Прощёное воскресенье Смотрите короткий ролик игумена Силуана (Туманова) о Прощенном воскресенье. Неделя (т. е. Воскресенье) сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощёное воскресенье – 17 марта 2024 г. Прощенным воскресеньем заканчивается Масленица, последняя седмица перед Великим постом. На это подготовительные недели к Великому посту заканчиваются и начинается собственно пост.   В последнюю неделю перед Постом Церковь вспоминает «первородный грех» человечества. Эта духовная катастрофа, постигшая людей на заре их существования, стала событием надвременным. Каждый из нас несет в себе «грех Адама», темный бунт своеволия, противления Творцу. Люди связаны между собой как части единого организма «Адама»; он запечатлен «образом и подобием Божиим», и он же заражен недугом ложного самоутверждения. Церковь указывает на «грех Адама» у порога поста, ибо он есть корень нашего несовершенства. Вознесенный Творцом над природой, человек изменил своему призванию и в результате сам подпал под власть стихий. Теперь он может овладевать ими лишь внешне, через знания и науку, но ключ к подлинному торжеству духа — внутри нашего существа. «Не думай о победе, если не победил себя», — гласит старинная мудрость. В природе тоже есть несовершенство, в ней господствует закон всеобщего пожирания. Отказываясь от животной пищи, человек противится этому закону и ставит дух выше тела. Таков смысл поста. Последнее воскресенье перед Великим постом называется прощеным. Евангелие, читаемое в этот день, напоминает, что нельзя совершать дело Божие, не примирившись с ближним. В монастырях издавна существовал обычай уединяться на время Четыредесятницы. Прежде чем разойтись, иноки испрашивали друг у друга прощение. В этот день (нередко сразу после Литургии) в храмах служится вечерня, в конце которой священник просит прихожан простить его, и они также просят друг у друга прощения.   Александр Мень «Таинство, Слово, Образ»     Из Триоди постной и последование богослужения на 13 марта   Создатель мой Господь,/прах от земли взяв,/животворным дуновением вложив в меня душу, оживил/и почтил, назначив на земле/владыкою всех видимых творений,/и Ангелам сообитателем./Сатана же коварный,/орудием своим змия употребив,/пищей меня соблазнил,/и от Божией славы отлучил,/и преисподней смерти предал в землю;/но, как Владыка и милосердный,/вновь меня к Себе призови.

http://predanie.ru/tema/proshhennoe-vosk...

Как простить тех, кого прощать не позволяет сердце? Я всё понимаю, я должен простить, я пытаюсь, но у меня ничего не получается 20 февраля, 2015 Я всё понимаю, я должен простить, я пытаюсь, но у меня ничего не получается Скоро Прощёное воскресенье. Светлый, радостный день перед началом Великого поста. Вопрос о настоящем, сердечном примирении с ближними всегда был актуален. Порой для того, чтобы простить обидчика, требуются годы серьёзной духовной работы. А иной раз отпускаешь человека легко. Сегодня многие христиане поставлены в условия, когда простить бывает очень сложно. Кто-то потерял друзей в идеологических спорах, кто-то оплакивает безвременно ушедших близких, кто-то остался без крова. Как не сорваться в бездну осуждения, проклятий, мстительности? Об этом мы беседуем с благочинным Александро-Невского округа в Славянске, настоятелем Александро-Невского кафедрального собора протоиереем Николаем Фоменко. — Отец Николай, сейчас, в канун Великого поста, нас ждёт последняя веха подготовки к нему — Прощёное воскресенье. Многих православных людей, даже глубоко воцерковлённых, опытных, нынешняя политическая ситуация поставила в сложное положение: нужно простить тех, кого прощать не хочется, кого прощать не позволяют принципы. И часто такой человек не знает, как ему быть: лгать себе он не может, но и просить прощения и прощать не может тоже. — Опытным православным такого человека сложно назвать, если он не знает, как поступить. Думаю, он всё-таки знает. Православный человек помнит прежде всего молитву «Отче наш», молитву Господню, которую Сам Бог нам заповедовал, где сказано: «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». В Прощёное воскресенье мы особо к этому прибегаем: прощаем и надеемся, что простится и нам. Если же говорить об отношении Церкви к происходящему, то наша функция — примирение душ, воспитание человека таким, чтобы он был гражданином Неба, чтобы он был Христовым человеком. Христианин прежде всего имеет в себе дух Христа. Когда мы читаем Евангелие, то нигде Господь и намёка не даёт на то, чтобы мы были мстительны. И если даже нам тяжело переживать те военные события, в которых мы жили и живём сегодня, нужно вспомнить подвиг Иова Многострадального, который ещё в Ветхом Завете показал пример терпения. Господь испытывал его, и он не ожесточился. Также у нас есть икона Божией Матери «Умягчение злых сердец», перед которой мы молимся о том, чтобы не только смягчить сердца врагов, но и самим смягчиться.

http://pravmir.ru/kak-prostit-teh-kogo-p...

Прощёное воскресенье. Чин прощения Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 52, 2008 2 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 52, 2008 Мы вплотную приблизились к Великому посту. Христова Церковь ставит нас перед осмыслением Святой Четыредесятницы. Отнестись к этому мы должны серьёзно, вдумчиво, ответственно. Пост предваряется Прощёным воскресеньем, чтобы мы простили ближним все согрешения против нас. Это условие абсолютно необходимо для стяжания чистоты сердца — задачи, которую мы будем решать в период прохождения постнического поприща. Можно, конечно, упростить чин прощения и свести его к чистой традиции, переняв при этом, положим, обычай отцов-пустынников, которые на время Святой Четыредесятницы уходили из монастырей в Синайскую, Египетскую и другие пустыни. Расставаясь с обителью, они прощались друг с другом и тут-то взаимно испрашивали прощение. Это, конечно, убедительный пример для подражания, но если мы воспримем его только как обычай, то пройдём мимо вероучительной значимости упомянутого деяния отшельников. Суть Божиего замысла в вопросе оставления грехов выражена в словах Спасителя Христа, поставившего Своё прощение в причинную зависимость от нашего прощения друг друга: Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людямсогрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф 6:14). Это выражено Спасителем столь категорично, что апостол любви Иоанн Богослов доносит нам смысл этих Христовых слов в таких выражениях: Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любитьБога, Которого не видит? (1 Ин 4:20). Этот-то радикализм и поставлен Христом Спасителем как условие прощения наших грехов, а значит — нашего приближения к Богу. Обусловлено это вот чем. Своим воплощением Христос Спаситель поставил Своё Божество в особую близость с воспринятой Им человеческой природой. А через человечество Своё Он соединил Себя со всем человечеством. Он сочетал людей в такое единство, что мог сказать: И кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает (Мф 18:5). В полном соответствии с этим и к человеку предъявляются Божии требования. Не простого повиновения от человека ожидает Бог; Божии повеления и реакцию на них трепещущего творения знало и ветхозаветное человечество. Нам же Христос простирает со Креста Свои объятия и взывает: Человече, даждьми сердце. И Бог ожидает от нас не просто воздержания от грехов; Он ждёт от человека абсолютной святости: Будьте святы, потому что Я свят (1 Пет 1:16). Потому мы ныне должны будем в чине прощения примириться с ближними не традиции ради, — мы от всего сердца простим все их согрешения, сполна раскроем всем и каждому своё сердце. Этим мы раскроем его и Богу своему.

http://pravmir.ru/proshhyonoe-voskresene...

Скачать epub pdf 7. Неделя сыропустная. Прощёное воскресение. О взаимном прощении и примирении (Мф. 6:14–21) «Прощайте, и прощены будете» ( Лк. 6:37 ). Великий пост, благочестивые слушатели, мы встречаем прощёным воскресением. Сегодня святая Церковь призывает нас братски обнять и сердечно простить друг друга все взаимные долги – обиды, поношения, оскорбления. Это нужно сделать потому, что в наступающем Великом посту все мы будем призваны говеть, приносить покаяние на исповеди, прося у Бога прощения во всех согрешениях, в том числе и против ближних. Святая Церковь заранее предупреждает сегодняшним Евангельским чтением, что Бог нас прощает только тогда, когда мы сами прощаем людям согрешения их. Христос говорит: Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный. А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец Ваш не простит вам согрешений ваших ( Мф. 6:14–15 ). Если кто-либо захотел бы принести свой дар к алтарю, то сначала должен примириться с братом своим и уже тогда принести дар свой ( Мф. 5:23–24 ). Как видите, братия и сестры, отношение к нам Бога зависит от нашего отношения к людям. Если мы им прощаем и примиряемся с ними, то и Он нас прощает и примиряется с нами. И, наоборот, если не прощаем, то и Господь нас не прощает. Почему это так? Почему наши отношения к Богу тесно связаны с нашим отношением к человеку, друг к другу? Вспомним, что две основные заповеди даны нам Богом: заповедь любить Бога и заповедь любить ближнего своего ( Лк. 10:27 , Мф. 22:37–39 , Мк. 12:30–31 ). Эти заповеди, неразрывно связанные между собой, объединяются у христианина в одном чувстве и в одном слове люби. Люби Бога и одновременно и человека. Кто говорит: „Я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец, ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? ( 1Ин. 4:20 ). А между тем, братия и сестры, мы часто слышим и сами говорим такие слова: «Бога я люблю и молюсь Ему, а вот к людям не лежит моё сердце: они ко мне плохо относятся, и я совсем не люблю их». Такие слова – самообман и лукавство. Если людей мы не любим или равнодушны к ним, то и дорогу к Богу не найдём в своём сердце: омрачённое неприязнью или равнодушием к людям, оно будет равнодушно и к Богу. Хотя бы по привычке и будем продолжать молиться, но молитва наша будет сухая, холодная, нудная, недоходчивая. Сердце христианина едино и неделимо: если оно любит, то любит и Бога, и человека, если ожесточается и черствеет, то и к Богу, и к человеку. Для нас, христиан, выбора нет: наше сердце может согреваться и гореть только двуединой любовью – и к Богу, и к человеку. Поэтому всякий раз, когда мы собираемся молиться Богу, надо предварительно смягчить своё сердце к человеку, прощая его ( Мк. 11:25 ) и уже этим смягчённым, тёплым сердцем молиться Богу. Такая молитва будет иметь в себе силу подняться до неба, ибо в сердце молящегося будет и Бог, и человек: любовь к Тому (Богу) и другому (человеку).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Великий пост. Подготовительные недели Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 52, 2008 2 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 52, 2008 Хорошо известно и многократно засвидетельствовано, что вершина православного богослужения — Страстная и Пасха. Все важнейшие тексты песнопений и молитв Святой Четыредесятницы — избранного времени церковного года — продолжают нас восхищать точностью, силой, глубиной, поэтической изысканностью. Часто, к сожалению, мы не уделяем должного внимания подготовительному периоду к Великому посту, воспринимая это глубокое в богослужебном плане время как последнее (накануне воздержания) право на расслабление. И как результат — поверхностно проведённый пост, Страстная — в суете, также и душевно­эмоциональная — не более — Пасха. Между тем как ребёнка начинают воспитывать задолго до рождения, подобно тому и плод поста взращивается ещё минимум за месяц до Прощёного воскресенья. Начало названного подготовительного периода обычно связывают с пением Триоди Постной — богослужебной книги, охватывающей трёхнедельный предпостовой интервал, саму Четыредесятницу и Страстные дни, вплоть до Великой Субботы. Но ещё раньше, в Неделю по Богоявлении, мы слышим в храме первую проповедь Господа Иисуса Христа: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф 4:17). Эта проповедь — альфа слова Спасителя на земле — даёт начало подготовительному пути к Великому посту и одновременно благословляет на всежизненный покаянный подвиг, имеющий стать омегой нашей временной жизни, да перейдём в жизнь вечную, где Сам Господь — Начало и Конец, Альфа и Омега. Где-то около Недели по Богоявлении обычно наступают последние воскресенья перед пением Постной Триоди — Недели 31-я и 32-я по Пятидесятнице. В эти дни читаются за литургией фрагменты из Евангелия от Луки, следующие один за другим: повествования об исцелении Господом слепца у ворот Иерихона (Лк 18:35–43) и об обращении в том же городе начальника мытарей Закхея (Лк 19:1–10). Заметим параллель с притчей о милосердном самарянине.

http://pravmir.ru/velikiy-post-podgotovi...

Закрыть itemscope itemtype="" > Сыропустная седмица и Великий пост Галина Чудинова о Масленице 07.03.2016 782 С седьмого марта неделю будет длиться на Руси сыропустная седмица, ласково называемая в народе Масленица. Каждый из её дней имеет свои названия: Понедельник – встреча, Вторник – заигрыш, Среда – лакомка, Четверг – широкая Масленица, Пятница – тёщины блины, Суббота – золовкины посиделки, Воскресеньепрощённое воскресенье. Во все дни сыропустной седмицы пища скоромная, но без мяса: предпочтение отдаётся рыбе, маслу, сырам, молоку, всем молочным продуктам да блинам и оладьям. В старину на Руси традиционно устраивались в эту неделю народные гуляния, молодецкие забавы, кулачные бои «стенка на стенку», взятие снежных городков. Завершается неделя проводами русской зимы, сожжением чучела Масленицы и прощённым воскресеньем. Православные христиане говорят при этом друг другу: «Простите, Христа ради!». Полагается прощать, ибо все мы отнюдь не безгрешны. «Не всё коту Масленица, будет и Великий пост!» – гласит мудрая русская пословица. В нынешнем году начнётся он с четырнадцатого марта и продлится ровно семь недель, до первого мая, до Пасхи Христовой. Этим дням посвящены лучшие духовные произведения классической русской литературы. Тут и «Чистый понедельник» Ивана Бунина, и «Лето Господне» Ивана Шмелёва, и «Отцы пустынники и девы непорочны» Александра Сергеевича Пушкина . Согласно церковному Уставу, в Чистый понедельник трапезы не бывает: больным же, старикам, слабым и детям позволяется к вечеру вкусить хлеба и воды. В отечественной истории известны случаи, когда русское воинство в канун решающей битвы постилось и молилось три дня, а после, с Божьей помощью, одерживало победу над врагом. Согласно статистическим данным, в России в настоящее время постится не более трёх процентов её населения, печальные последствия этого видны невооружённым глазом: курение, алкоголизм, наркомания, всякого рода преступления. Необходимо помнить, что пост – это не диета, а строгое соблюдение церковных правил, время для духовного очищения, для покаяния и добрых дел.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/03/07/sy...

13. Сотрудник Братства св. Гурия. 27 февраля 1910 года Вернитесь в св. Церковь ( Слово на Прощёное Воскресение ). Во имя Отца и Сына и Св. Духа. Благодарю Господа, братия мои, что я с вами снова начинаю первую седмицу Великого поста. И о чём же мне говорить сейчас, как не о покаянии, посте и молитве! Когда вы исповедовались, то обращали ли внимание на слова, которые говорит вам духовник ваш? Примири, Господи, и соедини всякого кающегося святей Твоей Церкви о Христе Иисусе Господе нашем… В таинстве покаяния, когда мы грехи свои говорим духовнику и получаем разрешение их, мы вновь соединяемся со св. Церковью, от которой отделились грехами своими и в Церкви получаем очищение от грехов и благодать св. Духа. Обращали ли вы ваше внимание на эти слова примири и соедини? Братия возлюбленные! Мы должны со св. Церковью соединиться раньше, чем соединяться с Господом Спасителем! Он говорил нам: „и будет едино стадо и един Пастырь», – мы дерзновенно можем приблизиться к Нему, если исполняем этот завет Его, если единую церковную семью составляем с братьями нашими, если живём с Церковью святой – Телом Христовым. Благодать Божия живёт во св. Церкви; если мы отделяемся от Церкви, то отвращаемся и от благодати и таинства её восприять не можем. Если мы подходим к святой Чаше, не примирившись с братом своим и, следовательно, не принеся пред духовником полного покаяния, чтобы получить через него прощение от всей Церкви, то мы изменяем завету любви, который один только может сделать нас достойными восприять благодать Божию. Значит, мы надеемся тогда на свои только силы, на силы естественные; но, дорогие мои, они совершенно недостаточны, чтобы подготовить нас к принятию даров Божественных! По гордости и неразумию мы не хотим иногда знать Церкви, мы не хотим жить с ней единой жизнью, но тогда и Церковь не может поддерживать нас, блюсти нас, и мы остаёмся одинокими и бессильными в борьбе с грехом и в искании спасения. Братия возлюбленные, не отделяйте себя ничем от Церкви Христовой, живите ею и в ней, ибо она великая сила и всё может дать вам. А если вы грехами своими ушли от неё, то благодарите Бога за ту милость, которая оставлена вам: покаянием перед духовником, т. е. перед Церковью, вы снова вступаете в неё и, примирившись с нею, черпаете в ней силу, и она ведёт вас по пути спасения. Радуйтесь этой милости и пользуйтесь ею!

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

IV. Въезд и венчание Бориса на царство 26-го февраля, в прощёное воскресенье на масленице, царь Борис Феодорович совершил торжественный въезд в Москву. Народ встретил его пред стенами города и поднёс ему хлеб, кубки, соболя, жемчуг и иные царские дары. Но новый царь принял только хлеб, „сказав, что богатство в руках народа ему приятнее, нежели в казне». У врат Успенского собора царя встретил святейший патриарх Иов с духовенством со крестами и иконами. Отпев молебен, патриарх вторично благословил на царство „Богом избранного государя, царя и великого князя Бориса Феодоровича», осенив его крестом животворящего Древа, и по благословении пели царское многолетие „государю, Богом избранному, и Богом возлюбленному, и Богом предпочтённому царю и великому князю Борису Феодоровичу, всея Руси самодержцу, и его благоверной и христолюбивой царице и великой княгине Марии, и их благородным чадам, благоверному царевичу Феодору Борисовичу и благоверной царевне Ксении». В это время патриарх, духовенство, бояре и всенародное множество радостно поздравляли царя, а патриарх, благодаря Бога, воскликнул: „Благословен Бог , ибо не презрел нашего моления, услышал вопль и рыдание христиан, преложил их скорбь на веселие, и даровал нам царя, которого мы денно и нощно просили со слезами!» Отслушав обедню в Успенском соборе, царь Борис пошёл „прощаться» сначала в Архангельский собор, где, поклоняясь гробницам великих князей и царей московских, говорил со слезами: – Великие государи! Хотя телом от своих великих государств вы и отошли, но духом всегда пребываете неотступно и, предстоя пред Богом, молитву творите: помолитесь и обо мне и помогите мне! Из Архангельского собора пошёл в Благовещенский и потом к патриарху Иову. Долго побеседовав с ним наедине, царь испросил у него прощение, простился с духовенством и боярами и, совершив сей трогательный обряд прощения, возвратился снова в Новодевичий монастырь, предупредив, что в монастыре он пробудет у вдовствующей государыни царицы инокини Александры до Светлого Христова Воскресения, так как царица ещё была больна от перенесённой печали.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Архиепископ Горловский и Славянский Митрофан: Разве не страшно предстать перед Ним с ненавистью? 23 февраля, 2015. Митрополит Горловский и Славянский Митрофан Мы с вами находимся в преддверии Святой Четыредесятницы В вечер Прощёного воскресенья архиепископ Горловский и Славянский Митрофан совершил вечерню с чином прощения в нижнем храме в честь Новомучеников и исповедников Русской Церкви Богоявленского кафедрального собора. По окончании богослужения владыка обратился к прихожанам с архипастырским словом. Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Мы с вами находимся в преддверии Святой Четыредесятницы, которая приведёт нас к празднику Святой Пасхи. Мы сегодня идём по этой дороге для того, чтобы одержать самую главную победу — победу над самими собой. В течение этих дней мы непрестанно будем бороться сами с собой, со своими греховными привычками и привязанностями, страстями, которые так или иначе будут проявлять себя в нашей жизни и восставать против нас, а мы будем восставать против них. В этой борьбе мы проведём следующие сорок дней для того, чтобы с Божией помощью одержать победу, и в ночь Светлого Христова Воскресения праздновать не только воскресение Христа из мертвых, но и победу над грехом в своей жизни, в своей душе, освобождение от тех пут, в которых душа находилась. На этой дороге мы будем не одни. В эти дни с нами будет Церковь. Опираться мы будем на ту всесильную помощь, которую даёт нам Господь, когда мы прибегаем к Нему и обращаемся с молитвой. Первое препятствие, которое нам нужно преодолеть, первый камень, который нам нужно отодвинуть, идя по этой дороге — это вражда, ненависть и обида, которые могут найти себе место в нашей душе и в нашем сердце. Если мы этот камень не сбросим со своей души, то весь наш пост, все наши молитвы, поклоны и добрые дела не помогут нам и не приблизят нас к Богу. Если в сердце будет ненависть, вражда, неприязнь, то благодать Божия в такое сердце не сможет войти: она не найдёт там для себя места. Поэтому существует такой обычай — в вечер перед началом Великого поста православные христиане собираются вместе в храмах Божиих, встречаются друг с другом в домах и просят друг у друга прощения.

http://pravmir.ru/arhiepiskop-gorlovskiy...

Закрыть Россия — наследница Византии и Золотой Орды В Москве во время выборов Президента России прошли Божественные Литургии на татарском (кряшенском) и персидском (таджикском и фарси) языках 07:01 19.03.2024 310 Время на чтение 5 минут Фото: Предоставлены организаторами 16 марта 2024 года в Москве в преддверии Прощёного Воскресения и Великого Поста во время выборов Президента России состоялось знаковое событие — прошли Божественные Литургии на языках Русского Востока — татарском и персидском, говорится в пресс-релизе, поступившем в редакцию РНЛ. Божественная Литургия на татарском (кряшенском) языке была совершена в Храме Толгской иконы Божией Матери в Высоко-Петровском мужском монастыре по благословению его наместника — викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, председателя Синодального миссионерского отдела, епископа Луховицкого Евфимия (Моисеева). Богослужение возглавил настоятель подворья Троице-Сергиевой Лавры в Горках-8 Московской области архимандрит Дорофей (Вечканов), ему сослужил руководитель Отдела по организации кряшенской миссии Татарстанской Митрополии, благочинный Алексеевского округа Чистопольской епархии протоиерей Павел Чурашов. В Божественной Литургии так же приняли участие: председатель Союза православных татар, директор Татарской национально-культурной автономии района Тёплый Стан, глава Московской татарской православно-христианской общины Бухарова Динара Абдулбяровна, православные татары Москвы и кряшены Татарстана, в том числе проживающие на территории Московского региона. Перед Причащением Святых Христовых Таин участники Литургии попросили друг у друга прощения и простили друг друга Христа ради. По окончании Богослужения уже традиционно был пропет тропарь Пасхи на современном татарском языке византийским распевом. В тот же день после Божественной Литургии на татарском языке в Храме иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» в Отрадном была совершена Божественная Литургия на персидском (фарси и таджикском) языке. Богослужение возглавил заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, ответственный за миссию среди мигрантов, настоятель Храма иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» иерей Дионисий Гришков.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/19/ro...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010