Специально отобранных молодых подьяков ежегодно обучали исполнению ролей вавилонских отроков для пещного действа; подготовка заключалась гл. обр. в разучивании большого количества песнопений, сопровождавших обряд. Учителями были наиболее опытные певцы патриаршего или реже государева хора. В 1613 г., напр., «отроческим учителем» был назначен патриарший певчий дьяк Григорий Андреев; в 1618 г.- «пещного действа мастер» дьяк патриаршего хора Сила Матвеев (РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. 199. Л. 196 об.; 203. Л. 238 об.). С 1619 по 1621 г. подготовкой «отроков» занимался уже государев певчий дьяк Юрий Букин, но в 1622-1634 гг. «учил отроков петь к пещному действу» патриарший певчий Андрей Кузьмин; в 1636-1641 гг.- известный впосл. учитель всех малых подьяков дьяк патриаршего хора Богдан Иванов (РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. 205. Л. 106 об.; 207. Л. 202; 208. Л. 129; 280. Л. 194 и др.; 535. Л. 16 об.; Ф. 235. Оп. 2. 1. Л. 186 об.; 9. Л. 470; 12. Л. 131, 455; Ф. 396. Оп. 1. 3033. Л. 10). «Отроческому учителю» на неделю, в течение которой он должен был обучить певцов-«отроков», обычно давалось из казны 20 алтын (0,6 р.) на дрова и свечи; после совершения обряда ему жаловалось сукно на сумму в 2-2,5 р., а иногда и дороже, и 2 р. деньгами. Большое место в непевч. деятельности, но связанной с пением дьяков и подьяков занимало написание нотированных книг и тетрадей. Певч. книги и тетради хранились в государевых и патриарших «хоромах» при особых Певческих палатах, где пребывали певцы. По этим книгам в хорах пели, обучали певч. искусству. Книги были на учете, составлялись их описи. Часть книг находилась непосредственно в основных местах службы певцов - в соборах. Сохранилось множество документальных свидетельств подобной писцовой деятельности П. п. Так, в одном из документов говорится, что патриарший певчий дьяк Феодор Константинов в июне-авг. 1667 г. покупал бумагу для письма подьяками «переводов» (РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. 43. Л. 171, 200). По-видимому, он и обучал молодых певцов, как писать певч. книги. Нек-рые из рукописей, написанных им самим, хранились в царской б-ке: «Канон Пасце греческой», «2 тетрати в полдесть, а в них Степенна на 8 гласов», «Стихиры хвалитные и стиховные», «Успению Богородицы празник да канон», «2 славника знаменных да тропарь, да кондак греческой» и др. ( Протопопов. 1977. С. 129, 131). В описи государевой б-ки 1682 г. кроме уже отмеченных встречаются сведения о певч. рукописях, написанных следующими певцами: Юрием Букиным, Семеном Денисовым, Богданом Златоустовским, Алексеем Никифоровым, Григорием Панфиловым, Иваном Семёновым, Юрием Фёдоровым, служившими в государевом и патриаршем хорах преимущественно в 1-й пол. XVII в. (Там же. С. 129-132).

http://pravenc.ru/text/2579762.html

Т. 5. С. 106, также с. 100, 102, 105, 108, 111, 116 и др.). 16 окт. того же года в Москву была торжественно возвращена икона Божией Матери, к-рая была в бою с воеводой И. А. Хованским под Ляховичами и оставалась на Польской земле. Сопровождая образ, «пели дорогою государевы певчие дьяки канон греческой Успению... На Лобном месте пели певчие дьяки патриарховы, и с Лобного места до собору пели греческой канон «Воду прошед»» (Там же. С. 117). 7 марта 1668 г. патриарший хор исполнил кондак «Возбранной Воеводе» в 2 вариантах - «греческую меньшую» и «болшую греческую», 25 мая - «стих греческой: «Приидите Пречистую почтем»»; 17 марта 1669 г., в день рождения царя, патриаршие дьяки пели обедню «греческую»; 1 сент. 1674 г. весь патриарший хор исполнил тропарь «Повеленное таинство» трижды «греческим пением» (Там же. С. 122, 127, 140, 152). Значительное количество рукописей греческого распева написал в тот период патриарший певчий дьяк Феодор Константинов. Нек-рые из них попали в б-ку государевых певцов: «Канон Пасце греческой», «Кафизма Блажени непорочны с припевы... греческого роспеву», «Канон Ивану Златоусту греческой» и т. д. ( Протопопов. 1977. С. 129, 131). В дек. 1687 г. у диакона Покровского собора на Рву для П. п. был приобретен Обиход «греческого и словенского четверогласного пения», а 12 дек. 1695 г. подьяков наградили «за пение, что выпели Октай осмогласного греческого пения» (РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. 127. Л. 185; 160. Л. 254 об.; см. также: Дубровский. 1869. С. 24, 30, 52-54). Расходные документы Патриаршего двора 90-х гг. XVII в. содержат записи о покупке бумаги для письма «греческих переводов» и о ее «линевании», что говорит о наличии в репертуаре хоров партесного варианта песнопений греческого распева (напр., в авг. 1699 были написаны Трезвоны «греческого четвероголосного роспеву» - РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. 170. Л. 165; 173. Л. 161 и др.). В репертуар хора П. п. входили также песнопения антиохийского и болгарского распевов (см., напр.: РГБ. Ф. 379. 19. Л. 129, 178, 199 об., 253).

http://pravenc.ru/text/2579762.html

В описи 1682 г. нотной б-ки царя Феодора Алексеевича упоминаются греч. «канон пасце», псалмы, «охтай да азбука», «книга ирмосы метелиева (=мелетиева.- Ред.) роспеву», блаженны и отдельная «коробья белая, а в ней книги и тетради певчие греческие»: каноны Рождества Христова, Пресв. Богородицы «Воду прошед», Богоявления, Иоанна Златоуста и др., стихиры Введения, непорочны с припевами, кондаки и др. песнопения, многие из к-рых - письма дьяка Феодора Константинова ( Протопопов. 1977. С. 129-131). Новый монодийный репертуар Г. р. получил распространение, в частности, и на укр. и белорус. территориях, присоединенных в 1667 г. к Московской Руси (Нац. музей Беларуси. 459). Укр. и белорус. переписчики, составлявшие Ирмологионы в Москве и С.-Петербурге, также вписывали в них песнопения Г. р., применявшиеся в России и не типичные для укр. и белорус. традиций: греч. каноны, песнь «Тебе, Бога, хвалим», антифон 4-го гласа «От юности моея» и др. (часто с названиями:     (  )). Включение в Ирмологионы разных песнопений Г. р. стало типичным признаком влияния российской певч. традиции (Ирмологион Г. Головни. СПб., 1752 г.- НБУВ ИР. Ф. ДА. 351п). В XVII-XVIII вв. достаточно широкое распространение как в монастырской, так и в соборно-приходской практике получают партесные гармонизации Г. р. для 3, 4, 5 или 8 голосов. Так, в отечественных хранилищах выявлено 24 многоголосных списка певч. книги Праздники Г. р. (всего 83 единицы хранения 20-80-х гг. XVIII в., см.: Плотникова. 2005. С. 5, 71-76). Наиболее длительное - до кон. XVIII в.- употребление партесного многоголосия Г. р. отмечается для Русского Севера ( Буцкая. 1991. С. 110). Новый этап в распространении и одновременно унификации Г. р. начался после публикации песнопений Г. р. в московских синодальных нотных изданиях 1772 г. Все тексты изложены здесь на церковнослав. языке. В разных разделах синодального Обихода распределено до 30 циклов песнопений и отдельных песнопений Г. р., известных с XVII в. Примерно 1/3 их относится ко всенощному бдению (Пс 103, «Блажен муж», полиелей, Пс 136, тропари - «Богородице Дево», «Рождество Твое, Христе Боже наш» и воскресные по непорочнах; «Бог Господь» с тропарями и богородичными, «Величит душа моя Господа»). Неск. меньшее число песнопений и жанровых групп Г. р. вошло в литургию киевского распева синодального Обихода («Святый Боже», блаженны, «О Тебе радуется», «Да исправится молитва моя», задостойники). В певч. Триоди Г. р. изложены песнопения субботы 5-й седмицы Великого поста («Повеленное тайно», «Взбранной Воеводе»), Страстной седмицы («Благообразный Иосиф», непорочны Великой субботы и тропари по непорочнах), Пасхи («Христос воскресе», «Воскресение Твое», «Ангел вопияше», «Да воскреснет Бог»). На молебнах исполнялось «Тебе, Бога, хвалим» Г. р. В издании Ирмология 1772 г. Г. р. включен в дополнительный раздел вслед за осмогласником и представлен гл. обр. припевами на 9-й песни праздничных канонов.

http://pravenc.ru/text/166465.html

Сего ради должен есть нововводныя чины церковныя к вам обьявити в служебниках московския печати написано. Молитвы архиерейския глаголются внегда иерею служити самому зася глаголати, имиже многия страсти человеческия от архиереи и от иерей решатся преложены ныне на лицо иерейско, яко иерею самому зася глаголати. А в греческих служебниках, и в наших старых, иже засто и задвесте и затриста лет и множае писано: тех молитв необретается. И вдействе многая различия, и предсвятою литоргиею отпуста на всю церковь неположено в греческих, и в наших старых переводах. И осем прошу решения, новым ли нашым печатным служебником последовати, или греческим, и нашым старым которые купно обои един чин и устав показуют. И ектеньи во святеи литоргии сугубыя положены молебныя за многия прошения. А в греческих и в наших служебниках малыя: и о сем како быти. И великий государь царь и великий князь алексей михайловичь всея русии самодержец. И преосвященныя митрополиты и архиепископы, и епископы. Макарий митрополит новгородский и Великолуцкий. Корнилии митрополит казанский и свияжский. Иона митрополит Ростовский и Яросславский. Селивестр митрополит сарский и подонский. Михайло митрополит сербский. Маркел архиепископ вологодский и великопермский. Софроний архиепископ суздальский и торуский. Мисаил архиепископ резанский и муромский. Макарий архиепископ псковский и изборский. Павел епископ коломенский и коширский. И священныя архимандриты и игумены. Живоначальныя Троицы сергиева монастыря архимандрит андреян. Чюдова монастыря архимандрит ферапонт. Спаса новаго монастыря архимандрит никои. Симонова монастыря архимандрит илия. Андронникова монастыря архимандрит ермоген. Лужецкаго монастыря архимандрит .... 451 Богоявленскаго монастыря иззаторгу архимандрит серапион. Соловецкого монастыря архимандрит илия. Знаменского монастыря игумен варлам. Испереславля Борисоглебского монастыря игумен антоний. Большаго собора пречистыя Богородицы протопоп иоанн. Благовещенскои протопоп стефан. Архангельскои протопоп никифор. Спаскои протопоп григореи. Сретенскои протопоп петр. Рождества Богородицы протопоп андреян. Вознесенской протопоп иоким. Никольскои протопоп Климент. Рождества Христова протопоп 452 .... Спаса нерукотвореннаго протопоп александр. Попровскои (sic!) протопоп артемий. Александровскои протопоп феодор. Черниговскои протопоп михаило И весь освященныи собор, вси едино отвещали достоино и праведно исправити противостарых харатеиных и греческих.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/skr...

Смиренныи макарии Божиею милостию митрополит великаго нова града и великих лук; Смиренныи корнилии митрополит казанский исвижаский; Смиренныи Иона митрополит, ростовскии иерославскии; Смиренныи селивестр митрополит сарский и подонский. Смиренныи михаил митрополит Каласиискыи, и Кратовскыи; Смиренныи марекел архиепископ вологоцкии Смиренныи софронии архиепископ суздалскии и тарускии Смиренныи мисаил архиепископ резанскии и муромскии; Смиренныи епископ Павел коломенский и коширский; а что говорил на святем соборе о поклонех и тот устав харотеинои во оправдание положил зде а другои писмянои Чюдова монастыря архимандрит ферапонт Спасского нового монастыря архимандрит никои Андроньникова монастыря архимандрит ермоген Богоявленскаго монастыря иззаторгу архимандрит серапион Соловецкого монастыря архимандрит илия Пречистые Богородицы симонова монастыря архимандрит Илья Знаменскаго монастыря игумен варлам Большаго Богородицкого собору протопоп иоан подписал Архангелскои протопоп никифор подписал Преображенскои протопоп григории подписал Стретенскои протопоп петр подписал Рожества Богородицы протопоп андреан подписал Рожества Христова протопоп трофим подписал Николскои Протопоп Климент подписал Спаскои что у государя на сених протопоп александр подписал Покровскои что нарву протопоп артемеи подписал Князь александра невскаго чюдотворца протопоп федор потписал 443 Источник наш начинается следующим образом: ДЕЯНИЕ МОСКОВСКАГО СОБОРА, БЫВШАГО В ЦАРСКИХ ПАЛАТАХ в лето от создания мира 7162, от воплощения же Божия Слова 1654. Издание (второе) братства св. Петра митрополита, сделанное по подлинному списку соборнаго деяния. МОСКВА. В синодальной Типографии. 1887. От Московскаго духовно-цензурнаго Комитета печатать дозволяется. Москва, маиа 4 дня, 1887 года. Цензор, протоиерей Симеон Вишняков. 444 Здесь в подлиннике оставлено пустое место; а в другом списке деяния, хранящемся в Моск. Синод. Библиотеке в числе разных не переплетенных статей под и в «Скрыжали» сем месте читается: «прамифии сиречь утешение».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/skr...

Стефан Вонифантьев, протопоп Благовещенский. 1645–1656 гг. Чт. Общ. И. и Др. 1887, III, 79–80. Проф. Н. Ф. Каптерев , Патр. Никон и его противники; Патриарх Никон и царь Але- ксей Мих., I. Извеков, 88, 100–102. Скончался иноком Савватием 11 ноября 1656 г. Каптерев, II. Никон и ц. Алексей, I, 132. – царя Алексея Михайловича. Лукиан Кириллов, протопоп Благовещенский. 1657–1666 гг. Извеков, 88, 102. Субботин, Материалы, V, 65. Андрей Савинов Постников, протопоп Благовещенский. 1666– 1671 гг. Христ. Чтение, 1902, Янв., 126–139. Извеков, Духовник царя. Алексея Михайловича, протопоп А. С. Постников. Ср. Моск. кремл. церкви, 102 – 110. Чт. О. И. И Др. 1896, I, 5. Никита Васильевич 11, протопоп Благовещенский. 1676–1684 гг. Житие Федора Ртищева (1675 г., июнь: «священник ц. Рождества Пресв. Богородицы иже в дому царском имянем Никита, муж жития святого, иже потом бысть царский духовник», изд. проф. Козловского, стр. 167. Киев. Унив. Изв. 1906 г., дек.). Извеков, 88, 110. Участвует в венчании на царство царя Федора Алексеевича. Чт. Общ. И. и Др. 1883, I, 99. Меркурий Гаврилович, протопоп Благовещенский. 1685– 1692 гг. Извеков; 88, 111. –царя Федора Алексеевича. Иларион, игумен Флорищевой пустыни (1655–1681г.), после архиеп. Суздальский (1681–1705). В. Т. Георгиевский , Описание Флорищевой пустыни, 61. Но в Житии Илариона (стр. 104 по отд. оттиску из Прав. Соб. 1868 г) он называется лишь «о Христе духовным собеседником» царя Федора. Феофан Феофилактович, протопоп Благовещенский. 1693 – 1700 гг. А. И. V, 218. Клятвенное обещание Феофана. Извеков, 88, 114–112. Алмазов, II, 170–172. Номинальный духовник. – царя Петра I Священник Верхоспасского собора. До 1696 г. Извеков, 112. Петр Васильевич протопоп Архангельский. 1696 г. Извеков, 112. Родоначальник Надаржинских(?) Знаменский, Приходское духовенство со времени реформы Петра I, стр. 105. Яков Игнатьев, протопоп Верхоспасского собора. До 1718 г. Соловьев, История, IV кн., 410– 486. Устрялов, Жизнь Петра Великого, т. VI, стр. 266, 269, 272–278. См. выше. – царевича Алексея Петровича. Приложение II. Исповедь земле 924

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

47 Блаженный Гермоген, упоминая об избрании Гурия в кандидата на Казанскую епархию, говорит: «и любим бывает Самодержцу Царю преподобный Гурий». См. рукописное житие. 49 Так говорят: блаженный Гермоген в рукописном житии, и все виденные списки сего жития, Пролог, Минея-Четья, История вкратце о Татарском царствии, писанная в семнадцатом веке и другие древние акты. – Хотя Русский летописец от пришествия Рюрика до кончины Иоанна Васильевича (ч. V, стр. 68).Летопись по Никонову списку (ч. VII, стр. 231), Синодик Казанского Благовещенского Собораи некоторые другие древние акты сказывают, что рукоположение святителя Гурия было 3-го дня февраля; однакож это число ими принято ошибочно. В 3-е число Февраля, вероятно, было не рукоположение, а только наречение Святителя Гурия. 51 Русский летописец говорит: «При рукоположении св. Гурия с митрополитом действовали священные архиепископы и епископы: архиепископ Пимен Нова-города и Пскова, архиепископ Никандр Ростовский, владыка Афанасий Суздальский, владыка Гурий Смоленский, владыка Гурий Рязанский, владыка Иоаникий (Акакий) Тверской, владыка Феодосий Коломенский, владыка Крутицкий Нифонт, владыка Киприан Вологодский, архимандрит из Володимира Рождественский Закхей, архимандрит Спасский Никифор, архимандрит из Нова-города Юрьевский Геннадий, архимандрит Чудовский Левкий, игумен Троицкий Сергиева монастыря Иларион, архимандрит Симановский Алексий, архимандрит Андрониковский Иосиф, игумен Маркель Хутынский из Нова-города, игумен Симеон Кирилловский, игумен Богоявленский Варлаам, игумен Панфнутьевский Вениамин, игумен Иосифовский Галактион, протопоп из Владимира Пречистенский Евсигней, протопоп Пречистенский Иоанн, протопоп из Нова-города Софийский Димитрий, протопоп Архангельский Тимофей, протопоп Спасский из дворца Ермолай, протопоп Вознесенский Димитрий, протопоп Рождества Пречистой Тихон, протопоп Никольский Амос, протопоп Рождества Христова, да игумены и священники соборные, и всех служащих было с митрополитом в Пречистой и с архиепископом Казанским, архиепископов и епископов, архимандритов и игуменов, протопопов и попов, архидьяконов, протодьяконов и дьяконов 76, опричь подьяков». Часть V, стр.69.Никон.летоп. Часть VII, стр 231 и 232.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

говору и уложен(ь)ю руки свои приложили. А сверх сего улож[енья] и приговору как великий г(о)с(у)д(а)рь ц[арь] и великий князь Алексей Михаилович всея Руси изволит и повелит. На обороте столбцов находится следующая надпись 12 : (Ст.1) т (по?). л(о)ж. [Сарский мит]рополит[ъ Серапион руку приложил]. [Арх]иеп(и)ск(о)пъ Маркел руку [приложил. епк(?)] (Ст.2) [Тверско]й архиеп(и)ск[опъ Иона] руку при[ложилъ.] Коломенский архиеп(и)ск(о)пъ Рофаилъ руку приложил. (Ст.3) Живоначальней Троицы Сар[гиева монастыря архимандритъ] Андреян руку приложил. Чюдова мон(а)стыря архимандрит Кирил руку [при]- ложил. Из Володимер[а] (Р)ож[ественс]кого мо- настыря архимандрит Варсано- фий руку приложил. Симонова м(о)н(а)ст(ы)ря архимандрит Илья [руку при]- ложил. Андронникова м(о)н(а)ст(ы)ря архимандрит Селивестр руку приложил Б(о)гоявленской игумен Пафнотей руку приложил. Знаменский игумен Варлам руку приложил. (Вз)движенской игумен Варлам руку приложил. Никитцкаго м(о)н(а)ст(ы)ря игумен Моисей руку приложил. Новинской игумен Кирил руку приложил. (Ст.4) Б(о)городицкий протопоп Григорей руку приложил. Соловецкий игумен Ил(ь)я руку приложил. Сретенский протопоп Тимофей и вместо Р(о)ж(е)ственского протопопа Андрея по его велению, что был дряхл, руку положил. Вознесенскаго девич(ь)я монастыря протопоп Иаким руку приложил. Покровский протопоп Владимир руку приложил. Никольский протопоп Климент руку приложил. Спаской протопоп Сила руку приложил. Александровский протопоп Федор руку приложил. Черниговский протопоп Михаило руку приложил. Слова деяния, что «на Москве учинилась великая молва и всяких чинов православные люди от церквей Божьих учали отлучаться за долгим и безвременным пением»; а также, что собор «уложил в приходских церквах службе быть по прежнему, а вновь ничего не всчинати», – показывают, что предметом соборных рассуждений был вопрос о так называемом единогласном пении. При обыкновении, бывшем в прежнее время у нас на Руси отправлять церковные службы во всем по уставу, т.е. читать и петь всё, что положено было в нем без каких-либо пропусков, службы были весьма длины и утомительны. Отступить от устава, т.е. оставить что-либо без исполнения – непрочитанным или непропетым, считалось невозможным и потому, чтобы сократить время службы и выполнить все требования церковного устава привыкли отправлять службы разом несколькими голосами: один читал, другой в тоже время пел, третий говорил ектенью, четвертый возгласы и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

При въезде в покоренный град впереди царя был «з животворящим крестом Андрей протопоп». Ему же пришлось освящать новопокоренный град и первые храмы в нем – Преображенский и Благовещенский, с приделами в честь благоверных князей Бориса и Глеба и благоверных Петра и Февронии Муромских 540 . Завершился Казанский поход торжественной встречей в Москве царя-победителя населением стольного града во главе с митрополитом Макарием. Впервые имя благовещенского протопопа Андрея появилось в летописях, как видим, при описании военного похода на Казань. Встречаются сообщения о нем и в дальнейшем, причем, круг источников начинает расширяться. Протопоп Андрей был среди тех, через кого преподобный Максим Грек в 1553 г. передал свое неблагословение выздоровевшему от «огневой болезни» царю на его путешествие в Кирилло-Белозерский монастырь 541 . Однако царь все-таки поехал. По возвращении из поездки благовещенское духовенство в присутствии своего настоятеля-протопопа сообщило ему о еретичестве Матвея Башкина 542 . Еще раньше к протопопу Андрею как иконописцу обращался посольский дьяк Иван Висковатый со своими недоумениями о некоторых иконах 543 . В 1554 г. в Чудовом монастыре было совершено крещение царевича Иоанна, «а принял его от купели митрополит Макарей всея Русии, а священная деял Аньдрей протопоп Благовещеньской» 544 . Почти через год было совершено торжественное посвящение первого Казанского архиепископа, когда, по выражению летописца, в Успенском соборе служило 76 человек, «опричь подъяков». Среди них назван и царский духовник, участник казанского похода. Летом того же года в Москву был принесен образ святителя Николая Великорецкого, который вместе с митрополитом Макарием «поновлял Андрей протопоп Благовещеньский» 545 . Перед тем, как митрополит Макарий совершил крещение второй жены Иоанна Грозного Марии Черкасской, ее «Андрей протопоп Благовещеньской огласил ко крещению и нарек ей имя во имя святыя Марии Магдалины» 546 . При переговорах с литовскими послами протопоп приносил царю «крест вздвизалный на пелене, положен на блюде» для целования при утверждении заключаемых договоров 547 . В Псковской летописи говорится, что за два года до своего возведения в митрополиты протопоп Андрей принял постриг в Чудовом монастыре 548 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Когда в 1649 году митрополит Новгородский вышел в отставку по своему преклонному возрасту, то находившийся в это время в Москве патриарх Паисий Иерусалимский посоветовал царю назначить Никона, которого он очень высоко ценил, на этот, второй по важности, пост в русской церкви. 9 марта 1649 года архимандрит Никон в возрасте 44 лет стал митрополитом второй по величине, историческому влиянию и богатству в России старинной новгородской митрополии 159 , где он немедленно и настойчиво стал проводить программу боголюбцев. Число боголюбцев быстро росло и в провинции. Самым замечательным из этих новых провинциальных проповедников был священник, позже – протопоп, Аввакум, родившийся около 1620 года в районе Нижнего Новгорода; в 1642 году он уже был назначен на пост священника в село Лопатище 160 . Встречая недовольство властей и населения, не всегда отзывавшегося на проповедь сурового обличителя нравов и настаивавшего к тому же на постоянном посещении церкви мирянами, Аввакум в 1651 году переходит в город Юрьевец, а в 1652 году – в Москву, где становится помощником Неронова и входит в кружок, руководивший всем движением боголюбцев. В Костроме, опять-таки на Волге, проповедь вел протопоп Даниил, старый друг Неронова и Аввакума, и Герасим – настоятель Богоявленского монастыря. Все они всячески старались поднять нравственность духовенства и мирян и прекратить пьянство, и также ввели во всех своих приходах строгое единогласие 161 . В Романове-Борисоглебске проповедовал священник Лазарь, будущий соузник Аввакума по Пустозерску 162 , в Муроме – протопоп Логгин, тоже друг Неронова, защищая которого вождь боголюбцев в конце концов попал в ссылку. В Ярославле проповедником благочестия был протопоп Ярмил 163 , в Темникове другой протопоп – Даниил, в Нижнем Новгороде после отъезда Неронова в Москву его заменил протопоп Гавриил, ставший настоятелем храма Воскресения Христова, и протопоп Конон 164 . В больших монастырях – Троицком, Суздальском и Печерском – программу духовного возрождения и единогласия проводили архимандриты Адриан, Иосиф и Тихон. В Вязниковском монастыре такую же роль играла игуменья Марфа. Много сторонников движения было и в Москве, особенно среди молодого духовенства 165 и прихожан собора, где служили Вонифатьев, Неронов и их друзья. Многие из них позже заплатили жизнью, ссылкой и тюрьмой за преданность вере и их духовникам 166 . Многие из этих молодых энтузиастов среди духовенства были глубоко преданы " вере Неронова» и ему самому, и так же, как и он, вели пропаганду в церквах и на улицах Москвы 167 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010