Наша святая Русь особенно чтит этот великий праздник. Сколько храмов, даже соборных по городам посвящено Успению Приснодевы Богоматери! В великой церкви Киево-­Печерской Лавры с благоговением чтится икона Ее Успения, по преданию, Ею Самою вру­ченная созидателям храма при их отправлении в Россию из Царьграда. Есть и другие иконы Богоматери, Ее Успения, прославленные чудесами, в числе коих есть в Московском Успен­ском соборе благоговейно чтимая икона, написанная чудотворцем Петром, митрополитом Всероссийским. Все это свидетельствует о глубоком уважении к древнему церковному пре­данию об обстоятельствах сего события в жизни Богоматери, – о том, что православная Церковь приемлет это предание с такою же уверенностью в его истинности, как например, приемлет и предание об обстоятельствах Ее рождения, об Ее родителях и под. Вот почему с тяжелым чувством прочитал я, да, вероятно, и не я один, статью о. протоиерея Стефана Остроумова в “Отдыхе Христианина” за минувший год “О мнениях в области богословия”, в которой он, полемизируя со мною, сводит древнее предание, послужившее канвою для праздника Успения Богоматери, к простому “частному мнению” – не больше того. Как “част­ное мнение”, это предание, по его, о. Остроумова, мнению, вовсе не обязательно для всех православно верующих: хочешь – верь преданию, не хочешь – не верь; это ни мало не повре­дит твоему православию. Но, позвольте, Церковь есть союз любви: не больно ли будет мне, если мой брат, мой ближний, в праздник Успения Владычицы нашей Богородицы, скажет мне: да ведь это только “частное мнение”, будто Она так преселилась к Своему Сыну и Богу, как говорят Четьи-Минеи и песни церковные, а может быть дело было и вовсе не так – умерла просто, как и все праведники, и конец. Вот почему, когда в “Отдыхе” появилась первая статья о. Остроумова, с недоверием коснувшаяся предания об успении Богоматери, я поставил ему прямой вопрос: “Правда ли, что он не считает фактом церковное предание о вознесении с телом Богоматери? Ужели он думает, что это только “благочестивое мнение?” Как же нам быть с праздником Успения Ее? И где же мощи Ее? Если о. протоиерей верует вместе с Церковью, что “в молитвах Неусыпающую гроб и смерть не удержали”, то пусть скажет это открыто: иначе мы вправе думать, что он не верит сему церковному преданию. Ведь это сугубый соблазн со стороны о. протоиерея”. Что я был вправе поставить ему такой вопрос, это подтвердили и мои читатели: я получил несколько скорбных писем по этому поводу и лично слышал одобрение моему запросу, обращенному к о. Остроумову.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

«Слава Богоматери» — компиляция разных творений святителя Филарета Московского (Дроздова), посвященная Деве Марии. Составители раздели книгу на два раздела: «О благодатном совершенстве и добродетелях Богоматери» (о самой Богородице, Ее жизни) и «О подражании добродетелям Богоматери. О благоговейном почитании и прославлении Ея» (о значении Богоматери в духовной жизни христианина и Церкви). «Радостно с праведною Елисаветою можем сказать и мы: откуду нам сие, да приидет Мати Господа нашего к нам? (Лк., 1:43). Какой это незаслуженный и по недостоинству нашему неожиданный дар, что мы имеем сродную нам по естеству Матерь Господа нашего, и что Сам Господь дивно приблизился к нам, преискренне приобщившись нашего естества, наших немощей и наших болезней, кроме греха, даже нашей смерти, чтобы, приняв оные на Себя, взамен того подать нам жизнь и силу, чтоб нашей вере не далеко и не трудно было искать Господа нашего и обретать Его благодать, — при предстательстве Матери Его, Матери света, любви и милосердия?!» Группа Вконтакте Facebook группа Слава Богоматери МИТРОПОЛИТ ФИЛАРЕТ ДРОЗДОВ. СЛАВА БОГОМАТЕРИ Предисловие Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам спасительное слово Божие Евр. 13, 7. Предосудительно было бы для нас, если бы мы не только сами не подвизалися, но и готовых чужих, а нам полезных трудов ленилися бы возвестить словом или писанием. Сочинения Платона Митрополита Московского; издан. 1782 г., том десятый, с. 288. Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам спасительное слово Божие Евр. 13, 7. Предосудительно было бы для нас, если бы мы не только сами не подвизалися, но и готовых чужих, а нам полезных трудов ленилися бы возвестить словом или писанием. Сочинения Платона Митрополита Московского; издан. 1782 г., том десятый, с. 288. Митрополит Московский Филарет 62 года неумолчно проповедывал в Церкви слово Божие, и из них 50 лет в архиерейском сане. Счисление это мы начинаем с первого печатного его Слова, произнесенного 12 января 1806 - года в Троицко-Сергиевой Лавре; каковое Слово, вместе с другим, произнесенным в великий Пяток того же года, было напечатано по распоряжению Митрополита Платона и за его одобрением. Сохранилась запись, что на подлинном экземпляре этих проповедей Митрополитом Платоном надписано было так: Prox, linguae hebraicae et graecae praeceptor! Prox, Memento: Prox, cum novimus te, esse in Laurensi Seminario principem praeconum! (то есть: Прекрасно, учитель еврейского и греческого языка! Прекрасно: Заметь: Прекрасно, так как мы считаем (знаем) тебя за первого из проповедников в Лаврской Семинарии ).

http://predanie.ru/book/75183-slava-bogo...

Всякого, приникающего умом и сердцем к чтению Св. Евангелия, не может не поражать скудость сведений о Богоматери, которые в нем содержатся. Эта скудость прямо противоположна богатству, сюда относящихся литургических, а также иконографических данных, которые Церковь имеет для восхваления Богоматери. Это несоответствие побуждает многих в протестантском мире вовсе отрицать изначальность почитания Богоматери в Церкви, которое и признается поэтому позднейшим как бы приращением и замутнением чистоты Евангелия. Факт этот во всяком случае настолько разителен, что требует для себя нарочитого истолкования. Как могло статься, что Матерь Христа сосредоточивает на Себе у евангелистов даже меньше внимания, нежели некоторые другие евангельские лица: Предтеча, апостолы, – не только Петр и Иоанн, но даже Иуда, – как и иные? Это представляется несообразным и непонятным даже с точки зрения полноты евангельского повествования, в котором, казалось бы, Матери Христа должно было быть отдано соответствующее внимание просто даже в силу особого Её отношения к Сыну. Однако, этого нет, и как будто не случайной, но преднамеренной является эта скудость сведений о Богоматери, Которая остается в глубокой тени, выходя из нее лишь в краткие и исключительные моменты, как бы против воли уступая необходимости, причем, однако, все эти исключения отмечены особыми чертами (последние будут указаны ниже). Обяснения этому поразительному факту приходится искать как бы в некоем запрете молчания, наложенном смирением Рабы Господней. Господь призрел на Ее смирение, так что Ее, хотя по слову Ее же самой, ублажат все роды, однако, это как бы вопреки Ее собственной воле. Ее смирение таится в этом Евангельском молчании: любящим и верующим сердцем, а не расчетливым и холодным умом надлежит постигать тайну Богоматернего служения. Но Церковь , как бы в ответ на это Евангельское молчание, развертывает ткань своего художества в прославлении Богоматери, настойчивом, многообразном и непрерывном, нераздельном от прославления самого Христа. Но еще с тем большей силой привлекает наше внимание то, что поведано нам о Матери Господа в Евангелии, и притом не только прямыми глаголами, но – и что даже не менее важно – своим умолчанием, которое порою вещает громовым голосом, властно заставляя к себе прислушаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Характернейшей чертой церковного благочестия В отличие от благочестия нецерковного, то есть протестантского или сектантского, является, несомненно, почитание Божией Матери. В православном богослужении, при всем богатстве и разнообразии его состава, едва ли можно указать какой-либо чин, хотя бы самый краткий и частный, в котором не было бы обращения к Богородице или с прославлением Ее, или с молитвой о помощи и ходатайстве, или же с благодарением за такое ходатайство и помощь. Почитание Богоматери имеет, бесспорно, прочную основу в предании Древней Вселенской Церкви. Достаточно вспомнить, что оно сохранилось в обществах, отделившихся от Церкви в период Вселенских Соборов, притом в таких обществах, которые, казалось бы, не имели особого интереса хранить это почитание, например, несториане, монофизиты и подобные. Конечно, там мы видим лишь зачатки или, вернее, остатки вселенского почитания Богоматери, не получившие полного развития в силу самой логики данных ересей. Но тем и доказательней, что они сохранились вопреки этой логике. Верная своему исконному преданию, Православная Церковь как будто не находит слов, чтобы достойно воспеть Богоматерь, и не знает границ для Ее прославления. Для нашей Церкви Богоматерь - " высшая всех тварей небесных и земных " , " честнейшая Херувимов и славнейшая без сравнения Серафимов " . Сообразно этому и предстательство Девы Марии по своему значению и силе выходит из ряда других предстательств. Мы поем: " Человеческому предстательству (а таково предстательство всех святых) не ввери мя, но Сама заступи и помилуй " . В службе же на Успение Богородицы (где прославление Богоматери достигает, можно сказать, апогея) прямо говорится: " Слава Твоя боголепная " , то есть приличествующая Богу, свойственная только Богу. I. Основанием к такому безграничному возвеличению Богоматери для нашей Церкви является отнюдь не одно, так, сказать, внешнее, объективное служение Богоматери спасению рода человеческого, не только то, что Дева Мария стала Матерью по плоти Сына Божия. Этому чрезвычайному по высоте служению Божией Матери соответствовало и Ее внутреннее достоинство, нравственное Ее совершенство, высшая степень, предел святости, какая только доступна человеческому существу под воздействием благодати Божией. Таков, думается, внутренний смысл устремление церковного учения о приснодевстве Богоматери.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/377/...

Богоматерь в Литургии и гимнографии Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 19, 1998 16 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 19, 1998 1 “Христианство с одним Христом, но без Богоматери — это есть в сущности какая-то другая религия, чем Православие”, — так расценивал отец Сергий Булгаков почитание Богородицы 2 . И действительно, православное богослужение — Божественная Литургия и суточные богослужения — немыслимо без вновь и вновь возносимой хвалы Богоматери. Даже в наиболее священном (если можно так выразиться) моменте Божественной Литургии, следующем непосредственно после преложения евхаристических даров через снисхождение Святого Духа, первой звучит хвала Богоматери. Священник молится о призывании Святого Духа в Литургии Иоанна Златоуста: “Еще приносим Ти словесную сию службу, о иже в вере почивших праотцев изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии”. Затем всегда следует песнопение в честь Богородицы, притом в большинство дней церковного года — вероятно, самое красивое из этих песнопений: состоящая из двух частей Песнь Богородицы: Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присно­блаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем . Помимо этого центрального места, Богоматерь упоминается в заключении каждой ектеньи: Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим . Еще обильнее похвалы Божией Матери в суточных богослужениях, которые немыслимы без постоянно повторяющегося упоминания Богородицы. И здесь, как и в Божественной Литургии, ектеньи заканчиваются упоминанием Богоматери, а богородичен всегда следует за постоянно повторяющимся прославлением Святой Троицы: Слава Отцу и ныне и присно . Посмотрим, что это означает для всенощного бдения в канун воскресенья и больших праздников: первый богородичен поется к стихирам на Господи воззвах , притом в особом месте, ибо здесь начинается вход вечерни как внешняя кульминация вечернего богослужения. Богородичен в стихирах на Господи воззвах часто настолько богат богословской и догматической мудростью, что его называют также догматиком. Стихиры на литии также содержат богородичен, как и стихиры на стиховне. Тропарь Богоматери ( Богородице Дево, радуйся ), о котором мы еще будем говорить, торжественно сопровождает конец воскресной вечерни в рамках всенощного бдения.

http://pravmir.ru/bogomater-v-liturgii-i...

Скачать epub pdf 45. День празднования в честь иконы Знамения Божией Матери. Источник знамений и чудес «Яко необоримую стену и источник чудес... молим Тя: мир граду Твоему даруй, и душам нашим велию милость " " 166 . Сегодня, братия и сестры, мы прославляем Матерь Божию за Её благодатную помощь стране нашей и особо усердно молимся пред Её иконой «Знамение», в связи с этой помощью. Остановим своё, благочестивое внимание сначала на этой иконе. Появление её нисходит к глубокой древности. В те давние времена Богоматерь изображалась молитвенно простирающей в небу длани Свои, но без Богомладенца на лоне Её. (Такие иконописные изображения Богоматери, существующие и доселе, называются Орантами). Появившись впервые в римских катакомбах в 3–4 веках, эти иконы впоследствии распространились в Греции, где каждая из них называлась «Ширшей», или «Ширшей неба». Через некоторое время Богоматерь стала изображаться не только с руками, воздетыми к небу, но и с Богомладенцем на лоне Её. Но только в России такие иконы впервые стали называться «Знамением» Божией Матери». Поводом к этому названию и Её особому прославлению послужило следующее событие. В 1169 году суздальский князь Андрей Боголюбский послал большое войско к Новгороду, чтобы подчинить его своей власти. Новгородцы не имели больших ратных сил, чтобы противостоять суздальцам. Жители окружённого города устремились в храмы Божии просить у Господа помощи в отражении пришельцев. Особенно усердно молился благочестивый архипастырь Иоанн Новгородский. На третью ночь своих молений он получил откровение: взять из храма икону Богоматери и вынести на стену города, где шла борьба с пришельцами. Это и была икона Богоматери с воздетыми руками и Богомладенцем на лоне. В этом откровении благочестивый Иоанн узрел знак (знамение) милости Божией к городу. С пением священных песнопений и возгласами народа «Господи помилуй» икона была вынесена на городскую стену. Единоверные (православные) суздальцы смутились, устрашились. Ряды их смешались и дрогнули. Новгородцы, воодушевлённые иконой Богоматери, устремились на названных пришельцев и освободили от них и город, и новгородскую землю. Это произошло 27 ноября 1170 года. В память этого события установлено было празднование Знамени Божией Матери и почитания Её иконы того же месяца и того же числа. Икона Богоматери с Богомладенцем на лоне Её и с воздетыми к небу руками с тех пор и стала называться «Знамением», – знамением помощи Владычице Новгороду.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

I. Вечными памятниками чудесной помощи Царицы небесной страждущим христианам служат многочисленные чудотворные Ея иконы, украшающия землю русскую. Между ними издревле благоговейно чтится на святой Руси образ Боголюбской Божией Матери, празднество в честь коего ныне совершается. Эта чудотворная икона написана была в двенадцатом веке, по повелению св. благоверного великого князя Андрея Георгиевича Боголюбского. Отправляясь в 1157 году из Вышгорода на свою родину, в землю Суздальскую, благочестивый князь, по совету своих бояр, взял с собою бывшую там в Девичьем монастыре Владимирскую икону Богоматери. Во время своего путешествия из Вышгорода в Ростов он не переставал совершать молебные пения пред иконою Богоматери. Когда подъезжали к городу Владимиру, то в одном месте вблизи реки Клязьмы лошади, запряженные в сани, в которых везли св. икону, остановились. Несколько раз переменяли лошадей, но ни одна из них не могла сдвинуть с места тех саней. Великий князь велел тогда раскинуть палатки и затем вместе с сопровождавшими его лицами долго молился пред иконою Богоматери. Ему явилась тогда Божия Матерь с хартиею в руке и повелела остаться навсегда во Владимире, а на том месте (в десяти верстах от города) построить монастырь и храм во имя Рождества Богородицы. Благочестивый и богобоязненный князь не замедлил исполнить повеление Царицы небесной и воздвиг на месте явления Ея монастырь, назвав его Боголюбовым. В то же время для прославления этого чудесного события он повелел иконописцам изобразить пресветлый лик Богоматери в том виде, в каком Она явилась ему. Ново-написанную икону назвали Боголюбивою и положили праздновать ей ежегодно 18 июня. Окрестные жители вскоре стали почитать ее, как чудотворную. В 1771–72 году во многих местах России, особенно в Москве и Владимире, свирепствовала страшная и губительная моровая язва. Народ целыми сотнями умирал от страшной заразы, и никакие врачебные средства не могли спасать заболевавших от мучительной смерти. Тогда некоторые благочестивые жители г. Владимира испросили себе позволение принести в город из Боголюбова монастыря чудотворную икону Боголюбской Божией Матери для совершения ей всенародных молебствий.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

X. Теремные церкви Начали с часовни Печерской, которая устроена позади церкви Положения ризы Богоматери во Влахернах, и Великий Князь поднялся по высокой лестнице, чтобы приложиться к чудотворной иконе: она находится в углублении бывшего церковного окна и, по давнему преданию, никто не должен проходить мимо, не воздав ей должного поклонения. Четыре Московские Святителя, Петр, Алексий, Иона и Филипп, изображены по сторонам Богоматери, а подле них Антоний и Феодосий Печерские ; лики угодников объясняют летопись иконы, коей священный подлинник хранится в самой церкви. Как домовая Митрополитов Киевских и всея Руси, икона Печерская странствовала с ними из Киева во Владимир и потом в Москву, где утвердился престол их. Когда двор Петра чудотворца, бывший у Боровицких ворот при церкви Предтечи, перенесен ближе к собору Успенскому и, в память избавления Москвы от Татар, сооружена Митрополитом Ионою домовая церковь Положения ризы Владычицы, некогда также спасшей Царьград от нашествия, тогда и священная икона перешла в новое жилище Святителей: а два ее древние Киевские блюстителя, Игумены Антоний и Феодосий, смиренно уступили места свои подле Богоматери двум новым прославленным Митрополитам, Петру и Алексию. Когда же Царский терем заступил место келий Митрополичьих и пристроился к самой их церкви, тогда умножилось усердие Великих Князей к иконе Печерской, написанной над западными вратами храма, лицом к терему, ибо она сделалась уже ближайшею его хранительницею, и два других Святителя, вновь причтенные к лику Святых, Иона и Филипп, стали еще между двумя первыми Митрополитами и двумя Киевскими отшельниками. Великому Князю понравилось древнее зодчество церкви Положения риз, тесной, но высокой: на стенах ее изображен в липах весь акафист Божией Матери, Которой некогда воспели победную песнь избавленные граждане Константинополя, когда от погружения ее ризы возмутились волны и рассыпались суда вражия. Пред старинным иконостасом стоят, по обещанию Патриарха Иосифа, четыре большие местные свечи, как свидетельствует надпись: древние царские врата вставлены были в высокое окно, на западной стене, позади самой иконы, что в часовне. В таком уважении всегда был сей образ Печерской Богоматери, что и в Успенском соборе написан он на горнем месте; ибо Митрополиты, оставив сперва колыбель нашего Христианства, Киев, и потом утратив его совершенно, не хотели однако же отказаться от драгоценного для них титла Киевских и всея Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

В предшествующей главе описание сюжетных особенностей иконы Успенского собора было прервано на упоминании о том, что средняя композиция первого верхнего ряда клейм (повествовательного) заключает в себе триумфальный мотив – Покров, выделенный всеми возможными художественными средствами в качестве смыслового центра иллюстративного повествования. Он содержит в себе основную идею трех текстовых рядов, лежащих в основе иконографии этого памятника (Акафиста – «Повести о неседальном», «Сказания об иконе Богоматери Римляныни» – «Повести о Темир-Аксаке»), – заступничество Богоматери за православных, покровительство богоизбранному городу. Собственно, начинается эта тема в среднике иконы, в ее центральном изображении, представляющем восседающую на престоле Богоматерь с Младенцем и поклоняющихся им пророков, гимнографов Иоанна Дамаскина и Козьму Майумского, а также св. Иосифа и Симеона Богоприимца. Состав восхваляющих Марию персонажей необычен, не имеет прямых аналогий и может быть понят только в связи с общей программой иконы, подчиненной прославлению чудесного избавления Москвы в 1395 году. Необычность иконографии начинается с того, что две группы из пяти пророков, одно песнописца и одного новозаветного персонажа помещены внутри средника рядом с Богородицей, а не на полях, как это чаще всего было принято в иконографической традиции изображений Богоматери с пророками на иконах XII–XVII вв. 193 Среди поздних греческих икон XIV–XV вв. можно найти исключения, сходные по степени свободной трактовки композиционного мотива. Похвалы с иконой Успенского собора, такие, например, как икона из ц.Сан Джоржо деи Греки в собрании Греческого института в Венеции, 194 где пророки со своими атрибутами представлены стоящими в ряд на земле и взирающими, запрокинув головы, на находящуюся в небесах Богородицу. Но тем не менее прямых аналогий нет. Собственно, образцы для повторения мастеру иконы Успенского собора и не были нужны; мы уже неоднократно видели в предыдущих главах, с какой изобретательностью и мастерством он соединяет традиционные иконографические мотивы в новые по содержанию сюжеты, создавая программный смысловой ряд композиций, с какой легкостью подчеркивает или стушевывает нужные символические детали, подчиняя сюжеты Акафиста историческому повествованию. Те же тенденции проявляются и в среднике. В целом композиция Похвалы воспроизводит наиболее характерный прием построения гимнографических сюжетов – регистровою схему расположения персонажей, подчиненную иерархическому принципу. В деталях же, в конкретных персонажах и их атрибутах выражена иная тема – прославление Божественной Премудрости, первопричины произошедшего чуда. В этой главе мы попытаемся проследить, каким образом раскрывается эта тема.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

О чтимых иконах Богоматери Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 37, 2003 6 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 37, 2003 Древний праздник Крылатского С незапамятных времен во многих селах и городах земли русской в разные периоды истории народной жизни появлялись местночтимые святыни или реликвии, которым здесь, преимущественно перед другими краями, воздавалось благоговейное почитание народом. Эти народные традиции, рождались, как правило, в связи с подвижнической жизнью кого-либо из святых, местно прославившихся, или с монастырями и храмами, создававшими свой благоприятный духовный микроклимат. Особо чтимой святыней для жителей Крылатского стала икона Божией Матери “Рудненская”, впервые прославившаяся в 1687 году в местечке Рудня Могилевской епархии. Об обретении иконы с названием “Рудненская” в селе Крылатское дошли скудные сведения в виде передававшегося от поколения к поколению предания. Согласно этому преданию, приблизительно в середине XIX века летом, во время сенокоса, крестьяне села Крылатское, придя ранним утром к святым источникам, находившимся под храмом в Татаровском овраге, увидели в траве икону Пресвятой Богородицы. Неожиданная встреча с явленной святыней имела столь потрясающее воздействие на крестьянские души, узревшие в ней знамение благодатного посещения Царицы Небесной, что по единодушному решению здесь же, на месте обретения святой иконы, была воздвигнута часовня в честь “Рудненской” иконы Богоматери. А копию списка с иконы поместили в храме Рождества Пресвятой Богородицы села Крылатского. С того времени иконе “Рудненской” жители окружающих сел стали отдавать предпочтение как покровительнице данного места, и отмечали ежегодно торжественными празднованиями 25 октября, выделенное православным календарем как день прославления “Рудненской” иконы Богоматери. Одновременно отмечали этот день как праздник села. В тяжкие и скорбные времена безбожного гонения на верующих, после закрытия храма в 1936 году, безумствующими атеистами иконы выносились из храма и сжигались на церковной площади. Одна из жительниц села изъяла икону из часовни и, расколов, бросила в огонь. Но Бог поругаем не бывает, так рассудили верующие прихожане. И суд Божий в действительности настиг в свое время несчастную кощунницу. Все село стало свидетелем этого суда. Во время налета немецкой авиации в ночное время на завод за Москвой-рекой бомба попала в один лишь дом, где находилась эта нераскаявшаяся грешница. Из всего села больше никто не пострадал.

http://pravmir.ru/o-chtimyih-ikonah-bogo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010