Святой пророк Самуил Святой пророк Самуил 1 был уроженцем Рамы (Рамафаим-Цофима), города колена Ефремова 2 . Его мать Анна, одна из двух жен Елканы, оставалась бездетной и должна была выносить оскорбления от своей соперницы, когда они каждый год ходили всей семьей в святилище в Силом, дабы там совершить жертвоприношение. Но Бог услышал ее молитвы – она дала жизнь сыну, которого назвала Самуил, что означает «услышал Бог» 3 . Когда ребенок был отнят от груди, его посвятили Господу. Мать доверила его священнику Илию в Силоме, дабы Самуил в святилище перед ковчегом Завета служил Богу во все дни своей жизни. Самуил возрастал телом и благодатью пред лицом Божиим. Каждый год мать приносила ему малую верхнюю одежду, которую сама делала для него. Частые беседы со священниками и благочестивыми людьми позволили Самуилу обучиться Закону Моисееву, свободному от всякого влияния со стороны языческих культов, которые развращали народ, недавно обосновавшийся в земле Ханаанской. В те времена вероотступничества редко случалось, чтобы Бог являл Себя, и видения случались нечасто. Но вот, когда Самуилу было 12 лет, он лег спать в храме, где горел светильник, обозначавший присутствие Божие. Мальчик услышал голос, который позвал его по имени. Подумав, что его зовет священник Илий, он подбежал к его изголовью, но тот отправил отрока снова спать. Когда призыв повторился, Илий понял, что это глас Божий, и ответил: «Говори, Господи, ибо слышит раб Твой». Как только Самуил дал такой ответ, Бог невидимо предстал перед ним и объявил, что собирается покарать род Илия за нечестивое поведение его сыновей, которые присваивали себе то, что народ приносил для всесожжения Богу. Утром, по настоянию Илия, мальчик рассказал все, что Бог явил ему, ничего не скрыв. Впоследствии Господь продолжал открывать Себя Самуилу; весь народ Израилев признал его пророком, называя Видящим, и чтил слово пророка, как слово Самого Бога. Когда же сыновья Илия совершенно развратились, приговор Божий не замедлил осуществиться. После того как филистимляне нанесли тяжелое поражение Израилю, евреи послали за ковчегом, который войско встретило громким криком. Враги испугались, но вместо того чтобы бежать, бросились вперед с силой отчаяния. 30 тысяч евреев пали в битве, и филистимляне захватили ковчег завета. Один из уцелевших прибежал в Силом с известием о полном поражении. Он нашел престарелого священника Илия, которому тогда было 98 лет, сидящим в тревоге на пороге своего дома. Когда ему сказали, что его сыновья погибли в битве, а ковчег похищен, Илий при упоминании ковчега, упав на спину, сломал себе позвоночник и умер.

http://pravoslavie.ru/55790.html

Двадцатый день. Поучение 1-ое. Св. прор. Самуил. (Господь всех нас зовет ко спасению чрез многообразные средства: естественные и сверхъестественныя). I. Св. пророк Самуил, память коего совершается ныне, возрастал при скинии, т.е. переносном храме народа Божия, и был единственною отрадою первосвященника Илии. Скоро стало явно, что он угоден Богу, и что Бог послал ему благодать Свою, и через него будет возвещать Свою волю. Однажды двенадцатилетний отрок, который спал всякую ночь в храме Божием, был пробужден голосом, призывающим его. Думая, что его зовет Илий, он поспешно встал и пошел в сени, где первосвященник спал при дверях храма. «Ты звал меня, отец мой?» – сказал он Илию. – «Нет, дитя мое», отвечал тот, «я не звал тебя, поди и засни». Но лишь отрок заснул, как тот же голос вновь воззвал: «Самуил, Самуил!» Отрок встал, опять пошел к первосвященнику; и так до трех раз. Тогда Илий понял, что отрока зовет Господь, и сказал ему: «если ты опять услышишь, что зовут тебя, то отвечай: говори, Господи! раб Твой слушает Тебя». Действительно, Самуил услышал в четвертый раз тот же голос и отвечал: «говори, Господи! раб Твой слушает Тебя»; и Господь начал говорить Самуилу, и возвестил ему, что накажет Илия за то, что, знавши о беззакониях сыновей своих, он не укрощал их. Самуил встал поутру, открыл двери храма, но не решился передать первосвященнику, что Бог сказал ему о нем. Но Илия призвал его и потребовал, чтобы он ему все пересказал. Услышав слова Господни, Илий сказал: «Господь Владыка! да будет воля Его». Господь благословил Самуила, и с этих пор стал часто возвещать через него волю Свою. Все во Израиле поняли, что на юноше пребывал Дух Господень, и почитали его как пророка, а после бедственной смерти Илии избрали его в судьи и начальника себе. II. Братия христиане! И нас Господь зовет к Себе, подобно пророку Самуилу, и притом чрез различные и многообразные средства: чрез совесть, чрез случай и обстоятельства жизни каждаго, чрез слово Божие, церковь и наконец чрез Духа Святаго, наставляющего на всякую истину, так. образом чрез А) естественные и Б) сверхъестественные средства.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

3.4. Призвание Самуила 3.5. Поражение от филистимлян. История ковчега 3.6. Самуил — судья Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета 3.4. Призвание Самуила О жизни Самуила при скинии говорится следующее. Если сам Илий был человек праведной жизни, то его сыновья поступали бесчинно. Они вопреки закону брали себе из жертв не только то, что им предназначалось, но и то, что им хотелось, причем нередко требовали, чтобы их часть была им отдана даже до того, как совершено жертвоприношение. Они вели развратную жизнь, народ роптал, а Илий не предпринимал против них никаких серьезных мер, кроме кроткого увещания, на которое они внимания не обращали. Заметим, что говорит Писание о сыновьях Илия: «они не знали Господа» (1 Цар. 2:12). Через не названного по имени человека Божия Илий получает откровение о том, что дом его не устоит, и что он, хотя и не будет отлучен от священства, но все потомки его не будут доживать до старости. А два его нечестивых сына погибнут в один день. «И поставлю Себе священника верного; он будет поступать по сердцу Моему и по душе Моей; и дом его сделаю твердым, и он будет ходить пред помазанником Моим во все дни» (1 Цар. 2:25). Самуил призывается Богом к служению, ночью, тихим голосом, и сначала первые два раза прибегает к Илии, думая, что тот его зовет. И только в третий раз, когда первосвященник научил его, услышав голос, обратиться к Богу, он получает откровение о том, что грех дома Илии не загладится вовек. «И возрос Самуил, и Господь был с ним; и не осталось ни одного из слов его неисполнившимся. И узнал весь Израиль от Дана до Вирсавии, что Самуил удостоен быть пророком Господним» (1 Цар. 3:19–20). Вот начало его служения. Признак истинного пророчества, который содержится в Пятикнижии (что истинный пророк есть тот, чьи слова исполняются), здесь, в начале служения Самуила, играет решающую роль. Прежде этого в Писании пророками названы Авраам, Моисей, Аарон, старцы, пророчествовавшие в стане, и неизвестный пророк во времена Гедеона. 3.5. Поражение от филистимлян. История ковчега

http://sedmitza.ru/lib/text/431087/

В 1 книге Царств, глава 28, есть весьма интересный фрагмент, в котором описывается посещение царем Саулом женщины-медиума в Аэндоре, во время которого произошло загадочное явление умершего пророка Самуила. Этот эпизод вызывает немало недоуменных вопросов. Кто явился и разговаривал с Саулом? Вызвано ли его явление действиями медиума? Почему волшебница, вначале не опознавшая Саула, при явлении Самуила узнала царя? Наконец, как объяснить последующее исполнение пророчества о гибели Саула и его сыновей? Отцы Церкви и средневековые иудейские комментаторы предложили ряд версий: 1) явления не было; 2) явился злой дух; 3) явился Ангел под именем Самуила; 4) явился пророк Самуил. В настоящей статье подробно анализируются эти версии с позиций их внутренней логики и возможности ответов на сложные вопросы, которые возникают при чтении библейского текста. Отметим, что в русской библейской науке есть работы, в которых просто представлены указанные версии, однако их подробный анализ отсутствует, в связи с чем видится важность данной статьи. Ключевые слова: царь Саул, Аэндорская волшебница, пророк Самуил, некромантия в Библии , 1 книга Царств, боговдохновенность, злой дух, загробная жизнь в Ветхом Завете. Объектом исследования в настоящей статье будет известный эпизод из 28-й главы 1 книги Царств о посещении царем Саулом волшебницы в Аэндоре, во время которого случилось экстраординарное событие: явился умерший ранее пророк Самуил и предсказал Саулу поражение в битве и гибель самого царя и его сыновей. Мистическая составляющая и уникальный во всех отношениях характер этого эпизода в богатейшей истории Ветхого Завета являются причинами исключительного интереса к нему со стороны всех, изучающих (и даже просто читающих) Библию . Несмотря на это, в русской богословской литературе отсутствуют труды, содержащие исчерпывающее исследование данного вопроса. В дореволюционной русской библеистике вообще не было исследований касательно указанной темы, в современной же – ситуация скрашивается благодаря статье «Аэндор» в «Православной энциклопедии» (Т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

XXXI. Пророк Самуил Был человек, от колена Ефремова, именем Елкана, который имел две жены: одна рождала, другая же, Анна, оставалась неплодной; всякий год ходил он в Силом, поклоняться кивоту завета и приносить жертвы Господу; он разделял остаток жертвы между детьми многочадной; неплодной же давал с горечью одну только часть, хотя любил её более. «Зачем чуждаешься пищи и бьешь себя в сердце, говорил он, не я ли лучше для тебя десяти детей?» Однажды в Силоме, когда Илий первосвященник сидел пред дверьми скинии, Анна предстала Господу и, с горькими слезами, излила душу в умиленной молитве: «Господи Сил, если призришь смирение рабы Твоей и дашь мне плод мужеский, Тебе посвящу его на всю жизнь; не вкусит он вина, или иного напитка, и железо не коснется волос посвященного.» Так глубока была молитва Анны, которую произносила из внутренности сердца, что голос её не был слышен, и Первосвященник, по непрестанному движению уст, почел её исполненной вином. «Нет, Владыка, отвечала смиренная, на горький укор, я только бедствующая жена в жесткой доле, и не исполнена вином, но изливаю душу мою Богу; не смешивай рабы твоей с дочерьми погибели, ибо от множества сетования истаяла ныне душа моя.» Первосвященник отпустил её с миром, помолясь Господу, чтобы исполнил её прошение, и с миром в сердце возвратилась она в дом свой, где вскоре родила сына, которого назвала Самуилом. Она уже более не сопутствовала мужу, в Силом, доколе не воздоила млеком своего младенца; тогда привела его в дом Господень, с принесением жертвы, и напомнив Первосвященнику о молитве его над ней, предала отрока в руки Илии, для служения Господу на всю жизнь. Радостью исполнилось сердце матери, при совершении обета; она воспела песнь Богу: «утвердилось сердце мое в Господе, разрешились уста мои на врагов моих, и возвеселились о спасении. Один Господь свят, Он один праведен, и кто свят подобно Ему? Господь живит и мертвит, низводит в ад и возводит, Господь убожит и богатит, смиряет и высит, дает молитву молящемуся, благословляет лета праведного. – Да не хвалится премудрый премудростью своей, сильный силой, и богатый богатством, но пусть хвалятся тем, что знают Господа и творят суд Его и правду на земле.» Первосвященник благословил её в путь, а Господь, разрешивший её неплодие, утешил её еще тремя сыновьями и двумя дочерьми; оставленный же в скинии, отрок Самуил, возвеличился пред лицом Божьим, и всякое лето мать приносила ему льняную одежду, для служения в святилище, подобно Левитам.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Православные праздники в сентябре 2018 12 мин., 14.08.2018 Православные праздники 1 сентября  Донской иконы Божией Матери (празднество установлено в память избавления Москвы от татар в 1591 г.).   По преданию, Донская икона Божией матери была подарена донскими казаками московскому князю Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой и помогла русскому войску одержать победу над Мамаем. В 1591 году, во время нападения на Москву войск крымского хана Казы II Гирея, для ограждения от врагов, вокруг Москвы был совершен крестный ход с Донской иконой Божией Матери. 1 сентября 1591 года икона находилась в походной церкви среди русских войнов и обратила татарское войско в бегство. В память об этом событии, на месте полковой церкви был основан Донской монастырь и было установлено празднование. С этого времени икона Донской Божией Матери почитается как защитница России от иноверных врагов.     Иконы Богородицы    Православные праздники 2 сентября  Прор. Самуила (XI в. до Р. Х.).   Пророк Самуил был последним и самым известным из судий Израилевых, он восстановил веру в Единого Бога, возродил духовную жизнь еврейского народа и свергнул иго филистимлян. Самуил также выбирает первого царя Израиля – Саула, а после вероотступничества Саула, помазывает на царство царя Давида. Во время войны Саула и Давида Самуил укрывает царя Давида в своей обители. Пророки. Инфографика Пророки Библии Пророчества Библии   Собор Московских святых (переходящее празднование)   Праздник установлен в 1997 году, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в год 850-летия Москвы. Отмечается в первое воскресенье сентября, обычно совпадая с днем города Москвы. Собор Московских святых включает 542 святых угодников Божиих. Празднуя память святых в один день, Церковь воздает каждому из них равную честь, как небесным покровителям города Москвы и молитвенникам за наше Отечество.   8 таких разных московских святых

http://foma.ru/pravoslavnyie-prazdniki-v...

1 Свт. Василий Великий, Архиеп. Кесарии Каппадокийской, отец Церкви († 379, память 1 января). 2 Феодор Ростовский, Архиеп., племянник Преп. Сергия Радонежского, († 1394, память 23 ноября). 3 Ср.: Мф. 25:14—30. Талант — древнегреческая мера веса и денежная единица. 4 Впоследствии принявшие иноческий постриг препп. Кирилл и Мария Радонежские были прославлены в лике святых Русской Православной Церкви. 5 Анна, одна из двух жен Елканы, мать пророка Самуила. Будучи бездетной, она молила Бога даровать ей потомство, которое обещала посвятить Богу. Родив, наконец, сына и вскормив его, отдала будущего пророка Самуила в храм, служить Господу (1 Цар. 1:1—28). 6 В Книге пророка Иеремии Бог говорит, обращаясь к нему: « Прежде, нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя » (Иер. 1:4—5). 7 Когда пророк Самуил, еще будучи отроком, служил в храме, он трижды услышал глас Бога, обращавшегося к нему (1 Цар. 3:1—8). 8 Пророк Давид во время одной из войн израильтян с филистимлянами победил в единоборстве великана Голиафа, бросив камень из пращи (1 Цар. 17:1—51). 9 Пророк Илия построил жертвенник из камней, положил на жертвенник дрова и тельца и повелел трижды выливать воду на жертву и на дрова; после молитвы Илии на жертвенник ниспал огонь и поглотил жертву, дрова, камни и воду (3 Цар. 18:29—39). 10 Пророк Илия воскресил сына вдовы, трижды простершись над ним (3 Цар. 17:17—22). 11 Пророк Иона был выброшен по жребию мореходами в море, чтобы утишить бурю; его проглотил кит, и он провел в его чреве три дня и три ночи, а затем был извергнут китом на сушу (Иона 1, 1—2, 11). 12 Три еврейских отрока, Анания, Азария и Мисаил, были брошены по повелению царя Навуходоносора в раскаленную печь за то, что отказались поклоняться языческим богам, но остались невредимы (Дан. 3:8—95). 13 Пророк Исаия в видении лицезрел Бога, окруженного Серафимами, воспевавшими: « Свят, свят, свят Господь Саваоф! » (Ис. 6:1—3). 14 О введении Пресвятой Богородицы в храм рассказывается в апокрифическом «Протоевангелии Иакова»; об этом событии упоминается также в творениях некоторых отцов Церкви (святителей Кирилла Александрийского, Григория Нисского, Иоанна Дамаскина) и в церковных песнопениях, посвященных двунадесятому празднику Введения во храм Пресвятой Богородицы, который празднуется 21 ноября (4 декабря).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2837...

Скачать epub pdf Слово, сказанное в Троицкой Сергиевской Лавре, 15 мая 1893 г. Вознесох избраннаго от людей Моих, елеем святым Моим помазах его и Аз первенца положу его, высока паче царей земных ( Псал. 88:20–21, 28 ). День светлой радости царевой, день великого всенародного торжества сегодня у нас, Православные сыны великой Русской Земли! Ныне день священного Миропомазания нашего Боговенчанного Самодержца Государя Императора. Чтобы лучше оценить и глубже восчувствовать сердцем великую милость Божию, являемую нашему православному народу Русскому в священном Миропомазании благочестивейших Царей наших, перенесемся мыслию за три тысячи лет назад, в те давно минувшие ветхозаветные времена, когда юный Давид еще пас стада отца своего на полях родного ему Вифлеема. Вот приходит в этот город пророк Божий Самуил. Он останавливается в доме отца Давидова Иессея и выражает желание видеть всех сыновей его. Иессей представляет ему одного за другим семь сыновей своих, но провидец Божий не довольствуется сим: «Все ли дети здесь?» – спрашивает он. – «Есть еще меньший, отвечает отец: он пасет овец». – «Пошли за ним», – говорит Божий пророк. И послал Иессей, и привели Давида; и взял Самуил рог с елеем, и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после... Так совершилось священное помазание юного Давида на царство. До сего времени он был юнейший в дому отца своего, теперь он – Божий избранник; до сего дня был простой пастух овчий: теперь – Помазанник Божий, Царь народа Божия, избранный по сердцу Божию. Мог ли Давид забыть этот священный для него день? Мог не воспоминать его каждый год благодарною ко Господу Богу молитвою?.. То было, братие мои, во времена ветхозаветные. Тогда еще не было столь явного, столь обильного излияния благодатных даров Духа Божия на верующих, какое возможно стало только во времена новозаветные, когда от исполнения Христова мы вси прияхом и благодать возблагодать ( Ин. 1:16 ), когда живоносные токи благодати Божией текут непрерывно в таинствах святой Церкви Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) 40 библейских портретов Книга «40 библейских портретов» рассказывает о людях, героях Библии: кем они были, как жили, чему учили своих современников и учат нас, потомков. Мир, который открывает перед нами автор многое объясняет в поступках и словах героев, кажущихся нам странными, а порой и жестокими. Книга написана живым современным языком, с отсылками к нашему времени и нашим реалиям. Содержание От автора 1. Адам и Ева: в начале 2. Ной: человечество как единая семья 3. Авраам и Сарра: путь призванных 4. Исаак: продолжение странствий 5. Иаков – праведник, боровшийся с Богом 6. Иосиф – проданный брат 7. Моисей – посредник меж Богом и народом 8. Иисус Навин – воин во имя Господа 9. Судьи: череда харизматических вождей 10. Самуил и Саул: последний судья и первый царь 11. Давид – царь перед Богом 12. Соломон: золотой век Израиля 13. Цари двух царств: Иерусалим и Самария 14. Илия – молниеносный пророк 15. Амос, Осия, Михей, Софония: пророки предупреждения 16. Исаия – пророк с большой буквы 17. Иоиль, Аввакум, Наум, Иона: пророки разрушения 18. Иеремия – печальный пророк 19. Иезекииль – пророк надежды 20. Даниил – пророк изгнания 21. Эсфирь – царица из народа 22. Аггей, Захария, Авдий, Малахия: пророки возвращения 23. Эзра и Неемия: новое начало 24. Маккавеи – первые антиглобалисты 25. Иов: проклятые вопросы 26. Матфеи – мытарь и евангелист 27. Марк – робкий юноша и смелый апостол 28. Лука – врач, художник, повествователь 29. Иоанн – любимый ученик 30. Иоанн Креститель: на шаг впереди Христа 31. Дева Мария и плотник Иосиф: семья Иисуса 32. Двенадцать апостолов: ближний круг 33. Петр – первый из двенадцати 34. Двенадцать апостолов: остальные имена 35. Ироды, цари Иудеи 36. Каиафа и Анна: священники при Храме 37. Иуда Искариот и Понтий Пилат: сделавшие свой выбор 38. Никодим, Иосиф, Гамалиил – фарисеи за Иисуса 39. Павел, посол и узник Христа 40. Первые христиане: у истоков Церкви

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Глава 9. Книга Пророка Иоиля 37. Сведения о пророке Иоиле Книга пророка Иоиля надписана следующим образом: слово Господне, которое было к Иоилю, сыну ( Иоил 1:1 ). Некоторые Иудейские толкователи (напр. Иархи) утверждали, что пророк Иоиль был сын Самуилов ( 1Цар 8:2 958 ); – и что в помянутом надписании его книги Вафуила иносказательно назван Самуил, потому что умолял и преклонял Бога на милость к народу Израильскому (Cursus complet. s. script. tom. XX, pag. 633). Ho качества детей Самуиловых, указанные в Писании ( 1Цар 8:3–4 959 ), и содержание книги пророка Иоиля не оправдывают такого заключения, основанного на сходстве имени этого пророка с именем старшего сына Самуилова. Святой Епифаний (De vita prophetar. cap. 14) и святой Дорофей (in Synopsi) сохранили нам древнее ветхозаветное предание, что пророк Иоиль происходил из колена или Рувимова или Гадова и жил за Иорданом в Вефаране или Бетаре. Действительно, города этого имени были в коленах Рувимовом, Гадовом и Вениаминовом ( Чис 32:36 ; 960 Иис. Нав. 13:27 961 ). Два из них впоследствии были перестроены Иродом и названы один Ливией, другой – Юлией. Но в котором из городов, носивших имя Вефарана, родился и первоначально жил пророк Иоиль, неизвестно, равно как и прочие обстоятельства его жизни достоверно неизвестны. 38. Время служения и предмет пророческих речей К определению времени пророческого служения Иоиля должен, повидимому, служить описываемый в его книге голод. Но это страшное наказание постигало Иудею не редко и всегда проистекало от одних и тех же причин, – засухи и саранчи. Был во время Илии голод после трехлетняго бездождия, при Ахаве, царе Израильском (около 1007–915 года до Рождества Христова, 3Цар 17:12 ; 962 Иак 5:17 963 ). Был семилетний голод при Иораме, царе Израильском, во времена Елисея пророка (около 915–903 г. до Рождества Христова, 4Цар 8:1 964 ). Был голод при Амосе пророке, начавшем свое служение при Озии Прокаженном (около 815 г. до Рождества Христова, Ам 4:7–8 965 ). Был голод при Иосии, царе Иудейском (около 659 – 628 г. до Рождества Христова), упоминаемый пророком Иеремией 14:1–22. 966

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010