Об антихристе Скачать epub pdf Вместо предисловия Публикуя принадлежащий Национальной библиотеке Республики Карелия список сочинения «Показание прореченнаго прежде в словесех Божиих и давно уже явившагося в мире Великаго Антихриста…», мы имели своей целью сделать доступным для широкой читательской аудитории оставшийся неоконченным и неизданным трактат Феофана Прокоповича (1681–1736) – одного из самых видных ученых и писателей своего времени. Это яркое публицистическое произведение было написано в последние годы жизни его автора – в 1735–1736 гг. и должно было послужить опровержением распространяемых в старообрядческой среде мнений о том, что в лице государей-гонителей раскола (и в первую очередь Петра I) в мир явился Антихист 1 . Композиционно трактат должен был состоять из двух частей, в первой из которых автор со ссылкой на Священное писание перечисляет «характиры» – то есть приметы, отличительные черты Антихриста, которые намеревался применить во второй части к папе римскому 2 (этот намерение прямо выражено в кратком плане сочинения, помещенном в самом начале текста сразу после заглавия – см. в нашей рукописи л. 1 об.). Однако рукопись так и не была завершена, и до настоящего времени дошли лишь первые шесть глав и часть седьмой главы первой части. Публикаторы выражают надежду на то, что до тех пор, пока не будет осуществлено издание более раннего списка «Показания…» (напр., находящегося в сборнике сочинений Феофана Прокоповича , который хранится в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки, ф. 178, шифр 3051), предоставление доступа к позднему списку 1812 года на сайте Национальной библиотеки Республики Карелия окажет помощь как исследователям этого интересного текста в частности, так и всем интересующимся публицистическим наследием и эсхатологическими взглядами Феофана Прокоповича . Рукописный текст «Показания…» для удобства читателей публикуются в современной орфографии, причем «ять» заменяется на «е», «i» – на «и», «фита» – на «ф», «кси» – на «кс», «пси» – на «пс» .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ФЕОФАН (ПРОКОПОВИЧ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архиеп. Феофан (Прокопович) Феофан (Прокопович) ( 1681 - 1736 ), архиепископ Новгородский и Великолуцкий . В миру Прокопович Елеазар, родился 8 июня 1681 года в Киеве в купеческой семье. Оставшись сиротой, мальчиком взят на воспитание дядей, ректором Киевской духовной академии и наместником Киево-Братского монастыря . С помощью дяди поступил в Киевскую духовную академию , где начал обучаться русскому и латинскому языкам. В 1692 году после смерти дяди один киевский благодетель дал ему возможность продолжать образование в академии, где он и учился до 1698 года. Принятие униатства и заграничная учеба По обычаю того времени после окончания академии отправился за границу для завершения своего образования в польских училищах. В Польше принял униатство и пострижен в монашество от униатов с именем Елисея . Принятие униатства составляло тогда неизбежное условие заграничного образования для православных. Обратив на себя внимание униатского духовенства, Прокопович был определен во Владимир Волынский учителем поэзии и красноречия. Через некоторое время послан в Рим , где поступил в коллегию св. Афанасия , учрежденную папой Григорием XIII . Научные занятия здесь настолько захватили его, что он иногда даже забывал о пище. Внимательно присматриваясь к порядкам католической церкви , он хорошо познакомился с католической организацией, и в нем зародилось резко отрицательное отношение к папизму. Отцы иезуиты усиленно склоняли Прокоповича остаться в Италии и вступить в их ряды, но он отклонил их предложения. Возвращение на Родину и принятие Православия В 1702 году вернулся в Малороссию , отрекся от униатства, принял Православие и пострижен в монашество с именем Самуил (в 1705 году переменил свое имя, назвавшись в честь своего дяди Феофаном ). С 1704 года началась его педагогическая деятельность в Киевской духовной академии в качестве преподавателя пиитики .

http://drevo-info.ru/articles/3899.html

Д.Б. Терешкина Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Новгородский филиал) (Великий Новгород, Российская Федерация) Аннотация. В статье предлагается анализ использования евангельского текста в проповедях Феофана Прокоповича . Выявлено, что Новый Завет в опубликованных произведениях Прокоповича привлекается автором реже, чем Ветхий. Это объясняется, вероятно, большей приверженностью сподвижника Петра Первого Закону, нежели Благодати. Евангельское слово у Прокоповича становится источником богатых и многомерных аллюзий, зачастую весьма далеких от его первоначального значения. В проповедях Прокопович проявляет себя прежде всего как искусный ритор и хитрый политик, нежели богослов. Евангельский текст Ф. Прокопович использует для прославления власти и оправдания ее действий и проявляет в этом истинный талант филолога, в совершенстве владеющего искусством красноречия. Ключевые слова : Феофан Прокопович , проповедь , евангельское слово, риторический прием, цитация, аллюзия, политический контекст.   Феофан Прокопович (1681–1736) – первый вице-президент Святейшего правительствующего синода, государственный деятель, сподвижник Петра I, проповедник, писатель, публицист, поэт и философ – одна из наиболее противоречивых фигур в русской словесности и истории. Деятельность Феофана Прокоповича как исторического деятеля и как писателя не раз подвергалась изучению и оценке1. Автор знаковой трагедокомедии «Владимир» (1705), поэтических произведений, трактата «Искусство поэзии» (“De arte poetica”), а также целого корпуса проповедей2, церковный деятель, стоявший у истоков кардинального реформирования Русской Церкви, которого Георгий Флоровский назвал «жутким человеком», «писавшим всегда словно проданным пером» [Флоровский: 122], Феофан Прокопович интересен в связи с использованием евангельского слова в своем творчестве. Анализу евангельского текста в проповедях Ф. Прокоповича ранее не отводилось специального внимания. Примечателен факт, что прямых цитат из Евангелия в проповедях Ф. Прокоповича на удивление немного. Пожалуй, наиболее цитируемыми текстами из Священного Писания у Прокоповича становятся Ветхий Завет и послания апостола Павла. Это кажется весьма симптоматичным, поскольку можно предположить, что Закон для Прокоповича становится важнее Благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СВЯТЕЙШИЙ СИНОД Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Историческое здание Святейшего Правительствующего Синода в Санкт-Петербурге Святейший Правительствующий Синод (греч. synodos - " сходка " , " собрание " , " собор " ) - высший орган церковно-административной власти Русской Православной Церкви , заменявший собой патриарха. Не путать со Священным Синодом - совещательным органом при патриархе Учреждён 14 февраля 1721 года. Упразднён в 1917 году в связи с началом работы всероссийского поместного собора . Состоял из 79 архиереев. Члены Святейшего Синода назначались императором, управляли Синодом государственные чиновники - обер-прокуроры . История В 1718 году, царь Пётр I впервые высказался о необходимости изменения структуры церковного управления и создания Духовной коллегии. Писать проект учреждения Духовной коллегии царь поручил епископу Псковскому Феофану (Прокоповичу) (1681–1736), вызванному в Санкт-Петербург ещё в 1716 году. Именно Феофан с той поры и стал главным помощником Петра в деле проведения церковной реформы. Плодом его труда явился Духовный регламент , составленный к 1720 году, а затем прочитанный и исправленный самим монархом. Главной причиной, по которой была необходима отмена Патриаршества , Феофан считал опасность совместного существования двух властей – духовной и светской. «Простой народ, – говорилось в Духовном регламенте, – не знает, как различается власть духовная от самодержавной, и удивленный славой и честью верховного пастыря церкви, помышляет, что этот правитель есть второй государь, самодержцу равносильный, или ещё и больше его, и что духовный чин есть другое лучшее государство». Другими причинами, по которым церковная реформа была необходима её устроителям, считались: во-первых то, что дела церковного управления при «соборной форме» правления могут идти непрерывно, не задерживаясь за болезнью или кончиной Патриарха, и, во-вторых: правда быстрее достижима при участии в управлении нескольких лиц, а решения «собора», то есть Духовной коллегии, в глазах народа будут авторитетнее и менее зависимы от влияния разных сильных людей.

http://drevo-info.ru/articles/530.html

Представлена коллекция материалов к 300-летию Святейшего Синода февраля 2021 Коллекция " Святейший Синод в истории российской государственности " , посвященная 300-летию этого органа церковного управления, представлена 15 февраля в Президентской библиотеке . Уникальные материалы рассказывают о взаимодействии церковной иерархии и светской власти на протяжении почти 200-летнего периода истории России. Церковная реформа императора Петра I кардинально изменила структуру Русской Церкви и положила начало Синодальному периоду. Существовавший ранее институт патриаршества был отменен: после кончины в 1700 году Патриарха Адриана новый Предстоятель не был избран. Взамен образован коллективный церковный орган управления, который вначале именовался Духовной коллегией, а вскоре был преобразован в Святейший Правительствующий Синод. Царский указ о создании Духовной коллегии вышел 25 января (5 февраля) 1721 года, а уже 14 (25) февраля прошло его первое заседание, ознаменовав невиданную ранее страницу в отношениях Церкви и государства. Основным руководящим документом Синода стал так называемый " Духовный регламент " . Текст его был написан одним из самых влиятельных церковных иерархов того времени - архиепископом Феофаном (Прокоповичем, 1681-1736), в чьем лице государь Петр I нашел искреннего помощника и соратника. " Духовный регламент " поддержали предстоятели других Православных Церквей, о чем свидетельствует сборник " Царская и патриаршие грамоты о учреждении Святейшего Синода: с изложением православного исповедания Восточно-кафолической церкви " . Новая форма церковного управления в России была признана в православном мире. О том, как " Духовный регламент " постепенно входил в церковную жизнь России, рассказывает исследование Николая Кедрова " Духовный регламент в связи с преобразовательной деятельностью Петра Великого " , а также двухтомное сочинение Павла Верховского " Учреждение духовной коллегии и Духовный регламент: к вопросу об отношении Церкви и государства в России " . История Святейшего Синода и синодальных учреждений получила широкое отражение на страницах книг, изданных в России с середины XIX столетия. Церковный историк, специалист по каноническому праву профессор СПбДА Тимофей Барсов (1836-1904) разместил в сборнике " Святейший Синод в его прошлом " свои статьи, опубликованные в журнале " Христианское чтение " и посвященные вопросам синодальной истории, в том числе о возврате к традиционной форме церковного управления - патриаршеству.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

прот. Александр Мень Феофан Феофан (Елисей Прокопович), архиепископ (1681–1736), русский православный церковный деятель и богослов, сподвижник Петра I. Родился в Киеве в семье небогатого купца (возможно, настоящая его фамилия была Церейский; Прокопович – девичья фамилия его матери). Учился в Киево-Могилянской академии. Не окончив курса из-за недостатка средств, в 17 лет отправился странствовать по Европе. В Польше для продолжения учебы принял католичество. С 1698 учился в коллегии св. Афанасия в Риме. В 1701 тайно покинул Рим и пешком отправился на родину. По дороге знакомился с немецким протестантизмом. В 1702 в Почаеве Прокопович воссоединился с Русской Православной Церковью и вскоре начал преподавать богословие, философию, риторику и поэтику в Киевской академии. Из западных странствий он вынес отрицательное отношение к католичеству и симпатию к протестантизму. Это вооружило против него православных богословов Стефана (Яворского) и (Лопатинского), которые высоко ставили латинскую науку и традиции. Царь Петр I, напротив, оценил Феофана именно за его «протестантствующую» тенденцию. Феофан вошел в круг лиц, которые содействовали реформам Петра В.Татищев и другие). Несмотря на протесты противников, он был хиротонисан во епископа Псковского (1718). С этого времени он работал над «Духовным регламентом», документом, узаконившим синодальное управление Русской Церковью. Феофан много содействовал развитию науки и культуры в России. Его поддержкой пользовался молодой среди его учеников были такие крупные ориенталисты, как (Тодорский). После смерти Петра I Феофану удалось в жестокой борьбе избежать участи, которая постигла Меньшикова и других сподвижников царя-реформатора, причем в этой борьбе он не останавливался ни перед какими средствами. Умер Феофан архиепископом Новгородским. Феофан являлся типичным представителем «просветительской» эпохи. Воззрения его сформировались под сильным влиянием протестантизма и Это, в частности, сказалось в его толковании вопроса о и христианской свободе, например в «Книжице, в ней же повесть о распре Павла и Варнавы с иудействующими и трудность слова Петра Апостола о неудобоносимом иге пространно излагается» (М., 1784). В ней он выступает за приоритет Библии в сравнении с церковным Как и протестанты, он называл книги «апокрифами».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

К 300-летию учреждения Святейшего Синода на сайте Президентской библиотеки представлена коллекция уникальных материалов 11 февраля 2021 г. 18:21 На портале Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина представлена коллекция «Святейший Синод в истории российской государственности» , в которой собраны уникальные книги, документы и материалы, рассказывающие о взаимодействии церковной иерархии и светской власти на протяжении почти 200-летнего периода в истории нашего Отечества. Император Петр I отменил существовавший ранее институт Патриаршества, взамен был образован коллективный орган управления Русской Православной Церковью, который вначале именовался Духовной коллегией, и вскоре был преобразован в Святейший Правительствующий Синод. Указ о создании Духовной коллегии вышел 5 февраля (25 января) 1721 года, а уже 25 (14) февраля того же года новое учреждение провело свое первое заседание, ознаменовав тем самым невиданную ранее в российской истории страницу в отношениях между Церковью и государством. Основным руководящим документом Синода стал «Духовный регламент, тщанием и повелением всепресветлейшего, державнейшего государя Петра Первого, императора и самодержца Всероссийского, по соизволению и приговору Всероссийского духовного чина и Правительствующего Сената в царствующем Санктпетербурге в лето от Рождества Христова 1721 сочиненный» . Текст его был написан одним из самых влиятельных церковных иерархов того времени — архиепископом Феофаном (Прокоповичем, 1681-1736), в чьем лице император Петр I нашел искреннего помощника и соратника. Отклик Поместных Церквей представлен в сборнике  «Царская и Патриаршие грамоты о учреждении Святейшего Синода: с изложением православного исповедания Восточно-Кафолической Церкви» . О том, как «Духовный регламент» постепенно входил в церковную жизнь России, рассказывает исследование Николая Кедрова «Духовный регламент в связи с преобразовательной деятельностью Петра Великого» , а также двухтомное сочинение Павла Верховского «Учреждение духовной коллегии и Духовный регламент: к вопросу об отношении Церкви и государства в России: исследование в области истории русского церковного права» .

http://patriarchia.ru/db/text/5770819.ht...

К 300-летию учреждения Святейшего Синода на сайте Президентской библиотеки представлена коллекция уникальных материалов Москва, 11 февраля 2021 г.      На портале Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина представлена коллекция «Святейший Синод в истории российской государственности», в которой собраны уникальные книги, документы и материалы, рассказывающие о взаимодействии церковной иерархии и светской власти на протяжении почти 200-летнего периода в истории нашего Отечества, сообщает Патриархия.ru . Император Петр I отменил существовавший ранее институт Патриаршества, взамен был образован коллективный орган управления Русской Православной Церковью, который вначале именовался Духовной коллегией, и вскоре был преобразован в Святейший Правительствующий Синод. Указ о создании Духовной коллегии вышел 5 февраля (25 января) 1721 года, а уже 25 (14) февраля того же года новое учреждение провело свое первое заседание, ознаменовав тем самым невиданную ранее в российской истории страницу в отношениях между Церковью и государством. Основным руководящим документом Синода стал «Духовный регламент, тщанием и повелением всепресветлейшего, державнейшего государя Петра Первого, императора и самодержца Всероссийского, по соизволению и приговору Всероссийского духовного чина и Правительствующего Сената в царствующем Санктпетербурге в лето от Рождества Христова 1721 сочиненный». Текст его был написан одним из самых влиятельных церковных иерархов того времени — архиепископом Феофаном (Прокоповичем, 1681-1736), в чьем лице император Петр I нашел искреннего помощника и соратника. Отклик Поместных Церквей представлен в сборнике «Царская и Патриаршие грамоты о учреждении Святейшего Синода: с изложением православного исповедания Восточно-Кафолической Церкви». О том, как «Духовный регламент» постепенно входил в церковную жизнь России, рассказывает исследование Николая Кедрова «Духовный регламент в связи с преобразовательной деятельностью Петра Великого», а также двухтомное сочинение Павла Верховского «Учреждение духовной коллегии и Духовный регламент: к вопросу об отношении Церкви и государства в России: исследование в области истории русского церковного права».

http://pravoslavie.ru/137334.html

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! 12.02.2021 К 300-летию учреждения Святейшего Синода представлена коллекция уникальных материалов Материалы можно увидеть на сайте Президентской библиотеки На портале Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина представлена коллекция «Святейший Синод в истории российской государственности», в которой собраны уникальные книги, документы и материалы, рассказывающие о взаимодействии церковной иерархии и светской власти на протяжении почти 200-летнего периода в истории нашего Отечества. Император Петр I отменил существовавший ранее институт Патриаршества, взамен был образован коллективный орган управления Русской Православной Церковью, который вначале именовался Духовной коллегией, и вскоре был преобразован в Святейший Правительствующий Синод. Указ о создании Духовной коллегии вышел 5 февраля (25 января) 1721 года, а уже 25 (14) февраля того же года новое учреждение провело свое первое заседание, ознаменовав тем самым невиданную ранее в российской истории страницу в отношениях между Церковью и государством. Основным руководящим документом Синода стал «Духовный регламент, тщанием и повелением всепресветлейшего, державнейшего государя Петра Первого, императора и самодержца Всероссийского, по соизволению и приговору Всероссийского духовного чина и Правительствующего Сената в царствующем Санктпетербурге в лето от Рождества Христова 1721 сочиненный». Текст его был написан одним из самых влиятельных церковных иерархов того времени — архиепископом Феофаном (Прокоповичем, 1681-1736), в чьем лице император Петр I нашел искреннего помощника и соратника. Отклик Поместных Церквей представлен в сборнике «Царская и Патриаршие грамоты о учреждении Святейшего Синода: с изложением православного исповедания Восточно-Кафолической Церкви». О том, как «Духовный регламент» постепенно входил в церковную жизнь России, рассказывает исследование Николая Кедрова «Духовный регламент в связи с преобразовательной деятельностью Петра Великого», а также двухтомное сочинение Павла Верховского «Учреждение духовной коллегии и Духовный регламент: к вопросу об отношении Церкви и государства в России: исследование в области истории русского церковного права».

http://izdatsovet.ru/pcroc/detail.php?ID...

архиепископ Феофан (Прокопович) (18.06.1681–19.09.1736) архиепископ Феофан (Прокопович) Церковный и государственный деятель, богослов, писатель, поэт, математик, философ, переводчик, ученый, первый вице-президент Святейшего Правительствующего Синода. Биография Елисей, по другим сведениям Елеазар Прокопович, родился в Киеве. Учился в Киево-Могилянской академии и в Католическом университете в Риме. В 1707–1709 прочитал в Киевской духовной академии курс по философии. В 1718 стал епископом, а в 1721 – вице-президентом Синода. С 1724 – архиепископ Новгородский. Выступал как последовательный сторонник петровских преобразований. Прокопович сыграл важную роль в теоретическом обосновании и практическом осуществлении церковной реформы, в упразднении патриаршества и учреждении Синода. Разработал Духовный регламент – своего рода объяснение и оправдание политики государства в отношении церкви. В Регламенте и в трактате " Правда воли Монаршей " обосновывал священный, абсолютный характер царской власти. Его оппоненты (в первую очередь, Стефан Яворский) считали, что, постоянно критикуя в своих сочинениях католицизм («папизм») за претензии на политическую власть («папоцезаризм»), он в то же время сам впадал в противоположную крайность, наделяя государство и монарха всеми возможными атрибутами сакральности (цезарепапизм) и по существу лишая церковь права на реальный авторитет в религиозно-нравственных вопросах. Прокопович испытал определенное влияние протестантизма. Г.В.Флоровский писал по этому поводу в Путях русского богословия : «Не будь в феофановых трактатах имени русского епископа, их автора всего естественнее было бы угадывать в среде профессоров какого-нибудь протестантского богословского факультета. Все здесь пронизано западным духом, воздухом Реформации». Умер Феофан Прокопович в Петербурге 8 (19) сентября 1736.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010