В 452 году архимандриту монастыря Маркеллу святой Иоанн указал в видении место сокрытия своей главы, и она была вновь обретена. Святыню перенесли в Емессу, а затем в Константинополь. Праздник первого и второго чудесного обретения главы Иоанна Крестителя отмечается Церковью 8 марта (24 февраля ст. ст.). Третье обретение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна было около 850 года. Когда в Константинополе возникли волнения, связанные со ссылкой святителя Иоанна Златоуста, глава святого Иоанна Крестителя была унесена в Емессу, а оттуда, во время набега сарацин (около 810-820 гг.), — в Команы, где была спрятана позже, во времена иконоборческих гонений. После восстановления иконопочитания Патриарху Игнатию (847-857) ночью на молитве было указано место, где хранилась честная глава. Святыня снова была обретена в указанном патриархом месте, около 850 года. Позже глава вновь была перенесена в Константинополь и здесь 25 мая положена в придворной церкви, часть святой главы находится на Афоне. Праздник третьего обретения главы святого Иоанна Предтечи — 7 июня (25 мая ст. ст.). В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник и строгий пост, как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка. Иконы Усекновения главы Иоанна Крестителя   Картины с сюжетом Усекновения головы Иоанна Предтечи Иоанн Предтеча перед Иродом. Mattia Preti. 1665 Густав Моро. Саломея Василий Худяков. Усекновение головы Иоанна Предтечи. 1861 Якопо да Понте. Усекновение главы Иоанна Предтечи Джованни Батиста Тьеполо. Усекновение главы Иоанна Предтечи Пьер Сесиль Пюви де Шаванн. Усекновение главы Иоанна Предтечи. 1869 Месть Иродиады. Картина Хуана Фландеса Усекновение главы Иоанна Крестителя. Караваджо. 1608 Саломея. Лукас Кранах Старший. Ок. 1530 Гвидо Рени. Саломея с головой Иоанна Крестителя Молитвы праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи Песнопения праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи в исполнении хора храма свт. Николая в Кузнецкой слободе (г. Москва) Аудиоплеер

http://pravmir.ru/useknovenie-glavy-ioan...

Ответить 13. Богослужебные тексты праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи, авторами которого являются прп. Иоанн Дамаскин и свт. Герман, Патриарх Константинопольский. Правильный ответ: Верно! Комментарий: Гимнографами — «Иоанном монахом и Германом» — были написаны стихиры праздника. Ответить 14. Событие, по случаю которого дочь Иродиады плясала перед Иродом и собранием. Правильный ответ: Верно! Комментарий: Усекновение главы Иоанна Предтечи произошло во время пира в честь дня рождения Ирода, на котором присутствовали вельможи, старейшины и тысяченачальники. Ответить 15. Каково полное название праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи? Вопрос без списка ответов, с самопроверкой После устного ответа на вопрос, нажмите кнопку " Правильный ответ " и оцените самостоятельно, правильно ли вы ответили, нажав кнопку " Ответил правильно " или " Ответил неправильно " . Материалы для изучения: Минея Правильный ответ: Полное название праздника в богослужебных книгах Православной церкви: Усекновение честныя главы честнаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна Ответил правильно Ответил неправильно Ответить 16. Когда был установлен пост в день Усекновения главы Иоанна Предтечи? Правильный ответ: Верно! Комментарий: Пост в день Усекновения главы Иоанна Предтечи установлен, вероятнее всего, вместе с праздником, начало которого относится к первым временам Церкви. Древность поста в этот день подтверждается уставом иерусалимского монастыря прп. Саввы Освященного. В нем говорится, что пост в день Усекновения главы Иоанна Предтечи «завещан древними святыми отцами». Ответить 17. О чем говорит пример Иоанна Предтечи: можно ли обличать власть имущих? Правильный ответ: Верно! Комментарий: Жизнь и смерть святого, которого Сам Христос назвал «величайшим между рожденных женщинами» ( Мф.11:11 ), — наглядное подтверждение того неоспоримого принципа, что людей нельзя слушать «больше, чем Бога» ( Деян.4:19 ). Ответить 18. Евангелист, Евангелие которого читается на Литургии в праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи.

http://azbyka.ru/test/useknovenie-glavy-...

Первый храм села в честь рождества Св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня был деревянным. Построили его жители села и ближайших деревень на собственные средства. Однако к середине XVIII века строение обветшало, наклонилось в северную сторону и грозило обрушиться. Из указа Пермской Духовной Консистории от 25 Октября 1819 года за 1384 видно, «что храм сей был построен с давних лет» и к этому году пришел в ветхость: наклонился в северную сторону, внутри во многих местах в летнее время бывает течь, престол наклонился тоже на северную сторону, «потолок нагнулся и грозит падением». Пермский епископ Иустин (с. Соровское Шадринского уезда в то время входило в состав Пермской губернии) запретил богослужения в холодной части храма до лучших времен, дозволив отправлять их в Ильинском пределе. Через несколько лет колокольня храма была снесена, а колокола повесили на специально сооруженные для этих целей столбы. Прихожане храма стали готовиться к строительству новой церкви, каковая и была заложена 14 сентября 1821 года. К началу 1826 года часть храма уже была готова, а завершилось его строительство и состоялось освящение 9 июня 1827 года в честь пророка Илии. В июне 1838 года главный храм был освящен во имя Предтечи и Крестителя Иоанна, в просторечии Иоанна Крестителя. Иконостас в Ильинском приделе, перенесенный из прежнего храма, существовал до 1850 года. В этом году он был заменен новым, освященным с благословения Архиепископа Аркадия 18 августа 1850 года. Внутри главный храм был расписан иконописью, сооружен и подновлен иконостас с позолотой, изготовленный Петром Бажевым в Екатеринбурге за 3300 рублей. В 1885 году он был вновь выкрашен и резьба на нем вычищена. Храм содержался на средства прихожан села и ближайших деревень. Кроме этого, прихожане содержали четыре часовни: одну на сельском кладбище, по одной (деревянной) в деревнях Качесовой, Назаровой и Нижне-Полевой. В 1894 году иконостас в храме Иоанна Крестителя был снова позолочен и выкрашен на средства местного церковно-приходского попечительства.

http://sobory.ru/article/?object=48226

В течение многих десятилетий Святыня хранилась в Жичском монастыре в Сербии (древняя Печская епархия), резиденции Патриархов, где происходило коронование Царей Сербских. В 1458 году, когда под ударами турок пало Сербское Царство, Святой перст был перенесен в Морею (южный полуостров Греции) брату последнего Византийского Императора Константина XI Палеолога – Фоме Палеологу, который, спасаясь от турок, перебрался в Рим и передал Святыню римскому папе Пию II (1458–1464). Папа Пий II передал Святой перст Иоанна Крестителя в Сиену в храм Святой Марии Сиенской, где один раз в году Святыня выносится для поклонения верующим, которые приезжают в этот день в Италию со всего мира. ИСТОРИЯ ПЕРЕНЕСЕНИЯ ДЕСНИЦЫ Честное тело святого Иоанна Крестителя было погребено близ могилы святого пророка Елисея в самарийском городе Севастии. Возвращаясь отсюда на родину в Антиохию, святой апостол и евангелист Лука пожелал взять с собой тело Пророка. Но жители Севастии позволили перенести только правую руку, которой был окрещен Господь наш Иисус Христос. Судьба десницы святого пророка Иоанна тесно связана с историческими событиями, происходящими в странах, в которых она пребывала. Девять веков десница находилась в Антиохи. Во времена царствования Юлиана Отступника, когда началось жестокое гонение на христиан, а храмы и мощи святых предавались сожжению, жители Антиохии спрятали святую руку в одной из городских башен, и она уцелела. После смерти беззаконного царя христиане вынесли десницу Предтечи из башни. Творились ею после этого великие чудеса. В крещенский сочельник архиерей поднимал честную руку, которая в одни годы распрямлялась, а в другие сжималась, предсказывая урожай или голод. Когда Антиохию захватили агаряне, то бесценная реликвия попала к ним в плен. В X веке, в царствование византийского императора Константина Багрянородного, один дьякон из Антиохии по имени Иов смог унести руку Крестителя в христианские земли, в город Халкидон. Оттуда она была торжественно доставлена в Царьград, где пребывала в разных храмах, в том числе и в Святой Софии. Царьград был захвачен турками в 1453 году.

http://pravoslavie.ru/17615.html

Тимофей Китнис , историк, богослов, руководитель паломнического культурно-просветительского центра ап. Фомы в Европе Все лекции цикла можно посмотреть здесь .   Почитание святой главы Иоанна Крестителя – это древняя традиция, как восточных, так и западных христиан. В Евангелии самой личности Иоанна Крестителя уделяет Сам Господь особое внимание. Он говорит, что не было пророка выше его до Нового завета и в своей личности Иоанн Креститель действительно соединяет Ветхий и Новый завет. Он удостаивается высокой чести не только узнать и исповедовать Христа Мессию, но и такой момент, во время крещения, об этом отдельно в акафисте упоминается, ему посвященном, он дотрагивается главы Христа. Так как это формат Ветхого завета, по сути благословляет Бога, то есть человек благословляет Бога. Когда Иоанн Креститель погружает Спасителя в воды, помните, он же сначала пугается, говорит: «Мне надо от тебя креститься», – и Господь говорит: «Нет, так надо исполнить всякую правду». И дальше что происходит – человек благословляет Бога. Потому что только старший в духовном смысле мог крестить младшего, только старший мог благословить младшего. И вот мы видим действительно смирение, которое выходит даже за пределы формальной логики даже какой-то именно в этом акте крещения. И этого удостаивается непосредственно Иоанн Креститель. Но это также и пророк, пророк, который обличал социальные язвы, именно за это обличение социальных язв он был казнен, казнен на пиру Ирода, когда у него был день рождения. Сам Ирод очевидно этого делать не планировал, но так получилось. Что такое большой праздник на востоке – это много вина, обязательно пляски, танцы. И дочь Ирода, вернее дочь Иродиады угодила Ироду, и он сказал, находясь в хмельном состоянии радостном, что все исполнит и она попросила главу Иоанна Предтечи. Ирод опечалился, но ради клятвы, клятву сдержал. Он отдал приказ казнить Иоанна Крестителя и главу, согласно преданию, отдал Иродиаде и та, находясь… это уже описывает Иероним Стридонский, находясь в такой одержимой ярости, пронзила главу ненавистного ей пророка, потому что прежде всего он ее обличал, кинжалом и закопала в нечистом месте. Глава была закопана Иродиадой в таком месте, о котором она знала, косвенное свидетельство о Евангелии, потому что там описано, когда Христос начинает творить чудеса, то царь Ирод спрашивает… вернее Царь Ирод говорит, что это Иоанн Креститель, который восстал из мертвых, то есть они с Иродиадой видимо прослышав про чудеса, совестью обличаемые, открыли место и там главы не обнаружили. Потому что согласно опять же преданию, служанка эту главу перезахоронила, потому что в любом случае – это было конечно глумление над телом, которое счастья этому дому явно не принесло бы.

http://academy.foma.ru/category/istoriya...

Возрождение обители началось в 1998 году с приходом братии из Почаевской Лавры. Их появление стало словно знамением, воскресением почти через десять веков деяний Преподобного. Игуменом монастыря был назначен иеромонах Антоний. В 2013 году, когда будет праздноваться 1000-летие Лядовского монастыря, он может появиться возрожденным в полной своей красе. В честь Ватопедской иконы Божьей матери в Лядовский обители в 2009 году был построен и освящен храм на третьем этаже братского корпуса. Престольные праздники Лядовского обители: 11 сентября - Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна 10 ноября - Святой великомученицы Параскевы, нареченной Пятницей 3 февраля - Иконы Божией Матери, именуемой «Отрада и Утешение» 23 июля - Преподобного Антония Печерского Убранство храмов в монастыре, иконостасы, киоты, иконы изготавливаются из долговечного материала - камня и смальты. Братия монастыря, строители, каменотесы и иконописцы освоили искусство резьбы по камню и мозаику. Источник: Винницкая епархия Украинской Православной Церкви Комплекс расположен на скальной террасе 90-метровой горы, возвышающейся над Днестром. К нему ведет каменистая крутая тропинка. В первой половине XVIII в. в гротах находился василианский монастырь, упраздненный в 1745 г. Ансамбль памятника состоит из трех пещерных церквей: Усекновения главы Иоанна Предтечи, Параскевы Пятницы и Антония Печерского. Церкви Иоанна Предтечи и Параскевы Пятницы размещены в двух смежных гротах (теперь значительно разрушены) со сложной в плане конфигурацией и соединены проходом. В 1848 г. к церкви Иоанна Предтечи был пристроен придел, верхний ярус которого служил колокольней. На небольшом расстоциии от этих церквей расположен грот-церковь Антония Печерского (1894 г.). «Памятники градостроительства и архитектуры УССР». – К.: «Строитель», 1985 г., т. 2. Церковь монастыря пещерная. В церкви Иоанна Предтечи была икона «Обретение главы Иоанна Предтечи» - не старше 16-17 в.в. (Широцкий К. «На развалинах Бакоты». - Литературно-научный вестник, 1912 г., 1, с. 79).

http://sobory.ru/article/?object=23607

На этом месте в древние времена располагалось языческое капище, а потом, в византийскую эпоху, был построен православный храм. Это был кафедральный собор. Именно здесь находилась честная глава Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, которую верующие хранили на протяжении веков гонений на христианство. Когда город захватили арабы, халиф пожелал на этом месте построить мечеть, а христианам предложил другое место, где они могут молиться. Православный храм был разрушен, и началось строительство мечети. Как гласит предание, когда была предпринята попытка вынести гробницу, в которой находилась глава Иоанна Предтечи, земля наполнилась кровью. Устрашенные этим знамением Божиим, мусульмане не решались более трогать это место. С тех пор в мечети Омейядов, в самом ее центре находится христианская святыня - глава святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Мы поклонились этой святыне. Радостно было наблюдать, что поклониться главе Крестителя Иоанна подходили многие мусульмане. Они также его почитают, называя пророком Яхьи. В самой мечети сохранился и баптистерий. Он представляет собой замурованный колодец, а рядом - достаточно вместительная гранитная чаша, в которой крестили младенцев. Когда местные охранники узнали, что мы - русские, они вызвались показать нам еще одно удивительное место в этой мечети, связанное с почитанием святого Георгия Победоносца. Арабской вязью расписанная плита, которая посвящена святому Георгию, находится вблизи от такой же плиты одного из мусульманских пророков. Эти особенности сирийского мусульманства, конечно, неприемлемы радикальным ваххабитским течениям в исламе, и понятно, почему столь ожесточенно мусульманские радикалы пытаются свергнуть решим Башара Асада и уничтожить Сирию. А вечером нас ожидала еще одна важная встреча. Нас принял министр информации Сирии Омран Аль-Зоаби. Встреча состоялась достаточно поздно, в 9 часов по местному времени. Министр еще работал, и после нас у него была назначена еще какая-то встреча. Наша беседа длилась минут 40.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/02/14/si...

В годы польско-литовской интервенции село Ащерино было разорено и сожжено, храм Иоанна Предтечи уничтожен, а само место в писцовых книгах Рузского уезда 1620-х гг. называлось «пустошью, что было село Ощерино на реке Педне». После смерти Ивана Осорьина и его сына Никифора душеприказчиком его наследников стал их зять дьяк Прокофий Филиппов Пахирев. Еще в 1615 году Прокофий Пахирев получил в приданное за своей женой Прасковьей Осорьиной сельцо Сумароково Можайского уезда Искини и Боннского стана. Источники отмечают о сельце Сумарокове, что «…напред сего та вотчина была Вознесенского девича монастыря старицы Ираиды Ивановой дочери Осорьина да сына ее Ивана, его Прокофья тестя, купля». Таким образом, судя по этой записи, мать Ивана Осорьина, владельца Ащерина, была инокиней Вознесенского девичьего монастыря в Кремле — старица Ираида Ивановна Осорьина. Претерпев целый ряд «родственных разделов», имение Осорьиных со временем превратилось в самостоятельные семейные наделы, включающие в себя земли, пустоши и части сел. Так треть пустоши, «что было сельцо Ощерино на речке на Педне, а в нем храм Ивана Предтечи с пределы», стала принадлежать Матвею Чихачеву. Таким образом, по дошедшей до нас информации из писцовых книг 1628 года, можно полагать, что в селе Ащерине вновь была построена церковь Иоанна Предтечи с приделом Николая Чудотворца, но кем и когда — сведений нет. Первые упоминания тех лет о существовании церкви в селе Ащерине находим в приходной окладной книге Патриаршего казенного приказа за 1644 год. В ней значится церковь Иоанна Предтечи с приделом Николая Чудотворца. Храм разрушался и строился не единожды. Есть точные сведения, что еще одно свое рождение деревянная церковь пережила в 1782 году. Церковь была построена во имя Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с приделом святителя Николая Чудотворца. А в 1873 году на месте деревянной церкви «на церковно-кошельковую сумму и тщанием доброхотных дателей» был возведен ныне существующий каменный храм. В храме было учреждено три Престола: центральный — во имя Собора Иоанна Предтечи, а также в обоих приделах — во имя пророка Илии и во имя святого чудотворца Николая.

http://pravoslavie.ru/69295.html

   Предтечу Иоанна и Крестителя Христова приидите... вси вернии достойно почтим прилежно.    Ныне Святая Церковь вспоминает и почитает память трагического завершения жизненного подвига одного из величайших людей, когда-либо живших на земле, по определению Самого Христа Спасителя, — усекновение главы святого славного пророка и апостола, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.    Служитель и таинник неизреченных чудес Христовых Иоанн был настолько велик, что Церковь хранит память о всех проявлениях его жизни: и его зачатие, и рождение, и в память его миссии Крестителя Спасова (Собор Иоанна Предтечи — на следующий день после Крещения Господня), и его мученическую смерть — усекновение главы, и три обретения этой честной главы — великой для мира святыни, и перенесение десницы Иоанновой из Мальты в Россию (1799 год).    И круглый год каждый вторник Церковь молится и просит молитвенного предстательства пред Богом Иоанна Предтечи и Крестителя Господня.    Всё в его жизни необычно, всё — предначертание новых духовных ценностей, выходящих за рамки Ветхого Завета. Он весь и во всем — Предтеча Того, Кто есть Путь, Истина и Жизнь на вечность — Христа Спасителя, Сына Божия.    Великое предначертание жизни богодарованного младенца Иоанна и само имя были определены в Предвечном Совете задолго до его появления на свет, когда Промысел Божий скорбями и поношениями готовил родителей его дать миру того, кто объявит об исполнении времен, о явлении Сына Божия. И назначение этой зарождающейся жизни было открыто Ангелом отцу его, иерею Захарии, еще до зачатия сына: «жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; ...он будет велик пред Господом... и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предыдет пред Ним в духе и силе Илии» (Лк.1:13—17).    И свидетельство Иоанна о пришествии в мир Спасителя Христа тоже начинается до его рождения, когда, быв еще во утробе матери своей, «взыграся [он] младенец во чреве ея» и ее устами возвестил миру о событии небывалом, но ожидаемом со времен древних: «и откуду мне сие, да прииде Мати Господа моего ко мне» (Лк.1:43).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Предтечу Иоанна и Крестителя Христова приидите... вси вернии достойно почтим прилежно. Ныне Святая Церковь вспоминает и почитает память трагического завершения жизненного подвига одного из величайших людей, когда-либо живших на земле, по определению Самого Христа Спасителя, — усекновение главы святого славного пророка и апостола, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Служитель и таинник неизреченных чудес Христовых Иоанн был настолько велик, что Церковь хранит память о всех проявлениях его жизни: и его зачатие, и рождение, и в память его миссии Крестителя Спасова (Собор Иоанна Предтечи — на следующий день после Крещения Господня), и его мученическую смерть — усекновение главы, и три обретения этой честной главы — великой для мира святыни, и перенесение десницы Иоанновой из Мальты в Россию (1799 год). И круглый год каждый вторник Церковь молится и просит молитвенного предстательства пред Богом Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. Всё в его жизни необычно, всё — предначертание новых духовных ценностей, выходящих за рамки Ветхого Завета. Он весь и во всем — Предтеча Того, Кто есть Путь, Истина и Жизнь на вечность — Христа Спасителя, Сына Божия. Великое предначертание жизни богодарованного младенца Иоанна и само имя были определены в Предвечном Совете задолго до его появления на свет, когда Промысел Божий скорбями и поношениями готовил родителей его дать миру того, кто объявит об исполнении времен, о явлении Сына Божия. И назначение этой зарождающейся жизни было открыто Ангелом отцу его, иерею Захарии, еще до зачатия сына: «жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; ...он будет велик пред Господом... и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предыдет пред Ним в духе и силе Илии» (Лк.1:13—17). И свидетельство Иоанна о пришествии в мир Спасителя Христа тоже начинается до его рождения, когда, быв еще во утробе матери своей, «взыграся [он] младенец во чреве ея» и ее устами возвестил миру о событии небывалом, но ожидаемом со времен древних: «и откуду мне сие, да прииде Мати Господа моего ко мне» (Лк.1:43).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3259...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010