Сортировать по Исключить новости Промысл Божий или человеческая свобода? Промысл Божий — это не только феномен православного богословия. Это серьезная философская и религиозно-мировоззренческая проблема. 10 мая, 2012 Промысл Божий — это не только феномен православного богословия. Это серьезная философская и религиозно-мировоззренческая проблема. Как соотносится промысл Божий и человеческая свобода? Предлагаем вашему вниманию материал из нового номера журнала «Вода живая» . Промысл Божий Как соотносится Божественный промысл и человеческая свобода? Вопрос старый, как само богословие. Католики дают свой ответ устами блаженного Августина. У лютеран ответ довольно печален: Промысл есть, а свободы нет. А какие логические, исторические и жизненные аргументы существуют в пользу «свободолюбивой» позиции у православных? Об этом мы спрашиваем у духовника Санкт-Петербургских Духовных школ, почетного доктора философии Оксфордского университета протоиерея Вячеслава Харинова . «Логика» божественной благости — Отец Вячеслав, Промысл — одно из самых загадочных понятий православного богословия. Многие считают, что это некий план, прочерченный для нас Богом, другие — что сумма наших поступков, наоборот, приводит к конкретному результату… — Промысл Божий — это не только феномен православного богословия. Это серьезная философская и религиозно-мировоззренческая проблема. Ее пытались решить, но не решили античные мыслители, потому что рассуждали в рамках логики необходимости: необходимость и целесообразность, необходимость и случайность, необходимость и свобода. Христианство отвергло античное представление о судьбе-неизбежности, которое описывает человека либо как машину, либо как действующее лицо всемирного сценария. Оно разделяет понятия «предведения» и «предопределения», подчеркивая неуловимость Промысла, но и сохраняя пространство свободы для человеческих интерпретаций и поступков. Благодаря предвидению Бог все видит, все знает, а вот предопределять Он может только в рамках той свободы, которую Он дал человеку. И эта свобода предполагает тысячу способов возрастания, «прогресса» человека в Боге. В той области, где присутствует Бог, нет жесткого сценария, потому что путей добра много. Скажем иначе: благой результат, «хэппи энд» предопределен, но божественная благость бесконечна и потому бесконечно число человеческих «ответов» на эту благость.

http://pravmir.ru/promysel-bozhij-ili-sv...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Суперкомпьютер World One спрогнозировал гибель человечества к 2050 году Цивилизация потомков Каина была направлена именно на технический прогресс 14.11.2022 897 Время на чтение 3 минуты Фото: Коллаж РНЛ «Суперкомпьютер World One спрогнозировал гибель человечества к 2050 году. Причиной названа деятельность человечества, в том числе загрязнение окружающей среды», - отмечает Юрий Воробьевкий в статье «Промысл Божий и прогноз суперкомпьютера», опубликованной на сайте «Царьград». Известный православный исследователь задаётся вопросом: «Ситуацию не изменит даже строгий контроль рождаемости и переход на экологически чистые автомобили. Стоит ли бояться данного прогноза и как к нему относиться?» Далее Воробьевский рассуждает так: «Если брать христианскую цивилизацию и считать, например, с 1000-го года нашей эры, было много предсказаний близкого конца света. Я легко могу вспомнить штук пять. Насколько может быть реалистичен новейший и вроде бы беспристрастный машинный прогноз? Всё дело в том, что современная наука совершенно не учитывает такую ключевую категорию, как Промысл Божий, а это ведь самое главное. Понятно почему. Представьте себе какого-нибудь соискателя на учёную степень доктора наук, который выходит и говорит: вы знаете, есть Промысл Божий, Благодать Божья, действующая на людей. Ему скажут на защите диссертации: ты сумасшедший, что ли? А на самом деле это категории важнейшие, потому что иначе история человечества превращается в какой-то ворох фактов, случаев, событий, ведь в гармонию всё приводит именно Промысл Божий. Прогноз машины состоит в том, что мы сейчас сильно загрязняем окружающую среду, что показатели выхлопных газов в атмосферу зашкаливают. Но мы в христианской парадигме понимаем: да, существует такое понятие, как конец света, оно существует в нашем христианском сознании. Но сроков не знает никто». Всякий верующий человек понимает. что «рано или поздно конец света произойдёт, но тут надо всё-таки пользоваться другими категориями. Когда это случится? Ни один компьютер не сможет этого сказать. Самое главное – это не техногенные вещи, самое главное, когда смысл существования человечества будет постигнут, тогда что-то произойдёт такое, о чём мы даже понятия не имеем. То, что называется концом света».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/11/14/su...

Промысел Божий в моей жизни Мемуары владыки Вениамина (Федченкова). «Промысел Божий в моей жизни», как понятно из названия, не просто перечень событий, а факты, собранные под определенным углом: влыдыка Вениамин (Федченков) вспоминает не сколько свою жизнь, сколько присутствие Бога в ней. О замысле «Промысла Божьего в моей жизни» Федченков пишет: «В жизни моей или знакомых мне людей были такие события, которые свидетельствовали о сверхъестественном мире: о бытии его, о жизни умерших, о явлениях их живым, о необычайных случаях Промысла Божия и т.п. Большею частью все это сохранилось в моей памяти, но от времени стало забываться. Поэтому мне пришло намерение записать эти случаи, — в надежде, что они послужат и к назиданию другим: ведь нас всегда больше убеждают факты, чем рассуждения.Всякий мир познается чрез непосредственное откровение его нашему познанию: этот основной закон познания совершенно одинаково приложим, как к этому, так называемому «естественному» миру, так и к «тому», именуемому «сверхъестественным».И в наше время особенно нужно давать фактический материал.Буду писать без особой системы, — да ее и нет. Буду вспоминать по времени, с самого детства и доселе.За точностью и подробностями не буду гоняться, особенно когда придется рассказывать о других, но за сущность и несомненность основных данных — отвечаю не только перед читателями, но еще более — перед Самою Истиною, Триединым Господом.Во славу Его и пишу дальнейшее.Предупреждаю читателя, что я не имею права считаться каким-либо «святым» человеком, сподобившимся особенной милости Божией. Я довольно часто вспоминаю свою греховность: увы, доселе! А запишу для того, чтобы хоть один человек укрепился в вере — при содействующей благодати…» Промысел Божий в моей жизни " ...Промысел Божий охраняет всю нашу жизнь. Но иногда бывают особые случаи. Иному они покажутся обыкновенными историями. Но мы считаем их делом Божественного промышления... " ПРЕДИСЛОВИЕ В жизни моей или знакомых мне людей были такие события, которые свидетельствовали о сверхъестественном мире: о бытии его, о жизни умерших, о явлениях их живым, о необычайных случаях Промысла Божия и т.п. Большею частью все это сохранилось в моей памяти, но от времени стало забываться. Поэтому мне пришло намерение записать эти случаи, — в надежде, что они послужат и к назиданию другим: ведь нас всегда больше убеждают факты, чем рассуждения .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

о. Михаил:  - Могу поделиться только собственным опытом. Если сам открыто и искренне относишься к человеку, стараешься возгреть в душе любовь, несмотря на то, что человек может прийти с неискренними целями, иначе говоря, лицемерит, скрывает желания. Сразу нужно оценить человека как образ и подобие Божие, который послан никакой не судьбой, которой не существует, а послан к тебе Богом. Промысел Божий – непрестанное действие всеведения, всемогущества и всеблагости Божией, которая всякому добру воспомоществует, а всякое зло либо предотвращает, либо обращает к добрым последствиям. Вот это и есть промысел Божий. Неужели кто-то думает, что лицемерный и злой человек подойдет к нам без промысла Божия? Это значит, что в промысле наша встреча может привести к добрым последствиям, даже если мыслится зло. Нужно стараться уловить промысел Божий во всём. Может быть, лицемерный человек пришел для того, чтобы нас самих излечить от лицемерия, высокоумия, гордости, самомнения, осуждения. Мы не можем и не должны судить других – об этом сказано в Писании! Следовательно, к каждому надо относиться с любовью. Бытует мнение, что к чужому человеку надо относиться настороженно и с недоверием, иначе говоря, тому нужно заслужить моё доверие, а поначалу я буду к нему либо безразличен, либо осторожен, подозревая его в корыстных целях. То есть каждый человек, выходит, видится как тот, кто потенциально может причинить зло. И только заслужив расположение, он может рассчитывать на благоволение. Есть другие люди, которые, наоборот, сразу относятся к незнакомым с пониманием, любовью. Всякий человек образ Божий. Подобие он мог и утратить, но образ неизгладим, его надо увидеть в каждом негодяя, каков бы ужасен он ни был. Но нужно его принять, нужно ему авансом дать всё, что только можно, и испортить потом отношения бывает гораздо сложнее, чем с тем, от кого изначально ожидаешь подлости. Так жить хорошо, просто. Мы должны нести иго Христово. Будем же стараться учиться у Христа, тогда обрящем покой душам нашим. Это слова Самого Господа, Который кроток и смирен сердцем. Отсутствие покоя выражается в том, что мы продолжаем не видеть в ближнем образ Бога, не возлагаем на себя благое иго Христово. Путь это трудный, но ведущий в Царствие Божие. Другой же путь широкий, где нет ига, но каждый знает, куда она ведет – в погибель.

http://radonezh.ru/2023/07/03/pravitelst...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Теоретическая основа формирования понятия страха Божия 16.12.2010 2147 Время на чтение 19 минут Недавно, находясь в православной лавке, открыл книжку с довольно претенциозным названием «Православная энциклопедия». Поскольку незадолго до этого, листая новый Философский Энциклопедический Словарь, я обнаружил, что смирение - это «высшая форма нравственной гордости», мне было интересно, как это понятие определяется в «Православной энциклопедии». Читаю: «Смирение - страх Божий...» и т.д. Конечно же, смирение и страх Божий - понятия пересекающиеся, но отнюдь не тождественные. Лествица добродетелей утверждена на страхе Божием, но если смирение ее первая ступень, то страх Божий, будучи «началом премудрости» (Пс. 110; 10), охватывает всю лествицу, ибо в своем высшем развитии - «сыновнем страхе» - достигает любви, венца добродетелей. Смирение и страх Божий - разные добродетели. (Видимо, имеет смысл подумать над проблемой типологизации добродетелей, чтобы подобной путаницы не возникало.) Бог - свят. Из переживания святости всемогущего Бога и Его промышляющей любви рождается страх Божий. Очень важно отметить, что страх Божий порождается именно этим благоговейным переживанием, а не одним лишь трепетом перед Его всемогуществом (обращаем внимание на пять греческих слов означающих святость: ιερος, οσιος, σεμνος, αγνος и αγιος, из которых именно последнее выражает библейское понятие святости ). Структурируя понятие страха Божия как «охранительной» добродетели, мы исходим из понятия обожения (как святоотеческого целеполагания) и понятия святости. «Начало мудрости - страх Господень; разум верный у всех, исполняющих заповеди Его » (Пс. 110; 10), - учит св. царь и пророк Давид. Ему вторит его сын - Премудрый Соломон, повторяющий слова отца (Пр. 1; 7) и добавляющий: «Страх Господень - источник жизни, удаляющий от сетей смерти» (Пр. 14; 27). Вначале необходимо уяснить, что есть страх как таковой. Следует акцентировать именно его естественное происхождение, как свойства инстинкта самосохранения, обращая внимание на мобилизующую функцию (вспомним примеры исключительной силы и ловкости со стороны заурядных людей в минуту опасности).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/1...

БЕДНОСТЬ Они [люди], как только увидят одного богатым, а другого бедным, сейчас же вооружаются против Его Промысла. Что ты делаешь, человек? И о подобном тебе рабе судить не позволил тебе Павел, говоря так: «Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь» ( 1Кор. 4:5 ); а ты привлекаешь к суду Господа, требуешь от Него отчета в делах [Его] и не трепещешь, не страшишься? Какое же, скажи мне, получишь ты прощение, какое оправдание, когда каждый день и час видишь столько доказательств Его Промысла, а из-за кажущегося неравенства в разделении богатства и бедности осуждаешь, и притом несправедливо, порядок во вселенной? Между тем, если бы ты исследовал это самое явление с должным расположением и внимательною мыслью, то даже при полном отсутствии всяких других доказательств Божиего Промысла самое богатство и бедность доказали бы его весьма ясно. В самом деле: уничтожь бедность – и ты уничтожишь весь порядок в жизни и расстроишь жизнь нашу: тогда не будет ни корабельщика, ни кормчего, ни земледельца, ни домостроителя, ни ткача, ни сапожника, ни плотника, ни кузнеца, ни кожевника, ни хлебопекаря и никого из подобных ремесленников, а без них у нас все расстроится. Теперь бедность служит для каждого из них лучшей учительницей, как бы сидя при каждом из них и даже против воли побуждая их к работе. А если бы все были богаты, то все стали бы жить в праздности, и тогда бы все расстроилось и погибло. Но, кроме сказанного, легко обратить против этих людей и то самое, что говорят они. В чем, скажи мне, обвиняешь ты Промысл Божий? В том, что один имеет больше денег, а другой меньше? А что если мы докажем, что самыми необходимыми вещами, гораздо более важными и составляющими опору нашей жизни, все люди обладают поровну? Признаешь ли тогда Промысл Божий? [Признать это] совершенно необходимо. В самом деле, если ты обращаешь в доказательство недействительности Промысла только то, что не все поровну имеют одну вещь, то есть деньги, то когда будет доказано, что все равно пользуются не одною вещью, и притом столь маловажною, но весьма многими и гораздо важнейшими, тогда ты, очевидно, и по неволе принужден будешь этим признать Промысл Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

     Курс рубля заметно упал, и никто толком не знает, что с ним будет дальше. После долгих лет стабильности, к которой мы уже успели привыкнуть, это неприятно: люди вынуждены менять свои планы, кто-то должен отказаться от поездки за границу, кто-то — от давно намечавшейся покупки, а кому-то, увы, придется платить дороже за импортные лекарства. Почему это так с точки зрения политики и экономики , я не берусь говорить. Я не экономист. Ничего не могу сказать про политику Центробанка или про действия Правительства. Не знаю, насколько на ситуацию повлияли санкции — прошлый, гораздо более резкий обвал рубля произошел в 1998 году на фоне прекрасных отношений с Западом. Хочется посмотреть на происходящее так, как на общественные неприятности люди смотрели раньше, когда они видели во всем происходящем Промысл Божий Хочется посмотреть на происходящее с другой стороны — так, как на общественные неприятности люди смотрели раньше, когда они видели во всем происходящем Промысл Божий. Промысл ведь никуда не делся — просто в наше время люди думают о нем гораздо меньше. Для чего нам попущено это не смертельное, но неприятное падение достатка? И как нам на него реагировать? Если это звонок, то о чем он — не в экономическом, а духовном смысле — предупреждает? За прошедшие двадцать лет большинство из нас стали жить лучше; я еще помню, как где-то в 1993 году я устроился на работу, где платили целых 300 долларов в месяц — и считал, что мне очень повезло. Вокруг были грязноватые рынки, на которых люди торговали загадочного происхождения сосисками и сливочным маслом, которое, попав домой, неким злым волшебством превращалось в дешевый маргарин. Рестораны и приличные магазины уже были, но туда не стоило и соваться — охрана с первого взгляда опознавала человека, который тут ничего купить не сможет, и выражала легкую подозрительность и неприветливость. Потребительских кредитов то ли не существовало, то ли я о них не слышал — подозреваю, как и абсолютное большинство сограждан. Солнце было, как бывает в молодости, намного ярче, это да, но Москва была значительно более бедным, хаотичным и неблагоустроенным городом.

http://pravoslavie.ru/75751.html

Вступление Инок. Я очень рад вашему приезду, дорогой батюшка, в нашу святую обитель. Надеюсь, что вы поживете у нас подольше, и мы будем иметь возможность часто видеться с вами и беседовать. Иерей. Да, я тоже очень счастлив, что Господь привел меня к вам. Для нас, мирских священников, чрезвычайно важно посещать от времени до времени святые обители и здесь в тишине, уединении и молитве приводить в порядок свою утомленную душу. Вы не можете представить себе, до какой степени душа опустошается и выветривается в повседневной мирской суете. Инок. Мне странно слышать от вас эти слова! Вы – иерей Божий, и вдруг говорите об опустошении вашей души! Вы так часто стоите у престола Божия, молитесь, причащаетесь Св. Таин Христовых! Ведь это же неиссякаемый источник благодатной жизни и духовного укрепления и утешения! Иерей. Совершенно верно, батюшка! Частое богослужение, молитва и причащение Св. Христовых Таин являются источником благодатной жизни и духовной крепости. И тем не менее печальный факт налицо. Отчасти по нашей собственной небрежности и невниманию, отчасти по озабоченности разными неизбежными внешними делами наша молитва нередко бывает рассеянной и слабой, мысли разбегаются и блуждают, сердце становится холодным. Мало- помалу опускаешься, привыкаешь к формальному исполнению своих обязанностей и теряешь то сосредоточенное и благоговейное внутреннее чувство, тот страх Божий, который должен быть главным настроением души не только пастыря, но и каждого верующего христианина. Казалось бы, весь окружающий нас мир Божий должен был бы всегда нами восприниматься как один великий необъятный храм Божий, в котором всегда присутствует Сам Господь, его Творец и Промыслитель. И созерцая в мире Его славу и величие и от этого созерцания проникаясь чувством глубокого благоговения, мы должны были бы и нашу земную жизнь, все наши земные дела рассматривать и устраивать в свете этого благоговейного чувства, подчиняя временное вечному и земное – небесному. В действительности происходит не то. Мы совершенно забываем, что над нами есть Бог , и всецело поглощаемся своими преходящими делами, общественными, государственными, а иногда и просто своими мелкими житейскими дрязгами, сплетнями, своими страстями до такой степени, что слова о вечности, о будущей жизни не находят отклика в нашей душе, как будто совершенно не относящиеся к нашей земной жизни и к нашим земным делам.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/prizov...

«Мнози бо суть звани, мало же избранных». Мысли на неделю 28-ую по Пятидесятнице. Почему же это «мало избранных»? Разве Господь пристрастен – одних избирает, а других отвергает? Разве Он не ко всем людям относится одинаково, как любящий Отец к Своим чадам? Да не подумает кто-либо этого, да не возводит такой хулы на нашего любящего Отца Небесного – Бога! Нет, братие! Господь всем нам одинаково желает добра: Он, как учит Писание,  «всем человеком хощет спастися и в разум истины приити»   ( 1Тим. 2, 4 ). Почему же тогда «мало избранных»? Потому что люди сами бегут от Господа, они сами не желают себе того добра, того высочайшего, ни с чем земным несравнимого блага, которого желает для них Щедрый и Милостивый Господь. Это наглядно и живо показано в евангельской притче «о званных на вечерю», в которой Сам Господь Иисус Христос ярко изобразил те причины, почему избранный народ Божий, во главе со своими вождями и представителями, отверг пришедшего к нему Мессию-Господа и отказался от участия во спасении, которое Промысл Божий в первую очередь для него уготовал. Царство Небесное и его вечное блаженство, которое уготовал Господь всем людям, представлено в этой притче под образом  великой вечери,  или ужина-пира. Хозяин этого пира приглашает гостей на этот пир, единственно по любви своей, и никого не ведет на пир насильно. Каждому «званному» – приглашенному гостю предоставляется на его волю, принять это приглашение или его отвергнуть. Так и Всещедрый Господь всех людей зовет в Свое Небесное Царство, единственно по любви Своей, желая добра человеку, желая всех сделать блаженными; Он никого не принуждает, никого не насилует, не заставляет идти против воли. В Царство Небесное входят люди только добровольно, входят лишь те, которые откликаются на зов Божий, отзываются на призыв Божий. Но что же оказывается на деле? Господь всех людей с великой отеческой любовью зовет к Себе – призывает в Свое Небесное Царство, Он ни для кого не делает исключения – Он всех хочет осчастливить, всем даровать вечное блаженство. У Господа все «званные», но – увы! мало оказывается «избранных».

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

ЦВ 3 (352) февраль 2007 /  14 февраля 2007 г. О литургическом творчестве и " православных заговорах " Мы публикуем сокращенную версию выступления Людмилы Медведевой, зав. отделом богослужебных книг Издательского Совета Русской Православной Церкви, на конференции «Современные проблемы православного книгоиздания». Своим выступлением я хочу попытаться ответить на вопрос, почему Издательский Совет Русской Православной Церкви не выпускает сам и не считает нужным способствовать распространению среди народа сборников молитв «на всякую потребу» и «во всякой немощи». Мы не можем запретить издателям выпускать какие-либо книги: у нас нет на это полномочий. Труды других издателей мы рассматриваем, если они к нам обращаются. Мы не навязываем свою точку зрения, но если нас спрашивают — отвечаем. ...В конце 2006 года в Издательский Совет поступил на рецензию довольно интересный проект. Составители, люди очень искренние, хотели сделать книжицу, по которой охотники и рыболовы могли бы молиться перед выходом на свой промысел. Однако при рассмотрении текста выяснилось, что часть из предлагаемых читателям «молитв» является на самом деле старинными заговорами на удачную охоту и рыбную ловлю, взятыми составителями из неких ученых изданий. Приведу пример: «(Для удачи на охоте.) Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного (имярек), аминь. Ложусь я, раб Божий (имярек), ввечеру, поздно на поздно благословясь и перекрестясь; встаю я, раб Божий, раным-нарано, и умываюсь триденной водой, и утираюсь шитым, браным, тонким полотенцем; пойду я, раб Божий (имярек), из избы дверями, из двора воротами; пойду во чисто поле, в широко раздолье, в зелену дубраву, и стану я эту збрую ставить на белых и на ярых зайцев. Как же катятся ключи, притоки во единый ключ, так бы катились и бежали всякие мои драгоценные звери: серые, ушастые, долгохвостые волки, и черные медведи, и красные бурнастые лисицы, и белые и ярые зайцы и зайни (зайчихи); назад бы они не ворочались, а посторонних бы не бегали. Позади носят Михаил архангел и Гавриил архангел святою своею небесною силою. Во веки веков, аминь. Создай, Господи, благополучие. (Сей заговор глаголи трижды.)»

http://e-vestnik.ru/analytics/o_liturgic...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010