Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВФРОСИНИЯ [Смарагд; греч. Εφροσνη, Σμραγδος] († ок. 470), прп. Александрийская (пам. 25 сент.; пам. зап. 1 янв., 11 февр.). Источники Прп. Евфросиния Александрийская и прмч. Евдокия (?). Фрагмент росписи кельи прп. Евфросинии Полоцкой в Спасо-Преображенском соборе Евфросиниева мон-ря в Полоцке. Нач. XIII в. (?). Прп. Евфросиния Александрийская и прмч. Евдокия (?). Фрагмент росписи кельи прп. Евфросинии Полоцкой в Спасо-Преображенском соборе Евфросиниева мон-ря в Полоцке. Нач. XIII в. (?). Житие Е., написанное неизвестным автором на греческом языке вскоре после ее кончины (BHG, N 625), было издано А. Бушри в 1883 г. в Analecta Bollandiana (AnBoll. 1883. Vol. 2. P. 195-206). Помимо анонимного Жития, др. редакция к-рого содержится в рукописях X в. (Fabricii bibl. gr. 225), XV в. (Athen. 1050. Fol. 31-36) и в др. (Catal. Germ. Fol. 203, 17811), в Patrologia Graeca Ж. П. Миня находится Житие, составленное прп. Симеоном Метафрастом (X в.) (BHG, N 626; PG. 114. Col. 305-322). В VIII в. появилась латинская версия Жития Е., впервые опубликованная Г. Росвейде в Vitae Patrum ( Rosweyde H. Vitae Patrum. Antverpiae, 1628. P. 351-362), затем в Patrologia Latina (PL. 73. Col. 643-652) и в Acta Sanctorum (ActaSS. Febr. T. 2. P. 535-544). Имеются также 2 неизданные редакции этого Жития (Catal. Paris. II. Fol. 13, 13e; Bibl. Cassin. V. Fol. 211). В XII в. оно было переложено в стихотворной форме на франц. язык ( Meyer. 1877. T. 2. P. 338). Также Житие Е. существует на сир. (BHO, N 288-289) и арм. (BHO, N 290-291) языках. По мнению ряда исследователей (Л. С. Тиймон , И. Делеэ ), Житие Е. представляет только лит. интерес. Житие Сюжеты Жития прп. Евфросинии Александрийской. Роспись юж. стены кельи прп. Евфросинии Полоцкой в Спасо-Преображенской ц. Евфросиниева мон-ря в Полоцке. Нач. XIII в. (?) Сюжеты Жития прп. Евфросинии Александрийской. Роспись юж. стены кельи прп. Евфросинии Полоцкой в Спасо-Преображенской ц.

http://pravenc.ru/text/187876.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРИЯ (МАРИН) И ЕВГЕНИЙ [Греч. Μαρα (Μαρνος) κα Εγνιος] († нач. VI в.), преподобные Вифинские (пам. 12 февр.). Источники Древнейшие версии Жития М. и Е. не содержат к.-л. хронологических и географических указаний (в более поздних редакциях местом рождения этих святых названа Вифиния; маронитская традиция утверждает, что М. и Е. подвизались в мон-ре Каннубин в Сев. Ливане, а армянская - в мон-ре Сыркхуванк, к югу от г. Ван). Исследование древнейших списков, предпринятое М. Ришаром, позволило опровергнуть выводы Л. Клюнье о лат. тексте Жития как о первоначальном и о том, что М. жила в V в. в окрестностях Триполи (Сирия). Ришар считает, что первоначальное Житие было написано на греч. языке между 525 и 650 гг., вероятно в Сирии. Ближайшей по времени написания к несохранившемуся первоначальному Житию версией является т. н. древнее Житие (Vita antiqua, согласно терминологии Ришара; в BHG не имеет номера). Наиболее ранний список древнего Жития относится к Х в.- Ath. Vatop. 38. Сир. палимпсест 778 г. (Sinait. syr. 30), содержащий версию Жития BHO, N 697, свидетельствует о том, что в то время уже существовало несколько редакций Жития М. и Е. Основными греч. редакциями являются «переработанное Житие» (Vita rescripta) в 3 разновидностях (BHG, N 614: PG. 115. Col. 348-353 по Paris. gr. 1538, X в.) и «расширенное Житие» (Vita aucta) (BHG, N 615d). Греч. Житие представлено большим числом вариантов (Vie de St. Marine. III: Texte Grec/Publ. par L. Clugnet//ROC. 1901. T. 6. N 4. P. 572-592=Vie de St. Marine. II: Texte Grec/Publ. par L. Clugnet//Vie et office. 1905. P. 33-61; Richard. 1975; Idem. 1977). Сюжет о женщине-монахине, которая, не узнанная никем, подвизалась в муж. мон-ре, был популярен в лит-ре правосл. Востока (см. также прмц. Евгения Римская, прп. Аполлинария , прп. Евфросиния (Смарагд), прп. Феодора Александрийская, прп. Матрона Пергская, прп. Анастасия Патрикия и др.). Житие М. и Е. было переведено на неск. языков: армянский (BHO, N 690; не изд.), сирийский (раннее сир. Житие BHO, N 697: Lewis. 1900; Histoire de Sainte Marine. I: Texte Syriaque/Publ. par F. Nau//ROC. 1901. T. 6. N 2. P. 283-289=Vie de St. Marine. V. Texte Syriaque/Publ. par F. Nau//Vie et office. 1905. P. 111-124; более поздние сир. версии BHO, N 694-696: Bedjan. Acta. T. 1. P. 366-371), коптский (BHO, N 691: Vie de St. Marine. IV: Texte Copte/Publ. et traduit par H. Hyvernat//ROC. 1902. T. 7. N 1. Р. 136-152=Ibid. III: Texte Copte/Publ. et trad. par H. Hyvernat//Vie et office. 1905. P. 62-78), арабский (BHO, N 692-693: Ibid. V: Texte Arabe/Publ. par I. Guidi, E. Blochet//ROC. 1902. T. 7. N 2. P. 245-264=Ibid. IV: Texte Arabe/Publ. par I. Guidi, E. Blochet//Vie et office. 1905. P. 79-98) и эфиопский (Ibid. VIII: Texte Éthiopien/Publ. par E. Pereira//ROC. 1903. T. 8. P. 614-622=Ibid. VIII: Texte Éthiopien/Publ. par E. Pereira//Vie et office. 1905. P. 192-200).

http://pravenc.ru/text/2562138.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобная Евфросиния Суздальская (+ 1250) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память ее празднуется 25 сент. в день преставления и 23 июня вместе с Соборам Владимирских святых Прп. Евфросиния, в миру княжна Феодулия черниговская, старшая дочь князя мученика Михаила Всеволодовича (память его 20 сент.), была первым ребенком у родителей, вымоленным у Бога, потому что до нее у них долго не было детей. Троекратное явление Пресвятой Богородицы ее матери предварило ее рождение в 1212 г. У нее было четверо братьев и сестра Мария, супруга умученного татарами князя Василька ростовского (память его 4 марта). Крестили новорожденную в Печерской обители, и восприемником ее был игумен. Когда пришло время княжне Феодулии учиться, то Священному Писанию ее учил отец, а всем прочим наукам — ближний его, болярин Феодор (память его 20 сент.). В детстве она увидела во сне Страшный суд: море огня и рай, и Пресвятая Богородица призывала ее разделять блаженство праведных, а Господь Вседержитель держал в деснице Своей книгу жизни. В другом видении ей был показан Печерский монастырь и иноки его, воспевающие славу Божию. И она задумалась над блаженством их, на земле уже ангелоподобных и в будущем наследников рая. В то же время игуменье Суздальского монастыря было откровение об имеющей поступить к ней дивной отроковице. Когда княжне Феодулии минуло 15 лет, она должна была ехать в Суздаль для вступления в брак с князем Миной, с коим она обручена была с детства. Но в сонном видении Пресвятая Богородица поведала ей, что этот брак не состоится, но что она должна остаться в Суздале. На пути она узнала, что князь Мина умер. Феодулия не вернулась домой. Она умолила игуменью Ризположенского монастыря (основанного в 1207 г. за городскими стенами) принять ее. Игуменья уступила, помня свое видение, и 25 сентября, в день памяти прп. Евфросинии Александрийской (V в.), постригли ее с именем Евфросиния. Узнав об этом, родители приняли это как волю Божию и покорились.

http://sedmitza.ru/lib/text/437690/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВФРОСИНИЯ МЛАДШАЯ [греч. Εφροσνη Να] (ок. 854, Пелопоннес - 8.11.923, К-поль), прп. (пам. греч. 8 нояб.). Сведения об этой святой дошли до нас в 2 агиографических сочинениях, составленных приблизительно через 400 лет после ее кончины: в Житии (в заглавии оно приписано Никифору Каллисту Ксанфопулу (BHG, N 627)), появившемся между 1295 и 1320 гг., и в Энкомии Константина Акрополита († ок. 1324), ранее в научной литературе фигурировавшем как Энкомий прп. Евфросинии Александрийской (BHG, N 626m). Совпадающая внутренняя хронология обоих текстов, в основе которых предположительно лежит некое более раннее сочинение, позволяет с большой точностью датировать основные события жизни Е. М. В источниках исторического характера имя Е. М. не упоминается, ее память не была включена в Синаксарь К-польской ц. Согласно Житию, Е. М. происходила с Пелопоннеса. Ее отец 5 раз назначался стратигом Пелопоннеса, был очень богат и благочестив. Родители долгое время молились о рождении ребенка, к-рого обещали посвятить Господу. Благодаря этим молитвам у них родилась Е. М. Вскоре она была отдана на воспитание в монастырь. Когда она подросла, родители отправили ее для дальнейшего воспитания в К-поль к родственникам, принадлежащим к роду Агеластов (об этом роде см.: Cheynet J.-Cl. Pouvoir et contestations à Byzance, 963-1210. P., 1990. P. 229 f.). Через нек-рое время дядя Е. М. решил выдать ее замуж и нашел для нее хорошего жениха из знатного рода. Но когда все приготовления к свадьбе были почти завершены, Е. М. ночью сбежала из дома и спряталась на мельнице. Там она прожила 3 месяца, питаясь только хлебом и водой и проводя все дни в молитве. Мельнику трижды снился один и тот же сон, в к-ром голос приказывал ему найти рабу Божию Евфросинию. Тогда мельник и его жена начали поиски и обнаружили святую в хижине, где она молилась. Они дождались конца молитвы, а потом вошли и попросили остаться жить у них. Однако Е. М. тайно покинула их ночью и отправилась в порт. Взойдя на корабль, направлявшийся в Анапл (местность на азиат. берегу Босфора, о ней см.: Mango C. Bosporos//ODB. T. 2. P. 312-313), Е. М. переоделась в муж. одежду и пришла в один из находившихся в районе Анапла муж. мон-рей (по версии Энкомия, в один из монастырей на горе св. Авксентия в Вифинии), назвавшись Иоанном (согласно Энкомию, Иоанникием).

http://pravenc.ru/text/187894.html

Прп. Пафнутий Александрийский и его дочь прп. Ефросиния. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 44) Согласно Житию, П. и его супруга жили в Александрии во времена правления имп. Феодосия II (408-450). Они отличались благочестием, были богаты, но долгое время не имели детей и горячо просили Бога даровать им ребенка. Однажды П. пришел в мон-рь и рассказал настоятелю о своем горе. По молитве игумена Бог даровал П. и его жене дочь, к-рую они назвали Евфросинией. После этого П. стал часто посещать тот мон-рь и щедро раздавать милостыню его насельникам. Когда Евфросинии было 12 лет, супруга П. скончалась, он же продолжал воспитывать дочь согласно заповедям Божиим. Через 6 лет после смерти жены П. решил выдать Евфросинию замуж за сына знатного и богатого вельможи. Перед свадьбой он вместе с дочерью пришел в мон-рь к игумену, к-рый когда-то молился Богу о рождении девушки. П. и Евфросиния взяли у игумена благословение на брак и 3 дня провели в обители. Евфросинии так понравилась иноческая жизнь, что она возжелала стать невестой Христовой. Однажды, когда П. был на праздновании дня памяти основателя того мон-ря, Евфросиния призвала к себе инока из этой обители и приняла от него постриг. Понимая, что отец может начать разыскивать ее в жен. мон-рях, Евфросиния переоделась в мужское платье и ночью ушла из дома. Придя в обитель, к-рую посещал П., она назвалась Смарагдом (Измарагдом), евнухом имп. двора, и игумен принял ее. П. безуспешно искал дочь по всей Ливии и Египту. В отчаянии он пришел к игумену мон-ря, к-рый повелел братии усердно молиться и держать пост в течение недели, чтобы Господь открыл П. местонахождение его дочери. Но и после этого Евфросиния не была найдена. П. продолжал посещать мон-рь. Однажды игумен повелел отвести его к Смарагду, недавно поступившему в обитель, но уже весьма преуспевшему в добродетели, чтобы тот побеседовал с ним и подал ему утешение. С того времени П. еще чаще приходил в обитель и подолгу беседовал со Смарагдом. Евфросиния прожила в мон-ре 38 лет. Перед смертью она призвала отца, открыла ему тайну и мирно почила. П. часть своего богатства раздал нищим, а часть пожертвовал в мон-рь, где, поселившись в келье дочери, прожил 10 лет, после чего скончался и был погребен рядом с нею.

http://pravenc.ru/text/2579800.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Евфросиния Александрийская, прп. Описания иконы Евфросиния Александрийская, прп. - житие Преподобная Евфросиния родилась в начале V века в городе Александрии в семье знатных и богатых родителей и была единственным ребенком. Мать Евфросинии умерла рано. Воспитывал девочку отец, Пафнутий, который был глубоко верующим, благочестивым христианином. Он часто посещал монастырь, игумен которого был его духовным наставником. Когда Евфросинии исполнилось 18 лет, отец хотел выдать дочь замуж. Он направился в монастырь к своему наставнику, чтобы получить благословение на предстоящий брак дочери. Игумен беседовал с девицей и дал ей свое благословение, но святая Евфросиния стремилась к иноческой жизни. Приняв тайно пострижение от инока-странника, она покинула отчий дом и решила поступить в обитель, чтобы провести жизнь в уединении и молитве. Опасаясь, однако, что в женском монастыре ее обнаружит отец, она, назвав себя евнухом Измарагдом, пришла в тот самый мужской монастырь, который с детства посещала вместе с отцом. Иноки не узнали переодетую в мужское платье Евфросинию и приняли в сво[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Грачаница. Ок. 1318.] Минологий. 25 (Прмч. Пафнутий, свт. Феофан (Феофил Ефесский/?/), прп. Евфросиния) и 24 сентября (первомц. Фекла). Фреска церкви Благовещения. Грачаница. Косово. Сербия. Около 1318 г. Файл 5880.jpg:   Размер: 593x1169, 0.69 MPix, 225 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (184) , (1) . Описание: [Дечани. Ок. 1350.] Минологий. 25 сентября (прп. Евфросиния справа). Фреска. Церковь Христа Пантократора. Дечани. Косово. Сербия. Около 1350 года. Файл 5881.jpg:   Размер: 957x960, 0.92 MPix, 101 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (167) , (0) . Описание: [Афон. XV.] Прп. Евфросиния. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге.

http://pravicon.com/icon-1749

25. Неделя 18-я по Пятидесятнице. Глас 1-й. Преставление прп. Сергия, игумена Радонежского, чудотворца. Прп. Евфросинии Александрийской. Прп. Евфросинии Суздальской (службу зри 18 сентября) . Перенесение мощей свт. Германа, архиеп. Казанского (службу зри 6 ноября) . Приводим порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении с бденной службой прп. Сергия Радонежского. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 1-й – 4, и преподобного, глас 6-й и глас 2-й – 6. «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Еже по образу соблюд невредимо...», «И ныне» – догматик, глас 1-й: «Всемирную славу...». Вход. Прокимен дня. Паримии преподобного – 3. На литии стихира храма и литийные стихиры преподобного, глас 6-й. «Слава» – преподобного, глас тот же: «Приидите, монашествующих...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Творец и Избавитель...» . На стиховне стихиры воскресные, глас 1-й. «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Монахов множества...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Безневестная Дево...» . По Трисвятом – «Богородице Дево...» (дважды) и тропарь преподобного, глас 4-й (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь преподобного, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Еже от века...». Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные . Полиелей. Величание преподобного и избранный псалом. «Ангельский собор...». Ипакои гласа. Седален преподобного по 1-м стихословии, глас 8-й: «Весь освящен...»; седален преподобного по 2-м стихословии, глас 3-й: «Еже к Богу мудрование...». «Слава» – седален преподобного по полиелее, глас 8-й: «Егда, блаженне...», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «О Тебе радуется...». Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 7-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов...». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба...». Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2 и преподобного (два канона) на 8.

http://patriarchia.ru/bu/2023-10-08/

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 8 октября 2024 года 25. Вторник. Преставление прп. Сергия, игумена Радонежского, чудотворца. Прп. Евфросинии Александрийской. Прп. Евфросинии Суздальской (службу зри 18 сентября) . Перенесение мощей свт. Германа, архиеп. Казанского (службу зри 6 ноября) . Приводим порядок совершения бденной службы прп. Сергия Радонежского. На великой вечерне «Блажен муж» – 1й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры преподобного, глас 6й и глас 2й – 8 (стихира, глас 2й: «Терпя нынешняя…» – дважды) . «Слава» – преподобного, глас 6й: «Еже по образу соблюд невредимо…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажит…». Вход. Прокимен дня. Паримии преподобного – 3. На литии стихира храма и стихиры преподобного, глас 6й. «Слава» – преподобного, глас тот же: «Приидите, монашествующих…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Творец и Избавитель…». На стиховне стихиры преподобного, глас 1й (со своими припевами). «Слава» – преподобного, глас 8й: «Монахов множества…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Безневестная Дево…». По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 4й (дважды) и «Богородице Дево…» (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобного, глас 4й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века…». Кафизмы 7я и 8я. Малые ектении. Седальны преподобного (по дважды). Полиелей. Величание преподобного и избранный псалом. Седален преподобного по полиелее, глас 8й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна – 1й антифон 4го гласа. Прокимен преподобного, глас 4й: «Честна пред Господем смерть преподобных Его»; стих: «Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?». Евангелие – преподобного. По 50м псалме: «Слава» – «Молитвами преподобнаго и богоноснаго отца нашего Сергия…». Стихира преподобного, глас 6й: «Иже на земли Ангела…». Каноны: Богородицы со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и преподобного (два канона) на 8. Библейские песни «Поем Господеви…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Евфросиния Александрийская, прп. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Евфросиния Александрийская, прп. - житие Эта страничка относится к разделу   Евфросиния Александрийская, прп. Преподобная Евфросиния родилась в начале V века в городе Александрии в семье знатных и богатых родителей и была единственным ребенком. Мать Евфросинии умерла рано. Воспитывал девочку отец, Пафнутий, который был глубоко верующим, благочестивым христианином. Он часто посещал монастырь, игумен которого был его духовным наставником. Когда Евфросинии исполнилось 18 лет, отец хотел выдать дочь замуж. Он направился в монастырь к своему наставнику, чтобы получить благословение на предстоящий брак дочери. Игумен беседовал с девицей и дал ей свое благословение, но святая Евфросиния стремилась к иноческой жизни. Приняв тайно пострижение от инока-странника, она покинула отчий дом и решила поступить в обитель, чтобы провести жизнь в уединении и молитве. Опасаясь, однако, что в женском монастыре ее обнаружит отец, она, назвав себя евнухом Измарагдом, пришла в тот самый мужской монастырь, который с детства посещала вместе с отцом. Иноки не узнали переодетую в мужское платье Евфросинию и приняли в свою обитель. В уединенной кел-лии в трудах, посте и молитве святая Евфросиния провела 38 лет и достигла высокого духовного совершенства. Ее отец скорбел о потере любимой дочери и не раз, по совету настоятеля, беседовал с иноком Измарагдом, открывая ему свою печаль, и находил у него духовное утешение. Перед кончиной преподобная Евфросиния открыла скорбевшему отцу свою тайну и просила, чтобы никто, кроме него, не приготовлял к погребению ее тела. Похоронив дочь, Пафнутий роздал все свое имущество нищим и монастырю и принял монашество. Десять лет, вплоть до своей кончины, он подвизался в келлии своей дочери. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Евфросиния Александрийская, прп. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-2281

Редчайшим изображением П. в составе житийного цикла прп. Евфросинии Александрийской являются фрески капеллы-молельни на хорах Спасо-Преображенского собора в Полоцке, соборного храма мон-ря, учрежденного и построенного прп. Евфросинией Полоцкой ок. 1161 г. Молельня при жизни основательницы служила ее личной церковью, близ нее святая имела место для сна. После смерти прп. Евфросинии эта молельня стала почитаться как святыня, она была расписана фресками, к-рые В. Д. Сарабьянов после их раскрытия датировал 1-й третью XIII в. (подробнее см.: Сарабьянов 2007. С. 162-166, ил. на с. 162, 163; Селицкий. 2016. С. 111, 113. Рис. 8). Одна из начальных сцен цикла - беседа П. с дочерью. Оба в мирских богатых одеждах сидят в креслах. Лик П. сохранился хорошо: длинные пряди с проседью, небольшая борода, крупные глаза с яркими белками усиливают впечатление от его внешности как уроженца юга. На нем аристократические красная туника, расшитый, украшенный жемчугом по вороту и по краям плащ, складки написаны объемно, струятся по форме тела, мягко ложатся на подлокотники и сиденье. Правую руку П. положил на грудь, левую поднял в вопрошающем жесте. Его обутые в сандалии ноги аккуратно поставлены на коврик. Эта сцена иллюстрирует сведения Жития о воспитании буд. прп. Евфросинии ее отцом, о наставлении в христ. благочестии; богатство обстановки выдает жемчужная инкрустация мебели. Очевидно, для прп. Евфросинии Полоцкой эта композиция и образ П. не только служили назиданием, но и напоминали ей о родителях. Иконописные подлинники, использовавшиеся в России в позднее средневековье и синодальное время, содержат лишь память П. 25 сент., но в Сводном иконописном подлиннике XVIII в. по списку Г. Д. Филимонова под этим днем упоминаются 2 египтянина с именем Пафнутий - П. и преподобномученик из Тентиры (Дендеры) ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 159). В. Д. Фартусов в своем руководстве, приводя сведения о преподобномученике-соименнике, описал его: «Житель пустыни, египетского типа, с большой бородой с проседью, в убогих и грубых тунике и мантии с куколем» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 26).

http://pravenc.ru/text/2579800.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010