Находясь в плену, Иезекииль, по свидетельству его книги, жил на берегу Ховара (1,3). Раскопками Гильпрехта в Вавилоне, в клинописных документах Артаксеркса I и Дария II найдено название пачи-кавачи, каким назывался большой судоходный канал вблизи Ниппура, служивший одним из главных водных путей страны. С этим «великим каналом» и отождествляют теперь упоминаемый у Иезекииля Ховар. Места своего поселения на берегу Ховара пророк не указывает, потому что селение Тель-Авив (3,15), где выступает Иезекииль с проповедью, по-видимому, не было местом его постоянного жительства. Вблизи Ховара Иезекииль имел свой дом (3,24.8,1), хотя жил, как видно, в бедности (24,17.12,17). В книге упоминается также о жене пророка, умершей на 9 году его пленения (24,18). К пророческому служению Иезекииль был призван, по свидетельству его книги, «на пятом году пленения Иехонии или, – по другой хронологической дате книги, – «в тридцатый год, в четвертый месяц, в пятый день месяца» (1,1). Смысл первой даты темен и служит издавна предметом споров в экзегетике. По одним толкователям, пророк разумеет 30-й год своей жизни ( Ориген , Ефрем Сир., Григорий Двоеслов , Клостерман, Кречмар), по другим, – 30-й год принятого у иудеев в то время летоисчесления (в частности – от обретения книги закона при Иосии: Таргум Ионаф., бл. Иероним, Геферник, о. Рождественский; от последнего юбилейного года: Гитциг), по иным – 30-й год вавилонского плена (бл. Феодорит) или 30-й год эры Набополассара, основателя нового халдейского царства (Прад). Имея в виду отсутствие веских аргументов в пользу каждого из приведенных мнений и принимая во внимание ненужность этой даты при существовании точного указания на время призвания пророка в 1,2, – многие экзегеты не без основания считают 1,1 позднейшей глоссой (Маркс, Корниль, Бертбит). Свое служение Иезекииль проходил, несомненно, до разрушения Иерусалима, так как последнее по времени произнесения пророчество его датируется 27-м годом пленения (29,17). Возможно предположить, что Иезекииль жил и после этого времени. Позднейшие предания сообщают, что Иезекииль был судьей у пленников из колена Данова и Гадова, что он однажды спас переселенцев израильских от халдеев и что он умер мученической смертью от рук иудеев за свои обличения De vitis Proph. 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Святой пророк Иезекииль Святой пророк Иезекииль жил на рубеже VII–VI веков до Р.Х. Его имя означает «Бог крепок» или «Бог укрепит». Он был сыном священника Вузия и сам являлся священником, приверженным установлениям Закона и Храма. Когда Навуходоносор впервые взял Иерусалим (597), Иезекиилю было 25 лет. Пророка отправили в вавилонский плен вместе с царем Иехонией, его двором и всеми знатными людьми, числом около 10 тысяч человек; также из Иерусалима была вывезена драгоценная утварь Храма (ср.: 4 Цар. 24: 16). Иезекииль обосновался в Тель-Авиве на реке Ховар, крупной судоходной артерии в 60 километрах к югу от Вавилона, и женился. Его дом стал центром притяжения для иудеев-изгнанников, стекавшихся туда внимать слову Божию. На пятый год плена пророку было откровение. Когда Иезекииль находился на берегу реки, небеса разверзлись и он узрел величественное видение Божества во славе. Бога несли на колеснице четыре крылатых херувима, каждый из которых был о четырех ликах: первый – льва, второй – орла, третий – быка, а четвертый – человеческий . Два крыла у каждого были устремлены вверх, а два покрывали их тела. Каждый шел прямо, не оборачиваясь, туда, куда хотел Дух, и пока они шли, был шум как во время грозы. Между ними был свет, подобный сиянию огня и молнии. Под животными были четыре колеса, двигавшиеся вместе с ними; над головами – подобие свода из кристалла, а над сводом – престол, будто из сапфира, а на престоле – некто, подобный человеку, будто пылающий металл , а вокруг – сияние, подобное радуге. Упав на лицо свое, Иезекииль услышал глас Божий, велевший ему встать и отправиться к возмутившимся против Него израильтянам (см.: Иез. 1–2). И к нему простерлась рука со свитком, где было написано: «Плач, и стон, и горе». Ему было сказано съесть этот свиток – и во рту его слово Божие было как мед. Дух поднял его, и он услышал позади себя великое сотрясение: шум крыльев херувимов и громовой глас: «Благословенна слава Господа от места своего!» (см.: Иез. 2–3). Вернувшись в Тель-Авив к другим переселенным, он пребывал семь дней в изумлении и не мог вымолвить ни слова. Когда вышел этот срок, к нему было слово Господне: «Сын человеческий! Я поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь слушать слово из уст Моих, и будешь вразумлять их от Меня» (Иез. 3: 17). Так на него была возложена ответственность за жизнь и смерть тех, к кому он был послан. И 22 года Иезекииль непрестанно пребывал в бдении, взирая с высот своего духа, обращенного к Богу. Став сам знамением (см.: Иез. 24: 24), он как словами, так и символическими жестами пророчествовал об окончательном падении Иерусалима в наказание за грехи народа; но, когда это случится, он же и станет для народа утешением, объявляя о прощении и грядущем возрождении.

http://pravoslavie.ru/55255.html

Л. И. Бриллиантов Книга пророка Иезекииля Сведения о лице пророка Иезекииля и обстоятельствах его жизни Св. пророк Иезекииль был сын священника Вузия (I гл. 1 ст.). Он родился в царствование Иосии, царя Иудейского и годы юности своей провел в Иудее. Затем на 25 году своей жизни пр. Иезекииль вместе с царем Иехониею и другими знатными иудеями был отведен пленником в Вавилон и поселен в Месопотамии на реке Ховаре, притоке реки Тигра. Здесь на 5-м году своего пленения он удостоился получить от Бога откровение или, как он сам свидетельствует, видение подобия славы Божией (I гл.). Во время сего чудесного явления Иезекииль был призван Богом к пророческому служению (II, 2–5), которое продолжалось не менее 22 лет, так как последняя его речь относится к 27 году его пленения 128 . Призванный к пророческому служению, пророк проповедовал среди переселенцев Царства Израильского, которые жили здесь со времени падения своего царства (4 Царств. XVIII, 11). Эти поселенцы отличались грубостью своих нравов, приверженностью к язычеству и вообще проводили порочную жизнь. Такому жалкому состоянию израильских пленников способствовали самая языческая среда, разобщенность друг от друга и отсутствие истинных руководителей или посланников Божиих. Явившись сюда первым таким руководителем, пророк Иезекииль со всею строгостью начал обличать развращенную жизнь израильтян, соединившихся с язычниками. Впрочем, предметом его пророческих речей были не только пленные израильтяне, но и остававшиеся в Палестине иудеи, которым он предсказывал о разрушении Иерусалима и храма, об отведении в плен вместе со своим царем Седекией и проч. Содержание своих пророчеств об Иудее он передавал пленникам, интересовавшимся судьбою своего отечества. В своей многотрудной пророческой деятельности пророк находил время обращаться с проповедью и к язычникам, которых он грозно обличал за враждебное отношение к народу Божию. Пророк Иезекииль был женат, но жена его умерла раньше его (XXIV, 15–18). О дальнейшей судьбе пророка Иезекииля в книге его нет никаких указаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Св. пророк Иезекииль, по свидетельству его книги, был сын Вузия, и подобно пр. Иеремии ( Иер. 1:1 ), принадлежал к священническому роду ( Иез. 1:3 ). Родился он в царствование Иосии, царя иудейского (от 641–611 г. до Р. Хр.) и лета юности своей провел в Иудее. Будучи вероятно (см. ниже толков. на Иез. 1:1 ). 25 лет от роду, он вместе с царем Иехониею (в 600 г. до Р. Хр.) в числе 10-ти тысяч иудеев отведен пленником в Вавилон (в 8-й год царствования Навуходоносора – 4Цар. 24:10–16 ). Здесь, в Вавилонии, в пятый год пленения Иоакима, или Иехонии (см. ниже толков. на 1:2), а следов. и его самого (в 596 г. до Р. Хр.), на 30-м году жизни, он удостоился видеть подобие славы Божией (1:4–2:1), после чего совершилось его призвание к пророческому служению (2:2–5). По словам самого пр. Иезекииля, призвание его совершилось так: изумленный дивным видением подобия славы Господней, пророк Иезекииль, от необычайного душевного потрясения или вследствие сознания своего недостоинства и глубочайшего благоговения пред величием Божиим (ср. Быт. 17:3 ; Дан. 8:17 ) – пал ниц. В это время голос Божий повелевает ему: «сын человеческий! встань на ноги твои и Я буду говорить тебе». Но так как пророк сам собою, без помощи Божией, не мог сделать этого, то Дух Святой берет его, поднимает с земли и поставляет на ноги (2:1–2). Получив силу встать пред Всемогущим и выслушать откровение от Него, пророк тотчас же услышал голос Божий, посылающий его на проповедь: сын человеческий! Я пошлю тебя к сынам Израилевым (к дому Израилеву), огорчающим Меня, которые огорчили Меня тем, что сами они, как и предки их, продолжают отступничать до сего дня. К этим то упорным и жестокосердечным Я и посылаю тебя, чтобы ты говорил им от Моего имени, может быть они послушают (твоей проповеди) или убоятся (своего нечестия), – ибо теперь они – народ огорчающий Меня, и узнают, что был пророк среди них» (2:3–5). Посылая пр. Иезекииля на проповедь к народу упорному и жестокосердечному, от которого он мог ожидать себе всяких оскорблений, Господь повелевает ему не страшиться тех, к кому он посылается, но безбоязненно и без утайки возвещать им слово от Господа: «ты же, сын человеческий, не бойся их и не страшись пред лицом их, хотя они рассвирепеют и окружат тебя со всех сторон, и ты будешь жить, как бы среди скорпионов. Но говори слова Мои к ним, может быть, они послушают или убоятся. Послушай говорящего к тебе и не будь огорчающим Меня, как этот народ огорчающий, открой уста твои и съешь, что Я даю тебе» (2:8–9). При этих словах пророк увидел простертую к нему руку, державшую книжный свиток, на котором написаны были слова: рыдание, жалость и горе (2:9–10). Когда пророк, в послушание божественному повелению: снеждь свиток сей, съел его, то было в устах его сладко, как мед (3:1–3).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Глава 6. Книга Пророка Иезекииля 27. Сведения о Пророке Иезекииле Святой пророк Иезекииль (fortitudo Dei) был сын священника Вузии, как видно это из его слов: было слово Господне ко Иезекиилю, сыну Вузиеву, священнику ( Иез 1:3 ). С царем Иехонией и другими знатнейшими людьми в числе десяти тысяч ( 4Цар 24:11–16 645 ) Иезекииль на двадцать пятом году своей жизни был переселен в Месопотамию, на берега реки Ховар, куда задолго прежде переселены были Израильтяне ( 4Цар 18:11 646 ). Там в пятый год его пленения, в тридцатый славной эры Набонассаровой, лет за семь до разрушения Иерусалима, над ним отверзлись небеса, и он увидел видения Божественные ( Иез 1:1 ). Крутящийся ветер нес с севера или с неба большое облако, в котором мелькал огонь и вокруг него было сияние. В этом облаке, по приближении его, пророк рассмотрел, как он сам говорит, четырех животных: человека, льва, вола и орла; – но эти животные были между собою соединены и, так сказать, перемешаны; ибо у каждого из них были все четыре лица (человеческое, львиное, орлиное и воловье) и в каждом из животных, как заметил блаженный Иероним, находились все остальные (Epistol. 60). Внешний вид животных у пророка сравнивается с илектром (композиция серебра и золота) посреди огня, т. е. с растопленным металлом; уподобляется он также раскаленным угольям. Животные снабжены были крыльями и колесами; ободья этих последних были усеяны очами; у каждого было по четыре крыла, по две руки и по одному колесу. Находясь в постоянном прямолинейном движении, животные блистали, как зарница и как молния. Над головами животных был хрустальный свод; на нем стоял сапфирный престол. На престоле же подобие, яко же вид человеческий сверху или Некто похожий на человека (Единородный Сын Божий, имевший вочеловечиться). Какой вид имеет радуга в день дождя, такой же имело сияние от этого престола, распространявшееся во все стороны. Сие видение – подобие славы Господней, говорит пророк ( Иез 2:1 ), т. е. в таком доступном подобии явилась ему неприступная и неизреченная слава Божия. От этого видения пророк упал на землю; но услышал повеление встать и идти с проповедью к непокорному и мятежному дому Израилеву, т. е. к переселенцам царства Израильского, за 130 лет отведенным сюда и остававшимся здесь без руководителей, а потому сделавшимся терновником и скорпионами по своему нравственному состоянию.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

LIV. Пророки Иезекииль и Иеремия в царствование Иоакима и Иехонии Последние годы храма Соломонова были важной эпохой для народа Иудейского; ибо это было последнее время, данное Богом Иудеям на покаяние. Оно было важно и для пророчества, потому что чем ближе становились погибель царства и рассеяние народа Иудейского, тем нужнее было утвердить высокие обетования Божьи, которым надлежало совершиться в этом народе, для блага всего рода человеческого. – Посему-то, среди грозной проповеди покаяния, умножились обетования, о временах лучших, о благодатном царствии Божьи новозаветном, о божественном Владыке сего царства, Мессии, и в утешение верующих восстали тогда, два великие Пророка: Иеремия в Иерусалиме и Иезекииль в Вавилоне. Сын священника Хелкии, Иеремия, проповедыва в последние годы Иосии и в царствование трех сыновей его, последних Царей Иудиных, и наконец оплакал развалины опустевшей столицы во дни пленения Вавилонского. Еще отроком воззвал его Господь, и тщетно отрекался он: «не умею говорить, ибо я отрок;» Господь ответствовал: «не говори Мне, что ты отрок, ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, возвестишь. – Вот Я поставлю тебя над царствами и народами, да искоренишь и расточишь, и опять соберешь и созиждешь; не бойся, ибо Я с тобой и сделаю тебя как столп железный и медную стену, для всех князей и священников Иуды, которые будут против тебя и не превозмогут.» ( Uep. I. 10. 12 .) И всю свою жизнь страдал Иеремия от непокорных, за то, что предсказывал неминуемое разорение Иерусалима, царем Вавилонским, сбывшееся пред очами всех: таким образом близкое исполнение некоторых его пророчеств, внушало веру к отдаленным, о грядущем Мессии, который, по словам его, должен был воцариться над искупленными племенами Иуды и Израиля, и о новом завете Бога с человеками. Так говорил Пророк, именем Божьим: «вот наступают дни, в которые Я поставлю с домом Израилевым новый завет; Я вложу законы Мои в мысли их и напишу их на сердцах их, и буду их Богом, а они будут Моим народом, и не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа, потому что все, от малого до великого, будут знать Меня.» (Иерем. XXXI. 31. 34.).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

«И ты, сын человеческий». Продолжение речи Божией в III гл., след., символические действия пророку велено совершить во время подобного ховарскому явления ему Бога в Тел-Авивской равнине, которое последовало вскоре (см. обьясн. Иез.3.22 ) после Ховарского видения, вероятно в том же году. Если бы повеление совершить эти символические действия дано было в другой раз, а не тогда, было бы прибавлено в начале IV главы, как в VI и VII гл.: «и было ко мне слово Господне». Но самое видение Славы Господней могло и не продолжаться во все время настоящего откровения, которому не было надобности быть более, чем внутренним. Таким образом, изображавшие осаду и взятие Иерусалима символические действия совершены были пророком на 4 года ранее самих событий, – промежуток времени, за который их естественным путем предвидеть нельзя было, ибо только в 4 год своего царствования (за год до призвания Иезекииля и его символических действий) Седекия вступил в союз с Навуходоносором, в 7 году изменил ему, а в 9 началась осада Иерусалима, тянувшаяся 2 года. – Кирпичи в Ассирии и Вавилоне употреблялись не только для построек (для которых там они были исключительным материалом), но и для письма: открыты целые библиотеки, написанные клинообразными знаками на таких кирпичах или глиняных плитках. Писали на сырых плитках, а потом засушивали. Наиболее интересные памятники ассирийской цивилизации дошли до нас на глине. Рисунки на кирпичах тоже дошли до нас; Британский музей владеет несколькими такими экземплярами, открытыми в Нимруде. Настоящее символическое действие Иезекииля могло заключать в себе и такую мысль, что когда-то осада Иерусалима будет записана на вавилонских плитках. Но едва ли в данном случае пророк воспользовался плиткой, хотя Симмах ставит πλινθιον, а LXX с тою же целью πλινθος придают здесь женский род. Обыкновенный кирпич и скорее мог быть под рукою, и более годился для цели по своей величине: кирпичи вавилонских стен были 1 ф. х 5 д. х 5 д. – «Начертай» (букв. «выгравируй») на нем город Иерусалим, «весь, каким он остался в верной памяти пророка» (Трошон); буквально: «Иерусалим, город».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Псалом 98 Богу, как Царю. Все люди должны поклоняться с благоговейным трепетом, как некогда поклонялись Ему Моисей, Аарон и Самуил. Псалом Давиду Так как в этом псалме «призывающими имя Божие» называются только Моисей, Аарон и Самуил, жившие до Давида, то весьма вероятно, что писателем псалма был именно сам Давид. 1. Господь воцарися, да гневаются людие: седяй на Херувимех, да подвижится земля. Во исполнение своих древних обетований благочестивым патриархам народа Еврейского, Господь основал свое царство в земле им обетованной и Сам стал Царем в своем избранном народе. Но если и пред земными царями народ предстоял со страхом, то пред Господом – Царем всего мира, он должен служить с глубочайшим благоговением, доходящим до трепета. Посему псалмопевец и взывает: «Господь воцарился, – да гневаются людие, точнее – да трепещут люди с благоговением пред Его волей и правдой, дабы не вызвать Его праведного гнева к себе. – Седяй на Херувимех, да подвижется земля. Как земной царь, появляясь в народном собрании, или на колеснице, запряженной конями, или в палатке, носимой руками рабов, торжественно восседал на высоком троне, который окружали преданные царю верховные служители; так и Господь восседает на своем троне, коему предстоять Херувимы – высшие чины ангельские, самые ревностные исполнители воли Божией. Такому представлению о престоле Божием соответствовали: во-первых, ковчег завета, покрытый огнезрачным золотом, с двумя херувимами над ним, над коими являлся Господь в скинии Моисея и в храме Соломона; во-вторых, – величественное грозовое облако, несомое ветрами, в коем являлся Господь на Синае, и, наконец – облако «славы Божией», которое в дивном видении своем созерцал пророк Иезекииль на реке Ховар. – Предстоя такому престолу Божию, у подошвы Синая, трепетал народ Еврейский, – в страхе и трепете был великий пророк Исаия – в храме Иерусалимском, падал ниц пророк Иезекииль и др. Посему и говорит псалмопевец: «Господь восседает на Херувимах, – да волнуется народ в страхе благоговения пред Ним, как Царем всей земли!» (ст. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Глава 24 Кипящий котел. Смерть жены В день, когда Навуходоносор начал осаду Иерусалима, около которой вращалась вся доселешняя проповедь пророка и исход которой должен был показать, истину ли он пророчествовал и открыть ему уста (ст. 27; ср. Иез.3.20 ), пророк получает откровение от Бога об этом и под образом котла, с которого должна быть выкипячена ржавчина, представляет в качестве неотвратимого исхода осады разрушение города (ст. 1–14). В то же время ему объявлено, что его жена внезапно умрет и что он не должен оплакивать ее в знак того оцепенелого ужаса, которым наполнит известие о падении Иерусалима сопленников пророка. Это было последнее пророчество о гибели Иерусалима, последнее грозное пророчество; затем пророк в течение 1 1/2 года осады Иерусалима молчит об Израиле до конца осады (до XXXIII главы), посвятив этот перерыв в пророчестве об Израиле пророчествам об иноземных народах. Иез.24:1 .  И было ко мне слово Го­с­по­дне в девятом году, в десятом месяце, в десятый день месяца: Первая дата после Иез.20.1 – через 3 года 5 месяцев. По нашему январь 587 г. до Р. Х. Иез.24:2 .  сын человеческий! запиши себе имя этого дня, этого самого дня: в этот самый день царь Вавилонский подступит к Иерусалиму. Записать число нужно, чтобы убедить впоследствии всех в верности предсказания или богосообщенного дальнозрения. Осада началась в этот день и по 4Цар 25.1 и Иер 52.4 . День при Захарии пр., ок. 518 г., уже чтился постом ( Зах 8.19 ). Высказанное несколькими рационалистами мнение, что мы здесь имеем будто бы явно дело с vaticinium ex eventu (пророчеством после события и на основании его) опровергается людьми того же лагеря, которые соглашаются видеть здесь факт ясновидения, похожий на знание Шваденборга о пожаре Стокгольма в 1759 г. Иез.24:3 .  И про­изнеси на мятежный дом притчу, и скажи им: так говорит Го­с­по­дь Бог: по­ставь котел, по­ставь и налей в него воды; «На мятежный дом». Пророк так не называл Израиля с Иез.12.2 . – «Притчу». как в Иез.17.2 ; следовательно, описываемое далее было не символическим действием, к каковому мнению (Кречм.) могут дать повод повел, накл.: «поставь котел», «налей воды». «Котел». Для настоящей притчи пророк, таким образом, воспользовался тем сравнением, которое он слышал из уст оставшихся в Иерусалиме после Иехониина переселения и которое в Иез.11.3, 7 опровергал. Здесь он в некоторой мере принимает их сравнение: как и они, он считает их мясом, кипящим в котле (а там мясом пророк вопреки им называл убитых ими), но дает сравнение свое применение и неблагоприятное для авторов дополнение: мясо из котла будет выброшено (плен), а накипь расплавлена (избиение части населения и сожжение города).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) 40 библейских портретов Книга «40 библейских портретов» рассказывает о людях, героях Библии: кем они были, как жили, чему учили своих современников и учат нас, потомков. Мир, который открывает перед нами автор многое объясняет в поступках и словах героев, кажущихся нам странными, а порой и жестокими. Книга написана живым современным языком, с отсылками к нашему времени и нашим реалиям. Содержание От автора 1. Адам и Ева: в начале 2. Ной: человечество как единая семья 3. Авраам и Сарра: путь призванных 4. Исаак: продолжение странствий 5. Иаков – праведник, боровшийся с Богом 6. Иосиф – проданный брат 7. Моисей – посредник меж Богом и народом 8. Иисус Навин – воин во имя Господа 9. Судьи: череда харизматических вождей 10. Самуил и Саул: последний судья и первый царь 11. Давид – царь перед Богом 12. Соломон: золотой век Израиля 13. Цари двух царств: Иерусалим и Самария 14. Илия – молниеносный пророк 15. Амос, Осия, Михей, Софония: пророки предупреждения 16. Исаия – пророк с большой буквы 17. Иоиль, Аввакум, Наум, Иона: пророки разрушения 18. Иеремия – печальный пророк 19. Иезекиильпророк надежды 20. Даниил – пророк изгнания 21. Эсфирь – царица из народа 22. Аггей, Захария, Авдий, Малахия: пророки возвращения 23. Эзра и Неемия: новое начало 24. Маккавеи – первые антиглобалисты 25. Иов: проклятые вопросы 26. Матфеи – мытарь и евангелист 27. Марк – робкий юноша и смелый апостол 28. Лука – врач, художник, повествователь 29. Иоанн – любимый ученик 30. Иоанн Креститель: на шаг впереди Христа 31. Дева Мария и плотник Иосиф: семья Иисуса 32. Двенадцать апостолов: ближний круг 33. Петр – первый из двенадцати 34. Двенадцать апостолов: остальные имена 35. Ироды, цари Иудеи 36. Каиафа и Анна: священники при Храме 37. Иуда Искариот и Понтий Пилат: сделавшие свой выбор 38. Никодим, Иосиф, Гамалиил – фарисеи за Иисуса 39. Павел, посол и узник Христа 40. Первые христиане: у истоков Церкви

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010