Афанасий, архиепископ Тобольский и Сибирский (Протопопов Александр Федорович) Родился в апреле 1783 года в г. Любиме Ярославской губернии в семье священника. В 1805 году окончил курс Ярославской духовной семинарии и оставлен в ней учителем. В 1809 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1814 году со степенью магистра. В этом же году пострижен в монашество и назначен инспектором Санкт-Петербургской духовной академии. С 18 марта 1816 года – ректор Казанской духовной академии и архимандрит Казанского Спасо-Преображенского монастыря. 28 июля 1817 года переведен ректором Тверской духовной семинарии и настоятелем Калязинского монастыря. 29 июля 1823 года хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии. С 13 октября 1826 года – епископ Нижегородский. С 24 января 1832 года – архиепископ Тобольский и Сибирский. Скончался 21 сентября 1842 года (по РБС. – С. 373 – 21 сентября 1841 года). Погребен в Тобольском Софийском соборе, рядом с архиепископом Aмbpocueм II. С юных лет преосвященный Афанасий отличался необыкновенной любознательностью и любовью к уединению. Жажда знаний росла у него с годами, и он решил посвятить свою жизнь науке. Сознание того, что приобретенные богословские знания он не сможет в миру приложить к делу, а также любовь к уединению побудили его принять монашество. Имея прекрасное образование, преосвященный Афанасий обладал особым даром преподавания, он увлекал слушателей своим предметом, умел открывать дарования у воспитанников и возбуждать у них ревность к занятиям. Афанасий настолько увлекался наукой, что даже назначение его на епископскую кафедру было для него не совсем по сердцу. Но и в сане архиерея преосвященный не оставил научных занятий. За два года до смерти он изучил итальянский язык и намеревался заняться английским. Его познания в области Священого Писания, богословских и исторических наук, а также археологии, географии, литературы, естественных наук, особенно зоологии, минералогии и геологии были весьма обширны. Много занимался преосвященный Афанасий философией. Но, к несчастью, философские идеи на время в какой-то мере затемнили у него ясность Евангельского учения. Его стали мучить даже сомнения.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Б. Пивоваров К 100-летию со дня кончины 16(3) мая 1984 года исполнилось сто лет со дня кончины крупнейшего церковного историографа Сибири, магистра богословия протоиерея Александра Сулоцкого . Труды протоиерея Александра Сулоцкого по истории культуры и духовного просвещения Сибири, а также рукописные материалы из архива ученого 1 получают заслуженное признание современной исторической науки 2 . Протоиерей Александр Сулоцкий , по свидетельству одного из его учеников – протоиерея Михаила Путинцева, «был один из достойнейших пастырей Церкви Христовой, опытный и ревностный наставник юношества, трудолюбивый писатель и исследователь родной старины, преимущественно сибирской, и высокой нравственности христианин» 3 . В некрологе отца Александра сказано: «Едва ли кто может приступить теперь к изучению Сибирского края в церковно-историческом отношении, не ознакомившись с его трудами... ему, как первому труженику по разработке церковно-исторического материала Сибирского края, останется всегда благодарен всякий, кто займется изучением церковной истории Сибири» 4 . Протоиерей Александр Иванович Сулоцкий родился в 1812 году в семье бедного причетника села Сулость Ростовского уезда Ярославской губернии. Фамилию он получил по наименованию своего родного села 5 . По окончании курса Ярославской Духовной Семинарии Александр Сулоцкий , как лучший выпускник, в 1833 году был отправлен на казенный счет в Петербургскую Духовную Академию. Благодаря замечательным способностям и редкостному усердию Александр Сулоцкий в 1837 году окончил академический курс со званием старшего кандидата богословия 6 . Комиссия Духовных училищ назначила его на должность преподавателя церковной истории и греческого языка в Тобольскую Духовную Семинарию. В Тобольск Александр Сулоцкий прибыл в начале 1838 года. Молодой преподаватель вскоре заслужил расположение Преосвященного Афанасия (Протопопова), архиепископа Тобольского и Сибирского (1832–1842). Впоследствии протоиерей Александр Сулоцкий вспоминал, как еще до поездки в Сибирь ему говорили, что архиепископ Афанасий очень строго относится к преподавателям Семинарии. На это А. Сулоцкий отвечал: «Что строгость? Была бы в Преосвященном справедливость!» В Преосвященном Афанасии он нашел не только ревностного начальника, но духовного наставника и благодетеля 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

Великие русские композиторы 3 декабря, 2012 Великие русские композиторы Русская классика — это важная часть мирового культурного наследия. Она самобытна и прекрасна, ее отличает особый характер и неповторимое величие. Русские композиторы писали свои произведения вне времени. В XXI веке они по-прежнему звучат мощно и современно. Мы составили список великих русских композиторов, которыми можно гордиться. Михаил Иванович Глинка Михаил Иванович Глинка — не только основоположник русской классики. Он был первым, кто добился широкого признания за рубежом. Его произведения легли на основу русской народной музыки, в свое время Глинка стал в этом вопросе новатором. Михаил Иванович лично знал величайших литераторов своего времени: А.С.Пушкина, В.А.Жуковского, А.С.Грибоедова, А.А.Дельвига. Благодаря своей поездке по Европе, длившейся несколько лет, великий русский композитор впитал и мировой опыт. Успех настиг его после выхода оперы «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») (1836). Она получила восторженные отклики. В.Ф.Одоевский назвал оперу так: «новая стихия в Искусстве, и начинается в его истории новый период — период Русской музыки».  Вторая опера  эпическая «Руслан и Людмила» (1842) была встречена публикой не так тепло. Это был трудный период в жизни композитора, Россия переживала смерть Пушкина. Опера была оценена позже, для страны того времени она оказалась слишком новаторской. В 1990-х годах «Патриотическая песня» Михаила Глинки была официальным гимном Российской Федерации. «Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой», — говорил Михаил Иванович Глинка. Александр Порфирьевич Бородин Великий русский композитор Александр Бородин обладал многими талантами. Ученый-химик, врач, педагог и литератор писал музыку, ставшую шедевром русской классики. Интересно, что у Александра Бородина не было профессиональных учителей, искусство писать музыку он освоил сам. Толчком к творчеству стали женитьба на известной пианистке Е.С.Протопоповой и восхищение произведениями М. Глинки. Бородин много путешествовал с гастролями, его центральное произведение — опера «Князь Игорь» (1869-1890), образец национального героического эпоса в музыке и которую он, по злой иронии судьбы, не успел закончить (ее завершили друзья композитора А.А.Глазунов и Н.А. Римский-Корсаков).

http://pravmir.ru/velikie-russkie-kompoz...

Дмитриевка. Церковь Димитрия Солунского. Храм великомученика Димитрия Солунского Церковь. Действует.   Престолы: Димитрия Солунского Архитектурные стили: Эклектика , Русский стиль Год постройки:1885. Адрес: Белгородская область, Старооскольский р-н, с.Дмитриевка Координаты: 51.231475, 38.118212 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Согласно историко-археологическому сборнику «Воронежская старина», 1784 год стал знаменательным для жителей села Дмитриевка. В этом году вместо прежней ветхой церкви сельчане выстроили новый деревянный храм во имя св. Димитрия Мироточца, известного также как св. Димитрий Солунский. Первым настоятелем Димитриевского храма, отмеченным в консисторских делах за 1766 год, был священник Иоанн Попов. В 1769 году его сменил священник Прохор Иванович Никитин, почивший в 1785 году. По преданию, в XVIII веке в селе было несколько церквей. Первая - называемая местными жителями «часовней» - располагалась в саду помещицы Рыкановой вплоть до 90-х годов XIX века. Второй храм - маленькая церквушка, которая, по преданию, была построена в лесу. Поэтому в этот исторический период (конец XVIII в.) в селе было два штата священнослужителей: в документах встречается упоминание о двух священниках – Федоре Семеновиче Попове и Андрее Федорове. По неизвестным причинам оба священника запрещены в служении. С 1788 по 1816 годы священствует Андрей Филиппов. Приемником его стал Дмитрий Авдеевич Станский. В 1821 году упоминается умерший в этом же году священник Тимофей Варфоломеевич Протопопов. С 1826 по 1835 годы настоятельствовал священник Василий Васильевский. В 1835 году к храму был определен священник Иоанн Иванов, а уже в следующем году - священник Федор Мишин. С 1839 по 1864 годы при храмах служит священник Никита Михницкий. О внутреннем устройстве часовни мы узнаем из доклада местного благочинного епархиальному начальству от 1842 года: обветшавший иконостас нуждается в ремонте, впрочем, как и весь храм.

http://sobory.ru/article/?object=16217

Ижма. Храмовый комплекс. Церкви Спаса Преображения и Успения Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Храмовый комплекс.  Утрачен.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Год утраты:1994 (сгорела Успенская церковь, колокольня разобрана в 1930-х годах) Адрес: 169460, Ижемский район, с. Ижма, ул. Набережная, 19 и 24а Координаты: 65.009634, 53.906728 Проезд:В центре села. Изменить описание объекта Храмы комплекса: Карта и ближайшие объекты Первые сведения о существовании Ижмы относятся к 1576 году: в сохранившихся архивных документах упоминается Ижемская слободка – нынешнее село Ижма. Его основателями были коми, переселившиеся сюда с Выми и верхней Мезени. В середине XIX века селение Ижма состояло из двух частей – Верхнего конца и Нижнего конца. На точке их соединения стояли две церкви на четырёхугольной площадке. Первые Ижемские церкви были деревянные, не раз сгорали при пожарах. Один из них, «истребивший большую часть домов и церковь», случился в 1700 году. В 1806–1828 гг. была построена каменная Преображенская церковь. В 1862 году построили также новую деревянную Успенскую церковь. В 1820 году в Ижме открылась церковно-приходская школа, впоследствии преобразованная в сельское училище для мальчиков, при котором в 1871 году был открыт ремесленный класс. В 1873 году появилось училище для девочек.  В 1873 году в селе насчитывалось 170 дворов, 1842 жителя. В конце XIX века ижемцы переселялись за Урал (на Обь), на Кольский полуостров, где потомки переселенцев живут до сих пор. В 1897 году в селе было 2166 жителей, в 1905-м – 277 дворов, 2746 человек.  Информация с сайта Усинская новь В " Путевых записках по Мезенскому уезду в 1828 году Инспектора Протопопова " ( " Отечественные записки " , ч. 37-38, стр 79-256) содержится краткая заметка о церквях слободы Ижма: " 11 мая ввечеру прибыли в Ижму. Многолюдное селение, расположенное по обеим сторонам реки Ижмы. Жители все Зыряне. Некоторые мужики говорят по-Русски, но женщины ни слова; усердны к религии и набожны, похваляются в поведении; за то неопрятны в хозяйстве, ленивы: имея достаток с избытком, неумеют располагать оным с пользою. В Ижме находится церквей: одна довольно пространная деревянная и одна каменная, на левой стороне Ижмы; на правой же стороне каменная ж церковь, еще недокончанная отделкою. Здесь считается 617 домов, жителей: мещан 2609, женщин 2645. В Ижме есть училище, заведенное крестьянином Прокопием Поповым. Учитель, Коллежский Секретарь Смирнов, получает от него в год 300 рублей жалованья и квартиру с отоплением и освещением. Учеников я насчитал 23. Все Зырянские ребята довольно порядочно читают и пишут, и первыя правила Арифметики понимают хорошо. Училище расположено в одной комнате земской избы " .

http://sobory.ru/article/?object=22334

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Афанасий (Протопопов), архиеп. Тобольский (Протопопов Александр Федорович; апр. 1783, г. Любим Ярославской губ.- 21.09.1842, Тобольск), архиеп. Тобольский и Сибирский. Сын протоиерея, впосл. принявшего постриг и возведенного в сан архимандрита Толгского ярославского мон-ря . А. Протопопов учился в Ярославской ДС, к-рую окончил в 1804 г., как лучший ученик был оставлен на преподавательской должности, занимался переводами с лат. и греч. языков. В 1809-1814 гг. учился в СПбДА, к-рую окончил со степенью магистра богословия. В 1814 г. принял постриг с именем А., был рукоположен во иеромонаха и назначен инспектором СПбДА. 18 марта 1816 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем казанского в честь Преображения Господня мон-ря и ректором КазДА. Вслед. закрытия КазДА 28 июля 1817 г. переведен ректором в Тверскую ДС и настоятелем Макариева калязинского мон-ря . В 1823 г. находился в С.-Петербурге на чреде священнослужений, преподавал Закон Божий в 1-м кадетском корпусе. 29 июля 1823 г. А. был хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии. 13 окт. 1826 г. назначен епископом Нижегородским и Арзамасским, по инициативе А. началось строительство Спасо-Преображенского собора в Н. Новгороде. С 24 янв. 1832 г. архиепископ Тобольский и Сибирский. Несмотря на то что назначение в Сибирь воспринял как ссылку, прекратив переписку со мн. архиереями, в т. ч. с Московским митр. свт. Филаретом (Дроздовым) , на Тобольской кафедре активно потрудился на миссионерском и просветительском поприще. Преобразовал в 1836 г. Кондинский Троицкий мон-рь Тобольской губ. в миссионерский и основал при нем ДУ для детей ненцев, коми и хантов. Значительно пополнил б-ку и минералогический кабинет Тобольской ДС как собственными пожертвованиями, так и выписанными из С.-Петербурга. Богатая б-ка А. после его кончины поступила в Тобольскую и Тверскую семинарии. А. является автором неск. проповедей, а также оставшихся в рукописях «Записок по каноническому праву», «Материалов по церковным древностям», «Описания качеств и действий Иисуса яко Христа и Сына Божия» (в 1878 это соч. было пожертвовано митр. Исидором (Никольским) в б-ку СПбДА), перевода с латыни «Изложения Апостольского Символа веры».

http://pravenc.ru/text/76922.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРЕЙ [румын. Andrei] (Шагуна Анастасиу; 20.12.1808, Мишкольц, Венгрия - 28.06.1873, Сибиу, Румыния), митр. Сибиуский Румынской Православной Церкви в Трансильвании, богослов и церковно-общественный деятель. Род. в купеческой семье румын, выходцев из Македонии (аромунов). Окончил гимназии в Мишкольце и Пеште. В 1826-1829 гг. изучал философию и право в ун-те в Пеште. После окончания правосл. ДС в Вершеце (венг.; сербо-хорват. Вршац, Сербия) по благословению митр. Карловацкого Стефана (Стратимировича) поступил в серб. мон-рь Хопово, где 12 окт. 1833 г. пострижен в монашество с именем А. В февр. 1834 г. рукоположен митр. Стефаном во иеродиакона, с окт. того же года преподаватель ДС в Сремски-Карловци. В нояб. 1835 г. назначен секретарем консистории Карловацкой архиепископии и возведен в сан архидиакона. Рукоположен митр. Стефаном (Станковичем) во иеромонаха 21 июня 1837 г. В следующем году стал протосинкеллом и советником митрополита. Помощник настоятеля в серб. мон-рях Язакском (1838) и Бешеново (1840). В 1842 г. митр. Иосиф (Раячич) возвел А. в сан архимандрита и определил настоятелем в серб. мон-рях Хопово (1842), а затем Ковильском (1845). 15 июня 1846 г. А. назначен генеральным викарием Ардяльской (Трансильванской) епископии, находившейся в юрисдикции Карловацкой митрополии с резиденцией в Сибиу. В дек. 1847 г. на Соборе епархиальных протопопов в Турде избран наряду с 2 др. претендентами кандидатом во епископы. 24 янв.1848 г. власти в Вене утвердили кандидатуру А. 18 апр. 1848 г. в Сремски-Карловци хиротонисан во епископа. Владыка неоднократно обращался с требованием о воссоздании Трансильванской митрополии к австр. правительству, Сербскому Патриарху и серб. Церковно-Народному Собору в Сремски-Карловци от лица епархиальных Соборов, состоявших из клира и мирян и созванных в Сибиу в 1850, 1860 и 1864 гг. 12 дек. 1864 г. А. назначен митрополитом восстановленной Трансильванской митрополии с кафедрой в Сибиу. В сент.-окт. 1868 г. А. созвал в Сибиу Национально-церковный конгресс правосл. румын. митрополии, к-рый принял Органический статут Румынской Православной Церкви в Трансильвании.

http://pravenc.ru/text/115264.html

ЖУРНАЛ заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2005 года 27 грудня 2005 р. 17:31 В заседании Священного Синода под председательством Патриарха СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия , Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, о материалах, поступивших в Комиссию, касающихся прославления новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в различных епархиях Русской Православной Церкви. Справка Архиерейский Юбилейный Собор 2000 года определил: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной Комиссией по канонизации святых» (пункт 14 Деяния о Соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия. 2. Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века имена подвижников, материалы о которых представлены: от Архангельской епархии: архимандрита Павла (Моисеева; 1849 — 30 сентября 1918), архимандрита Феодосия (Соболева; 1842 — 30 сентября 1918), иеромонаха Никодима (Щапкова; 1852 — 30 сентября 1918), иеромонаха Серафима (Кулакова; 1874 — 30 сентября 1918), игумена Леонида (Молчанова; 1872 — 13 ноября 1918); от Екатеринбургской епархии: священника Алексия (Кротенкова; 1878 — 18 апреля 1930); от Московской епархии: протоиерея Димитрия (Розанова; 1890 — 9 октября 1937), протоиерея Николая (Скворцова; 1875 — 27 сентября 1937), протоиерея Александра (Левитского; 1876 — 9 октября 1937), иеросхимонаха Дионисия (Петушкова; 1863 — 10 июня 1931), игумена Владимира (Терентьева; 1872 — 3 марта 1933), священника Василия (Малахова; 1873 — 24 марта 1937), священника Константина (Любомудрова; 1879 — 19 ноября 1937), священника Алексия (Протопопова; 1880 — 4 мая 1938), диакона Николая (Аристова; 1872 — 10 июня 1931),

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1202515...

К Афанасию Архиепископу Тобольскому С Афанасием (Протопоповым), архиепископом Тобольским (с 24 янв. 1832 г.; † 21 сент. 1842 г.), у архим. Макария были давние отношения. Афанасий, по окончании СПб. академии в 1814 г., два года был ее инспектором, именно, когда там учился М. Глухарев. Затем, будучи епископом Чигиринским (1823−26 г.г.) и настоятелем Михайловского монастыря, он отечески принимал у себя, покоил и врачевал архим. Макария, когда тот, оставив Костромскую семинарию, переехал на житье в Киево-Печерскую лавру. Назначение преосвящ. Афанасия в Тобольск (из Нижнего Новгорода), вновь поставило архим. Макария в подчиненное к нему отношение. Но в его лице о. Макарий встретил начальника самого доброжелательного, и готового служить, чем только можно, делу миссии, как это видно, между прочим, из сохранившегося в библиотеке Казанской дух. семинарии письма его к архим. Макарию (от 29 дек. 1832). Об их дальнейших отношениях можно читать в статье прот. Сулоцкого: «Преосвященный Афанасий Тобольский» (Странник. 1861 г., I). Печатаемое ниже письмо – рапорт архим. Макария к архиеп. Афанасию, найдено в копии с подлинника в библиотеке Казанской дух. семинарии Часть его была напечатана в «Материалах» Д. Д. Филимонова (изд. 2, стр. 69). 67 Преосвященнейшему Афанасию Архиепископу Тобольскому и Сибирскому. Архимандрита Макария, находящегося в Бийском округе при обращении иноверцев в Христианскую веру – Рапорт. Его Высокопреосвященству, Архиепископу Евгению ныне Рязанскому, когда этот Архипастырь управлял Тобольской Епархией, незадолго перед отъездом моим к месту настоящей службы при Миссии, случилось открыть мне, что тот служитель Церкви, который введет сто душ в христианскую веру, получает от щедрот монарших знак отличия, усвоенный некоторому ордену. 313 Ныне число ста душ, соединившихся с христианской Церковью при здешней миссии по великой милости Божией, исполнилось, в сем числе состоят и младенцы. Повергаясь в душе моей к стопам Вашим, милостивейший Архипастырь и благодетель мой, со всепокорнейшей искренностью молю, никакого ордена знаком, и никаким отличием не украшать моей немощной службы, и как свидетельствует совесть моя, не по строптивому небрежению о знаках благоволения власти, от Бога поставленной, о сем молю в твердой решимости.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

святитель Андрей (Шагуна) (20.12.1808–28.06.1873) святитель Андрей (Шагуна) Митрополит Трансильванский (Сибиуский), святитель. Биография День памяти: 30 ноября (Румын.) В миру Шагуна Анастасий, родился 20 декабря 1808 в Мишкольце, Венгрия в купеческой семье румын, выходцев из Македонии (аромунов). Окончил гимназии в Мишкольце и Пеште (ныне в составе Будапешта). В 1826-1829 годах изучал философию и право в университете в Пеште. После окончания православной духовной семинарии в Вершеце (ныне Вршац) по благословению митрополита Карловацкого Стефана поступил в монастырь Хопово, где 12 октября 1833 года был пострижен в монашество с именем Андрей. В феврале 1834 года был рукоположен митрополитом Стефаном во иеродиакона. С октября 1834 года стал преподавателем духовной семинарии в Сремских Карловцах. В ноябре 1835 года был назначен секретарем консистории Карловацкой архиепископии и возведён в сан архидиакона. 21 июня 1837 года был рукоположен митрополитом Стефаном во иеромонаха. В следующем году стал протосинкеллом и советником митрополита. Состоял помощником настоятеля в монастырях Язакском в 1838 году и Бешеновском в 1840 году. В 1842 году возведен в сан архимандрита митрополитом Карловацким Иосифом. Тогда же определен настоятелем Хоповского монастыря, а в 1845 году - Ковильского монастыря. 15 июня 1846 года был назначен генеральным викарием Ардяльской (Трансильванской) епископии. В декабре 1847 года на Соборе епархиальных протопопов в Турде избран наряду с 2 другими претендентами кандидатом во епископы. 24 января 1848 года светские власти в Вене утвердили его кандидатуру. 18 апреля 1848 года в Сремских Карловцах был хиротонисан во епископа. Владыка неоднократно обращался с требованием о воссоздании Трансильванской митрополии к австрискому правительству, Карловацкому патриарху и сербскому Церковно-Народному Собору в Сремских Карловцах от лица епархиальных Соборов, состоявших из клира и мирян и созванных в Сибиу в 1850, 1860 и 1864 годах. 12 декабря 1864 года был назначен митрополитом восстановленной Трансильванской митрополии с кафедрой в Сибиу. В сентябре-октябре 1868 года созвал в Сибиу Национально-церковный конгресс православной румынской митрополии, который принял " Органический статут Румынской Православной Церкви в Трансильвании " .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej-Shaguna...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010