архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит Исайя (Белов) Часть пятая. Промысл Божий 1. Понятие о Промысле Божием. Промысл общий и частный Христос учит: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» ( Ин. 5, 17 ). В этих словах Господа Иисуса Христа содержится мысль о постоянном Промышлении Бога о мире 551 . Хотя Бог почил в день седьмой от всех дел Своих, которые творил и созидал (т.е. от дел творения), Апостол говорит, что Бог Сам дает всему жизнь, и дыхание, и все... Мы Им живем, и движемся, и существуем ( Деян. 17, 25, 28 ). Сила Божия поддерживает бытие мира и участвует в действиях тварных сил. Постоянство законов природы есть также результат действий Божественной воли. Промыслительная деятельность Творца есть закономерное следствие Благости и Премудрости Божией. Прп. Иоанн Дамаскин отмечает: «Один только Бог по природе благ и мудр. И, как благой, Он промышляет, ибо кто не промышляет, тот не благ. Ибо и люди, и неразумные животные по природе пекутся о своих детях, и кто не печется, тот порицается. А как мудрый, Он заботится о сущем наилучшим образом» 552 . Православный катихизис определяет Промысл Божий следующим образом: «Промысл Божий есть непрестанное действие Всемогущества, Премудрости и Благости Божией, которыми Бог сохраняет бытие и силы твари, направляя их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям». Таким образом, в Промысле наблюдаются две функции: сохранение сотворенного и управление миром. Бог не только животворит мир, но и направляет его историю к намеченным целям. Эти же две функции Промысла выделяет и преподобный Иоанн Дамаскин : «Промысл Божий есть попечение Бога о том, что существует». И опять: «Промысл есть воля Божия, по которой все целесообразным образом управляется» 553 . Различают два вида Промысла Божия: общий и частный. Общий Промысл Божий объемлет весь мир вообще, как совокупность всех существ с действующими в них силами и законами, а частный простирается на все предметы и явления, как бы малы они ни казались.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Разделы портала «Азбука веры» ( 49  голосов:  4.3 из  5) Оглавление «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены» ( Мф. 10:29-30 ) От автора Наша жизнь протекает в русле Промысла Божия, но нам часто бывает трудно понять, увидеть Божий замысел в непрерывно меняющихся обстоятельствах, как трудно увидеть рисунок прекрасного ковра в узелках и переплетениях разноцветных нитей. Но стоит отойти в сторону, посмотреть на события сверху, спустя годы, и вместо непонятного переплетения цветов и оттенков перед нами – яркий и чёткий ковёр бытия, узор красок которого не хаотичен, а наполнен Творцом глубоким смыслом и красотой. Истории этой книги поражают своей красотой, чудесными совпадениями и случайностями, которые на самом деле никакие и не случайности вовсе, а знаки Промысла Божия. Книга создавалась с молитвой, по благословению Оптинского старца схиархимандрита Илия и Оптинского духовника игумена Антония, она поможет вам в минуту уныния, утешит в скорби, укрепит в вере, подарит радость осознания Промысла Божия в нашей жизни. Помощи Божией, дорогие читатели! Храни Господь! Ольга Рожнёва И Промысл Божий не обижает никого В келье паломнической гостиницы Оптиной пустыни стояла тишина: все сёстры, кроме меня и Татьяны, трудились на послушаниях. У меня послушание было в храме с четырёх часов дня, а Таня приболела и от работы была временно освобождена. Она внимательно читала книгу про старца Паисия Святогорца и время от времени делилась со мной своими впечатлениями от этой замечательной книги. Я печатала на ноутбуке очерк по заказу православного издательства и слушала её восторженные отзывы не очень внимательно. Нет, мне очень нравилась эта книга, просто я перечитывала её уже несколько раз и вроде бы хорошо запомнила всё, о чём там говорилось. – Оль, смотри, как хорошо сказано: «И Господь имеет Промысл о каждом человеке. И Промысл Божий не обижает никого». – Да… – «Промысл Божий – это действие Божие, которое ставит человека в наилучшие условия с точки зрения его спасения».

http://azbyka.ru/fiction/i-promysl-bozhi...

Скачать epub pdf 19 мая – память праведного Иова Многострадального. О нем рассказывается в ветхозаветной «Книге Иова». Среди ученых и богословов уже с древних времен идет спор, кто он – Иов Многострадальный? Историческое лицо или собирательный образ? Еврейские раввины Реш-Лакиш и Самуил бар-Нахман считали, что Иова никогда не существовало: «Он не был тварным человеком, но притчею, подобною той, какую Нафан предложил Давиду». Но подавляющее большинство еврейских и христианских богословов были уверены в реальности Иова. Первые ссылались на книгу пророка Иезекииля ( Иез. 14, 13–20 ), а вторые еще и на послание апостола Иакова ( Иак. 5, 2 ) 1 . Неизвестно, правда, где и когда он жил. В книге упоминается земля Уц, но где она находилась, остается только гадать. Может, в Сирии, а может, в Месопотамии 2 . Ну, а время его жизни очень условно относят к патриархальному периоду, чуть позднее Авраама, приблизительно в 19–18 веке до Р. Хр. Написана книга в эпоху после плена, возможно, около 400 года до Р. Хр. В ней еще чувствуется живой еврейский язык, и обсуждается учение о возмездии или Промысле Божием, о котором так много размышляли евреи в плену и позднее. Как действует Бог в мире, и являются ли несчастья в жизни человека наказанием за его грехи ? 3 . Иов твердо говорит «нет»! Его преданность Богу поразительна. Потеряв все имущество, детей и здоровье, он восклицает: «Наг вышел я из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь взял. Как угодно было Господу, так и сделалось. Да будет имя Господне благословенно!» ( Иов. 1:21–22 ) 4 . Но вопрос, все-таки, остается! Как понимать Промысл Божий, и как вписываются в божественную педагогику, скорби, беды, болезни и смерть? Попробуем разобраться! Само слово промысл означает старание, попечение, заботу 5 . Самое краткое определение Промысла Божия дал Немезий, епископ Емесский (+ок. 400): «Промысл есть Божественное попечение о существующем» 6 . Конечно, когда мы называем Промысл Божий о мире и людях попечением, то говорим о Боге человекообразно. У нас просто нет более точных слов. А на деле, Промысл Божий совершенно свободен от беспокойства и трудов, обычных для наших забот 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

Беседа XX. О первом члене символа веры. Промысл Божий о мире и человеке Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимыми же всем и невидимым. Мы знаем с вами, братие, что Бог сотворил мир в шесть дней. В седьмой день Он почил от дел Своих, т.е. перестал творить вновь. Но, сотворив мир, Бог не оставил его; Он продолжает заботиться, или, как принято говорить, промышляет о нем. Отец мой доселе делает, и Аз делаю, ( Ин.5:17 ) говорил Иисус Христос иудеям, указывая на промысл Божий о мире. Таким образом Бог не есть только Творец мира, но, как говорится в символе веры , и Вседержитель, потому что Он все содержит и в Своей силе и в Своей воле. Всемогущий, премудрый и благий Бог сохраняет созданный Им мир, управляет им, поддерживает жизнь тварей и все направляет к назначенной Им цели. Всякому добру Он вспомоществует, а зло пресекает, или исправляет и обращает к добрым последствиям. Что Бог действительно промышляет о мире, в этом мы убеждаемся и соображениями своего разума. Если для сохранения порядка в доме необходим хозяин, и для сохранения порядка и спокойствия в государстве необходимы власти, то и для сохранения порядка во вселенной необходим также промысл Божий. Бесчисленное множество тварей при помощи Божией живет, размножается, находит себе пищу и жилище. Вся к Тебе, обращаясь к Богу, говорит Давид, чают, дати пищу им во благо время ( Пс.103:27 ). Очи всех на Тя уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты руку Твою и исполняеши всякое животное благоволения ( Пс.144:15–16 ). Призывая людей к прославлению Бога, он восклицает: пойте Богови нашему в гуслех, одевающему небо облаки, уготовляющему земли дождь, прозябающему на горах траву и злак на службу человекам, дающему скотом пищу их и птенцем врановым, призывающим его ( Пс.146:7–9 ). Но особенно промышляет Бог о человеке, даруя ему все необходимое для жизни. Сам Иисус Христос, укрепляя в народе веру, говорил: воззрите на птицы небесныя, яко не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш небесный питает их: не вы ли паче лучше их есте ( Мф.6:26 ); смотрите крин силъных, како растут: не труждаются, не прядут.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Ядерное оружие в святом месте? Можно иметь блестяще развитую систему международного права, как часы работающую систему международных организаций и свалиться в пропасть войны. Разве на исходе XX века, а тем более в XXI веке, уровень развития международного права был ниже, чем 100 лет тому назад? 13 сентября, 2009 Можно иметь блестяще развитую систему международного права, как часы работающую систему международных организаций и свалиться в пропасть войны. Разве на исходе XX века, а тем более в XXI веке, уровень развития международного права был ниже, чем 100 лет тому назад? В ходе Первосвятительского визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Нижегородскую епархию вечером 11 сентября во Дворце спорта профсоюзов в Нижнем Новгороде состоялась встреча Его Святейшества с молодежью Нижегородской области. В заключение встречи Предстоятель Русской Церкви ответил на несколько вопросов аудитории. Один заданных вопросов затрагивал проблему отношения Церкви к оружию. Источник: Патриархия.ру — Ваше Святейшество, здесь присутствуют молодые специалисты Российского федерального ядерного центра . Позавчера Вы посетили наш город Саров, места жизни и подвига преподобного Серафима Саровского . Как Вы относитесь к тому, что в святом месте расположено предприятие, работающее над созданием ядерного оружия? — Будучи в Сарове, я уже высказался на эту тему, правда, в узком кругу. Но теперь, благодаря Вашему вопросу, я выскажусь публично. В катехизисе, в книге о вере, которую написал в XIX веке митрополит Московский Филарет (Дроздов), причисленный к лику святых, дается формулировка того, что есть промысл Божий. Промысл Божий — это забота Бога о мире, о космосе, о мироздании, о каждом человеке. И вот святитель Филарет дает такую формулировку — она довольно длинная, я не буду ее полностью цитировать, но в ней есть замечательные слова, что промысл Божий заключается, в частности, и в том, что Бог дурные и плохие человеческие поступки обращает к добрым последствиям. Ужасным поступком было закрытие Саровской обители, изгнание монахов, осквернение святынь, но промысл Божий даже этот дурной и страшный поступок обратил к добрым последствиям, которые сейчас сознают (и я этому очень рад) в том числе многие сотрудники вашего центра, — что именно здесь, в обители преподобного Серафима , наша страна получила то, что мы называли «оружием сдерживания». В условиях холодной войны именно появление ядерного оружия предотвратило третью мировую войну с ее самыми страшными и губительными последствиями. Нельзя сказать, что это все случайно. Получилось, что под покровом преподобного Серафима, в его обители страна получила то, что спасло ее в самый критический момент послевоенной истории XX века.

http://pravmir.ru/yadernoe-oruzhie-v-svy...

Разделы портала «Азбука веры» Здравствуйте. Скажите? пожалуйста, проявляет ли Бог заботу обо всех людях или есть только отдельная/отдельные группы людей, о которых заботиться Бог (например только люди, у которых сильная вера). Спасибо за уделённое время. Похожие вопросы 5 Ответов Здравствуйте! Промысл Божий простирается на всех людей без исключения. Однако те верующие люди, которые стали детьми Божьими через веру, могут рассчитывать на особенную заботу Бога, как своего Небесного Отца. Уровень отношений другой. В Библии сказано верующим: Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас ( 1Петр.5:7 ). Прп. Иоанн Лествичник пишет : Иное есть промысл Божий; иное – Божия помощь; иное – хранение; иное – милость Божия; и иное – утешение. Промысл Божий простирается на всякую тварь. Помощь Божия подается только верным. Хранение Божие бывает над такими верными, которые поистине верны. Милости Божией сподобляются работающие Богу; а утешения – любящие Его. Далее в книге идет сноска с более подробным объяснением: Промысл Божий простирается на всякую тварь, то есть на все творение. Помощь Божия подается верным, то есть христианам, содержащим истинную, или православную, веру, но недостаточным в добрых делах. Таковым Господь подает Свою помощь, чтобы они при истинной вере простирались и на добрые дела. Хранение Божие бывает над такими верными, которые поистине верны, то есть над теми, которые, содержа истинную веру, тщатся и о творении благих дел, сколько им возможно. Милости Божией сподобляются работающие Богу, то есть посвятившие себя на служение Ему, и усердно служащие Ему день и ночь. Утешения от Бога сподобляются любящие Его, то есть достигшие в совершенную меру любви Божией и в меру сыноположения. Ибо, как говорят  Василий Великий  и преподобный  авва Дорофей , трояким образом можем мы угодить Богу: или благоугождением Ему, боясь муки, и тогда находимся в состоянии раба; или, ища награды, исполняем повеления Божии ради собственной пользы, и посему уподобляемся наемникам, или делаем добро ради самого добра, и тогда мы находимся в состоянии сына. Преподобного  аввы Дорофея  душеполезные поучения. Поучение 4е, О страхе Божием. Издание 3е, с. 66.

http://azbyka.ru/vopros/zabotitsja-li-bo...

ПРОМЫСЛ БОЖИЙ В мире все совершается Промыслом Божиим …Вера не в том только состоит, чтобы веровать, что есть Бог, но и во всепремудрый Его Промысл, управляющий тварями Своими и вся на пользу устрояющий; времена и лета положены суть в Его власти ( Деян. 1, 7 ), и каждому из нас предел жизни определил прежде бытия нашего; и что без воли Его ни птица не падет, ни влас главы нашея не погибнет! ( Мф. 10, 29 ; Лк. 21, 18 ). Каждому из нас предлежит испытание веры, но не всем в одно время и не в одних и тех же вещах; один испытывается бедностию, обременен семейством, не имея дневного пропитания; другие лишением чести, бесславием, иной из богатства переходом к нищете, иной чрез несогласность партии , недобрым поведением детей снедается сердечною печалию; или скорбит, не имея детей – надежды и подпоры старости его, иной лишением супруги, друга, брата, детей, родителей и родственников и прочими многими пестровидными скорбными приключениями отягощаются; но все сие происходит по всепремудрым и недоведомым судьбам Божиим (II, 73,109). Всеобъемлющий Промысл Его простирается как на весь мир, так и в особенности на каждого из нас… (II, 172, 275). …Бог силен помочь ему, когда он будет сего достоин. Он печется о тварях Своих и промышляет по премудрому Своему Промыслу и предведению, кого наказует и кого награждает. Судьбы Его нам непостижимы! (I, 6, 29). Что вы так страшливы и малодушны, от всякого ветерочка колеблетесь, как трости, от всего смущаетесь и беспокоитесь? Советуем вам не верить ничему, а утверждаться верою в Господа нашего Иисуса Христа, что Он со Отцем и Духом Святым, как всею тварию, так и нами грешными, управляет и промышляет, и без Его святой воли, когда уже птица не падет и влас главы нашей не погибнет ( Мф. 10, 29 ; Лк. 21, 18 ), то может ли что с нами случиться, Богу не попустившу? Хотя бы не только весь собор злых человек вооружался и нападал, но и сам изобретатель злобы, ничего не успеет. Это мы видим на праведном Иове и на свиниях; тогда мог действовать диавол, когда ему было попущено; тако и мы грешнии, ежели будет воля Создателя нашего и Промыслителя, то не имамы ли пити чашу пелыни судеб Божиих? (V, 430, 580). Скорби попускаются за грехи или к испытанию веры

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Протоиерей Максим Козлов: Промысл – штука нелинейная Люди не изменились со времени великого потопа, или О воле Божией в нашей жизни 8 августа, 2016 Люди не изменились со времени великого потопа, или О воле Божией в нашей жизни В издательстве «Никея» недавно вышла новая книга протоиерея Максима Козлова – настоятеля Патриаршего подворья храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной, профессора Московской духовной академии – «Промысл – штука нелинейная». В книге собраны воспоминания, зарисовки церковной и университетской жизни, советы о воспитании детей и выборе супруга, критические заметки о культуре и рассуждения о судьбе Отечества. По каким критериям автор выбирал героев и сюжеты, почему решил сократить главу о выборе супруга, и как промысл Божий действовал в его жизни, протоиерей Максим рассказывает в интервью «Правмиру». На что точно нет Божией воли – Название книги уже предполагает интригу: «Промысл – штука нелинейная». То есть часто человеку хочется или кажется, что будет так, как он планирует, а получается совсем иначе. И в то же время мало кто готов с благодарностью принимать перемены в жизни. Как научиться не биться в стену, а предаваться воле Божией? – Из собственного жизненного опыта могу сказать так: мы отнюдь не всегда можем понять, в чём воля Божия. Для того, чтобы уразуметь волю Божию о себе, нужно быть человеком очень глубокой духовной жизни. Но каждый человек может понять, в отношении чего воли Божьей о нас нет. Нет воли Божией, чтобы мы грешили. Если у человека рождается желание достигнуть какого-то блага, но для этого сейчас надо немного согрешить – нет воли Божией на это дело. Или человек думает: сейчас украду, но уж потом стану благотворителем, построю детские дома, хосписы для умирающих – это неправда, нет воли Божьей, чтобы человек сейчас согрешил. Нет воли Божьей, чтобы сейчас нарушить семейные обязательства, а потом, с другой, уж точно жить хорошо, по-Божески. И даже когда мы себя обманываем, что к нам то или иное предписание Божией заповеди не относится – это не так. Так что, если мы такие вехи для себя твердо расставим – когда есть грех, воли Божией нет, – мы очень многое о своем жизненном пути поймем.

http://pravmir.ru/protoierey-maksim-kozl...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января О промысле и судах Божиих у древних и новых отцов Церкви Священное предание Церкви и святые отцы утверждают, что Бог непрестанно осуществляет Свое попечение о мире и жизнь каждого человека движется промыслом Божиим о нем. В статье исследуется сам термин «промысл» и его отличие от философского «фатума», а также то, как учение о промысле отражено в Священном Писании и в творениях святых отцов, как древних, так и более современных. Краткий вариант статьи опубликован в Православной энциклопедии, т. 58, 2020 г. Статья В книге «Краткая история “промысла” от Платона до Максима Исповедника» имеется одно существенное упущение – почти не сказано об учении о промысле и судах Божиих согласно Св. Писанию. Казалось бы, его-то и следовало положить в основание разговора об учении о промысле Божием у святых отцов, однако и Св. Писание в церковной традиции принято читать через отцов Церкви (а не само по себе), поэтому мы так или иначе возвращаемся именно к святоотеческому учению. Тем не менее обратиться к Св. Писанию необходимо, восполнив сказанное в «Краткой истории». Кроме того, в настоящей статье речь пойдет не только об учении отцов византийского периода, но и более поздних, в частности некоторых русских святых Нового времени. Слово «промысл» (греч. πρνοια) (и производные от него) в Септуагинте встречается редко, причем в основном в тех книгах, которые относятся к периоду эллинизма (Прем. 6:7; 14:3; 17:2; 2 Мак. 4:6). При этом учение о Боге-промыслителе, вера в промысл Божий – одна из самых важных тем в Ветхом Завете, но вера эта засвидетельствована в Св. Писании иными средствами, с минимальным использованием термина «промысл» (πρνοια), который более характерен для языческой философии и лишь в диалоге с ней был воспринят в святоотеческое богословие.

http://bogoslov.ru/article/6166589

Закрыть Трагедия или промысл Божий? Нам всем объявлена беспощадная война, которая попущена Богом для назидания и спасения наших душ Роман Илющенко   Андрей Редкозубов   12:24 29.03.2024 664 Время на чтение 12 минут События, которые вслед за печально известным «Норд Остом» 23.10.2002 года, теперь будут именоваться «Крокус – 22.03.24», уже стали частью нашей истории. Специалистам и правоохранителям ещё предстоит установить имена заказчиков, прямых и косвенных виновников и соучастников массового убийства, мельчайшие детали этого теракта. Но есть и другая, главная, сторона данного страшного события – духовная, которая также требует изучения и ждёт своих специалистов. Выбравшие Жизнь Вечную. Отчасти это по «горячим следам» уже сделали многие популярные православные ЛОМы: священнослужители-проповедники и религиоведы-богословы. Не будем отнимать у них хлеб, сняв предварительно перед многими из них шляпу. Имея некоторый опыт и соответствующее образование, дерзнем взять на себя труд обсудить события церковного календаря и тексты Священного Писания, которые были прочтены в тот трагический день в Православной Церкви. Ведь известно, что через Священное Писание, устами Своих пророков и апостолов с нами говорит Господь! А когда Он говорит, надлежит этому со страхом и благоговением внимать. Поскольку эти тексты записаны при непосредственном участии Святого Духа и потому являются богооткровенными, это накладывает серьёзную ответственность на работу с ними, поэтому заранее просим нас грешных строго не судить. Промысл Божий над Россией в начале третьего десятилетия XXI века Итак, теракт произошел 22.03.2024 поздно вечером, т.е. по церковному календарю (где новые сутки начинаются с вечера) было уже 23.03., когда чтутся определённые святые, каждый из которых несёт свою духовную и смысловую нагрузку. В этот день (10 по ст. стилю) Церковь чтила память великомученика Фёдора Тирона, 40 севастийских мучеников и мученика Кодрата. Что это за люди? Чем прославили себя и за что мы их чтим? В основе их житий лежат протоколы допросов и подробное описание пыток и казни, которые велись согласно Римской юриспруденции.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/29/tr...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010