И вера пламенела: сила ее останавливала даже врагов. Но и труд шел рука об руку с молитвой и с верой. Преподобный Иов создал здесь школу, и типография возникла, и множество людей приходили в обитель и получали не только духовное утешение, но и хлеб насущный, и защиту – так в монашеской жизни осуществлялся идеал жизни христианской. Что же бывает, когда люди разделяют эти два идеала – веру и труд? Что бывает, когда люди возлагают надежду на свой труд, на свое умение и образование, на науку, на деньги, на организацию, на силу; когда они считают, что вера – это частное дело человека? Мол, там, у себя дома, ты можешь делать все, что хочешь. Хочешь – молись, хочешь – не молись; хочешь – живи по Божиим законам, а хочешь – греши. Ты свободен, наслаждайся своей свободой, но трудись, потому что без труда денег у тебя не будет; не будет денег не будет наслаждения, не будет радостей жизни и ты загубишь свою жизнь. Мы знаем, к чему приводят попытки строить обеспеченную, счастливую и даже справедливую жизнь без Бога. Многие из нас, по крайней мере, люди среднего и старшего поколения, вышли из советского прошлого, и мы помним, как великая страна, напрягая все свои силы, перемалывая людей и природные ресурсы, данные Богом, пыталась построить общество богатое, справедливое, процветающее, но без Бога. И ничего не получилось: никакие ресурсы и никакая человеческая сила оказались неспособны создать то счастье, о котором люди мечтали и во имя достижения которого положили жизни миллионы людей. Этот страшный исторический опыт является свидетельством того, как любые усилия построить Вавилонскую башню без Бога обрушивают и башню, и человеческие жизни. Сочетание веры и труда, сочетание неба и земли, сочетание духовного вертикального измерения жизни и горизонтального измерения нашей повседневности, образуя крест, указывает человеку, обществу, народам, государствам, всему миру путь, по которому нужно идти. И отсюда, с этой святой Почаевской горы, я хотел бы обратить к Украине стране, где крепка вера, где так много людей призывают имя Божие, — увещание хранить верность Господу, сочетать веру и труд для построения мирной и справедливой жизни.

http://e-vestnik.ru/docs/propoved_svyate...

11. 27), однако основная часть этого Евангельского чтения посвящена Марфе и Марии. Ответ вот в чем: Господь не осудил Марфу, Он не сказал: «Марфа, ты неправильно поступаешь, ты не должна была готовить этого угощения; права Мария, которая Меня слушает». Он не осудил Марфу, ведь женщина от чистого сердца готовила трапезу, вкладывая в этот труд всю свою душу. Господь сказал и Марфе, и Марии, а через них и всем нам, что главное и единое на потребу перед лицом вечности, в масштабах всей человеческой жизни – это Слово Божие. А читаем мы Евангельское повествование о Марфе и Марии в день, когда прославляем Божию Матерь, потому, что Дева Мария в самой себе соединила и Марфу, и Марию, но соединила так, что Мария всегда первенствовала, но и Марфа следовала своему пути, ибо Божия Матерь была призвана к тому, чтобы заботиться и о старце-обручнике Иосифе, и о Своем возлюбленном Сыне, и эта забота была связана с трудами: Она была Матерью, Она созидала семью, много трудилась. Однако труды эти никогда не заслоняли единого на потребу, и мы знаем, что когда Она стояла у Креста в самый страшный момент Своей жизни, то слышала слово Своего Сына, который вручил ей в лице Иоанна, возлюбленного ученика Своего, всех Своих учеников и всю Свою Церковь; вручил для того, чтобы Церковь Божия повторяла в своих трудах, в своем служении то, что совершала Богоматерь, соединяя молитву, веру и труд. В этом соединении – весь смысл нашего земного существования, высочайшая ценность человеческого бытия. В этом соединении – осуществление Божией заповеди, и когда люди эту заповедь осуществляют, они имеют радость жизни при самых тяжких внешних обстоятельствах, обретают духовную силу, обретают спасение. В этом году мы празднуем не только 450-летие со дня принесения иконы, но мы празднуем также и 350-летие со дня обретения мощей святого преподобного Иова Почаевского, игумена сей святой обители. Он соединил в своей личности и в учениках своих то, о чем слышим мы из слова Божия: молитву, созерцание и труд. В Лавре сей всегда была горячая молитва; ее насельники всегда устремлялись к Богу как к высшей ценности человеческого бытия.

http://e-vestnik.ru/docs/propoved_svyate...

Чтобы было так, молитва должна быть крепкой, воздыхание ко Господу должно быть сердечным; а для этого нужно, чтобы было восстановлено единство Церкви Христовой то самое единство, без которого не может быть спасения народа. И потому человеческие амбиции, политические проекты и прочие идеи, которые сегодня разделяют Церковь, должны быть отодвинуты в сторону, потому что ни один человеческий проект не обеспечит счастья и благополучия, если путь к его достижению лежит через разделение народа, Церкви, через разрыв между небом и землей. Тот же призыв я бы хотел обратить и к России, и к Беларуси, и к Молдове ко всем странам, которые образуют духовное пространство Святой Руси. Не нужно поддаваться на искушения и соблазны нового идолопоклонства, не нужно своими руками разрушать то, что только и способно обеспечить человеческое счастье. Нужно сочетать веру и труд, молитву и человеческие усилия, и тогда все станет возможно верующему человеку (см. Мк. 9. 23), тогда, сопрягая во едином человеческом усилии Божественное и человеческое начала, сможем и горы свернуть. Почаев – один из великих духовных центров русского Православия, и с этой святой горы я хотел бы обратиться к нашим братьям-христианам в Европе и сказать: мы прошли через страшный опыт построения общества без Бога, не повторяйте этот наш страшный урок. Мы через кровь и страдания свои пришли к пониманию того, как важно жить с Богом. И когда сегодня в Европе люди отказываются от своих христианских корней, предают забвению христианские ценности, выталкивают религиозную жизнь в сферу частной жизни, то делают величайшую ошибку: не построить счастливого общества с опорой только на деньги, на технологии, на науку, на способность к администрированию. И нынешний кризис, который поразил в первую очередь самые богатые страны, яснее ясного говорит нам об этом. Не может быть счастья, когда попирается Богом данная мораль, когда разрушаются нравственные основы жизни. Если же мир пойдет по тому пути, который сегодня нам Господь указывает на примере двух женщин – Марфы и Марии, то у нас будет надежда на то, что остановлена будет апостасия, остановлено будет пришествие зла, и Господь приклонит любовь Свою и благословение ко всему роду человеческому.

http://e-vestnik.ru/docs/propoved_svyate...

ЦВ 13-14 (410-411) июль 2009 /  11 августа 2009 г. Проповедь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в праздник Почаевской иконы Пресвятой Богородицы в Свято-Успенской Почаевской Лавре Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня великий праздник: мы празднуем 450-ую годовщину со дня принесения на сию святую землю чудотворного образа, который стал щитом и великим символом надежды для тысяч и миллионов людей; мы прославляем силу Царицы Небесной, явленную всем нам, всему роду человеческому, через этот чудотворный образ. Потому и притекаем мы сюда в таком множестве, что знаем историю этих чудес, знаем не понаслышке, потому что и сегодня многие люди, делясь друг с другом, говорят о том, что совершила Божия Матерь в их жизни после молитвы на этом святом месте у чудотворного образа, у отпечатка стопы Царицы Небесной. Мы прославляем Божию Матерь, Которая слышит наши молитвы и отвечает на них; именно в этом ответе и содержится основание нашей веры в то, что Она, Матерь наша, предстательствует за нас пред Престолом Сына Своего и молится за род человеческий. Когда мы литургически, церковно празднуем дни, связанные с памятью о Богоматери, то читаем всем хорошо известное Евангелие от Луки, где повествуется о том, как Господь посетил дом своих друзей, где было две сестры – Марфа и Мария; Марфа заботилась об угощении, как всегда бывает, когда дорогой гость приходит в дом, а Мария слушала то, что говорит Спаситель (см. Лк. 10. 38 – 42). Вознегодовала старшая сестра Марфа на младшую сестру свою Марию и обратилась ко Господу: Скажи ей, чтобы помогла мне. Он же ответил: Ты печешься о многом и суетишься, а Мария благую часть избрала, и это не отымется от нее. Почему в день, когда мы вспоминаем Божию Матерь, читается Евангелие об этих двух женщинах? В конце Евангельского зачала есть небольшое добавление из другой части Евангелия от Луки, где говорится о том, как женщина, исцеленная Спасителем, воскликнула громким голосом, сказав: Блаженно чрево, Тебя носившее, и сосцы, Тебя питавшие (Лк.

http://e-vestnik.ru/docs/propoved_svyate...

1) Из книги «Записей чудес Почаевск.». О сем также донесено св. Синоду с приложением письма Курки, из коего заимствовано помянутое событие. данному обету, и немедля отпустили его с теткой, вручив ей на случай «все нужное для погребения сына, если бы он скончался в дороге». Но больной не только не скончался, но напротив в Почаеве получил совершеннейшее исцеление, так что когда потом он возвратился домой, то родители не могли узнать его. После сего мать исцеленного Эротиада Гаевская с сыном своим нарочито прибыла на гору Почаевскую в 1843 г., и здесь принесши Богородице сердечную благодарность за дивную ее помощь, просила вписать сие чудо в книгу чудес Почаевской лавры, что и исполнено было по ее желанию 1). 8) В лавре Почаевской, в Успенской соборной церкви, с правой стороны, на стене, отделяющей пходный корридор от храма, находится большая прекрасная икона Божией Матери Почаевской. Эта замечательная икона сооружена Киевлянами в память избавления их от холеры в 1848 году, и ныне в народе также считается чудотворной. В 1866 году икона эта облечена в богатейшую ризу, которую устроил мещанин Дубенского уезда, местечка Берестечка Андрей Полянский, в память чудесного спасения драгоценной жизни Государя 1) Из книги «Записей чудес в Почаевск. лавре». Кроме сего, в 1835 г, вдова священническая из Аккермана, Христина Чернявская, болевшая долго правым глазом (от рака), исцелилась на пути следования в Почаев, на границе Волынской губернии, и пришедши на гору Почаевскую, открыто пред всеми засвидетельствовала о полученном ею благодатном даре. (Архива Поч. лавры. Дело 2116, сравн. также Христианского Чтения 1835 г. ч. IV). Подобное благодатное исцеление, по вере и упованию на помощь Почаевской Божией Матери, в 1836 год получил аудитор минского гарнизонного батальона Александр Ашуров (Дело, 2500). Об этих чудесах также донесено св. Синоду, а через г. обер-прокурора св. Синода доведено до Высочайшего сведения («Сказание о Почаевской лавре», стр. 208). Кроме сего, по распоряжению св. Синода, о первом из них, напечатано в Христианском Чтении 1835 г. (часть 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

При определении времени написания Сказания, следует иметь в виду, что уже в древнейшем из дошедших до нас списков этот памятник читается не в первоначальном своём виде, а в соединении с другим памятником – повестью о посмертных чудесах Бориса и Глеба, которая была составлена отдельно и независимо от жития 24 . Древнейший список Сказания дошёл до нас в так называемом Успенском сборнике XII в., принадлежавшем раньше Московскому Успенскому собору, а теперь – Московской Синодальной Библиотеке 25 . По этому списку Сказание издавалось два раза: Бодянским 26 и А. А. Шахматовым и П. А. Лавровым 27 . Этот же список взят основным и для настоящего издания. Для вариантов приняты следующие списки, как древнейшие или типичнейшие: 1) Список в рукописи Московской Синодальной библиотеки Чудова монастыря 20, лл. 81–91, XIV в. 28 В некоторых отдельных случаях Чудовский список даёт нам более древние и исправные чтения, чем Успенский, напр. «издеяно» вм. «наречено» (28, 18), «казания разума» вм. «наказания разума» (29, 12), «обьщаються» вм. «обещаваються» (32, 18), «деля» вм. «ради», «измещеть страх» вм. «отъмещеть боязнь» (34,19), «увы мъне» вм. «нам» (36, 21), «къняже мой» вм «къняже наш» (36, 21), «поиде» вм. «поеха» (39, 9), «бо» вм. «убо» (49, 21), и др. Но в то же время есть в нём и явные следы зависимости от того текста, который лёг в основу списка Успенского сборника. Напр., в Успенск. сб.: «Видев же диявол и искони ненавидяй добра человека, яко вьсю надежю свою на Господа положил есть святый Борис» (32, 6–8) в Чудовск. сп.: «Видев же диявол исконе, яко всю надежю на Господа положил есть святый Борис» (4, 17–19 по изд. Бодянского); в Успенск. сб.: «умиленъмь гласъмь и измълкъшьм грьтаньм» (42, 22) 29 , а в Чудовск. сп.: «оумиленым и змолъкьшим гласомь» (10, 29); в Успенск. сб.: «Призьри с небесе святого твоего на нас убогых: елма же съгрешихом, н ты оцести, и безаконьновахом – ослаби претъкнухомъся по пременении–яко блудьницю оцести ны и яко мытоимьци оправи» (51, 8–11), а в Чудовск. сп.: «призри с небесе святаго твоего на нас убогых, яко съгрешихом, но яко мытаря и блудницю оцести ны» (14, 30–32). В первом случае в Чудовском списке пропущено «ненавидяй добра человека», во втором – «грьтаньмь», а в третьем – «ты оцести», и безаконьновахом – ослаби, претъкнухомъся по пременении».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

Елеосвящение в Успенском соборе в Великий четверток бывает до литургии (Памятники Московск. древностей, Ивана Снегирева . Москва. 1842–1845 г., стр. 65) и совершается таким образом: «Архиерей, облачившись в алтаре в малое облачение, выходит Царскими дверями на место среди церкви. Там ставится стол, на котором полагается серебряная чаша с елеем и такой же другой сосуд с вином; тут же на блюде – несколько маленьких чашечек хрустальных и сучцев до седми. А пред столом поставляется налой для Евангелия (Историческое описание Московского Успенского собора, протоиер. Левшина. 1783 г., стр. 149). Затем начинается елеосвящение, по Требнику; поется канон, и во время канона архиерей раздает свечи и кадит всю церковь (Чин священнослужения и обрядов, наблюдаемый в Большом Успенском соборе, лист 8-й). Преосвященный читает молитву над елеем и, по прочтении, вливает вино в елей. Апостол читают диаконы, переменяясь, а Евангелие – во первых, архиерей, потом – начальнейший по нем архимандрит и так далее по порядку, последнее седьмое, читает опять архиерей (Ист. опис. Московского Успенского собра, Левшина, там же). А молитвы: «Отче Святый», шести не говорит, только говорит седьмую со властями, на Евангелии, и на молитвах снимает шапку, когда архиерей читает (Чин священнослуж. и обряд., наблюд. в Больш. Успенск. соб.). По прочтении последней молитвы, преосвященный, смешав лжицей елей с вином, разливает в хрустальные чашечки и помазывает протоиерея с братией (Ист. опис. Московск. Успенск. соб., Левшина, там же), а для поспешения (в помазании елеем) раздает стаканчики стеклянные властям (Чин священнослуж. и обрядов, наблюдаемый в Большом Успенском соборе). протоиерей и несколько других священников, ставши на пристойных местах, помазуют весь народ (Ист. опис. Московск. Успенск. соб.. Левшина). При помазании же елеем не произносится молитва: «Отче Святый », а говорится так: «Благословение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, на исцеление души и тела рабу Божию, имя рек. всегда, и ныне, и присно, и во веки веков, аминь» (Требн., изд. в Москве 1639 и 1651 г.). По помазании же; архиерей снимает шапку и глаголет молитву: «Царю Святый», а власти держат, разогнув над главою архиерея, Евангелие и говорят тихо ту же молитву, посем отпуст по Требнику (Чин священнослуж. и обрядов, наблюдаемый в Большом Успенском соборе) 1235 . Затем этим елеем монашествующие помазуют стены келий. Елей указуется употреблять и при крещении 1236 . Пострижение в монашество

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Разумеется, нельзя смотреть на дело так, что вера древней Руси исчерпывалась ее внешним благочестием и выражалась главным образом в устроении великолепных храмов. Правда, с точки зрения истиннаго православнаго воззрения, храмоздательство является одним из величайших спасительных для нас дел, поскольку здесь проявляется не только наша вера во Христа, но и истинная любовь к Богу, которая стоит во главе всех Божественных заповедей. Следовательно, здесь нужно констатировать выявление нашими предками самой действенной веры их – той, которая, по слову Апостола, любовию поспешествуема. ( Гал. 5. 6 ) Однако, наши предки этим не ограничивались. Они созидали храмы Божии, как места особенных, усердных своих молитв, совершение коих было для них настоящим и великим аскетическим подвигом. Многие посещали церковь каждый день. Мещане и купцы в городах ежедневно ходили к ранней литургии, а нередко – и к поздней. «Ежедневное посещение церкви, в особенности во дни праздников, входило даже и в придворный этикет. Поздоровавшись с боярами, царь вместе с ними отправлялся к обедне в домовую церковь ; в большой праздник – в собор, или в монастырь... Молитвы церковныя были продолжительны в посты, при исповеди, особенно – в Великий пост . Алексей Михайлович в Великий пост выстаивал службу церковную по четыре часа, полагал по 1500 поклонов и этим удивлял иностранцев». (Истор. очерк рус. пропове днич., стр. 719, 767, 771) Следуя монастырскому уставу, а в особенности словам Священнаго Писания о непрестанной молитве, предки всего более любили молитву. Поэтому они не только молились в церкви, но и дома. «В комнате, где стояло наибольше образов, собиралась вся семья и прислуга, зажигались лампады и свечи, курили ладаном. Хозяин читал вслух утренния молитвы, иногда заутреню и часы, смотря по досугу, уменью и степени благочестия; умевшие петь – пели. У знатных людей и у князей были домовыя церкви, и все домашние сходились в церковь , где молитвы, утреню и часы служил священник, а после богослужения кропил предстоящих св. водою. Затем все расходились для своих занятий». (Истор. очерк рус. пропове днич., стр. 766)

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

19.XII. В Лавре. Св. ап. и еван. (Лозинский) умер 29.1.1973г. 44. И-м. 19.XII. В Лавре. Св. ап. и еван. (Бочаров) в Курск. еп. 45. И-м. Андрей 22.III.63 В Лавре. Св.ап.Андрей архим. (Лиханский) умер на приходе первозванный 46. И-д. 22.III.63 В Костромской Св. ап. И еван. (Рослов) епархии Иоанн Богослов 47. И-м. Никанор 29.III.63 В Лавре. Св. ап. Никанор (Краскин) умер на приходе 48. Архп. Антоний 29.III.63 Архп. Виленский. Св. муч. Антоний (Варжанский) Виленский 49. И-д. Амвросий 9.IX.63 В Лавре. Свят. Амвросий (Бородачев) на приходе в Ивановской еп. Медиоланский 50.И-д., Анастасий 9.IX.63 В.Лавре. Муч. Анастасий архим. (Коломийченко) диак. Киевопечерск. 51. И-м. Стефан 30.III.64 В Тульской еп. Преп. Стефан (Ермошин) Махрищский 52. И-м. Герасим 14.V.64 В Переделкино. Преп. Герасим (Прокофьев) В Измайл. ц. († 1987) Махрищский 53. И-м. Георгий 14.V.64 Калининск.еп. Св. вмч. Георгий (Кашкар) Победоносец 54. И-д. Лаврентий 28.V.64 В Лавре Преп. Лаврентий (Постников) Комельский 55. Еп. 26.VI.64 Еп. Астраханский Святит.Иона, (Зырянов) умер 1.6.1975 (Немец. кл-ще.) м-т Московск. 56. И-д. Прокопий 22.VII. В Лавре Прокопий Устюжский схииг. (Красный)Дамаскин 57. И-д. Иероним 15.X.64 Наместник Лавры (1972–1982, Преп. Иероним архим. (Зиновьев) 30.03) погребен в Лавре. Стридонский 58. И-д. Иерофей 15.X.64 В Лавре. Св. муч. Иерофей архим. (Соболев) в Арзамасе. Афинский 59. И-д. Евсевий 15.X.64 В Лавре. Свщмч. Евсевий Епископ (Саввин) Лаодикийский с 1984 г. Псковский с 1993 60. И-д. Меркурий 16.XI.64 В Лавре. Преп. Меркурий (Колбин) на приходе Киевопечерский 61. И-д. , Иоанникий 16.XI.64 В Лавре. Преп. Иоанникий (Кобзев) преп. ОДС; Великий Луганск. с 1991 16.XII. В Лавре. Св. Гурий Казан. (Юдаков) 63. Оси- Гавриил 17.XII. В Лавре. Св. Архангел (Горшков) Гавриил 64. И-м. Сергий 24.XII. В Воронежской епархии. Преп. Сергий (Кузмин) Радонежский Из этого числа в Лавре на 1 января 1985 г. жили только 12 человек и 3 чел. на послушании в Патриархии (1 чел.) и в Переделкино (2 чел.). В 1990 г. – из них в Лавре – 11 чел., в Патриархии – 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Между тем при глубоком внимании к Почаевской святыне православных и благоговении к ней, под покровительством Царицы небесной, св. икона ее в Почаевской лавре все более и более приобретала новые почести и достойные украшения. Уже в 1832 году, немедленно по прибытии на волынскую паству (на место преосв. Амвросия), преосвященнейший Иннокентий установил в лавре, в память возвращения Почаевской обители на лоно православия, еженедельно по субботам читать перед чудотворной иконой Божией Матери торжественный акафист, на котором велено присутствовать неуклонно всей братии лавры под строжайшей ответственностью 2). Акафист этот и доселе совершается со всей торжественностью в обители Почаевской, и особенно в присутствии местного архиерея, священноархимандрита лавры, когда он проводит здесь летние месяцы, и составляет одну из важнейших и благолепнейших частей богослужения, совершаемого в лавре Почаевской 3). Потом в 1833 году, августа 28 дня, в день торжественного открытия мощей пр. Иона, игумена Поча- 1) «Сказание о Почаевской лавре», стр. 208–210. Сравн. архива Почаевской лавры, донесение кременецкого исправника, от 1 января 1839 года. 2) «Сказание о Почаевск. лавре архим. Амвросия», стр. 178. 3) Обыкновенно, акафист этот совершается после поздней литургии, в летние месяцы отправляемой в Успенском соборе. Для этого снятая икона, как и в Киево-печерской лавре, спускается на половину, и как бы на воздухе вися на лентах посреди царских врат, представляет умилительнейшее зрелище. Потом по окончании молебна, на котором всегда участвует не менее 6-ти–12-ти иеромонахов, св. икона спускается для лобзания. В зимнее время, с праздника Покрова Б. М., св. икона переносится в теплую церковь и здесь остается до 1-го дня Пасхи. Тогда тут же совершаются перед ней и все службы, по обычаю. евского 1), когда в лавре совершаем был с мощами преподобного крестный ход, в котором принимали участие многие замечательнейшие лица в истории нашей отечественной Церкви, как-то: блаженной памяти преосвященнейший Кирилл, архиепископ Каменец-Подольский, преосвященнейший Иннокентий, епископ Волынский и Житомирский, священно-архимандрит Почаевской лавры 2 ), ректор каменец – подольской семинарии, архимандрит Гедеон, ректор волынской семинарии, архимандрит Флавиан, настоятель Дерманского монастыря архимандрит Иерофей (бывший епископ острожский, викарий Волынский), наместник лавры архимандрит Антоний (впоследствии митрополит с.-петербургский), вся братия лавры, все члены волынской духовной консистории (тогда помещавшейся в лавре Почаевской) и множество протоиереев и священников из ближайших уездов Волынской губернии,–св.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010