Москва. Церковь Илии Пророка в Черкизове. Ильинская (Воздвиженская) церковь Карта и ближайшие объекты Первый деревянный храм в честь Ильи Пророка появился здесь во второй половине XIV века. Построил его крещеный татарин Илья Озаков, владевший тогда подмосковным селом Черкизовым. С конца XIV века Черкизово стало вотчиной московского Чудова монастыря. Каменная церковь с приделом Святителя Алексия, трапезной и звонницей была построена в 1689-1690 гг. и освящена 18 июня 1690 г. В XIX веке Ильинская церковь два раза перестраивалась. После первой перестройки 1821-1825 гг. храм на некоторое время стал пятиглавым. Более серьезная реконструкция была проведена в конце XIX века по инициативе настоятеля храма отца Павла и церковного старосты купца Александра Зеленяева, которые писали в обращении к епархиальным властям: " Храм Святого Пророка Божия Илии что в селе Черкизове не соответствует довольно значительному количеству прихожан... " . План реконструкции церкви и строительства новой колокольни по проекту архитектора Егорова был утвержден в 1888 г. После окончания работ в конце 1890-х гг. храм был заново освящен и, открывшись, не закрывался по сей день. На прилегающем к церкви кладбище похоронен известный московский юродивый Иван Яковлевич Корейша, упомянутый в произведениях Лескова и Достоевского. По материалам книги: Вайнтрауб Л.Р., Дубовенко Б.Б. Историко- архивные материалы по церкви Пророка Ильи, богадельни и архиерейской дачи в Черкизове, в Москве. - М., 1993, размещенным на сайте Централизованной библиотечной системы 1 ВАО Первое упоминание о селе Черкизово относится к XIV веку. Названо оно по имени его владельца, боярина Андрея Серкизова, сына служилого татарского царевича Серкиза (Серкиз-бея), в крещении Ивана, коломенского воеводы. Будучи воеводой Переяславского полка, Андрей Иванович Серкизов погиб как герой в 1380 году на Куликовом поле. Очевидно, село это принадлежало Серкизовым недолго, потому что в книге «Преображенское и окружающие его места, их прошлое и настоящее», которую составил и издал в 1895 году П.В. Синицын, первым владельцем древнего подмосковного села Черкизово в XIV столетии назван другой человек – Илья Озаков (Азаков). Он тоже был выходцем из Золотой Орды, татарином, добровольно принявшим православие.

http://sobory.ru/article/?object=03340

Могила И.Я.Корейши возле храма св.Ильи Пророка в Черкизове. Фото А.Реутского 23 сентября 2019 г. 13:01 Почему не прославлен московский юродивый Иван Яковлевич Корейша? В Москве, в исторической резиденции Московских митрополитов в Черкизове состоялась конференция, посвященная известному московскому юродивому XIX века Ивану Яковлевичу Корейше (1783-1861): «Жизнь и подвиг Иоанна Яковлевича Корейши». Ученые, духовенство и сотрудники службы консультирования храма пророка Илии в Черкизове рассказали о его жизни и духовном подвиге в Смоленске (где прошла треть жизни праведника) и в Москве, стараясь ответить на главный вопрос — насколько этот необычный человек был близок к святости и можно ли сегодня ставить вопрос о его прославлении? Память о Иване Яковлевиче Корейше пронесла сквозь полтора века не только народная молва. О нем писали и классики русской литературы — Лесков,  Толстой, Достоевский, Островский. Как отметил, открывая конференцию, настоятель храма пророка Илии в Черкизове епископ Зеленоградский Савва, на могилу к Корейше до сих пор приходят десятки людей, оставляя вместе с пожертвованиями записки с просьбами о помощи. И Иван Яковлевич, как и при жизни, продолжает в решении бытовых и духовных проблем. А Ильинский храм кропотливо собирает свидетельства молитвенной поддержки и благодатной помощи юродивого, надеясь что настанет время и Корейша будет причислен к лику святых. Но почему это нельзя сделать уже сейчас, ведь в архивах есть десятки свидетельств его праведной, страдальческой жизни? Дело в том, что неоднозначная личность юродивого, избравшего для бытия психиатрическую больницу, «крепкие» словечки, которыми Корейша напутствовал некоторых посетителей, неадекватное поведение оставляют вопросы: был ли он сумасшедшим или претворялся таковым? Был ли он действительно юродивым Христа ради? Что может быть подтверждением его молитвенной жизни?  Что клевета, что правда в воспоминаниях о нем?  Случайно или нет, но год проведения конференции «Жизнь и подвиг Иоанна Яковлевича Корейши» совпал с 550-летием со дня рождения другого московского святого — Василия Блаженного (род. В 1469 г.). Кроме того, в XIX Россия явила миру и других, пока еще не прославленных юродивых и блаженных , о которых упомянул в докладе профессор Московской духовной академии Алексей Светозарский. Это инокиня Досифея (по преданию - княжна Тараканова), блаженный Петр (иерей из Углича), юродивый Иван Коробочкин, блаженный Филипушка (в миру Филипп Хорев). Поэтому вполне закономерно, что мероприятие открыл доклад 

http://e-vestnik.ru/history/yurodiviy_iv...

Скоропостижно скончался клирик Московской епархии протоиерей Вячеслав Резников 16 мая, 2011. Редакция " Правмира " В ночь с 15 на 16 мая на 65-м году жизни скоропостижно скончался от сердечной недостаточности протоиерей Вячеслав Резников, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы поселка Черкизово Пушкинского района, сообщает сайт Московской епархии. В ночь с 15 на 16 мая на 65-м году жизни скоропостижно скончался от сердечной недостаточности протоиерей Вячеслав Резников, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы поселка Черкизово Пушкинского района, сообщает сайт Московской епархии . Отец Вячеслав родился 15 августа 1946 года в г. Москве. По окончании Московского радиоаппаратостроительного техникума в 1964 г. и службы в армии работал на Московском заводе электромеханизмов. В 1968 году окончил Литературный институт имени М. Горького, одновременно работая в газете «Известия» в телетайпном отделе. Уже во время учебы в институте под влиянием глубокого знакомства с русской литературой Вячеслав начал задумываться над духовной стороной жизни человека. В результате была написана книга об А. С. Пушкине, так и названная «Размышления о пути к вере». Религиозный поиск привел его в Церковь, а приобретенные знания пригодились в будущей пастырской деятельности. В 1968 г. он вступил в брак в Людмилой Григорьевной Кондратьевой, которая все эти годы служила ему верной помощницей и воспитала троих детей. В 1980 г. после сдачи экзаменов Вячеслав Резников был принят сразу во второй класс Московской духовной семинарии. В 1981 г. после сдачи экзаменов за второй и третий классы он был переведен в четвертый класс семинарии. В этом же году был рукоположен ректором Московских духовных академии и семинарии архиепископом Дмитровским Владимиром (ныне Блаженнейшим митрополитом Киевским) 31 мая — в сан диакона, а 30 сентября — в сан священника. Дальнейшее обучение отец Вячеслав продолжал на заочном секторе Московской духовной академии, которую закончил в 1986 г. По окончании семинарии отец Вячеслав был назначен в храм Илии Пророка, что в Обыденном переулке г. Москвы, в 1985 г. переведен в храм Илии Пророка в Серпухове, а с 1987 г. и до последних своих дней служил в Покровском храме поселка Черкизово Пушкинского района.

http://pravmir.ru/skoropostizhno-skoncha...

Алексей Константинович Светозарский: Настало время осмысления РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_98240.html 28 ноября 2012 Евгений Глобенко, Ольга Богданова Алексей Константинович Светозарский: Настало время осмысления " С тех лет остались документальные кадры: сидит дамочка эмансипе, стриженая, с папиросой и копается в Дарохранительнице " Источник:  http://www.taday.ru/text/print/1934600.html Татьянин День Вечер с участием Алексея Константиновича Светозарского проходит в здании резиденции Московских митрополитов. Место более чем официальное, формат мероприятия – почти академическая лекция, но одно из главных впечатлений – удивительно сердечная атмосфера, которую умеют создать настоятель и прихожане храма Илии пророка в Черкизове. Всем гостям, пока остается время до начала лекции, предлагают пластиковый прозрачный стаканчик с чаем (хочешь – с сахаром, хочешь – без) и пирожки на выбор – с мясом, яйцами и яблоками. Мелочь, а ощущаешь себя уже совершенно по-другому. И понимаешь: тебе тут рады. Тема лекции – первые годы после революции 1917 года, положение Церкви и гонения на Церковь. Вероятно, изначально планировалось вместить в одну лекцию весь период существования на территории нашей страны советской власти, но потом стало ясно, что материал настолько богат и разнообразен, что лучше разделить его на несколько частей. Настоятель храма Илии пророка в Черкизове архимандрит Савва (Тутунов) с улыбкой заметил, что профессор есть профессор, и если уж он берется читать, то получается целый курс. – У меня есть курс современной истории, который я читаю в Московской духовной Академии, – рассказал " Татьянину дню " профессор Светозарский. – К великому сожалению, на него не всегда хватает времени, и с изменением программы мы стали меньше заниматься церковной историей. Надо искать выход, может быть, отдельно читать курс по истории Русской Церкви в XX веке в Академиях и семинариях, потому что столько там всего коренится – и в великих свершениях, и в подвигах. Это надо знать, чтобы извлечь какие-то уроки.

http://religare.ru/2_98240_1_21.html

поиск:   разделы   рассылка Евгений Глобенко, Ольга Богданова Алексей Константинович Светозарский: Настало время осмысления " С тех лет остались документальные кадры: сидит дамочка эмансипе, стриженая, с папиросой и копается в Дарохранительнице " Источник:  Татьянин Вечер с участием Алексея Константиновича Светозарского проходит в здании резиденции Московских митрополитов. Место более чем официальное, формат мероприятия – почти академическая лекция, но одно из главных впечатлений – удивительно сердечная атмосфера, которую умеют создать настоятель и прихожане храма Илии пророка в Черкизове. Всем гостям, пока остается время до начала лекции, предлагают пластиковый прозрачный стаканчик с чаем (хочешь – с сахаром, хочешь – без) и пирожки на выбор – с мясом, яйцами и яблоками. Мелочь, а ощущаешь себя уже совершенно по-другому. И понимаешь: тебе тут рады. Тема лекции – первые годы после революции 1917 года, положение Церкви и гонения на Церковь. Вероятно, изначально планировалось вместить в одну лекцию весь период существования на территории нашей страны советской власти, но потом стало ясно, что материал настолько богат и разнообразен, что лучше разделить его на несколько частей. Настоятель храма Илии пророка в Черкизове архимандрит Савва (Тутунов) с улыбкой заметил, что профессор есть профессор, и если уж он берется читать, то получается целый курс. – У меня есть курс современной истории, который я читаю в Московской духовной Академии, – рассказал " Татьянину дню " профессор Светозарский. – К великому сожалению, на него не всегда хватает времени, и с изменением программы мы стали меньше заниматься церковной историей. Надо искать выход, может быть, отдельно читать курс по истории Русской Церкви в XX веке в Академиях и семинариях, потому что столько там всего коренится – и в великих свершениях, и в подвигах. Это надо знать, чтобы извлечь какие-то уроки. По-хорошему, знать историю своей Церкви и своей страны нужно не только семинаристу, но и любому человеку. Хотя бы для того, чтобы понимать, что лежит в основе событий, в том числе, и нашей современной жизни.

http://religare.ru/2_98240.html

поиск:   разделы   рассылка Милена Фаустова " Расстриги " : фильм о бывших священниках священникам нынешним Источник:  Храм Пророка Божия Илии в Черкизове В исторической резиденции Московских митрополитов в Черкизове снова посетители. На этот раз тема для обсуждения более чем болезненная – вопрос ухода священников из Церкви. За закрытыми дверями состоялась презентация документального фильма " Расстриги " шведского режиссера православного вероисповедания Эрланда Кельтера. Картина, как и сама проблема, вызвала бурные дебаты профессионалов – священников и преподавателей разных духовных вузов страны. " Расстриги " – это три истории о бывших священниках. Просто картинки из их нынешней жизни. Авторы киноленты отказались от первоначальной идеи, поданной протодиаконом Андреем Кураевым, снабдить ленту авторским текстом и размышлениями богословов и специалистов. Почти 40 минут просмотра – снятые что называется " с плеча " эпизоды, редкие откровения героев, старательно умалчиваемые жизненные трагедии и почти что сказочный хеппи-энд. Лента вместила в себя три эссе: " Стас " , " Иван " и " Прохор " . Если не знать историю героев, то эти имена почти ни о чем и не скажут. Впрочем, в планах производителей ленты задачи раскрыть всю подноготную своих героев не было. Этой картиной они хотели поднять одну из актуальных, но, к сожалению, сегодня часто замалчиваемых тем о пастырском выгорании священнослужителей. Проблема действительно болезненная, именно этим и был обусловлен закрытый формат просмотра и последующих дискуссий. " Они не предавали свою веру, не отказывались от нее из-за корысти. Они не могут служить, потому что Церковь строга, есть правила, по которым человек не может служить у престола, если он, например, будучи женат, полюбил другую женщину и стал жить с нею. Есть светские занятия, актерство, например, которые не могут сочетаться со священническим служением. Наши герои принимают церковные запреты мужественно и смиренно " , – такова аннотация к картине. Правда, профессионалы, в числе которых был и проректор по научно-богословской работе Московской духовной академии протоиерей Павел Великанов, не один год занимающийся темой ухода священников из Церкви, не совсем согласились с такой подачей картины.

http://religare.ru/2_99108.html

  разделы   рассылка  распечатать Архимандрит Савва (Тутунов): " Приход – это не храм, это люди " Что может сделать священник, чтобы его приход превратился в настоящую общину? Важно выбрать помощников, поддерживать инициативы прихожан и обязательно участвовать в них самому, говорит зам. управляющего делами Московской Патриархии архимандрит Савва (Тутунов), полтора года служащий настоятелем храма пророка Божия Илии в Черкизове – Храм Илии Пророка – Ваш первый приход в качестве настоятеля? На что Вы ориентируетесь в приходской работе? – В качестве настоятеля – да, первый. Для меня было очень важно сформировать приход как общину. Община – от слова " общение " : я хотел организовать работу прихода так, чтобы люди могли общаться, чтобы вокруг храма была жизнь. У меня было некоторое представление об организации зарубежных общин, вынесенное еще из детства (я вырос во Франции), но зарубежные приходы все-таки другие, как правило, они гораздо меньше. Поэтому, когда 30 декабря 2011 года я был назначен настоятелем Илиинского прихода, то за основу решил взять, как это ни покажется странным тем, кто всегда критикует официоз, документы, утвержденные Священноначалием, в частности, касающиеся работы с молодежью, работы в области катехизации, социальной работы. На мой взгляд, одна из важных задач, которую необходимо решить, прежде чем развивать приходскую жизнь – это правильный подбор помощников. После того, как приходские сотрудники по каждому направлению были подобраны, это сразу дало плоды. Скажем, благодаря деятельности социального работника храма приходу удается помогать неимущим прихожанам с лекарствами, вещами и бытовой техникой. Подобрались волонтеры, которые возят в церковь на богослужения стариков, которым трудно самостоятельно передвигаться. Наша сотрудница принимает всех, кто обращается в Илиинский приход за помощью. При этом церковные средства тратятся тщательно. Нередки случаи отказа, когда обнаруживаются лукавые намерения мошенников. Мы окормляем несколько социальных учреждений. Приходскую социальную деятельность регулирует моя помощница, активная прихожанка, пожелавшая трудиться в Церкви. Ей удается собрать вокруг себя других прихожан-добровольцев. Их у нас уже больше десяти человек, все они разного возраста и социального статуса.

http://religare.ru/2_101955.html

архимандрит Мелхиседек (Артюхин), настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе, — в связи с 30-летием служения в сане пресвитера и 55-летием со дня рождения; протоиерей Николай Диваков, клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском, — в связи с 55-летием со дня рождения; протоиерей Георгий Чвилев, клирик храма пророка Божия Илии в Черкизове, — в связи с 35-летием служения в сане пресвитера; протоиерей Николай Соколов, настоятель храма святителя Николая Мирликийского в Толмачах, — в связи с 35-летием служения в священном сане; протоиерей Геннадий Героев, временно исполняющий обязанности настоятеля храма мученика Иоанна Воина на Якиманке, — в связи с 30-летием служения в сане пресвитера; протоиерей Константин Татаринцев, настоятель храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами, — в связи с 25-летием служения в священном сане; протоиерей Андрей Рахновский, настоятель храма Ризоположения в Леонове, — в связи с 20-летием служения в священном сане; протоиерей Михаил Гуляев, настоятель храма иконы Божией Матери «Знамение» на Шереметевом дворе, — в связи с 15-летием служения в сане пресвитера; протоиерей Дионисий Лобов, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, — в связи с 15-летием служения в сане пресвитера; протоиерей Кирилл Шевцов, клирик храма Живоначальной Троицы в Останкине, — в связи с 15-летием служения в священном сане; иерей Кирилл Кузьмин, настоятель храма Преображения Господня в Нагатино-Садовниках, — в связи с 15-летием служения в священном сане; иерей Максим Глухих, настоятель храма священномученика Серафима, митрополита Петроградского, в Южном Бутове, — в связи с 15-летием служения в священном сане; иерей Димитрий Сорокин, исполняющий обязанности настоятеля храма Воздвижения Креста Господня в Чистом Вражке, — в связи с 15-летием служения в сане пресвитера. Также Святейший Патриарх Кирилл вручил награду председателю приходского совета храма святой великомученицы Анастасии Узорешительницы в Теплом Стане О.М. Кораблевой. От лица духовенства со словами благодарности к Его Святейшеству обратился протоиерей Георгий Студенов, настоятель храма Архистратига Михаила в Тропареве.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5088922...

В канун праздника Входа Господня в Иерусалим Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Храме Христа Спасителя и удостоил богослужебных наград ряд клириков г. Москвы 27 апреля 2013 г. 21:54 27 апреля 2013 года, в канун недели 6-й Великого поста (ваий), празднования Входа Господня в Иерусалим, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил всенощное бдение в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. Его Святейшеству сослужили: архиепископ Истринский Арсений , первый викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве; епископ Подольский Тихон , председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; архимандрит Ферапонт (Кашин) , избранный и нареченный во епископа Макарьевского, викария Костромской епархии ; протоиерей Владимир Диваков , секретарь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь Храма Христа Спасителя; клирики московских храмов. После чтения Евангелия Предстоятель Русской Православной Церкви совершил традиционное освящение вербных и пальмовых ветвей (ваий). Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла за усердное служение Церкви Божией, пастырское душепопечительство и труды по восстановлению порушенных храмов ряд клириков г. Москвы к празднику Святой Пасхи удостоены богослужебных наград.  Права ношения наперсного креста удостоены:  иерей Алексий Антоновский, настоятель храма свт. Николая Мирликийского в с. Кленовой Подольского р-на иерей Михаил Бородин, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в дер. Товаришево Подольского р-на  иерей Виталий Воробьев, клирик храма иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Марьино  иерей Владимир Герасимов, и.о. настоятеля храма Знамения иконы Пресвятой Богородицы в Аксиньине  иерей Максим Глухих, клирик храма Рождества Христова в Черневе  иерей Вячеслав Дробышев, клирик храма пророка Божия Илии в Черкизове  иерей Димитрий Евменов, клирик храма Преображения Господня в Тушине  иерей Димитрий Ефанов, и.о.

http://patriarchia.ru/db/text/2933725.ht...

В праздник Входа Господня в Иерусалим Предстоятель Русской Церкви совершил Божественную литургию 8 апреля, 2012. Редакция " Правмира " 8 апреля 2012 года, в неделю 6-ю Великого поста, ваий, праздник Входа Господня в Иерусалим, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию св. Иоанна Златоуста в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. 8 апреля 2012 года, в неделю 6-ю Великого поста, ваий, праздник Входа Господня в Иерусалим, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию св. Иоанна Златоуста в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. За Литургией была совершена хиротония архимандрита Августина (Анисимова) во епископа Городецкого и Ветлужского. Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий; архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий; епископ Дмитровский Феофилакт; епископ Кемеровский и Новокузнецкий Аристарх; епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; архимандрит Варнава (Баранов), избранный и нареченный во епископа Выксунского и Павловского; протоиерей Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; духовенство Нижегородской епархии и г. Москвы. На богослужении присутствовали: министр юстиции РФ А.В. Коновалов; председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда; представители органов государственного власти Приволжского федерального округа и Нижегородской области; главы администраций районов Нижегородской области, на территории которых располагается новообразованная Городецкая епархия; представители Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. На малом входе за усердное служение Церкви Божией, пастырское душепопечительство и в связи с приближающимся праздником Святой Пасхи Предстоятель Русской Православной Церкви возвел в сан архимандрита игумена Далмата (Филатова), настоятеля храма Живоначальной Троицы в Карачарове, и игумена Савву (Тутунова), настоятеля храма Илии Пророка в Черкизове.

http://pravmir.ru/v-prazdnik-vxoda-gospo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010