Пророк Михей ЖМП 8 август 2019 /  8 января 2019 г. 13:59 Михейпророк Рождества Христова 14 августа (27 августа по новому стилю) Православная Церковь празднует память пророка Божия Михея. Его именем надписана одна из книг малых пророков Ветхого Завета. Эта библейская книга невелика по размеру, в ней всего лишь семь глав. Но, как и всякая книга, входящая в Священное Писание, она велика по своему содержанию. Среди книг пророков встречается несколько еще меньших по размеру, чем книга Михея. О самой малой из них — Книге пророка Авдия — блаженный Иероним Стридонский писал: «Это малый пророк по числу стихов, а не по мыслям» 1 . Эти слова отца церковной экзегетики можно применить к каждой из книг, входящих в состав единой книги Двенадцати малых пророков 2 , к которым относится и Михей.  PDF-bepcuя. Пророк из Морешета О пророке Михее почти ничего не известно. В отличие от Амоса или от Исаии Михей не описывает своего пророческого призвания. В отличие от Осии — ничего не говорит о собственных чувствах. Мы не знаем ни имени его отца, ни рода его занятий, ни каким было его социальное положение 3 . Из надписания пророческой книги (Мих. 1, 1) известно лишь, что Михей был морасфитянином (евр. морашти), то есть происходил из города или селения под названием Морешет, и что пророчествовал он в то время, когда Иудеей правили цари Иоафам, Ахаз и Езекия. Одни современные комментаторы предполагают, что Михей был мелким землевладельцем и одним из старейшин Морешета. Другие — что он был безземельным пролетарием, добывал себе пропитание сезонными земледельческими работами или нанимался пасти чужие стада 4 . Кто-то видит в Михее священника или левита. Авторы всех этих гипотез пытаются опираться на текст пророческой книги. Однако в самой книге Михея нет никаких ясных указаний на сей счет и вообще отсутствуют какие бы то ни было биографические сведения о пророке, за исключением того, что сообщается нам в первом стихе книги. Поэтому, пожалуй, стоит согласиться с итальянской исследовательницей Донателлой Скайолой, которая считает все эти предположения «бесполезными и совершенно гипотетическими» 5 . Не стоит строить догадки, кем был Михей. Ясно лишь одно — он был пророком Господним.

http://e-vestnik.ru/history/mihey__proro...

Глава 1 2 3 4 5 6 7     Введение Краткие сведения о святом пророке Михее; время его служения, содержание его книги. Св. пр. Михей 1 , родом еврей, происходил из города Морасфи 2 из колена Иудина. Ни Свящ. история, ни предания Церкви ничего не говорят нам о родителях и жизни сего пророка. Тщательный собиратель всех сведений о св. пророках, блаж. Феодорит ничего не говорит о жизни Михея, как и св. Ефрем Сирин , оставившие свои толкования на сего пророка, но оба отличают его от другого соименного пророкаМихея 3 , жившего во времена Ахава, царя Израильского (924–903) ( 3Цар. 22, 8 ). Нельзя думать, чтобы св. пророк Михей проходил свое пророческое служение без неприятностей. В его время народ израильский был крайне развращен языческими мерзостями и не мог терпеть истинных пророков за их обличения, как это видно из жизни св. пророка Амоса (гл. 7). В Иудейском царстве во времена Михея язва язычества более и более распространялась и развращала народ, который посему склонен был служить более идолам, чем истинному Богу; любил более слушать лживых пророков, чем истинных, потому что первые потакали страстям его, говорили одно приятное, предрекали мир и благополучие в будущем, тогда как Михей нещадно порицал пороки, обличал вельможных и богатых нечестивцев, грозил им гневом Божиим, предсказывал грядущие бедствия, возвещал совершенное падение царству Иудейскому, его разрушение и пленение народа врагами. Понятно, что Михей не мог нравиться любителям языческих суеверий и порочной жизни, должен был много терпеть и от лжепророков, и от самого народа, особенно от людей сильных и богатых, от властей и начальников, которых резко обличал пророк Божий. Но св. Михей был не такой человек, чтобы бояться вражды и восстания против него злых людей. Чем сильнее были для него опасности от людей порочных, тем сильнее раздавался обличительный голос его, ибо св. Михей всею душою был предан делу своего служения, обязанности свои исполнял с величайшим мужеством, а для сего обладал силою сверхъестественною. «Я, – говорит о себе св. Михей, – исполнен силы, духа Иеговы, рассудительности и твердости, чтобы показать Иакову (иудеям) преступление его, и Израилю (израильтянам) грех его».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Пророк Михей У Творца вселенной много имен. Одно из них – Волитель милости. Таким именем величает Создателя ветхозаветный пророк Михей (см.: Мих. 7: 18 ). На святках мы чтим его память и перечитываем, что именно пророк Михей предсказал Рождество Христово в небольшом иудейском городе: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5: 2). Бог – Волитель милости, желает людям всегда оказывать милости. Но люди ведут себя так, что не всегда и помилуешь. Святой пророк Михей это разъясняет народу Божию – честно и нелицеприятно. Так часто ветхозаветные пророки выходили с обличениями, что сама речь пророка воспринимается прежде всего как нелицеприятная речь предсказателя грядущих событий и обличителя грехов. Как встречали пророков? Среднестатистический человек во все времена встречает обличительные речи с чувством неприязни к обличителю. Сколько пророков были за обличения грехов биты, брошены в застенки и казнены! Зачем же Господь побуждает пророка идти к народу с суровыми обличениями? Чтобы помиловать народ. Когда умножается в народе грех, Господь посылает Своего пророка. Не всегда ведь люди понимают, что грешат. Наша жизнь нам представляется вполне обычной, поведение – в пределах допустимого. Пророк показывает людям, как смотрит на их жизнь Господь. Пророк называет грехи своими именами. Предупреждает о гневе Божьем на грешников. Призывает к покаянию, к исправлению жизни. А если люди к пророку не прислушаются? Если грешники не покаются перед Богом, и гнев Божий прольется на них, то пророк призывает: безропотно терпеть Божий гнев. Тогда рано или поздно Господь сменит гнев на милость, и милость Его будет великой и щедрой. Подобные пророческие призывы к народу Божию мы можем найти не только у святого Михея, у других ветхозаветных пророков тоже. Еще раз кратко перечислим, что делает пророк: обличает грехи, предупреждает о гневе Божьем, призывает покаяться и жить по воле Божией, терпеливо переносить наказание Господне, обещает тем, кто будет искать пути примирения с Богом, – небесную милость.

http://pravoslavie.ru/58816.html

54. Предмет пророческих речей Предмет своих пророческих речей святой пророк Михей обозначил в начале книги, сказав: которое открыто ему о Самарии и Иерусалиме ( Мих 1:1 1168 ), т. е. в его книге изложено то, что Господь: открыл ему о судьбе царства Израильского и Иудейского. Замечательно, что святой пророк Михей в своих речах не проводит такого резкого различия между царством Иудейским и Израильским, какое встречается у современников его Исаии и Осии. Святой пророк Михей говорит о народе Божием вообще, как о потомстве Иакова или Израиля, даже Самарию ставит выше Иерусалима, вероятно потому, что смотрит на этот народ, как на церковь или царство нравственно религиозное, которому принадлежат высокие Божественные обетования ( Рим 9:8 1169 ) и к коему принадлежат все благочестивые, как Иудеи, так и Израильтяне. Поэтому святой пророк Михей в судьбе еврейского народа от исхода из Египта до пришествия старейшины из Вифлеема показал беспрестанное Божие руководство, и на имевшие скоро начаться страшные перевороты в судьбе евреев учил их смотреть, как на исправительные наказания, которыми Господь вынужден вести слабый народ к достижению предположенной цели, т. е. чтобы сохранить Боговедение и благочестие и воспитать среди него способных и достойных деятелей или рабов грядущего Искупителя. 55. Разделение и содержание Книга святого пророка Михея разделяется на четыре части по числу содержащихся в ней пророческих речей. 1.  Первая пророческая речь Содержится в первой и второй главе. Она составляет как бы вступление и содержит как обличения, так и обетования общие. Призвав всю тварь к слышанию возвещаемой воли Божией и засвидетельствовав именем Божиим истину своего возвещения, пророк говорит, что Господь идет карать нечестие Иакова и грехи дома Израилева (1:1–5 1170 ). А поскольку источником соблазна и отступления были столицы царств народа Божия – Самария и Иерусалим, то первая из них будет обращена в груду развалин, и все истуканы ее будут разбиты (1:6–7). Об этом буду я плакать и рыдать, говорит пророк, выть как шакалы и плакать как страусы; ибо удары наказания коснутся Иудеи и даже Иерусалима (1:8–9).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Статистика Михей, прор. Святой Михей, первый пророк этого имени, происходил из колена Ефремова и был сын Иемвлая. Он жил во дни святого пророка Илии, когда над израильтянами в Самарии царствовали Ахав с Иезавелью, а над Иудеями в Иерусалиме – Иосафат. В это время потомки двенадцати сынов Иакова разделились на два царства: одно называлось царством Иудейским, – в состав его входили колена Иудово и Вениаминово, а столицей был Иерусалим; другое же называлось Израилевым и включало в себя остальные десять колен еврейского народа; столицей этого царства служила Самария. В Израильском царстве находилось и колено Ефремово, к которому принадлежал по происхождению и святой пророк Михей. Он часто обличал израильского царя Ахава в тех же грехах, в каких и святой пророк Илия, т.е. или за отпадение его от Бога в идолопоклонство, или за содеваемые им неправды. Царь ненавидел пророка-обличителя, но не смел его убить: царя удерживали боязнь наказания Божия, стыд пред невинностью праведного мужа и страх, что сбудутся его пророческие предсказания. Впрочем пророк, уступая несправедливому гневу царя, удалялся из столицы и почасту жил в горах: он опасался, как бы, многократно являясь к царю и обличая его, не возбудить в последнем ни пред чем не останавливающегося гнева. В эти дни между домом царя израильского Ахава и домом царя иудейского Иосафата завязались родственные отношения: Иосафат взял у Ахава дочь его Афалию за своего первого сына Иорама. Побуждаемый родственною любовию Иосафат из Иерусалима прибыл в Самарию к Ахаву. Во время торжества в честь гостя Ахав просил Иосафата помочь ему на войне против ассирийского царя, чтобы отнять у него Рамоф Галаадский; этот город издавна был израильским, но царь ассирийский отнял его силою. Иосафат, обещая сам идти на войну вместе с Ахавом, сказал: – Как ты, так и я, как твой народ, так и мой народ: иду с тобою на войну. Но сначала вопросим Господа Бога: будет ли для нас благополучна эта война? И тотчас Ахав собрал своих нечестивых и ложных пророков, числом 400; главою этих лжепророков был Седекия, сын Ханаана. Все они ободряли Ахава надеждой на успех, говоря:

http://lib.cerkov.ru/authors/63

Пророк Михей 05.09.2016 08:10:51 Протоиерей Андрей Ткачев Я всегда с большой любовью встречаю в календаре память ветхозаветных пророков. Поскольку мне прекрасно известно, что наш народ не только Евангелие плохо знает, не только Апостол редко читает, но к тому же еще совсем не знает старозаветное Писание. Между тем, Писание богодухновенно, полезно для  научения, вразумления, наставления и праведности. Итак, сегодня мы с вами откроем для себя некоторые страницы Михея - одного из малых пророков. Когда Господь Иисус Христос родился в Вифлееме иудейском, то пришли с Востока волхвы к Ироду, царю и спросили его: «Где Христос рождается?». А он собрал иерусалимских книжников, они открыли перед ним книгу пророка Михея и сказали, что в Вифлееме иудейском, где же еще? То-есть книжники Израиля на вопрос: «где Христос рождается?», без всяких сомнений отвечали: «Ну, как где?! В Вифлееме».  Вот вождь - владыка в Израиле, которого происхождение изначала, от дней вечных. Это Мессия, это мессианское пророчество. Они понимали, знали, читали всё это. И Михей нам интересен тем,  что в Евангелии от Матфея встречаются его слова, исполнившееся пророчество о Господе Иисусе Христе.  Но не только это. Что делали пророки вообще? Если мы подумаем, что пророки только предсказывали будущее, то  ошибемся.  Мы смешаем несмесимое. Мы назовем тогда пророков прорицателями, а это разные вещи. То-есть человек, угадывающий будущее или повещающий будущее - не обязательно пророк. Это может быть лжепророк. Что пророк делает? Пророк возвращает народ к подлинному богопочитанию. И, соответственно, пророк сокрушает идолов, то есть разрушить ложь, оформившуюся как культ, и возвестить забытую истину – это и есть дело пророка. Ну, скажем, разрушить Ленина сегодня нетрудно. Можно памятники рушить, идола валить -  это понятно. Но идол - он же духовен. Идол не истукан, не материальная фигура. Идол - это духовное состояние человека. Поэтому  гораздо большими капищами идолопоклонства являются не  мавзолей и статуэтки вождей, а, скажем, торговые центры.

http://radonezh.ru/analytics/prorok-mikh...

Библиологическое введение А) Сведения о пророке Михее: имя пророка Михея, место и время его служения, современное ему политическое состояние Иудейского и Израильского царств Еврейское имя пророка Михея имеет несколько начертаний. Полное имя пророка Михея: – встречается во 2Пар.13:2; 17:7 . Суд.17:1,4 ... Это имя значит: кто, как Бог ( – кто, – как, – Бог)? Но пророк Михей в ветхозаветных книгах называется сокращенными именами: ( Мих.1:1 ) и ( Иер.26:18 ). Значение их одинаково с полным именем. Принимая во внимание, что собственные имена у евреев иногда находились в соответствии с служением лиц, носивших их, толковники находят соответствие имени пророка Михея его деятельности. Филологическое значение имени пророка Михея толковники сопоставляют с употреблением в ветхозаветных книгах тождественного ему выражения: кто, как Бог ! Это выражение употребляется для обозначения высшей степени превосходства Иеговы пред тварными существами. Например, для обозначения высочайшей святости Божией ( Исх.15:11 ), величия ( Исх.18:11 ), всемогущества ( Втор.3:24 ), любви, и т. п. Оно встречается у пророка Михея, при описании несравнимой любви Иеговы к еврейскому народу. Кто Бог , как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступлений остатку наследия Твоего, говорит пророк ( Мих.7:18 ). В соответствие этому выражению и своему имени, пророк Михей раскрыл в своих речах идею несравнимой милости и любви Иеговы к Иудейскому народу. 1 Отечество пророка Михея определено в его книге и свидетельстве предания. В своей книге пророк Михей называется, по месту происхождения, морасфитянином: . Так его называют и современники пророка Иеремии ( Иер.26:18 ). Евсевий Кесарийский и бл. Иероним считали родиной пророка Михея Морасфу, находившуюся близь Елевферополя. В Морасфе бл. Иероним видел гробницу пророка Михея и при ней церковь . Толковники отождествляют Морасфу с упоминаемым у пророка Михея городом Морешеф-Геф ( Мих.1:14 ). Нынешние путешественники считают Морасфой незначительные развалины, к югу от Бейт-Дшиброна, древнего Елевферополя. По развалинам можно судить, что этот город имел значительные укрепления 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Православный Церковный календарь 2016 г. МИХАИЛ ВСЕВОЛОДОВИЧ (не ранее 1180 - 124), мч. (пам. 14 февр., 20 сент.- отдельная память и в Соборе святых Брянской митрополии, 22 сент.- в Соборе Тульских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), кн. Черниговский (1223-1235, 1245-1246) МИХАИЛ КОНСТАНТИНОВИЧ блгв. кн. Муромский (пам. 21 мая, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) - см. Константин, Михаил и Феодор, благоверные князья Муромские МИХАИЛ МАЛЕИН (894-961), прп. (пам. 12 июля), визант. подвижник, основатель лавры на горе Кимин, наставник св., Афанасия Афонского МИХАИЛ (МИХАЛКО) ЮРЬЕВИЧ (сер. XII в.- 1176), блгв. кн. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), вел. кн. Киевский (1171), Владимиро-Суздальский (1175-1176) МИХАИЛ УЛУМБОЙСКИЙ [Микаел, Микел Улумбели, Улумбули], прп. (пам. 7 мая - в Соборе прп. Иоанна Зедазнийского (Зедазнели) и 12 сир. отцов), один из 12 сир. отцов, основателей груз. монашества и учеников прп. Иоанна Зедазнийского (VI в.) МИХАИЛ ЯРОСЛАВИЧ (1271/72 - 1318), св. блгв. кн. Тверской, вел. кн. Владимирский (пам. 22 нояб., в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) МИХЕЙ ветхозаветный пророк, согласно иудейской и христ. традициям, автор одноименной книги, входящей в собрание книг Малых пророков МИХЕЙ († кон. XIV - нач. XV в. (?), Троице-Сергиев мон-рь), Радонежский, мон. Троице-Сергиева мон-ря, ученик, келейник и собеседник прп. Сергия Радонежского, прп. (пам. 6 мая, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) МИХЕЙ (Подкорытов Петр Игнатьевич; 1876-1918), иеродиак., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МОИСЕЙ прав. (пам. 4 сент. и в Соборе Синайских преподобных), ветхозаветный пророк, законодатель и вождь евр. народа МОИСЕЙ († 1363), свт. (пам. 25 янв., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Псковских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), архиеп. Новгородский (1326-1330, 1352-1359)

http://pravenc.ru/rubrics/122346_48.html

Глава 3 1–4. Обличение князей и судей за нарушение правосудия. 5–7. Обличение ложных пророков за их льстивые успокоительные речи. 8. Характер проповеди Михея. 9–12. Возвещение разрушения Иерусалима за нечестие иудеев. Гл. III-я, как и предшествующая, имеет характер обличительный. Пророк обращается к князьям и к ложным пророкам. Первым он возвещает гнев Божий за нарушение правды и притеснения. Ложных пророков Михей обличает за их льстивое отношение к народу, за то, что по корыстным побуждениям, они возвещали народу мир, когда предстояло бедствие. Как истинный служитель Иеговы, Михей выступает с открытым обличением преступлений народа и возвещает разрушение Иерусалима и храма. Мих.3:1 .  И сказал я: слушайте, главы Иакова и князья дома Израилева: не вам ли должно знать правду? Вместо «и сказал я» (vaomar). LXX читают κα ρε, слав. «и речет». Таким образом, ст. 1–4 по смыслу слав. т. представляют речь от лица Господа, имя которого упоминал пророк в конце II-й гл. По русскому т. ст. 1–4 содержат слова самого пророка и начинают собою новую речь, которая, как видно из Иер 26.18 , была произнесена при Езекии и произвела сильное впечатление на народ. «Главы Иакова и князья дома Израилева», как видно из дальнейшего ( Мих.3:10–12 ). Термины Иаков и дом Израилев у пророка равнозначащие и именно обозначают Иуду: главы и князья – начальники родов, судьи, тысяченачальники и др. – «Не вам ли должно знать правду» (слав. «суд»): пророк говорит не о теоретическом знании правды, а о практическом осуществлении ее; не вам ли знать правду – не вам ли заботиться о правде. LXX вместо имени Иакова читали beth Jaakov, почему в слав. «власти дому Иаковля». Евр. kezinej (князья) LXX, по-видимому, производили от kazah (оканчивать) и перевели словом ο κατριλαποι, в слав. «оставшии дому Исраилева». Мих.3:2 .  А вы не­на­видите доброе и любите злое; сдираете с них кожу их и плоть с костей их, «Сдираете с них кожу их»: пророк желает указать на притеснение народа главами и князьями. Мих.3:3 .  едите плоть народа Моего и сдираете с них кожу их, а кости их ломаете и дробите как бы в горшок, и плоть – как бы в котел.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

игумен Арсений (Соколов) Предисловие Библейский журнал «Скрижали» продолжает издание приложения «Монографии по библеистике» и представляет Комментарий на Книгу пророка Михея, написанный членом редколлегии журнала игуменом Арсением (Соколовым) – доктором богословия, почётным доктором Минской духовной академии, Представителем Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при Патриархе Великой Антиохии и всего Востока, научным сотрудником Общецерковной аспирантуры и докторантуры. Издательский дом «Познание» уже опубликовал комментарии на Книгу пророка Амоса (2017 г.) и Книгу пророка Осии (2019 г.), составленные игуменом Арсением. Фрагмент данного Комментария на Книгу пророка Михея был ранее представлен читателям в 20-м выпуске журнала «Скрижали» в 2020 г. Пророк Михей, книга которого относится к числу книг малых пророков, принадлежит к плеяде первых пророков-писателей, среди которых Амос, Осия, Исайя, чья жизнь и проповедь пришлась на VIII в. до Р. Х. Дошедший до нас текст книги представляет его автора как человека, озабоченного в первую очередь проблемами нравственного порядка и усматривавшего причины современных ему явлений социальной несправедливости в забвении Бога и Его заповедей. Михей выступает как пророк суда Божия, суда, от которого не защитят и перед которым не устоят даже великие святыни Иерусалима, но, как и другие библейские пророки, он возвещает о великой надежде на Бога и верность Бога своим обетованиям. Христианскому читателю Книга пророка Михея знакома преимущественно по его пророчеству о рождении Мессии в Вифлееме. Текст публикуемого ныне комментария предваряет авторский перевод Книги пророка Михея, сделанный с древнееврейского масоретского текста. Именно данный вариант текста становится опорным для всего комментария, так что имена собственные передаются в комментарии в соответствии с еврейской традицией, а не по привычной русскому читателю традиции греческой Септуагинты и славянской Библии . Однако данное обстоятельство не означает, что автор книги игнорирует иные варианты текста Книги пророка Михея. В комментарии обращается внимание на все важнейшие отличия, имеющиеся между масоретской традицией и такими авторитетными древними текстами, как греческий перевод Семидесяти, латинская Вульгата и арамейский Таргум.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010