«Лучшим способом цензуры является диалог, — считает Александр Архангельский. — Мы знаем, что тот же митрополит Филарет в ответ на пушкинские довольно мрачные вирши “Дар напрасный, дар случайный,/Жизнь, зачем ты мне дана?” написал свои стихи: “Не случайно, не напрасно/Жизнь от Бога мне дана”. Это очень красивый ход, потому что иерарх не требует запрета пушкинского, почти атеистического, высказывания — он ставит пушкинский скепсис под вопрос, и общество имеет возможность обдумать стихи: и те, и другие. Лучше, когда не цензура ставит препоны тем или иным идеям, а когда в обществе есть согласие. Так, например, в конце концов был найден церковный консенсус по переводу Священного Писания: не цензура принимала решение, печатать или не печатать Ветхий Завет по-русски, а Синод, который взял на себя ответственность за «филаретовский» перевод и от своего имени этот перевод в конце 1850-х годов издал. Соборное решение — это согласие по спорному вопросу, достигнутое в результате братского диалога. Мне кажется, что не цензура, а этический кодекс, неформально принятый обществом, — это главный хранитель культуры. Понятно, почему нужна цензура во время войны: она направлена на предотвращение паники, на нераспространение вражеской пропаганды и на сокрытие военной тайны. Но если цензура будет управлять человеческим умом в относительно мирное время, то вреда будет больше, чем пользы. Ум, может, будет отчасти обеззаражен, но зато человек никогда не привыкнет мыслить ответственно сам. Я не беру духовную цензуру — это отдельная вещь, церковная цензура — это вообще не цензура, это форма подтверждения, что Церковь за то или иное суждение несет ответственность. Но я против светской цензуры». «Исторический опыт показывает, что остановить изменения в человеческом обществе не удается никакими средствами, в том числе и цензурными. Общество все равно развивается — иногда революционно, иногда постепенно. Кому-то кажется, что оно движется в лучшую сторону, кому-то — что в худшую, но все эти изменения происходят во времени, они не вечны. Мы же, как христиане, должны сохранять те условия личной и общественной жизни, которые делают для каждого человека наиболее удобным достижение целей внеисторических. Учительная функция Церкви подлежит охране ради того, чтобы каждый человек как можно меньше подвергался демонским козням. Внутрицерковная цензура вполне уместна сейчас. Достаточно строгие и, главное, прописанные правила в издательской деятельности внутри Церкви необходимы, — говорит Николай Котрелев. — Светская же цензура, в том виде, как это было в Х I Х веке, по-видимому, сейчас нереализуема. Хотя если бы выработать закон о цензуре, было бы лучше. За цензуру нужно бороться, но на сегодняшний день я вижу слишком мало здравомыслящих людей, способных на это».

http://pravmir.ru/cenzura-dialog-v-sumas...

424 . Приготовление к вечности: (Из писем епископа Игнатия Брянчанинова) //Рус. инок. – 1916. – 18. – С. 774:425. Письма епископа Игнатия (Брянчанинова) к архимандриту Игнатию (Васильеву)/Сообщ. Е. А. Лебедев ; Примеч. П. Флоренского ]//Богосл. вестн. – 1917. – 2/3. – С. 179–237:45 писем (1847–1859 гг.). 426 . Печать и знамя Христовы: (Из писем епископа Игнатия Брянчанинова) //Вестн. Рус. зап.-европ. патриаршего экзархата=Messager de l " exarchat du patriarche russe en Europe occidentale. – Париж, 1952. – 10. – С. 24–26. Без указания адресатов и дат. 427 . Письмо к мирянину: О силе покаяния//Православ. жизнь=Orthodox Life. – Jordanville; New York, 1970. – 2. – С. 12–14. – (Прил. к журн. «Православ. Русь»). 428 . Из неизданных писем//Вестн. Рус. христиан, движения. – Париж, 1977. – 121. – С. 9–21; 123. – С. 5–10:11 писем, среди названных адресатов: игум. Иларий, игум. Варлаам, прп. Макарий Оптинский , монах Серафим. Одно письмо датировано 14 дек. 1847 г. 429. Письма к мирянам//Православ. жизнь=Orthodox Life. – Jordanville; New York, 1981. – 5–10. – (Прил. к журн. «Православ. Русь»). 430 . Избранные высказывания из писем епископа Игнатия//Журн. Моск. Патриархии. – 1982. – 12. – С. 143–147. Без указания адресатов и дат. 431. Письма к мирянам//Православ. жизнь=Orthodox Life. – Jordanville; New York, 1982. – 1–2, 5–8. – (Прил. к журн. «Православ. Русь»). 432 . Письма к мирянам//Там же. – 1982. – 5. – С. 9–24:3 письма без адресатов, одно датировано 4 февр. 1848 г. 433 . Письма к мирянам//Там же. – 1982. – 9. – С. 13–20. Без указания адресатов и дат. Письма к мирянам//Там же. – 1983. – 1, 3–6, 8:435. Неопубликованные письма епископа Игнатия (Брянчанинова) к Валаамскому игумену Дамаскину и настоятелю Коневского монастыря архимандриту Израилю/Предисл. мон. Иувиана (Красноперова)//Православ. путь. – Jordanville; New York, 1984. – С. 21–32. – (Прил. к журн. «Православ. Русь»). 6 писем к игум. Дамаскину от 6 мая 1843 г., 30 нояб. 1846 г., 10 февр. 1848 г., 12 янв. 1857 г., 24 мая 1857 г., 21 июля 1858 г.; 4 письма к архим. Израилю от 28 апр. 1840 г., 31 июля 1865 г., 1 дек. 1865 г., б. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

597. Толкование на молитву святого Ефрема Сирина [Текст]/свт. Лука Крымский . Москва: Сиб. благозвонница, 2010. 61 с. То же 2015. 598. «Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою» [Текст]/свт. Лука (Войно-Ясенецкий) //Таврида Православ.: газ. Симфероп. и Крым. епархии. 2010. 1/2. С. 67: портр. 599. Слово в день памяти святителя и чудотворца Николая [Текст]/свт. Лука (Войно-Ясенецкий) //Таврида Православ.: газ. Симфероп. и Крым. епархии. 2010. 7/8. С. 8–10: портр. 600. О смирении [Текст]/архиеп. Лука (Войно-Ясенецкий) //Таврида Православ.: газ. Симфероп. и Крым. епархии. 2010. 9/10. С. 8–9: портр. 601. Милости хочу, а не жертвы [Текст]/свт. Лука (Войно-Ясенецкий) //Таврида Православ.: газ. Симфероп. и Крым. епархии. 2010. 11/12. С. 9: портр. 602. «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться» [Текст]/свт. Лука (Войно-Ясенецкий) //Таврида Православ.: газ. Симфероп. и Крым. епархии. 2010. 15/16. С. 8–9: портр. 603. Притча о злых виноградарях [Текст]/свт. Лука (Войно-Ясенецкий) //Таврида Православ.: газ. Симфероп. и Крым. епархии. 2010. С. 8–9: портр. 604. О страхе апостолов и народа пред чудесами и словами Христовыми [Текст]/свт. Лука (Войно-Ясенецкий) //Таврида Православ.: газ. Симфероп. и Крым. епархии. 2010. 19/20. С. 8–9: портр. 2011 605. Господня Пасха: проповеди, беседы во дни Великих праздников [Текст]/свт. Лука Крымский (Войно-Ясенецкий). – Москва: Изд-во Сестричества во имя свт. Игнатия Ставропольского, 2011. 159 с. 606. Дух, душа, тело [Текст]/святитель Лука Войно-Ясенецкий . Москва: Образ; [Тула]: Тульская епархия, 2011. 128 с. 607. Дух, душа и тело [Текст]/архиеп. Лука (Войно-Ясенецкий) //Пробл. восстановит. медицины. 2011. 5–6. С. 59–64. 608. Духовное наследие святителя Луки. Проповеди 1944–1945 гг. [Текст]//Лисичкин В. А. Военный путь святителя Луки (Войно-Ясенецкого) . Москва, 2011. Гл. VIII. С. 123–214. 609. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит [Текст]: о том, что такое пост и для чего он установлен/свт. Лука Крымский (Войно-Ясенецкий). Москва: Приход храма Святого Духа сошествия, 2011. 15 с. То же. 2013.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

260. «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою»//Православ. жизнь=Orthodox Life. – Jordanville; New York, 1974. – 3. – (Прил. к журн. «Православ. Русь»). 261. Из сочинений епископа Игнатия (Брянчанинова) : 1. Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери; 2. Беседа о чудесах и знамениях; 3. Поучение о покаянии//Православ. путь. – Jordanville; New York, 1976. – (Прил. к журн. «Православ. Русь»). 262. О благодарении и славословии Бога//Православ. жизнь=Orthodox Life. – Jordanville; New York, – 1978. – 12. – (Прил. к журн. «Православ. Русь»). 263. Поучение в неделю Всех Святых//Там же. – 1978. – 6. 264. Поучение в неделю мясопустную: О Втором Пришествии Христовом//Там же. – 1978. – 2. 265. Поучение в неделю по Богоявлении. 1-е; Поучение в неделю по Богоявлении. 2-е; Поучение на Богоявление//Там же. – 1978. – 1. 266. Поучение в 1-ю неделю Великого Поста: О православии; Поучение во 2-ю неделю Великого Поста: Значение поста для человека; Поучение в 3-ю неделю Великого Поста: О крестоношении//Там же. – 1978. – 3. 267. Поучение во вторник 11-й недели по Пятидесятнице//Там же. – 1978. – 8. 268. Поучение на 54-е зачало Евангелия от Луки, читаемое во все праздники Божией Матери; Поучение в субботу 4-й недели по Пятидесятнице//Там же. – 1978. – 7. 269. Поучение о Закхее//Там же – 1978. – 1. 270. Поучение о лихоимстве//Там же. – 1978. – 11. 271. Слово в неделю о самарянине; Слово в неделю о слепорожденном//Там же. – 1978. – 5. 272. Слово 1-е в Неделю Цветоносную; Слово 2-е в Неделю Цветоносную//Там же. – 1978. – 4. 273. Бог – Помощник человека в скорбех его. Поучение в неделю 9-ю//Там же. – 1980. – 6. 274. В неделю 4-ю по Пасхе. О расслабленном. О наказаниях Божиих//Там же. – 1980. – 4. 275. Знамения и чудеса//Там же. – 1980. – 7. 276. О причине отступления человеков от Бога. Беседа в неделю 13-ю//Там же. – 1980. – 8. 277. О Царстве Божием//Там же. – 1980. – 11. 278. Объяснение молитвы Господней//Там же. – 1980. – 9:279. Поучение в двадесять девятую неделю: О благодарении и славословии Бога//Там же. – 1980. – 12. – С. 9–15.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

В связи с этим подлым наездом на Сретенский монастырь, который вписывается в информационную кампанию против Святейшего Патриарха Кирилла, против Церкви возникает вопрос: как общество должно обезопасить свои святыни и свои ценности, как общество должно обезопасить само себя от лживых, недобросовестных журналистов. Думаю, нет другого способа, как установление цензуры. Однако как только в обществе начинает вестись речь о необходимости цензуры в средствах массовой информации, в СМИ поднимается невероятный шум и гам. Подключается «тяжелая артиллерия» - известные журналисты и правозащитники, которые дружно заявляют: «Цензура не нужна. Цензура опасна. Самая лучшая цензура - самоцензура». Я вспоминаю, как я участвовал в передаче известной телеведущей Ники Стрижак и говорил о необходимости цензуры. А ведущая на меня прямо-таки давила, чтобы я признал, что не нужна цензура, хватит самоцензуры. Неужели и сейчас после кампании против Церкви она станет говорить о достаточности самоцензуры?! Самоцензура - это хорошо, но мы видим, что она не работает. Конечно, само журналистское сообщество должно очищаться от клеветников и лжецов. Но этого не происходит. И без влияния со стороны общества и государства эту проблему не решить. Думаю, что информационная кампания против Церкви со всей очевидностью вновь поставила вопрос о необходимости введения нравственной цензуры средств массовой информации. Этот вопрос поднимался некоторое время назад на высоком уровне, - тогда эту идею активно продвигал бывший спикер Совета Федерации Сергей Миронов. Однако теперь Сергей Михайлович ушел в оппозицию, и эта тема почему-то стала ему неинтересна. А жаль. Конечно, важный вопрос - кто будет осуществлять цензуру, кто будет цензором. Если цензорами поставят тех самых журналистов, которые организуют эти информационные кампании и используют подлые методы в своей профессиональной деятельности, то цензура просто станет средством заткнуть рот своим оппонентам. Но этого можно избежать, если делать все публично и гласно. Цензорами должны стать люди, которые пользуются доверием как журналистского сообщества, так и в целом доверием общества.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/10/30/to...

Святой Дух - автор Слова Божьего, какие могут быть авторские права? Тем более рынок обширнейший, всем хватит. Поэтому если где-то переиздаются наши книги, я этому бываю только рад. Думаю, что со временем человечество пересмотрит отношение к авторским правам. - Что Вы думаете о цензуре в отношении православной литературы? Нужна ли она? - Я противник цензуры. Она имела смысл в Российской Империи, когда цензура была на все. А сейчас цензура приведет к тому, что хорошие люди, авторы столкнутся с серьезными трудностями. А частичная цензура не даст ничего: лжеучения будут издаваться демократической печатью, а люди воцерковленные не будут иметь возможности на все это ответить, что-то яркое издать, потому что все должно будет пройти цензуру. Думаю, что разумный архиерей все это поймет и даст свободу издателям. Уже сейчас мы сталкиваемся с тем, что не только издавать, но и продавать без разрешения архиерея нельзя, потому что обязательно нужно отстегнуть епархии. Это сильнейший удар по просветительской деятельности. Я считаю, что Собор должен рассмотреть и запретить это безобразие. Людям надо бесплатно книги раздавать, как это делают на Западе давно уже! - Епархия должна получить за торговлю, вы имеете в виду? - Ну да. Поэтому без разрешения правящего архиерея нельзя ничего продавать. Любая продаваемая книга должна " покупаться " в епархиальном управлении. Возвращаясь к цензуре. Я считаю, что идут другие времена, об этом и о. Андрей Кураев говорит. А Церковь все время пытаются засунуть в XIX век - будто бы у нас в монастырях должны обязательно пасти коров, выращивать огурцы... Это невыгодно! Дайте человеку компьютер, и он за час заработает гораздо больше. Сейчас такое время, что пустынники должны из пустыней выходить, а сестры - Закон Божий в школах преподавать... Цензура будет давить хороших умных авторов, которые по тем или иным причинам не будут вписываться в понятия цензоров. А книги Георгия Кочеткова и других модернистов издаются и будут издаваться огромными тиражами, так как у них есть спонсоры. И никакая цензура им не помешает. Да, мы живем в демократическом обществе. Поэтому, если выходит книга не такая, пусть другие напишут и издадут анти-книгу на нее, изобличат. Демократическим путем - пожалуйста. Это будет естественная цензура. Нужно объяснять людям, что не так, а не запрещать, так как запретный плод сладок.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Миссия не стоит в стороне от этих процессов, на всех без исключения наших подворьях ведутся серьезные и дорогостоящие ремонтные и строительные работы: где-то меняем в храмах окна и ремонтируем кровлю, где-то перестраиваем паломнические дома и благоустраиваем территории, где-то возводим новые объекты и строим другие новые планы. Святая Земля устала от одиночества без богомольцев-паломников, а потому всё и вся здесь готовятся к новой жизни «после ковида». «Интерфакс-Религия» /Патриархия.ru за темою Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвященных 130-летию со дня преставления архимандрита Антонина (Капустина) : та звернення] закликали до негайного та припинення вогню у Газа В Торжества Православ " я начальник взяв участь у в Гробу Господнього в Начальник в день його Завершилося XII з «Православ " я — У XII з " Православ " я — " Кирила учасникам XII з «Православ " я — : та звернення] У церковних зв " пройшов круглий присвячений громад Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвященных 130-летию со дня преставления архимандрита Антонина (Капустина) : та звернення] з Церкви В Торжества Православ " я начальник взяв участь у в Гробу Господнього в Начальник в день його з ключовими словами Свята земля – пандемия коронавируса – Руська духовна в   ihmepb " ю «Исследуйте Писания». Патриаршая программа изучения Библии на приходах: первые итоги Священник Владимир Суханов: Военным госпиталям не хватает сестер милосердия Митрополит Казанский Кирилл: «Понимать мусульман — наша насущная потребность» Архимандрит Дамаскин (Орловский): Жития новомучеников — духовное лекарство, которое надо принимать всю жизнь Митрополит Будапештський Ватикан поступився у одностатевих пар «Это же капля в море!» Протоиерей Кирилл Каледа о почитании новомучеников Как избежать превращения церковной памяти в «память гетто»? И.о. Патриаршего экзарха Африки: Еще ряд священников желают перейти в Русскую Православную Церковь В.Р. Легойда: Виживання " глобальне Достучаться до сердец и приобщить воинов к святым таинствам Церкви   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5870870...

610. Тумаченье великопосне молитве преподобног Jeфpeмa Сирина [Текст]/Свети Лука Кримски (Водно-Яасенецки) ; превела: Божана Х. Стсуанови. Превлака: Манастир Светог архангела Михаила, 2011. 70 с.: ил. 2012 611. Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними [Текст]/свт. Лука (Войно-Ясенецкий) //Таврида Православ.: газ. Симфероп. и Крым. епархии. 2012. 11/12. С. 4–5: фот. 612. Не бойся, малое стадо! [Текст]/свт. Лука (Войно-Ясенецкий) //Журн. Моск. Патриархии. 2012. 10. С. 32–33: фот. 613. «Их жизнь была на небе, у престола Всевышнего» [Текст]/свт. Лука (Войно-Ясенецкий) //Таврида Православ.: газ. Симфероп. и Крым. епархии. 24. С. 6–7: портр. 614. «Имейте горячую любовь к небесным покровителям вашим» [Текст]/свт. Лука (Войно-Ясенецкий) //Таврида Православ.: газ. Симфероп.и Крым. епархии. 2012. 20. С. 3: фот. 2013 615. Дух, душа, тело [Текст]/свт. Лука (Войно-Ясенецкий) . Тула: Тульская епархия; Имидж принт, 2013. 128 с. 616. Дух, душа и тело [Текст] : избранные поучения/свт. Лука (Войно-Ясенецкий) , архиеп. Симферопол. и Крым. Изд. 4-е. Москва: Даръ, 2013. 318 с. (Библиотека паломника). То же. 2016. 617. Евангельское злато [Текст]/свт. Лука (Войно-Ясенецкий) Москва: Изд-во Сестричества во имя свт. Игнатия Ставропольского, 2013. 336 с. То же 2016. 618. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит [Текст] : из проповедей свт. Луки Крымского /свт. Лука Крымский. Москва: Изд-во Сестричества во имя свт. Игнатия Ставропольского, 2013. 16 с. 619. «Идите вслед за ним вместе со мною и все вы, братья и сестры мои» [Текст]/В.Ф. Войно-Ясенецкий//Таврида Православ.: газ. Симфероп. и Крым. епархии. 2013. 1. С. 6–7: портр. Из проповеди святителя и исповедника Луки в день Рождества 1957 г. 620. Он пришёл открыть нам путь в Царство Небесное [Текст]/свт. Лука (Войно-Ясенецкий) //Таврида Православ.: газ. Симфероп. и Крым. епархии. 2013. 2. С. 4: фот. Проповедь святителя Луки в день Крещения 1958 г. 621. Кротость и смирение ограждают от всяких напастей и мук [Текст]/В.Ф. Войно-Ясенецкий//Таврида Православная: газ. Симфероп. и Крым. епархии. 2013. 4. С. 8: портр.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Но синод взглянул на дело иначе. Консервативный арх. ярославский Павел, которому поручено было рассмотрение книги, заподозрил ее в протестантском духе, нашел в ней апологию деятелей реформы (Вальденсов, Виклефа, Гуса) и, в общем, признал ее соблазнительною. Книга была сдана в синодальный архив, а цензуре послан строгий выговор. Так как, внушал синодальный указ, цензура в своем рапорте доносила, что в «начертании» нет ничего противного..., между тем. по свидетельству синодального члена архиепископа Павла, оказались в ней вышеупомянутые погрешности и непозволительности, и, следовательно, цензура, отступая от прямой своей обязанности, крайне неосмотрительно ее одобрила, то, сделав об этом цензуре замечание, подтвердить ей строжайше, чтобы она впредь во свидетельство книг входила со всею подробностью, вниманием и осторожностью, и с лучшею осмотрительностью одобряла бы к изданию книги такие только, которые совершенно ни малейшей противности не заключают в себе данным предписаниям, а в противном случае председатель и члены, яко не по прямому смыслу исполняющие сии их должности, неизбежно будут ответствовать и подвергнут себя всей строгости законов 201 . Угроза подействовала, и Виктор, особенно после назначения председателем цензуры, стал осторожнее. Сохранилась даже резолюция, где высказана им крайне суровая точка зрения. Не соглашаясь с одним снисходительным мнением своих товарищей, Виктор поучал их: ибо то не резон для духовной цензуры, что цензура гражданская подобные книги печатать дозволяла, а, может быть, и теперь позволяет. Духовная цензура, имея ясные предписания, ни чертой не может отступить от них ни для каких примеров, Ее цель – выпускать книги в печать полезные для церкви, а прибыли книгопродавцев или их знакомство совсем для нее должны быть делом посторонним 202 . В другой раз, когда его подробный отрицательный отзыв о брошюре «Утешение дщери иудейской» не встретил поддержки среди других членов, Виктор сделал такое замечание по адресу цензора Геннадия: «стыдно так писать мнения, – тут ни того, ни другого не сказано, – забыв, что друг мира, а особливо монах, враг Божий бывает» 203 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kotovi...

Но для меня калужская выгоднее по многим отношениям 62 . Между тем цензура, как в начале, так и в конце своей деятельности, предпочитала держаться «силы данных ей наставлений. Она даже не принимала прошений с указанными оговорками, или посылала соответствующие запросы, ибо де цензуре необходимо знать, на чей именно счет и каким шрифтом представленная книга имеет быть напечатана: без такого же заявления и принять ее к рассмотрению она не может 63 . Затем от авторов требовалась подписка о согласии печатать на собственный или, наоборот, на казенный счет и т. д., и лишь после этого цензура начинала рассматривать рукопись. На почве такого внимания и предупредительности к чисто типографским делам происходили более чем странные для специального цензурного учреждения факты. Например, совет казанского университета, желая поместить в своих периодических известиях слово епископа иркутского Михаила, произнесенное в гимназии, требует у цензуры соответствующего разрешения. Но цензура даже для повременного издания не находит возможным сделать исключения и предлагает совет: не угодно ли ему будет напечатать слово в московской синодальной типографии и, если угодно, то на чьи именно средства, сколько экземпляров и куда это слово по отпечатании препроводить 64 . Ответа не было получено... В другой раз, по тем же мотивам, цензура отклонила от себя рассмотрение присланного из той же Казани «патриотического стихотворения» 65 . Вообще, из ложной посылки, – из тех ненормальных отношений, какие существовали между цензурой и типографией, вытекали и необыкновенные сопоставления понятий «чистота веры» и «ущерб капитала», польза церкви и подрыв типографии... Нисколько, поэтому, неудивительно, если авторы готовы были прибегать к самым разнообразным средствам и толкованиям, чтобы, ускользнув от «строгой рецензии» цензуры, избавиться вместе и от станка типографии. И только немногие лица, имевшие основания не бояться духовной цензуры и почему-либо останавливавшие свой выбор именно на синодальной типографии, шли прямым путем и следовали логике Н.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kotovi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010