Псковская агиография XIV-XVII вв.: Исслед. и тексты. СПб., 2007. Т. 2: Жития прп. Евфросина Псковского, Саввы Крыпецкого, Никандра Псковского. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 215; Евгений (Болховитинов), митр. История княжества Псковского с присовокуплением плана г. Пскова. К., 1831. Ч. 3. С. 77, 121; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 89; Голубинский. Канонизация святых. С. 325; Покрышкин П. П. Церкви псковского типа XV-XVI ст. по вост. побережию Чудского оз. и на р. Нарове//ИИАК. 1907. Вып. 22. С. 36-37; Серебрянский Н. И. Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле. М., 1908. С. 309; СИСПРЦ. 1990. С. 103; Строев. Списки иерархов. Стб. 411; Макарий. История РЦ. Кн. 4. Ч. 1. С. 225; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 119; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 170.

http://pravenc.ru/text/389129.html

В. И. Охотникова Иконография Сведения об изображениях И. отсутствуют до кон. XVIII в., несмотря на существование данных о его почитании в XVI-XVII вв. Описание облика святого содержится в иконописном подлиннике 20-х гг. XIX в. под 28 марта: «Брада аки у Иоакима Богоотца, подоле и поострее, в схиме, ис под схимы около главы власки, риза преподобническая, испод празелень дичь, в правой руке свиток сжат, другая молебна» (РНБ. Погод. 1931. Л. 131). В обширных материалах писцовых книг, клировых ведомостей и описаний мон-рей и церквей Пскова и его уездов XVI-XVIII вв. сведений об образах И. не обнаружено. Так, в Переписной книге крупнейшего Псково-Печерского монастыря 1652 г. нет ни одной иконы И. (ГА Псковской обл. Ф. 499. Оп. 1. Ед. 113. Л. 1-202). Прп. Иларион Псковоезерский. Икона. Ок. 2001 г. Иконописец В. Михайловский (часовня во имя прп. Илариона Псковоезерского в дер. Озёра Гдовского р-на Псковской обл.) Прп. Иларион Псковоезерский. Икона. Ок. 2001 г. Иконописец В. Михайловский (часовня во имя прп. Илариона Псковоезерского в дер. Озёра Гдовского р-на Псковской обл.) Ранние иконы И. могли не сохраниться, т. к. деревянные постройки Покровского мон-ря неоднократно уничтожались пожарами и набегами. После нашествия войск Стефана Батория в 1581 г. отстраивать обитель было велено «игумену Никандру з братьею, что высланы из Юрьева Ливонскаго из Воскресенскаго монастыря». Игумен привез «образы, и книги, и колокола, и иное всякое церковное строение», в т. ч. ок. 300 икон, но изображений И. среди них не было. В описи оставшегося имущества обители отмечено почти 80 икон, образ святого отсутствует. Очевидно, впосл. иконографические образцы разрабатывались в стенах обители, возможно прибывшими иноками (Писцовая книга 1584-1588 гг. Г. И. Мещанинова-Морозова и И. В. Дровнина с товарищами - РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. 827. Л. 537-543 об.). Предположительно к XVI-XVII вв. относилась икона-пядница И. над царскими вратами - в описании убранства Покровской ц. 1907 г., сделанном П. П. Покрышкиным, упомянут «маленький образок Илариона в басменном окладе» (на древность памятника косвенно указывает наличие басменного оклада, см.: Покрышкин. 1907. С. 36).

http://pravenc.ru/text/389129.html

Задубье. Часовня Илариона Псковоезерского (Гдовского). Карта и ближайшие объекты Часовня памяти прп. Илариона Гдовского - место подвижнечества и молитвы преподобного, доступна для поклонения и паломничества верующих в Гдове, Псковской области. К югу от церкви Покрова Божией Матери, под спудом которой покоятся мощи прп. Иллариона Гдовского, на старинном кладбище находится часовня памяти прп. Илариона Гдовского. Внутри нее стоит огромный ствол сосны со спиленной верхушкой, в дупле которого по преданию молился прп. Иларион. Данные дендрохронологии показывают, что дереву было 250 лет в середине XV века, тогда же было выдолблено дупло и дерево прекратило свой рост. Загадка святого Илариона Русская православная церковь отметила день памяти святого Илариона Псковоезерского, Гдовского, мощи которого с 1476 года покоятся в храме Покрова Божией Матери, в деревне Озера Гдовский района. Мы въезжаем в знаменитый Сороковой бор, о котором сложено немало легенд. Здешние места поражают и завораживают дремучестью и первозданной красотой. В XV веке этот край и вовсе слыл непроходимой лесисто-болотистой пустыней, где на многие десятки верст не было ни одной человеческой души. Путники остерегались оказаться здесь в одиночку: за каждым деревом могли поджидать дикие звери, лихие разбойники, беспридельничавшие на старинном тракте Псков - Гдов или, ничем не отличавшиеся от них, вояки Ливонского ордена, делавшие периодические набеги. В ту лихую годину никому не известный монах Илларион присмотрел два острова на удивительной по красоте речке Желче, впадающей в Чудское озеро. По устному преданию, выдолбил в сосне дупло и в полном уединении стал в нем молиться. Только птицы вторили молитвам дивного отшельника. Сколько времени он молился в дупле - неделями, месяцами, годами - уже никто не скажет. Многие русские святые в ту пору искали подвигов во имя Христа: постничали, носили тяжелые железные вериги, молились на высоких столпах или внутри них. Святой Иларион Гдовский вошел в отечественную историю как столпник (если верить преданию).

http://sobory.ru/article/?object=46316

Озёра. Часовня Илариона Гдовского. Часовня. Действует.   Освящена в честь: Илариона Гдовского, Псковоезерского Год постройки:между приблизительно 2004 и 2006. Адрес: Россия, Псковская область, Гдовский район, дер. Озера Координаты: 58.418274, 27.931935 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты К югу от церкви на старинном кладбище находится часовня памяти прп. Илариона Гдовского. Внутри нее стоит огромный ствол сосны со спиленной верхушкой, в дупле которого по преданию молился прп. Иларион. Данные дендрохронологии показывают, что дереву было 250 лет в середине XV века, тогда же было выдолблено дупло и дерево прекратило свой рост. До 2001 года часовня была деревянной. К сожалению, не сохранилось данных, в каком веке была построена часовня. Она представляла собой прочную постройку из досок, крыша была покрыта дранкой, а верхушка дерева, в котором молился преподобный, торчала из крыши. Верхушка дерева была накрыта округлой крышкой с крестом. В конце 80-х годов ХХ века местными жителями д. Озера крыша на старой часовне была покрыта алюминиевой фольгой. Инициатором ремонта часовни была Екатерина Петровна Минина. Благодаря этому процесс разрушения был замедлен. В советское время из часовни были украдены 11 икон. На двух из них были изображения древнего монастыря с деревянными стенами и башнями. Сохранилась фотография одной из этих икон. К началу 90-х годов ХХ века ветхая постройка пришла в аварийное состояние и уже не защищала дерево от влияния непогоды. В статье священника Григория Казанского, написанной в 1916 году, мы читаем: «Стара, убога и мала часовня. Начато дело о постройке новой, но скудны местные средства». Революция 1917 года и трагические изменения жизни в России отодвинули возможность строительства новой часовни на десятилетия. В 1998 году о. Евгений получил благословение правящего архиерея на строительство новой часовни и начал рассказывать об этом всем приходящим в церковь. Тогда же он получил благословение старца о. Николая с указанием строить часовню каменной. В 1999 году один из слушающих воодушевился идеей строительства новой асовни. Это был Максим Антонов из Санкт-Петербурга, который купил блоки для строительства стен. Он же пожертвовал икону прп. Илариона Гдовского, которая сейчас находится в дупле дерева внутри часовни. По просьбе о. Евгения в 1998 году часовню спроектировала архитектор из г. Колпино (Санкт-Петербург) Валентина Дмитриевна Прокошина. В мае 2000 года была разобрана старая часовня, сделан фундамент для новой.

http://sobory.ru/article/?object=25065

Святыня Часовня прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского Часовня памяти прп. Илариона Гдовского - место подвижнечества и молитвы преподобного, доступна для поклонения и паломничества верующих в Гдове, Псковской области. (См. паломничество к православным святыням Пскова ). К югу от церкви Покрова Божией Матери, под спудом которой покоятся мощи прп. Иллариона Гдовского, на старинном кладбище находится часовня памяти прп. Илариона Гдовского. Внутри нее стоит огромный ствол сосны со спиленной верхушкой, в дупле которого по преданию молился прп. Иларион. Данные дендрохронологии показывают, что дереву было 250 лет в середине XV века, тогда же было выдолблено дупло и дерево прекратило свой рост. добавлено 20 окт 2015 17:12 Описания Закрыть Вставьте ссылку на изображение Вставьте ссылку Вставьте ссылку на видео

http://elitsy.ru/holy/3268/

Святыня храма Св. мощи прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского Прп. Иларион Псковоезерский, Гдовский был учеником преподобного Евфросина Псковского, основателя Спасо-Елеазаровского монастыря в Пскове добавлено 26 сен 2015 15:21 Описания Закрыть Вставьте ссылку на изображение Вставьте ссылку Вставьте ссылку на видео

http://elitsy.ru/holy/2803/

28. Среда 4-й седмицы, Крестопоклонной. Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского. Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского. Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах. Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского. Мч. Бояна, кн. Болгарского. Литургия Преждеосвященных Даров. Совершается служба Триоди (Креста). На великом повечерии во вторник вечером – канон Богородицы (Октоиха) и служба прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского, и прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (с этого дня) . На утрене – кафизмы 19-я, 20-я и 1-я. Поется канон Креста (из Триоди) и трипеснцы Триоди. Каноны рядовой службы Минеи поются на повечерии. Примечание 1. Относительно исполнения канона на утрене в Типиконе сказано: «Канон Креста со ирмосом на 6 и трипеснец по обычаю» (гл. 49). Следовательно, 3-я, 8-я и 9-я песни канона поются в соединении с трипеснцем – канон Креста со ирмосом на 6 (ирмос единожды, тропари на 5) и трипеснец на 8. Прочие песни канона (1-я, 4-я, 5-я, 6-я, 7-я) поются так: канон Креста без ирмоса на 4. В 1-й, 4-й, 5-й и 7-й песнях ирмос канона Креста поется перед стихословием; в 6-й песни ирмос канона Креста служит катавасией. Библейские песни – великопостные. По 9-й песни канона в среду Типикон указывает особый ексапостиларий Креста (из Триоди): «Преполовением постов...», «Слава, и ныне» – Крестобогородичен: «Безневестная и Всечистая...». Согласно Триоди, этот ексапостиларий поется после обычного светильна гласа. На 1-м часе – кафизма 2-я. Чин поклонения Честному Кресту на 1-м часе совершается точно так же, как в понедельник (см. примечание 26 марта). На 3-м часе – кафизма 3-я; на 6-м часе – кафизма 4-я; на 9-м часе – кафизма 5-я. На часах и на изобразительных – кондак Триоди (Креста), глас 7-й: «Не ктому пламенное оружие...». Подробное изложение порядка богослужения вечерни в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров см. 7 марта. На вечерне – кафизма 18-я. Примечание 2. Начиная с этого дня до Великой Среды (включительно) на всех Литургиях Преждеосвященных Даров добавляется ектения о «готовящихся ко Святому Просвещению» (т. е. к Таинству Крещения). Примечание 3. «Ведомо же да будет и сие, яко в сию средопостную среду на трапезе не достоит разрешати на елей и вино, яко паче день плача есть, а не радости: понеже и Бог Господь не поется на утрени в сию среду, но Аллилуиа» (Типикон, гл. 49, «В среду 4-я седмицы... вечера»). 1 В среду и пятницу 4-й седмицы Великого поста службы рядовых святых переносятся на повечерие (по причине совершения в эти дни триодной службы Креста). Календарь ← 27 марта 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/bu/2024-04-10/

Воскресения Христова в Сокольниках, ц. свт. Николая в Клённиках в Москве и др.). На лицевых святцах рус. святых мон. Иулиании, выполненных после 1959 г. в виде прорисей (частное собрание; см.: Juliania (Sokolova), nun. Russian Saints=Святые Руси/Ed. N. Aldošina. [Jyväskyla], 2000. С. 40), фигура И., с непокрытой головой и небольшой бородой, помещена под 21 окт. вместе с др. святыми. Пострижение прп. Илариона Псковоезерского. Житийное клеймо на раке прп. Илариона. Ок. 1887 г. (Покровская ц. в дер. Озёра Гдовского р-на Псковской обл.) Пострижение прп. Илариона Псковоезерского. Житийное клеймо на раке прп. Илариона. Ок. 1887 г. (Покровская ц. в дер. Озёра Гдовского р-на Псковской обл.) Преподобные Евфросин Псковский, Иларион Псковоезерский и Игнатий. Фрагмент иконы «Псковские чудотворцы». Кон. XIX в. (ц. Св. Духа погоста Толбицы под Псковом) Преподобные Евфросин Псковский, Иларион Псковоезерский и Игнатий. Фрагмент иконы «Псковские чудотворцы». Кон. XIX в. (ц. Св. Духа погоста Толбицы под Псковом) В кон. XX - нач. XXI в. иконописцами разработана иконография И. в древнерус. стилистике с использованием образцов XIX - нач. XX в. Образ преподобного включен в программу деисусного чина иконостаса Никольского храма Снетогорского мон-ря. И. представлен крайним слева, коленопреклоненным, в традиц. одеянии (напротив справа помещен образ прп. Онуфрия, основателя Мальского мон-ря). Внешний облик святого не совсем соответствует принятому (утрированно длинный нос, борода «сплетена» в пряди). В 90-х гг. XX в. в иконописной школе МДА выполнен необычный поясной образ И. в островерхом куколе, с моделью псковского храма в покровенной руке (иконописец С. Л. Тарасова). Неск. ростовых и поясных икон И. написано для Покровской ц. и новой часовни во имя И. (восстановлена в 2001) в Озёрах (иконописец В. Михайловский): на иконе над ракой - прямоличное изображение преподобного с благословляющей десницей и со свитком в левой руке на берегу р. Желча на фоне совр. панорамы - лесистого пейзажа с храмом, колокольней и новой часовней.

http://pravenc.ru/text/389129.html

Храмовом свитке), ритуально чистые (Юб 49. 9); праздник совершается ежегодно в единый установленный день (Юб 49. 7-8) и в одном и том же установленном месте - в Иерусалиме (Юб 49. 16-19); время празднования определено: «в третью часть дня до третьей части ночи» (Юб 49. 10-12). В отличие от Исх 12. 8 в кн. Юбилеев ничего не говорится о поедании пасхального агнца с опресноками и горькими травами (впрочем, в Юб 49. 22 отмечается связь П. с 7-дневным праздником опресноков, но данный стих может представлять собой позднее добавление). Также по сравнению с библейской регламентацией пасхальной трапезы в кн. Юбилеев в порядок чина добавлены некоторые новые аспекты: трапеза совершается в радости, на что, видимо, должно указать употребление вина ; упоминаются хвалебные и благодарственные молитвы, к-рые иудеи возносили во время трапезы накануне своего исхода из Египта (Юб 49. 6; ср.: Прем 18. 9). Помимо ритуальных предписаний автор кн. Юбилеев сопровождает рассказ о П. богословскими толкованиями чина: его смысл - «принести дар, угодный Господу, в день Его праздника и чтобы есть и пить пред Господом в день Его праздника» (Юб 49. 9), а конечная цель - жертва Богу (Юб 49. 9, 20), к-рая снова спасет Израиль от гибели (Юб 49. 15). Тем самым событие П. и заповедь о воспоминании «этого дня», т. е. освобождения евреев от егип. рабства, тесно увязаны с легитимацией П. как «вечного установления… начертанного на небесных скрижалях» (Юб 49. 6-8). Празднование ветхозаветной пасхи. Роспись капеллы-дель-Корпорале собора в Орвието, Италия. После 1356 г. Худож. Уголино ди Прете Иларио Празднование ветхозаветной пасхи. Роспись капеллы-дель-Корпорале собора в Орвието, Италия. После 1356 г. Худож. Уголино ди Прете Иларио Очевидную близость к представлениям, отраженным в кумранских текстах и кн. Юбилеев, с их особым интересом к календарным вопросам, обнаруживают нек-рые псевдоэпиграфы II в. до Р. Х., напр. иудейский апологет и экзегет Аристовул , для к-рого эти вопросы также очень важны. Дата П. устанавливается на «середину первого месяца» (фрагмент 1.

http://pravenc.ru/text/2579150.html

  001     002    003    004